Новости

президент Атамбаев прибыл в город Казань Республики Татарстан

Подробнее...

МИД КР прокомментировал возможное участие военнослужащих в Сирии

Участие кыргызских военных в боевых действиях в Сирии на переговорах в Москве во время государственного визита Алмазбека Атамбаева в Россию не обсуждалось.

Подробнее...

президент Атамбаев посетил музей археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН

Подробнее...

в Кыргызстане запретили продажу энергетических напитков несовершеннолетним

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Башкортостана

Подробнее...

Президент Атамбаев посетил Московскую Соборную мечеть и встретился с Председателем Совета муфтиев России

Подробнее...

в суде по делу Текебаева приступили к рассмотрению дела по существу

Гособвинитель зачитал своё заключение.

Подробнее...

в суд по делу О.Текебаева пришла Роза Отунбаева - на допрос

Подробнее...

Свеча памяти


В Бишкеке прошла акция «Свеча памяти 1941–1945», организованная общественным фондом «Ветераны 365».

Подробнее...

"Кыргызский язык — всемирное достояние, а английский подождет",

-  заявил на встрече с соотечественниками президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, находящийся с визитом в Москве.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с соотечественниками, проживающими в России

Подробнее...

Алмазбек Атамбаев и Владимир Путин за обедом обсудили итоги переговоров

Подробнее...

кыргызская культура на российской земле


Большой концертной программой в Государственном Кремлёвском дворце открылись 20 июня Дни культуры Кыргызстана в России.

Подробнее...

все долги Кыргызстана перед Россией списаны

Об этом сообщил журналистам министр финансов Кыргызстана Адылбек Касымалиев.

Подробнее...

президент Атамбаев и президент Путин сделали заявление для прессы

Подробнее...

между Россией и Кыргызстаном подписаны двусторонние документы

20 июня в рамках государственного визита президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в Российскую Федерацию состоялась церемония подписания двусторонних документов.

Подробнее...

состоялись переговоры президентов Кыргызстана и России в расширенном составе

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Путиным

Подробнее...

Атамбаев и Путин обсудили за ужином перспективы сотрудничества

Подробнее...

взрыв на АЗС в Ананьево: погибли мужчина и его 10-летний сын

Подробнее...

президент Атамбаев прибыл с государственным визитом в Российскую Федерацию

Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев 19 июня прибыл с государственным визитом в Российскую Федерацию.

Подробнее...

новый представитель МВД Кыргызстана в Москве

В Москве назначен новый представитель Министерства внутренних дел Кыргызстана — полковник милиции Раим Салимов, сообщает пресс-служба ведомства.

Подробнее...

президент Атамбаев вылетел в Российскую Федерацию

Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев сегодня, 19  июня, вылетел с государственным визитом в Российскую Федерацию.

Подробнее...

на площади Победы в Бишкеке зажгут свечи в память о павших воинах ВОВ

Подробнее...

А.Атамбаев наградил сотрудников ГКНБ почётными грамотами и президентскими часами

Подробнее...

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ КОШМАРНЫЕ…


И снова 1 сентября.
Добро пожаловать в школу!

 


       Конец прошлого учебного года - а именно вторая половина мая 2016-го - выдался урожайным на особого рода чрезвычайные происшествия и ситуации. Тогда обе стороны конфликта - учителя и те, кого они учат, - вздохнув с облегчением, разошлись до осени. Сейчас они встретятся вновь.


крайние случаи


Два события вышли далеко за школьные рамки и стали достоянием широкой общественности. Один такой случай едва не привёл к трагедии - но, слава богу, обошлось. Во втором случае, увы, не обошлось. Для девятиклассника 19-й бишкекской школы прошлый учебный год оказался последним в жизни.


Чем именно мальчишка провинился перед директором школы и матерью своего одноклассника? В этом при желании можно разбираться и разбираться. Говорят, были у него с этим одноклассником неоднократные конфликты. Говорят, тот пацан пожаловался дома, и мать - совместно со школьным руководством - решила принять жёсткие меры…


Только это теперь ничего не значит. Потому что одноклассник жив-здоров, его родители тоже, а школьная администрация отделалась лёгким испугом.
А Тимур (назовём его так, чтобы не травмировать лишний раз его близких) повесился. 16 мая. Дома. Через час после возвращения из школы.


В тот день, по словам его матери, Тимур разговаривал по телефону с родительницей якобы притесняемого им одноклассника. То есть разговаривала в основном она. Требовала оставить в покое её сына, угрожала сгноить Тимура в тюрьме.


До этого - опять же по словам матери Тимура - у него было противостояние с директором школы. И вот этого нескончаемого потока унижений, оскорблений и угроз хрупкая подростковая психика не выдержала.


Найдя сына повесившимся, мать Тимура обратилась к омбудсмену Кубату Оторбаеву. Тот направил письмо в Министерство образования и науки и Управление образования мэрии Бишкека с просьбой разобраться в причинах трагедии и наказать виновных.


Разобрались. Наказали.


Директору школы Г.Курманбековой объявили выговор. Заместителя директора К.Сариеву и инспектора по делам несовершеннолетних Н.Керезбекова уволили.


А Тимура нет…


25 мая пыталась покончить  с  собой  ученица  бишкекской школы-гимназии №64.  Девочка бросилась под машину и чудом выжила. Почему бросилась?


Как рассказал с её слов её дядя, в тот день, в день празднования последнего звонка, школьница была прилюдно унижена учителями. Её назвали скотиной, сказали, что таких, как она, приехавших из села, учить бесполезно, потому что тупые и ничего не соображают…


И много чего ещё невыносимо обидного услышала девчонка в свой адрес.


Последовали ли после вмешательства омбудсмена какие-то "воспитательно-наказательные" меры в отношении учителей и директора школы - пока неизвестно.

 


случай "на грани"


Тогда же, в конце мая, весьма показательные (и поучительные) случаи произошли ещё в двух наших школах. По крайней мере в двух. Скорее всего, не два случая и не в двух школах. Просто ничем непоправимым они, к счастью, не закончились, поэтому и огласку не получили.


Однако внимания они заслуживают ничуть не меньше. Ибо очень наглядно демонстрируют общее состояние современной школы и характер весьма непростых взаимоотношений между учениками и учителями.


Мальчишки и девчонки, а также их родители - вы готовы к новому учебному году? Точнее - к очередной схватке не на жизнь, а на смерть? Тогда держитесь!
Аня конфликтовала с Салтанат Белековной давно, чуть  ли  не  с  первого класса. То есть кто с кем конфликтовал - большой вопрос. Известно: в любом конфликте виноват тот, кто умнее. Аня всё-таки одиннадцатилетний ребёнок, а Салтанат Белековна - взрослый человек с высшим педагогическим образованием. Чувствуете разницу?


Началось с того, что в начальной школе Салтанат Белековна… Нет, началось, пожалуй, всё-таки с того, что Анины родители развелись. Муж и отец ушёл из семьи, чтобы воссоединиться с любовью всей своей жизни.


Развод родителей дети воспринимают и принимают по-разному. Кто-то более-менее спокойно и даже равнодушно. Кто-то переживает до истерик. Кто-то становится замкнутым и нелюдимым. На Ане, говорит её мать, уход отца внешне особо не отразился. Только усидчивости поубавилось. Она всегда была активным, непоседливым ребёнком, а тут просто в юлу превратилась.


"Гиперактивность" - поставил диагноз врач и выписал успокоительные таблетки.


В школе из-за этой гиперактивности у Ани начались проблемы и неприятности. Мелкие. Девочка она смышлёная, и если не концентрировать внимание на её чрезмерной шустрости, с ней вполне можно находить общий язык, с ней можно успешно заниматься: программу первого класса Аня схватывала и усваивала на лету.


Салтанат Белековне "девочка-юла" с самого начала не понравилась. То, что Аня всё время крутится, то поворачиваясь к окну, то к двери, то роняя ручку или карандаш и наклоняясь, чтобы поднять, учительницу английского языка раздражало. Мешало вести урок.


Учительница нашла, как ей казалось, выход из этой непростой ситуации. В самом начале урока выставляла "напрягающую" её ученицу… нет, не за дверь, а просто в угол, лицом к стене. Там, дескать, ты и будешь учиться. Оттуда и будешь слушать.


Результат - двойки по английскому. Не потому, что Аня назло учительнице перестала заниматься по её предмету. Делать что-то педагогу назло она научилась гораздо позже. А тогда просто из угла не улавливала новые темы.


Анина мать сходила в школу, объяснилась с Салтанат Белековной, попросила потерпеть и не лишать Аню возможности изучать иностранный язык. Салтанат Белековна прониклась, сочувственно покивала головой, разрешила девочке сесть на место, оценки у неё выровнялись, и инцидент, как говорится, был исчерпан.


В пятом классе у Ани началась "ломка". Подростковая перестройка. Рановато, конечно, для одиннадцати лет, но, видимо, и здесь свою решающую роль сыграла пресловутая гиперактивность. Проявляла себя Аня в новом качестве тоже в общем-то вполне безобидно. Не грубила, не дерзила взрослым, не начала курить или выпивать по подворотням, не грозилась матери: "Не купишь смартфон - повешусь!".


Она просто высмотрела в журналах новый образ - как говорят,  имидж.  И  старалась по возможности ему следовать.  Имидж непременно  предполагал  длинные чёрные волосы с высветленной прядью, распущённые по плечам. И никаких заколок, никаких резинок! Только длинные и только распущенные.


Одноклассники и учителя новый Анин образ встретили с пониманием. Завуч по воспитательной работе - с неодобрением, но тоже без лишней критики.
Салтанат Белековна этот образ не приняла категорически. Школьница, сказала, должна выглядеть опрятно и аккуратно. Если, мол, на дискотеку идёшь, раскрашивайся и причёсывайся как душе угодно. А в школу будь любезна ходить с убранными и гладко причёсанными волосами.


Теперь каждый урок английского начинался с пяти-десятиминутного препирательства между учительницей и ученицей:


- Подбери шевелюру!


- Не подберу.


- Ты в школу пришла, а не на показ мод.


- Я знаю.


- Если знаешь - вот тебе резинка, сделай хотя бы хвост.


- Нет.


Ну нет так нет. Салтанат Белековна потихоньку успокаивалась и с опозданием начинала урок.


Но в тот майский день что-то пошло не так. То ли не в настроении учительница была, то ли конец учебного года сказался, и годовая учебно-воспитательная нагрузка вместе с колоссальным терпением вышли из берегов и из-под контроля. С перекошенным лицом Салтанат Белековна молча подскочила к Ане с ножницами в руке. Раз - и внушительная часть шевелюры, Аниной гордости, обрушилась на пол.


Класс в ужасе замер. Такого исхода не ожидал, разумеется, никто. Правда, тогда ещё никто не подозревал, что ЭТО - ещё не конец. И что завтра будет ещё интереснее.

Завтра в школу пришла Анина мама. С пучком остриженных дочкиных волос. Сначала пошла по кабинетам начальников. Жаловалась на произвол со стороны Салтанат Белековны, требовала незамедлительно принять соответствующие меры. Какие именно меры соответствовали бы учительскому поступку, женщина и сама не знала. Знала только: НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!


Представители школьного начальства с матерью Ани соглашались. Да, дескать, случай вопиющий, так нельзя… Но как быть? С Салтанат Белековной, дескать, обязательно поговорим, укажем ей на недопустимость впредь подобного поведения. Уволить, однако, не сможем. Она хороший специалист, да и вообще, НОРМАЛЬНЫЕ учителя нынче, сами понимаете, на вес золота.


Женщина ворвалась в кабинет английского. Там шёл урок - правда, не у того класса, где учится слегка изуродованная Аня. Подошла к ничего не подозревающей Салтанат Белековне, схватила у неё со стола ножницы…


Причёска учительницы пострадала больше. Потому что у Ани волосы длиннее, и, успокоившись, она сходила в парикмахерскую и сделала короткую стильную стрижку. Это, конечно, не то, о чём она мечтала, но всё-таки лучше, чем ничего. А у Салтанат Белековны волосы изначально были значительно короче…


Никуда жаловаться учительница не стала. Хватило, видимо, благоразумия и здравого смысла. И даже из школы, как ни странно, не уволилась. А может, директор уговорил остаться? Педагоги-то нынче и правда на вес золота. Редко кто из начальников ими разбрасывается.

 

 


случай "почти за гранью"


Семиклассник Максат (теперь он идёт уже в восьмой класс) тоже усидчивостью похвастаться не может. Мягко говоря - очень подвижный мальчик. И этим, в отличие от Ани, очень вредит своей успеваемости.


Русский язык и литературу у него ведёт молодая учительница по имени-отчеству, допустим, Индира Капаровна. Которой, разумеется, тоже, как и Салтанат Белековне, очень не нравятся шумные и вертлявые ученики.


Волосы она не режет. Но порядок в классе наводит тоже весьма своеобразными методами и способами:


- Сядь! Ты что, не слышишь? Сядь ровно, я тебе сказала! Что, совсем охренел? Забыл, где находишься? Сейчас вылетишь отсюда вместе со своей неспокойной задницей.


Это - мягко. Это, кроме смеха, никаких эмоций ни у Максата, ни у его одноклассников не вызывает. К этому привыкли и уже не считали странным, что учитель изъясняется и доводит до ученика свою мысль в столь изящных выражениях.


Однажды, в конце весны, Индира Капаровна оговорилась. Вместо "охренел" сказала другое слово. Похожее по смыслу (ей как филологу виднее), но… Скажем так, менее печатное.


В ответ услышала: "Сами вы…".


К тому моменту, когда в класс, привлечённая шумом, заглянула завуч, экстремальное даже для базара шоу было в самом разгаре. Учительница с учеником поносили друг друга на чём свет стоит (ну знаете, как бывает - слово за слово, "ты такая, а ты сякой", и обоих уже несёт, и не видно ни берегов, ни различий - ни возрастных, ни половых, ни социальных).


Чем всё закончилось? Да ничем особенным. Если уж даже в случае самоубийства ученика директору школы всего лишь объявляют выговор,  что говорить о такой "невинной  шалости", которую позволила себе Индира Капаровна?


"А как же учительский авторитет?" - спросите вы. Как же - и чему же? - дети будут учиться у такого педагога? Будут ли её воспринимать как старшую, уважаемую, образованную, до которой им ещё расти и расти?


Это - вопрос риторический ответа на него нет. Потому что "учителя на вес золота, их катастрофически не хватает, и их надо ценить".

 

 


Что это было?


Об этом спрашиваем подросткового психолога Анару Алтынбаеву.


- Если я вам скажу, что это - обычное явление современности, то, конечно, погрешу против истины. Такие случаи, к счастью, всё-таки пока единичны. Но они есть. Я и сама могу вам парочку примеров привести.


- Вы говорите "пока единичны". Значит ли это…


- Да, вы верно меня поняли. Общество деградирует, и этот процесс касается абсолютно всех его составляющих. А школа… Чего вы хотите от многих современных педагогов? Посмотрите, КТО сегодня идёт в учителя - часто те, кто просто решил хоть куда-то пристроиться. О призвании и способностях речи нет. И посмотрите, КАК педагогов сегодня готовят.


- Ну и ещё, наверное, ученики более "сложные" пошли? И нагрузка увеличилась? Нервы учительские не выдерживают?


- Скажите ещё - зарплата маленькая.


- А разве нет?


- Да. Но это ни в коем случае не может быть оправданием для тех, кто унижает своих учеников, открыто их не любит и презирает. Мало платят, сдают нервы - бросай учительство. Что тут ещё можно посоветовать?


Насчёт "сложных" учеников… Да не сложнее они сейчас, чем всегда были. И во все времена были учителя, которые могли  найти подход к самому трудному, кажущемуся безнадёжным ребёнку. И всегда были такие, которые считали, что это не входит в их педагогические обязанности. Таких больше. Сейчас особенно много.


Причин для конфликтов между учителями и учениками сколько угодно. Авторитарные педагоги, учителя "старой закалки", обычно недолюбливают творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере доверия и свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала. Вот вам и конфликт.


Кому-то из учителей категорически не нравится, как ученик выглядит и одевается. Иногда, кстати, это обычная человеческая зависть. Иногда молодая учительница, еле-еле сводящая концы с концами, невольно начинает терроризировать носящую дорогие вещи ученицу, усматривая в ней свою потенциальную соперницу.


Бывает, что и вовсе на пустом месте конфликт возникает. Мальчик или девочка пишет "не в той" тетради "не тем почерком". И всё - ученик уже записан в хулиганы и нарушители порядка.


- А разве нельзя понять учительницу, вышедшую из себя после неоднократных замечаний по поводу, например, длинных волос? Тут ведь даже не в причёске дело. Дело в том, что учитель, до крайности униженный государством, коллегами - да мало ли кто его натурально в грязь втаптывает, плюёт на его мнение, - принимается просто маниакально требовать подчинения со стороны учеников.


- Понять можно. Простить - нельзя. Не может, не должен, не имеет права педагог вести себя как хамоватая базарная торговка. Недовольна поведением ученика - вызови его родителей. Обратись к завучу, к директору. А вершить самосуд на уроке никому не позволительно. И очень недостойно учителя - взрослого человека! - воевать с тем, кто его заведомо слабее.


Лето пролетело. И те, и другие, отдохнули и успокоились… Ведь так? Очень хочется на это надеяться.


Ольга КАЛИНИНА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить