Новости

III Всемирные игры кочевников откроются 2 сентября

Подробнее...

на судью можно пожаловаться

Дисциплинарная комиссия при Совете судей Кыргызстана начала свою работу.

Подробнее...

Абитуриент, внимание!

Какие профессии будут востребованы до 2023 года.

Подробнее...

три депутата ЖК "позавтракали" с Трампом

8 февраля три депутата Жогорку Кенеша поучаствовали в традиционном ежегодном молитвенном завтраке с участием президента США Дональда Трампа.

Подробнее...

БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ…


Президент США на молитвенном завтраке вновь приписал себе победу над ИГИЛ.

Подробнее...

Популярность русских школ растёт…

Почему кыргызстанцы хотят, чтобы их дети учились на русском?

Подробнее...

Суйунчу

за рождение ребенка начали выплачивать в Кыргызстане.

Подробнее...

ПОГОДА ПОРТИТСЯ

Штормовое предупреждение: по Кыргызстану 14-18 февраля - снегопад и морозы.

Подробнее...

назначен пресс-секретарь президента КР

Подробнее...

Кыргызстан соболезнует...

Президент Кыргызстана выразил соболезнование Владимиру Путину в связи с авиакатастрофой.

Подробнее...

подписан контракт

 на вторую фазу модернизации Токтогульской ГЭС.

Подробнее...

кыргызские монеты очень понравились нумизматам


Национальный банк КР принял участие в 47-й ежегодной выставке-форуме Всемирная монетная ярмарка 2018 (World Money Fair 2018) в Берлине (Германия).

Подробнее...

$45 миллиардов

потратят США  на военные операции в Афганистане.

Подробнее...

приговор Саляновой оставлен в силе

Бишкекский городской суд 7 февраля огласил приговор по уголовному делу экс-министра юстиции Аиды Саляновой.

Подробнее...

депутаты парламента - в онлайне

Поговорить с депутатами Жогорку Кенеша стало проще.

Подробнее...

новый директор ТЭЦ Бишкека гарантирует:

авария больше не повторится

Подробнее...

Государственному историческому музею - статус национальный!

Подробнее...

нашёлся ещё покупатель MegaCom

Компания ALF Consulting SA выразила заинтересованность в приобретении 100 процентов акций ЗАО "Альфа Телеком".

Подробнее...

БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК

Кыргызстанцы нашли возле банка в Москве 220 тысяч рублей… Отыскали владельца и вернули ему деньги.

Подробнее...

В.Путин ратифицировал документ о списании остатка долга Кыргызстану

Подробнее...

ПАМЯТЬ - В ПОДАРОК


   Та статья в нашей газете трёхлетней давности называлась "Диагноз: беспамятство?".
   Памятник военным водителям из знаменитого Ошского автобата установили в центре Оша в 1987 году. Памятник не совсем обычный… Впрочем, такие же или почти такие можно встретить и в некоторых российских городах: на гранитном пьедестале - настоящая машина. Легендарная "полуторка" - созданная в 30-х годах прошлого века автомашина ГАЗ-АА грузоподъёмностью полторы тонны (отсюда и название).
   Такие грузовички с фанерными корпусами (по размеру не больше современного джипа) "во все колёса" трудились в годы Великой Отечественной войны, в том числе и у нас в Кыргызстане. Ну и что, что войны как таковой здесь не было? Ошский пограничный автомобильный батальон снабжал всем необходимым пограничные войска, включая самые отдалённые заставы. Эти же "полуторки" с ликованием встречали мирные жители глухих кыргызских аилов: автобатовцы привозили на них не только продукты, но и вести с полей сражений… А во время войны в Афганистане именно отсюда, с юга Кыргызстана, шло снабжение находившихся там советских войск.
   Идея увековечить память об Ошском автобате таким не совсем обычным образом родилась у кадровых пограничников. "Полуторку" выменяли в соседнем Узбекистане на одну из списанных машин части, своими силами отремонтировали и водрузили на гранитный постамент.
   Двадцать лет в День победы - да и в другие дни - к памятнику приходили ветераны войны, приводили своих детей и внуков. "Полуторка" была своеобразным символом Оша, почти таким же, как Сулайман-гора, была одной из главных городских достопримечательностей. Пока в 2007 году вдруг куда-то не пропала.
   По южной столице Кыргызстана поползли нехорошие слухи: машину, мол, забрали для частной коллекции, а вообще памятник решили демонтировать, чтобы построить на этом месте кафе… Эти слухи не подтвердились. Оказалось, что раритетная "полуторка" приглянулась Министерству обороны, и оно решило увезти её в Бишкек, в создаваемый музей Вооружённых сил Кыргызстана. Тогдашнее пограничное начальство почему-то возражать не стало.
   Ветераны Пограничной службы долго возмущались, писали во все мыслимые инстанции, просили вернуть на место если не саму четырёхколёсную легенду, то хотя бы её муляж. В конце декабря 2008 года Совет ветеранов Погранслужбы даже подал в Первомайский райсуд Бишкека иск к Министерству обороны с требованием возвратить Ошу уникальный памятник.

alt
"Полуторку" военных лет Кубан Сарыбаев
купил не для себя.


   Однако ещё до решения суда стало ясно: никто ничего никому возвращать не собирается. Пустовавший до этого момента пьедестал вдруг тоже начали по-тихому сносить, ровнять с землёй, стирать с её лица, пока не оставили на месте монумента камня на камне.
   Сейчас это - ничем не занятая площадка, где любят разворачиваться местные таксисты… Нет пьедестала - нет проблем? А ведь пограничники до последнего надеялись, что пустовать он будет недолго. Что даже если не удастся отсудить свою "полуторку" у Минобороны, - может, найдётся какой-нибудь спонсор и поможет приобрести другую такую же? Ветераны Ошского автобата ведь разбросаны по всему СНГ, и все они - люди неравнодушные…
   И такой человек нашёлся, причём в Кыргызстане. Ветеран Погранслужбы, а теперь директор охранного агентства Кубан Сарыбаев.
   - Я нашёл точно такую же "полуторку"! - радуется он по телефону. - Нашёл в Оше, у ветерана автобата Абдувалиева. С прошлого года искал, и вот наконец-то получилось.
   В прошлом году Сарыбаев начал активные поиски похожего на легендарный грузовика. В Интернете на сайте Погранслужбы появилось обращение ко всем, кому не всё равно: ветеран Пограничной службы ищет автомашину ГАЗ-АА. В крайнем случае - просит сделать макет. Машина-то ведь не для езды предназначена, на постаменте может и муляж стоять.

alt
А так выглядел памятник в центре Оша
до того, как его снесли.


   - Если честно, - признаётся Кубан, - идея с макетом, муляжом не очень мне нравилась. Ну вот не доверял я специалистам по изготовлению макетов машин. Тут ведь надо всё в точности сделать, а машина, сами видите, с особенностями.
   Тем не менее на сайт люди писали. Благодарили, предлагали, советовали. А когда ветеран погранвойск  наконец нашёл, что искал, - почувствовал себя чуть ли не самым счастливым человеком.
   - Я это делал не только для ветеранов автобата, - говорит Кубан Сарыбаев. - И не только для ветеранов-пограничников. Эта "полуторка" очень многое символизирует. В том числе и изначальную дружбу всех народов Кыргызстана. Ошский автобат ведь состоял из кыргызов, русских, татар, евреев, хохлов… И ездили они на таких грузовичках по всему Союзу.
   И лично для меня это тоже очень важно. Мой дед всю жизнь отдал службе в армии, отец, я сам, да и сын сейчас учится в погранучилище. Разве я могу свою династию предать?
   У любого человека, считаю, должен быть стержень, на который нанизываются его принципы, убеждения, идеалы. А такая память помогает нам сохранить в себе этот стержень. Без него - кем же мы станем?!
   - Знаете, - рассказывает Сарыбаев, - дед мой службу закончил комендантом крепости. Город Черняховск Калининградской области. В прошлом году я туда ездил.
   Меня поразило, как там относятся к военной истории нашего когда-то единого государства. Мне тут же нашли кучу документов, множество книг надавали. С тамошними ветеранами я общался - и, знаете ли, просто кипел. Рвался сюда, на родину, и уже точно знал, что разыщу я эту "полуторку", если понадобится, из-под земли достану!
   Мысли и желания, как известно, имеют свойство материализовываться. Машина пограничнику попалась. И он её купил. За сколько - не в этом дело. Хотя можно сказать, что на эти деньги можно приобрести вполне приличный современный автомобиль.
   - Не жалко было, - спрашиваю Кубана, - свои кровные тратить? Понятно, что дело благое, понятно, что очень нужное, но всё-таки…
   - Нет, - ни секунды не колеблясь, отвечает он. - Даже не думал об этом. Главное, "полуторка", несмотря на то, что раритетная, - в неплохом состоянии. То есть на ходу. На ней ездить можно, сам пробовал.
   Пока пограничники перетащили уникальный грузовичок на склады. Надо немного подремонтировать, почистить. А как потеплеет - будут устанавливать. На то же самое место, откуда предшественник грузовика не слишком порядочно "уехал" в бишкекский музей ("Зачем делать хорошо за чужой счёт?" - недоумевает Кубан).
   А вообще, говорит, планы такие: раз машина на ходу, почему бы не катать на ней время от времени ветеранов Великой Отечественной, чтобы вместе с ними окунуться во фронтовую атмосферу?
   Почему бы время от времени просто не заводить "полуторку", чтобы не стояла мёртвым грузом на постаменте, а выглядела "живой"? Пусть несколько минут тарахтит мотор - такого живого памятника точно нигде больше не увидишь!
   - А не боитесь, - спрашиваю, - что и эта машина куда-нибудь денется? Что её снова заберут у ошан, посчитав, что место ей где-нибудь в столичном музее или чьей-нибудь частной коллекции?
   - А вот для этого, - усмехается Кубан, - именно для того, чтобы больше ни у кого не тянулись руки к тому, что ему не принадлежит, я и оформил эту "полуторку" в частную собственность. Теперь она формально только моя, и я никому больше не позволю позариться на народную память!


Ирина МАКСИМОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить