Новости

президент Атамбаев поздравил кыргызстанцев с наступлением месяца Орозо

Подробнее...

Россия выделила Кыргызстану грант в $30 млн

Об этом 25 мая сообщил министр финансов Кыргызстана Адылбек Касымалиев, выступая на заседании парламента.

Подробнее...

делегация Кыргызстана прибыла в Казань

для участия в заседании Совета глав правительств стран СНГ и Евразийского межправительственного совета

Подробнее...

в Кыргызстане прозвенел последний звонок

Подробнее...

cотрудники ГКНБ получили ключи от новых квартир

Подробнее...

ОДКБ — защитный зонтик Евразийского экономического союза

Советник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ Игорь Панарин 25 мая на форуме «Договору о коллективной безопасности 25 лет: достижения и перспективы» сравнил организацию с защитным зонтиком ЕАЭС.

Подробнее...

президент А.Атамбаев принял руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ

Подробнее...

суд назначен на 5 июня

Уголовное дело по обвинению лидера фракции "Ата Мекен" Омурбека Текебаева и экс-посла Кыргызстана в Корее Дуйшонкула Чотонова поступило в Первомайский районный суд Бишкека.

Подробнее...

священный месяц Рамазан

Священный месяц Рамазан начнётся 27 мая.

Подробнее...

начался суд над Аидой Саляновой

Подробнее...

в 1,5 раза увеличились переводы мигрантов в Кыргызстан

Денежные переводы мигрантов из-за рубежа в Кыргызстан за январь-март 2017 года увеличились на 142 миллиона 670 тысяч долларов, сообщили в Национальном банке КР.

Подробнее...

день матери

Президент Алмазбек Атамбаев поздравил кыргызстанцев с Днём матери.

Подробнее...

расследование уголовного дела в отношении экс-депутата С.Жапарова завершено и направлено в Генпрокуратуру

Подробнее...

мультфильм школьника из Кыргызстана покажут на кинофестивале в Канаде

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков — кандидат в президенты Кыргызстана от партии СДПК

Подробнее...

нового президента выберут 15 октября

17 мая на заседании парламента депутаты приняли во втором чтении поправки в закон о выборах президента Кыргызстана.

Подробнее...

Атамбаев встретился с главами семи государств

Во время рабочего визита в Китай президент Кыргызстана встретился с главами семи государств.

Подробнее...

в Пекине

 состоялась встреча президентов Кыргызстана и России

Подробнее...

один пояс — один путь

Алмазбек Атамбаев 14 мая в Пекине обсудил с главой China Road строительство дорог в Кыргызстане.

Подробнее...

в Москве арестовали кыргызстанца, причастного к теракту в Петербурге

Подробнее...

президент Кыргызстана подписал закон «О лотереях»

Об этом 13 мая сообщил отдел информационной политики аппарата главы государства.

Подробнее...

в ЕАЭС самая быстрорастущая экономика у Кыргызстана

Согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году самый высокий рост ВВП среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет у Кыргызстана.

Подробнее...

депутату ЖК Канату Исаеву предъявлено обвинение в коррупции

Подробнее...

вынесен окончательный приговор супругу А.Саляновой

Верховный суд Кыргызстана оставил в силе приговор супругу депутата парламента от фракции «Ата Мекен» Аиды Саляновой Бакыту Абдыкапарову.

Подробнее...

"Бессмертный полк" прошёл по Бишкеку

Подробнее...

ЛЕГЕНДЫ О БЮБЮСАРЕ


 

     В этом году исполняется 90 лет со дня рождения первой кыргызской балерины Бюбюсары Бейшеналиевой. Даже спустя много лет она осталась непревзойдённой примой кыргызского балета. Кажется, что о жизни прославленной балерины известно всё…


     Предлагаю  заглянуть  за  кулисы  и  проверить, так ли это на самом деле.


Жизнь любой знаменитости окружена легендами, слухами и противоречивыми фактами. Жизнь прославленной балерины не стала исключением - в разных энциклопедиях и интернет-ресурсах разнятся даже даты её рождения и написание имени. Стоит довериться самому достоверному источнику - сыну Бюбюсары Бейшеналиевой Эрмеку, который в одном из интервью рассказывал:


"Моя мама родилась 8 апреля 1926 года. После развода с отцом она решила поменять паспорт. Мне, конечно, было интересно подержать в руках новый документ. Я сразу обратил внимание на две разницы: имя Бюбюсара (все её только так и звали, хотя её настоящее имя - Бибисара) и дату рождения - 17 мая. Это день моего рождения. Я спросил, почему она неправильно написала день своего рождения. "Я сделала это специально", - ответила мама. - Хочу, чтобы у нас с тобой был один общий праздник". С тех пор мы справляли дни рождения вместе".  


Родители будущей балерины жили в Воронцовке, куда переехали из Джумгальского района (северо-запад Нарынской области). Семья была самой обычной, жили на окраине села, в небольшом домике. Отец работал ветеринаром, мама была домохозяйкой.


С рождением Бюбюсары связана ещё одна легенда: говорят, что девочка родилась с голубыми глазами. Со временем цвет изменился на карий, но осталось прозвище "Гёко" (сокращенно от "Кёк кёз") - "синеглазка". В природе такое действительно бывает, цвет глаз ребёнка может поменяться, так что легенда вполне может быть правдой.


В Воронцовке маленькая Бюбюсара впервые пошла в школу. Можно сказать, что именно в школе её и нашла балетная судьба.


В тридцатые годы в Советском союзе начался культурный подъём, театральные институты вовсю искали молодые таланты. В поисках талантливых детей по стране разъезжали сотрудники Ленинградского хореографического училища, в 1936 году приехали они и в воронцовскую школу. Дальше легенда гласит, что, разговаривая с руководством школы, кто-то из приезжих хореографов случайно глянул в окно и увидел группу девочек, которые прыгали на скакалках. Одна из них - тоненькая и изящная Бюбюсара привлекла особое внимание и её сразу же включили в список будущих балетных учениц. Сын балерины Эрмек рассказывал о том периоде в жизни мамы:


"Бабушкина сестра сказала бабушке, что детей отбирают на учёбу, почему бы не отправить учиться и Бюбюсару? Понимая, что бабушка будет против поездки в Ленинград, тётя сказала, что мама поедет недалеко, в Кара-Балту. Бабушка согласилась отправить маму учиться. Через два месяца она собрала сумку и предложила съездить к дочери, проведать её. Тогда пришлось сказать правду, что она в Ленинграде".


Бюбюсару вместе с другими 24-мя кыргызскими мальчиками и девочками отправили учиться в Ленинград. Большие дома, проспекты, парки, многолюдные улицы города на Неве поразили десятилетнюю кыргызскую девочку.


"Мы были дикие, как камни, - вспоминала сама Бюбюсара Бейшеналиева о том времени. - Мы не знали ни одного русского слова. Мы только чувствовали всё время, что нас здесь любят, хотят научить хорошему. Чему? Мы не знали. Мы просто верили, что так надо. И до сих пор для меня загадка, как научили нас сперва понимать русскую речь, потом французскую терминологию балета и одновременно освоить премудрости математики и физики, литературы, истории, географии. Всё это и сегодня кажется чудом".


Через пару лет учёбы чудом стала и сама Бюбюсара. Одарённая от природы, она делала большие успехи, танцевала легко и как-то по-особому привлекательно. Талантливую девочку заметили. Дебют молодой балерины состоялся в 1939 году на сцене Большого театра в Москве, где проходила декада кыргызского искусства.


"Среди юных танцовщиц, вызвавших столь шумный и единодушный восторг, привлекла внимание худенькая, стройная девочка, музыкальная и лёгкая, как пёрышко, с весёлым именем Биби", - так писал о первом выступлении будущей звезды народный артист СССР Константин Сергеев, в то время художественный руководитель Ленинградского хореографического училища.


Окончание учёбы совпало с началом Великой Отечественной войны. В 1941 году Бюбюсара возвращается во Фрунзе, начинает выступать на сцене Кыргызского театра оперы и балета и очень скоро становится солисткой. Здесь же она знакомится с танцовщиком Ураном Сарбагишевым - её бессменным сценическим партнёром на целых 18 лет.


Говорят, что в театре балерина выделялась не только прекрасными  танцевальными способностями, но и непростым характером. Вот как Сарбагишев вспоминал свою партнёршу:


"Она была бесконечно предана балету. Мы работали ежедневно, утром и вечером по 4 часа. На репетициях всякое бывало. Она иногда горячилась. Например, Нурдин Сооронбаевич Тугелов, первый главный балетмейстер нашего театра, мог сказать что-нибудь резкое, за что однажды получил от рассерженной Бюбюсары сумочкой по голове".


Первой совместной работой Бейшеналиевой и Сарбагишева был балет "Чолпон". Этот спектакль стал "счастливым билетом" для Бюбюсары - она танцевала главную партию и постановка настолько понравилась зрителям, что балет предложили экранизировать. Фильм имел большой успех, его показали в нескольких странах, кыргызская балерина  стала настоящей звездой - на спектакли с участием примы невозможно было достать билет. Вспоминает кинорежиссёр Геннадий Базаров:


"Оставив повседневные дела и заботы, зрители шли в театр, зал заполнялся до отказа. Билеты спрашивали за две остановки, а после спектакля поклонники стремились попасть за кулисы, ждали Бюбюсару у выхода. Фанаты знали её расписание. Ежедневно поджидали на бульваре Дзержинского, когда она шла на работу. На аллее собиралось более сотни людей. Бюбюсара проходила сквозь строй, который почтительно расступался, и люди считали за счастье поздороваться с ней".


В 1949 году Бюбюсара не только выступает на сцене, но и начинает преподавать во Фрунзенском музыкально-хореографическом училище. Одна из её студенток, народная артистка КР Инга Левченко тепло вспоминала о своей учительнице:


"Все мы очень любили её, стремились попасть на её спектакли и обязательно проникнуть за кулисы, чтобы посмотреть, как наш кумир готовится к спектаклю, одевается, причесывается. Подобные "рейды" в святая святых театра не всегда оканчивались успешно: верный и бдительный страж сцены, инспектор балета Ольга Ивановна Терентьева мгновенно вылавливала нас среди артистов и рабочих сцены и быстренько выпроваживала в зрительный зал. Тогда, если повезёт, мы садились на любой незанятый стул или просто устраивались на ступеньках и, затаив дыхание, смотрели на Бюбюсару. Часто посмотреть можно было только стоя в проходах или вдоль стен, так как в те годы зал был всегда переполнен, особенно на спектаклях с участием Бейшеналиевой. Её буквально заваливали цветами".


Б.Бейшеналиева  на  репетиции  в  репетиционном  зале.

В  "Дон  Кихоте"  с  бессменным  партнёром  по  сцене
У. Сарбагишевым.

Сцена  из  балета  И. Штрауса  "Большой  вальс".  Партию  Фанни  танцует  народная артистка  СССР  Б. Бейшеналиева,  1961  год.

 

Блистательная на сцене, в обычной жизни звезда балета была простой и домашней, простой земной женщиной.  Вспоминает её сын Эрмек:


"Мама всегда была на работе. Домой приходила уставшая, едва передвигала ноги, но утром от её усталости не оставалось и следа.  У неё был удивительный характер, она никогда не унывала. Мне особо помнятся праздники. Я любил их потому, что все торжественные мероприятия проходили накануне, а в праздники мама была дома. В этот день мы с ней затевали грандиозную уборку. Я мыл полы, а мама - окна. Я страшно уставал, потому что не успевал я выжать тряпку, как мама тут же заставляла меня менять воду. На один квадратный метр у нас уходило по ведру воды, но зато потом в доме всё блестело.  


Закончив с уборкой, мама начинала готовить обед. Она любила вкусно поесть, а самым любимым блюдом у неё была домашняя лапша из муки второго сорта. Мама не признавала растительное масло, у нас всё готовилось на топлёном. Лучше всего маме удавались манты и борщ, у неё был свой особый рецепт. У нас всегда было много гостей - её подруги, коллеги по театру, родственники. Мама не только вкусно готовила, но и умела красиво сервировать стол. Гостям это очень нравилось.

Ещё мама была очень доброй. Я не помню, чтобы она когда-нибудь кричала или ругалась. Только однажды, когда я был студентом и перебрал на какой-то вечеринке, мама мне ничего не сказала, но утром на столе я увидел записку и деньги на обед. Она не разговаривала со мной целую неделю. Молчание оказалось страшнее, чем ругань".

Артисты  Театра  оперы  и  балета,  1972  год.  Крайняя слева  -  Б.  Бейшеналиева.
 

Балерина  в  домашней  обстановке.  1962  год.

 

Б.  Бейшеналиева  в  1948  году.
 


По рассказам современников, балерина обладала оригинальным чувством юмора и часто разыгрывала своих подруг. Однажды 1-го апреля Бейшеналиева обзвонила  своих знакомых с вопросом: "Вы сегодня "Чалкан" читали?" (был такой сатирический журнал на кыргызском языке). "Нет, а что там?" - спрашивали у неё. "Ничего", - загадочно вздыхала Бюбюсара. - "Просто так спросила", - отвечала балерина и вешала трубку. К вечеру весь тираж журнала был раскуплен. Удивлённый внезапным ажиотажем вокруг издания, редактор "Чалкана" позвонил Бейшеналиевой. Оказывается, люди даже приезжали в редакцию и выкупали всё, что там оставалось.


В те годы Бюбюсара выступала на сцене практически ежедневно. Новые спектакли, новые роли, успех! Но, как известно, у любого успеха есть своя цена. Несмотря на то, что прима-балерина достигла высот мастерства и всенародного признания, в личной жизни она не была счастлива. Бюбюсара вышла замуж в 18 лет за композитора Ахмата Аманбаева. У них родился единственный сын, но брак оказался неудачным и просуществовал недолго. Говорят, что муж не смог вынести растущей популярности своей талантливой жены, ревновал её к поклонникам, а у Бюбюсары всегда было много воздыхателей, среди которых были министры и высокопоставленные чиновники.


"Мой отец - композитор Ахмат Аманбаев, - рассказывает сын балерины Эрмек Бейшеналиев. - Семьи распадаются и у простых людей, поэтому в том, что не сложилась жизнь у моих родителей, нет ничего особенного. После развода родителей я решил остаться с мамой. Она не запрещала мне видеться с отцом. Удивительно, но, несмотря на то, что они расстались, между ними до конца были дружественные отношения. Наверное, папа жалел о том, что так вышло, поэтому он долго не создавал семью. Женился лишь в 1960-м году. Сказать, что мама не пыталась  устроить свою личную жизнь, было бы несправедливо. Была попытка, фамилию неудавшегося отчима называть не буду. Не заладилось у них что-то. Больше о замужестве мама не заговаривала".

 

"Лебединое  озеро"  П. Чайковского.  В  роли  Одетты-Одилии  -  Б.Бейшеналиева.  1960  год.
 

Сцена  из  балета  "Чолпон".  Б. Бейшеналиева  в  роли  Айдай.

Преподаватель  Фрунзенского  музыкально-хореографического  училища  Б.Бейшеналиева  с  учениками во  время  занятий  в  классе.  1962  год.


С личной жизнью балерины связана самая главная легенда её жизни - отношения с известным писателем Чингизом Айтматовым.  Познакомились они в 1959 году, а легендой эта связь стала потому, что ни балерина, ни писатель так ни разу публично и не признались в своих чувствах, которые связывали их на протяжении 14 лет. О своих переживаниях Айтматов писал в своих произведениях, рисуя образы героинь с любимой женщины. И только после смерти Бюбюсары он более откровенно рассказал об их отношениях в книге-интервью одного казахcкого журналиста:


"Была в моей жизни счастливая, незабываемая встреча с любовью, захватившей меня всего. Мы не искали друг друга. Всё произошло как бы само собой. Конец 50-х годов. Я окончил Литинститут в Москве, мои произведения стали публиковать, обо мне заговорили, пригласили с делегацией в Ленинград. В те дни в Ленинграде пребывала труппа Кыргызского театра оперы и балета, на студии шли съёмки балетного фильма "Чолпон". Там я встретился с исполнительницей главной роли - Бюбюсарой Бейшеналиевой. Раньше мы слышали друг о друге, но лично знакомы не были. Как-то легко и быстро мы сблизились, почувствовали взаимную симпатию. Это невозможно передать словами.


Промелькнуло несколько дней, делегация уехала в Кыргызстан. Я страдал, не находил сил  оставить половину своего сердца на берегах Невы. В конце концов, сославшись на то, что по делам мне нужно заехать в Москву, я остался в Ленинграде. Через два-три дня отправился в столицу. Следом за мной примчалась и Бюбюсара. Лишь один день и одну ночь мы провели вдвоём в гостинице "Москва".


Но это были незабываемые часы… Мы прощались вновь и вновь и не могли расстаться. Наконец я проводил Бюбюсару на электричке до самого Ленинграда. Она упорно порывалась проводить меня обратно до Москвы, но я насилу отговорил её".


С  того  дня  писатель  и балерина  не переставали общаться и  тайно встречались. Айтматов был женат, начались сплетни и пересуды. Сын балерины Эрмек вспоминал:


"Спустя много лет она призналась мне, что ей делал предложение Чингиз Айтматов, но она ему отказала. Я не стал спрашивать, почему. Понимал, что есть определённые преграды, оба - коммунисты, публичные люди и всё такое. В их личную жизнь я не вмешивался. У них была большая дружба".


Сам Айтматов через много лет так расскажет об этом:


"У кого-то может возникнуть вопрос, почему же эти двое, полюбившие друг друга, не соединили свои судьбы? Когда я заводил об этом речь, Бюбюсара переводила разговор на другую тему или просила не торопиться. Позднее мы получили новые квартиры в соседних подъездах дома на Дзержинском бульваре. Вскоре, когда мы были одни, Бюбюсара произнесла с печальной улыбкой: "Ачинов (она придумала это обращение из начальных букв моей фамилии и имени), я понимаю, что ты хочешь сказать. Говорят, по-настоящему любящие друг друга люди не соединяются. Может, так и должно быть. Обыденность семейных будней убьёт любое великое чувство. Зачем нам свою любовь связывать путами брака?".


Кто знает, чем бы всё закончилось, но судьба распорядилась по-своему - у Бюбюсары Бейшеналиевой обнаружили рак. За несколько лет до страшного диагноза у балерины уже были серьёзные проблемы со здоровьем, у неё была вредная привычка - курение. Сотрудница Театра оперы и балета Лариса Александровна Петрова, которая в то время тесно дружила с Бейшеналиевой, рассказывает об этом:


"Первую операцию Бюбюсара перенесла в феврале 1965 года в Москве, ей тогда оперировали лёгкое, в нём был инфильтрат. До этого ей было трудно танцевать - всё время держалась повышенная температура. Другую серьёзную болезнь у неё выявили в июне 1971-го в Оренбурге во время гастролей. Оказалось, образовалась злокачественная опухоль в груди. Несмотря на необходимость срочной госпитализации, ей сказали довести гастроли в Оренбурге и Орске до конца. По окончании гастролей, не заезжая во Фрунзе, она улетела в Москву на лечение. Пробыла там год. Писала мне: "Горькие лекарства, химио- и лучевая терапии, бесконечные консилиумы врачей…"


Бюбюсару Бейшеналиеву поместили в Кунцевскую больницу - старейшую в Москве многопрофильную клинику. Вход на территорию был по специальному пропуску. Давний знакомый и поклонник балерины Туленды Курманалиев навестил звезду, о чём написал в книге воспоминаний:


"Дела задержали меня на некоторое время на Кубе. По приезде узнаю: Бюбюсара в онкинституте - рак. Прорываюсь через кордон врачей и медсестер. Не последнюю роль в этом сыграл огромный букет цветов. Вхожу в палату. Восемь лежачих. Стоны. Запахи. Узнаю Биби по глазам. А так - худенькая, маленькая старушка в белой косынке, завязанной узлом под подбородком. Взглядом на цветы и вокруг она дала мне понять, чтобы я одарил ими каждую лежащую в палате. Что я и сделал. Сидя на её железной кровати, я гладил её маленькие детские ручонки. Мы молчали. Она же, закрыв глаза, иногда слабым пожатием давала знать, что не спит. Сеанс химиотерапии отнял все её силы".


О том, что чувствовала сама артистка в тот период, можно узнать из писем, написанных Бюбюсарой своей подруге Ларисе Петровой:


"Моя болезнь смогла меня многому научить. Я поняла, что зря я столько сил отдала театру. Взамен, кроме грамот, ничего не получила. Не получила самого главного - человеческого отношения. Вот уже болею целый месяц, и ни одна сволочь (извини) не поинтересовалась, что со мной. Даже положенных денег и тех не могут дать. В конце концов, они могли послать их мне или же домой через рассыльную. Наверное, я заслужила хотя бы этого. Так что береги себя и пошли всех к чёрту. Самое главное - здоровье. Но, увы, я поняла это слишком поздно".


В письмах знаменитая балерина писала, что достать нужные лекарства помогает муж подруги, который по работе бывает за границей:


"Врачи считают, что мне везёт, что я могу достать эти лекарства. Люди уже летают в космос, а наши фармацевты не могут делать такую ерунду".


Спустя год мучительного лечения балерину перевезли во Фрунзе. После возвращения она прожила ещё несколько месяцев. Бюбюсары Бейшеналиевой не стало 10 мая 1973 года. Ей было 47 лет.


На похоронах собралось множество людей, пришёл и Чингиз Айтматов. По словам очевидцев, на траурных проводах писатель рыдал, не скрывая горя своего. Говорят, многим из присутствующих это не нравилось, повсюду слышался шёпот: "Хоть бы постеснялся, женатый ведь человек!". А один из тогдашних руководителей республики даже сказал своему окружению: "Да уймите же его, наконец!". Сын балерины Эрмек так запомнил тот день:


"В день похорон мамы на гражданской панихиде Чингиз Торекулович сказал: "Нас связывало тепло наших сердец". Было ли это открытым признанием в любви или это была дань уважения великой балерине, я не знаю. Но, думается, что так он публично признался ей".


Бюбюсара Бейшеналиева похоронена на Ала-Арчинском кладбище Бишкека. В 1997 году в сквере у Театра оперы и балета в Бишкеке легендарной балерине был установлен памятник. Кстати, один из всего лишь двух памятников балеринам в странах СНГ, второй - великой Галине Улановой находится в Санкт-Петербурге, бывшем Ленинграде - городе, с которого для Бюбюсары Бейшеналиевой всё и началось.  


Евгения  МАРТЬЯНОВА
фото из интернета и сайта foto.kg


 



Памятник  Б.  Бейшеналиевой  у  театра  оперы  и  балета
в  Бишкеке.

Комментарии   

 
+1 #1 RE: ЛЕГЕНДЫ О БЮБЮСАРЕАлександр 24.05.2016 22:39
В Воронцовке школа названа им.Б.Бейшеналие вой, по крайней мере раньше так было. Сколько раз спрашивал в честь кого названа, отвечали просто, балерина. В статье очень интересно все написано, прямо открытие для меня!
Цитировать
 
 
0 #2 RE: ЛЕГЕНДЫ О БЮБЮСАРЕМарьямгуль 26.05.2016 00:26
В Воронцке в школе открывают музей балерины. Ищут все что с ней связано. Так что народ ее любит и помнит.
Цитировать
 
 
+5 #3 RE: ЛЕГЕНДЫ О БЮБЮСАРЕКыргызстанец 26.05.2016 09:06
Спасибо редакции за статью, было бы хорошо если бы появлялись такие статьи о жизни великих людей Кыргызстана
Цитировать
 
 
-1 #4 RE: ЛЕГЕНДЫ О БЮБЮСАРЕНурия Шагапова 18.06.2016 09:58
это "в одном из интервью" я беседовала с Эрмеком Бейшеналиевым. В селе Воронцовка встречалась с Омурали келини Бейшегуль - близкой родственницей Бейшеналиевых. Там Бибисару всегда и родственники, и соседи, я с ними тоже разговаривала, и ныне вспоминают как Коко.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить