Новости

Досалы Эсеналиев назначен первым заместителем руководителя Аппарата Президента

Подробнее...

президент Жээнбеков подписал Указы о назначении членов Правительства КР

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков 20 апреля в соответствии с частью 5 статьи 84 Конституции Кыргызской Республики подписал Указы о назначении членов Правительства Кыргызской Республики.

Подробнее...

Мухаммедкалый Абылгазиев назначен премьер-министром Кыргызской Республики

Подробнее...

единство, доверие, созидание

Претендент на пост премьер-министра Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев призвал все политические силы объединиться.

Подробнее...

новый состав правительства

20 апреля парламент утверждает новый состав правительства Кыргызстана.

Подробнее...

звёзды мирового балета впервые дадут гала-концерт в Кыргызстане

Концерт состоится 28 апреля в Национальном театре оперы и балета имени А. Малдыбаева.

Подробнее...

Мухаммедкалый Абылгазиев - главный претендент на пост премьер-министра Кыргызстана

Подробнее...

начался суд по делу профессора, предлагавшего "фанатам совка валить в Рашку"

Подробнее...

Бишкек отмечает 140-летие

Подробнее...

президент Жээнбеков встретился с лидерами фракций парламентской коалиции большинства

Подробнее...

президент подписал указ об отставке правительства Кыргызстана

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 19 апреля подписал указ об отставке правительства Сапара Исакова.

Подробнее...

вотум недоверия премьер-министру

Депутаты парламента Кыргызстана большинством голосов поддержали вотум недоверия премьер-министру Кыргызстана Сапару Исакову.

Подробнее...

в России осудили за терроризм семерых кыргызстанцев

Они планировали взрывы в метро и торговых центрах.

Подробнее...

ГКНБ КР задержал Айбека Калиева

Подробнее...

РАСТУТ АППЕТИТЫ ВЗЯТОЧНИКОВ


200 тысяч долларов США - начальник управления Генеральной прокуратуры Кыргызстана побил все рекорды предшественников.

Подробнее...

скандал с коттеджами Максима Бакиева

НАЧАЛИСЬ  АРЕСТЫ

Подробнее...

беспорядки в Тогуз-Торо: задержаны 15 человек

По факту поджога китайского предприятия «Джи Эл Макмал Девелопинг» в Джалал-Абадской области Кыргызстана милиция задержала 15 жителей Тогуз-Тороуского района.

Подробнее...

Успей сказать спасибо!


Активисты призывают собрать подарки для ветеранов.

Подробнее...

Болот Суюмбаев назначен председателем ГСБЭП

Подробнее...

назначен руководитель аппарата правительства

Подробнее...

Минобраз, как всегда, описАлся,

 

или  У  семи  нянек  дитя  без  глазу...

 

больная тема

 


Вопрос, как говорится, на засыпку: "Какова роль соединения азота в жизнедеятельности любой  клетки,  входящей  в состав: а) дисахаридов; б) моносахаридов; в) белков; г) полисахаридов?"


Биологи есть? А если найду? А впрочем, биологом в данном случае быть вовсе не обязательно. Потому что правильно на этот вопрос не ответит НИКТО. Ни физик, ни лирик. Ни какой-нибудь вообще далёкий от науки, но трезвомыслящий человек.


Трезвомыслящий человек, перед которым поставлен этот вопрос, задумается, разумеется, о роли соединений азота. Вы видите в вариантах ответа хоть что-нибудь, намекающее на роль? Вы вообще поняли смысл этого задания?


А  оно, между прочим, из тестового сборника. На этот животрепещущий вопрос "специалисты"-биологи предлагают ответить проходящим итоговое тестирование девятиклассникам.


"Министерство образованщины" - так называлась статья в нашей газете, опубликованная 6 декабря прошлого года. Статья была, кроме прочего, и об этом - о том, как в Министерстве образования и науки Кыргызской Республики разрабатывают и составляют тестовые задания для школьников.


"Читая вашу статью, мы плакали", - жаловались работники министерства.


А уж как мы, старшеклассники и их родители, плачем, уважаемые, читая составленные вами тестовики, вы и представить себе не можете! Кто-то рыдает от обиды за отечественную образовательную систему, у кого-то гомерический хохот слезу вышибает… В любом случае без слёз на тесты не взглянешь.


В декабре писали мы о том, что тестовые брошюрки, составленные Национальным центром тестирования Министерства образования и науки, кишмя кишат грамматическими и фактическими ошибками. Перечисляли некоторые из этих "опечаток", как стыдливо называют министерский брак школьные учителя…


В Центре тестирования прочли статью и поплакали. Что дальше?


А дальше вышли новые тестовые брошюрки. Надо полагать, исправленные и доработанные. Открываем наугад… Не по русскому языку тесты, потому что страшно. Возьмём то, что попроще. Физику, к примеру.


Что означает слово "аморфный"? Тем, кто не имеет отношения к точным наукам, более знакомо его переносное значение. Бесформенный, неопределённый, расплывчатый.


Физики же аморфным называют тело, не имеющее кристаллической решётки.


В каком значении это слово  ни  употреблялось  бы,  пишется оно только так: "аморфный" - и никак иначе. А составители тестовика по физике изобрели новый термин: "амофТный". Куда же, стесняюсь спросить, подевалась буква "р"? И откуда взялась "т"?


И как после этого требовать от учеников элементарной грамотности?!


Идём дальше. Продолжаем изучать науку физику по сборнику тестовых заданий.


"Провод с сопротивлением 1 Ом растянули второе".


Не сразу понимаешь, о чём речь. Какое такое "второе"? И как можно "второе" растянуть? Интуиция подсказывает: наверное, "втрое" имелось в виду… А может, и другое что-нибудь. Составители тестов ведь такие непредсказуемые затейники!


"Если, цепь состоит из внешнего сопротивления и источника с внутренним сопротивлением, то по течёт ток I = 2А".


Ну нельзя же, дамы и господа, так над русским языком глумиться! После "если" запятая ни к чему, а "потечёт" пишется слитно.


Ладно, оставим физику. А то другим "специалистам", пожалуй, обидно будет.


История: "Труженица сельского хозяйства, дважды награждена Героя Социалистического Труда…"


Награждена, простите, чего?


География: "Где на территории Кыргызстана возделывают семянную-сахарную свеклу?"


Какую свёклу? Может, всё-таки семЕнную?..


"И грамматика пустилась с арифметикой плясать", - помните "Мойдодыра" Чуковского?


В нашем случае арифметика, может, конечно, местами и пляшет. А вот бедной грамматике совсем не до плясок. Впору забиться в дальний  угол  и  лить  горькие слёзы по себе, любимой, безвинно загубленной горе-специалистами.


А веселей всех пляшет кардиограмма: на последнем, мартовском пробном тестировании довелось наблюдать, как держался за сердце чей-то дедушка, просматривавший тестовую брошюру. "А почему здесь столько ошибок?" - вопрошал внука-девятиклассника. Внук часто моргал и пожимал плечами. Откуда ему знать? Если бы его спросили, почему с ошибками сочинение написал,  ему, пожалуй, стало бы стыдно.


А составители тестов сраму не имут.


"Специалистам", как видно, невдомёк, что даже одна досадная опечатка способна напрочь испортить самый важный и суперинтересный текст. Что даже одна пропущенная ошибка может свести на нет все потуги объяснить кому-то что-то весьма серьёзное (уж мы-то, журналисты, это хорошо знаем!).


"Специалисты", наверное, не в курсе, что над ними потешаются даже не самые способные школьники, и не задумываются, как своими опусами подставляют целое министерство.

 


Идём к директору Национального центра тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики Артуру Насипбековичу Бакирову. Вопросов к нему не так много, как в брошюрках. Всего три.


Почему в тестах столько ошибок? Кто составляет всё это безобразие? Что делать, чтобы если не исправить, то хотя бы улучшить ситуацию?


Артур Насипбекович не спорит: да, увы, ошибки есть. Много. Спорить с этим бессмысленно: вот они, тесты. Вот они, запятые, которые пропущены в нужных местах и непонятно каким образом выскочили там, где им вовсе не место. Вот нарушенное согласование. Вот странно сформулированный вопрос, на который вряд ли ответит и сам его изобретатель.


- Вы знаете, сколько людей участвует в составлении этих сборников? - задаёт нетестовый вопрос директор Центра тестирования. И вариантов ответа не предлагает. Догадываюсь, что много.


- Мы привлекаем к их составлению действительно лучших из лучших, - рассказывает Бакиров. - Ищем по школам, консультируемся с представителями администрации, просим посоветовать лучшего учителя физики, химии, английского языка и так далее.


Перед тем как они начнут работать над тестами, проводим с ними инструктаж. Подробно разъясняем, что и как они должны делать, на что обращать особое внимание.


Потом их работу принимают эксперты - все их фамилии, как видите, указаны на второй странице.


Потом…


- Получается, у семи нянек дитя без глазу?


- Получается так.


- Но вы же видите весь этот кошмар?


- Вижу, - вздыхает Артур Насипбекович, листая одну из брошюр с тестами. - Да, вот ошибка. И вот ещё. И здесь… Стыдно. Неприятно. И отпираться смысла нет.


В Национальном центре тестирования, говорит директор, над ЭТИМ работают. Осознают, что ЭТО, мягко говоря, нехорошо. Переживают. Прилагают максимум усилий, чтобы ошибки не проскакивали. Что-то вроде и получается, как-то продвигается дело - правда, очень медленно.


- Если вас это хоть чуть-чуть утешит, кое с кем нам уже пришлось расстаться, - показывает мне фамилию одного из составителей тестов А.Н. Бакиров.


Да слабое, честно говоря, утешение. С одним "специалистом" расстались, на его место двое придут - таких же, если не хуже.


В Национальном центре тестирования говорят о том, о чём каждый трезвомыслящий  человек  и  так  догадывается. Что собой представляет среднестатистический нынешний школьный учитель? Душераздирающее зрелище. В лучшем случае он  более-менее  знает  преподаваемый им предмет. В худшем - не знает и его. А грамматическими правилами и не считает нужным "заморачиваться" - если, конечно, это не учитель русского языка и литературы…


Впрочем, с кыргызским языком всё примерно то же самое.


Не слишком профессиональные учителя снабжают учеников весьма поверхностными знаниями. Эти ученики приходят писать тесты и укрепляются в своём невежестве. Написано в тестах: "Катализаторами химических реакций являЕтся", - значит, так и надо. Задание ведь не дворники составляли, а работники Министерства образования и науки!


Принцип работы "лучших" учителей над вопросами тестов  мне   тоже   вкратце  обрисовали. Обсуждают, спорят,  приходят  к  единому мнению…
Или не приходят.

- Вам известно, наверное, что у нас сейчас происходит с историей, - говорит директор центра. - В Советском Союзе всё было ясно: история - одна для всех, учебник - один. Теперь же, грубо говоря, сколько школ, столько и учебников. Каждая школа, каждый учитель выбирают, по какому учебнику истории заниматься. Часто бывает так, что одно и то же событие подаётся в разных учебниках прямо противоположным образом. И что с этим делать?


- Вот именно, что?


- Вот и разыгрываются у нас здесь настоящие баталии. Каждый историк считает, что именно его точка зрения верна и именно его учебник - лучший. Иногда приходится даже важные вопросы вычёркивать, потому что не можем определиться, кто прав и какой должен быть ответ.


- Печально…


- Я о том и говорю. Кстати, об истории. Дайте-ка посмотреть вот этот сборник тестов по истории, который вы принесли… Так и есть. Это он - пиратский.


- То есть?


- Это пиратская копия. Ею многие ученики и учителя пользуются, готовятся к экзаменам, купив её в подземном переходе (почти в два раза дороже, чем эта книжка стоит на самом деле). Мы и в милицию по этому поводу обращались. Милиция нас отправила в Кыргызпатент. Но и там ничем не помогли. Пытались мы у продавцов выведать фамилию поставщика. На всякие хитрости шли: подскажите, мол, кто эти брошюры печатает, я хочу большую партию заказать… Не сдают продавцы поставщиков!


- А чем, - спрашиваю, - эта пиратская копия отличается от оригинала? В оригинале ошибок меньше?


- Нет конечно. Ошибки те же. Просто качество сами видите какое.


Артур Насипбекович протягивает мне новый (совсем новый, по его словам) сборник тестов по истории. Не пиратский. Дополненный и доработанный. С учётом, как он говорит, и тех замечаний, которые были высказаны в нашей декабрьской статье.


- Мы же знаем, что "вуз" маленькими буквами пишется, - напоминает он мне журналистское возмущение министерской "грамотностью".


- В этой книге по-другому?


- Здесь ошибок нет… Не должно быть. Но вы, наверное, найдёте. И мы вам будем очень благодарны.


Выйдя из кабинета директора НЦТ Минобразования Кыргызcкой Республики, наугад открываю новый тестовый сборник.


"История. Тестовые задания для учащихся общеобразовательных школ и поступающих в вузы (ура!). Исправленное и дополненное (не ура. "Исправленное и дополненное" что? Задания?)".


Да и по поводу "вуза" всё, оказывается, не так однозначно. На второй странице "вузы", а на третьей уже "ВУЗы". Ну как так?!


Дальше  читать  не  хочется. А  то  всё  приподнятое было приопущенными "вузами" настроение опустится окончательно. Да и не журналистское это дело - искать и исправлять орфографические ошибки…


В тестах, составленных Министерством образования и науки.


Ольга  НОВГОРОДЦЕВА

Вот  это,  говорят,  плохая
пиратская  копия.

А  это  -  хороший  оригинал.

Комментарии   

 
+6 #1 RE: Минобраз, как всегда, описАлся,да и название 29.03.2018 12:59
учебничка на киргизском неверно переведено - должно быть просто: "тест тапшырмалар жыйнагы"; либо вообще без слова "тест" - "тапшырмалар жыйнагы" - чего огород-то городить? типа "масло масляное"? а еще лучше без заимствованных слов обойтись, тем более, что смысл "теста" то бишь "экзамена / проверки" имеется в переводе на киргизском: "сынак" либо "текшеруу".
куда щас-то депутаты-дармое ды запропастились с киргизским языком? че не орут, что язык не уважают издатели-создат ели учебничков?? че надергивать чужое, когда свое имеется? вот когда исчерпаются словарные запасы языка, тогда пусть и тырят чужеродное!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить