Новости

зарегистрирован ещё один кандидат в президенты КР

Центризбирком 16 августа зарегистрировал второго кандидата в президенты. Им стал Омурбек Бабанов.

Подробнее...

подсудимый Текебаев выступил с последним словом

В Первомайском райсуде Бишкека по делу депутата парламента Омурбека Текебаева и экс-главы МЧС Дуйшенкула Чотонова завершились прения сторон.

Подробнее...

отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном налаживаются

Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов: "Мы будем снимать барьеры, мешающие сотрудничеству КР и РУз".

Подробнее...

Вивальди и Чайковский - на берегу Иссык-Куля

Центральноазиатский молодежный камерный оркестр (CAYO) даст концерты классической музыки в Бишкеке и на Иссык-Куле, сообщила пресс-служба Министерства культуры, информации и туризма КР.

Подробнее...

подсудимый Текебаев ругается с судьёй

В Первомайском райсуде Бишкека по делу депутата парламента Омурбека Текебаева и экс-главы МЧС Дуйшенкула Чотонова 15 августа продолжаются прения сторон. Четвертый день с речью выступает лидер партии "Ата Мекен".

Подробнее...

сотрудничество продолжается

14 августа состоялся телефонный разговор президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Подробнее...

итоги двух лет в ЕАЭС для Кыргызстана

14 августа на заседании межправительственного совета ЕАЭС премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков рассказал о плюсах и минусах объединения.

Подробнее...

в ЕАЭС - единое пенсионное обеспечение

В Евразийском экономическом союзе единое пенсионное обеспечение будет к 2018 году.

Подробнее...

10 лет лишения свободы

Такой приговор просит вынести прокурор лидеру «Ата Мекена» Омурбеку Текебаеву.

Подробнее...

дело Текебаева:

гособвинение считает, что вина подсудимых полностью доказана.

Подробнее...

начались прения в суде по делу Текебаева

Прокурор заявил, что подсудимый имел влияние на принятие государственных решений.

Подробнее...

ЦИК КР отказал

 Садыру Жапарову в регистрации кандидатом в президенты страны.

Подробнее...

состоялась церемония передачи двух самолетов Ан-26 Кыргызстану

Подробнее...

Темир Сариев

требует отставки премьер-министра.

Подробнее...

Кыргызтелеком снизил цену внешнего интернет-трафика

В первом полугодии ОАО "Кыргызтелеком" путем переговоров и ряда мероприятий значительно снизил цену закупаемого внешнего интернет-трафика.

Подробнее...

о движении денежных средств кандидатов в президенты

Кандидаты в президенты Кыргызстана продолжают тратить деньги из избирательного фонда.

Подробнее...

Россия передала Кыргызстану два самолёта Ан-26

Подробнее...

Ботсад Бишкека - национальное достояние

Президент Кыргызстана против строительства лаборатории в Ботаническом саду.

Подробнее...

в ГУВД Бишкека новый глава

Сталбек Рахманов назначен главой ГУВД Бишкека.

Подробнее...

у Бишкека новый прокурор

Абдибакыт Халмурзаев назначен прокурором города Бишкека.

Подробнее...

МВД Кыргызстана реформировали

В Министерстве внутренних дел Кыргызстана созданы 6 самостоятельных служб.

Подробнее...

ЦИК зарегистрировал первого кандидата в президенты Кыргызстана

Подробнее...

вынесен приговор членам "Народного парламента"

В Первомайском районном суде Бишкека вынесли приговор членам «Народного парламента» Бекболоту Талгарбекову, Марату Султанову, Толубаю Колубаеву, Тойгонбеку Калматову и Александру Гусеву.

Подробнее...

Садыр Жапаров получил 11 лет и 6 месяцев лишения свободы

Подробнее...

в Бишкеке временно запретили митинговать

В некоторых районах Бишкека отныне запрещено протестовать и проводить мирные акции протеста.

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ

 



     - Вообще-то, в исламе такой традиции нет. Развешивание ленточек или каких-то других знаков возле могил-мазаров или на деревьях, растущих около родниковых источников, это, скорее, языческий обряд. Считается, что у каждого родника есть свой дух-покровитель - и люди, в это верящие, стараются таким образом его задобрить. У этого верования много общего с синтоизмом - религией, которую исповедуют в основном японцы. Синтоисты тоже верят, что у каждой местности, каждой горы, каждого источника и даже у каждого дерева есть душа. Среди кыргызов принято считать, что обряд этот - мусульманский. И развешивание ленточек нередко (особенно на юге) сопровождают чтением  Корана. Но этот обычай вовсе не от ислама, он - такое же суеверие, как, скажем, бросание монет в Иссык-Куль - чтобы вернуться. А любое суеверие в исламе считается ширком (многобожием) и сурово порицается.
     Нынешнее же развешивание ленточек в Бишкеке - всего лишь политическая агитация. А к ней у ислама - совершенно нейтральное отношение (если, конечно, эта партия не пытается придать этим ленточкам какой-то сакральный смысл). Другое дело - насколько эстетична для города такая агитация. Но это уже - вопрос не теологический.
     - А сторонники другой партии ходят и агитируют за своих кандидатов, размахивая зелеными флагами. Но ведь зеленый флаг - это флаг ислама. Не нарушает ли эта партия религиозные правила?
     - У ислама нет флагов. Зеленый цвет - это, скорее, исторический символ ислама. О том, почему был выбран именно он, существуют разные философские гипотезы. Согласно одной из трактовок, зеленый цвет - цвет гармонии, равновесия материального и духовного. Согласно другой, это - цвет оазиса, символ того, что в каждом человеке с самого рождения самой природой заложено то, что на арабском языке называется фитрой - поклонение Единому Богу, создателю Вселенной, осознание единобожия. Другой цвет ислама - черный. Его чаще всего используют джихадистские движения, ибо принято считать, что этот цвет был популярен во времена распространения ислама, во времена халифата. Если эти цвета используют в качестве религиозных символов на флагах, то на них обязательно пишут арабскими буквами либо какой-нибудь аят Корана, либо то, что мы называем свидетельством: нет Бога кроме Аллаха и Мохаммад Его последний пророк и посланник.
     Если говорить об отношении ислама к партийной символике, то любая политическая партия вправе выбрать для своего флага любой цвет - это вопрос вкуса. Другое дело, с какими НАМЕРЕНИЯМИ выбран, скажем, тот же зеленый цвет. Если партия таким образом хочет - хотя бы косвенно - подчеркнуть, что является исламской (хотя таковой на самом деле не является), если хочет зеленым цветом привлечь симпатии верующих мусульман, использовать религиозный ресурс, то эта цель исламом, разумеется, не поощряется.


МЕШАЕТ  СПАТЬ АЗАН…

     Нургуль:
     - Я хотела спросить об азане, который очень рано утром звучит изо всех мечетей и мешает многим людям спать. Мое терпение лопнуло, когда во время орозо в начале сентября в мечетях праздновали Кадыр-тун. Наши 5, 6 и 7 микрорайоны всю ночь не могли уснуть - в громкоговорителях очень громко звучали молитвы. Хотя я и сама мусульманка, но меня это очень раздражало. Нельзя ли это запретить? Я звонила в мэрию, там сказали: не можем запретить. Но что же делать? Надо ведь как-то эту проблему решать.

     - Запретными методами эту проблему не решить - тем более при нынешнем росте религиозности населения. Любые запреты в этой сфере приводят к конфликтам. Давайте разберемся, что такое азан. Это не просто демонстрация веры, у азана есть своя функция. В переводе с арабского это слово означает "объявление". Пять раз в сутки из мечетей объявляют о том, что наступило время молитвы. Точно так же, как в православных церквях об этом объявляют колокольным звоном, а в иудейских синагогах - дуют в специальный рог.



     Пятикратное чтение молитвы - обязанность каждого мусульманина. И азан шариатом разрешен - ведь он призывает не к плохому, а к хорошему. Другой вопрос - громкость звука. Шариат не требует, чтобы азан звучал максимально громко - чем громче, тем лучше. Насколько громко следует призывать к молитве, решает имам каждой мечети: необходимо, чтобы азан дошел до всех верующих, живущих в этом районе. И ещё одно обязательное требование - чтец азана должен иметь благозвучный голос. Призыв должен быть красивым, нельзя призывать к молитве душераздирающим, режущим слух криком. Ведь в азан верующие вкладывают ещё и сакральный смысл - считается, что его звук разгоняет бесов.
     Да, возможно, утренний азан раздражает даже некоторых людей, считающих себя мусульманами. В этом случае, мне кажется, нужно просто договариваться с имамами мечетей - через муфтият или Госкомиссию по делам религий. Поскольку шариат громкость звука строго не регламентирует, имам вполне может его немного убавить, чтобы достичь консенсуса с населением.


ЧТОБЫ ОКУЛ-АТА

НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В "КРЫШУ"

     Эрик:
     - Есть ли в исламе понятие "посажённые родители" - наподобие кыргызских "окул-ата" или "окул-апа"?


     - Нет, это - не религиозный, а чисто национальный обычай. Не знаю, существовал ли он, скажем, 200-300 лет назад, но в последнее время обычай этот получил очень широкое распространение. "Посажённые родители" - как правило, очень влиятельные и состоятельные люди. Их обычно ещё до свадьбы подыскивают родители жениха и невесты. Задача окул-ата и окул-апа - опекать молодоженов, оказывать им покровительство, помогать - где советом, где деньгами, где своими связями, разрешать семейные споры, мирить, если потребуется, молодоженов с их родителями. 
     Насколько соответствует этот обычай исламу? Согласно шариату, любая народная традиция, если она не противоречит сути ислама, является частью шариата. Если укоренившаяся в народе привычка пользоваться покровительством "посажённых родителей" не несет в себе угрозы идеологии ислама, то ислам её не запрещает. А о том, вреден обычай или нет, судят по его результатам. Если, например, взаимоотношения молодоженов и "посажённых родителей" способствуют укреплению семьи и обществу не мешают, то никакой угрозы в этом нет - ислам приветствует коллективизм, человеческую солидарность, взаимовыручку.
     Но случается и так, что "посажённые родители" начинают злоупотреблять своими правами - грубо вмешиваются в дела молодой семьи, доводят её до разрушения. Либо эта взаимовыручка  выливается в трайбализм, в коррупцию, а "посажённые родители" и их названные дети создают настоящую преступную группировку, мафию. Есть немало случаев, когда окул-ата, занимающий солидную должность, начинает, что называется, "крышевать" своего посаженного сына. Требуя, в свою очередь, и от него помощи - в виде противоправных действий. В этом случае обычай признается вредным. Ислам очень строго очерчивает рамки дозволенного: помогайте друг другу, но ни в коем случае не преступайте границу, за которой начинается зульм - несправедливость. Не причиняйте вреда другим людям или государству. Это в исламе строго осуждается и наказывается.


"ИНФЛЯЦИОННЫЕ"  ДОЛГИ: 

ТРЕБОВАТЬ  ИЛИ  НЕТ?

     Ахмет, 50 лет:
     - Один человек 15 лет назад занял у меня 700 долларов. Только недавно их вернул и считает, что ничего мне больше не должен. Но 15 лет назад на эти деньги можно было купить, например, 7 земельных участков. А сейчас - ни одного. За эти годы инфляция съела эти деньги, они - просто тень от тех 700 долларов. Я посчитал: фактически эта сумма обесценилась в 100 раз. Вопрос такой: остался ли этот человек мне должен перед Аллахом, причитается ли мне ещё что-то? Имею ли я право потребовать у него долг в Судный день? Или мне стоит требовать его в этой жизни? Какой из этих вариантов более угоден Аллаху - и более вознаграждаем?


     - Более вознаграждаемо было бы то, если бы вы, основываясь на Коране и Сунне, простили бы этому человеку часть долга. Оставлять расчеты с человеком на Судный день - это крайняя мера. Она уместна в том случае, если вы в этой жизни не смогли добиться справедливости и отдали своего обидчика на суд Божий. Ведь, если на человеке есть неискупленный грех, то в результате этого суда он может навечно попасть в ад. А каждый верующий мусульманин обязан сделать всё, чтобы уберечь от такой страшной участи даже своего врага. К тому же никто не знает, КАК именно Бог будет судить. В Коране Бог говорит: "Я кого хочу, прощаю, а кого хочу - наказываю". И нет гарантии, что он рассудит спор именно в вашу пользу. Если человек требует взыскать с другого человека сполна, то есть риск, что и у него самого Бог потребует полного расчета. По всем долгам и грехам.



     Теперь о том, как решаются такие споры в этой жизни - в соответствии с шариатом. Вы, конечно, имеете полное право потребовать долг "за инфляцию" - взысканием процентов (что запрещено в исламе) это не считается. Но подсчитывать этот инфляционный долг должны не вы, лицо заинтересованное, а некий третейский судья. В роли такового в наших условиях может выступить совет улемов или отдел фатвы при муфтияте. Они имеют полномочия разрешать подобные споры среди мусульман - чтобы не доводить их до судебной тяжбы. И, думаю, духовным правоведам было бы полезно практиковать третейство при разрешении житейских проблем почаще - чтобы осовременить инструменты ислама, поднять его авторитет.
     В первую очередь при разрешении спора необходимо узнать ПРИЧИНУ задержки долга. Была ли она целенаправленной? Ведь не секрет, что многие люди берут долгосрочную ссуду именно с расчетом на инфляцию, на то, что, скажем, курс доллара за это время упадет или поднимется. На этом они зарабатывают, возвращая потом гроши - по сравнению с тем, что брали. Если такая цель будет доказана, то решение будет, разумеется, не в пользу должника.
     Но что бы ни решил третейский судья, нужно помнить: в основе Корана всё же лежит тасамух - взаимное прощение. То есть, если вы до каждой копейки, до мелочей подсчитываете, кто и что вам должен, то, возможно, в Судный день Бог спросит с вас так же скрупулезно. Мы - люди, мы должны уметь прощать. Каждая сура в Коране начинается со слов "Во имя Бога милостивого и милосердного". И Бог любит, когда эти его качества есть и у верующих.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить