Новости

Досалы Эсеналиев назначен руководителем аппарата президента

Подробнее...

Алмаз Кененбаев назначен первым замруководителя аппарата президента

Подробнее...

снежный барс - талисман III Всемирных игр кочевников

Подробнее...

Попались в иссык-кульские фотоловушки!

Подробнее...

после изнасилования депутат покончила с собой

Подробнее...

широкая да длинная - новая улица имени Чингиза Айтматова

Подробнее...

Отдыхаем 4 дня подряд!

В этом году Курман айт выпал на 21 августа.

Подробнее...

учебный год начнётся с изменений

В Кыргызстане приняли новый базисный учебный план на 2018/19 учебный год.

Подробнее...

козы дороже футболистов

Подробнее...

страшный Таджикистан

США считают эту страну небезопасной для туристов.

Подробнее...

из-за селфи обрушился мост с туристами

Подробнее...

мэрии Бишкека поможет российский бизнес

Подробнее...

ребёнку-старику из Астаны сделали операцию

Подробнее...

убийца пойман с помощью фото со спутника

Полиция Казахстана использовала снимков из космоса для поимки убийц 18-летней девушки.

Подробнее...

в Кыргызстане создадут туристическую милицию

Подробнее...

Вселенная Айтматова

Подробнее...

одну из улиц Астаны назовут именем Чингиза Айтматова

Подробнее...

внук экс-президента Атамбаева выиграл золото шахматного турнира в ОАЭ

Подробнее...

Следующие 5 лет будут рекордно жаркими

Подробнее...

Кыргызстан и Узбекистан поменяются территориями

Подробнее...

Лучшее подводное фото года

Подробнее...

мужчинам запретили красить волосы и бриться

Подробнее...

ужесточение требований к таксистам-мигрантам

Подробнее...

cвадьбы и поминки по правилам

Подробнее...

к юбилею Айтматова в России запустили флешмоб

Подробнее...

скончался известный эксперт Жумакадыр Акенеев

Подробнее...

японский император раскаялся за участие страны во Второй мировой

Подробнее...

Сибирская язва в Кыргызстане?!

В Кыргызстане с подозрением на сибирскую язву госпитализированы 12 человек.

Подробнее...

в КНУ выявили финансовые нарушения на 8,5 миллиона сомов

Подробнее...

в Кыргызстане под камнепадом погиб альпинист из России

Подробнее...

КЫРГЫЗСТАН В СУДЬБЕ ЗНАМЕНИТЫХ: ГРАНИТ, СЛОВО И ТАНЕЦ


Мы продолжаем рассказ об известных личностях советской и постсоветской эпох, которым в разное время выпало жить и творить в нашей республике. Зачем мы стали о них вспоминать? К сожалению, с 1991 года в обществе наблюдается тотальное неуважение к собственной истории.


Пусть те, о ком мы рассказываем, и не все годы своей жизни прожили в Кыргызстане. Но всё же они тоже часть нашей истории.
 


ЛЮДИ,  ОЖИВИВШИЕ  КАМНИ


Говоря о знаменитых людях, оставивших в разные годы след в истории Кыргызстана, нельзя не вспомнить Ольгу Мануйлову - выдающегося советского скульптора.


В 1939 году, уже будучи художником с колоссальным творческим багажом, Ольга Мануйлова на Первой декаде кыргызского искусства в Москве познакомилась с главным архитектором бюро "Киргизпроект" города Фрунзе Георгием Градовым. Он сказал Мануйловой, что руководство Киргизской ССР объявило конкурс на проект памятника народному акыну Токтогулу Сатылганову.


Мануйлова согласилась принять участие в конкурсе и всё лето работала над эскизами памятника акыну. По замыслу Мануйловой и Градова, Токтогул должен был сидеть на коне с комузом в руках в окружении народа. Модель памятника была закончена в 1940 году и даже принята Совнаркомом республики, но устанавливать памятник почему-то не стали. Однако Мануйлову заинтересовала личность тогда ещё живого акына Тоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова). С ним Мануйлова познакомилась во Фрунзе на праздновании юбилея Токтогула. В 1965 году Мануйлова создала гранитный памятник Тоголоку Молдо - тот, что сейчас украшает у Минздрава сквер имени этого поэта.


В 1941 году закончилось строительство здания прокуратуры Киргизской ССР. Его фронтон украшен барельефом  работы  Ольги  Мануйловой  "Советская  Конституция".  Сейчас  в  этом  здании - Конституционная палата  КР.  Барельеф  на  фронтоне  Театра  оперы  и  балета  и  скульптуры  -  тоже  её работы. Как и открытый в 1942 году во Фрунзе памятник генералу Ивану Панфилову - первый монумент, установленный в СССР в  честь  героя  Великой  Отечественной  войны.


Изваяли его Ольга Мануйлова и её супруг Аполлон Мануйлов (девичья фамилия Ольги Максимилиановны - Тихомирова). Потом именем генерала был назван и сам парк, до этого именовавшийся парком Красной Звезды.


Судьбы монументов, созданных Мануйловой, сложились по-разному. В 2003 году неизвестные украли бюст поэта Жоомарта Боконбаева, чтобы продать его как лом цветного металла. Бюст милиция нашла распиленным. Кстати, с ним  связана любопытная история. Бюст Боконбаева в 1947 году Мануйлова сдавала лично тогдашнему председателю Совета министров Киргизской ССР Исхаку Раззакову. Узнав, что скульптор с детьми ютится в маленькой каморке, Раззаков посадил Мануйлову в свою машину, и они объехали весь Фрунзе, чтобы скульптор выбрала себе любой свободный дом. Тот, что понравился Мануйловой, только строился. В следующем году семья Мануйловых в него въехала, и Ольга Максимилиановна прожила в этом доме до самой своей смерти в 1984 году. В 2000 году в доме Мануйловой был открыт мемориальный музей. Стоит он на нынешней улице Тыныстанова - чуть выше улицы Киевской.

 

Ольга Мануйлова за работой в своей мастерской.



Памятник акыну Тоголоку Молдо в сквере его имени у Министерства здравоохранения КР. Открыт в 1965 году. Автор - Ольга Мануйлова. С самим акыном Мануйлова познакомилась во Фрунзе - на праздновании юбилея Токтогула.

 


Барельеф "Советская Конституция" работы Ольги Мануйловой на фронтоне здания нынешней Конституционной палаты Кыргызстана.

 


Кыргызский национальный академический театр оперы и балета. Эти скульптуры на крыше изваяла Ольга Мануйлова,  недавно их отреставрировали. К сожалению,  не все работы Мануйловой сохранились до сегодняшнего дня.

 


Дом-музей Ольги Мануйловой. Сюда скульптор вселилась в 1948 году и здесь прожила всю жизнь.


Упомянутый нами архитектор Георгий Александрович Градов (который "заманил" Мануйлову во Фрунзе) сам приехал в столицу Советской Киргизии в 1937 году, окончив Московскую академию архитектуры. По его проектам в городе Фрунзе построили немало зданий. Но самое известное - "Зелёный театр" в парке Красной Звезды (будущем парке им. Панфилова). "В архитектуре этого произведения, - описывали тот театр его современники, - нашли выражение поиски архитекторов в области классического и национального наследия. В зале под открытым небом размещались 800 зрителей, со всех мест были обеспечены хорошая видимость и акустика. В убранстве был широко применён киргизский национальный орнамент". К сожалению, театр снесли при строительстве в 1980-х годах нынешнего здания Жогорку Кенеша.


В марте 1938 года во Фрунзе прошла первая конференция архитекторов, по итогам которой основали Киргизское отделение Союза архитекторов СССР. Первое правление республиканского союза возглавил он - Георгий Градов.


Когда началась Великая Отечественная война, архитектор Градов ушёл добровольцем на фронт. Там он воевал помощником начальника разведки инженерных войск 50-й армии. В октябре 1944 года Градов командовал отрядом,  который действовал в немецком тылу, - причём без единой потери. После демобилизации из армии во Фрунзе Градов не вернулся - его отправили проектировать здания в Сталинске (нынешнем Новокузнецке).


В 1946 году у него родилась дочь Екатерина, которая, в отличие от своего отца, обывателю известна куда больше. Именно она сыграла в фильме "Семнадцать мгновений весны" радистку Кэт. Позже Екатерина Градова сыграла подельницу вора Ручечника Светлану Волокушину в не менее легендарном фильме "Место встречи изменить нельзя". Екатерина Градова рассказывала об отце: "Он был невероятным человеком огромной силы. Например, заболевал мальчик в подъезде, нужно было лекарство, которое было только в "кремлёвке". Папа ночью стучал, звонил, ему не открывали, он тогда разбивал витрину, входил и брал то, что было необходимо".


В 1971 году Екатерина Градова стала женой актёра Андрея Миронова, и они прожили вместе 5 лет, у них родилась дочь Мария - ныне тоже актриса. Самого же Георгия Александровича Градова не стало в 1984 году: 73-летний архитектор погиб при восхождении на Памир.

 

Архитектор,  первый председатель правления Союза архитекторов Киргизской ССР Георгий Градов с дочерью - актрисой Екатериной Градовой.
 


"Зелёный театр" во Фрунзе. Был построен в 1940 году по проекту Георгия Градова в парке Красной Звезды (ныне парк им. Панфилова).

 


ФИЛОСОФЫ  ПОЭЗИИ  И  ТАНЦА


Автор этих строк при подготовке публикации опросил нескольких молодых людей: знают ли они, в честь кого названа в Бишкеке улица Кулиева? Не ответил никто - видимо, сейчас молодёжи рассказать про него некому.


Восполним этот пробел.


О себе народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Шуваевич Кулиев написал так:


"Среди миров огромных
и светил
Пусть я всего песчинкой
малой был,
Но и песчинкой малой -
и таким,
Наверное, я был
необходим.
Моя была мгновенна
с жизнью связь.
Но жизнь и без меня
не обошлась".


Родился Кайсын Кулиев в высокогорном старинном балкарском ауле Верхний Чегем в 1917 году. В Советскую Киргизию майор-десантник Кулиев приехал в 1945 году из госпиталя, узнав о высылке балкарцев в Среднюю Азию. Он хотел быть ближе к землякам. К тому времени Кулиев был уже известным поэтом, чьи стихи печатались и читались по радио на весь Советский Союз с 1942 года, когда их автор воевал на фронте.


Сам Кулиев вспоминал: "Во Фрунзе я приехал поздно вечером. Утром увидел горы. Они были рядом, как и в Нальчике. Я подумал: хорошо, что хоть не разлучился с горами. Пусть не Кавказские, но горы! Зелёный Фрунзе понравился мне. На улицах было много стройных тополей. У меня в кармане лежало письмо поэта Николая Тихонова председателю правления Союза писателей Киргизии. В нём Николай Семёнович просил, чтобы меня обеспечили работой и жильём. Перед отъездом из Москвы друзья советовали мне обратиться также и к поэту Аалы Токомбаеву. Встреча с ним была мне приятна.


Вскоре я был принят на службу в Союз писателей. Работал. Писал для себя".


В ссылке Кулиев стал активно участвовать в литературной жизни Киргизской ССР, работая в журнале "Киргизстан". Но печатать свои стихи ему не давали. Однако переводами ему никто не запретил заниматься. Сначала Кулиев, по его признанию, не осмеливался браться за перевод с кыргызского языка на русский. Но его уговорил "рискнуть" известный кыргызский писатель Тугельбай Сыдыкбеков. Через полгода Кулиев стал выполнять подстрочники стихов и прозы, чему очень помогал "Киргизско-русский словарь" профессора Константина Юдахина. В итоге русский перевод Кайсына Кулиева романа Сыдыкбекова "Дети гор" получил Сталинскую премию III степени.


А теперь - самое интересное. Мы знаем и почитаем Чингиза Айтматова. На праздновании 90-летия писателя (этот юбилей будет отмечаться в декабре) много скажут хорошего о его творчестве. Но очень хочется, чтобы кто-нибудь с высокой трибуны сказал и о том, что именно Кайсын Кулиев на свой страх и риск (Айтматов был "сыном врага народа") напечатал в журнале "Киргизстан" один из первых рассказов молодого Айтматова.


Позже Кулиев помог Айтматову поступить на Высшие литературные курсы, написав о нём влиятельному советскому поэту Александру Твардовскому. Довелось Кайсыну Кулиеву дожить и до всемирной известности своего "крестника" Чингиза Айтматова.


Вернулся Кайсын Кулиев на родину - в Кабардино-Балкарию - в 1956 году. Он продолжал писать стихи, его избирали депутатом Верховного Совета СССР четырёх созывов. Умер поэт в 1985 году в своём родовом селе.


Поэтом Кайсын Кулиев себя не считал, скромно представляясь стихотворцем. Поэты, по его мнению, - это Пушкин и Лермонтов. Но его современники думали иначе. В 1972 году парижская газета "Ле Монд" писала о Кулиеве: "Творчество Кайсына Кулиева - это шедевр мировой культуры. Кулиев не просто поэт. Он больше, чем поэт. Кайсын Кулиев - поэт в философии и философ в поэзии".

 

Поэт Кайсын Кулиев. Чингиз Айтматов (которому Кулиев дал путёвку к славе) писал о нём: "Кайсын упивался стихами,  завораживая и меня. Память его поистине была феноменальной. В его сердце жили Пушкин,  Лермонтов,  Тютчев,  Блок,  Есенин,  Низами,  Физули,  Пастернак, Твардовский,  Верхарн. Он знал поэтов,  как своих родных братьев. Любил и гордился ими. А  сколько великих композиторов,  художников,  философов озаряли его жизнь! Но общение с ними было заповедным. Он готовился к нему. Должен явиться особый час,  когда встреча могла бы состояться. И встреча случалась…"

 

"Сказка о добром муравье" Кайсына Кулиева была в библиотеке каждого детского сада в СССР. Она учила детей добру. Сейчас таких книг в Кыргызстане не печатают.


Если Кайсын Кулиев в Киргизскую ССР приехал поэтом, уже известным всему Советскому Союзу, то для будущего великого танцора - Народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева наша республика стала самым настоящим трамплином на пути к  всемирной славе.


Родился Махмуд Эсамбаев в 1924 году в чеченском ауле Старые Атаги. Танцевать он начал рано - в 8 лет. В 1934 году в Чечню с гастролями приехала любимица всего СССР - актриса Любовь Орлова. Увидев, как танцует 10-летний Махмуд, она сказала ему: "У тебя огромный талант, и тебя ждёт большое будущее, не забывай об этом".


Когда началась война, Эсамбаев танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений и в военных госпиталях. В 1943 году его пригласили работать в Пятигорский театр музыкальной комедии. Там он и узнал о депортации чеченцев в Среднюю Азию. Эсамбаеву предлагали остаться в Пятигорске, но он добровольно последовал в Киргизию - к своим родным. Здесь, во Фрунзе, в 1945 году он женился на Нине Ханумянц, а через год у танцора родилась дочь Стелла.

До 1946 года Махмуд Эсамбаев руководил кружком народного танца и преподавал бальные танцы в доме культуры посёлка Ак-Тюз, что в Кеминском районе Чуйской области. Потом его пригласили в Театр оперы и балета солистом. На сцене театра Махмуд Эсамбаев танцевал в "Лебедином озере", "Бахчисарайском фонтане", "Анаре", "Спящей красавице", "Тарасе Бульбе" и "Красном маке". Однажды, танцуя в "Лебедином озере", Эсамбаев так увлёкся, что упал в оркестровую яму и сломал нос. Потом танцор демонстрировал собеседникам орлиный профиль и говорил: "А ведь красавчик раньше был!"


Однажды довелось по телевизору из уст самого Эсамбаева услышать такую историю. Всех ссыльных чеченцев обязали ежедневно приходить в милицию и отмечаться. Танцор не пришёл, посчитав это унизительным. Его арестовали и выслали из Фрунзе. Друзья уговорили его написать самому Сталину. Он после долгих уговоров так и сделал: написал вождю, кто он, Эсамбаев, такой и чем занимается. Вскоре  письмо  танцора  вернулось в МВД Киргизской ССР с припиской из трёх слов: "Не трогать. Вернуть. Сталин".


В 1957 году Эсамбаев вернулся в Чечено-Ингушскую АССР. В тот год в Москве готовилось проведение Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Танцор очень захотел туда поехать. Позднее его дочь Стелла рассказывала: "Материально мы жили очень туго. Папа пришёл с репетиции и говорит: "Нина, как же мне быть? Я сейчас узнал, что будет фестиваль всемирный в Москве, а мне так хочется поехать, попробовать себя, может быть, я хоть что-то получу". Но мама, как-то не задумываясь, говорит: "Если ты хочешь, давай это сделаем". "А как, у нас же ничего нет. Что я вам оставлю, на что я поеду?" Она говорит: "Да вот у меня есть швейная машинка и ковёр, я продам, а ты поедешь". И папа уехал. И потом, помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, мама просто плакала от радости. Я, ребёнок, тоже была счастлива".


В 1963 году на советский экран вышел музыкальный художественный фильм "Я буду танцевать", где танцор Махмуд Эсамбаев сыграл по сути самого себя (хоть его герой в фильме носил другую фамилию, но фильм был о начале творческого пути его, Эсамбаева). Сценарий к фильму написал  другой  ссыльный в Киргизскую ССР - ингушский писатель Идрис Базоркин. Когда Эсамбаев танцевал в Киргизском театре оперы и балета, Базоркин работал там же администратором. Поэтому сценарист прекрасно знал, насколько талантлив его герой.


Зрители старшего поколения, видевшие Эсамбаева на сцене, отмечают его прямо-таки мистически завораживающую энергетику. Более того: однажды во время одного из самых знаменитых номеров Махмуда Эсамбаева - танца "Золотой бог" - в зрительном зале заговорил мальчик… немой с рождения.


Те, кому посчастливилось видеть Махмуда Эсамбаева на репетициях, вспоминают, что перед началом каждой из них танцор заводил секундомер, чтобы до доли секунды точно исполнять каждое движение танца. А танцевал он до самой смерти.

 

Махмуд Эсамбаев в танце "Золотой бог". Однажды во время его исполнения в зрительном зале заговорил немой с рождения мальчик.  В советское время этот танец служил заставкой к телепередаче "Творчество народов мира".

Кадр из художественного фильма "Я буду танцевать",  1963 год. В главной роли - Махмуд Эсамбаев.

 

Махмуд Эсамбаев и сборная СССР по тяжёлой атлетике, 1981 год.

В нижнем ряду четвёртый слева - чемпион Олимпиады-80 Каныбек Осмоналиев.

Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР,  которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. "Она у меня прибита к голове",  - шутил танцор. Композитор Никита Богословский как-то сострил: "Самые неудобные места в зрительном зале - это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе".
 


До последнего дня своей жизни Махмуд Эсамбаев помогал людям. Племянник танцора - врач Абдулла Эсамбаев - рассказывал: "Его невозможно было не любить. У Махмуда было жизненное кредо - делать добро людям и любить их, чтобы жилось потом хорошо детям и внукам, чтобы вспоминали добрым словом. В своей жизни он никому не сделал плохо. Поэтому у него не было врагов. Он возглавлял "Акцию доброты", помогая детям-инвалидам, был одним из учредителей благотворительного Фонда помощи беженцам. Дядя Махмуд говорил: "Когда делаешь добро, не надо думать, отплатят за него или нет. Думать о награде за добро - это уже зло".


Скончался Махмуд Эсамбаев в Москве в 2000 году. И хотя его имя навечно занесено на плиту в галерее "Звёзды эстрады Российской Федерации" в Москве, по-настоящему его талант раскрылся в Кыргызстане.


Дмитрий  ОРЛОВ
Продолжение следует.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить