Новости

в Бишкеке прошла акция «Свеча памяти»

Подробнее...

НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

возбуждено в отношении бывшего мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова.

Подробнее...

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

На минувшей неделе на допросах в ГКНБ побывали ещё два известных деятеля.

Подробнее...

ДТП в Москве

Глава МВД Кыргызстана Кашкар Джунушалиев навестил в больнице пострадавших.

Подробнее...

июль обещает быть жарким

Подробнее...

таксист-кыргызстанец в Москве совершил наезд на пешеходов

Подробнее...

$700,5 миллиона

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

С праздником Орозо айт!


Президент Сооронбай Жээнбеков поздравил соотечественников со священным праздником Орозо айт.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков встретился в Москве с Владимиром Путиным

Подробнее...

Игорь Чудинов больше не депутат

Подробнее...

Жанторо Сатыбалдиева тоже вызывали на допрос в ГКНБ

 

Подробнее...

Албека Ибраимова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Темира Сариева допросили в ГКНБ

Подробнее...

Сапар Исаков останется под стражей до конца следствия

Бишкекский горсуд 13 июня оставил в силе решение Первомайского суда.

Подробнее...

Президент Жээнбеков едет на открытие чемпионата мира по футболу.

Подробнее...

"Вселенная Айтматова"

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылись двери выставки-конкурса молодых художников "Вселенная Айтматова".

Подробнее...

в Кыргызстане откроется посольство Монголии

Подробнее...

Мы разные, но мы едины

Обращение президента С.Жээнбекова к народу Кыргызстана в связи с 8-й годовщиной трагических событий июня 2010 года.

Подробнее...

подписана Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС

Подробнее...

Кыргызстан принял председательство в Шанхайской Организации Сотрудничества

Подробнее...

БЧК - подарок, сделанный своими руками

наша история


       В этом году Бишкеку исполняется 138 лет. Когда-то на месте нашей столицы было небольшое поселение-крепость - всего лишь пара улиц и несколько домов. За прошедшие годы город вырос и изменился до неузнаваемости. Молодое поколение бишкекчан, проезжая по городским улицам мимо рынков, парков и площадей, даже не задумывается, что ещё несколько десятилетий назад ничего этого здесь не было. Столицу строили буквально из ничего, руками простых людей. И руки эти реализовывали самые грандиозные и сложные проекты. Одним из таких было строительство Большого Чуйского канала.


По масштабу работ строительство БЧК можно сравнить со строительством БАМа. Для нашей маленькой республики этот проект стал настоящей стройкой века! Теперь уже прошлого.


Решение о строительстве было принято в 1940 году. В стране развивалось сельское хозяйство, нужны были обширные площади для выращивания зерновых и свёклы. Территории для этого были, а с водой для полива возникали сложности. Нужен был канал, который позволил бы дать воду на поля Чуйской долины. Так появилась идея строительства БЧК.


По проекту инженера М.Патрушева, БЧК должен был состоять из трёх ветвей: Западного, Восточного и Южного каналов. Западная ветвь стала самым крупным в стране ирригационным каналом, его трасса проходит по всей Чуйской долине. Участок этого канала длиной около 70 километров как раз и пересекает кыргызскую столицу с востока на запад.


Строительство этих 70 километров далось нелегко. Стройка  началась в годы Великой Отечественной войны. В тяжёлые военные времена канал строили вручную - землю копали лопатами, разбивали мотыгами, таскали на носилках, возили на повозках.


На фотографиях тех лет видно, что основная масса строителей - женщины.


Начало строительства БЧК, одна из первых фотографий.
Работа идёт полным ходом, на лицах - улыбки.




 

Каменистую почву разбивали вручную - кирками и мотыгами, затем грузили в повозки.

Землю выгружали здесь же неподалёку и разравнивали.

Вот  так,  под  палящим  солнцем,  с  лопатой  в  руках трудились  строители  БЧК.

Фото 1941 года. Самый разгар стройки.

Женщины  работали  наравне  с  мужчинами.
И  не  отвлекаясь  на  перекуры.

 


Мужских рук в военные годы катастрофически не хватало и стройка фактически легла на женские плечи. Женщины, отработав трудовой день на производстве, под вечер шли на рытьё канала. Моя бабушка вспоминала как, отстояв смену в цеху на кожзаводе, в летнее время после работы они всей бригадой шли на стройку, где до темноты копали, носили землю, убирали камни и двигали тяжёлые валуны. Потом расходились по домам и на следующий день с утра снова на работу, на завод. И никто не жаловался и не отлынивал, не принято это было да и понимали все, что делают большое нужное дело на общее благо.


Западный участок БЧК был закончен в 1943 году. Проходящий через город канал дал воду десяти тысячам гектаров земли, снабдил водой городскую ТЭЦ и другие промышленные предприятия. Для простых горожан же главным стало то, что в столице появилась зона отдыха - вода принесла с собой прохладу и зелень. Специально для этой цели проходящий через город БЧК был расширен на протяжении четырёх километров, а в районе Карагачёвой рощи построили лодочную станцию и разместили городской пляж.


Строительство остальных частей Большого Чуйского канала завершилось в 1958 году. Его ответвления дали воду на поля и фермерские хозяйства, заработали построенные  гидроэлектростанции. В общей сложности за все годы на строительстве канала было задействовано сорок тысяч человек - простых рабочих и колхозников.


Сегодня, глядя на протекающий через город привычный глазу БЧК, трудно представить, что это в прямом смысле слова "дело рук человеческих". То, для чего когда-то давно потребовался титанический труд десятков тысяч людей, в наши дни легко может сделать техника за пару недель. Но тем более ценен для нас, современников, этот подарок наших бабушек и дедушек - подарок, сделанный своими руками.


Елена  ПЕРОВА
фото из интернета


 




Огромный труд выпал на хрупкие женские плечи, но они справились и сделали это - босиком, с лопатами в руках и улыбками на лицах.

А  это  уже  1948  год.  На  подмогу  женским  прибыли  мужские  руки.  

На фотографиях со стройки хорошо видно, что в то время вдоль самого русла канала ещё не было ни домов, ни дорог, ни деревьев, всё это появилось позднее и было создано теми же простыми, рабочими руками.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить