Новости

президент Атамбаев поздравил кыргызстанцев с наступлением месяца Орозо

Подробнее...

Россия выделила Кыргызстану грант в $30 млн

Об этом 25 мая сообщил министр финансов Кыргызстана Адылбек Касымалиев, выступая на заседании парламента.

Подробнее...

делегация Кыргызстана прибыла в Казань

для участия в заседании Совета глав правительств стран СНГ и Евразийского межправительственного совета

Подробнее...

в Кыргызстане прозвенел последний звонок

Подробнее...

cотрудники ГКНБ получили ключи от новых квартир

Подробнее...

ОДКБ — защитный зонтик Евразийского экономического союза

Советник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ Игорь Панарин 25 мая на форуме «Договору о коллективной безопасности 25 лет: достижения и перспективы» сравнил организацию с защитным зонтиком ЕАЭС.

Подробнее...

президент А.Атамбаев принял руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ

Подробнее...

суд назначен на 5 июня

Уголовное дело по обвинению лидера фракции "Ата Мекен" Омурбека Текебаева и экс-посла Кыргызстана в Корее Дуйшонкула Чотонова поступило в Первомайский районный суд Бишкека.

Подробнее...

священный месяц Рамазан

Священный месяц Рамазан начнётся 27 мая.

Подробнее...

начался суд над Аидой Саляновой

Подробнее...

в 1,5 раза увеличились переводы мигрантов в Кыргызстан

Денежные переводы мигрантов из-за рубежа в Кыргызстан за январь-март 2017 года увеличились на 142 миллиона 670 тысяч долларов, сообщили в Национальном банке КР.

Подробнее...

день матери

Президент Алмазбек Атамбаев поздравил кыргызстанцев с Днём матери.

Подробнее...

расследование уголовного дела в отношении экс-депутата С.Жапарова завершено и направлено в Генпрокуратуру

Подробнее...

мультфильм школьника из Кыргызстана покажут на кинофестивале в Канаде

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков — кандидат в президенты Кыргызстана от партии СДПК

Подробнее...

нового президента выберут 15 октября

17 мая на заседании парламента депутаты приняли во втором чтении поправки в закон о выборах президента Кыргызстана.

Подробнее...

Атамбаев встретился с главами семи государств

Во время рабочего визита в Китай президент Кыргызстана встретился с главами семи государств.

Подробнее...

в Пекине

 состоялась встреча президентов Кыргызстана и России

Подробнее...

один пояс — один путь

Алмазбек Атамбаев 14 мая в Пекине обсудил с главой China Road строительство дорог в Кыргызстане.

Подробнее...

в Москве арестовали кыргызстанца, причастного к теракту в Петербурге

Подробнее...

президент Кыргызстана подписал закон «О лотереях»

Об этом 13 мая сообщил отдел информационной политики аппарата главы государства.

Подробнее...

в ЕАЭС самая быстрорастущая экономика у Кыргызстана

Согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году самый высокий рост ВВП среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет у Кыргызстана.

Подробнее...

депутату ЖК Канату Исаеву предъявлено обвинение в коррупции

Подробнее...

вынесен окончательный приговор супругу А.Саляновой

Верховный суд Кыргызстана оставил в силе приговор супругу депутата парламента от фракции «Ата Мекен» Аиды Саляновой Бакыту Абдыкапарову.

Подробнее...

"Бессмертный полк" прошёл по Бишкеку

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ - на вопросы читателей отвечает эксперт Кадыр Маликов.

 


     - Действительно, когда пришел ислам, население  нынешней Саудовской Аравии делилось по родам и племенам. Это родоплеменное деление доходило до открытой дискриминации. Существовал своего рода девиз: поддержи соплеменника - будь он тираном или, наоборот, угнетенным. Ислам, осуждающий любое неравенство, пытался исправить это положение. Различие по племенам и родам - это испытание для общества, говорится в Коране. Лучшие же из людей - богобоязненные. Но, к сожалению, родоплеменное деление до сих пор остается болезнью многих народов - включая и арабов. Не случайно все государства Персидского залива теологи называют не исламскими, а мусульманскими: ислам, являющийся там государственной религией, адаптирован к национальным реалиям.  Читатель прав: в Объединенных Арабских Эмиратах до сих пор существуют даже касты. Они стали складываться, когда в этих странах нашли нефть, и начался наплыв иностранных рабочих. В ОАЭ высшей кастой считаются местные арабы. На более низкой ступени - арабы из других стран, ниже - египтяне, ещё ниже - выходцы из бывшего СССР. Самая низшая каста - мигранты из Индии.
     Вернемся в Кыргызстан. Как относиться мусульманину к очень непростой проблеме нашего родоплеменного деления? В исламе, вообще-то, поощряется знание своего генеалогического древа, своих предков. Но граница дозволенного проходит там, где начинается НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ - по отношению к представителям других родов, племен или национальностей. Если, скажем, сородичи преступника, чтобы избавить его от наказания, начинают давить на правоохранительные органы или судей, используя родоплеменные связи, то они совершают действия, однозначно противоречащие исламу. Если кто-то заявляет, что имеет какие-то политические или экономические привилегии - ввиду своей принадлежности к какому-то роду или региону - и пытается обосновать это историческими причинами, он тоже поступает совсем не по-исламски.

 

 

Представитель высшей арабской касты… Кому-то

хотелось бы и в Кыргызстане поделить людей

на сорта (и самому, разумеется, попасть

в сорт первый). Но ислам осуждает любое

неравенство. И даже с родины ислама

надо брать не всякий пример.


      Конечно, ислам не может отменить родоплеменные отношения - и цели такой не ставит. Ислам приветствует коллективное мышление, коллективную мобилизацию. Но не признает, скажем, коллективной ответственности за преступления, совершенные членом коллектива. Кровную месть - когда за преступление представителя рода мстили всему роду или всей семье преступника - ислам строго запрещает.
     Что касается кыргызов и казахов, то надо помнить, что в их истории  родоплеменная вражда всегда играла негативную роль. Эту вражду внешние игроки всегда использовали как инструмент для осуществления своих целей. И сегодня велик риск "ливанизации" Кыргызстана: подобно Ливану в нашей стране могут возникнуть родоплеменные анклавы, враждующие друг с другом. Это приведет к фактическому распаду страны. И ислам осуждает это явление, и старается его предупредить. Так что, если кто-то попытается обосновать целесообразность построения нашего общества по родоплеменному признаку "исламскими традициями" (и будет ссылаться при этом, скажем, на пример Саудовской Аравии), к этому надо относиться настороженно. Такой пример нам не указ. Нам надо смотреть не на арабский мир, а на исконный, коранический ислам, на то, как ДОЛЖНО БЫТЬ.

 

РОМАНТИКА ПО ШАРИАТУ:

СКОЛЬКО РАЗ ВСТРЕЧАТЬСЯ

ДО СВАДЬБЫ?

 


Зарина:
     - Насколько я знаю, в исламе парню и девушке, решившим пожениться, не разрешено встречаться больше трех раз, так как в благое намерение молодых может вмешаться шайтан. Ну а как же чувства?! Неужели через три встречи можно полюбить человека и связать с ним судьбу? И вообще, что говорится в исламе о романтике, какое место отведено чувствам, любви между мужчиной и женщиной?
     - Относительно того, сколько раз можно встречаться, шариат никаких ограничений не вводит. Об этом (хотя этика взаимоотношений между парнем и девушкой, решившими пожениться, прописана во многих исламских книгах) нигде ничего не говорится. Встречайтесь, сколько хотите и сколько вам нужно! Другой вопрос, что в исламе существует ограничение, именуемое садду-зария - что можно перевести как “перекрытие путей”, которые могут привести к чему-то опасному, запрещенному, словом, к греху. В данном случае - к добрачным половым отношениям, которые в исламе запрещены.
     На практике эти ограничения выглядят так. Молодые, решившие пожениться (в арабских странах это разрешено делать после "хитбы" - церемонии, схожей с западной церемонией обручения), могут встречаться, гулять по улицам, ходить в кафе и т.д., но им запрещено уединяться в закрытых помещениях. Если, скажем, они вдвоем находятся в комнате, то дверь должна оставаться приоткрытой, а за ней должен быть кто-то посторонний. Тем самым молодые люди оберегаются от соблазна вступить во внебрачную связь. Из тех же соображений парню и девушке по канонам ислама запрещено до заключения брака целоваться и даже обниматься.

 

      Правила, что и говорить, жесткие. Но они рассматриваются как своего рода прививка от социальной болезни, которая охватила, например, западные общества, где сегодня сплошь и рядом практикуются так называемые "пробные" или "гражданские" браки. Что в результате получается? Мужчина и женщина долго живут вместе, затем расходятся в поисках новых партнеров. Часто потому, что никто не хочет брать на себя ответственность за создание семьи. Такие "браки" несут в себе большие риски, главный из которых - рождение внебрачных детей (о том, какой грех совершают тем самым родители  и какая это трагедия для самих детей, мы говорили в предыдущих публикациях). Цель ислама - уберечь людей от этого серьезного греха, поскольку ислам защищает права и женщины, и мужчины, и ребенка. Поэтому шариат не поощряет, чтобы парень с девушкой "встречались" слишком долго (вплоть до внебрачных отношений), а лишь потом начали задумываться, жениться или нет.

     То, что мы называем романтикой, в исламе понимается несколько по-другому. До заключения брака молодые люди должны узнать духовную сторону друг друга, проникнуться ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТЬЮ. А все прочие отношения должны выстраиваться уже в супружеской жизни. Да, в наших условиях, при нашем менталитете следовать этим жестким правилам очень непросто. Слышал я и такой вопрос. Да, парень и девушка совершили грех, вступив в добрачную половую связь. Но в результате появилась замечательная семья - и разве это обстоятельство тот давний грех не искупило? Трудно дать однозначный ответ. Пути Господни неисповедимы, ответ будет дан только в Судный день… Но мы говорим о правилах, установленных в исламе. А этот пример - скорее исключение из правил.

 

КАКИЕ  ИМЕНА

 

МУСУЛЬМАНСКИЕ?


Джахангир, 27 лет, житель Бишкека:
    - Мое имя эквивалентно русскому имени Владимир, в связи с чем мне часто приходится слышать, что мое имя немусульманское и, более того, оно явно противоречит исламу. Ответьте, пожалуйста, так ли это? Если так, то я как должен поступить? Не противоречат ли традиционные кыргызские или узбекские имена исламу? Это - очень важные вопросы для меня, прошу вас ответить на них!
     - Я, наверное, сейчас удивлю многих, но в исламе нет таких понятий, как имена "мусульманские" или "немусульманские". Исламу противоречат те имена (на любом языке), которые противоречат самой сути ислама, а именно - нарушают совершенно конкретные права. Во-первых, ПРАВО БОГА. В исламе запрещено называть человека именем или личным качеством Бога (мы их  перечисляли в одной из последних публикаций). Во-вторых, нельзя нарушать ПРАВО РЕБЕНКА - право на красивое имя. В исламе человек считается венцом творения, и запрещается давать ему имя, унижающее человеческое достоинство. У кыргызов в старину, например, был обычай, основанный на суеверии: чтобы ребенка не сглазить, его намеренно называли именем, имеющим языческий смысл либо нарочито некрасивое, режущее слух звучание. Разумеется, такие имена противоречат исламу. Кстати, ваше имя - Джахангир - в переводе с персидского означает "покоритель мира". Не вижу причин считать его "немусульманским".
     Под "мусульманскими" именами часто подразумеваются имена арабского происхождения. Но, например, имена сподвижников Пророка - Абу-Бакра и Абу-Хурейры - ещё доисламские, и менять их эти апостолы Мохаммада после принятия ислама не стали. Кстати, означают эти имена дословно  "Отец коровы" и "Отец кошки". Но ничего оскорбительного в этом нет. "Отцом коровы" у арабов-кочевников, например, назывался богатый человек. Так что, все национальные имена - кыргызские, узбекские, русские - вполне можно считать мусульманскими (если они, повторю, не нарушают вышеупомянутых правил). Часто бывает, что, принимая ислам, человек берет себе и новое имя - как считается, мусульманское. Но это вовсе не обязательная процедура, здесь больше срабатывает психологический фактор. Беря себе "лакаб" - псевдоним, - новообращенный мусульманин как бы начинает жизнь с чистого листа, он хочет себя почувствовать в лоне исламской культуры. Часто такой псевдоним подбирают по имени выдающейся личности, с которой человек чувствует свое сходство по характеру. Скажем, Абу-Бакром называет себя человек мягкий, а Омаром - человек строгий, решительный.
     Вообще же, ислам приветствует многообразие культур и языков. Это многообразие предопределено в Коране: Бог создал нас разными для того, чтобы мы друг друга узнавали. Главный фактор, имеющий для Бога значение, - не наши имена и национальности, а наша богобоязненность.

 

ШКОЛЫ-МАЗХАБЫ: 

А  В  ЧЕМ  РАЗНИЦА?

 


Насып Артыкбаев:
     - Расскажите о мазхабах и их значении. Почему в нашей республике был принят именно Ханафитский мазхаб?
Магомед Хасанов:
     - Салам аллейкум! Насколько мне известно, кыргызы придерживаются Ханафитского мазхаба, но я лезгин и придерживаюсь Шафиитского мазхаба. Существуют ли различия в совершении намаза между этими мазхабами?

     - Мы так часто упоминаем про мазхабы, что пора уже, в самом деле, рассказать о них подробнее.
     В переводе с арабского языка слово "мазхаб" означает "путь", а в юридическом смысле - "школа". Первоначально в исламе никаких мазхабов (юридических школ) не было. Они начали складываться в 7-12 веках, когда стало бурно развиваться исламское право. Дело в том, что халифат (государство, основанное Пророком) стремительно расширялся, в его орбиту втягивались новые страны, культуры и цивилизации. Расцветала наука. Требовалось решать всё новые и новые проблемы - от бытовых до философских, требовалось искать новые подходы к применению норм ислама.
     Самым первым в суннизме появился ХАНАФИТСКИЙ мазхаб. Свое название эта правовая школа получила в честь своего основателя - имама Абу-Ханифы, перса по национальности. Особенность этой школы состояла в том, что большое значение в ней придавалось логическим умозаключениям. Из-за того, что территория халифата была очень обширной, не все хадисы, оставленные Пророком, доходили до его окраин. Поэтому многие решения приходилось искать логическим путем. Имам Абу-Ханифа избрал такой метод - всё обсуждать в кругу  многочисленных учеников. Он обозначал проблему. Каждый ученик предлагал решение и его аргументировал. Все предложения протоколировались. Из них Абу-Ханифа выбирал самое оптимальное. Сам он был ещё и торговцем тканями, что тоже наложило свой отпечаток на эту правовую школу.
     Ханафитский мазхаб отличается толерантностью, гибкостью - особенно в торгово-финансово-экономических отношениях, в гражданском и уголовно-процессуальном праве. Он получил распространение в основном среди неарабских народов, и сегодня этой школы придерживаются мусульмане-сунниты Турции, Пакистана, Северной Индии, Синьцзяна. На территории бывшего СССР  приверженцами ханафитского мазхаба являются мусульмане части Кавказа (Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии), Крыма, Поволжья, Урала, Сибири (то есть практически всей России), а также Центральной Азии. Территория современного Кыргызстана в эпоху распространения этой школы входила в различные тюркские союзы, поэтому - чисто по географическим причинам - кыргызы тоже стали ханафитами.

 

 

 

Так сегодня распространены четыре суннитские школы-мазхабы.
 

     Вторым появился МАЛИКИТСКИЙ мазхаб, основанный имамом Маликом (современником Абу-Ханифы). Специфика этой школы в том, что Малик разрабатывал  правовые нормы, основывался и на умозаключениях, и на хадисах. Дискуссий при этом не допускалось - ученики лишь записывали всё, что имам говорил. Эта школа сегодня имеет приверженцев в некоторых странах  Персидского залива и в Северной Африке (за исключением Египта и Судана). Она отличается гибкостью в вопросах еды. Так, согласно маликитскому мазхабу, не является харамом то, на что нет прямого запрета в текстах Корана и сунны Пророка. И для условий Африки эта школа наиболее приемлема - ибо разрешает употреблять в пищу всё, что плавает в воде. Включая лягушек, черепах, крокодилов - эта пища объявлена макрухом (нежелательной), но не запрещена.
     ШАФИИТСКИЙ мазхаб  - самый распространенный в мире после Ханафитского. Его приверженцы сегодня живут на Ближнем Востоке (в Сирии, Иордании, Палестине, части Ливана), в части Северной Африки (в Египте, Судане), в Юго-Восточной Азии (в Индонезии и Малайзии). На территории России этой школы придерживаются мусульмане Дагестана и Чечни. Специфика этого мазхаба в том, что его основатель - имам Шафи (кстати, ученик одного из учеников имама Абу-Ханифы) - имел доступ к большому числу так называемых проверенных (то есть несомненных в своей подлинности) хадисов Пророка. Поэтому особенно отточены в этой школе ритуальные вопросы ислама - в частности, касающиеся исполнения намаза.
     И, наконец, ХАНБАЛИТСКИЙ мазхаб. Основатель - имам Ханбал. Распространен в основном в Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Эта школа самая, можно сказать, консервативная и требовательная. Она строго придерживается буквы Корана и сунны Пророка, следует прямому переводу этих текстов, толкований на основе умозаключений почти не допускает.
     Эти четыре суннитские школы закончили свое формирование ближе к 14 веку. Ученые-правоведы всех этих школ тогда официально объявили о том, что развитие исламской юриспруденции закончено: все проблемы, дескать, решены. Чем совершили, на взгляд многих современных исламских ученых, большую ошибку. Исламское право тогда достигло своего расцвета, своего апогея. Можете себе представить - ещё в 12-13 веках ученые нашего ханафитского мазхаба рассматривали такую юридическую задачу: если человек научится летать - сможет ли он, исполняя хадж, совершать облет вокруг Каабы, будет ли такой хадж засчитан? И если бы развитие исламской мысли тогда не затормозилось, то сегодня, думаю, в исламе практически не осталось противоречий и нерешенных проблем. Но, к сожалению, в средние века в суннитском исламе началась эпоха распрей, школы стали обвинять друг друга в неверном понимании юридических правил, доходило до того, что представители одного мазхаба не молились с представителями другого вместе.
     Сегодня различий между этими четырьмя школами - по широким вопросам - практически нет. Школы разошлись лишь примерно в 12-13 узких юридических вопросах, связанных с браком, семьей, ритуальной частью. Например, согласно нашему ханафитскому мазхабу, девушка по достижении совершеннолетия имеет право выйти замуж сама, без разрешения опекуна. А по другим трем мазхабам такой брак считается харамом и будет аннулирован. Что касается вопроса читателя о различиях между Ханафитским и Шафиитским мазхабами при совершении намаза, то приведу такие примеры. Если мужчина после ритуального омовения прикоснулся к женщине (даже поздоровался с ней за руку), то у шафиитов омовение "портится" - его надо делать заново. У ханафитов - нет, даже если мужчина перед намазом поцеловал жену. Зато в Ханафитском мазхабе омовение может "испортить" кровь, выступившая из человека, - если её капля имеет размер больше булавочной головки и стекает по телу. В Шафиитском же мазхабе крови (чтобы "испортить" омовение) должно вытечь столько, чтобы она заполнила обувь. Другие различия - в технике исполнения намаза, в чтении Корана (что читать громко, а что про себя) - совершенно незначительны.
     Все четыре суннитские школы считаются абсолютно равноправными, и каждый верующий вправе выбрать себе (исходя из культурных, национальных и иных соображений) любой из мазхабов. Но если уж выбрал, то перебегать из школы в школу - даже по отдельным вопросам - не стоит.

 

ВЗЯТКА  ИЛИ БЛАГОДАРНОСТЬ?


Азамат:
     - В государственных учреждениях сотрудники часто берут деньги за "бесплатные услуги", например, в роддоме. Волей-неволей ты даешь деньги, потому что боишься, что сотрудники причинят вред близким и ребенку. Как поступать в таких случаях и как оценивается данное действие с точки зрения ислама?
     - В одном из хадисов Пророка сказано: Аллах проклял и того, кто берет взятку, и того, кто дает. Эта жесткость объясняется тем, что коррупцию ислам рассматривает как огромную проблему. Коррупция - основа несправедливости и причина дестабилизации общества. И она не выбирает, куда лезть, она может охватить и медицину.
     Другой вопрос - что считать взяткой. Все мы знаем, что у медицинских работников маленькая зарплата, и в нашем обществе повелось их благодарить, причем материально - за оказанную услугу. Здесь, видимо, надо исходить из конкретной ситуации и из ваших личных побуждений. Одно дело, если, скажем, хирург, который и так обязан сделать вам операцию, вымогает за это деньги. Это - однозначно взятка. И он понесет за это преступление ответственность - если не на этом, так на том свете. И совсем другое - если вы без всякого принуждения решили его отблагодарить. Это вряд ли будет считаться взяткой - при условии, что вы это делаете от чистого сердца.

 

ПИВО:  СУТЬ

 

НЕ В НАЗВАНИИ


Айнура:
     - Как быть, если лекарство приготовлено на спирту? Можно ли пить спиртовой настой пчел? Харам ли безалкогольное пиво?
     - Пить лекарство, приготовленное на спирту, можно - при соблюдении двух условий. Первое - лекарство вы употребляете с целью ЛЕЧЕНИЯ, а не ОПЬЯНЕНИЯ. Второе - содержание алкоголя в лекарстве не должно превышать примерно трех процентов.
     Пиво, если оно действительно БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ,  - однозначно халал. Запрет в исламе накладывается не на название напитка, а на его СОДЕРЖИМОЕ. Если бы, допустим, прохладительный напиток назвали даже водкой, но в нем не было бы ни процента алкоголя, то его употребление также было бы разрешено.
     Напомню также, что главное в исламе - намерение человека. Если обычное пиво необходимо не для опьянения, а для утоления жажды, то его употребление в порядке исключения разрешено. А если перед мусульманином стоит выбор - умереть от жажды или выпить (за неимением воды) вино, то сделать второе, чтобы спасти жизнь, не просто его право, а обязанность.

 

ВСЁ ЗАВИСИТ

ОТ ВЕРЫ


Олег:
     - Здравствуйте! Спасибо за рубрику, она очень актуальна в наше время. Хотел бы спросить: можно ли зарабатывать деньги путем разведения свиней?
     - Это зависит от вашего вероисповедания. Если вы верующий мусульманин, то вы НЕ МОЖЕТЕ выращивать и продавать свинину - хоть мусульманам, хоть немусульманам. В шариате есть правило: если что-то запрещено употреблять (будь то алкоголь, наркотики или свинина), то запрещено и получать с этого прибыль.
     Если вы к исламу не принадлежите, то какой же со стороны ислама с вас спрос? Если ваша религия такой бизнес разрешает, то вы можете продавать свинину - внутри своей конфессии. В Иордании и Сирии, например, много арабов-христиан, и внутри их общины свиноводство весьма развито.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить