Новости

первый указ президента С.Жээнбекова

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков на церемонии инаугурации рассказал, каким будет его первый указ.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков вступил в должность президента Кыргызстана

Подробнее...

президент Атамбаев одобрил поправки в Водный кодекс Кыргызстана

Алмазбек Атамбаев подписал Закон "О внесении изменений в Водный кодекс Кыргызской Республики".

Подробнее...

Фарид Ниязов

покинул пост советника президента Кыргызстана.

Подробнее...

Дуйшенбек Зилалиев

назначен председателем Фонда по управлению государственным имуществом КР.

Подробнее...

Икрамжан Илмиянов

 освобожден от должности советника президента Кыргызской Республики.

Подробнее...

Райымбек Матраимов

освобожден от занимаемой должности замглавы Таможенной службы КР.

Подробнее...

президент Атамбаев вручил государственные награды за существенный вклад в социально-экономическое развитие Кыргызской Республики

Подробнее...

президент Атамбаев наградил сотрудников ГКНБ

Подробнее...

президент Атамбаев наградил Владимира Путина орденом «Манас» I степени

Подробнее...

справочник мигранта

В Кыргызстане появился справочник мигранта для выезжающих на заработки в Россию.

Подробнее...

Верховный суд КР оставил приговор Текебаеву в силе

Подробнее...

на церемонию инаугурации С.Жээнбекова приглашены 450 человек

Смета расходов утверждена в 8,4 млн сомов.

Подробнее...

состоялась итоговая пресс-конференция А.Атамбаева

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом России В.Путиным

Подробнее...

уволен вице-премьер-министр КР Дуйшенбек Зилалиев

Об этом 17 ноября сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР.

Подробнее...

у фракции "Республика - Ата Журт" новый лидер

16 ноября в закрытом режиме избран новый лидер фракции "Республика - Ата Журт".

Подробнее...

в Бишкеке вспомнили о подвиге бойцов Панфиловской дивизии

Подробнее...

кыргызско-казахское соглашение о $100 млн денонсировано

Президент Кыргызстана подписал документы о денонсации соглашения с Казахстаном о $100 млн техпомощи Кыргызстану при вступлении в ЕАЭС.

Подробнее...

Жусупбек Шарипов

назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Украине.

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ: ЗАКОН, СУД, ВЛАСТЬ

 

 

     - Что такое закон в исламе и как работает судебная система по шариату? Об этом нас спрашивает один из читателей, явно ищущий альтернативу: ведь у нас, добавляет он, законы не для всех.
    - Самое, пожалуй, главное отличие исламских законов от светских в том, что их автором, как считается, является не человек, а сам Бог. Поэтому, говоря о законе и о суде, можно сказать: в исламе право судить принадлежит Богу. А человеку Бог как бы дает разрешение осуществлять правосудие от Его имени. Но с условием - следовать именно божьим правилам. Судебной системе вообще в исламе придается огромное, можно сказать, стратегическое значение. Суд - это больше чем суд в его светском понимании. Если суд допускает несправедливость, то это расценивается как конец, крах самого государства. Потому что от справедливости суда зависит стабильность в стране. А самое главное - несправедливость суда подрывает авторитет не только государства, но и Бога. Поэтому главный принцип шариатского судопроизводства - СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
     - Что такое справедливость по-исламски?
    - То же самое, что и справедливость в общечеловеческом понимании. ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ, КАК ЗУБЬЯ В РАСЧЕСКЕ, - мусульманин или немусульманин, богатый или бедный, правитель или рядовой гражданин. Об этом говорится и в Коране, и в сунне Пророка. Есть хадис, где  Пророк говорит: "Если бы моя дочь Фатима совершила кражу, я бы сам привлек ее к суду и отрубил бы ей кисть". И с самим Пророком следовало бы поступить так же, соверши он преступление, - он был равен перед законом, который дал ему Бог, как и все люди. Основываясь на этом подходе, судебная система в исламе полностью независима. Независимость - полнейшая, от правительства, от президента, от любого правителя. Это, можно сказать,  государство в государстве.
     - А сегодня в мусульманских странах примеры абсолютной независимости суда можно найти?
    - Я их, честно скажу, не знаю. Дело в том, что сегодня как таковых исламских государств нет, есть, вы правильно говорите, мусульманские государства. И подлинно исламская система правосудия прекратила свое существование несколько столетий назад. В таких странах, как Иран и Саудовская Аравия, применяется исламское право. Но и там - свои минусы. Законы - особенно в Саудовской Аравии - применяются, случается, избирательно. Есть и коррупция, и клановость, и, как у нас говорят, телефонное право. Сработал пресловутый человеческий фактор - морально-нравственное несовершенство тех, кто законы должен исполнять. Но мы сейчас говорим о самих законах. Так вот ещё один принцип исламской судебной системы - её полная ПРОЗРАЧНОСТЬ.
    - Что это означает?
    - То же, что и в светской судебной системе - контроль общества. Полный. На практике это выглядит так. За ходом судебного процесса наблюдает так называемый комитет народного надзора. Судья перед этим комитетом отчитывается и выносит окончательное решение, только согласовав его с ним. Комитет может не согласиться с судьей, наложить на его решение вето. Немного похоже на суд присяжных, не так ли? Но в присяжные заседатели набирают случайных людей. Этих же наблюдателей выбирает община или район - из числа наиболее уважаемых богобоязненных людей, хорошо знающих нормы шариата. Такие комитеты сейчас действуют в Иране (без их участия рассматриваются только дела о государственных преступлениях), и в них, кстати, избирают не только мужчин, но и женщин.
    - Как насчет освещения судебных процессов в СМИ?
   - Оно широко применяется (за исключением дел, где, скажем, затрагивается честь потерпевшей стороны - например, об изнасиловании). Непременно публично рассматриваются дела о КАЗНОКРАДСТВЕ. Публично приносится клятва. К присяге на Коране приводятся и судья, и комитет народного надзора, и свидетели. Ещё Пророк говорил: "Истец обязан привести доказательство, а тот, кто отрицает правомерность иска, должен дать клятву". Клятве в исламе придается очень большое значение. Человек, дающий её, сам на себя призывает проклятие Бога, если скажет неправду. Лжесвидетельство, лжеобвинение СЧИТАЕТСЯ НАИТЯГЧАЙШИМ ГРЕХОМ - человек, в нем уличенный, считается вышедшим из ислама. Лжеобвинение, если оно приведет к смерти обвиняемого, наказывается равной смертью.
     И ещё к вопросу о человеческом факторе. В исламе особое значение придается личности судьи. Есть два параметра, по которому кандидат в судьи проходит очень жесткий отбор, - его профессиональные качества и морально-нравственные. Судья должен быть не просто богобоязненным, он должен быть примером для подражания. Ведь он вершит суд от имени Бога. Если судья намеренно нарушил закон, то ему полагается смертная казнь. Освободить от должности, перевести на другую работу - таких наказаний для преступных судей в исламе нет. Ведь такой судья бьет по авторитету шариата, Бога! 
     Большое значение в исламском судопроизводстве придается раскаянию и примирению. В Коране говорится: "Отплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Бога". Судья нередко выступает в роли посредника, переговорщика между сторонами. Цель шариата - не просто наказать, сломать, а исправить преступника. Судьи - это лекари. Их задача - выписать правильный рецепт: и для потерпевшей стороны, и для преступника, и для общества. Шариат использует очень гибко любые инструменты.
    - Как думаете, к чему бы привело введение шариатского судопроизводства в Кыргызстане? Может, от многих болезней нашего правосудия удалось бы избавиться?
    - Не думаю. Система исламского судопроизводства, как я говорил, сегодня не действует практически нигде в мире. Где-то её пытались ввести - возможно, из самых благих побуждений, но получали обратный эффект. Так случилось при талибах в Афганистане, так произошло и в Чечне при сепаратистах. Почему? Те же талибы основывались на историческом шариате.  Брали книгу 17-18 века, искали виды преступления и наказания за них, сравнивали - и выносили решение, как правило, очень жесткое. И совершали большую ошибку. Ведь шариат - не только забивание камнями или побитие палками, здесь подход более индивидуален. Имеет значение всё - личность преступника, его социальное положение, причины совершения преступления. Шариатский суд - огромная работа. Здесь подходы более строже, точнее, ибо на кону - авторитет Бога. И шариат может быть очень современным. Но никто сегодня не знает, КАК его применять.
     Готов ли Кыргызстан? Однозначно - нет. Во-первых, нет специалистов. Во-вторых, не готово само общество. Начнем применять право по шариату - очень много появится одноруких чиновников. А такое потрясение для общества целям шариата совсем не соответствует. Здесь сначала надо лечить общество - духовно, нравственно.  А потом уже общество, может быть, когда-нибудь само захочет ввести какие-то исламские правовые нормы.
    - Многих читателей интересует, как относится ислам к проблеме власти. Начнем с того, каким должен быть правитель?
   - Согласно всей доктрине ислама, любой руководитель - будь он правитель или имам (стоящий впереди верующих при молитве) - человек, берущий на себя огромную ответственность. Каждый глава семьи ответствен за свою семью. Но правитель - ответствен за всех людей, за все семьи, который ему доверил Бог. Второе - правитель должен отличаться особыми духовно-нравственными качествами. Должен в первую очередь думать о народе, о государстве. Если вспомнить времена четырех праведных халифов, правивших после Пророка (этот период получил название "справедливого"), никто из них не был богатым. Жили эти халифы как простые люди, не боялись ходить по базарам без охраны.
     Богатством правителя считается народ.
     Насколько богат народ - настолько богат и правитель.
    Качества правителя перечислены в Коране, в сунне Пророка, в трудах средневековых исламских ученых: мудрость, провидение, ум, справедливость и милосердие, умение прощать, быть всегда в рассудке. Главное - быть примером, образцом для подданных.
    Со временем большинство правителей стали воспринимать власть как личную собственность. Но это - большая ошибка. Власть принадлежит только Богу, Он лишь дает право человеку временно его замещать.
    Слово "хиляфа" (от которого произошло и слово "халиф") примерно так и переводится - давать временное наместничество.
И власть - это великое бремя, даже в какой-то степени наказание. Не случайно богобоязненные люди боялись, что их назначат на высокий пост. Ведь в Судный день Бог спросит правителя ЗА КАЖДОГО человека, управлять которым ему доверено.
    - Скажите, а глава многонационального и многоконфессионального государства - мусульманин - должен демонстрировать приверженность исламу?
    - Ислам предусматривает свободу вероисповедания, и поэтому руководитель такой страны не должен отдавать какой-либо религии приоритет, он должен быть нейтральным арбитром. Но если он верующий, то высокий пост  его не освобождает ни от религиозных обязанностей, ни от прав.
    - А о каких правах идет речь? Имеет ли он, например, право иметь две и более жены?
    - Это - очень тонкий момент. Как мусульманин, такой руководитель имеет право на все, что разрешено. Шариат разрешает иметь до четырех жен. Но есть оговорки - мы о них как-то говорили. Должны быть очень веские причины для того, чтобы взять больше одной жены - стремление иметь потомство и т.д. Но как правитель, как образец поведения и подражания, такой человек должен еще смотреть на реальную ситуацию во вверенной ему стране. Он должен все взвесить: как на это посмотрят в обществе, как это может повлиять на авторитет власти?
   - А вот ещё читательский вопрос, приведу его полностью: "Насколько я знаю, ислам велит простому гражданину уважительно относиться к власти (правителю), повиноваться, не восставать. Но как должен поступать простой человек, если власть преступна по своей природе, не думает о людях, извращается по-всякому? Должен ли человек продолжать повиноваться такой власти? При каких обстоятельствах борьба против развращенной, самодурствующей, алчной власти будет считаться оправданной?"
     - Да, вопрос непростой, даже каверзный, если не провокационный. Но отвечу и на него. Первое: откуда вы взяли, что ислам велит слепо повиноваться и уважительно относиться к ЛЮБОМУ правителю? В исламе, наоборот, осуждается тирания, несправедливость и слепое повиновение. Но ещё более ислам осуждает ХАОС и СМУТУ, гражданскую войну. "Фитна" (“смута” по-арабски) хуже, чем даже убийство, - говорит в Коране Бог. Бороться с несправедливостью нужно - но в правовых рамках.  И в Кыргызстане они есть. Если вы апеллируете к исламу, то есть еще такое правило в шариате: если не работает шариат,  то подчиняться нужно любым светским законам, которые соответствуют целям шариата. То есть направлены на защиту слабого, на поддержание в обществе порядка. Разве наши законы им не соответствуют?
     - Законы-то у нас замечательные…
    - Вот именно - и они хоть как-то регулируют взаимоотношения людей. Если мы не будем подчиняться законам вообще, то начнется просто БЕСПРЕДЕЛ. Что хуже всего. Да, ислам поощряет говорить правду в глаза правителю. Но здесь надо исходить из конкретных условий. Вопрос в том, в каком состоянии находится общество. Если у него слабый морально-нравственный потенциал, если само общество совращенное, забитое, затюканное либо вообще перешло грань и ему на все наплевать - я это называю "африканским пессимизмом", то, конечно, трудно требовать, чтобы каждый член общества ощущал свою ответственность - за политику, за власть, за государство. В таком обществе, естественно, очень трудно говорить правду прямо в лицо. Тебя не поддержат. И по голове не погладят.
     Существует хадис, где Пророк говорит: если видишь несправедливость и у тебя есть возможность - останови его рукой. Нет возможности - скажи словами. Если боишься - осуди хотя бы это сердцем. Но это самая низшая стадия веры - молчаливое осуждение. Это не значит, что Пророк нас осуждает за молчаливое осуждение, это больше диагноз: мы находимся на такой вот стадии, и требовать от нас большего нельзя.
    - Так что же делать рядовому верующему? Ищут ответ наши читатели…
    - Каждый должен делать свое дело - и исправлять общество по своим возможностям. Кто-то это делает через СМИ, кто-то принимает законы, политические решения. Нет у вас этих рычагов - начните с себя, со своей семьи, с соседей.
Учитесь сами и призывайте других жить правильно.
     Останавливайте зло - но не грубыми, топорными методами, а мягким словом. Личным примером, наконец.
     Если каждый будет исправляться - исправится и общество.
    Никакое восстание не поможет, пока несовершенно общество. Дадите испорченному человеку те же законы - он поступит с ними в соответствии со своей испорченной натурой.
     - Да уж, один эксперимент мы уже провели. Хорошо помню, как окружение наших  революционеров после революции стало требовать и требовать должности… И очень - в открытую, не стесняясь - обижались, когда должностей на всех не хватило. За этим они и шли на баррикады - хотя бы за самую захудалую должностишку! Вывод я сделал такой: пока не случится революции в мозгах, ничего не изменится.
     - Совершенно с вами согласен. Именно в мозгах нам и нужна революция. Самые распрекрасные исламские законы не будут действовать, пока люди не осознают, что их автор - сам Бог. Не изменится и отношение людей к власти, пока они не осознают: власть - огромная ответственность, а не подарок.

 

 

беседу вел
Вадим НОЧЕВКИН

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить