Новости

бывшему мэру Бишкека К.Кулматову предъявлено обвинение

Подробнее...

водители маршруток в Бишкеке застраховали пассажиров

Одно пассажирское место обошлось перевозчикам в 136 сомов за год.

Подробнее...

накануне Дня матери

Ордена и благодарственные письма матерям вручил президент Кыргызстана.

Подробнее...

"Кобальт-2018"

Кыргызстан примет участие в учениях ОДКБ «Кобальт-2018» по уничтожению незаконных вооруженных формирований.

Подробнее...

президент Жээнбеков - за отмену приостановления уголовной ответственности по истечении срока давности

Подробнее...

четыре уголовных дела

возбудила Генпрокуратура КР по ситуации на ТЭЦ Бишкека.

Подробнее...

выставка «Памятные монеты Кыргызстана»

Подробнее...

спецсчёт для борьбы с коррупцией

В Кыргызстане будет открыт специальный банковский счёт для денежных средств, поступающих в ходе борьбы с коррупцией.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

Подробнее...

президент С.Жээнбеков встретился с премьер-министром Республики Армения Н.Пашиняном

Подробнее...

президент КР С.Жээнбеков встретился с президентом РФ В.Путиным

Подробнее...

для Кыргызстана вступление в ЕАЭС - выверенный шаг

Вступление в ЕАЭС было для Кыргызстана обдуманным и выверенным шагом. Об этом рассказал в интервью ТАСС президент КР Сооронбай Жээнбеков.

Подробнее...

позиция русского языка в Кыргызстане сохранится

 Об этом рассказал президент КР Сооронбай Жээнбеков в интервью ТАСС.

Подробнее...

вторая российская военная база будет нацелена на афганские угрозы

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков не против открытия в стране второй российской военной базы. Об этом он рассказал в интервью ТАСС.

Подробнее...

президент Жээнбеков прибыл в Сочи

Подробнее...

$496 миллионов

перевели мигранты в Кыргызстан за три месяца.

Подробнее...

Мы хотим дышать!

В Бишкеке на бульваре Махатмы Ганди 14 мая проходит акция «Мы задыхаемся!».

Подробнее...

бывшего премьера Исакова второй раз вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

памяти бойцов спецназа «Альфа»


12 мая в Бишкеке на площади Победы состоялся митинг-реквием, посвященный памяти бойцов спецназа «Альфа» ГКНБ КР, погибших при исполнении своего служебного долга.

Подробнее...

вдали от суеты

В Бишкеке 10 мая открылась заключительная из серии тематических циклов выставка «Вдали от суеты».

Подробнее...

НООРУЗ - ДЕНЬ, КОГДА УМИРАЕТ ЗЛО...

 

 

"В Нооруз кто побогаче режет скотину и делает лапшу, а кто победнее варит кёжё, то есть пшеницу или ячмень с салом и мясом. Вечером разводят костёр из арчи, и мальчики скачут через него, припевая: "Алас, алас, балекеттен калас" ("Алас, алас, от всякой скверны освободи впредь"). Старики говорят: "Эски жыл кетти, жаны жыл келди - куттуу болсун!" ("Старый год ушёл, новый год пришёл! Пусть будет счастливым!")".

Таким увидел кыргызский обычай праздновать Нооруз российский учёный-этнограф Фёдор Фиельструп (1889-1933). Он объездил весь Тянь-Шань и детально описал жизнь кыргызских племён конца 19-го - начала 20-го века. Как видно из его записей, праздник Нооруз кыргызы в то время считали своим и соблюдали связанные с ним традиции.


Впрочем, так считали и другие народы Центральной Азии, ведь  Нооруз достался всем в наследство как один из древнейших праздников на земле - ему примерно столько лет, сколько и всему осмысленному человечеству.


Праздник появился на территории Евразии ещё до рождения известных нам сегодня мировых религий, когда у людей ещё не было священных книг, заповедей, чувства вины за грехи, обещаний райского блаженства и страха наказания в загробной жизни. У них просто была ВЕРА - вера в силы природы, в добро и зло, в солнечный свет и живую энергию Земли.


В те далёкие времена не существовало календарей с пятницами и понедельниками, люди ориентировались на солнце и природные явления, поэтому в течение года было несколько основных временных точек отсчёта. Две из них приходились на дни весеннего и осеннего равноденствия. Было замечено, что в одно и то же время каждый год Солнце переходит из одного полушария Земли в другое и в эти дни продолжительность дня равняется продолжительности ночи, отсюда и название - "равноденствие".


Осенью после равноденствия дни становились короче - природа умирала… Весной, наоборот, день удлинялся, природа оживала.


В день весеннего равноденствия свет побеждал тьму, светлого времени в сутках становилось больше, солнце давало больше тепла, начиналась новая жизнь.


В людском представлении свет всегда символизировал добро, или прекрасное светлое начало, а тьма, наоборот, зло, или тёмное начало. Поэтому основной символизм праздника весеннего равноденствия заключался в вечной борьбе Добра со Злом. Когда свет побеждал, Зло умирало, вот и повод отпраздновать.  


А вот само слово "нооруз", или, точнее, "навруз", - персидского происхождения, переводится как "новый день" и появилось гораздо позднее. Это связано с одной из первых религий на Земле - зороастризмом. Он был распространён на территориях современного Ирана, Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Турции в 7-м веке до нашей эры. Зороастрийцы верили, что бог - это свет во всех его проявлениях, будь это огонь или солнечный луч, поэтому день весеннего равноденствия - день победы света над тьмой - был для них самым священным праздником.


До наших дней сохранились строчки древнегреческого историка Страбона, который писал о Ноорузе:


"…В этот день население Междуречья (между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья) приходит все до одного в святой храм огня. Нооруз считается самым почитаемым праздником, во время которого различные ремесленники бросают свои работы, а торговый люд закрывает свои лавки, при этом все они веселятся и гуляют до утра, стараются угостить друг друга самыми лучшими из напитков и еды, приготовленными при помощи огня".


Приверженцы современных религий презрительно называют зороастрийцев язычниками и примитивными огнепоклонниками, но если копнуть поглубже, обнаружится, что все мы сегодня немного зороастрийцы. Судите сами: в зороастрийских храмах совершались поклонения огню, на улицах разжигались костры, в домах зажигались свечи. Постепенно свечи как символ божественного света перебрались в христианские храмы, а костры… Вот что писал о них Фёдор Фиельструп:


"В каждый Нооруз киргизы устраивают большой костёр и с зажжёнными от него факелами обходят все окрестности, поют и пляшут. Дети прыгают через костёр, а взрослые, переступая через него, говорят: "Алас, алас!"  ("Напасти, уходите!"). При этом обмахиваются полами одежды над огнём. Такой обычай связан с очищающей силой огня, в огне остаются все грехи и несчастья".    

 

"Праздничное  времяпровождение  киргизов",  фото  начала  20  века.


Ещё пример: зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой и ставили в особое место, чтобы к весеннему празднику они проросли и стали символом новой жизни. В наши дни такой обычай есть у нескольких народов Центральной Азии. Фиельструп пишет о похожем обычае у кыргызов:


"Накануне праздника Нооруз все ёмкости заполняются молоком, зерном и ключевой водой в знак плодородия и достатка".

Отголоски древней религии просматриваются в приготовлении особых блюд к празднику, непременно из злаков. На Руси это были блины - символы солнца. У кыргызов же это превратилось в приготовление особого сакрального блюда:


"Самое главное блюдо Нооруза - сумолёк, каша из семи злаков, в том числе пророщенной пшеницы, - писал Фёдор Фиельструп. - Каждый гость должен сначала отведать сумолёк и только потом приступать к общей трапезе. Варится сумолёк в большом казане на костре. Чтобы не пригорело, на дно казана кладут камешки. Приготовление сопровождается весёлыми песнями. Кушанье напитывается энергией добра и света".


Зороастрийцы считали Нооруз праздником обновления, поэтому накануне очищали свои дома, выкидывали всё старое и ненужное, наряжались в чистую одежду. Считалось, что только к людям, очистившимся от всего плохого, приходили добрые духи и приносили здоровье и удачу. То же самое - большую уборку - делают и современные хозяйки, готовясь к Ноорузу или к Пасхе.


Постепенно с течением времени весенний праздник Нооруз превратился во встречу нового года, а с появлением юлианского календаря в 45 году до нашей эры он прочно закрепился в середине марта.


Тысячелетия спустя всю языческую паству евразийского континента поделили между собой разные религии… В стремлении управлять и властвовать каждая загоняла человека в рамки почитания своего бога - нового, лучшего, исключительного и единственно верного! Но как бы ни старались новые проповедники стереть генетическую память у народов, сделать это они так и не смогли, поэтому просто встроили древние языческие обряды в новые религиозные стены. Так, православные  до сих пор празднуют весной Масленицу, сжигая на костре якобы символ зимы, на самом же деле - прообраз древней богини потустороннего мира Марены. А кыргызы до сих пор особо почитают Умай-эне - древнейшее женское божество, олицетворение женского начала у тюрков.  


Встречать новый год в середине марта на Руси продолжали вплоть до 15-го века, пока царь Иван Третий не перенёс встречу нового года на 1 сентября, а потом император Пётр Первый - и вовсе на 31 декабря.


А народы Средней Азии так и продолжили праздновать новый год - Нооруз весной - 21 марта.  


Интересно, что на территории Ближнего Востока Нооруз празднуется только теми народами, которые жили там до распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Арабы Нооруз не празднуют и всячески с ним борются, ведь для них он лишнее напоминание, что они пришли на чужие земли и потеснили живущих там хозяев.  Ну а так как арабы - приверженцы ислама в строгих его формах, то и праздник Нооруз для них - лишь генетическая память покорённых народов, чью  самобытность непременно надо истребить.


Против Нооруза говорит для арабов и то, что он не совпадает с мусульманским календарём.


Нооруз - явление солнечное, а в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.


Так как по солнечному календарю год содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дня,  то  начало и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперёд. Получается, что каждый новый год по мусульманскому летоисчислению начинается в разные дни и постоянно сдвигается по сезонам. А Нооруз привязан к весне.


Если вера - явление повсеместное (каждый житель Земли в любой её точке во что-то да верит - в бога, судьбу или силы природы), то религия - явление исключительно географическое и многие религиозные обряды построены  на климатических особенностях той или иной местности. Расскажите, например, чукче в заснеженной тундре при минус 40 градусах, что ему отныне нужно пять раз в день раздеваться, чтобы совершить молитвенное омовение, и он рассмеётся вам в лицо. Вот и привыкшим к вечному лету арабам было не понять, почему покорённые ими народы на новых территориях так радуются приходу весны.    


Для тех же, кто в очередной раз переживал холодную зиму, весна была  временем обновления, тепла, любви и новых надежд. Древний праздник Нооруз впитал все эти символы, как ничто другое. Всё тот же этнолог Фиельструп сумел прочувствовать и описать этот настрой у кыргызов.


"В день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их, - писал он. - Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во всё новое. В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте резали быка и варили нооруз кёжё или чон кёжё - "большой суп" из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем. После всеобщей трапезы начинались игры айкыш-уйкыш, что в переводе означает "навстречу друг другу", и аударыспек, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.


Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретёт право на её руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества.


День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло..."


В наши дни Нооруз считается государственным праздником в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Иране, Турции, Македонии, Албании, Иракском Курдистане, СУАР КНР и в нескольких республиках России - Татарстане, Башкортостане и Дагестане.


Ежегодно этот весенний праздник отмечает несколько десятков  миллионов  человек,  стереть  древнюю  генетическую  память  которых никаким  иноземцам  так  и  не получилось.


Евгения   МАРТЬЯНОВА

 

Празднование Нооруза в Кыргызстане.

С праздником весны, света и добра!


Фото Sputnik
и из Интернета.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить