Новости

более $2 миллиардов

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

новые назначения

Президент Кыргызстана подписал указы.

Подробнее...

Фарид Ниязов

назначен руководителем Аппарата Президента КР.

Подробнее...

Кубанычбек Кулматов вновь стал главой Таможенной службы

Подробнее...

Алмаз Кененбаев стал спикером Бишкекского горкенеша

Процедура тайного голосования состоялась 11 декабря на внеочередной сессии.

Подробнее...

президент Жээнбеков одобрил списание долга Кыргызстана перед Россией

Сооронбай Жээнбеков подписал закон о ратификации протокола к Соглашению об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам.

Подробнее...

огни на главной ёлке Кыргызстана зажгут 15 декабря

Подробнее...

бегунки содержатся в спецприёмнике


МИД Кыргызстана прокомментировал ситуацию, связанную с задержанием в США Э.Молдокадыровой и Р.Самудинова.

Подробнее...

Замирбек Карашев

назначен начальником таможни «Ош».

Подробнее...

кок-бору включён в Cписок культурного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана

Подробнее...

Аскарбек Шадиев назначен первым вице-премьер-министром КР

Подробнее...

президенты Кыргызстана и Казахстана поговорили по телефону

Подробнее...

юные хоккеисты из Кыргызстана стали первыми на турнире в США

Подробнее...

терроризм и экстремизм остаются наиболее актуальными угрозами для Кыргызстана

Подробнее...

кыргызстанцы за границей

МИД КР посчитал, сколько кыргызстанцев живет за рубежом.

Подробнее...

Погода в Кыргызстане на декабрь

Подробнее...

ситуация на кыргызско-казахской границе

2 декабря правительства Кыргызстана и Казахстана подписали соглашение о дорожной карте по урегулированию ситуации на границе двух стран.

Подробнее...

президент Жээнбеков рассказал лидерам фракций о поездке в Россию и Беларусь

Подробнее...

на саммите СКБ ОДКБ подписаны документы

Лидеры ОДКБ встретились в Минске, где подвели итоги 15-летней деятельности организации.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в юбилейной сессии СКБ ОДКБ в расширенном составе

Подробнее...

Расследования

НА ОТКАТЫ КАЖДЫЙ ГОД УХОДИЛА ПАРА МИЛЛИАРДОВ КАЗЁННЫХ СОМОВ

alt

     Если чиновники не умерят свои аппетиты сейчас, то к осени могут оказаться под следствием,

 

   - обещает Бакыт Бакетаев, известный политолог и постоянный эксперт нашей газеты.

    Сегодня он выступает у нас в новом - и весьма неожиданном - качестве. На днях Бакетаев возглавил управление по финансовому контролю и противодействию коррупции - совершенно новую структуру, созданную недавно в Министерстве финансов.


    - Кто только в Кыргызстане с коррупцией не борется, теперь и Минфин этим занялся? 
    - Да. И это вполне логично. Дело в том, что всего лишь процентов пять нашей отечественной коррупции связаны с пресловутыми взятками в правоохранительных органах и судах, с "крышеванием" наркобизнеса и тому подобными преступлениями. Ещё пять процентов связаны с кадровыми назначениями в госорганах. А ДЕВЯНОСТО ПРОЦЕНТОВ коррупции крутятся вокруг БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ. Именно бюджетных - потому что руководитель-частник своим подчинённым воровать не даст. А все казённые деньги проходят через Минфин. Значит, именно здесь в первую очередь и нужно ставить барьер для коррупции.
    Лично я против репрессивных мер в борьбе с коррупцией. Они неэффективны - это известно ещё со времён Римской империи. И в Кыргызстане всех этих репрессий, всех этих страшных структур типа Агентства по борьбе с коррупцией боятся, может, два процента коррупционеров. Остальные не боятся, кыргызстанцы вообще смелый народ (смеётся). А Минфин - именно то ведомство, которое может заткнуть дырки, через которые утекают деньги из бюджета, самым что ни на есть мирным путём - законодательным. Поэтому мне и показалось интересным предложение министра финансов Акылбека Жапарова. "Ты вот нас только критикуешь, - сказал он мне как-то, - а попробуй-ка сам!". Попробую…
    - Тогда начнём с самого сегодня больного для бишкекчан вопроса - отвратительного состояния дорог. В одном из последних номеров газеты мы дали слово специалисту, который раскрыл тайну этого вечного бишкекского проклятья: строители-дорожники вынуждены экономить и халтурить потому, что им приходится укладываться в суммы, остающиеся после отстёгивания откатов чиновникам. А это уже по вашей части.
    - Да, по нашей.
    - Вы согласны с тем, что схемы откатов существуют?
    - Конечно, существуют, кто бы спорил! Даже больше скажу: откаты в Кыргызстане - явление тотальное! Именно они и составляют основу коррупции. Самое поразительное, что деньги "откатывают" не только предприниматели-поставщики чиновникам, чтобы получить заказ. Откаты платят даже государственные учреждения! Чтобы получить то, что им и так положено - финансирование.
    Ещё недавно это выглядело примерно так.
    Приходит председатель айыл окмоту (сельской управы) к начальнику райфинотдела: "Слушай, мне школу надо отремонтировать, профинансируй". - "Отстань, у меня другие школы на очереди стоят, состояние - похуже твоей". - "Шеф, слушай… Не обижу… Пять процентов - тебе". - "Хм… Ладно, получи подпись в акимиате".
    Идёт председатель в районную госадминистрацию, получает там подпись (пообещав ещё один процент отката). Собирает начальник райфинотдела заявки на все такие же школы-счастливчики, едет вместе с акимом в областное управление финансов. Ходят там по кабинетам, подмигивают чиновникам, а слышат только одно: "Отстаньте, у нас посложнее район есть". Наконец, произносят магическую фразу: "Пять процентов…". И получают нужную визу.
    Едет начальник облфинуправления в Министерство финансов - с толстым портфелем заявок на всю область. Здесь ему тоже говорят: "Отстань, нам с самой отдалённой областью, Баткенской, сначала надо разобраться - там ситуация вообще катастрофическая". Но чиновник проявляет завидную настойчивость (потому что очень заинтересован) - и финансирование благополучно пробивает.

alt

    - Вы сказали: "недавно выглядело", а разве что-то изменилось?
    - Изменилось. Министр финансов Жапаров делает, на мой взгляд, гениальную вещь - упорно вводит двухуровневый бюджет вместо прежнего четырёхуровневого. Он убрал второе и третье звенья - районное и областное. Эти финансовые отделы и управления  теперь занимаются только статистикой. А соискатели бюджетных денег, начиная от сельских управ, будут получать их напрямую в Минфине.
    Здесь брать с них откаты никто не рискнёт. Слишком маленькие суммы и слишком много уйдёт информации. Ведь сельских управ в стране много. У одного председателя возьмёшь, у второго, а третий обязательно сдаст! Слишком опасно… А на уровне сельской управы, школы или больницы украсть труднее. Ведь там все всё знают. Учителя знают, сколько классов отремонтировано, врачи знают, сколько кроватей куплено. Каждый коллектив теперь знает: директору или главврачу не надо с районом и областью "делиться", а в Минфине пачкаться на откатах не будут.
    - И сколько всего денег уходило на эти откаты?
    - По моим подсчётам, после введения двухуровневого бюджета до бюджетников каждый год будет доходить примерно на 2 миллиарда сомов больше. Это те деньги, которые оседали в виде откатов по карманам чиновников районного и областного уровней. Расходная часть госбюджета Кыргызстана - в среднем 95 миллиардов сомов. Так вот, примерно с 50 миллиардов брались откаты.
    Словом, резко снизилась коррупциогенность самой процедуры получения бюджетных денежных средств. И для этого, как видите, не понадобилось никого сажать и кошмарить.
    Проблема ещё в том, что наша финансовая система очень усложнена. И усложнена тоже коррупциогенно - то есть специально так, чтобы никто, кроме самих финансистов, не мог понять, куда идут финансовые потоки. Уже молчу про обывателя - даже специалисты правоохранительных органов, призванные бороться с коррупцией, мозги себе сломают, пока разберутся в этой системе. Или пока сами финансисты не раскроют им всех секретов финансовых потоков. Если захотят…
    Как с этим бороться? Только одним способом - систему УПРОЩАТЬ. Будет создан единый казначейский счёт. И проверяющие смогут разобраться в этих денежных потоках за один день, а сейчас они бьются над этим месяцами. Советский бухгалтерский учёт был и без того сложный, а в течение 20 лет независимости Кыргызстана его всё больше усложняли и усложняли. Тоже, считаю, специально - чтобы создать почву для воровства. Сейчас внедряется европейская система бухучёта - предельно простая и понятная. За 20 лет в Кыргызстане так и не был написан Бюджетный кодекс. Сейчас его разрабатывают наши специалисты - в одной книге будут наконец-то собраны все, проще говоря, правила направления денежных потоков - вместо бесчисленных указов, постановлений и инструкций. Это тоже поможет поставить барьер  коррупции.
    - Вернёмся к многострадальным бишкекским дорогам и к воровству при их ремонте и строительстве. С какой стороны вы намерены подобраться к этой проблеме?
    - Со стороны тендеров. Будет внедрена система электронных закупок. Сейчас в Минфине разрабатывается единый интернет-сайт государственных закупок. Все потенциальные подрядчики будут свои заявки направлять только туда. До вскрытия конвертов предприниматель и чиновник вообще не имеют права встречаться и общаться лично. Если их кто-то за этим застукает - всё, участник тендера выходит из игры.
    Все условия, которые предлагают участники тендера, будут предельно прозрачны. И будет понятно, чьи дороги придётся опять ремонтировать через год (битум, скажем, этот подрядчик использует китайский), а чьи - через три года (битум дорогой, но качественный, российский). Оптимальный вариант затрат будет выбирать компьютер. И если тендерная комиссия вдруг выберет другого подрядчика, это сразу бросится всем в глаза - причём в режиме онлайн. Можно будет сразу уголовное дело возбуждать - улики долго искать не придётся.

alt

    - Эта система в какой-нибудь стране уже действует?
    - Во многих странах действует. Кстати, после того, как систему электронных закупок ввели в Грузии, сразу полезли любопытные цифры. На закупку инсулина для больных диабетом грузинские чиновники раньше тратили 17 миллионов долларов в год, а после проведения первого же тендера путём электронных закупок цена упала до 8 миллионов долларов. Уже возбуждены уголовные дела на бывших министров, которые этими закупками занимались.
    Я уверен: после первого же тендера, проведённого по системе электронных закупок в Кыргызстане (в том числе по ремонту дорог), тоже вылезет большая разница в ценах... И появится очень много работы для Антикоррупционной службы и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.
    - Когда же эта система заработает?
    - Мы планируем запустить её где-то в сентябре. Проблема в специалистах-айтишниках - они должны скомпоновать программы. Но уже сейчас в пилотном режиме работает проект "Открытый бюджет". На интернет-портале Минфина любой обыватель может в режиме онлайн увидеть, как текут денежные потоки в бюджет и из бюджета. От кого в казначейство поступила заявка и куда - в течение часа! - пошли деньги. Казначейство полностью раскрыто. Этого пока нет в других странах СНГ, даже в Грузии.
    - До сентября далеко, а тендеры проводятся уже сейчас. Они окажутся под вашим контролем?
    - Разумеется. Наше управление мониторит каждый тендер. Как именно - не скажу, это наш секрет. И уже сейчас у нас возникает масса вопросов - организаторы тендеров допускают массу нарушений. Кое-где уже заранее можно вычислить будущих победителей - под них подгоняются даже условия тендеров.
    - И что вы предпринимаете?
    - У Минфина сейчас не так уж много в этом плане полномочий, мы можем лишь сигнализировать о выявленных нарушениях. Например, тендер, который проводила налоговая инспекция по изготовлению акцизных марок, по нашему сигналу был остановлен и начат заново. Главные скандалы, думаю, впереди. Уже понятно, например, что готовится нечто коррупционное по изготовлению паспортов. А все махинации и откаты вылезут, когда мы введём систему электронных закупок. Поэтому настоятельно советую всем организаторам тендеров быть осторожнее - поумерить свои аппетиты и не зарываться. Иначе у всё той же АКС и службы по борьбе с экономическими преступлениями появится много работы.
    - И опять вернёмся к бишкекским дорогам. Допустим, на сей раз их будут - под вашим контролем - делать качественно. А кто будет разбираться с той халтурой, которую за казённый счёт дорожники наворотили в прежние годы?
    - Мы. Вместе со Счётной палатой, со специалистами будем их проверять. Информации на наш сайт, думаю, будет поступать много. Финансисты разберутся, как были потрачены деньги, а дальше, возможно, начнётся уже работа следователей.
    - Мэр Бишкека Иса Омуркулов в своих интервью утверждает, что ремонт дорог в столице до сих пор не начат потому, что Минфин пока не выделил ему ни сома. Это так?
    - Отчасти так. Президент страны подписал закон о госбюджете только на днях, а Минфин без его подписи не может выделять деньги. Но одну двенадцатую часть заложенного бюджета мэр Бишкека мог смело использовать и до утверждения бюджета - законом это разрешено. Деньги уже давно заложены, их можно было получать. Моё личное мнение - всё зависит от самого мэра, он должен быть талантливым менеджером, настоящим фанатом города. Чтобы руководить городом, мало быть просто революционером. Всё нужно планировать заранее. Где были бишкекские власти в прошлом году, когда бюджет планировали?
    - Мэр Бишкека постоянно жалуется на нехватку денег. Скажите, а на что же тогда идёт дорожный налог, который платят все автовладельцы?
    - Деньги от налога на транспортные средства (так он называется правильно) у нас вливаются в общий котёл, где смешиваются все налоги. А оттуда уже поступают куда угодно. Куда депутаты, губернаторы, акимы и мэры смогут их вырвать и направить, туда и поступают.
    - А ведь эти деньги как раз и должны идти на ремонт дорог, как это делается во всём мире.
    - Согласен: возможность перекидывания денег туда-сюда - сама по себе коррупционна. Потому что рождает возможность откатов. Налогоплательщик должен чётко знать, куда идут его деньги. Но дело в том, что этот налог проблемы не решит - по всей стране на ремонт дорог денег тратят больше, чем собирают с автовладельцев. Например, в Бишкеке в прошлом году собрали в виде налога на транспортные средства почти 170 миллионов сомов. А на ремонт дорог в том же году заложили почти 300 миллионов сомов. Слишком маленький этот налог - вот в чём проблема. В Бишкеке зарегистрировано порядка 170 тысяч единиц транспортных средств. То есть в среднем каждый автовладелец платит в год по тысяче сомов. Если мы хотим строить и чинить дороги за счёт этого налога, нужно его повышать.
    - Думаю, большинство автовладельцев согласятся платить чуть больше - лишь бы не разбивать свои машины о дерьмовые дороги. И знать наверняка, что каждый их сом пойдёт не куда попало, а вложится в нормальные дороги.
    - Думаю, Минфин выступит с такой законодательной инициативой - направить налог на транспортные средства только на содержание и ремонт дорог. И размер этого налога, считаю, нужно рассчитывать справедливо - исходя не из объёма двигателя, а из веса машины.
    Так и проверять легче будет, на что именно расходуются деньги. Сейчас в Минфине, кстати, разрабатывается ещё один проект - электронная карта ремонта дорог. Каждый обыватель в режиме онлайн круглые сутки сможет наблюдать за ходом работ. Точно так же, как в режиме онлайн отслеживать расходование бюджетных денег на тот же ремонт. Не только аудитор сможет наблюдать за движением денежного потока от казначейства до укладки асфальта. Любой гражданин будет видеть в компьютере, сколько денег пошло на дороги - прямо сейчас, в этот час. И если что не так - сможет сообщить в контрольные или правоохранительные органы.
    - Честно говоря, попахивает утопией - какая часть населения Кыргызстана пользуется Интернетом?
    - Лет через пять, я уверен, все кыргызстанцы будут им пользоваться. Вспомните: много ли ещё лет десять назад в Кыргызстане было сотовых телефонов? По две сотки на область! А сейчас… По две почти у каждого. Время идёт по спирали, технический прогресс наступает стремительно.
    Ну а пока прозрачность нашей финансовой системы мы готовы обеспечивать в числе прочего и с помощью журналистов. Обо всех выявленных финансовых нарушениях и наших инициативах будем ставить в известность вашу газету.
    - Договорились.

Вадим НОЧЁВКИН
Рис. Бауржана ИЗБАСАРОВА



КОМУ  ЖЕ  ВЫГОДЕН

ЯМОЧНЫЙ  РЕМОНТ?

    Ежегодно мэрия Бишкека тратит на него не менее 30 миллионов сомов.

 

    Эту цифру озвучил на днях заведующий региональным отделением казначейства города Бишкека Мелис Оскомбаев. "Строительство одного километра дороги шириной 10 метров стоит 1 миллион долларов (почти 50 млн сомов), - сравнил чиновник. - Каждый год мы тратим по 30 миллионов сомов на ямочный ремонт, хотя могли бы сделать одну нормальную дорогу".
    Нетрудно подсчитать, сколько появилось бы в Бишкеке нормальных дорог вместо бесчисленных заплаток. Которые всё равно не держатся и года. Либо из-за нарушения технологии ремонта превращают столичные дороги в подобие стиральной доски, от езды по которой автомашины страдают не меньше, чем от ям.
    Кстати, по словам главного казначея Бишкека, в прошлом году на ремонт и строительство столичных дорог было затрачено 170 миллионов сомов из республиканского бюджета и 77 миллионов сомов - из местного. Сумма, заложенная на ремонт и строительство дорог в этом году, до сих пор неизвестна.
    Как удалось выяснить нашей редакции в Министерстве финансов, в 2011 году из республиканского бюджета на строительство бишкекских дорог было выделено несколько больше, чем потрачено - более 192 миллионов сомов. В том числе более 142 миллионов сомов - на строительство городских дорог, которое ведёт УКС Управление капитального строительства мэрии Бишкека. И 50 миллионов сомов - на дорожное строительство в столичных жилмассивах-новостройках, которое ведётся через другую структуру мэрии - ОГУКС (общественно-государственное управление капитального строительства). На ямочный ремонт в прошлом году было выделено 33 миллиона сомов.
    На 2012 год сумма капитальных вложений в Бишкеке (куда входит любое строительство и ремонт) запланирована в размере 246 миллионов сомов. Какая её часть пойдёт на ремонт дорог, городские власти до сих пор не решили. Но ямочный ремонт уже начали.



ЗАДЕРЖАН ЗА ВЗЯТКУ

крупный строительный чиновник мэрии Бишкека.

    24 апреля, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры Кыргызстана, прокуратура города Бишкека возбудила уголовное дело в отношении заместителя начальника общественно-государственного управления капитального строительства (ОГУКС) мэрии города Бишкека по признакам преступлений, предусмотренных статьями 304 (злоупотребление должностным положением) и 313 (вымогательство взятки) Уголовного кодекса КР.  
    Сообщается, что ОГУКС столичной мэрии заключило с одной из строительных фирм договор подряда на строительство средней школы в столичном жилом массиве "Кара-Жыгач". После окончания строительства чиновник, в обязанности которого входит контроль за строительством, отказался подписывать технические документы о приёмке объекта в эксплуатацию, вымогая у руководителя фирмы  взятку.
    24 апреля в ходе проведения оперативных мероприятий заместитель начальника ОГУКС мэрии Бишкека был задержан в своём кабинете при получении 20 тысяч сомов.
    Следствие по уголовному делу ведёт Бишкекская городская прокуратура.



ЧИНИТЬ ДОРОГИ НАЧНУТ

НЕ  РАНЬШЕ  ЛЕТА


    30  апреля Управление по конкурентной политике мэрии Бишкека провело предварительный отбор предприятий, претендующих получить заказы на реконструкцию и капитальный ремонт дорог столицы.


    Отбор прошли все 10 компаний, подавших тендерные заявки - "Кара-Балта Жол Курулуш", "Асдель", "Технотоп", "Уенн Костракшн", "Дорстрой Сервис", "Градиент", "Бишкек Асат Сервис", "Шаажет", "Мостдорстрой" и "Аэродром Дорстрой".
    Теперь их кандидатуры будут рассмотрены Государственным агентством по государственным закупкам, которое выберет победителя тендера. Результаты должны быть оглашены в течение ближайших 45 дней. То есть, скорее всего, уже летом.
    - Поздновато тендер проводится, - не без досады заметил в разговоре с нашим корреспондентом представитель одной из компаний. - Рабочие могли бы уже как минимум месяц ремонтировать дороги. Но это же не мы решаем - мы всего лишь исполнители.

Соб. инф.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить