Новости

в Бишкеке прошла акция «Свеча памяти»

Подробнее...

НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

возбуждено в отношении бывшего мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова.

Подробнее...

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

На минувшей неделе на допросах в ГКНБ побывали ещё два известных деятеля.

Подробнее...

ДТП в Москве

Глава МВД Кыргызстана Кашкар Джунушалиев навестил в больнице пострадавших.

Подробнее...

июль обещает быть жарким

Подробнее...

таксист-кыргызстанец в Москве совершил наезд на пешеходов

Подробнее...

$700,5 миллиона

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

С праздником Орозо айт!


Президент Сооронбай Жээнбеков поздравил соотечественников со священным праздником Орозо айт.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков встретился в Москве с Владимиром Путиным

Подробнее...

Игорь Чудинов больше не депутат

Подробнее...

Жанторо Сатыбалдиева тоже вызывали на допрос в ГКНБ

 

Подробнее...

Албека Ибраимова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Темира Сариева допросили в ГКНБ

Подробнее...

Сапар Исаков останется под стражей до конца следствия

Бишкекский горсуд 13 июня оставил в силе решение Первомайского суда.

Подробнее...

Президент Жээнбеков едет на открытие чемпионата мира по футболу.

Подробнее...

"Вселенная Айтматова"

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылись двери выставки-конкурса молодых художников "Вселенная Айтматова".

Подробнее...

в Кыргызстане откроется посольство Монголии

Подробнее...

Мы разные, но мы едины

Обращение президента С.Жээнбекова к народу Кыргызстана в связи с 8-й годовщиной трагических событий июня 2010 года.

Подробнее...

подписана Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС

Подробнее...

Кыргызстан принял председательство в Шанхайской Организации Сотрудничества

Подробнее...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЩИНЫ


Образование как таковое в Кыргызстане начало отмирать уже давно. Сначала ещё пыталось как-то выжить, потом пару лет корчилось в предсмертных конвульсиях… Сейчас это слово - "образование" - уже практически не к чему применить.


Кончилось образование, осталась образованщина. Видимость образования, на самом деле не имеющая к нему никакого отношения.


Место образованных людей заняли образованцы. Владеющие аттестатами и дипломами, похваляющиеся  своими учёными степенями, а на поверку не имеющие элементарных знаний, представлений и навыков.


Не все, к счастью. Но число поистине образованных стремительно сокращается.


Откуда гниёт рыба? С головы. Где голова у образованщины? В Министерстве образования и науки, как оно гордо себя именует.


Есть в бишкекских социальных сетях одна дама. Медик. С двумя, как она любит повторять по поводу и без, высшими образованиями. При этом пишущая такие безграмотные тексты, что глазам больно. На естественным образом возникающие вопросы о качестве двух её высших образований дама не отвечает. Вопрошающего блокирует.


Вместо неё в полемику вступают тысячи её горячих поклонников. Главный аргумент в пользу безграмотной медички: "Она же не филолог, не учитель русского языка, для чего ей грамотность?"


Есть в соцсетях и другая дама. Называющая себя дипломированным филологом, учителем высшей категории и даже собирающаяся открыть в Бишкеке частную школу.


Реклама её школы пестрит чуть меньшим количеством грамматических ошибок, чем у упомянутой выше медички. Однако и здесь правильное писание хромает на обе ноги.


Эта дама тоже нарывается на логичный вопрос: а где же ваше высшее филологическое образование? И как же вы с такой грамотностью надеетесь кого-то чему-то научить?


Дама культурно извиняется. Рекламный текст, объясняет, поручила написать "одной девочке". И, не догадавшись проверить, выставила на сайт.


Время от времени реклама с сайта исчезает. Видимо, изо всех сил старается филолог высшей категории обнаружить и исправить в тексте те самые ошибки, на которые указывают ей недовольные читатели… Потом текст появляется снова. Качество его не меняется: непосильная для филолога задача!


Впрочем, читать или не читать этих безграмотных образованок - личное дело каждого. И заходить или не заходить в социальные сети - тоже каждый решает для себя сам.


А  вот  Министерство  образования существует не виртуально. И народ - о ужас! - обязан с ним постоянно сталкиваться. Особенно обидно за школьников: их этим Минобразом постоянно пугают: там, мол, сидят очень умные дяди и тёти, которые лишь о том и думают, как бы и ваш интеллект дотянуть до своего уровня. И специально для повышения вашей образованности они, мол, придумали очередное нововведение, и только попробуйте его не исполнить! До конца жизни, дескать, неучами останетесь!


Чем  же  занимается кыргызское министерство с таким громким названием (образование и наука - это вам не хаханьки)?


Тестуют  все!


Национальный центр тестирования при Министерстве образования который уж год составляет сборники тестовых заданий для учащихся общеобразовательных школ и тех, кто поступает в высшие учебные заведения.


Кстати, как правильно писать "высшие учебные заведения", учёные мужи знают. А вот с аббревиатурой "вуз" ошибочка вышла. Не в курсе учёные мужи, что пишется название того, что они в своё время окончили,  строчными (маленькими - для тех, кто не понимает) буквами. Даже если гордость кого-то распирает от значимости собственного высшего образования - всё равно не "ВУЗ", а вуз.


Кто-нибудь наверняка пожмёт плечами: ну подумаешь, дескать, нашли к чему прицепиться. У нас вся страна, за редким исключением, пишет "ВУЗ", "ЗАГС" - и ничего. Это же, дескать, мелочи.


А ведь не мелочи! Вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь: сотрудник Министерства образования и науки. Ассоциации какие? Правильно. Исключительно образованный и во всех отношениях грамотный человек, который по роду службы занят поисками путей, как поднять до своего уровня республиканских учителей-преподавателей, чтобы те уже тянули своих учеников…


"Наши люди в булочную на такси не ездят". А по-настоящему образованный человек "вуз" прописными буквами не пишет.


Хотя - чего я, действительно,  привязалась  к  этому "вузу"? Разработчики тестов для школ позволяют себе и куда более интересные вещи.


"В 1980 годах коренное измение социально-экономическое развитие страны достигло ли успеха?" - вопрошают девятиклассников составители тестов (в данном случае - по истории).


Да откуда же девятикласснику знать, достигло ли успеха… оно, это самое, если он сути вопроса не понял? А не понял не потому, что историю в школе плохо учил. А потому, что недурно бы самим составителям предварительно перечитать, что они понаписали.


- А как бы вы ответили на этот вопрос? - интересуюсь у учительницы истории одной из бишкекских школ.


Бедная женщина вглядывается, вчитывается, силится перевести фразу с русского на русский. Потом тяжко вздыхает: "Ну да… Здесь же опечатка"…


Учительница робко пытается уверить меня, что с тестами, на её взгляд, всё в порядке. "Опечатки", правда, чуть ли не в каждом задании, но ведь "от опечаток никто не застрахован".


Учительницу понять можно. А вдруг журналист назовёт в газете её фамилию?! А она Министерство образования критикует… Не сносить ей тогда головы. Увольняться придётся по собственному желанию - как минимум.


А  я  Минобраза не боюсь. И честно скажу, что думаю по поводу так называемых "опечаток".


Вот  когда  в  тестах  написано  "в 20 векА"  (вместо "веке") - соглашусь, возможно,  действительно  опечатка. Хотя  при  таком  большом и солидном коллективе составителей и "экспертов" (ну не получается это слово без кавычек написать) можно было быть повнимательнее. А когда "звериННый орнамент" - это уже не опечатка. Это, если хотите, принципиальная позиция. Это свидетельствует только об одном: составитель не знает, что вторая "н" в этом слове лишняя.


На  пропущенных  повсюду запятых и предлогах останавливаться  не  станем. На "украЩениях" (которые вполне  могут  быть  поняты и как "украшения", и как "укрощения") - тоже. Дело-то житейское.


А  как быть с такими, с позволения сказать, "опечатками", как "это слова принадлежить"? Ну вы бы, образованцы, хоть корректора, что ли, пригласили в компанию к своим "экспертам"!


За исковерканный до предела русский язык обидно до слёз. Однако допускаю, что вам, сотрудникам Министерства образования и науки, на него наплевать. Наплевать вам, видимо, и на своё доброе имя, на свою репутацию. Тогда зайду с другой стороны: неужели вас совсем не беспокоит, что из-за ваших лингвистических выкидышей нормально владеющие русским языком ученики просто не поймут задания?


К тестируемым школьникам-то у вас ой какие строгие требования! Ответ на вопрос должен быть выбран только один; титульный лист заполняется только печатными буквами; единица пишется непременно без нижней чёрточки-опоры…


А к себе, господа составители тестов, не желаете тоже построже отнестись?


Кстати, к проблеме единственного ответа. Задание из теста по русскому языку:


"Найдите ошибку:
По обезлюдившему хутору ветер гонял пыльцу. Климка увидел Павку, сидящим перед топкой. Ветер будоражил лес угрожающим свистом. Тоня наблюдала за человеком, так нелюбезно встретившим её".


Лично я, человек с высшим филологическим образованием, вижу здесь две ошибки. В первых двух предложениях. Надо писать "обезлюдЕвшему" и не нужна запятая после "Павку". И что мне выбрать? Откуда мне знать, что здесь вы написали с ошибкой сознательно, а что - от "большой" грамотности?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?.. Впрочем, о чём это я? Вряд ли такого рода "эксперты" знакомы с творчеством баснописца Крылова. Эта крылатая фраза - из басни "Зеркало и Обезьяна". А суть фразы такова: прежде чем кого-то ругать и критиковать, прежде чем кого-то поучать - проверьте на всякий случай, как у вас самих-то с образованием. Неважно ведь, прямо (хотя и мягко) скажем!


Ну и на закуску - небольшой ликбез для учёных мужей из Министерства образования и науки Кыргызской Республики. Можете рассматривать это как "замечания и предложения по улучшению качества и содержания тестовых заданий", которые вы, составители-"эксперты", просите присылать и которым, по вашим словам, будете очень рады (так, по крайней мере, написано в предисловии к тестам).


Слово "военачальник" образовано не от прилагательного "военный". В основе его лежит устаревшее слово "вой" (воин, боец). Поэтому грамотный человек, в отличие от составителей тестов, напишет именно "военачальник", а не "военноначальник", как написано у вас.


Афина - это древнегреческая богиня мудрости и войны. А столица Греции называется Афины. Поэтому ну никак не мог какой-то там полководец жить в Афине. Жить он мог в Афинах.


Томирис - это женщина, победившая персидского царя Кира. Именно женщина, а не мужчина, поэтому склонение её имени ("Томирису, Томириса, Томирисом") не допустимо. Потому, что по правилу русского языка женские иностранные имена, оканчивающиеся на согласную букву, не склоняются.
Не благодарите. Просто подумайте… Сами знаете о чём.

 

Эти  брошюрки,  как  сказано  сразу  после  перечисления  составителей  и  "экспертов",  "являются  интеллектуальной  собственностью  Национального  центра  тестирования  Министерства  образования  и  науки  Кыргызской  Республики".  Да  боже  упаси  посягать  на  такую  "интеллектуальную"  собственность!


Ну  и  КНУ!


КНУ имени Баласагына - главный государственный вуз (не ВУЗ) Кыргызстана. Именно по национальному университету следует судить о состоянии высшего образования в стране.


Пробное тестирование для бишкекских школьников в нынешнем ноябре проходило в разных вузах. В том числе и в Кыргызском национальном университете. В 6-м лабораторном корпусе.


Моя дочь-девятиклассница - девушка неизбалованная и без особых, как говорится, претензий. И живём мы не в хоромах, и пьём не из позолоченных кубков. Были у дочери мысли после школы в КНУ поступать. Теперь - как отрезало.


И не только ей здесь учиться перехотелось, между прочим. Больше половины школьников, тестировавшихся здесь 26 ноября, до сих пор отходят от шока: и это главное высшее учебное заведение нашей республики?!


Речь, опять же, не о здешнем уровне преподавания. Не о сотрясающих то и дело КНУ скандалах. Не о бывших проректорах, судимых за взятки и бьющихся за своё кресло, будто сидеть больше не на чем.


Речь - об обшарпанных до невозможности стенах, о крайней убогости всего внутреннего "убранства", о туалете, которым воняет на весь коридор и в который без противогаза не войдёшь.


- Один плюс, - говорит дочка, - коридор здесь широкий. Можно не толпиться, никто никому не мешает. Не то что у нас в школе.


Наверное, учёным мужам из Министерства образования и науки невдомёк, что театр начинается с вешалки, а образование - с нормальных условий для обучения. Какая же борьба за качество образования идёт в обшарпанных, провонявших нужником стенах? Что, кроме стойкого отвращения к учёбе и всему, что с ней связано, может возникнуть в таких "храмах науки"?


Кто должен следить за состоянием учебных корпусов, аудиторий и студенческих общежитий, если не Министерство образования? Не сами, конечно, учёные мужи туалеты мыть будут - не для того высшее образование получали.


Но уж проконтролировать-то могут? Разобраться, кто в чём виноват, наказать виновных - разве не министерская забота?

 

Внутреннее  "убранство" некоторых  корпусов  КНУ
к  хорошей  учёбе не  располагает.

 


Почём  барахло  для  народа?


С нового учебного года в Кыргызстане планируется ещё одно интересное нововведение. Плата за аренду учебников.


"Если в 2010 году обеспеченность школ учебниками составляла 58 процентов, - оправдываются в Минобразе, - в 2017-м с учётом ежегодного выделения средств из бюджета и донорской помощи обеспеченность составила 83,6 процента. Дефицит учебников для школ с кыргызским, русским, узбекским и таджикским языками обучения составляет около 11 миллионов экземпляров по новому стандарту образования".


Эту брешь правительство решило закрыть весьма непопулярным способом: выдавать детям учебники из школьной библиотеки не бесплатно, а за деньги (сумма пока не называется).


В каком состоянии обычно пребывают эти самые книжные экземпляры из школьного библиотечного фонда - рассказывать нет смысла. Школьники и их родители хорошо об этом знают: многие в начале учебного года получают книжицы, которые и в руки-то взять страшно. В лучшем случае они просто исписаны-исчерчены, в худшем же - разваливаются, распадаются на страницы прямо на глазах у изумлённой публики.


И за это "богатство" придётся теперь ещё и платить?!


Даром будут брать напрокат учебники дети из многодетных и малообеспеченных семей, сироты, школьники с ограниченными возможностями здоровья…
А остальным придётся раскошелиться. Платить за то, что слова доброго не стоит (и что к тому же в конце учебного года подлежит возвращению в библиотеку).


У вас, господа сотрудники Министерства образования, дети-школьники есть? Вы сами хотели бы платить деньги за откровенную макулатуру (не о содержании учебников сейчас речь, хотя и о содержании можно говорить долго и много)?

 

За  аренду  таких  истрёпанных  учебников  теперь  придётся  ещё  и  платить.

 


"Подтверждаю…  А  что  именно?"


"Срочно заполнить анкеты!  Все  школы  уже  сдали, а мы ещё нет! Нам уже из Министерства образования звонили!"


Учителя некоторых школ Бишкека примерно месяц назад хватались за головы: из Минобразования анкету "спустили", не объяснив толком,  кто  и  как  её  должен заполнять.


Анкета вроде бы касается школьников. Составлена, надо заметить, топорно. Не иначе как тоже какой-нибудь "эксперт" постарался. "Я, такой-то (или такая-то), подтверждаю (не подтверждаю)"… А дальше что-то про доступ к паспортным данным и ИНН, к личной информации вроде даты рождения и другие похожие пункты.


- Что это? Как это? Зачем это? - метались по школам недоумевающие родители. - Это на что-то влияет? На экзамены, на оценки? А если у моего ребёнка нет пока учёной степени и правительственных наград (такая графа в анкете имелась) - что писать?


- А если просто подчеркнуть "не подтверждаю"? - осенило кого-то. - Что будет?


- Да ничего, наверное, не будет, - отвечали бывалые педагоги. - Многие родители, кстати, так и сделали.


Последовали и мы их примеру. Но до сих пор терзают смутные сомнения: кажется, сидят в Минобразе люди, призванные имитировать кипучую деятельность. Сидят и выдумывают: как бы ещё позаковыристее свою работу народу показать?


Эту бы энергию - да в правильное русло…


Орган  -  он  и  есть  орган…


У Министерства образования и науки Кыргызстана, как и положено солидному ведомству, есть свой интернет-сайт.


А не заглянуть ли сюда? Может, хоть виртуально сотрудники этого министерства какими-то серьёзными и полезными делами занимаются?


Вот она, "шапка" сайта. Сразу же грубейший языковой  ляп  -  ошибка  в  согласовании: "МОН КР - орган государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования"...


Опять совет даю - абсолютно бесплатный, не как аренда учебников: хотите за грамотных сойти - исправьте "нормативно-правовому регулированию" на "нормативно-правового регулирования". "Орган государственной политики и нормативно-правового регулирования" - вот так правильнее будет.


А из серьёзных виртуальных дел глаза сами выхватывают на министерском сайте анкету: "Вы удовлетворены качеством полученных вами в ВУЗе знаний?"


Я - да, удовлетворена. Потому, наверное, что не в ВУЗе, а в вузе знания получала. А какой ответ выберут министерские работники? Вариант ответа, напомню, выбрать надо только один из предложенных (орфографию и пунктуацию авторов сохраняем):


Скорее да, но самое главное чему меня научили в ВУЗе - это умение думать.
Скорее нет, немалая часть преподаваемого материала на тот момент уже потеряла свою актуальность.
Нет, единственным положительным итогом моего обучения стало получение диплома о высшем образовании.
Я не обучался в ВУЗе.


Вот думается мне, что-то между третьим и четвёртым ответами  -  это как раз оно. То самое.


Ольга  НОВГОРОДЦЕВА

 

У  Министерства  образования  денег  нет  ни  на  новые  учебники,  ни  на  толковые  методические  пособия,  ни  на  новые  школы,  ни  на  ремонт  существующих.  Зато  около  здания  министерства  припаркованы  такие  машины  и  в  таком  количестве,  что  позавидуют  сотрудники  крупной  нефтяной  корпорации!

Комментарии   

 
+3 #1 RE: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЩИНЫUrtica Urens 15.12.2017 14:51
Интересная и актуальная статья. Деградация в системе образования. Из-за внедрения западного образца образования уровень нашего образования стал некачественным, эта система - блокирует творческое, аналитическое мышление учеников,настра ивает мозг на магнитофонную запись, "развивает" клиповое мышление. Учеников не учат: думать, анализировать, формулировать, излагать свою мысль устно. Зачем это ОРТ?
Цитировать
 
 
+1 #2 RE: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЩИНЫGoodman 15.12.2017 22:14
Образование давно уже кони двинуло, в советское время троечник выше по образованию был чем щас отличник.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить