Новости

спикер парламента тоже намерен баллотироваться в президенты Кыргызстана

Об этом 30 июня на пресс-конференции сообщил сам Чыныбай Турсунбеков.

Подробнее...

президент Атамбаев:

"На водку граждане всегда деньги найдут, а на страхование 50 сомов нет".

Подробнее...

президент Атамбаев вручил ключи от квартир спасателям МЧС

Подробнее...

Что же вёз разбившийся Боинг?

Временная депутатская комиссия Жогорку Кенеша по определению принадлежности грузов, перевозимых на борту «Боинга-747», потерпевшего крушение 16 января 2017 года, завершила свою работу.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с председателем Госумы России В.Володиным

Подробнее...

председатель Госдумы России:

"Не на выгоде строятся отношения Кыргызстана и России, а на взаимовыручке".

Подробнее...

в Москве кыргызстанец изнасиловал соотечественницу

Ещё двое снимали это на видео и угрожали девушке выложить запись в Интернет.

Подробнее...

вынесен приговор делу о взрыве в Посольстве КНР в Бишкеке

Первомайский районный суд Бишкека признал всех подсудимых — Хасамидина Исмаилова, Хикматилло Абдулажанова и Куназим Мансирову — виновными в совершении теракта на территории дипломатическиой миссии.

Подробнее...

интерактивный Иссык-Куль

Запущена интерактивная карта с достопримечательностями Иссык-Кульской области.

Подробнее...

классика под небом


В Бишкеке 28 и 29 июня пройдёт III международный фестиваль классической  музыки под открытым небом TENGRI music 2017.

Подробнее...

в Бишкеке презентуют изданную в Москве книгу «Кыргызы»

Подробнее...

государственный визит президента Кыргызстана в Россию завершился

Алмазбек Атамбаев ответил на вопросы журналистов.

Подробнее...

священный праздник

Поздравление президента Алмазбека Атамбаева с праздником Орозо айт.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Татарстана

Подробнее...

президент Атамбаев прибыл в город Казань Республики Татарстан

Подробнее...

МИД КР прокомментировал возможное участие военнослужащих в Сирии

Участие кыргызских военных в боевых действиях в Сирии на переговорах в Москве во время государственного визита Алмазбека Атамбаева в Россию не обсуждалось.

Подробнее...

президент Атамбаев посетил музей археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН

Подробнее...

в Кыргызстане запретили продажу энергетических напитков несовершеннолетним

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Башкортостана

Подробнее...

Президент Атамбаев посетил Московскую Соборную мечеть и встретился с Председателем Совета муфтиев России

Подробнее...

в суде по делу Текебаева приступили к рассмотрению дела по существу

Гособвинитель зачитал своё заключение.

Подробнее...

в суд по делу О.Текебаева пришла Роза Отунбаева - на допрос

Подробнее...

Свеча памяти


В Бишкеке прошла акция «Свеча памяти 1941–1945», организованная общественным фондом «Ветераны 365».

Подробнее...

"Кыргызский язык — всемирное достояние, а английский подождет",

-  заявил на встрече с соотечественниками президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, находящийся с визитом в Москве.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с соотечественниками, проживающими в России

Подробнее...

МУСУЛЬМАНЕ КЫРГЫЗСТАНА - ЗАЛОЖНИКИ ЧУЖОЙ ИГРЫ


Как аукаются сегодняшние события на далёком Ближнем Востоке в Кыргызстане?


Как повлияет блокада Катара на кыргызские президентские выборы?


Имеют ли религиозную подоплёку громкие скандалы и конфликты?


Об этом и о многом другом - сегодняшняя беседа с постоянным экспертом нашей газеты Кадыром МАЛИКОВЫМ - известным теологом и политологом, а с недавних пор - ещё и членом Совета улемов (исламских учёных) Кыргызстана.

 

Теолог Маликов.

 


ШИИТОВ  НЕ  ВИДЕЛИ,  НО  УЖЕ  НЕНАВИДЯТ…


ПО  ЗАКАЗУ  САУДИТОВ?


- Начнём с самого "свежего" конфликта - между молодёжью Нарына и иностранными студентами Университета Центральной Азии (УЦА), открывшегося в этом городе. Не проcматривается ли в этом инциденте религиозной подоплёки?


- Пока нет. Если бы такая подоплёка была, то звучали бы соответствующие лозунги. Была бы какая-то утечка информации - и мы бы уже об этом знали. Нет, там больше конфликт на бытовой почве. Возможно, с долей неприязни к иностранцам: "Как это они ведут себя на нашей земле!". Но не больше.


- Между тем религиозная подоплёка начинает всплывать в комментариях в социальных интернет-сетях. Дескать, университет в Нарыне, построенный фондом Ага-хана, это - "шиитcкое" гнездо.


- Это можно объяснить. Сегодняшняя религиозная ситуация в Кыргызстане - уже совсем иная, чем была лет пять назад. Она сильно изменилась. Дают всходы семена нетерпимости, посеянные раньше. Причём нетерпимости не столько даже к другим религиозным конфессиям, сколько нетерпимости внутри самого ислама. Это - результат многолетней массовой пропаганды. Мы оказались заложниками большой политической игры. Большого соперничества между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном. И это политическое соперничество перерастает в религиозное, внутриконфессиональное противостояние.


- Ну а Кыргызстан здесь при чём?


- Наши мусульмане в подавляющем большинстве - тоже сунниты. Как и мусульмане Саудовской Аравии. Но наш суннизм отличается от их суннизма. Идеология саудитов построена на учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба - основоположника салафизма (ваххабизма). Это течение является почти официальным и в Объединённых Арабских Эмиратах, и в Кувейте, и в Катаре. Но каждая страна как бы подгоняет это учение под свои национальные нужды. В Саудовской Аравии, например, идеология умеренного ваххабизма обслуживает интересы правящей королевской династии. Кувейт тоже придерживается умеренного варианта салафизма - эта страна даже выступала поcредником между шиитским Ираном и суннитскими государствами Персидского залива. По своему особому пути пошёл Катар… Однако предпринимаются попытки заставить кыргызских суннитов играть на стороне одной из этих стран.


- Ещё несколько лет "шиитский вопрос" в нашей стране и не поднимался.


- Да, о них даже мало кто знал. Тем более что шиитов в Кыргызстане - раз-два и обчёлся. Есть лишь одна шиитcкая мечеть - это чисто этническая, азербайджанская мечеть. Шиизм исповедуют лишь азербайджанцы, проживающие в Кыргызстане.


- Отчего же шиитcкую тему стали вдруг раскачивать?


- Это, считаю, политический заказ. И заказ этот разошёлся по всему миру с началом конфликта в Сирии. Одну сторону конфликта - антиасадовскую оппозицию - поддерживают страны Персидcкого залива во главе с Саудовской Аравией. Другую - режим Асада - поддерживает, кроме России, шиитский Иран. Поэтому и поступил заказ, цель которого - настроить верующих против Ирана и шиизма в целом.


Но за всё время существования в исламе суннизма и шиизма между этими течениями ещё никогда не было религиозных столкновений, войн, призывов к расправе и т.д. Некоторая часть населения тех же государств Персидского залива - шииты. И истинная причина этого конфликта - вовсе не религиозная, а политико-экономическая. Соперники Ирана обвиняют его в попытке создать в Ближневосточном регионе "шиитский пояс", который охватывает самые богатые нефтеносные районы. И эти противоречия между двумя главными региональными лидерами - Саудовской Аравией и Ираном - начинают переносить на религиозную почву.


И этим, надо признать, занимаются обе стороны. Со стороны Ирана идёт идеологическая пропаганда против ваххабизма (салафизма). Со стороны Саудовской Аравии идёт пропаганда против Ирана - как "гнезда шиизма и дестабилизации".


- Скажите, а шиизм чем-то  реально   Кыргызстану  угрожает?


- Сегодня шиизм как религиозное течение никакой опасности, считаю, Кыргызстану не несёт. Первое - потому, что подавляющее большинство наших мусульман - сунниты-ханафиты. Ислам суннитского толка у нас поддерживается государством. И любая миссионерская деятельность в той или иной мере находится под государственным контролем. Второе - Ирану вести на территории Кыргызстана религиозную пропаганду попросту невыгодно. У него и без того достаточно много врагов, чтобы создавать ещё один очаг напряжённости ещё и в дружественном Кыргызстане. Иран прекрасно знает, что здесь шиизм не приживётся, что исторической ниши для него здесь нет. И никогда не было. Азербайджанская община в Кыргызстане - очень маленькая. Здесь не Бахрейн или Ирак, где шииты составляют 60 процентов населения.


- Получается, цель антишиитского заказа - ограничить в Кыргызстане политическое влияние Ирана?


- И это тоже. Кроме того, идёт столкновение разных политических систем. И разных  идеологий  политического ислама. Идёт острая борьба за лидерство не только в регионе, но, может, даже  во  всём  исламском мире.


Идеологией Ирана прежде был экспорт исламской революции. Теперь приоритеты поменялись - Иран несёт идеологию республиканского правления и исламской демократии. И этим ставит большой жирный вопрос над духовным лидерством в исламском мире Саудовской Аравии. Уязвимость позиции стран Персидского залива состоит в том, что все они - абсолютные монархии, где власть передаётся не в результате выборов, а наследственным путём. Что исторически не было свойственно исламу. Основная же критика Ираном Саудовской Аравии заключается в том, что эта страна является "проектом" Соединённых Штатов, проводником американской политики.


В исламе, как вы знаете, огромную роль играют фатвы (фетвы) - юридические заключения, религиозные решения, которые выносят исламские учёные. Так вот, сегодня под большим вопросом оказались фатвы социально-политического значения, которые издают учёные Саудовской Аравии. Дело в том, что все саудовские учёные, включая муфтия, контролируются королевской династией. И в большой степени её обслуживают и защищают. И в этом состоит большая проблема. Уже ни для кого не является секретом факт сотрудничества саудовской королевской династии с Вашингтоном (что лишний раз продемонстрировал недавний визит в эту страну президента Трампа).  

Получается, учёных контролирует династия, а династию - США.


Теперь самое главное. Часть кыргызской мусульманской молодёжи ориентируется на фатвы учёных, которые находятся за пределами Кыргызстана. В основном - на территории стран Персидского залива. И благодаря этому наша молодёжь может стать инструментом, пешкой в чужой игре.


- Каким же образом эти фатвы доходят до молодёжи? Через проповеди в мечетях?


- Нет, о том, что кыргызстанские имамы эти фатвы цитируют, я пока не слышал. Как доходят? Через Интернет! Загляните на "YouTube", в другие социальные сети. Все выступления учёных Персидского залива переводятся на русский язык, публикуются на различных сайтах. Например: такой-то шейх сказал, что женщине водить машину - это харам. И вот уже и в Кыргызстане некоторые верующие начинают это повторять! Понимаете, что это означает? Даже в бытовых вопросах нашу молодёжь "просвещают" ЧУЖИЕ  учёные!


- А в политических - тем более… Получается, по указке США и саудовского режима исламские учёные этой страны могут манипулировать нашей молодёжью как угодно?


- Гипотетически - да. И в этом - большая проблема. После развала СССР, когда в Кыргызстане начал возрождаться ислам, у нашего государства был определённый люфт времени - на то, чтобы этот процесс как-то упорядочить, задать ему какую-то траекторию. В этом плане не было сделано НИЧЕГО. И сейчас мы наблюдаем хаос. Мусульманская община разбита на разные группы, разные джамааты, все уже в них запутались… То есть политика "разделяй и властвуй" работает.


Обратите внимание, куда нанёс свой первый зарубежный визит президент США Дональд Трамп. В Саудовскую Аравию. И американцы получили многомиллиардный заказ. На что? На питание бедных? На современные технологии? Нет - на оружие. Против кого будет это оружие направлено? На Ближнем Востоке война идёт между мусульманами. И чаще всего - между суннитами. То есть культивируется ненависть внутри одной религии. Даже внутри одного народа - арабы воюют с арабами. Эту политику проецируют и на отношения России и Украины. Врагами сделались два братских славянских народа, к тому же принадлежащих к одной конфессии - православной.


Теперь перенесёмся в Кыргызстан. Здесь происходит тот же процесс, что и в соседнем Казахстане, и в России. Образовавшийся идеологический вакуум быстро заполнился религиозными течениями, имеющими внешние центры управления. Все религиозно-политические идеи, какие есть на Ближнем Востоке, хлынули к нам. Государство думает, что все эти идеи контролирует. На самом деле оно контролирует лишь мечети - как архитектурные сооружения - и, возможно, имамов. А вся проповедь, вся идеология ушла в подполье - и в Интернет. Получается, мозгами нашей молодёжи управляют извне.


Простой пример - у молодого человека возникает вопрос по исламу. Куда он пойдёт? В мечеть? Да, некоторые идут в мечеть. Но у имама просто нет времени, а то и желания или знаний, чтобы дать ответ. Есть огромный спрос на ислам, но нет предложения, удовлетворяющего этот спрос. Наша молодёжь не знает, что происходит в мире и какую сторону нужно занять. И этим пользуются внешние игроки.


Вот, к примеру, возвращаясь к теме антишиитской пропаганды. Большинство наших верующих уже ненавидит шиитов. Хотя мало кто хоть раз в своей жизни  видел живого шиита.

 

Самыми  авторитетными  для  мусульманской  молодёжи  стали  те  идеи,  которые  она  получает   в  Интернете.  От  чужих  шейхов…

Президент  США  Дональд  Трамп  станцевал  на  приёме у  короля  Саудовской  Аравии  Салманом  ибн  Абдул-Азиз  Аль  Саудом  арабский  танец  с  саблями  -   и Ближний  Восток  в  очередной  раз  залихорадило.

 


ЧТО  ХОЧЕТ  АГА-ХАН?


- Вернёмся к УЦА - нарынскому Университету Центральной Азии. Построил его с участием Великобритании принц Ага-хан - глава исмаилитов всего мира. Просветите наших читателей: кто они такие - исмаилиты?


-  Согласно позиции суннитов, исмаилизм является сектой, отошедшей от шиизма. Иранские шииты, кстати, также признают это религиозное течение сектантским и не принадлежащим к исламу. Помните, может, из истории такой термин - ассасины (или хашишины - "употребляющие гашиш"). Эта агрессивная секта, обитавшая на территории современной Сирии, была известна с 12 века. От рук этой секты, которую сегодня назвали бы террористической, погибли многие политические деятели ислама. Ассасины были разгромлены татаро-монголами, когда те пришли на Ближний Восток. Секта канула в Лету. Но её ответвления остались. Современными её потомками являются, в частности, исмаилиты. Своё название они получили в честь Исмаила - одного из имамов.


С тех давних времён исмаилиты, конечно, трансформировались и сегодня являются абсолютно умеренными, мягкими и светскими. Почему их считают сектантами?  Они буквально боготворят своего лидера - Ага-хана, считая его потомком дома Пророка. На его портреты чуть ли не молятся. Пятикратный намаз они не совершают, 30-дневный пост не держат. Живут исмаилиты в основном в одном регионе. Это таджикский Горный Бадахшан и афганская часть Памира. Небольшие общины исмаилитов есть в Индии, в Африке - в Кении и Нигерии. Ну а официальная штаб-квартира исмаилитов находится в Лондоне.
Все специалисты рассматривают исмаилизм как инструмент, который - при совпадении целей и взглядов - использует Великобритания. Поэтому даже в Иране фонд Ага-хана признан нежелательной организацией - на него смотрят как на проводника империалистической политики западных стран. При этом, что интересно, в суннитской Саудовской Аравии этому фонду дают возможность по договору с местными властями проводить реставрацию некоторых древних населённых пунктов.


Вся сегодняшняя деятельность фонда Ага-хана направлена в основном на благотворительность и на развитие современного качественного образования. Причём в процессе образования он не учит исмаилизму. Упор делается на либеральные ценности. В фонде могут работать люди любых вероисповеданий.


- Как думаете, с какой целью Ага-хан открыл свой университет именно в Кыргызстане?


- Очень интересный вопрос. В годы гражданской войны в Таджикистане Ага-хан оказывал помощь своей общине, живущей на Памире, именно через Кыргызстан - помните, какая дружба завязалась у него тогда с Акаевым? По стратегической автотрассе Ош-Хорог - по единственному сухопутному маршруту - на Памир доставлялись продукты, другие гуманитарные грузы. И сегодня, инвестируя в Кыргызстан, открывая здесь учебные заведения, Ага-хан, мне кажется, преследует цель воспитания у местного населения лояльности к исмаилитам. Подчёркиваю: не распространение исмаилизма, а воспитание лояльности.


- Какой смысл в этой лояльности, если исмаилитов в Кыргызстане нет?


- Ага-хан, как мне представляется, смотрит в будущее, исходя из того, что имеет большие виды на Памир. Не буду утверждать, что ставка делается на то, что Горный Бадахшан станет независимым государством, но, возможно, какой-то особый статус получит. Ведь Памир не зря называют "крышей мира". Это - важнейший стратегический район. Кто получит контроль над этой "крышей" - тот будет управлять всей Центральной Азией. Кто будет управлять этим регионом - тот будет оказывать влияние на всю Евразию. Кроме того, Памир - регион, богатый полезными ископаемыми, в частности драгоценными камнями.


Другая цель Ага-хана - готовить кадры. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети получили качественное образование. А фонд Ага-хана получение такого образования в своих учебных заведениях гарантирует.


- Слушайте, а не идёт ли Ага-хан по тому же пути, что и небезызвестный турецкий проповедник Гюлен? Который открыл здесь огромную сеть учебных заведений "Себат", преследуя (о чём мы много писали) главную цель - воспитать в Кыргызстане СВОЮ элиту. Дабы тихо и мирно взять здесь власть…


- Возможно. Хотя цели у Гюлена и Ага-хана несколько, думаю, отличаются. Но тот, кто контролирует сферу образования, тот, кто готовит в стране кадры - тот получает контроль над будущей элитой страны. Это нормально. Если государство неконкурентоспособно в плане предоставления качественного образования, то извините… Государством будут управлять те, кто эту нишу займёт. И в последнее время сфера образования превратилась в канал, через который на Кыргызстан пытаются влиять самые разные организации религиозного или полурелигиозного толка. Это касается не только исламских, но и протестантских течений.


- Так представляют ли учебные заведения фонда Ага-хана какую-нибудь опасность для Кыргызстана?


- Лично я ответа на этот вопрос пока не знаю. Чтобы сделать вывод о том, чего от того же УЦА больше - вреда или пользы, нужен очень серьёзный анализ. И рассматривать этот вопрос нужно тихо - на уровне правительства. И ни в коем случае не выносить его на публику, чтобы не произошло самого страшного - насилия на религиозной почве.

 

Принц  Карим  Ага-хан  IV  -  нынешний  глава  исмаилитов - на  строительстве  УЦА  в  Нарыне. 

Кампус  Университета  Центральной  Азии  в  Нарыне.


РВАНЁТ  ЛИ  ЗДЕСЬ  КАТАРСКАЯ  "БОМБА"?


- А теперь - о совершенно невероятной ситуации, которая сложилась на Ближнем Востоке в начале этого месяца. С Катаром неожиданно разорвали дипломатические отношения ведущие арабские страны региона, лучшие, казалось бы, друзья - Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Египет, Йемен, Ливия. Официальное обвинение - финансирование Катаром террористических организаций "Аль-Каида" и ИГИЛ - просто смехотворно.

Можно подумать, что сами саудиты в этом плане - белые и пушистые… Что  же  стоит на самом деле за этим событием? И главное - как оно отразится на Кыргызстане?


- Причина, мне кажется, кроется в формирующейся новой коалиции - из числа тех стран, которые разорвали отношения с Катаром, во главе с Саудовской Аравией. Уже понятно, что за спиной этого союза стоят США - не случайно о его формировании было объявлено после визита Трампа. И что будет этот союз проводить политику США и Израиля. И в этом союзе места Катару не нашлось.


Почему? Катар, во-первых, намозолил этим странам глаза, поддерживая "Братьев мусульман". Это - старейшее исламское политическое движение, выступавшее за создание независимых национальных исламских республик на обломках Османской империи. "Братья мусульмане" дали основу всем политическим движениям современного ислама - как радикальным и даже террористическим, так и вполне умеренным, которые сейчас находятся во власти в ряде стран - в Тунисе, Малайзии, Индонезии, Турции. Во всех странах Персидского залива "Братья мусульмане" запрещены - поскольку угрожают монархическим династиям. Во всех, кроме Катара - где эта организация сейчас и базируется.


Второе. Катар имеет тесные стратегические отношения с Турцией: это - единственная арабская страна, где есть и американские, и турецкая военные базы. А Турция на Ближнем Востоке теперь ведёт самостоятельную политику, больше не идёт в фарватере США (кстати, партия Эрдогана тоже вышла из "Братьев мусульман"). Третье - начавшееся потепление отношений Катара с Ираном.


Таким образом, на Ближнем Востоке сколачиваются два блока. С одной стороны - монархии Персидского залива плюс Египет и Пакистан. С другой стороны - Иран, Турция и тянущийся к ней Катар. И явно поддерживающая этот блок Россия.


Отразится ли эта новая большая игра на Кыргызстане? Безусловно - прежде всего на идеологическом фронте. И нам, считаю, нужно в первую очередь закрыться сейчас от внешней религиозной пропаганды, максимально снизить её влияние. Сейчас в Кыргызстане очень мощно и стремительно идёт распространение различных религиозных течений, связанных со странами Персидского залива. Опасность этой пропаганды в том, что она проста и понятна молодёжи. Мы же, честно говоря, спим. Государство что-то делает, но больше для отписки. Провели круглый стол, поругали экстремизм и, довольные, разошлись. Глубинная же работа с молодёжью не ведётся.


- Ещё один интересный момент. Кыргызстанские околооппозиционные СМИ уже начинают связывать проблемы маленького, но очень богатого Катара с… предстоящими президентскими выборами в Кыргызстане. Дескать, катарский кризис может сильно пошатнуть позиции пока основного кандидата от СДПК - действующего премьера Сооронбая Жээнбекова. Дело в том, что его родной брат Жусупбек Шарипов - посол КР в ряде арабских стран - известен как один из инициаторов завязывания тесных отношений с Катаром (который теперь официально обвинён в поддержке терроризма). И теперь на кандидата партии власти будут, дескать, косо смотреть как на Западе, так и в СНГ. Как считаете - такой поворот реален?


- Если кто и будет разыгрывать эту карту, то только, считаю, политические силы внутри Кыргызстана - в рамках предвыборной борьбы. Внешние игроки делать этого не станут. Но у меня, честно говоря, вызвало недоумение недавнее заявление МИД КР, чей глава, встретившись с послом Катара, выразил озабоченность складывающейся ситуацией. Получилось так, что Кыргызстан занял не нейтральную позицию. Возможно, это было продиктовано какими-то интересами (видимо, финансовыми или экономическими), но даже ради них, считаю, наше государство не должно демонстративно поддерживать какую-то из сторон конфликта.


В обществе уже гуляют слухи о том, что какие-то деньги, какие-то банковские счета неких высокопоставленных  кыргызских чиновников якобы находятся именно в Катаре. И чтобы не создавать для этих слухов почву, Кыргызстан должен сохранять нейтралитет, не принимая чью-то сторону. И мы не можем себе позволить вести крутую внешнеполитическую игру. Мы не Катар - у нас нет столько денег, как у этого нефтегазового эмирата.


ЧТО  КРОЕТСЯ  ЗА  ВИЗИТОМ  ПАТРИАРХА?


- Мало кто знает, что во время недавнего визита в Кыргызстан Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вы вместе с муфтием участвовали во встрече с ним. И даже лично познакомились с главой Русской православной церкви.


- Да, я был приглашён на эту встречу в качестве члена Совета улемов Кыргызстана. Попросил слова, выступил, рассказал о своём видении решения проблем. Патриарх Кирилл, попросив разрешения нашего муфтия, дал указание своему подчинённому, отвечающему за внешние связи, взять мои контакты - для дальнейшего сотрудничества.


- Какое впечатление на вас произвёл глава Русской православной церкви?


- Заочно мы его, конечно, и до этого прекрасно знали - по выступлениям, публикациям. Ну а впечатления от короткой беседы остались такие. Патриарх Кирилл - человек с очень высоким уровнем интеллекта, очень тонкий дипломат. Выдающаяся личность. Разговор шёл о сотрудничестве наших конфессий в делах духовных. С учётом событий, которые сейчас происходят в наших странах. Нас сближают не только общие ценности, но и общие угрозы - насаждение в наших странах чуждых идеологий.


- Какую пользу Кыргызстану принесёт расширение сотрудничества с Московским патриархатом?


- Визит Патриарха, считаю, - очень важное и знаковое событие. Духовное сотрудничество - это дополнение к политическому, военному сотрудничеству между Кыргызстаном и Россией. Мы - в одном лагере, по одну сторону баррикады в нынешнем мировом расколе. А раскол этот - не только геополитический, идёт раскол между понятиями добра и зла. Речь идёт о духовной мобилизации. Ведь развал стран приходит не извне, развал начинается внутри - через развал семьи, через разложение общества.


- Можно понять, какую помощь Россия может оказать Кыргызстану в военном или экономическом плане. А чем она может помочь в укреплении духовной безопасности?


- Сегодня остро стоит вопрос: где мы будем обучать наше духовенство, чтобы оно стало по-настоящему национальным? Центры религиозной мысли надо, считаю, возрождать здесь, в Евразии. Средняя Азия, Поволжье, Кавказ - исламским учёным этих мусульманских регионов надо объединяться. И огромную помощь в этом плане могут оказать российские мусульмане. Что же касается Русской православной церкви, то сегодня она ищет союзников именно на Востоке - в исламе. Ибо в христианском мире она осталась в одиночестве - в плане приверженности традиционным ценностям. Даже католическая церковь стала заложником так называемой западной толерантности, ещё чуть-чуть - и она разрешит однополые браки.


беседу вёл
Вадим  НОЧЁВКИН

 

Встреча  Патриарха  Кирилла  с  муфтием  Кыргызстана Максатбек  ажи  Токтомушевым. 

Крайний  слева   на  фото  -  Кадыр  Маликов.

Комментарии   

 
+2 #1 RE: МУСУЛЬМАНЕ КЫРГЫЗСТАНА - ЗАЛОЖНИКИ ЧУЖОЙ ИГРЫзнаем 03.07.2017 14:31
Сунниты, шииты ...

Одним словом имеем то, что имеем .
Результат бездарной политики начатой еще бездарнейшим президентом всех времен и народов акаевым и успешно продолженной его последователями.

Бородачи в балахонах, женщины, укутанные не пойми во что - что они имеют общего с киргизами, с киргизской культурой? НИЧЕГО !!!

В соседних Узбекистане и Казахстане они вне закона. Попытка отрастить козлиную бородку грозит несколькими годами тюрьмы. Количество мечетей регулируется государством и все они под жестким контролем.

Киргизы - заложники, инструмент большой политической игры с далеко идущими целями.
Готовится благодатная почва, полуспящий полуфабрикат, молодежи начисто промываются мозги.

Киргизы, а как же Умай-эне, Тенир-ата, Кут?
Или это уже харам?
Цитировать
 
 
+3 #2 RE: МУСУЛЬМАНЕ КЫРГЫЗСТАНА - ЗАЛОЖНИКИ ЧУЖОЙ ИГРЫGuest 04.07.2017 18:09
Для исмаилитов ГБАО, в Таджикистане есть уже Университет Ага-Хана. УЦА в Нарыне открыли прежде всего для исмаилитов, проживающих в СУАР КНР, так-как Ага-Хана никогда не пустят в КНР, как террористическу ю организацию. А исмаилиты в городе Ош слишком малочисленны, для них открыли школу в Оше, где они обучаются бесплатно.
Если посмотреть на карте все территории Азии, где проживают исмаилиты и работают проекты АКДН, это север Пакистана и Индии, ГБАО и Хатлонская область РТ, Алайский, Чоналайский, Каракульджински й районы Ошской области и окрестности города Нарын, мне кажется можно увидеть контуры будущего государства. У них далеко идущие планы. Время покажет, что я был прав.
Цитировать
 
 
-1 #3 RE: МУСУЛЬМАНЕ КЫРГЫЗСТАНА - ЗАЛОЖНИКИ ЧУЖОЙ ИГРЫBek 12.07.2017 16:57
дорогой Guest, к сожалению вы не имеете достоверную информацию о Ага Хане и о дяетельности АКДН. 1. сейчас в УЦА в Нарыне намного больше обучаются студенты из разных стран мира чем исмаилити и ГБАО. 2. Для вашей информации, КНР в 1981 и в 2011 с огромным уважением принял Ага Хана и были подписаны ряд соглашений о взамной сотрудничестве. 3. АКДН не является террористическа я организация - это организация ведет свою деятельность в более 35 стран мира. 4. большинство сотрудников АКДН работаюшая в эти страны составляет граждане той или иной строны чем исмаилиты!!!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить