Новости

ГКНБ КР работает

С начала года ГКНБ Кыргызстана выявил ущерб государству на 1,6 миллиарда сомов.

Подробнее...

в Бишкеке прошла акция «Свеча памяти»

Подробнее...

НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

возбуждено в отношении бывшего мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова.

Подробнее...

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

На минувшей неделе на допросах в ГКНБ побывали ещё два известных деятеля.

Подробнее...

ДТП в Москве

Глава МВД Кыргызстана Кашкар Джунушалиев навестил в больнице пострадавших.

Подробнее...

июль обещает быть жарким

Подробнее...

таксист-кыргызстанец в Москве совершил наезд на пешеходов

Подробнее...

$700,5 миллиона

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

С праздником Орозо айт!


Президент Сооронбай Жээнбеков поздравил соотечественников со священным праздником Орозо айт.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков встретился в Москве с Владимиром Путиным

Подробнее...

Игорь Чудинов больше не депутат

Подробнее...

Жанторо Сатыбалдиева тоже вызывали на допрос в ГКНБ

 

Подробнее...

Албека Ибраимова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Темира Сариева допросили в ГКНБ

Подробнее...

Сапар Исаков останется под стражей до конца следствия

Бишкекский горсуд 13 июня оставил в силе решение Первомайского суда.

Подробнее...

Президент Жээнбеков едет на открытие чемпионата мира по футболу.

Подробнее...

"Вселенная Айтматова"

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылись двери выставки-конкурса молодых художников "Вселенная Айтматова".

Подробнее...

в Кыргызстане откроется посольство Монголии

Подробнее...

Мы разные, но мы едины

Обращение президента С.Жээнбекова к народу Кыргызстана в связи с 8-й годовщиной трагических событий июня 2010 года.

Подробнее...

подписана Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС

Подробнее...

ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ… ВСЁ РАВНО ОСТАНЕШЬСЯ НЕУЧЕМ

 


     "В Кыргызстане мы можем рассматривать вариант перехода на 12-летнее школьное образование", - "обрадовала" недавно народ министр образования Кыргызстана Гульмира Кудайбердиева.


За пример для подражания министр взяла опыт Пакистана: там тоже недавно школьники перешли на двенадцатилетку, потому что выяснилось: выпускники школ совершенно не готовы к вузовскому обучению.


Сложно всё-таки понять наших чиновников. То они за "прогрессивным" Западом, теряя тапки, гонятся.  А то вдруг раз - и равнение на Исламскую Республику Пакистан…


Однако Пакистан, к счастью, всё же пока далеко. Мы туда пока не поедем. Нам бы со своей, отечественной образовательной системой разобраться.


И первый вопрос такой: неужели министр образования и науки действительно думает, что введение в кыргызстанских школах дополнительного года обучения прибавит знаний нашим ученикам?



тест  как  он  есть


С чего и откуда начинается образование? В каком возрасте и в каком заведении человек начинает познавать окружающий мир?


Процесс обучения начинается не в школе, а в детском саду.


Именно там, как наивно полагают в Министерстве образования (и не только в нём), ребёнок готовится к школе и приобретает основные знания (пусть пока и на примитивном уровне).


Модная нынче тестовая система дошла и до дошкольных учреждений…


Есть предложение: представьте на минуту, что вы - детсадовский воспитанник. Что у вас штаны на лямках. Что с вами занимаются передовые воспитатели, усиленно готовя вас к вступлению в большой мир и впихивая в вашу бедную головушку всякие-разные псевдонаучные представления об этом мире. И давайте тестироваться:


Где живут птицы? (Это вопрос такой.) Теперь внимание - варианты ответов: а) в норе; б) в дупле; в) в берлоге.


Ну как? Выбрали вариант? Затруднились?


Как говаривал незабвенный кот Матроскин, "поздравляю тебя, Шарик, ты балбес". И вас я тоже поздравляю: судя по всему, вы пока совершенно не готовы к школе… Впрочем, и я тоже. Поскольку всегда считала, что птицы (за редким исключением) живут в гнёздах, а здесь такого варианта нет.


А вот вам ещё детсадовский  вопросик  из  области  орнитологии:


Птица  с  ярким  опереньем:  а)  воробей;  б)  ворона; в) цапля.


Кого выбрали? А дети, как думаете, кого выберут? Был бы среди вариантов павлин или, к примеру, петух - тогда всё понятно. Но их нет! Хочешь не хочешь - придётся сравнивать по яркости птичек примерно одинаковой окраски.


А как ответили бы воспитатели? А  ещё лучше - составители таких тестов? Какой вариант выбрали бы они?


Они и сами наверняка не знают.


Ладно, худо-бедно "обучился" ребёнок в садике. "Подготовился" к школе. Подготовился главным образом в том смысле, что осознал: здесь, в школе, такая же, по-школьному говоря, фигня. Здесь тебя тоже особо ничему не учат, хотя систематически проверяют твои "знания". Проверяют всё тем же методом тестирования.

 

Такие шуточные тесты мало чем отличаются от некоторых вполне серьёзных детсадовско-школьно-вузовских тестовых заданий.


О школьных тестах мы уже дважды писали. Из того, что не вошло в предыдущие статьи, можно привести, пожалуй, весьма занимательный вопрос по биологии, из которого следует, что генетическая информация может быть записана в "кристах" (наверное, в кристаллах).


И ещё, пожалуй, вопрос из тестовика по английскому языку, посвящённый эпосу "Манас": о чём этот эпос? Вопрос, естественно, задан по-английски, варианты ответов тоже даны на английском языке: а) это история о богатыре; б) это история о дружбе; в) это история о борьбе с врагами; г) это история о любви.


А сами составители тестов эпос "Манас" читали? Вряд ли. Если б читали, были бы в курсе, что он - как раз обо всём этом. И о любви, и о дружбе, и о богатырской силе и ловкости, и о борьбе с недругами…


Но школьник-то должен выбрать лишь один ответ! И как же быть ему, в отличие от составителей знакомому с эпосом?


Идём дальше. Окончил человек школу. Поступил в вуз (ещё раз - в вуз, а не ВУЗ!). Что его там ожидает? Правильно, всё то же проклятое тестирование!


В Национальном центре тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики мне объяснили так: учащиеся любого возраста очень рады, что вместо традиционного экзамена им теперь предлагается тест. Что прохождение тестовых заданий исключает возможность недопонимания и конфликта с преподавателем и не позволяет учителю "завалить" даже самого нелюбимого ученика. Теперь ответы на вопросы проверяет беспристрастный компьютер.


Много и часто общаясь с подростками, я вам скажу ещё вот какую вещь. Огромное их число действительно счастливы тестироваться, но главным образом не из страха быть "заваленными". В основном потому, что в тестах есть шанс отличиться "методом тыка". Не знаешь ответа на вопрос, поставил галочку наугад, раз - и попал!


А зачем, интересно, на уроках учителя требуют от школьников "грамотных, полных, развёрнутых ответов"?  Для чего современным школьникам учиться грамотно и красиво выражать свои мысли, если на экзамене от них требуется лишь поставить птичку под безграмотно и коряво сформулированным вопросом?


Итак, человек поступил в вуз. На филологический факультет, к примеру. Изучать русский язык и литературу. Уж здесь-то из него должны выбить косноязычие, обязаны научить думать, рассуждать и размышлять!


Как бы не так. Обучение в вузах тоже погрязло в тестах.


"Как звали последнюю жену Ивана Тургенева?" (на этот вопрос предлагается ответить студентам филфака КНУ).


А не всё ли, простите, равно? Из стен вуза выходит молодой специалист, прекрасно знающий, сколько жён было у Тургенева и как их звали; помнящий, чей портрет висел в кабинете Евгения Онегина и какого цвета были пуговицы на шинели Акакия Акакиевича…


Хотя должен был бы знать, какой вклад внёс Иван Сергеевич Тургенев в русскую и мировую литературу; какие произведения он написал и какие темы в них поднимал и исследовал; кто такие, в конце концов, эти Евгений Онегин и Акакий Акакиевич?


Если вы вслед за "просвещённым" Западом выбрали тестирование, так хоть тесты составляйте сообразно тому, каких именно знаний хотите добиться!


кто  в  лес,  кто  по  дрова


- Захожу как-то в военкомат, - рассказывает Мар Байджиев. Прозаик, публицист, журналист, переводчик, режиссёр, драматург и литературовед, в беседе с которым мы затронули больную тему народного кыргызстанского образования. - Вижу - доска с портретами героев Кыргызстана. Кыргызча, орусча написано - всё как положено.


Вот среди героев Курманджан датка. Чем она прославилась, как здесь написано? Тем, что сотрудничала с Кокандским ханством. С нею, как с равной, считался кокандский хан…


Рядом - портрет Байтика баатыра. Тоже герой. Чем прославился? Тем, что… боролся против Кокандского ханства.


Ну разве не смешно? И разве героизм Курманджан датки в том, что она сотрудничала с кокандским ханом? Нет! Её величие в том, что она, женщина, через своё сердце пропустила самые трагические моменты кыргызской истории.


Но ведь мало кто из историков об этом задумывается. Путаница получается.


Вспоминаем с Маром Ташимовичем и про фильм о Шабдане баатыре, который долго и с большой помпой собирались снимать отечественные кинематографисты, но так и не сняли. Почему? Потому что нет у историков единой трактовки образа этого баатыра.


Как нет, кстати, единой трактовки практически ни одного более-менее значимого события в истории Кыргызстана.


И как же прикажете школьникам и студентам изучать историю родного края, если сами преподаватели теряются в учебниках  и концепциях?!


Но даже если по некоторым ключевым вопросам кыргызские историки и пришли к единому мнению, то их взгляды на саму методику преподавания истории сильно расходятся. В одних школах изучают её, как обычно, в хронологическом порядке. От древних времён к современности. В других же школах принято цикличное изучение. В каждом классе там говорят об одних и тех же событиях, год от года их дополняя и копая вглубь согласно возрасту учеников.


Что правильно, а что нет? Трудно сказать. Однако такая путаница рождает и путаницу в итоговых тестах. Для старшеклассников, изучающих события по порядку и остановившихся на момент прохождения теста на Великой Отечественной войне, полной неожиданностью становится вопрос о 22-м съезде КПСС: "А мы такого не проходили!"


А те, кто учит историю циклично, всё это уже прошли.


Вот в чём нет у кыргызстанских учителей никаких разногласий, так это в преподавании кыргызского языка.


- У нас в офисе случай был, - рассказывает моя собеседница Жылдыз. - Зашла знакомая, попросила помочь ей с кыргызским языком. То ли контрольная работа, то ли что-то ещё. В общем, надо было выполнить несколько грамматических заданий.


Я язык знаю… Но повертела в руках листок с заданиями - нет, не смогу помочь. В русских падежах разбираюсь, а с кыргызскими дело плохо.


И тут подключается наша молодая сотрудница, русская девушка: "Давайте я попробую!" И в два счёта все задания выполнила.
Мы с коллегами на неё смотрим во все глаза: "Ты так хорошо кыргызский язык знаешь?!" Она смеётся: "Вообще не знаю. Ни одного слова. Но в грамматике - да, настоящий спец".


Как такое может быть?


Да очень просто. Кыргызскому языку школьников обучают исключительно на уровне грамматики. Выходит человек из школы с четвёркой (а то и пятёркой) по кыргызскому… И что? Разговаривать он по-кыргызски не умеет. На слух кыргызскую речь не воспринимает. Не читает и не пишет по-кыргызски. В грамматике силён, но что толку в грамматике, если нет элементарного словарного запаса?


Так что, господа специалисты, прежде чем переводить школьников на двенадцатилетку и требовать от них каких-то знаний и умений, неплохо бы над собой поработать. Определиться, кто есть кто в кыргызской истории, как именно происходило и какое значение имело то или иное событие. Решить, как именно и в какой последовательности эти события подавать. А заодно и разобраться, наконец, с методикой обучения кыргызскому языку…


- Я хотела на олимпиаду по кыргызскому языку пойти, - делится старшеклассница одной из бишкекских школ. - С учительницей посоветовалась, а она пришла в ужас: "Не вздумай! И сама опозоришься, и меня опозоришь!" Но у меня же пятёрка по-кыргызскому!


Значит, такая пятёрка. Значит, такая учительница… И такая методика.


С английским, впрочем, ничуть не лучше.


- Мы просим учительницу разговаривать с нами по-английски, - жалуется бишкекский десятиклассник. - Она отвечает: "Вы же всё равно ничего не поймёте". И шпарит дальше по-русски.

 

Школ  в  Кыргызстане  много,  а  проблемы  у  всех  одинаковые.


Поучайте лучше ваших паучат!


Когда и где вообще зашла речь о Пакистане, на который в вопросах образования нам теперь якобы следует равняться?


Случилось это в середине марта на презентации доклада Всемирного банка о мировом развитии 2018 года. Один из авторов документа Холси Роджерс и руководитель Департамента по вопросам образования в странах Европы и Центральной Азии Кристиан Аедо поделились с журналистами своим видением ситуации с мировым (в том числе и кыргызским) образованием.


Если коротко - всё плохо. Школьное обучение переживает глобальный кризис… А дальше доклад запестрел прописными истинами:


"Образование помогает сокращать бедность и является сильным инструментом для экономического роста.


Однако проблема в том, что обучение не всегда означает учение. То есть дети ходят в школу, но это не всегда значит, что они там учатся, получают знания.


В большинстве стран, по которым у нас есть данные, примерно половина (или даже больше) учеников оканчивает начальную школу, не имея самых основных базовых навыков грамотности и работы с числами, которые нужны для продолжения учёбы в школе.


Во-первых, дети приходят в школу неподготовленными  - сказываются недостаточно стимулирующее развитие в раннем возрасте, неправильное питание детей, отсутствие элементарной подготовки к школе.


Во-вторых, учителя не всегда достаточно мотивированы и подготовлены к тому, чтобы давать детям знания. Во многих странах, если посетить школу, выяснится, что около 40 процентов учителей находятся не в классе, хотя и должны вроде проводить занятия в это время. И даже если учителя находятся в классе, то они не всегда хорошо подготовлены, чтобы учить детей, - даже в начальной школе.


Третья причина заключается в том, что и учителям, и школьникам необходимы учебные материалы, технологии, учебники. Очень часто бывает, что учебники просто не доходят до школы, а если и доходят, то могут не использоваться. Типичный пример: в школы поставляют компьютеры, а педагоги не умеют ими пользоваться.


Необходимо, чтобы дети в первом классе были готовы к учёбе, иначе они будут значительно отставать от сверстников и это плохо скажется на их обучении в последующие годы.


Конечно, все учителя должны получать достойную зарплату, чтобы их уважали в обществе, работа была престижной и хорошие выпускники из вузов приходили в школу и хотели остаться в системе.


Оценка знаний, умений и навыков учащихся является одним из ключевых направлений нашей помощи сектору образования Кыргызстана. В частности, мы помогаем учителям разрабатывать тесты, укрепляем и развиваем потенциал Национального центра тестирования, оказываем содействие в проведении национальных оцениваний достижений учащихся.


Сейчас в секторе образования реализуется грант в размере $13 миллионов. Казалось бы, большая сумма, но с точки зрения тех потребностей, которые есть в секторе образования, это очень незначительная сумма".


Кто-нибудь увидел в этих пунктах что-то новенькое? Что-то такое, чего мы в Кыргызстане не знали раньше, до презентации этого доклада? И не увидите. И чиновники от образования это всё и сами прекрасно знают. Однако слушают. Внимают. Согласно кивают. Потому что для них главное - обещанная Всемирным банком финансовая поддержка.


Для нас же, рядовых граждан, самое, пожалуй, интересное в докладе то, что эти чёртовы тесты разрабатываются при помощи, непосредственном участии и финансировании Всемирного банка. И то, что нынче Всемирный банк снова вложился в кыргызстанское образование. Где деньги, Зин? Где эти самые 13 миллионов долларов? На что они пошли? Каких улучшений в образовательной сфере наши чиновники с их помощью добились?


- У меня в руках оказался перевод эпоса "Манас", изданный при поддержке фонда Сороса, - говорит Мар Ташимович Байджиев (сам автор удачного русского перевода эпоса). - Полистал я книгу… На двух страницах нашёл множество убийств: тот герой убил этого, другой жестоко расправился ещё с кем-то… А книга-то рекомендована для изучения в качестве хрестоматии!


Но ведь "Манас" не об этом! Нет там этой жестокости! Чему же мы учим нашу молодёжь на заграничные деньги?!

 

Презентуя  доклад  о  кризисе  образования,  зарубежные  спонсоры  оперировали полуграмотными  слайдами  (в  данном  случае  пропущена  запятая  перед  "что").


 

А  тем  временем…


Школы Бишкека с трудом прошли аккредитацию, хотя Министерство образования выставило минимальные требования. Об этом на том же мероприятии, где Всемирный банк презентовал доклад о развитии образования и сулил финансовую поддержку, сообщила министр образования Гульмира Кудайбердиева.
В ходе проводимой каждые пять лет  аккредитации (раньше это называлось аттестацией) оцениваются материально-техническая база, здания школ, кадровая база, доступ к учебникам, квалификация учителей и уровень знаний учеников.


Школы её прошли - но со скрипом. Материально-техническая база слабая, здания малопригодны для учебного процесса, квалификация педагогов оставляет желать много лучшего - отсюда и отсутствие знаний у учеников.


Теперь к аккредитации готовятся вузы. И что-то не верится, что там ситуация будет принципиально другой.


Неужели все эти проблемы возможно решить, переведя школы на двенадцатилетку и выпросив очередной грант у Всемирного банка?!


Ольга  НОВГОРОДЦЕВА

Комментарии   

 
+9 #1 RE: ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ… ВСЁ РАВНО ОСТАНЕШЬСЯ НЕУЧЕМпросто так 12.04.2018 10:36
Такая же ситуация была и с переводом школ с 10 летнего на 11 летнее образование. Шуму много, а толку ноль. Все школы при Союзе обучали в течение 10 лет и посмотрите на сколько был уровень образования выше, ведь вопрос не в количестве лет обучения, а в методике и отношении к самому процессу обучения, как со стороны самих школьников, так и со стороны учителей. Растягивай, не растягивай школьное обучение, толку не будет.
Цитировать
 
 
+4 #2 RE: ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ… ВСЁ РАВНО ОСТАНЕШЬСЯ НЕУЧЕМзнаем 14.04.2018 14:00
Это из серии " именуй не именуй , всё равно получишь ..."
Киргизия успешно летит в пропасть , трагедия , полная деградация всего и вся налицо.
Бездарщина, бездарщина и ещё раз бездарщина и ворье во власти.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить