Новости

более $2 миллиардов

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

новые назначения

Президент Кыргызстана подписал указы.

Подробнее...

Фарид Ниязов

назначен руководителем Аппарата Президента КР.

Подробнее...

Кубанычбек Кулматов вновь стал главой Таможенной службы

Подробнее...

Алмаз Кененбаев стал спикером Бишкекского горкенеша

Процедура тайного голосования состоялась 11 декабря на внеочередной сессии.

Подробнее...

президент Жээнбеков одобрил списание долга Кыргызстана перед Россией

Сооронбай Жээнбеков подписал закон о ратификации протокола к Соглашению об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам.

Подробнее...

огни на главной ёлке Кыргызстана зажгут 15 декабря

Подробнее...

бегунки содержатся в спецприёмнике


МИД Кыргызстана прокомментировал ситуацию, связанную с задержанием в США Э.Молдокадыровой и Р.Самудинова.

Подробнее...

Замирбек Карашев

назначен начальником таможни «Ош».

Подробнее...

кок-бору включён в Cписок культурного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана

Подробнее...

Аскарбек Шадиев назначен первым вице-премьер-министром КР

Подробнее...

президенты Кыргызстана и Казахстана поговорили по телефону

Подробнее...

юные хоккеисты из Кыргызстана стали первыми на турнире в США

Подробнее...

терроризм и экстремизм остаются наиболее актуальными угрозами для Кыргызстана

Подробнее...

кыргызстанцы за границей

МИД КР посчитал, сколько кыргызстанцев живет за рубежом.

Подробнее...

Погода в Кыргызстане на декабрь

Подробнее...

ситуация на кыргызско-казахской границе

2 декабря правительства Кыргызстана и Казахстана подписали соглашение о дорожной карте по урегулированию ситуации на границе двух стран.

Подробнее...

президент Жээнбеков рассказал лидерам фракций о поездке в Россию и Беларусь

Подробнее...

на саммите СКБ ОДКБ подписаны документы

Лидеры ОДКБ встретились в Минске, где подвели итоги 15-летней деятельности организации.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в юбилейной сессии СКБ ОДКБ в расширенном составе

Подробнее...

Расследования

ПОЧЕМУ В БИШКЕКЕ ДОРОГИ ДЕРЬМОВЫЕ?

altАКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

 Потому, что строят их на то, что остаётся от откатов для чиновников, уверен специалист.


 


    Один умелец изобрёл уникальную технологию строительства дорог. Дорог практически вечных - не требующих ремонта долгие годы. Умельцу этому памятник бы при жизни поставить… Но вместо этого все от его изобретения стали шарахаться, словно черти от ладана.

    А однажды пришли к изобретателю очень серьёзные ребята из структур, близких к дорожному строительству, и без обиняков пригрозили: "Засунь своё изобретение сам знаешь куда, иначе мы тебя самого в асфальт закатаем. Мы в твою кормушку не лезем, и ты в нашу не лезь". Умелец оказался понятливым и уехал за границу - искать применения своим талантам там.

    Эту то ли байку, то ли реальную историю наш собеседник считает правдоподобной. Алмаз (назовём его так) - инженер-дорожник, знакомый с этой проблемой не понаслышке. Он откликнулся на наши публикации, посвящённые состоянию бишкекских дорог. И разговор начал с весьма странной на первый взгляд фразы:  "Хорошие дороги сегодня не нужны ни чиновникам, ни самим строителям".

    Что же, попытаемся в очередной раз - теперь с помощью специалиста - разгадать загадку главного бишкекского проклятия - отвратительных дорог.


    - Так почему даже новые дороги в Бишкеке за зиму разбиваются?

    - Потому что строят их с нарушением технологии. А строят так потому, что строители-подрядчики экономят буквально на всём.

    - Опять же - почему?

    - Они просто вынуждены экономить. Иначе не выкрутишься. Корень зла - в ОТКАТАХ, которые подрядчикам приходится платить некоторым чиновникам.

    - Каковы размеры откатов?

    - В бытность предыдущего мэра - 8 процентов от суммы финансирования. При нынешнем - в 2010 году стало 10 процентов, а в 2011 году откаты уже докатились до 12-18 процентов.
    И вот выделяется под строительство конкретной дороги в полтора километра, допустим, 30 миллионов сомов. В тендере участвуют 5-6 компаний, запрашивающих за эту работу от 25 до 40 миллионов сомов.  Выигрывает фирма, предложение которой - 27 миллионов сомов. Вот первая извращённая сторона наших тендеров - смотрят на дешевизну предложения, а не на способность подрядчика построить дорогу качественно. Да и как эта фирма тендер выиграла - большой вопрос.
    Итак, фирма берётся строить дорогу за 27 миллионов сомов. Но построить её можно только за 30 миллионов - и ни тыйыном меньше. Специалисты ведь всё просчитали - в том числе хорошие комплектующие, хороший битум российский. Значит, уже придётся сэкономить 3 миллиона сомов. Теперь считаем. Из этих 27 миллионов, скажем, десять процентов уходит на откат. На работу остаётся чуть больше 24 миллионов сомов. Компании нужно ещё и прибыль получить. В итоге вместо того, чтобы сделать дорогу на 30 миллионов сомов, мы её делаем миллионов за двадцать.
    На чём экономим? Для строительства новой дороги выкапывается так называемое "корыто" - яма. Вместо положенного полуметра её глубину делаем вполовину меньше. Затем делается "подушка" дороги. Насыпается слой грубой песчано-гравийной смеси - вместо 25-35 сантиметров сыплем 10-15 сантиметров. Затем кладётся слой более мелкой фракции -  опять же в несколько раз тоньше, чем положено. Сверху кладётся в два слоя асфальт.

alt

    - На его толщине тоже экономят?

    - На нём стараются не экономить. Ведь компании, работающие на бюджетные деньги, время от времени проверяет Счётная палата. Берёт так называемые керны - образцы уложенного асфальта, чтобы проверить толщину его слоя. Проверка, естественно показывает - асфальт качественный. А вот если бы Счётная палата долбила чуть глубже и проверяла ещё и толщину "подушки" дороги - тут вся "химия" и вылезла бы. Ведь именно на "подушке" идёт основная экономия. Результат - вода проникает в "подушку", асфальт плывёт, рушится, проваливается.
    Вот ещё схема. В Бишкеке и его окрестностях - более двух десятков карьеров. Но песчано-гравийная смесь пригодна для дорожного строительства максимум из трёх-четырёх карьеров. У них, естественно, цены высокие - ведь материал хороший. Что делают строители, чтобы сэкономить? Берут материал некачественный, с примесью глины. Материал обязательно должен пройти одобрение в лаборатории Госстроя. Берём пару мешков песка с хорошего карьера, отвозим в Госстрой. Берём с этого карьера процентов 30 материала. А остальное потихоньку, чтобы никто не заметил, берём с другого карьера, дешёвого. С хорошим карьером договариваешься: платишь за них налоги, а они тебе выписывают счёт-фактуру на весь объём материала, якобы пущенного на строительство дороги.

    - Теперь - о нашем кошмарном ямочном ремонте. Вам не кажется, что от него нужно отказаться вообще?

    - Почему же? Его тоже можно делать качественно. Беда в том, что и на нём экономят, и под него списывают огромные деньги. Сейчас его делают так: вырубают кусок асфальта, заливают по краям битум и укладывают новый асфальт - с горкой. А края ямы, по технологии, нужно ещё обжигать так называемым тепловым копьём - специальной горелкой. И асфальт класть в два слоя, а не в один, как сейчас делают. Тогда эта заплатка года два-три простоит. Но так делать дороже. Квадратный метр ямочного ремонта обычно стоит около 500 сомов. Из такого расчёта идёт и финансирование. Реально же каждый метр обходится в 200-250 сомов.

    - Скажите, а есть в Бишкеке дороги, сделанные на совесть?

    - Есть. Посмотрите на дороги, тендер на строительство которых проводил АРИС - Агентство по развитию и инвестированию сообществ - на деньги Всемирного банка. Это дороги в шести-семи бишкекских жилмассивах. Они не разрушаются, не проваливаются. Хотя строили их самые обычные компании. И слой асфальта на этих дорогах даже вполовину тоньше, чем на других дорогах Бишкека: у Всемирного банка тогда не хватило денег, и решили сделать побольше километров дороги, а качество сохранить за счёт утолщения "подушки".
    И вот как стояли эти дороги, так и стоят, на них - ни ямок, ни трещинок. А всё почему? В этом проекте НИКТО НЕ ТРЕБОВАЛ НИКАКИХ ОТКАТОВ. И никому даже в голову не приходило тайно экономить.

    - Такой, значит, он простой - рецепт строительства хороших дорог?

    - Да. И пример с АРИСом это подтверждает.

    - Что же нужно сделать, чтобы победить это вечное бишкекское проклятье - дорожный кошмар?

    - Начинать нужно с тендеров. Вся их сегодняшняя якобы прозрачность - фикция. Общественность и пресса могут присутствовать лишь на вскрытии конвертов с заявками. А о том, что происходит за кулисами, они никогда не узнают и не поймут. А за кулисами все подрядчики будут обязательно искать выходы на чиновников. Те, кто придерживается принципа: "Ни сома на откаты", - останутся за бортом.
    Чтобы тендеры были по-настоящему прозрачными, тендерная комиссия должна объяснять, почему того или иного подрядчика она отклонила, а этому, наоборот, отдала предпочтение. Какие работы и где выполнял подрядчик в прошлые годы, сейчас не афишируется. А надо бы! И компании, запятнавшие себя строительством некачественных дорог, к тендеру вообще подпускать нельзя. И главное - процентов тридцать членов тендерных комиссий должны составлять абсолютно независимые наблюдатели из числа специалистов (сегодня же в комиссиях сидят только представители мэрии Бишкека и правительства).

    - Скажите, а неужели нельзя ухаживать за дорогами в течение всего года, как это делают в цивилизованных странах?

    - Можно - и нужно. Если за нормально уложенным асфальтом ухаживать, то срок его службы составляет около трёх лет - без всякого ремонта. Заливать трещинки и швы можно круглогодично. Это лучше, чем летом пыль и грязь разводить. Но для этого нужно оборудование, которого сегодня ни у кого из строителей нет. Оно довольно дорогое - 100-150 тысяч долларов. И покупать это оборудование никому не выгодно - потому что не будет заказов. Чиновники в этом уходе за дорогами НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ. Надо полагать, потому что тогда не придётся каждый год проводить тендеры…
    Сегодня при строительстве дороги просто устанавливается гарантийный срок - один год. А нужно, чтобы в условия договора забивался такой пункт - в течение минимум трёх лет подрядчик обязуется ещё и ухаживать за дорогой. Добросовестной компании это будет только выгодно. Сегодня же иметь хорошие дороги, как я говорил, невыгодно никому. Кроме бишкекчан.

    - Бишкекчане недоумевают: уже середина апреля, а дороги ремонтировать никто и не начинает. Не знаете, почему?

    - Потому что ещё не вышло так называемого "титула". Это  определение объёма работ и их финансирование на этот год. В прежние годы дорожники уже в середине февраля знали, какие дороги будут ремонтироваться. А в этом году, насколько мне известно, не знают этого даже в мэрии Бишкека. Тендер объявили - но, думаю, только для того, чтобы народ сильно не волновался. Городские чиновники эту задержку объясняют тем, что правительство якобы ещё не профинансировало ремонт дорог в Бишкеке. На этот год, по моим данным, на строительство новых дорог в Бишкеке заложили всего лишь 30 миллионов сомов (в прежние годы выделялось от 200 до 400 миллионов сомов). И около 70-100 миллионов сомов выделено на восстановление улиц Некрасова и Рыскулова, на которых покрытие положили ещё в прошлом году, но за зиму всё испортилось.

    - Словом, не скоро мы, бишкекчане, будем ездить по нормальным дорогам…

    - Похоже, что так.

Вадим НОЧЁВКИН


КСТАТИ

    Лишь 30 апреля состоится вскрытие тендерных заявок на реконструкцию и капитальный ремонт дорог Бишкека в этом году. Об этом Управление по конкурентной политике мэрии Бишкека сообщило в начале этого месяца в крошечном объявлении, размещённом в малотиражной правительственной газете "Слово Кыргызстана".

    Наша редакция будет отслеживать, кому доверят ремонт столичных дорог. И постарается спрогнозировать - чего ждать от этого ремонта.




НАРАСТАЮТ  ТРЕБОВАНИЯ  ОТСТАВКИ

МЭРА  БИШКЕКА  И. ОМУРКУЛОВА


Прежде всего - за разбитые столичные дороги.


    В начале апреля политическая партия "Ак Бата" распространила заявление, уличающее работу мэрии Бишкека в коррумпированности и бездеятельности. Оно, в частности, обратило внимание общественности на разбитые дороги.
    "Решение дорожной проблемы в столице связано с преодолением коррупции, - говорилось в заявлении. - Нам стало известно, что на строительство и реабилитацию 19 автотрасс израсходовано свыше 419 млн сомов. Однако в результате половина из них с браком, хотя не прошло и года. Повторяется история 2010 года, когда подрядные организации работали из рук вон плохо, а мэрия, как ни в чём не бывало, оплачивала их расходы из бюджета столицы. Примечателен факт, что основные тендеры выигрывает одна и та же компания - ОсОО "Грант Старт". Их общая сумма составляет 372 млн 721 тыс. 578 сомов или около 8 млн 200 тысяч долларов. Всё объясняется тем, что руководство ОсОО "Грант Сервис" состоит в родственных отношениях с начальником Управления капитального строительства мэрии М.Э. Мияровым, которого назначил на эту должность в июле 2010 года нынешний градоначальник Иса Омуркулов", - подчеркивалось в заявлении.
    А на минувшей неделе инициативная группа "Мой Бишкек" в своём обращении, распространённом через СМИ, потребовала отставки мэра Бишкека Исы Омуркулова и привлечения его к ответственности. Эта инициатива, судя по реакции в Интернете, нашла самый горячий отклик у общественности. Прежде всего - из-за ужасного состояния бишкекских дорог.


ПРИЕХАЛИ!


Мэрия поддержит инициативы горожан, желающих отремонтировать дороги на собственные средства.


    Об этом заявил вице-мэр Бишкека Вячеслав Красиенко, отвечая на вопрос АКИpress, могут ли частные лица делать ремонт автодорог за свой счёт.
    Как сказал он 11 апреля, прежде чем проводить ямочный ремонт или другие виды ремонта дорожного полотна, необходимо согласовать работы с транспортными службами.
    Касательно инициативы руководителя общественного фонда WelcomeKG Атая Садыбакасова, изъявившего желание за свой счёт залатать дыры на некоторых участках центральных улиц, вице-мэр сказал, что "таких заявлений много, но действий нет".
    "Во всяком случае инициатива подобного рода не наказуема", - сказал Красиенко.


Эх, дороги…


    В 2012 году в Чуйской области Кыргызстана асфальтируют 41 километр дорог. Об этом на заседании фракции "Ата Мекен" сообщил директор департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций Омурбек Турдумамбетов.
    По его словам, в 2012 году на ремонтные работы по Чуйской области выделено 256 миллионов сомов.
    Омурбек Турдумамбетов отметил, что в 2011 году в Баткенской области выполнены работы на 122 миллиона сомов. "Из них на ремонт дорог затрачено 93 миллиона. На строительство дороги в объезд узбекского анклава Сох предусматривалось 60 миллионов сомов. Однако по факту ушло 60,8 миллиона. В 2012 году на текущий ремонт дорог предусмотрено 122 миллиона сомов. Ещё 368 миллионов выделено на завершение строительства дороги вокруг анклава Сох, на строительство дорожного полотна в одном проблемном селе в Исфане и завершение двух-трёх мостов", - добавил он.


МЭРИЯ НЕДОВОЛЬНА


    Ямочный ремонт, произведённый частными лицами по бульвару Эркиндик от улицы Токтогула до улицы Московской, выполнен без соблюдения технологии. Об этом сообщает управление по связям с общественностью мэрии города Бишкека.
    МП "Испытательная Дорожная Лаборатория" сообщает, что 12 апреля текущего года силами частных лиц был произведён ямочный ремонт общей площадью около 12 квадратных метров. При визуальном обследовании были выявлены нарушения технологии производства ямочного ремонта. В частности не произведена вырубка повреждённого асфальтобетонного покрытия по очерченному контру, не произведена проливка краёв выбоин битумом и не произведено должным образом уплотнение.
    "Если работы будут продолжаться без соблюдения технологии, то в кратчайшие сроки возможны разрушения новых уложенных асфальтобетонных смесей. Это, в свою очередь, приведёт к повторному проведению текущего ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия данного участка", - говорится в сообщении мэрии.
    Напомним, что сын экс-президента КР Розы Отунбаевой - Атай Садыбакасов вместе со своими друзьями 12 апреля провел ремонт дорожного полотна на вышеуказанном участке. Своё желание "залатать дыры" на дорогах он объяснил тем, что устал ждать от мэрии обещаний.

"КАБАР"


Правительство отремонтирует дороги

на грантовые средства Китая


    16 апреля парламентский комитет по бюджету и финансам рассмотрел вопрос о ратификации Соглашения между Кыргызстаном и Китаем по реализации проекта реконструкции дорог.
    "Китай выделит грант в 40 миллионов юаней, на которые будут отремонтированы дороги. Этих средств хватит на капитальный ремонт улиц Боконбаева и Льва Толстого", - сообщил депутатам вице-мэр Бишкека Бакытбек Дюшембиев.
    Депутат Эльмира Джумалиева ("Республика") отметила, что мэрии стоит рассмотреть проект реконструкции и других улиц. "Вам следует просмотреть списки улиц, где нужен ремонт. Такие улицы, как Гагарина или Некрасова, вроде бы находятся в черте города, а состояние у них ужасное", - заметила она.
    Заслушав информацию, члены парламентского комитета одобрили проект о ратификации соглашения.

knews.kg



ЗВОНОК В РЕДАКЦИЮ:

    "Я прочитала в вашей газете заметку "Бишкек - город грязи и вони" и тоже хочу пожаловаться. Мы, жители м-на "Асанбай", уже две недели пытаемся дозвониться до мэра, но ни разу нам это не удалось. В приёмной (т.611166) постоянно отвечают, что его на месте нет - то он на выезде, то на совещании, то ещё где-то. Мы хотим рассказать ему о проблемах нашего района и спросить, будут ли они решаться. А проблемы такие: такие же горящие мусорки и южная магистраль, у которой одно лишь название - дороги там нет, одно направление. Звоним мы и вице-мэру Бакыту Осмоновичу (т.610820), которого тоже никогда нет на месте. Такое ощущение, что мэрии у нас просто нет, чиновники игнорируют горожан и наши проблемы. Говорят, что на окраинах положение улучшилось. Так наоборот - оно только ухудшилось. Спасибо, если напечатаете об этом в газете, мы уже отчаялись звонить в мэрию". Асель.


    Читатели продолжают забрасывать нашу редакцию фотографиями улиц и дорог столицы.

    "Вот так выглядит наша улица! - сообщает бишкекчанин. - Мы куда только не обращались!.. Но городским властям всё безразлично. Пусть им будет стыдно по поводу нашей улицы, которая носит имя отца ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ ТОРОКУЛА АЙТМАТОВА!"


alt

alt

alt

alt

 





Уважаемое "Дело №…"!

    Это фотографии ул.Чапаева. Жители в шоке! Улица похожа на полигон для испытания машин… Это кошмар! Проехать невозможно.

    Предлагаем заставить мэра Омуркулова ездить по этой улице на работу и с работы. Тогда, может быть, дорогу хотя бы начнут делать.

 alt

alt

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить