Новости

С праздником!

виновный в ДТП со смертельным исходом российский дипломат уехал из Кыргызстана

Подробнее...

сохранение русского языка

- одно из важнейших направлений сотрудничества Кыргызстана с Россией, - заявила министр образования и науки КР.

Подробнее...

МИД Кыргызстана соболезнует

Глава МИД КР Э.Абдылдаев направил соболезнование в связи со скоропостижной кончиной постоянного представителя России при ООН Виталия Ивановича Чуркина.

Подробнее...

$1,05 млрд

- таков товарооборот между Кыргызстаном и Россией за 2016 год.

Подробнее...

скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин

Подробнее...

С днём защитника отечества!

23 февраля в Кыргызстане - выходной.

Подробнее...

кыргызский фильм "Кентавр" получил приз Берлинского кинофестиваля

Подробнее...

двое детей погибли под снежной лавиной

Одиннадцать человек пострадали в результате схода снежной лавины в Кыргызстане, сообщает МЧС.

Подробнее...

Алмазбек Атамбаев наградил орденом Ангелу Меркель

Подробнее...

президент Алмазбек Атамбаев встретился с Джорджем Соросом

Подробнее...

нота МИД Кыргызстана вручена по ДТП с участием авто российского посольства

17 февраля в Министерство иностранных дел Кыргызстана был приглашён временный поверенный в делах Российской Федерации в КР Алексей Мзареулов.

Подробнее...

в отношении депутата А.Шыкмаматова возбуждено уголовное дело

Подробнее...

в ДТП с машиной российского посольства погиб водитель


Подробнее...

Золотые запасы за год выросли на 880 млн сомов

За 2016 год золотые запасы Национального банка КР выросли в сомовом эквиваленте на 879,4 миллиона, сообщается на сайте финансового регулятора.

Подробнее...

президент А.Атамбаев встретился с королём Бельгии Филиппом

Подробнее...

президент Кыргызстана провёл ряд встреч в Брюсселе

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев 16 февраля провёл ряд встреч в Брюсселе, которые состоялись в рамках его рабочей поездки в Бельгию.

Подробнее...

«Бессмертный полк» жив

«Бессмертный полк» пройдет по Бишкеку 9 мая, предварительная подготовка к параду уже началась.

Подробнее...

19 ноября 2017 года

состоятся выборы президента Кыргызстана.

Подробнее...

ПУТИН ПОСЕТИТ КЫРГЫЗСТАН

АТАМБАЕВ  -  ЕВРОПУ

Подробнее...

Эльдияр Кененсаров - лучший кавээнщик года!

Подробнее...

от 12 до 22 лет

грозит кыргызским оппозиционерам, обвиняемым в попытке госпереворота весной  прошлого  года,  а  также в  госизмене.

Подробнее...

уроженца Оша, воевавшего в Сирии, судят в Питере

Подробнее...

опубликован список террористических организаций

В Кыргызстане 20 организаций и движений признаны террористическими или экстремистскими. 

Подробнее...

Аферисты обманывали пенсионеров,

представляясь сотрудниками спецкомиссии Путина.

Подробнее...

ТОТАЛЬНЫЙ ПОЗОР


Ежегодный тотальный диктант 18 апреля в Кыргызстане написали более трёх тысяч человек. Только в Бишкеке - более полутора тысяч. Бишкек, кстати, по количеству участников занял первое место среди постсоветских нероссийских городов.


По количеству… Но, увы, не по качеству.


Число желающих проверить свою грамотность год от года растёт. Значит, людям небезразлично, хорошо ли они владеют русским языком. А сама эта грамотность неуклонно падает. Значит, несмотря на небезразличие, повышать свой языковой уровень никто не стремится (или стремится, но не может). Что за парадокс? Чем его объяснить и что с ним делать?


И проблемы у подавляющего большинства кыргызстанцев (особенно молодых) - отнюдь не только с русским языком. Если бы только с ним, многие вслед за нашими политиками могли бы ответить: зачем он мне, русский язык? Я живу в Кыргызстане - стало быть, обязан хорошо знать только язык государственный.


А кыргызский язык знаем? В том-то и дело, что нет!


А математику? Тоже нет. На олимпиадах кыргызские школьники показывают такие, с позволения сказать, результаты, что хоть вешайся от стыда.


А  другие  науки? Или они нам тоже без надобности?


Вернёмся, однако, к диктанту. "Тотальный диктант", напомним, - ежегодная образовательная акция в форме добровольного и бесплатного диктанта по русскому языку для всех желающих. Пишут его школьники, студенты, домохозяйки, слесари-сантехники, инженеры, предприниматели, журналисты, учителя (в том числе и русского языка), доценты, профессора и даже министры.


В прошлом году свои силы рискнул испытать экс-министр образования Канат Садыков (и получил тройку). Нынешней весной в диктанте участвовала вице-премьер-министр по социальным вопросам Дамира Ниязалиева.


Россияне свои итоги-2015 уже рассекретили. Им тоже стыдно, но у них есть и некоторый процент тех, кто пишет диктанты сносно, вполне прилично, хорошо и даже отлично.


Кыргызстанцы же пользуются тем, что никто не обязан обнародовать оценку за свою грамотность. Потихоньку сам для себя её узнал, вздохнул, понял, как далеко тебе не только до совершенства, но хотя бы до среднего уровня… И затаился до следующего апреля.


- Думала, лучше напишу, - делится впечатлениями на условиях анонимности учительница истории одной из бишкекских школ. - В школе у меня по русскому всегда пятёрка была.


За тотальный диктант-2015 она получила твёрдый "трояк".


- Почему так мало, как считаете?


- Не знаю. Некогда самообразованием заниматься, а многие правила уже подзабылись. Сейчас же все в Интернете сидим. Там чего только не начитаешься! Знаете, когда видишь напечатанное слово - что-то в мозгу как будто щёлкает, и начинаешь верить написанному. Даже если до этого была уверена, что это слово пишется по-другому. А некоторые слова, по-моему, вообще давно никто в речи не употребляет. Конечно, не знаем, как они пишутся.


- Например?


- Например, "вполуха". Я это слово первый раз в жизни слышу. А ещё, оказывается, "вполглаза" есть…


Как писать частицу "не" с разными частями речи - кыргызстанцы тоже не знают. Впрочем, это неведомо и семидесяти процентам россиян. Что уж говорить о знаках препинания…


- Двойку получила, - вздыхает 19-летняя студентка Бермет.


- Сильно расстроилась?


- Да нет, в принципе. Пошла посмотреть, попробовать. В общем-то знала, что у меня с русским не очень.


- А в школьном аттестате что стоит?


- Четвёрка.


Организаторы акции "Тотальный диктант" успокаивают общественность тем, что оценка за него - это ещё не показатель грамотности. Она, оценка, дескать, сама по себе ничего не значит и ничего не доказывает. И не надо, дескать, делать из этой оценки какие-то далеко идущие выводы.


Да неужели?! Как это не показатель? Как это ничего не значит? Двойки за диктант как раз показывают очень многое. По тому, насколько человек грамотен, можно судить об уровне его образованности и культуры в целом.


И ведь не факт, что диктант по кыргызскому языку будет написан лучше. Далеко не факт!


С чем связано это тотальное падение грамотности (причём, как отмечают специалисты, на всём постсоветском пространстве)? Люди перестали читать хорошие книги. Люди перешли жить в Интернет, где, помимо всеобщей безграмотности, ещё и свой особый "язык", а то и вовсе смайлики вместо слов.


Ну и повсеместного падения образовательного уровня никто, как говорится, не отменял.


Среднюю школу советского периода принято ругать. Как и многое другое из тех времён. Углубляться в детали не будем и не станем сейчас огульно восхвалять одну систему образования и принижать другую. Для дискуссии нужно место и время. Обозначим лишь некоторые принципиальные различия.


Прежняя школа строилась на формате обучения в виде знаний, умений и навыков. Учитель заставлял учеников учить, порою даже зубрить, и потом дотошно проверял, что именно они выучили и усвоили.


Теперь детям и подросткам демократично предлагается самостоятельно разбираться с темами. Искать ответы на вопросы всё в том же Интернете (оттуда же современные ученики списывают сочинения, и ни они, ни те, кто их учит, не переживают по поводу неумения более-менее грамотно изложить свои мысли).


Главное правило большинства западных школ (скопированное теперь и нынешними составителями учебных программ): "кто хочет учиться - тот будет учиться, кто желает научиться, тот научится".


В  советской  школе было  по-другому: "не умеешь - научим,  не  хочешь - заставим".


Современная школа вроде бы рассчитана на добросовестных, ответственных и "мотивированных" учеников, которые сами осознают, насколько им необходимо образование, и по собственной инициативе упорно добывают знания.


Увы, они не такие. Мыслящие учителя (особенно старших классов) бьют тревогу: у многих современных выпускников школ психология вечных подростков. Работать не хотят и не могут, минимальные трудности преодолевать не умеют, даже жить отдельно от родителей не в состоянии.


У школьника (да ещё раньше, у старшего дошкольника) сформировано чёткое понятие: зачем учиться, если всё, что интересно, можно найти в социальных сетях? Добавьте к этому полное отсутствие самоцензуры, к которому располагает Интернет, и бесконечные развлечения, которые он предлагает…


Личность частично или полностью деградирует. И личность эту никогда уже не усадишь ни за произведения хорошей литературы, ни, тем более, за учебники.


Когда-то в школе давали системные знания. Которые, кроме прочего, способствовали развитию кругозора. Теперь некоторые предметы вообще убрали из школьной программы "за ненадобностью". Тянемся за западной образовательной системой - дескать, не изучают там черчение, астрономию и другие "лишние" дисциплины - и ничего, прекрасно живут.


"Ну тупы-ы-ые!" - эту фразу сатирика Михаила Задорнова об американцах помнят все. И следом за ним потешаются над американцами, которые не знают элементарных вещей. Но мало кто задумывается, что скоро точно так же можно будет определять многих воспитанных и обученных по западной программе молодых людей так называемого постсоветского пространства.


Традиционные экзамены вытеснило тестирование. Вместо того чтобы размышлять, рассуждать, формулировать мысли и аргументированно их доказывать, теперь достаточно выбрать один из уже предложенных нескольких вариантов. Выбрать иногда осознанно (и на том спасибо). А большей частью - просто наугад, по принципу "авось попаду".


С точными науками такой способ проверки знаний ещё как-то "прокатывает". Но как, к примеру, человек будет знать литературу, если вместо рассказа о теме и содержании произведения, об идеях, которые хотел выразить автор через своих героев и их жизненные искания, - приходится "галочкой" отвечать на вопрос: "В платье какого цвета была на первом балу Наташа Ростова?"?


А плачевные результаты тотального диктанта (и не только его), к сожалению, предсказуемы и ожидаемы.


Хотя бы потому, что даже в информационных сообщениях о том, как он проводился, люди, претендующие на звание образованных, пишут: "Диктант на разных площадках читали профессиональные лингвисты и языковеды".  


Лингвист и языковед - это, для тех, кто не в курсе, - одно и то же.


Ольга НОВГОРОДЦЕВА

Комментарии   

 
+7 #1 RE: ТОТАЛЬНЫЙ ПОЗОРГражданин 06.05.2015 09:13
Браво!
А вы еще посмотрите как репортеры "akipress" пишут новости, окончаний нет, ошибки, стилистики тоже нет, в текстах нет смысловой нагрузки.
А самое страшное в том, что дальше будет хуже.
Цитировать
 
 
-1 #2 тотальный позор.kavi 03.11.2015 16:36
А в России думаете лучше?Более тупых чем сами россияне я ещё не встречал.То что с образованием у них ещё хуже чем у нас знают все кроме самих русских.Поверьт е я жил среди простого населения.Грамо тность у них не лучше а если взять к примеру что этот язык нам не родной то результаты у нас лучше
Цитировать
 
 
0 #3 Нужен четкая мотивация о языках в странеTashtanay 23.05.2016 01:00
Да в нашей стане чтобы был полное согласие и развитие во всех отношениях закон о гос.языке должен работать! Так как более половины население живут в отдаленных районах... В тоже время русский язык тоже нужен поэтому четкая мотивация должен работать в законах о гос языке. Простой пример школьник который приехал из села поступил в ВУЗ должен учится на госязыке не тратя время на изучение русский язык. Нужен четкая мотивация о языках в стране.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить