Новости

в Бишкеке прошла акция «Свеча памяти»

Подробнее...

НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

возбуждено в отношении бывшего мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова.

Подробнее...

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

На минувшей неделе на допросах в ГКНБ побывали ещё два известных деятеля.

Подробнее...

ДТП в Москве

Глава МВД Кыргызстана Кашкар Джунушалиев навестил в больнице пострадавших.

Подробнее...

июль обещает быть жарким

Подробнее...

таксист-кыргызстанец в Москве совершил наезд на пешеходов

Подробнее...

$700,5 миллиона

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

С праздником Орозо айт!


Президент Сооронбай Жээнбеков поздравил соотечественников со священным праздником Орозо айт.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков встретился в Москве с Владимиром Путиным

Подробнее...

Игорь Чудинов больше не депутат

Подробнее...

Жанторо Сатыбалдиева тоже вызывали на допрос в ГКНБ

 

Подробнее...

Албека Ибраимова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Темира Сариева допросили в ГКНБ

Подробнее...

Сапар Исаков останется под стражей до конца следствия

Бишкекский горсуд 13 июня оставил в силе решение Первомайского суда.

Подробнее...

Президент Жээнбеков едет на открытие чемпионата мира по футболу.

Подробнее...

"Вселенная Айтматова"

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылись двери выставки-конкурса молодых художников "Вселенная Айтматова".

Подробнее...

в Кыргызстане откроется посольство Монголии

Подробнее...

Мы разные, но мы едины

Обращение президента С.Жээнбекова к народу Кыргызстана в связи с 8-й годовщиной трагических событий июня 2010 года.

Подробнее...

подписана Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС

Подробнее...

Кыргызстан принял председательство в Шанхайской Организации Сотрудничества

Подробнее...

УЧЕНЬЕ - СВЕТ... НО МЫ ЕГО ПОГАСИМ


"Прокуратура Иссык-Кульского района рассмотрела материалы проверки по факту исполнения супругами А. обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.


Как сообщают в районной прокуратуре, супруги Жыргалбек, 1971 года рождения, и Бактыгул, 1975 года рождения, умышленно нарушая требования статьи 16 Закона КР "Об образовании", руководствуясь религиозными соображениями, сознательно лишают своих несовершеннолетних детей Ж. кызы М., 2001 года рождения, и Ж. кызы Г., 2006 года рождения, права на получение общего обязательного образования".

Такие сообщения в сводках появляются всё чаще. В основном речь идёт об Иссык-Кульском районе. Но ведь такие семьи множатся по всему Кыргызстану! И здесь, на Иссык-Куле, религиозными родителями, не пускающими детей в школу, по крайней мере наконец заинтересовалась прокуратура.


А сколько в нашей стране семей, где дети воспитываются строго по шариату (вернее, так, как отец и мать представляют себе "хорошее", "правильное" воспитание), и нет до них никому никакого дела…


Родители с явным религиозным "перекосом" ни перед кем не отчитываются, но и ни от кого не скрываются. Они объединяются в группы "по интересам". И даже в Интернете делятся друг с другом своими соображениями насчёт "вредного" светского образования. И насчёт того, кстати, к чему истинный мусульманин должен, по их мнению, готовить собственного ребёнка.


из  Интернета


"Вскоре после того, как наша дочь родилась, мой муж и я решили, что будем обучать её дома. У нас не было обсуждения на тему того, что это единственный способ обучать ребёнка или даже что это лучший способ обучать ребёнка, но наше решение было принято главным образом из экономических соображений. Стоимость обучения была основной преградой.


В детский сад мы её всё-таки отдали. Пригласив, правда, домой преподавателя арабского языка, чтобы по вечерам занимался с нашей девочкой. Арабский язык - это ведь главное, что должен знать мусульманин. Да и брал репетитор  за занятия, слава Аллаху, недорого.
Наша дочь любила детский сад в течение первых нескольких недель. Я будила её рано, и она счастливо вскакивала с кровати, готовая начать новый день. Она изучала что-то и в садике, и она была счастлива. Дома - арабский и изучение Корана (этим занимался муж). Я почувствовала успокоение. Я никогда не была одной из тех матерей, которые плакали у дверей детского сада, когда отдадут туда своё дитя. Я полагала так: если она счастлива, то и я счастлива.


Потом начались проблемы. Дети дразнили её и пытались снять с неё платок. Конечно, она ещё мала для возраста полового созревания - иншаллах, до того времени, когда она должна будет одеться более закрыто. Но в случае нашей дочери  она сама ПОПРОСИЛА носить платок, когда ей было 3 с половиной года. Мы сказали ей тогда, что да, мы позволим ей носить платок, но, если она начнёт носить его, она должна будет делать это всегда  и никогда не снимать его (публично). Она с готовностью согласилась на это и почти никогда не жаловалась на ношение платка, даже если было очень жарко. Она любила быть скромной и идентифицироваться как мусульманка и была очень счастлива носить хиджаб.


Таким образом, вообразите наши шок и печаль, когда её дразнили из-за этого!


Когда дети в садике совершали что-то хорошее, они поощрялись аппликациями с весёлыми лицами. И это несмотря на шариатский запрет на изображения живых существ! Я усердствовала в течение многих лет, заставляя нашу дочь понять, что мы не должны изображать людей или животных, и вот в итоге она училась делать это в своём детском садике!  А ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самому мучительному наказанию в День Суда подвергнуться люди, создающие изображения".


В её группе присутствовали как мальчики, так и девочки, и неизбежно было то, что её друзьями были мальчики наравне с девочками. Мы представляли, что мальчики и девочки будут находиться вместе, но не представляли, насколько близко и что они даже  смогут играть друг с другом. Поскольку некоторые девочки были замкнутыми, моя дочь играла с мальчиками. А дома мы внушали ей, что мальчики и девочки не должны играть вместе!


Когда ещё дочка была в детском саду, мы с мужем заметили, что некоторые телевизионные программы - и для взрослых, и для детей - пропагандируют западную культуру и западные традиции и они приукрашивают для людей западный стиль жизни.


Одним из эффектов этой культуры является то, что привносятся вымышленные примеры для следования вместо примеров Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и учёных. И дети начинают подражать Супермену, Бэтмену, Спайдермену и другим вымышленным персонажам, и таким образом они лишаются истинных примеров для подражания".


Вот  с  этим,  последним утверждением можно, пожалуй, согласиться. Не нужны нашим детям ни западные ценности, ни бэтмены со спайдерменами. У нас вполне хватает своих героев для подражания - близких и понятных каждому ребёнку.


Но суживать мир ребёнка до поклонения Пророку, лишая его других радостей в жизни… Не жестоко ли это?


Мать маленькой девочки считает, что не жестоко. После детского сада больше в детский коллектив её не отпускают. Родители разочарованы в светской образовательно-воспитательной системе и обучают дочь на дому. Чему обучают? Ношению хиджаба. Арабскому языку. Штудируют с ней Коран. И внушают ей, по собственному материнскому признанию, что жить она будет где-то ТАМ, в арабском мире. Потому что в родном Кыргызстане нет и не будет для неё ничего хорошего.


из  Интернета


"В школах города большинство учителей - это люди светские. Они могут быть этническими мусульманами и не отрицают ислам, но у них светское мировоззрение. В селе с этим чуть получше, но всё же не стоит рисковать.
Порядки в школах тоже светские. Смешанное обучение полов, новогодние вечеринки, музыкальные утренники, преподавание того же дарвинизма и всё в этом духе.

Так как родители мне не давали должного исламского образования, то, учась в школе, я набрался там неправильного представления о различных формах правления - не по шариату. Всякая там демократия и прочее. Это из-за таких уроков, как обществознание, история, право.


Я знаю лично не один случай. Отец отдавал детей в детский сад или школу, и дети потом даже на намаз не встают. Ещё раз хочу напомнить: мы говорим о дурном влиянии светских школ и о том, как это решать. Если есть дурное влияние, надо либо вообще не отдавать, либо как-то решать иначе. Должный контроль при учёбе в школе - это то, чего я ни разу не видел своими глазами. Но я видел множество случаев, когда ребёнок растёт, как не сын своих родителей. Дома его учат одному, школа всё это разрушает…


Так зачем нам эта школа?!"


Все эти размышления и воззвания написаны, заметьте,  хорошим, грамотным языком. Вывод: люди, ратующие за отказ от светского школьного образования, сами в своё время очень даже неплохо отучились. Это - та самая интеллигенция, цвет нации.


И от этого ещё страшнее. Если уж образованные, культурные люди призывают забирать детей из школ, чтобы "не портить им образование", что говорить о сельских "супругах А.", в отношении которых возбудила уголовное дело Иссык-Кульская районная прокуратура?!

 

Родители-"тюремщики" никого не боятся и ни перед кем не отчитываются.

Мой, дескать, ребёнок, что хочу, то с ним и делаю. Захочу - вообще в школу не пущу…

…а  захочу  -  отдам  в  медресе.


из  Интернета


"Здравствуйте, посоветуйте, что мне делать, пожалуйста. Мне 19 лет, не учусь и не работаю, сижу дома. Когда мне было 12 лет, мы переехали в город, родителям очень нужна была работа. В тот момент бабушка и дедушка не поддержали родителей, и поэтому родители забрали меня и самую младшую сестрёнку с собой.


Тогда младшей сестрёнке был всего годик, и мне пришлось бросить школу.


Сначала я была рада этому, так как у меня со школой связаны плохие воспоминания. Я сидела дома, готовила, стирала, убирала и за сестрёнкой присматривала. Куда бы мы ни ходили, все говорили, что я её вторая мать, я была так счастлива! А они ведь все говорили правду. Я сама вырастила сестрёнку, и она стала мне самым дорогим человеком на свете.


В то время я ни на что не жаловалась, хоть и была маленькой,  но понимала, что это надо родителям, что они стараются для нас. Но они вечно были мной недовольны, били меня,  говорили жестокие вещи. Сейчас я пытаюсь вспомнить что-то хорошее о своих родителях, но у меня не получается, на душе только ненависть, обида и боль.


Они меня так и не отправили учиться. Папа говорил, мол,  незачем, девушке учиться в  школах, она станет испорченной и всё такое. За каждую малюсенькую ошибку ругали, кричали и говорили, что я плохая дочь. "Учись правильно делать домашнюю работу, мы не хотим из-за тебя потом краснеть перед твоим мужем" - вот что они всегда говорили и говорят до сих пор.


Мою младшую сестру и брата всё  же отдали в школу. Мне тогда было так больно и обидно! Папа  говорил, что девочкам не надо учиться, а младшая сестра ведь учится! Я ей так завидовала, её родители никогда так сильно, как меня, не били, она пошла учиться, а я нет.


Родители всё ещё говорят: "Ты только и можешь, что жрать  и спать". Это, наверное, глупо - ненавидеть их. Я начала ненавидеть свою нацию и всё, что связано с моей родиной. Неужели я родилась только для того, чтобы выйти замуж, рожать детей, сидеть дома, готовить, стирать, убирать?


Недавно мама ни с того ни с сего заговорила о моей учёбе.  Мне так было смешно, она говорила, что я должна куда-то поступить, ха, я тогда долго смеялась. Как я могу пойти в универ, если в школе-то не была?! Они с отцом долго спорили об этом, а иногда и ругались. Потом отец наорал на маму, сказав очень обидные слова: "Да твоя дочь тупая, ничего не умеет, зачем ей учиться?!"
Скоро мне уже 20 стукнет, они уже подумывают выдать меня замуж, а я этого не хочу".


Этот крик души, в отличие от предыдущих, написан весьма коряво. Нам пришлось сильно над ним поработать, чтобы его можно было прочесть. Понятно, что девушка довольствуется тем образованием, которое получила до 12 лет. Она и буквы-то с трудом вспоминает. Её не учили не по религиозным соображениям. Она, старшая дочь, нужна была матери с отцом в качестве бесплатной няньки для младших детей.


Теперь все выросли. "Сестрёнка и братишка что-то из себя представляют, - пишет девушка. - А я чувствую себя просто  никому  не  нужным мусором…"


никого,  кроме  Аллаха


Иссык-кульские супруги Жыргалбек и Бактыгул, которые привлекли внимание районной прокуратуры, являются сторонниками запрещённого в Кыргызстане религиозного течения "Йакын Инкыр".


Что за течение такое? Его название с арабского переводится как "отрицание всего мирского, ничего и никого, кроме Всевышнего". Последователи этого течения по сути аскеты. Они отказывают себе во всём необходимом, не "зацикливаются" на "мелочах" вроде здравоохранения, образования и простого человеческого общения.


Не подчиняются они ни государству, ни его законам. Считают, что единственный закон, который следует неукоснительно соблюдать, - воля Всевышнего. Только волей Аллаха, говорят, надо руководствоваться в своих поступках, а все остальные им не указ.


47-летний  Жыргалбек  и  43-летняя Бактыгул ведут затворнический образ жизни. Их старшая дочь, которой сейчас 16 лет, с 1 сентября 2008-го по 31 мая 2010 года училась в местной средней школе. Родители сочли, что этого вполне достаточно. А младшая, 11-летняя девочка, в школу не ходила ни дня.


Отчасти, комментируют в прокуратуре, это было бы понятно, если бы дочерей родители вместо светских школ определили в религиозные (такие в Кыргызстане имеются). Однако супруги-затворники вообще не считают нужным чему-то обучать своих детей.


Девочкам нельзя выходить на улицу; запрещено читать какую  бы то ни было литературу, кроме книг, пропагандирующих их религиозное течение; не разрешается им пользоваться телефонами; у врачей ни родители, ни дети не наблюдаются, более того: даже в случае серьёзной болезни кого-нибудь из домочадцев врачам категорически запрещено переступать порог их дома.


Прокурорских работников супруги А. в дом всё же с проверкой пустили. И сотрудники прокуратуры ахнули: дома отсутствуют элементарные блага цивилизации. Живут люди, как в юрте на джайлоо, хотя вроде бы в селе, среди людей, магазинов, больниц и кинотеатров…


"Тем самым А. Жыргалбек и А. Бактыгул лишают свободы своих несовершеннолетних детей, - сообщают в Иссык-Кульской районной прокуратуре. - На теле девочек имеются также следы  побоев, и наблюдается психическая отсталость в связи с затворническим образом жизни, что подтверждается заключением психолога".


Некто Мурат М., житель Джеты-Огузского района, - отец двоих детей. Старшему 8, младшему 5. Старший в школу не ходит, и младший, по словам отца, не пойдёт. Детей он, отец, обучает на дому. Чему обучает? Арабскому языку. Это, говорит, им очень пригодится в дальнейшем, когда "поедут в другую страну".
Куда поедут его дети? А главное - зачем? Какую судьбу отец им уготовил?


- А ваше какое дело? - огрызается в ответ на все соседские расспросы бишкекчанин Самат. - Мои дети, как хочу, так и воспитываю. Учат арабский язык - значит, так надо. Может, я из них шахидов готовлю. Тут много ума не требуется.


Шутит? Или серьёзно рассматривает вариант отправки своих детей куда-нибудь на Восток, в зону боевых действий? Очень хочется надеяться, что всё-таки шутит. Он ведь отец! Не враг же он родным детям!


Детей у Самата трое. Два сына и дочка. Никому из них пока нет шестнадцати. Никто из них не имеет даже представления о том, что такое средняя школа. Мальчики, по крайней мере, выходят поиграть на улицу. Девочка же сидит дома безвылазно. Учит арабский и премудрости ведения домашнего хозяйства. Ничего большего, по убеждению Самата, будущей женщине в этой жизни не надо.


Не пускает своих детей в школу и житель иссык-кульского села Сары-Камыш Азамат. По требованию комиссии по делам несовершеннолетних мужчина написал объяснительную. В школе его дети не учатся, дескать, потому, что он в дальнейшем намерен обучать их в медресе.


На будущее детей у Азамата тоже большие планы. Собирается отправить их за границу, в арабский мир.

 

Мало того что детей в школу не пускают, так их ещё и заставляют жить в натуральном сарае без элементарных удобств…

И это не от бедности, а "по религиозным соображениям".


Азамата пока только оштрафовали. В отношении же Жыргалбека и Бактыгул возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 УК КР ("Неисполнение обязанностей  по  воспитанию  несовершеннолетнего"). Расследование поручено ОВД Иссык-Кульского района.


Поможет ли? Убедит ли  суд, если таковой состоится, родителей в том, что дети имеют право на образование - хотя бы среднее? Что они имеют право гулять, общаться с друзьями и подругами, читать интересные книги и не лечиться травами и ослиной мочой?


Возбуждение уголовного дела в таких случаях, говорят в прокуратуре, - мера крайняя. Обычно родители-"тюремщики" (а по-другому их и не назовёшь) отделываются небольшими штрафами. Но супругов А. уже штрафовали. Не подействовало…


школ  меньше,  чем  мечетей


Увы, в Кыргызстане это так. А вот теперь давайте бить себя в грудь и уверять весь мир, что у нас "светское государство". Куда мы придём, если и будем продолжать движение в этом направлении, догадаться нетрудно. И от этой догадки - неприятный холодок по спине.


Раньше, наверное, ЭТО тоже было. Были люди, считавшие, что учение - не свет, а вред. Что ребёнка достаточно научить писать и считать (хотя бы на калькуляторе), а всё остальное его образование должно проводиться в религиозном ключе.


Наверное, это было и раньше. Но раньше так было нельзя. Те, кто помнит советскую (а не только светскую) образовательную систему, соврать не дадут. Школьные учителя и администрация очень болезненно реагировали на каждого "неохваченного" ребёнка.


Учителя по нескольку раз в год обходили свой микроучасток, выясняя, нет ли на нём таких, кто "скрывает" детей от школы.


Любой учитель начинал бить тревогу, как только пропадал кто-то из учеников. Звонили родителям, докладывали директору, директор в случае необходимости обращался "выше".


Сейчас, говорят, многие директора школ изо всех сил скрывают плохую (по неизвестным причинам) ученическую посещаемость: боятся испортить статистику…


- Он меня посылает, - отвечает на мой вопрос о Самате и его детях учительница, живущая в том же доме на восточной окраине Бишкека. Она работает в школе, в которой по месту жительства должны были учиться сыновья и дочь "арабопоклонника" Самата.


Она, учительница, по её словам, несколько раз пыталась убедить соседа определить в школу хотя бы мальчишек. "Но он меня послал по известному адресу, - вздыхает женщина пенсионного возраста. - Прямо при детях и послал".


- Как это, - поражаюсь, - при детях?! Он же называет себя мусульманином! Он же говорит, что детей портит школьное образование, что они там начинают пить, курить и ругаться матом… И сам же, дома, им ТАКОЙ пример показывает?


Больше учительница к нему не пойдёт. Да она, оказывается, уже и не обязана никого за школу агитировать. Нет, говорит, сейчас такого закона, чтобы против воли родителей кого-то загонять учиться. То есть закон-то есть, но его соблюдения никто ни от кого не требует.


Неужели государству всё равно? Неужели нет ему никакого дела до того, что оно вместе  с  неграмотным  народом с нарастающей скоростью катится в пропасть?


Алина  НАЗАРОВА

Комментарии   

 
+3 #1 RE: УЧЕНЬЕ - СВЕТ... НО МЫ ЕГО ПОГАСИМДаня 26.03.2018 17:25
В одном из хадисов говорится - Ищите знаний. Вот такие секты и наносят вред Исламу. Мусульманин должен быть всесторонне развит. И нет монашеству места в Исламе. Аскетизм в Исламе проявляется в виде отказа от грехов и плохих поступков, в отказе от излищества и расточительства . На лицо не правильное прнимание Ислама.
Цитировать
 
 
+1 #2 Religion, Russian view in KGDadajon Dadajonov 27.03.2018 19:20
натуральном сарае без элементарных удобств…
В КГ 40% населения живёт так как вы описали, не только эти арабоверы. ДелоN, пишите какую ветку Ислама они исповедуют? Население должно знать об этом в деталях, а не на словах. Спасибо.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить