Новости

задержан замначальника СИЗО-1

29 марта сотрудники ГКНБ Кыргызстана при получении взятки задержали заместителя начальника СИЗО-1 Бишкека, подполковника внутренней службы Э.Ш.

Подробнее...

апрель в Кыргызстане будет тёплым

В Кыргызстане апрель будет тёплым, средняя месячная температура воздуха ожидается около климатической нормы.

Подробнее...

глава "Ата Мекена" останется под арестом

Верховный суд Кыргызстана оставил Омурбека Текебаева под стражей до 25 апреля. Решение принято 29 марта.

Подробнее...

по факту мародёрства задержан экс-депутат ЖК КР Р.Тологонов

Подробнее...

президент Атамбаев принял И.Карыпбекова

Президент КР Алмазбек Атамбаев сегодня, 28 марта, принял генерального директора Общественной телерадиовещательной корпорации страны Илима Карыпбекова.

Подробнее...

уголовное дело по фактам мародёрства в 2010 году передали в ГКНБ КР

Генеральная прокуратура Кыргызстана передала уголовное дело по фактам мародёрства в Бишкеке во время апрельских событий 2010 года в ГКНБ для дальнейшего расследования. Об этом сообщила ее пресс-служба.

Подробнее...

от двух до пяти суток ареста получили 48 митингующих 25 марта

Подробнее...

С 1 апреля паспорта граждан Кыргызстана образца 1994 года недействительны

Подробнее...

опять похолодает

По Кыргызстану 2-4 апреля ожидаются дожди, переходящие в снег, заморозки.

Подробнее...

предъявлено обвинение А. Шыкмаматову

Следствием избрана мера пресечения в отношении него в виде подписки о невыезде.

Подробнее...

возбуждены уголовные дела

в отношении 12 участников митинга возле ГКНБ КР.

Подробнее...

Бюст Чокморова установили в вузе Санкт-Петербурга

Подробнее...

в этом году набора в "суворовское училище" в Бишкеке не будет


В военном лицее имени Даира Асанова запланирована масштабная реформа.

Подробнее...

российские штурмовики Су-25СМ

перебазированы из авиабазы "Кант" на учение в Таджикистан.

Подробнее...

Илим Карыпбеков выписался из больницы

Главу Общественной телерадиокорпорации (КТРК) Илима Карыпбекова в субботу 24 марта выписали из больницы.

Подробнее...

105 человек задержаны в Бишкеке за нарушение общественного порядка на митинге

Подробнее...

Садыр Жапаров до конца срока следствия помещён в СИЗО-1

Избрана мера пресечения экс-депутату, оппозиционеру Садыру Жапарову. Об этом сообщает ГКНБ Кыргызстана.

Подробнее...

президент Кыргызстана в честь годовщины мартовской революции посадил клён

Подробнее...

в Кыргызстане выбрали 20 городов, развитие которых станет приоритетным

Правительство Кыргызстана сегодня представило концепцию развития регионов.

Подробнее...

Пусть над Кыргызстаном всегда будет мирное небо!

Обращение Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в связи с годовщиной Народной революции 24 марта 2005 года.

Подробнее...

Атамбаев и Лукашенко по телефону обсудили интеграцию в ЕАЭС

Подробнее...

в Кыргызстан прилетит легендарный шахматист Анатолий Карпов

Подробнее...

ГКНБ КР прокомментировал заявление партии "Ата Мекен":

"По уголовному делу в отношении О.Текебаева получены достаточные и неопровержимые  доказательства".

Подробнее...

арестованы банковские счета Zanoza.kg и "Азаттыка"

Судья Ленинского районного суда Бишкека Жылдыз Жумабаева вынесла определение суда об аресте счетов ОФ "ПроМедиа" (сайт Zanoza.kg) и учреждения "Азаттык медиа" (сайт azattyk.org) в банках Кыргызстана.

Подробнее...

оштрафована на 6,6 млн рублей

московская типография, в которой при пожаре погибли 12 кыргызстанок.

Подробнее...

ТОТАЛЬНЫЙ ПОЗОР


Ежегодный тотальный диктант 18 апреля в Кыргызстане написали более трёх тысяч человек. Только в Бишкеке - более полутора тысяч. Бишкек, кстати, по количеству участников занял первое место среди постсоветских нероссийских городов.


По количеству… Но, увы, не по качеству.


Число желающих проверить свою грамотность год от года растёт. Значит, людям небезразлично, хорошо ли они владеют русским языком. А сама эта грамотность неуклонно падает. Значит, несмотря на небезразличие, повышать свой языковой уровень никто не стремится (или стремится, но не может). Что за парадокс? Чем его объяснить и что с ним делать?


И проблемы у подавляющего большинства кыргызстанцев (особенно молодых) - отнюдь не только с русским языком. Если бы только с ним, многие вслед за нашими политиками могли бы ответить: зачем он мне, русский язык? Я живу в Кыргызстане - стало быть, обязан хорошо знать только язык государственный.


А кыргызский язык знаем? В том-то и дело, что нет!


А математику? Тоже нет. На олимпиадах кыргызские школьники показывают такие, с позволения сказать, результаты, что хоть вешайся от стыда.


А  другие  науки? Или они нам тоже без надобности?


Вернёмся, однако, к диктанту. "Тотальный диктант", напомним, - ежегодная образовательная акция в форме добровольного и бесплатного диктанта по русскому языку для всех желающих. Пишут его школьники, студенты, домохозяйки, слесари-сантехники, инженеры, предприниматели, журналисты, учителя (в том числе и русского языка), доценты, профессора и даже министры.


В прошлом году свои силы рискнул испытать экс-министр образования Канат Садыков (и получил тройку). Нынешней весной в диктанте участвовала вице-премьер-министр по социальным вопросам Дамира Ниязалиева.


Россияне свои итоги-2015 уже рассекретили. Им тоже стыдно, но у них есть и некоторый процент тех, кто пишет диктанты сносно, вполне прилично, хорошо и даже отлично.


Кыргызстанцы же пользуются тем, что никто не обязан обнародовать оценку за свою грамотность. Потихоньку сам для себя её узнал, вздохнул, понял, как далеко тебе не только до совершенства, но хотя бы до среднего уровня… И затаился до следующего апреля.


- Думала, лучше напишу, - делится впечатлениями на условиях анонимности учительница истории одной из бишкекских школ. - В школе у меня по русскому всегда пятёрка была.


За тотальный диктант-2015 она получила твёрдый "трояк".


- Почему так мало, как считаете?


- Не знаю. Некогда самообразованием заниматься, а многие правила уже подзабылись. Сейчас же все в Интернете сидим. Там чего только не начитаешься! Знаете, когда видишь напечатанное слово - что-то в мозгу как будто щёлкает, и начинаешь верить написанному. Даже если до этого была уверена, что это слово пишется по-другому. А некоторые слова, по-моему, вообще давно никто в речи не употребляет. Конечно, не знаем, как они пишутся.


- Например?


- Например, "вполуха". Я это слово первый раз в жизни слышу. А ещё, оказывается, "вполглаза" есть…


Как писать частицу "не" с разными частями речи - кыргызстанцы тоже не знают. Впрочем, это неведомо и семидесяти процентам россиян. Что уж говорить о знаках препинания…


- Двойку получила, - вздыхает 19-летняя студентка Бермет.


- Сильно расстроилась?


- Да нет, в принципе. Пошла посмотреть, попробовать. В общем-то знала, что у меня с русским не очень.


- А в школьном аттестате что стоит?


- Четвёрка.


Организаторы акции "Тотальный диктант" успокаивают общественность тем, что оценка за него - это ещё не показатель грамотности. Она, оценка, дескать, сама по себе ничего не значит и ничего не доказывает. И не надо, дескать, делать из этой оценки какие-то далеко идущие выводы.


Да неужели?! Как это не показатель? Как это ничего не значит? Двойки за диктант как раз показывают очень многое. По тому, насколько человек грамотен, можно судить об уровне его образованности и культуры в целом.


И ведь не факт, что диктант по кыргызскому языку будет написан лучше. Далеко не факт!


С чем связано это тотальное падение грамотности (причём, как отмечают специалисты, на всём постсоветском пространстве)? Люди перестали читать хорошие книги. Люди перешли жить в Интернет, где, помимо всеобщей безграмотности, ещё и свой особый "язык", а то и вовсе смайлики вместо слов.


Ну и повсеместного падения образовательного уровня никто, как говорится, не отменял.


Среднюю школу советского периода принято ругать. Как и многое другое из тех времён. Углубляться в детали не будем и не станем сейчас огульно восхвалять одну систему образования и принижать другую. Для дискуссии нужно место и время. Обозначим лишь некоторые принципиальные различия.


Прежняя школа строилась на формате обучения в виде знаний, умений и навыков. Учитель заставлял учеников учить, порою даже зубрить, и потом дотошно проверял, что именно они выучили и усвоили.


Теперь детям и подросткам демократично предлагается самостоятельно разбираться с темами. Искать ответы на вопросы всё в том же Интернете (оттуда же современные ученики списывают сочинения, и ни они, ни те, кто их учит, не переживают по поводу неумения более-менее грамотно изложить свои мысли).


Главное правило большинства западных школ (скопированное теперь и нынешними составителями учебных программ): "кто хочет учиться - тот будет учиться, кто желает научиться, тот научится".


В  советской  школе было  по-другому: "не умеешь - научим,  не  хочешь - заставим".


Современная школа вроде бы рассчитана на добросовестных, ответственных и "мотивированных" учеников, которые сами осознают, насколько им необходимо образование, и по собственной инициативе упорно добывают знания.


Увы, они не такие. Мыслящие учителя (особенно старших классов) бьют тревогу: у многих современных выпускников школ психология вечных подростков. Работать не хотят и не могут, минимальные трудности преодолевать не умеют, даже жить отдельно от родителей не в состоянии.


У школьника (да ещё раньше, у старшего дошкольника) сформировано чёткое понятие: зачем учиться, если всё, что интересно, можно найти в социальных сетях? Добавьте к этому полное отсутствие самоцензуры, к которому располагает Интернет, и бесконечные развлечения, которые он предлагает…


Личность частично или полностью деградирует. И личность эту никогда уже не усадишь ни за произведения хорошей литературы, ни, тем более, за учебники.


Когда-то в школе давали системные знания. Которые, кроме прочего, способствовали развитию кругозора. Теперь некоторые предметы вообще убрали из школьной программы "за ненадобностью". Тянемся за западной образовательной системой - дескать, не изучают там черчение, астрономию и другие "лишние" дисциплины - и ничего, прекрасно живут.


"Ну тупы-ы-ые!" - эту фразу сатирика Михаила Задорнова об американцах помнят все. И следом за ним потешаются над американцами, которые не знают элементарных вещей. Но мало кто задумывается, что скоро точно так же можно будет определять многих воспитанных и обученных по западной программе молодых людей так называемого постсоветского пространства.


Традиционные экзамены вытеснило тестирование. Вместо того чтобы размышлять, рассуждать, формулировать мысли и аргументированно их доказывать, теперь достаточно выбрать один из уже предложенных нескольких вариантов. Выбрать иногда осознанно (и на том спасибо). А большей частью - просто наугад, по принципу "авось попаду".


С точными науками такой способ проверки знаний ещё как-то "прокатывает". Но как, к примеру, человек будет знать литературу, если вместо рассказа о теме и содержании произведения, об идеях, которые хотел выразить автор через своих героев и их жизненные искания, - приходится "галочкой" отвечать на вопрос: "В платье какого цвета была на первом балу Наташа Ростова?"?


А плачевные результаты тотального диктанта (и не только его), к сожалению, предсказуемы и ожидаемы.


Хотя бы потому, что даже в информационных сообщениях о том, как он проводился, люди, претендующие на звание образованных, пишут: "Диктант на разных площадках читали профессиональные лингвисты и языковеды".  


Лингвист и языковед - это, для тех, кто не в курсе, - одно и то же.


Ольга НОВГОРОДЦЕВА

Комментарии   

 
+7 #1 RE: ТОТАЛЬНЫЙ ПОЗОРГражданин 06.05.2015 09:13
Браво!
А вы еще посмотрите как репортеры "akipress" пишут новости, окончаний нет, ошибки, стилистики тоже нет, в текстах нет смысловой нагрузки.
А самое страшное в том, что дальше будет хуже.
Цитировать
 
 
-1 #2 тотальный позор.kavi 03.11.2015 16:36
А в России думаете лучше?Более тупых чем сами россияне я ещё не встречал.То что с образованием у них ещё хуже чем у нас знают все кроме самих русских.Поверьт е я жил среди простого населения.Грамо тность у них не лучше а если взять к примеру что этот язык нам не родной то результаты у нас лучше
Цитировать
 
 
0 #3 Нужен четкая мотивация о языках в странеTashtanay 23.05.2016 01:00
Да в нашей стане чтобы был полное согласие и развитие во всех отношениях закон о гос.языке должен работать! Так как более половины население живут в отдаленных районах... В тоже время русский язык тоже нужен поэтому четкая мотивация должен работать в законах о гос языке. Простой пример школьник который приехал из села поступил в ВУЗ должен учится на госязыке не тратя время на изучение русский язык. Нужен четкая мотивация о языках в стране.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить