Новости

чем будут угощать ветеранов в Бишкеке

Подробнее...

экс-премьера С.Исакова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Откурбек Джамшитов назначен Генеральным прокурором Кыргызской Республики

Подробнее...

Посольство Кыргызстана в России призывает кыргызстанцев вести себя прилично

Москвичи жалуются на их непристойное поведение.

 

Подробнее...

удачный выбор президента

Сооронбай Жээнбеков 20 апреля своим указом назначил первым заместителем руководителя аппарата президента Досалы Эсеналиева.

Подробнее...

Россия усиливает военные базы

Россия усиливает военные базы в Кыргызстане и Таджикистане из-за угрозы из Афганистана.

Подробнее...

президент предложил на пост генпрокурора Откурбека Джамшитова

Подробнее...

Для вас, нумизматы!

Коллекционные монеты Кыргызстана теперь можно купить онлайн.

Подробнее...

Пишпек — Фрунзе — Бишкек

Дом-музей М.Фрунзе приглашает на документальную выставку к 140-летию Бишкека.

Подробнее...

президент Жээнбеков подписал Указы о назначении членов Правительства КР

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков 20 апреля в соответствии с частью 5 статьи 84 Конституции Кыргызской Республики подписал Указы о назначении членов Правительства Кыргызской Республики.

Подробнее...

Мухаммедкалый Абылгазиев назначен премьер-министром Кыргызской Республики

Подробнее...

единство, доверие, созидание

Претендент на пост премьер-министра Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев призвал все политические силы объединиться.

Подробнее...

новый состав правительства

20 апреля парламент утверждает новый состав правительства Кыргызстана.

Подробнее...

звёзды мирового балета впервые дадут гала-концерт в Кыргызстане

Концерт состоится 28 апреля в Национальном театре оперы и балета имени А. Малдыбаева.

Подробнее...

Мухаммедкалый Абылгазиев - главный претендент на пост премьер-министра Кыргызстана

Подробнее...

начался суд по делу профессора, предлагавшего "фанатам совка валить в Рашку"

Подробнее...

Бишкек отмечает 140-летие

Подробнее...

президент Жээнбеков встретился с лидерами фракций парламентской коалиции большинства

Подробнее...

президент подписал указ об отставке правительства Кыргызстана

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 19 апреля подписал указ об отставке правительства Сапара Исакова.

Подробнее...

вотум недоверия премьер-министру

Депутаты парламента Кыргызстана большинством голосов поддержали вотум недоверия премьер-министру Кыргызстана Сапару Исакову.

Подробнее...

ДУНГАНЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ИЗГНАННИКИ ПОНЕВОЛЕ

 

 

"По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, зубы здоровые, лицо более круглое. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Женская одежда также похожа на китайскую, но обычая бинтовать и уродовать ноги у девушек нет. Вообще, этот народ видный, с мужественной осанкой…" - такое описание в далёком 1903 году дал проезжавший по Туркестану путешественник одной из встреченных им народностей - дунганам.

Описаний жизни дунган в Средней Азии конца 19-го - начала 20-го веков существует немало, уж слишком необычно и даже экзотично выглядел этот народ на фоне остального семиреченского населения, вот и захаживали охотно заезжие путешественники в дунганские селения - поглядеть да записать увиденное на бумагу. И все как один сравнивали дунган именно с китайцами, отыскивая и различия и сходства, что неслучайно: это сегодня дунгане стали привычной частью многонационального Кыргызстана, а когда-то давно были они диковинкой - изгнанниками, под страхом смерти сбежавшими из соседнего Китая.


Сегодня на территории Кыргызстана есть несколько дунганских сёл, а когда-то и в самом Пишпеке существовала большая Дунганская слобода. Возникли они не за один год: переселение дунган на кыргызскую землю происходило не сразу, а с перерывами. Первая волна пришлась на 1877 год и была, пожалуй, самой тяжёлой - до сих пор в самом Китае события тех лет входят в пятёрку "самых смертоносных войн в истории государства".


Что для китайца - война, для дунганина стало борьбой за независимость. Случилось в 1877 году в Китае большое восстание, причиной которого во всех официальных источниках названо "уничтожение иноземного гнёта". Довольно сухая формулировка, примерно как сказать в суде при разводе "не сошлись характерами". На самом же деле предпосылки к восстанию дунган появились лет за десять до его начала, и копились и росли, как снежный ком.


Дунгане проживали в северо-западных провинциях Китая и хоть и были китайскими подданными, не совпадали с хозяевами в главном - были мусульманами, а не буддистами. Религия - вечный двигатель конфликтов, вот и китайцы не стеснялись высмеивать и унижать иноверцев, а ещё эксплуатировать, как вздумается.


Российский консул в Кашгаре Н.Петровский писал в то время, что "В западных провинциях Китая, предоставленных собственной участи, деспотизм и произвол манчжурских чиновников, поборы и притеснения дошли до крайней степени. Чиновники пользовались плодами своих грабительств, не боясь ни контроля, ни ответственности: облагали местное население чрезмерно большими податями и 80 процентов оставляли себе. Они набирали себе в любовницы туземных женщин и девушек, поступали с ними, как с рабынями, и меняли их по собственному желанию. Всё это возбудило в мусульманах омерзение и ненависть к китайцам и кончилось страшным восстанием против них…".


В общем, долго терпели дунгане, но зато уж как восстали, так восстали - китайские хроники описывают невиданную жестокость, с которой восставшие убивали китайцев, не щадя никого - ни взрослых, ни детей.


Жестокость порождает жестокость: китайцы отреагировали мгновенно и не менее кроваво - за каждого убитого соплеменника они убивали десять дунган, за каждого замученного ребёнка убивали двадцать. Мужчины уничтожались полностью, захваченные женщины и дети становились рабами. Восстание было жестоко подавлено, дунганские поселения захлебнулись в крови, а уцелевшим дунганам пришлось бежать через горные перевалы в соседние с Китаем земли - на территорию современных Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана.


Это сегодня на карте мира существуют границы и суверенные страны, а в 1877 году вышеназванных государств ещё и в помине не было, а земли эти входили в состав Российской Империи.

 

"Дунгане  в  Каракунузе,  1897  год".

"Дунгане  -  починщики  разбитой  посуды",  Пишпек,  1900-е.

Семья  дунган  Семиреченской  области  в  начале  прошлого  века.

 


И вот тут китайская коса нашла на русский камень - преследователи дунган не рискнули вторгаться на чужую землю. Но довести месть до конца очень хотелось. Для этого командующий китайской армией послал  генерал-губернатору Семиреченской области Герасиму Колпаковскому письмо с требованием выдать беглецов-дунган и их лидера по имени Биянху. Вот оно в сокращении:  


"Я, Цзунтан Ван… вступил для преследования подданных на север и запад… Мне, Цзунтану, с вами говорить нечего. Скажу одно - желая сохранить свою жизнь они сбежали и я ни одного из них не смог захватить, потому что они ушли под ваше покровительство… В погоню за Биянху я посылал отряд, который встретил несколько сот вооружённых киргизов. Они отвечали, что они - подданные русских и что Биянху ушёл под покровительство русских… Если вы вышлете Биянху, не будет и разговоров. Если вы его не выдадите, я, Цзунтан, со всеми войсками пойду на Нарын... Когда приду на вас, не вините. Я назначил срок в 50 дней и послал людей, в эти 50 дней должны они возвратиться и доставить непременно ваш ответ".


Как видите, дипломатическое послание сильно смахивало на наглый ультиматум. Но китайский генерал не на того нарвался, не зря же в русском языке существует пословица о напрасном пугании ежа оголённой частью тела. На сообщение последовал не менее любопытный ответ Колпаковского:
"На днях прибыл ко мне из Кашгара какой-то сарт, привезший от вас письмо. По отобрании письма от этой неизвестной личности и прочтении оного я был немало удивлён его содержанием.


Вы заявляете высокомерное, настоятельное и дерзкое требование от меня выдать дунган, какого-то Биянху… Для выполнения этого требования назначили 50-дневный срок, мало того, осмелились заключить своё грубое сообщение смешною угрозою о вступлении с войсками в наши владения, не помыслив о том, что имеете дело с представителями державы, сильной перед лицом всего мира своим могуществом и правдой, и что всякий шаг враждебности с вашей стороны будет опасным шагом для вас и для управляемого вами края.


В наши владения пришли не преступники, а пришли 5 тысяч душ бедных дунганских семейств, искавших спасения от неистовств ваших войск. Прибывшая к нам толпа дунган пришла в жалком виде, голодная и ограбленная, и умоляла о дозволении укрыться у нас от поголовного истребления. Что это за дунгане, я не знаю, но человеколюбие требовало оказать им помощь, и главный начальник края изволил разрешить дать им приют…


Дунгане эти, таким образом, приняты под покровительство российского императора, останутся на нашей земле, и никакие указания ваши не будут приняты мною во внимание. Вот вам мой ответ".


Услышать от военного генерала о человеколюбии, это, согласитесь, чего-то да стоит. А ещё эти непрозрачные намёки на силу и могущество… В общем, пришлось китайцам вернуться обратно ни с чем. Вот так в те далёкие времена Россия одним только своим присутствием спасала от уничтожения многие народы (многие же из которых, впрочем, со временем о том забыли и даже стали называть своего спасителя оккупантом).


Обиженные китайцы всё же нашли способ отомстить  - сразу же после усмирения восстания русским купцам было запрещено торговать в западном Китае. Идут столетия, а ничего не меняется: помог один народ другому не в угоду кому-то, а ему сразу раз - и санкции…


Приход дунганских беженцев стал полной неожиданностью для Семиреченских властей, однако непрошенных гостей приняли и разместили - дунганам были выделены земельные участки в нынешних Чуйской, Иссык-Кульской и Ошской областях. Так в 1878 году вблизи Каракола возникло дунганское село Ырдык, а в районе Токмака - населённые пункты Масанчи и Сортобе. На юге дунгане в основном расселились в Кара-Суйском районе.

 

"Дунганин  с  детьми,   1897  год".

"Дунганин  в  Пишпеке".

"Кыргызы  и  дунгане  в  Токмаке",  1897  год.

"Дунганки  в  Пишпеке,  1897  год".

 


А как же Дунганская слобода, спросите вы? А её возникновение связано уже со второй волной переселения дунган в 1881-1882 годах. В то время Российская Империя по договору в обмен на денежную компенсацию передала Китаю временно занятые территории Илийского края (часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного района). Землю передали, а живущим там дунганам было предложено в течение года переселиться на территорию России. Дунгане предложение приняли. Так на кыргызской земле появилось дунганское село Александровка, а в Пишпеке - Дунганская слобода.


Дунганская слобода находилась к западу от центра Пишпека. Её границами были нынешние улицы Жибек Жолу, Тоголок Молдо, Московская и Уметалиева.

Пусть вас не пугают размеры указанного квадрата: дома в слободе были сильно разбросаны и перемежались большими огородами - дунгане и после переселения оставались верны себе и активно занимались рисоводством и выращиванием овощей, для чего требовалось много места. Адресов в слободе не было и для наведения в Дунгановке порядка в 1896 году городская власть издала постановление о разбивке на кварталы и присваивании названий улицам. Так на карте Пишпека появились улицы Дунганская (сегодня это Киевская) и Барачная (ныне - Табышалиева), а на Барачной площади (примерно на её месте сейчас Национальный университет) заработал Дунганский базар, где продавали рис, овощи и пряности.  


Интересно, что и на новых землях дунгане селились по земляческому принципу - переселенцы из одной провинции Китая жили в одном селе, из другой - в другом, из третьей - в третьем. Различия в традициях и укладе жизни между ними были не существенные, а вот общего было гораздо больше - дунгане занимались земледелием, частным извозом и держали харчевни, которые, благодаря необычным и очень вкусным блюдам, быстро приобрели популярность у окрестных жителей. Вот как описывает посещение одной их таких харчевен в дунганском селе Масанчи русский историк и путешественник Георгий Гинс:
"По дороге мы закусили в харчевне, по местному называемой "аш-хана". Пища у дунган своеобразная. Большей частью они едят лапшу с прибавлением мяса, нарезанного мелкими кусочками, и разных пряностей: перцу, луку, чесноку, уксусу… Дунганские обеды нравятся многим. В сентябре 1897 года село посетил член Парижского географического общества Поль Лаббе. Он обедал у волостного управителя Сыбара Людаюань и так остался доволен дунганским столом, что просил передать хозяину своё удовольствие с заявлением, что путешествуя по азиатским владениям России, нигде не встречал обедов вкуснее дунганских".


Дотошные любители географии, скорее всего, скажут мне сейчас: "Но ведь село Масанчи находится в Казахстане!". Правильно, после размежевания государственных границ в 1924 году дунганское село оказалось на казахской территории. До этого оно носило кыргызское название Каракунуз - "чёрный жук". Сами же переселенцы-дунгане называли его Инпань, что в переводе означает "лагерь, лагерная площадка". По свидетельствам очевидцев, засиживаться в Каракунузе дунгане не любили, а так как от него до Токмака рукой подать, то каждое утро отправлялись они на своих повозках в этот город, где пили чай, ели лапшу, играли в карты, курили опиум, устраивали перепелиные бои, а к вечеру возвращались домой.


Кстати, об опиуме. Эту привычку дунгане принесли с собой из Китая и, как ни старались, в то время побороть не могли. Один из путешественников, побывавших в дунганских сёлах,  рассказывал, что "Многие дунгане спрашивали нас, нет ли у русских какого-либо лекарства, с помощью которого можно было бы отвыкнуть от курения опиума… Опиум, несомненно, подрывает здоровье дунган и сокращает их жизнь. Тем не менее, в Каракунузе нам пришлось встретить 110-летнего курильщика-старика…".


Шло время и постепенно китайские привычки дунган стали забываться. Проживший несколько лет среди дунган учитель русско-дунганской школы В.Цибузгин писал о них в 1909 году:


"Одежда дунган очень похожа на китайскую, но начинает утрачивать свой национальный характер. Многие из дунган китайские туфли заменили татарскими мягкими ичигами с калошами и даже русскими сапогами, верхнюю одежду - бешметами, камзолами и халатами".

 

"Каракольские  дунгане",  1930-е  годы.


Путешественники начала прошлого века рассказывали о дунганах, что, несмотря на внешнюю схожесть с китайцами, живут они по-мусульмански: ходят в молельный дом, чтят пятничную молитву, свинину не едят, в жёны берут мусульманок. Вот только с невестами у дунган была напряжёнка, а сама свадьба обходилась очень дорого - в 400-500 рублей, что по тем временам было целое состояние! Поэтому дунгане, бывало, отправлялись за жёнами в Китай, для чего мужчины несколько лет отращивали длинные волосы (чтобы по внешнему виду слиться с китайцами, которые в то время носили длинные косы), либо женились на кыргызках: считалось, что их можно было засватать дешевле.


Любопытно, что восхищаясь кулинарными способностями и трудолюбием дунган, все путешественники, в разное время наблюдавшие за жизнью этих китайских переселенцев, в своих описаниях неизменно сходились в одном: дунгане - народ "горячий". Вот что писал о дунганах учитель Цибузгин:


"Дунгане обладают вспыльчивым и мстительным характером. Нанесённую им обиду они забывают нескоро, вследствие чего немало между собою происходит ссор, во время которых в ход пускаются ножи".


Его слова подтверждает и исследователь-этнограф Фёдор Поярков, живший в Пишпеке в начале 20-го века:


"Дунгане оказались людьми беспокойными и непослушными. Между ними очень часто происходили ссоры и крупные пререкания, принимавшие нередко острый и бурный характер. Ссоры оканчивались в большинстве случаев ожесточёнными побоищами между противниками, часто пускавшими в ход ножи, следствием чего были тяжёлые увечья, а нередко и смерть кого-либо с той и другой стороны. Разбор всех этих неурядиц и ссор, то и дело случавшихся между дунганами, отнимал много времени и сил у наших чиновников".


В общем, а гости-то оказались с сюрпризом... Тем не менее, дунгане успешно прижились, и многие пишпекчане отзывались о них как о "трудолюбивом и честном народе".


За это, видимо, дунгане и поплатились с приходом в Пишпек большевиков. В 1918 году во время Беловодского мятежа большинство пишпекских дунган приняли сторону повстанцев. Мятеж был подавлен, много дунган было убито, а оставшихся в живых нещадно притесняли, объявив их "ненадёжным элементом". Дунгане начали уезжать  из Дунганской слободы, а в 1924 году основали известное ныне село Милянфан, что в переводе означает "рисовая долина". К началу 30-х годов Дунганская слобода в Пишпеке окончательно исчезла.


Евгения   МАРТЬЯНОВА
фото из Интернета

Комментарии   

 
+9 #1 RE: ДУНГАНЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ИЗГНАННИКИ ПОНЕВОЛЕбакыт 10.04.2017 20:50
вот хорошее дело начали- исторические экскурсы. Надеюсь, Вы продолжите
Цитировать
 
 
+9 #2 Иноземные народыРуслан 12.04.2017 16:59
Да, и вправду интересно... а есть информация о греках на юге кыргызстана?
Цитировать
 
 
-1 #3 RE: ДУНГАНЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ИЗГНАННИКИ ПОНЕВОЛЕАида 20.04.2017 17:12
Спасибо за статью. Хочу добавить, что село Александровка названо в честь царя Александра, который позволил дунганам жить в Кыргызстане. За это дунгане несли воинскую повинность и служили в русской армии.
И еще: Дунганская слобода существовала до конца 50-х годов. Семья моей мамы и многих родственников была переселена, когда начал застраиваться центр города. На месте ,где проживали дунгане сейчас находятся Центральный гастроном, здание ПРООН, Филармония...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить