Новости

Генпрокуратура изучит материалы о ремонте Исторического музея

Траты оказались огромными.

Подробнее...

Стулья по 100 тысяч сомов!


Депутаты парламента КР возмутились дороговизной мебели в реконструируемом Историческом музее.

Подробнее...

на имущество экс-мэра Бишкека К.Кулматова наложен арест

Информацию об этом СМИ подтвердили в ГКНБ.

Подробнее...

активизация террористов в Афганистане угрожает странам ОДКБ

Подробнее...

в Россию - на работу

За последние пять лет почти в пять раз увеличилось число работающих в России граждан Кыргызстана.

Подробнее...

в Социальном фонде Кыргызстана новый глава

Подробнее...

назначен председатель Государственной налоговой службы

Подробнее...

Верховный суд оставил в силе приговор Саляновой

Подробнее...

уголовное дело в отношении бывшего главы Кыргызтелекома передали в суд

Подробнее...

КИНО О КЫРГЫЗСКОЙ МИГРАНТКЕ

Фильм "Айка" получил приз Каннского фестиваля.

Подробнее...

погода в июне

Ожидается, что в некоторых регионах Кыргызстана средняя температура воздуха будет на градус ниже нормы.

Подробнее...

бывшему мэру Бишкека К.Кулматову предъявлено обвинение

Подробнее...

водители маршруток в Бишкеке застраховали пассажиров

Одно пассажирское место обошлось перевозчикам в 136 сомов за год.

Подробнее...

накануне Дня матери

Ордена и благодарственные письма матерям вручил президент Кыргызстана.

Подробнее...

"Кобальт-2018"

Кыргызстан примет участие в учениях ОДКБ «Кобальт-2018» по уничтожению незаконных вооруженных формирований.

Подробнее...

президент Жээнбеков - за отмену приостановления уголовной ответственности по истечении срока давности

Подробнее...

четыре уголовных дела

возбудила Генпрокуратура КР по ситуации на ТЭЦ Бишкека.

Подробнее...

выставка «Памятные монеты Кыргызстана»

Подробнее...

спецсчёт для борьбы с коррупцией

В Кыргызстане будет открыт специальный банковский счёт для денежных средств, поступающих в ходе борьбы с коррупцией.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

Подробнее...

ПАМЯТЬ - В ПОДАРОК


   Та статья в нашей газете трёхлетней давности называлась "Диагноз: беспамятство?".
   Памятник военным водителям из знаменитого Ошского автобата установили в центре Оша в 1987 году. Памятник не совсем обычный… Впрочем, такие же или почти такие можно встретить и в некоторых российских городах: на гранитном пьедестале - настоящая машина. Легендарная "полуторка" - созданная в 30-х годах прошлого века автомашина ГАЗ-АА грузоподъёмностью полторы тонны (отсюда и название).
   Такие грузовички с фанерными корпусами (по размеру не больше современного джипа) "во все колёса" трудились в годы Великой Отечественной войны, в том числе и у нас в Кыргызстане. Ну и что, что войны как таковой здесь не было? Ошский пограничный автомобильный батальон снабжал всем необходимым пограничные войска, включая самые отдалённые заставы. Эти же "полуторки" с ликованием встречали мирные жители глухих кыргызских аилов: автобатовцы привозили на них не только продукты, но и вести с полей сражений… А во время войны в Афганистане именно отсюда, с юга Кыргызстана, шло снабжение находившихся там советских войск.
   Идея увековечить память об Ошском автобате таким не совсем обычным образом родилась у кадровых пограничников. "Полуторку" выменяли в соседнем Узбекистане на одну из списанных машин части, своими силами отремонтировали и водрузили на гранитный постамент.
   Двадцать лет в День победы - да и в другие дни - к памятнику приходили ветераны войны, приводили своих детей и внуков. "Полуторка" была своеобразным символом Оша, почти таким же, как Сулайман-гора, была одной из главных городских достопримечательностей. Пока в 2007 году вдруг куда-то не пропала.
   По южной столице Кыргызстана поползли нехорошие слухи: машину, мол, забрали для частной коллекции, а вообще памятник решили демонтировать, чтобы построить на этом месте кафе… Эти слухи не подтвердились. Оказалось, что раритетная "полуторка" приглянулась Министерству обороны, и оно решило увезти её в Бишкек, в создаваемый музей Вооружённых сил Кыргызстана. Тогдашнее пограничное начальство почему-то возражать не стало.
   Ветераны Пограничной службы долго возмущались, писали во все мыслимые инстанции, просили вернуть на место если не саму четырёхколёсную легенду, то хотя бы её муляж. В конце декабря 2008 года Совет ветеранов Погранслужбы даже подал в Первомайский райсуд Бишкека иск к Министерству обороны с требованием возвратить Ошу уникальный памятник.

alt
"Полуторку" военных лет Кубан Сарыбаев
купил не для себя.


   Однако ещё до решения суда стало ясно: никто ничего никому возвращать не собирается. Пустовавший до этого момента пьедестал вдруг тоже начали по-тихому сносить, ровнять с землёй, стирать с её лица, пока не оставили на месте монумента камня на камне.
   Сейчас это - ничем не занятая площадка, где любят разворачиваться местные таксисты… Нет пьедестала - нет проблем? А ведь пограничники до последнего надеялись, что пустовать он будет недолго. Что даже если не удастся отсудить свою "полуторку" у Минобороны, - может, найдётся какой-нибудь спонсор и поможет приобрести другую такую же? Ветераны Ошского автобата ведь разбросаны по всему СНГ, и все они - люди неравнодушные…
   И такой человек нашёлся, причём в Кыргызстане. Ветеран Погранслужбы, а теперь директор охранного агентства Кубан Сарыбаев.
   - Я нашёл точно такую же "полуторку"! - радуется он по телефону. - Нашёл в Оше, у ветерана автобата Абдувалиева. С прошлого года искал, и вот наконец-то получилось.
   В прошлом году Сарыбаев начал активные поиски похожего на легендарный грузовика. В Интернете на сайте Погранслужбы появилось обращение ко всем, кому не всё равно: ветеран Пограничной службы ищет автомашину ГАЗ-АА. В крайнем случае - просит сделать макет. Машина-то ведь не для езды предназначена, на постаменте может и муляж стоять.

alt
А так выглядел памятник в центре Оша
до того, как его снесли.


   - Если честно, - признаётся Кубан, - идея с макетом, муляжом не очень мне нравилась. Ну вот не доверял я специалистам по изготовлению макетов машин. Тут ведь надо всё в точности сделать, а машина, сами видите, с особенностями.
   Тем не менее на сайт люди писали. Благодарили, предлагали, советовали. А когда ветеран погранвойск  наконец нашёл, что искал, - почувствовал себя чуть ли не самым счастливым человеком.
   - Я это делал не только для ветеранов автобата, - говорит Кубан Сарыбаев. - И не только для ветеранов-пограничников. Эта "полуторка" очень многое символизирует. В том числе и изначальную дружбу всех народов Кыргызстана. Ошский автобат ведь состоял из кыргызов, русских, татар, евреев, хохлов… И ездили они на таких грузовичках по всему Союзу.
   И лично для меня это тоже очень важно. Мой дед всю жизнь отдал службе в армии, отец, я сам, да и сын сейчас учится в погранучилище. Разве я могу свою династию предать?
   У любого человека, считаю, должен быть стержень, на который нанизываются его принципы, убеждения, идеалы. А такая память помогает нам сохранить в себе этот стержень. Без него - кем же мы станем?!
   - Знаете, - рассказывает Сарыбаев, - дед мой службу закончил комендантом крепости. Город Черняховск Калининградской области. В прошлом году я туда ездил.
   Меня поразило, как там относятся к военной истории нашего когда-то единого государства. Мне тут же нашли кучу документов, множество книг надавали. С тамошними ветеранами я общался - и, знаете ли, просто кипел. Рвался сюда, на родину, и уже точно знал, что разыщу я эту "полуторку", если понадобится, из-под земли достану!
   Мысли и желания, как известно, имеют свойство материализовываться. Машина пограничнику попалась. И он её купил. За сколько - не в этом дело. Хотя можно сказать, что на эти деньги можно приобрести вполне приличный современный автомобиль.
   - Не жалко было, - спрашиваю Кубана, - свои кровные тратить? Понятно, что дело благое, понятно, что очень нужное, но всё-таки…
   - Нет, - ни секунды не колеблясь, отвечает он. - Даже не думал об этом. Главное, "полуторка", несмотря на то, что раритетная, - в неплохом состоянии. То есть на ходу. На ней ездить можно, сам пробовал.
   Пока пограничники перетащили уникальный грузовичок на склады. Надо немного подремонтировать, почистить. А как потеплеет - будут устанавливать. На то же самое место, откуда предшественник грузовика не слишком порядочно "уехал" в бишкекский музей ("Зачем делать хорошо за чужой счёт?" - недоумевает Кубан).
   А вообще, говорит, планы такие: раз машина на ходу, почему бы не катать на ней время от времени ветеранов Великой Отечественной, чтобы вместе с ними окунуться во фронтовую атмосферу?
   Почему бы время от времени просто не заводить "полуторку", чтобы не стояла мёртвым грузом на постаменте, а выглядела "живой"? Пусть несколько минут тарахтит мотор - такого живого памятника точно нигде больше не увидишь!
   - А не боитесь, - спрашиваю, - что и эта машина куда-нибудь денется? Что её снова заберут у ошан, посчитав, что место ей где-нибудь в столичном музее или чьей-нибудь частной коллекции?
   - А вот для этого, - усмехается Кубан, - именно для того, чтобы больше ни у кого не тянулись руки к тому, что ему не принадлежит, я и оформил эту "полуторку" в частную собственность. Теперь она формально только моя, и я никому больше не позволю позариться на народную память!


Ирина МАКСИМОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить