Новости

задержан замначальника СИЗО-1

29 марта сотрудники ГКНБ Кыргызстана при получении взятки задержали заместителя начальника СИЗО-1 Бишкека, подполковника внутренней службы Э.Ш.

Подробнее...

апрель в Кыргызстане будет тёплым

В Кыргызстане апрель будет тёплым, средняя месячная температура воздуха ожидается около климатической нормы.

Подробнее...

глава "Ата Мекена" останется под арестом

Верховный суд Кыргызстана оставил Омурбека Текебаева под стражей до 25 апреля. Решение принято 29 марта.

Подробнее...

по факту мародёрства задержан экс-депутат ЖК КР Р.Тологонов

Подробнее...

президент Атамбаев принял И.Карыпбекова

Президент КР Алмазбек Атамбаев сегодня, 28 марта, принял генерального директора Общественной телерадиовещательной корпорации страны Илима Карыпбекова.

Подробнее...

уголовное дело по фактам мародёрства в 2010 году передали в ГКНБ КР

Генеральная прокуратура Кыргызстана передала уголовное дело по фактам мародёрства в Бишкеке во время апрельских событий 2010 года в ГКНБ для дальнейшего расследования. Об этом сообщила ее пресс-служба.

Подробнее...

от двух до пяти суток ареста получили 48 митингующих 25 марта

Подробнее...

С 1 апреля паспорта граждан Кыргызстана образца 1994 года недействительны

Подробнее...

опять похолодает

По Кыргызстану 2-4 апреля ожидаются дожди, переходящие в снег, заморозки.

Подробнее...

предъявлено обвинение А. Шыкмаматову

Следствием избрана мера пресечения в отношении него в виде подписки о невыезде.

Подробнее...

возбуждены уголовные дела

в отношении 12 участников митинга возле ГКНБ КР.

Подробнее...

Бюст Чокморова установили в вузе Санкт-Петербурга

Подробнее...

в этом году набора в "суворовское училище" в Бишкеке не будет


В военном лицее имени Даира Асанова запланирована масштабная реформа.

Подробнее...

российские штурмовики Су-25СМ

перебазированы из авиабазы "Кант" на учение в Таджикистан.

Подробнее...

Илим Карыпбеков выписался из больницы

Главу Общественной телерадиокорпорации (КТРК) Илима Карыпбекова в субботу 24 марта выписали из больницы.

Подробнее...

105 человек задержаны в Бишкеке за нарушение общественного порядка на митинге

Подробнее...

Садыр Жапаров до конца срока следствия помещён в СИЗО-1

Избрана мера пресечения экс-депутату, оппозиционеру Садыру Жапарову. Об этом сообщает ГКНБ Кыргызстана.

Подробнее...

президент Кыргызстана в честь годовщины мартовской революции посадил клён

Подробнее...

в Кыргызстане выбрали 20 городов, развитие которых станет приоритетным

Правительство Кыргызстана сегодня представило концепцию развития регионов.

Подробнее...

Пусть над Кыргызстаном всегда будет мирное небо!

Обращение Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в связи с годовщиной Народной революции 24 марта 2005 года.

Подробнее...

Атамбаев и Лукашенко по телефону обсудили интеграцию в ЕАЭС

Подробнее...

в Кыргызстан прилетит легендарный шахматист Анатолий Карпов

Подробнее...

ГКНБ КР прокомментировал заявление партии "Ата Мекен":

"По уголовному делу в отношении О.Текебаева получены достаточные и неопровержимые  доказательства".

Подробнее...

арестованы банковские счета Zanoza.kg и "Азаттыка"

Судья Ленинского районного суда Бишкека Жылдыз Жумабаева вынесла определение суда об аресте счетов ОФ "ПроМедиа" (сайт Zanoza.kg) и учреждения "Азаттык медиа" (сайт azattyk.org) в банках Кыргызстана.

Подробнее...

оштрафована на 6,6 млн рублей

московская типография, в которой при пожаре погибли 12 кыргызстанок.

Подробнее...

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ КОШМАРНЫЕ…


И снова 1 сентября.
Добро пожаловать в школу!

 


       Конец прошлого учебного года - а именно вторая половина мая 2016-го - выдался урожайным на особого рода чрезвычайные происшествия и ситуации. Тогда обе стороны конфликта - учителя и те, кого они учат, - вздохнув с облегчением, разошлись до осени. Сейчас они встретятся вновь.


крайние случаи


Два события вышли далеко за школьные рамки и стали достоянием широкой общественности. Один такой случай едва не привёл к трагедии - но, слава богу, обошлось. Во втором случае, увы, не обошлось. Для девятиклассника 19-й бишкекской школы прошлый учебный год оказался последним в жизни.


Чем именно мальчишка провинился перед директором школы и матерью своего одноклассника? В этом при желании можно разбираться и разбираться. Говорят, были у него с этим одноклассником неоднократные конфликты. Говорят, тот пацан пожаловался дома, и мать - совместно со школьным руководством - решила принять жёсткие меры…


Только это теперь ничего не значит. Потому что одноклассник жив-здоров, его родители тоже, а школьная администрация отделалась лёгким испугом.
А Тимур (назовём его так, чтобы не травмировать лишний раз его близких) повесился. 16 мая. Дома. Через час после возвращения из школы.


В тот день, по словам его матери, Тимур разговаривал по телефону с родительницей якобы притесняемого им одноклассника. То есть разговаривала в основном она. Требовала оставить в покое её сына, угрожала сгноить Тимура в тюрьме.


До этого - опять же по словам матери Тимура - у него было противостояние с директором школы. И вот этого нескончаемого потока унижений, оскорблений и угроз хрупкая подростковая психика не выдержала.


Найдя сына повесившимся, мать Тимура обратилась к омбудсмену Кубату Оторбаеву. Тот направил письмо в Министерство образования и науки и Управление образования мэрии Бишкека с просьбой разобраться в причинах трагедии и наказать виновных.


Разобрались. Наказали.


Директору школы Г.Курманбековой объявили выговор. Заместителя директора К.Сариеву и инспектора по делам несовершеннолетних Н.Керезбекова уволили.


А Тимура нет…


25 мая пыталась покончить  с  собой  ученица  бишкекской школы-гимназии №64.  Девочка бросилась под машину и чудом выжила. Почему бросилась?


Как рассказал с её слов её дядя, в тот день, в день празднования последнего звонка, школьница была прилюдно унижена учителями. Её назвали скотиной, сказали, что таких, как она, приехавших из села, учить бесполезно, потому что тупые и ничего не соображают…


И много чего ещё невыносимо обидного услышала девчонка в свой адрес.


Последовали ли после вмешательства омбудсмена какие-то "воспитательно-наказательные" меры в отношении учителей и директора школы - пока неизвестно.

 


случай "на грани"


Тогда же, в конце мая, весьма показательные (и поучительные) случаи произошли ещё в двух наших школах. По крайней мере в двух. Скорее всего, не два случая и не в двух школах. Просто ничем непоправимым они, к счастью, не закончились, поэтому и огласку не получили.


Однако внимания они заслуживают ничуть не меньше. Ибо очень наглядно демонстрируют общее состояние современной школы и характер весьма непростых взаимоотношений между учениками и учителями.


Мальчишки и девчонки, а также их родители - вы готовы к новому учебному году? Точнее - к очередной схватке не на жизнь, а на смерть? Тогда держитесь!
Аня конфликтовала с Салтанат Белековной давно, чуть  ли  не  с  первого класса. То есть кто с кем конфликтовал - большой вопрос. Известно: в любом конфликте виноват тот, кто умнее. Аня всё-таки одиннадцатилетний ребёнок, а Салтанат Белековна - взрослый человек с высшим педагогическим образованием. Чувствуете разницу?


Началось с того, что в начальной школе Салтанат Белековна… Нет, началось, пожалуй, всё-таки с того, что Анины родители развелись. Муж и отец ушёл из семьи, чтобы воссоединиться с любовью всей своей жизни.


Развод родителей дети воспринимают и принимают по-разному. Кто-то более-менее спокойно и даже равнодушно. Кто-то переживает до истерик. Кто-то становится замкнутым и нелюдимым. На Ане, говорит её мать, уход отца внешне особо не отразился. Только усидчивости поубавилось. Она всегда была активным, непоседливым ребёнком, а тут просто в юлу превратилась.


"Гиперактивность" - поставил диагноз врач и выписал успокоительные таблетки.


В школе из-за этой гиперактивности у Ани начались проблемы и неприятности. Мелкие. Девочка она смышлёная, и если не концентрировать внимание на её чрезмерной шустрости, с ней вполне можно находить общий язык, с ней можно успешно заниматься: программу первого класса Аня схватывала и усваивала на лету.


Салтанат Белековне "девочка-юла" с самого начала не понравилась. То, что Аня всё время крутится, то поворачиваясь к окну, то к двери, то роняя ручку или карандаш и наклоняясь, чтобы поднять, учительницу английского языка раздражало. Мешало вести урок.


Учительница нашла, как ей казалось, выход из этой непростой ситуации. В самом начале урока выставляла "напрягающую" её ученицу… нет, не за дверь, а просто в угол, лицом к стене. Там, дескать, ты и будешь учиться. Оттуда и будешь слушать.


Результат - двойки по английскому. Не потому, что Аня назло учительнице перестала заниматься по её предмету. Делать что-то педагогу назло она научилась гораздо позже. А тогда просто из угла не улавливала новые темы.


Анина мать сходила в школу, объяснилась с Салтанат Белековной, попросила потерпеть и не лишать Аню возможности изучать иностранный язык. Салтанат Белековна прониклась, сочувственно покивала головой, разрешила девочке сесть на место, оценки у неё выровнялись, и инцидент, как говорится, был исчерпан.


В пятом классе у Ани началась "ломка". Подростковая перестройка. Рановато, конечно, для одиннадцати лет, но, видимо, и здесь свою решающую роль сыграла пресловутая гиперактивность. Проявляла себя Аня в новом качестве тоже в общем-то вполне безобидно. Не грубила, не дерзила взрослым, не начала курить или выпивать по подворотням, не грозилась матери: "Не купишь смартфон - повешусь!".


Она просто высмотрела в журналах новый образ - как говорят,  имидж.  И  старалась по возможности ему следовать.  Имидж непременно  предполагал  длинные чёрные волосы с высветленной прядью, распущённые по плечам. И никаких заколок, никаких резинок! Только длинные и только распущенные.


Одноклассники и учителя новый Анин образ встретили с пониманием. Завуч по воспитательной работе - с неодобрением, но тоже без лишней критики.
Салтанат Белековна этот образ не приняла категорически. Школьница, сказала, должна выглядеть опрятно и аккуратно. Если, мол, на дискотеку идёшь, раскрашивайся и причёсывайся как душе угодно. А в школу будь любезна ходить с убранными и гладко причёсанными волосами.


Теперь каждый урок английского начинался с пяти-десятиминутного препирательства между учительницей и ученицей:


- Подбери шевелюру!


- Не подберу.


- Ты в школу пришла, а не на показ мод.


- Я знаю.


- Если знаешь - вот тебе резинка, сделай хотя бы хвост.


- Нет.


Ну нет так нет. Салтанат Белековна потихоньку успокаивалась и с опозданием начинала урок.


Но в тот майский день что-то пошло не так. То ли не в настроении учительница была, то ли конец учебного года сказался, и годовая учебно-воспитательная нагрузка вместе с колоссальным терпением вышли из берегов и из-под контроля. С перекошенным лицом Салтанат Белековна молча подскочила к Ане с ножницами в руке. Раз - и внушительная часть шевелюры, Аниной гордости, обрушилась на пол.


Класс в ужасе замер. Такого исхода не ожидал, разумеется, никто. Правда, тогда ещё никто не подозревал, что ЭТО - ещё не конец. И что завтра будет ещё интереснее.

Завтра в школу пришла Анина мама. С пучком остриженных дочкиных волос. Сначала пошла по кабинетам начальников. Жаловалась на произвол со стороны Салтанат Белековны, требовала незамедлительно принять соответствующие меры. Какие именно меры соответствовали бы учительскому поступку, женщина и сама не знала. Знала только: НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!


Представители школьного начальства с матерью Ани соглашались. Да, дескать, случай вопиющий, так нельзя… Но как быть? С Салтанат Белековной, дескать, обязательно поговорим, укажем ей на недопустимость впредь подобного поведения. Уволить, однако, не сможем. Она хороший специалист, да и вообще, НОРМАЛЬНЫЕ учителя нынче, сами понимаете, на вес золота.


Женщина ворвалась в кабинет английского. Там шёл урок - правда, не у того класса, где учится слегка изуродованная Аня. Подошла к ничего не подозревающей Салтанат Белековне, схватила у неё со стола ножницы…


Причёска учительницы пострадала больше. Потому что у Ани волосы длиннее, и, успокоившись, она сходила в парикмахерскую и сделала короткую стильную стрижку. Это, конечно, не то, о чём она мечтала, но всё-таки лучше, чем ничего. А у Салтанат Белековны волосы изначально были значительно короче…


Никуда жаловаться учительница не стала. Хватило, видимо, благоразумия и здравого смысла. И даже из школы, как ни странно, не уволилась. А может, директор уговорил остаться? Педагоги-то нынче и правда на вес золота. Редко кто из начальников ими разбрасывается.

 

 


случай "почти за гранью"


Семиклассник Максат (теперь он идёт уже в восьмой класс) тоже усидчивостью похвастаться не может. Мягко говоря - очень подвижный мальчик. И этим, в отличие от Ани, очень вредит своей успеваемости.


Русский язык и литературу у него ведёт молодая учительница по имени-отчеству, допустим, Индира Капаровна. Которой, разумеется, тоже, как и Салтанат Белековне, очень не нравятся шумные и вертлявые ученики.


Волосы она не режет. Но порядок в классе наводит тоже весьма своеобразными методами и способами:


- Сядь! Ты что, не слышишь? Сядь ровно, я тебе сказала! Что, совсем охренел? Забыл, где находишься? Сейчас вылетишь отсюда вместе со своей неспокойной задницей.


Это - мягко. Это, кроме смеха, никаких эмоций ни у Максата, ни у его одноклассников не вызывает. К этому привыкли и уже не считали странным, что учитель изъясняется и доводит до ученика свою мысль в столь изящных выражениях.


Однажды, в конце весны, Индира Капаровна оговорилась. Вместо "охренел" сказала другое слово. Похожее по смыслу (ей как филологу виднее), но… Скажем так, менее печатное.


В ответ услышала: "Сами вы…".


К тому моменту, когда в класс, привлечённая шумом, заглянула завуч, экстремальное даже для базара шоу было в самом разгаре. Учительница с учеником поносили друг друга на чём свет стоит (ну знаете, как бывает - слово за слово, "ты такая, а ты сякой", и обоих уже несёт, и не видно ни берегов, ни различий - ни возрастных, ни половых, ни социальных).


Чем всё закончилось? Да ничем особенным. Если уж даже в случае самоубийства ученика директору школы всего лишь объявляют выговор,  что говорить о такой "невинной  шалости", которую позволила себе Индира Капаровна?


"А как же учительский авторитет?" - спросите вы. Как же - и чему же? - дети будут учиться у такого педагога? Будут ли её воспринимать как старшую, уважаемую, образованную, до которой им ещё расти и расти?


Это - вопрос риторический ответа на него нет. Потому что "учителя на вес золота, их катастрофически не хватает, и их надо ценить".

 

 


Что это было?


Об этом спрашиваем подросткового психолога Анару Алтынбаеву.


- Если я вам скажу, что это - обычное явление современности, то, конечно, погрешу против истины. Такие случаи, к счастью, всё-таки пока единичны. Но они есть. Я и сама могу вам парочку примеров привести.


- Вы говорите "пока единичны". Значит ли это…


- Да, вы верно меня поняли. Общество деградирует, и этот процесс касается абсолютно всех его составляющих. А школа… Чего вы хотите от многих современных педагогов? Посмотрите, КТО сегодня идёт в учителя - часто те, кто просто решил хоть куда-то пристроиться. О призвании и способностях речи нет. И посмотрите, КАК педагогов сегодня готовят.


- Ну и ещё, наверное, ученики более "сложные" пошли? И нагрузка увеличилась? Нервы учительские не выдерживают?


- Скажите ещё - зарплата маленькая.


- А разве нет?


- Да. Но это ни в коем случае не может быть оправданием для тех, кто унижает своих учеников, открыто их не любит и презирает. Мало платят, сдают нервы - бросай учительство. Что тут ещё можно посоветовать?


Насчёт "сложных" учеников… Да не сложнее они сейчас, чем всегда были. И во все времена были учителя, которые могли  найти подход к самому трудному, кажущемуся безнадёжным ребёнку. И всегда были такие, которые считали, что это не входит в их педагогические обязанности. Таких больше. Сейчас особенно много.


Причин для конфликтов между учителями и учениками сколько угодно. Авторитарные педагоги, учителя "старой закалки", обычно недолюбливают творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере доверия и свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала. Вот вам и конфликт.


Кому-то из учителей категорически не нравится, как ученик выглядит и одевается. Иногда, кстати, это обычная человеческая зависть. Иногда молодая учительница, еле-еле сводящая концы с концами, невольно начинает терроризировать носящую дорогие вещи ученицу, усматривая в ней свою потенциальную соперницу.


Бывает, что и вовсе на пустом месте конфликт возникает. Мальчик или девочка пишет "не в той" тетради "не тем почерком". И всё - ученик уже записан в хулиганы и нарушители порядка.


- А разве нельзя понять учительницу, вышедшую из себя после неоднократных замечаний по поводу, например, длинных волос? Тут ведь даже не в причёске дело. Дело в том, что учитель, до крайности униженный государством, коллегами - да мало ли кто его натурально в грязь втаптывает, плюёт на его мнение, - принимается просто маниакально требовать подчинения со стороны учеников.


- Понять можно. Простить - нельзя. Не может, не должен, не имеет права педагог вести себя как хамоватая базарная торговка. Недовольна поведением ученика - вызови его родителей. Обратись к завучу, к директору. А вершить самосуд на уроке никому не позволительно. И очень недостойно учителя - взрослого человека! - воевать с тем, кто его заведомо слабее.


Лето пролетело. И те, и другие, отдохнули и успокоились… Ведь так? Очень хочется на это надеяться.


Ольга КАЛИНИНА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить