Новости

более $2 миллиардов

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

новые назначения

Президент Кыргызстана подписал указы.

Подробнее...

Фарид Ниязов

назначен руководителем Аппарата Президента КР.

Подробнее...

Кубанычбек Кулматов вновь стал главой Таможенной службы

Подробнее...

Алмаз Кененбаев стал спикером Бишкекского горкенеша

Процедура тайного голосования состоялась 11 декабря на внеочередной сессии.

Подробнее...

президент Жээнбеков одобрил списание долга Кыргызстана перед Россией

Сооронбай Жээнбеков подписал закон о ратификации протокола к Соглашению об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам.

Подробнее...

огни на главной ёлке Кыргызстана зажгут 15 декабря

Подробнее...

бегунки содержатся в спецприёмнике


МИД Кыргызстана прокомментировал ситуацию, связанную с задержанием в США Э.Молдокадыровой и Р.Самудинова.

Подробнее...

Замирбек Карашев

назначен начальником таможни «Ош».

Подробнее...

кок-бору включён в Cписок культурного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана

Подробнее...

Аскарбек Шадиев назначен первым вице-премьер-министром КР

Подробнее...

президенты Кыргызстана и Казахстана поговорили по телефону

Подробнее...

юные хоккеисты из Кыргызстана стали первыми на турнире в США

Подробнее...

терроризм и экстремизм остаются наиболее актуальными угрозами для Кыргызстана

Подробнее...

кыргызстанцы за границей

МИД КР посчитал, сколько кыргызстанцев живет за рубежом.

Подробнее...

Погода в Кыргызстане на декабрь

Подробнее...

ситуация на кыргызско-казахской границе

2 декабря правительства Кыргызстана и Казахстана подписали соглашение о дорожной карте по урегулированию ситуации на границе двух стран.

Подробнее...

президент Жээнбеков рассказал лидерам фракций о поездке в Россию и Беларусь

Подробнее...

на саммите СКБ ОДКБ подписаны документы

Лидеры ОДКБ встретились в Минске, где подвели итоги 15-летней деятельности организации.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в юбилейной сессии СКБ ОДКБ в расширенном составе

Подробнее...

Расследования

КОНФЛИКТ С СОСЕДОМ УГЛУБЛЯЕТСЯ…


Как далеко он может зайти?

 

К чему может привести? И чем закончится?

 

 

 

 


 

Айбек СУЛТАНГАЗИЕВ,

директор Центра исследований региональных проблем:


- Ситуация на кыргызско-казахской границе выявила ряд вопросов, которые необходимо решать как в двусторонних торгово-экономических отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, так и в рамках ЕАЭС.


Ситуация, начавшаяся как ответный ход Назарбаева на жёсткую критику президента Атамбаева, обнажила более практические вопросы, которые требуют адекватного решения. Можно даже говорить о том, что это стало своеобразным тестом готовности как Казахстана, так и Кыргызстана пересмотреть свои отношения уже  в рамках интеграционных процессов ЕАЭС. Думаю, что проблемы на границе будут решены.

 


ЭДИЛ МАРЛИС уулу,

председатель Конгресса тюркских народов:


- Очень надеюсь, что проблема  не будет иметь дальнейшего развития и разрешится в ближайшее время. Сегодня, однако, сохраняется опасная тенденция. Власти обоих государств действуют вразрез интересам своих граждан. Ни кыргызстанцам, ни казахстанцам это противостояние ничего не даст. Да и не хотят народы этого. В век цифровых технологий граждане наших государств прекрасно осведомлены о настроениях и мыслях своих соседей. И относятся друг к другу с той же теплотой.


Мы по своим каналам Конгресса тюркских народов провели опрос в различных городах Кыргызстана и Казахстана. Оказалось, люди по обе стороны границы уверены, что конфликт просто раздут властями республик. И что если его постоянно не поддувать, то он в самое короткое время пойдёт на убыль и сам по себе исчезнет. Ведь ни Казахстану, ни Кыргызстану не получится выйти победителем из этого противостояния. Лидеры наших стран в пожар своих амбиций бросают благосостояние своего народа, о котором они, наоборот, должны заботиться. Казахстан спокойно проживёт и без кыргызских сельхозпродуктов, легко заменив их узбекскими и таджикскими. Возможно, будут поставки из Ирана и Турции - благо продуктов эти страны производят вдоволь.


Кыргызстану же останется потуже затянуть пояс и дальше демонстрировать гордость. Ведь современная история полна примеров введения эмбарго. Есть ли хоть одна страна, которую сломили санкции? Да, жизнь станет труднее, станет дороже, но она будет продолжаться. Просто ещё больше станет импорта из Китая, Турции, Ирана и Индии. Ускорится процесс принятия решения по строительству железной дороги Китай - Узбекистан.


Скорее всего, решение этой проблемы начнётся после инаугурации нового президента Кыргызстана. Ведь для переговоров господину Назарбаеву нужна ровня. И он будет ждать момента, когда к своим обязанностям приступит Жээнбеков. Не признают ещё в нашем регионе парламентского правления и премьер-министра как главную фигуру. А договорятся ли наши президенты? Уверен, что договорятся. В Средней Азии всегда умели это искусно делать. И кыргызы, и казахи всегда были гибкими и отходчивыми. И именно это сохраняло наши народы веками.

 


Сыдыкбек ТАЙЧАБАРОВ,

политолог:


- Не думаю, что ситуация дойдёт до того, что наша страна выйдет из ЕАЭС. Мы очень сильно зависим и от соседей, и от ЕАЭС по многим направлениям. Многое ещё будет зависеть и от того, какое направление выберет новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков. Если он, например, выберет политику конфронтации и усугубления конфликта, то это может привести к весьма печальным последствиям - вплоть до выхода Кыргызстана из ЕАЭС. И, думаю, ему очень невыгодно начинать свой президентский срок с конфронтаций.


Поэтому новый президент и правительство должны начать разбираться по всем пунктам претензий, выдвинутых Казахстаном. Ведь многие эти пункты отвечают и нашим интересам. Например, казахстанцы говорят, что в результате контрабанды китайских товаров ЕАЭС недополучает миллиарды долларов. Получается, недополучает их по пропорциональному разделению и Кыргызстан. Вот если мы эти пункты выполним, а Казахстан всё равно границы не откроет, значит, весь этот конфликт носит чисто политический характер. Но мы тогда хотя бы откроем истинное лицо казахских властей перед нашими союзниками по ЕАЭС.


К чему конфликт приведёт? Вся это ситуация играет очень отрицательную роль для Казахстана, Кыргызстана и ЕАЭС. Потенциальные инвесторы и страны, которые хотят войти на рынок ЕАЭС, могут передумать. И для имиджа ЕАЭС это может сыграть отрицательную роль.

 


Нурлан ИСМАИЛ,

предприниматель:


- Думаю, конфликт не будет долгим. Казахстан полностью перекрывает нашей стране доступ к России - следовательно, это не в интересах самой России, которая теряет доступ к стратегическому партнёру. Кроме того, Кыргызстан является членом ЕАЭС, ШОС и ОДКБ, куда входит и Казахстан. Скорее всего, российский президент не допустит экономической изоляции Кыргызстана.


Что касается требований, которые выдвигает казахская сторона, то они, на мой взгляд, мелочь по сравнению с главным вектором нашей страны. Если руководство Кыргызстана под давлением Казахстана  и  под  угрозой полной изоляции вдруг развернётся в сторону США и Европы, пустит к себе военные структуры этих стран, то у   наших бывших партнёров возникнут сложности. То же самое  возникнет,  если  Кыргызстан примет турецкий или китайский вектор. Умом я понимаю, что этого не будет, но когда тебя обкладывают со всех сторон, начинаешь искать  выход  даже  в  том,  о чём даже не задумывался раньше.


Поставьте себя на место Путина. Он добивается максимального влияния на Азию, а тут из-за  предвыборного ляпа одного президента и амбиций другого целая страна выпадает из сферы влияния! Вы бы это допустили?


Бахтияр ЭРКИМБАЕВ,

руководитель исследовательской группы IZ:


- Причины вроде бы регионального конфликта между Казахстаном и Кыргызстаном кроются на самом деле в глобальной геополитике. Нам известна цель западного проекта - недопущение углубления евразийской интеграции, а в идеале - развал ЕАЭС. Кыргызстан в данном случае избран в качестве мишени и козла отпущения, которого впоследствии можно обвинить в распаде ЕАЭС.


Мы видим, что Россия ЛИБЕРАЛЬНАЯ, представленная рядом СМИ и отдельными политиками, занимает одностороннюю позицию по поводу конфликта, выступая с резкой критикой действий руководства Кыргызстана. Хотя в действительности наибольший удар по евразийской интеграции наносится именно со стороны Казахстана, который стал вмешиваться во внутреннюю политику соседней республики, принял решение о переходе на латинский алфавит и т. д.
Ситуация   во   многом   будет  зависеть  от  России  ЕВРАЗИЙСКОЙ, ПУТИНСКОЙ, которая   на   внешне   видимом плане пока активных действий не предпринимает. Если руководство Казахстана и дальше будет следовать избранному тренду, то Кыргызстан либо может оказаться в ЕАЭС уже в роли Киргизской АССР в составе РСФСР, либо же ему ничего не останется, как идти в объятия Запада. Третий возможный, но нежелательный вариант - это дестабилизация обстановки в нашей республике. С дальнейшей дестабилизацией всей Центральной Азии.


Будем надеяться, что Путину удастся найти рычаги влияния на Назарбаева и ситуация вернётся в прежнее русло. В любом случае, даже если это и произойдёт, это будет лишь временной передышкой. А всё потому, что у евразийской интеграции на просторах бывшего Советского Союза отсутствует общая объединяющая идея. Ведь на исключительно торговых отношениях крепкие межгосударственные союзы построить невозможно. В этом, пожалуй, главный урок кыргызско-казахского конфликта для всего ЕАЭС.


Айбек ЕРМЕКОВ,

журналист (Казахстан):


- Полагаю, далеко этот конфликт не зайдёт. И всё разрешится либо до Нового года, либо сразу после него. Конфликт, а тем более его усугубление, в корне не соответствует интересам ЕАЭС. И над его разрешением сейчас думают не  только  казахская  и  кыргызская стороны. А примеры разрешения гораздо более острых конфликтов на постсоветском пространстве есть. Я имею в виду недавнее обострение латентного армянско-азербайджанского противостояния (карабахский конфликт), которое удалось быстро уладить при российском посредничестве. Это, конечно, мало похоже на то, что творится между Казахстаном и Кыргызстаном. Но у нас ситуация всё же гораздо проще.


Долго этот конфликт продолжаться не может по той простой причине, что возникающие внутри ЕАЭС противоречия дискредитируют саму идею интеграции. И если это дело запустить, то процессы могут стать необратимыми. Не нужно забывать про внешние силы, которые на этом обязательно попытаются или уже пытаются сыграть в свою пользу.


Что думают о конфликте у нас в Казахстане? Мнения у людей разные. Одни, не вдаваясь в детали, однозначно винят кыргызскую сторону. Другие - те, кто подробно интересуется политическими процессами, - усматривают вину обеих сторон. Третьи  говорят, что не следовало главе государства встречаться ни с одним из кыргызских кандидатов в президенты накануне выборов, поскольку сам факт подобных встреч даёт повод для различных кривотолков.

 

 

 

Кыргызстан - Казахстан:

ПАРТНЁРСТВО РАЗОРВАНО…


ПОКА - ТОЛЬКО В РАМКАХ ЕАЭС



Президент Атамбаев подписал закон о денонсации (прекращении действия) кыргызско-казахского соглашения об экономическом сотрудничестве.
 


Подписание закона главой государства состоялось 16 ноября - через 28 дней после того, как правительство Кыргызcтана внесло этот законопроект в парламент; через 7 дней после принятия его Жогорку Кенешем и всего лишь через 2 дня после того, как принятый депутатами закон был направлен на подпись президенту.


То есть все государственные инстанции Кыргызстана сделали всё, чтобы "брак" с Казахстаном официально расторгнуть как можно быстрее - в рекордно короткие сроки. К слову говоря, практика показывает, что БЫСТРЕЕ ВСЕГО у кыргызских законодателей и представителей исполнительной  власти  получается  именно расторгать межгосударственные соглашения.


Этим законом прекращены действия сразу пяти документов.


Прежде всего - Соглашения между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Казахстан о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.

 


В преамбуле соглашения,  подписанного 26 декабря 2016 года в городе Санкт-Петербурге, говорилось о "долгосрочных интересах" двух стран в развитии экономического сотрудничества, об их "заинтересованности в углублении взаимовыгодного сотрудничества по пути евразийской экономической интеграции". Самым главным пунктом соглашения был следующий: "Казахстанская сторона в целях содействия процессам интеграции Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз окажет кыргызской стороне помощь, эквивалентную 100 миллионам долларов США".


Уточнялось, что эта помощь будет предоставляться поэтапно и в следующих формах: услуги, оборудование, товары, обучение, денежные средства - в соответствии с отдельными протоколами.


Два протокола между правительствами Кыргызстана и Казахстана были подписаны в тот же день, 26 декабря 2016 года, - о техническом содействии и о порядке предоставления помощи и контроля за её использованием.   


Согласно этим документам, первый транш Кыргызстану от Казахстана - на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры и модернизацию испытательных лабораторий - должен был составить 7 миллионов 500 тысяч долларов.


Этих денег Кыргызстан получить не успел. Меньше чем через три месяца - 17 марта 2017 года - в Москве между правительствами КР и РК были подписаны ещё два протокола - о внесении изменений и дополнений в два первых протокола. Теперь уже предусматривалось выделение Казахстаном Кыргызстану первого транша в размере 41 миллиона долларов.


В августе 2017 года на экономическом форуме "Иссык-Куль-2017" заместители министров финансов двух стран подписали ещё один документ - "детализированный перечень мероприятий технического содействия Кыргызской Республике". Он предусматривал, что техническая помощь на  41 миллион долларов будет распределена между 11 государственными органами Кыргызстана.


И  вдруг  через  какие-то два месяца - когда эти госорганы (в  том  числе  Государственная таможенная служба, Минздрав, Минсельхоз КР) уже  готовились  осваивать казахстанский грант - разразился казахско-кыргызский пограничный кризис. И эти деньги вдруг Кыргызстану стали не нужны - правительство КР спешно начало процедуру денонсации соглашения со всеми протоколами.


Между тем ещё на третий день кризиса, 13 октября, деньги были ещё нужны - Минэкономики Кыргызстана как ни в чём не бывало отправило в Казахстан реквизиты, без которых перечисление денег невозможно.


Официальную причину денонсации соглашения о выделении Кыргызстану 100 миллионов долларов всё то же Минэкономики КР в справке - обосновании к законопроекту обозначило так: "До настоящего времени помощь не представлена кыргызской стороне". Между тем казахская сторона ответственность за это возложила на Кыргызстан, заявив, что "процесс предоставления кыргызской стороной необходимых документов и соответствующих смет затянулся". И что первый транш должен был поступить уже в ноябре.


Словом, история этого соглашения и его денонсации остаётся весьма странной.


Согласно принятому закону,  Министерство иностранных дел Кыргызстана должно теперь уведомить правительство Казахстана о прекращении действия соглашения и  протоколов к нему. Казахская сторона между тем сложа руки не сидела - Министерство национальной экономики РК тоже уже разработало законопроект о денонсации соглашения, который вот-вот должен быть направлен в парламент Казахстана.


Артур  ИСАЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить