Новости

задержан замначальника СИЗО-1

29 марта сотрудники ГКНБ Кыргызстана при получении взятки задержали заместителя начальника СИЗО-1 Бишкека, подполковника внутренней службы Э.Ш.

Подробнее...

апрель в Кыргызстане будет тёплым

В Кыргызстане апрель будет тёплым, средняя месячная температура воздуха ожидается около климатической нормы.

Подробнее...

глава "Ата Мекена" останется под арестом

Верховный суд Кыргызстана оставил Омурбека Текебаева под стражей до 25 апреля. Решение принято 29 марта.

Подробнее...

по факту мародёрства задержан экс-депутат ЖК КР Р.Тологонов

Подробнее...

президент Атамбаев принял И.Карыпбекова

Президент КР Алмазбек Атамбаев сегодня, 28 марта, принял генерального директора Общественной телерадиовещательной корпорации страны Илима Карыпбекова.

Подробнее...

уголовное дело по фактам мародёрства в 2010 году передали в ГКНБ КР

Генеральная прокуратура Кыргызстана передала уголовное дело по фактам мародёрства в Бишкеке во время апрельских событий 2010 года в ГКНБ для дальнейшего расследования. Об этом сообщила ее пресс-служба.

Подробнее...

от двух до пяти суток ареста получили 48 митингующих 25 марта

Подробнее...

С 1 апреля паспорта граждан Кыргызстана образца 1994 года недействительны

Подробнее...

опять похолодает

По Кыргызстану 2-4 апреля ожидаются дожди, переходящие в снег, заморозки.

Подробнее...

предъявлено обвинение А. Шыкмаматову

Следствием избрана мера пресечения в отношении него в виде подписки о невыезде.

Подробнее...

возбуждены уголовные дела

в отношении 12 участников митинга возле ГКНБ КР.

Подробнее...

Бюст Чокморова установили в вузе Санкт-Петербурга

Подробнее...

в этом году набора в "суворовское училище" в Бишкеке не будет


В военном лицее имени Даира Асанова запланирована масштабная реформа.

Подробнее...

российские штурмовики Су-25СМ

перебазированы из авиабазы "Кант" на учение в Таджикистан.

Подробнее...

Илим Карыпбеков выписался из больницы

Главу Общественной телерадиокорпорации (КТРК) Илима Карыпбекова в субботу 24 марта выписали из больницы.

Подробнее...

105 человек задержаны в Бишкеке за нарушение общественного порядка на митинге

Подробнее...

Садыр Жапаров до конца срока следствия помещён в СИЗО-1

Избрана мера пресечения экс-депутату, оппозиционеру Садыру Жапарову. Об этом сообщает ГКНБ Кыргызстана.

Подробнее...

президент Кыргызстана в честь годовщины мартовской революции посадил клён

Подробнее...

в Кыргызстане выбрали 20 городов, развитие которых станет приоритетным

Правительство Кыргызстана сегодня представило концепцию развития регионов.

Подробнее...

Пусть над Кыргызстаном всегда будет мирное небо!

Обращение Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в связи с годовщиной Народной революции 24 марта 2005 года.

Подробнее...

Атамбаев и Лукашенко по телефону обсудили интеграцию в ЕАЭС

Подробнее...

в Кыргызстан прилетит легендарный шахматист Анатолий Карпов

Подробнее...

ГКНБ КР прокомментировал заявление партии "Ата Мекен":

"По уголовному делу в отношении О.Текебаева получены достаточные и неопровержимые  доказательства".

Подробнее...

арестованы банковские счета Zanoza.kg и "Азаттыка"

Судья Ленинского районного суда Бишкека Жылдыз Жумабаева вынесла определение суда об аресте счетов ОФ "ПроМедиа" (сайт Zanoza.kg) и учреждения "Азаттык медиа" (сайт azattyk.org) в банках Кыргызстана.

Подробнее...

оштрафована на 6,6 млн рублей

московская типография, в которой при пожаре погибли 12 кыргызстанок.

Подробнее...

ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ СГОРЕЛ…


педагогическая  трагедия


Не в прямом, конечно, смысле. В переносном.


В эмоциональном. Как быть тогда и что делать?
 


Есть в психологии такой термин - синдром эмоционального выгорания. Подвержены ему в основном люди, чья работа связана с постоянным общением. Врачи, учителя, журналисты, артисты, социальные работники… Да те же психологи.


Но учителя, утверждают специалисты, в последнее время выгорают наиболее часто.
 


история  первая


все  на  одно  лицо


- Открываю позавчера дневник сына-второклассника, - рассказывает позвонившая в редакцию женщина, - а там запись красной пастой через всю страницу: "Поведение 2! Родителям срочно явиться в школу!".


Мне аж страшно стало. Чего такого ужасного мог натворить там мой ребёнок? Он у меня не паинька, конечно, нормальный мальчишка. Но чтоб вот так - "срочно явиться"…


- В чём дело? - спрашиваю сына.


- Ни в чём.


- Говори прямо, что случилось в школе, раз меня срочно вызывают?


- Да ничего не случилось. Она всех вызвала и всем такое написала.


"Она" - это учительница. Назовём её, к примеру, Надирой Максутовной. Я её до того момента не очень хорошо знала. Мой сын только в сентябре в эту школу перешёл. Ну виделись мы с учительницей 1 сентября на линейке, потом ещё пару раз на родительских собраниях. Учительница как учительница. Немного заполошная, как про неё другие родители говорят. Но в целом показалась мне вполне нормальным человеком.


С утра пораньше, плюнув на работу, вместе с сыном бегу в школу. Здравствуйте, мол, что произошло, в чём мой ребёнок провинился?


- Ой, вы знаете, - Надира Максутовна как-то картинно закатывает глаза, - они на перемене так носились по коридору, что чуть директора с ног не сбили.


- И это всё?!


- А вам что, мало?


- Не знаю… По-моему, это не повод, чтобы СРОЧНО родителей в школу вызывать. Я уж думала, здесь что-то вообще из ряда вон выходящее случилось.


- Да вы-то, - неожиданно выдаёт Надира Максутовна, - вообще могли не приходить. Лично к вам это отношения не имеет.


- То есть как не имеет? Вы же сами в дневнике написали: срочно явиться… За поведение двойка…


Надира Максутовна снова устало закатывает глаза: "Ваш сын - это такой маленький, ушастенький, с чёлочкой? Я его ни с кем не путаю? Если это он, то он тут точно ни при чём. Он всю перемену вообще в классе просидел. А в дневники я им всем написала, чтоб никому обидно не было. В таком состоянии была, когда директор на мой класс пожаловался… В общем, вы меня понимаете. Короче, не берите в голову, вас это не касается".


- Меня, - рассказывает наша читательница, - просто переклинило. Ещё чуть-чуть - и я схватила бы её за грудки, стала трясти и грязно ругаться. Еле сдержалась. Хотя, конечно, очень резко с ней поговорила. Сказала, что из-за её "такого состояния" я вечером хотела отругать сына - который, оказывается, ни в чём не виноват. Что всю ночь не спала, утром отпросилась с работы, чтобы выполнить её "приказ" и срочно явиться.


И вообще, разве это нормально - три месяца мой сын учится у неё в классе, а она даже внешность его не помнит?!


Буквально за неделю до этого разговора с ошарашенной матерью второклассника к журналистам обращалась другая бишкекчанка. В школе, где учится её сын-шестиклассник, по её словам, тоже ситуация не из приятных. Такое заведено правило: провинился кто-то один из класса - наказывают всех скопом. "Чтоб никому не было обидно".


Кто-то домашнее задание не сделал - весь класс остаётся после уроков и что-то пишет или решает. Один ученик на уроке баловался с "соткой" - телефоны отбираются у всех остальных, прячутся в шкаф и не отдаются даже по просьбе родителей. Один кто-то бросил на пол бумажку - весь класс после уроков до блеска чистит-моет кабинет.


- Я пыталась с учителями разговаривать, - возмущалась женщина, - объяснить, что школа - это не тюрьма и не армия, здесь такие порядки ни к чему. Потом поняла, что объяснять бесполезно. Они, учителя, по-моему, даже по именам своих учеников не знают. Все школьники для преподавателей - "они". Так всё время и говорят. Я её о своём сыне спрашиваю, а в ответ - "они" то, "они" это…


Думаю, все ученики для этих педагогов на одно лицо и на одну фамилию. Сплошная серая масса, в которой они не различают - да и не считают нужным этого делать - отдельных личностей. И всех, абсолютно всех - за что-то ненавидят. Это разве нормально?!

 

 


история вторая


"Бедная я, бедная"…


Урок английского языка в одной из бишкекских школ. Шестой класс. Ученики что-то пишут, учительница сидит за своим столом и просматривает сообщения в мобильном телефоне.


В рабочей тишине вдруг раздаётся: "Козёл!".


Ученики, мягко говоря, в ауте.  "Кто  козёл, Ирина Васильевна?".


- Да мой муж, - в сердцах отвечает учительница. - Из-за него только полтора часа спала сегодня.


И дальше - очевидно, забыв, что перед ней не любимая подружка, а школьники, шестиклассники, для которых она - педагог, призванный обучить их иностранному языку, - начинает обсуждать с ними свои семейно-домашние проблемы.


Другая школа и другой класс. Такую же тишину нарушает гневный возглас: "Скотина! Тварь! Пошла вон из класса!".


Это уже не про мужа. Это - обращение к ученице, повернувшейся зачем-то к соседке на задней парте.


На следующий день в школу приходит разъярённый отец ученицы и требует объяснений. Учительница плачет и просит не судить её строго, а понять и простить. Ну сорвалась, мол, с кем не бывает… На то, мол, есть причины. Муж - запойный алкоголик, мать тяжело больна, очень сложно, мол, в такой ситуации себя держать в руках и контролировать.


Ещё один урок - в ещё одной бишкекской школе.


- Вы тут тихо посидите, - обращается учительница к семиклассникам. - Я дверь закрывать не буду, чтобы слышать, чем вы тут занимаетесь. Имейте в виду: я рядом! Я только в туалет схожу, а потом в медпункт. Голова сильно болит и мутит что-то. Наверное, давление. Вчера из-за сына перенервничала, а тут вы ещё с утра меня довели…


От автора: все мини-истории - абсолютно реальные. И лично от себя хотелось бы добавить многое из "весёлой" школьной жизни моей дочери-шестиклассницы. Но добавлять не буду. И школы, и подлинные имена-фамилии педагогов называть, думаю, тоже не имеет смысла. Не потому, что жалко. Не потому, что страшно. А просто не такое уж это редкое в наши дни явление, и не одна школа им поражена.


Это, увы, повально и повсеместно. Кроме описанного, сплошь и рядом встречаются случаи, когда учитель с первого дня знакомства "не принимает" какого-нибудь ученика. Просто не любит - и всё, без всяких объективных причин. И это даже не самое страшное. Гораздо страшнее, что он, педагог, не может при этом свои чувства обуздывать и время от времени выплёскивает на несчастного свою неприязнь в самых безобразных формах.


Бывает, когда учителю просто откровенно наплевать и на свой предмет, и на учеников, и на коллег. Учитель так прямо и признаётся: работаю - просто потому, что надо где-то работать. В школе всё-таки зарплату какую-никакую получаю.


Да и много чего ещё есть в наших школах. Всего и не перечислишь. А причин всему, говорят психологи, только две. Или человек изначально совершенно профнепригоден и напрасно выбрал педагогическую стезю. Или когда-то был пригоден… Но эмоционально выгорел.



Лучше  бы  они  молчали!


Каждый школьник, наверное, может припомнить пару-тройку высказываний какого-нибудь учителя, заставляющих невольно сомневаться в его адекватности и соответствии занимаемой должности. Поделюсь и своей небольшой коллекцией, собранной в разных бишкекских школах в течение последних трёх лет.


"Мне пофиг на вас и на ваших родителей. Родители ваши ничего не умеют и не знают, и вас такими же воспитывают. Ни разу не видела ни одного интеллигентного или хотя бы грамотного родителя!" (учительница русского языка и литературы).


На уроке ученик: "А можно я?". Учитель: "Тебе в рифму ответить или как? В рифму нецензурно получится, я тебе лучше потом, на перемене, скажу".


"Ты совсем охренел - третий урок без тетради приходить?" (учительница стилистики и культуры речи).


"У вас не класс, а сборище наркоманов. Я видеть вас не хочу!" (учительница этики).


"На твоём месте я вообще бы сидела дома и не писала эту контрольную. Больной бы прикинулась. Всё равно больше, чем на единицу, не напишешь" (учительница математики).


"Бли-и-ин! Смотрите на неё: вырядилась как проститутка. Как будто не в школу пришла, а на панель. Твоя мать тоже так на работу ходит?" (завуч по воспитательной работе).


Откуда пожар?


Возьмём, к примеру, токаря. Работает он на станке, всю смену имеет дело с бездушными и безмолвными железками. Работу закончил, ушёл домой, поужинал, включил телевизор. И наутро встал, вполне готовый морально и физически к новому трудовому дню.


Учителя же подобны этой самой вытачиваемой на станке детали. Какому только давлению, какой только деформации они не подвергаются! Причём с разных сторон одновременно. Давит школьная администрация, давят родители, давят жёсткие временные рамки (надо уложиться в урок, успеть за четверть). Давит безденежье. Практически на всех давит непростая обстановка дома. Плюс к этому - высокая эмоциональная вовлечённость в рабочий процесс. Учитель ведь не может, не должен вести себя как токарь. От него требуются и душевность, и артистизм…


Статистика, которую приводят исследователи-психологи, убивает наповал: к сорока годам (и примерно к двадцати годам педагогической деятельности) эмоционально сгорают 90 процентов школьных учителей. То есть превращаются в лучшем случае в отпетых пессимистов, в худшем - в циников и негативистов, откровенно ненавидящих собственную работу и учеников.


Синдром эмоционального выгорания - механизм психологической защиты от постоянного психотравмирующего воздействия и хронического стресса. И состояние это заразно. Один сорокалетний эмоционально выгоревший педагог способен превратить в "компанию выгорающих" весь педколлектив школы.


чем  начинается  и  чем  кончается


Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести учителя к полной профессиональной непригодности:


Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.  Специалист (ещё относительно молодой) неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе.


Постепенно исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях - не только с учениками, но и с близкими, с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости. Возвращаясь домой с работы, всё чаще хочется сказать: "Не лезьте ко мне, оставьте в покое!"


Вторая стадия характеризуется недоразумениями с учениками. Педагог в кругу своих коллег начинает обсуждать некоторых школьников, отзываясь о них пренебрежительно. Потом пренебрежение и неприязнь начинают проявляться и в присутствии учеников. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.


Третья стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру "уплощается", человек (в данном случае учитель) становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.


По привычке он может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и в душе учителя поселяется почти физически ощутимый холод безразличия.


Одна из обязательных составляющих синдрома эмоционального выгорания у педагогов - деперсонализация, то есть бесчувственное отношение к ученикам, иногда граничащее с агрессивностью, безразличие, формальность, нежелание проникнуться проблемами детей.


А дальше - подозрительность и недоверие ко всем окружающим, обида на весь белый свет.


А ещё дальше… Хотя - куда уж дальше-то? Тут вроде бы всё ясно. Пора писать заявление по собственному желанию и переквалифицироваться в домохозяйки.

 

Если учитель НАСТОЯЩИЙ - синдром эмоционального выгорания ему не страшен.

 


Лечиться  или  не  лечиться?


Это каждый педагог для себя решает по-разному. Беда в том, что заражённый синдромом эмоционального выгорания учитель чаще всего не видит никаких причин для беспокойства и не считает себя ущербным. Уверен, что виноваты нерадивые ученики, их "неинтеллигентные" родители, суровые жизненные обстоятельства. Уверен (о ужас!), что всё с ним в полном порядке и он работает так, так надо (и как единственно возможно).


Лечить душевные проблемы педагогов, признаются психотерапевты, - самое бесполезное и неблагодарное занятие. Потому что у педагога установка на собственную правоту и непогрешимость. Советов он не слушает, рекомендации не воспринимает и психологов презирает - так же, как и своих коллег, и учеников, и их родителей…


Уберечься от эмоционального выгорания удаётся только самым стойким педагогам. Самым правильно профессионально ориентированным (а таких у нас чем дальше, тем меньше - жизнь тяжёлая пошла). Успешны и полезны учителя, обладающие, говорят специалисты, тремя важнейшими базовыми качествами.


Интерес к жизни - непременное условие работы с детьми, условие эффективного обучения и воспитания. Почему? Да потому что любое воспитание в конечном счёте должно быть ориентировано на формирование способности ребёнка быть счастливым.  А в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.


Интерес к человеку. Внимание к разного рода личностным проявлениям каждого ученика, уважение его индивидуальности. Если педагогу интересен каждый ученик как человек - легко, сами собой решаются многие проблемы. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте.


Интерес к культуре. Здесь всё понятно. Некультурный в широком смысле слова человек не способен ни работать с людьми, ни прививать элементарные культурные навыки своим подопечным.


Какие ещё качества желательны у профессионального педагога? Общительность; способность к сопереживанию и пониманию эмоционального состояния людей; гибкость, умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях; умение управлять собой - своими мыслями и чувствами, голосом, мимикой; развитость речи и богатый словарный запас…


Много? А что делать? Это всё - минимум, который делает учителя учителем и необходим не только его ученикам, но в первую очередь ему самому, потому что помогает сберечь его физическое и психическое здоровье.


Ольга КАЛИНИНА



Комментарии   

 
+1 #1 RE: ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ СГОРЕЛ…Goodman 17.12.2014 04:49
Зарплата нищенская у учителя, поэтому в учителя идут не по призванию, а просто кто согласен или выбора нет. А ведь учитель это самая важная профессия в жизни. Он направляет человека. От учителя зависит будущее целого поколения.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить