Новости

расходы на агитацию

 ЦИК Кыргызстана представил свежие данные о движении денежных средств из избирательных фондов кандидатов в президенты страны.

Подробнее...

ремонта не будет


Тендер на капитальный ремонт бывшего здания Генеральной прокуратуры Кыргызстана отменён.

Подробнее...

Шанхайский дух — 2017

В Бишкеке пройдёт фестиваль искусств "Шанхайский дух — 2017", объединяющий кино, живопись, фотографию, музыку и театр, сообщил Молодежный совет национальной части ШОС от КР.

Подробнее...

А.Атамбаев с трибуны ООН обратился к народу Кыргызстана

Подробнее...

8 лет лишения свободы

просит гособвинение для Аиды Саляновой.

Подробнее...

жеребьёвка кандидатов

19 сентября Центризбирком КР провёл жеребьёвку по установлению очередности кандидатов на должность президента Кыргызстана в избирательных бюллетенях.

Подробнее...

Соберите урожай!

По Кыргызстану ожидаются резкое похолодание, дожди, заморозки.

Подробнее...

почему Кыргызстан расторгает договор с компанией Liglass Trading

На совещании в правительстве стали известны подробности расторжения договора с чешской компанией Liglass Trading, которая должна была строить в Кыргызстане ГЭС.

Подробнее...

договор с чешской компанией будет расторгнут

Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков принял решение расторгнуть договор с чешской компанией Liglass Trading. Об этом он заявил вечером 18 сентября на совещании в правительстве.

Подробнее...

международный арт-фестиваль в Бишкеке

Организаторы мероприятия и художники предлагают переосмыслить пространства Ботанического сада.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом России Путиным

Подробнее...

парламент одобрил кандидатуру К.Кулматова на должность главы Нацбанка КР

Подробнее...

в Нарыне найден большой город XI века

Подробнее...

Россия передала Кыргызстану 35 мобильных жилых домов

Подробнее...

прогульщица

Жена Бакиева меньше года возглавляла отель "Минск".

Подробнее...

5 млн - на учебники

Почти 5 миллионов сомов выделяет Минобразования Кыргызстана на учебники на кыргызском языке.

Подробнее...

БОЕВЫЕ УЧЕНИЯ


Кыргызстан показал высокий уровень на стрельбах в России. Стрельбы прошли в рамках международных учений "Боевое содружество - 2017".

Подробнее...

наш чемпион

Кыргызстанец Денис Петрашов стал чемпионом Азии по плаванию и установил рекорд!

Подробнее...

из жизни кыргызов енисейских

Археологи Новосибирского государственного университета нашли неизвестный науке предмет из жизни енисейcких кыргызов, о чём сообщила пресс-служба вуза. Эта находка поможет учёным получить новую информацию о жизни енисейских кыргызов.

Подробнее...

РОМАН О КЫРГЫЗСТАНЕ

написала австрийская писательница.

Подробнее...

беседы об исламе - по вопросам читателей

 

 

   - Да, будем. Ведь уходит тело, а душа будет всё видеть, слышать и чувствовать. Не так, как здесь, несколько иначе. В исламе тот свет воспринимается так: "Смерть есть пробуждение". В нашем мире, например, всего лишь три измерения - высота, ширина и глубина. Там же - совсем другая система координат. Умерший человек на самом деле просыпается - совсем с иными чувствами. Какими именно - точно не известно. Исламская наука о том, что будет происходить после смерти, потому и называется "ильму гайб" ("наука о сокрытом"), что никто до конца не узнает всех подробностей той жизни, пока сам их не увидит и не ощутит. Как говорится в Коране, каждый человек вкусит свою смерть.
      Но свое "я" мы осознавать будем. Узнавать близких - тоже. И близкие люди смогут соединяться, разговаривать, воссоздавать семью. Правда, только в раю - это в "науке о сокрытом" описывается подробно (относительно ада на сей счет ничего не известно). Дети, умершие маленькими, такими и остаются. Для взрослых же в раю существует лишь один возраст. Для мужчины - 33 года, возраст Иисуса (независимо от того, в каком возрасте он умер - подростком или дряхлым старцем), для женщины - 18 лет.

 

 

 

Многие художники пытались вообразить и изобразить

 

тот свет, загробный мир, рай и ад… Но человеческий

 

разум бессилен представить, КАК это будет

 

в действительности.

 

 


 

     - Где находятся души умерших до Судного дня? Ведь, как я понимаю, только в Судный день решается, куда пойдет душа - в ад или рай…
     - Существует такое понятие - "хаятуль барзах", что переводится как "загробная жизнь". Это, я бы сказал, некое другое измерение, в котором находится человеческая душа до Судного дня и воскрешения из мертвых. В этом загробном мире душа получает либо, так сказать, предварительное наказание, либо - опять же предварительное - блаженство. И то и другое похоже на сон - либо кошмарный, либо приятный, - но с вполне реальными ощущениями. В этом загробном мире время относительно. Одной душе пребывание в нем может показаться вечностью, другой - мгновением. В этом загробном мире, в соответствии с исламской теологией, вершится так называемый Малый суд. Ведет его пока ещё не Бог, а два ангела - Накир и Мункар. Они задают душе основные вопросы, выясняя, верит ли она вообще в Бога. Затем они уходят, и выносится как бы предварительный приговор. Образно его можно сравнить с экраном, открывающимся перед человеком. Он видит картины ада, и чей-то голос ему говорит: "Ты мог бы там очутиться, но Бог тебя миловал". И человек погружается в блаженство. Но может он увидеть на "экране" и рай, голос ему говорит: "Ты мог бы там быть, но ты не верил в Господа", - и начинаются мучения. Но этот, предварительный приговор - ещё не окончательный. Даже у грешной души остается шанс попасть в рай после Судного дня.

 

НАШИ ДОБРЫЕ  ДЕЛА

ПОМОГАЮТ УМЕРШИМ


Жыргалбек, житель г. Бишкека:
- Чем мы можем помочь умершим родственникам, кроме чтения Корана?

    - Можем просить Бога об их прощении. И делать садака - раздавать милостыню, кормить бедняков, помогать сиротам, творить любое другое благое дело, - при этом, пусть даже мысленно, "записывая" это дело на умершего человека. Существует как бы два списка - плохих и хороших дел, совершенных человеком при жизни. За плохие дела каждая душа отвечает сама за себя. Но живущим разрешено, совершая садака, пополнять "баланс" хороших дел умершего. Ещё разрешается - если человек ушел из этого мира, по каким-то причинам не успев совершить хадж, - сделать это и за себя, и за него. Это умершему тоже "зачтется".

 

ПУСТЬ ИГРАЮТ - ЛИШЬ БЫ

НЕ НА ДЕНЬГИ


Азамат:
- У меня есть бильярдная. Хотелось бы узнать - бильярд является азартной игрой? И сам бизнес - организация бильярдного клуба - харам или халал?

    - В современных условиях нельзя смотреть только на вид игры, нужно смотреть на её содержание. Взять, например, футбол. Как и любой спорт, он, разумеется, исламом поощряется. Но сегодня этот спорт превратился в индустрию, на которой зарабатывают деньги. И организовывать на играх тотализатор, делать ставки - это, конечно, запрещено. Бильярд сегодня шариат тоже рассматривает как один из видов спорта, развивающих глазомер, точность и т.д.  И сам по себе этот бизнес - организация клуба - халал. При условии, что в этом клубе не будут играть на деньги.

 

ИСЛАМ - ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ


Ася, 44 года, жительница Бишкека:
- Как относится ислам к усыновлению детей из детдомов? Можно это делать или нельзя?

    - Ислам не только разрешает, но и поощряет брать чужих детей на воспитание - в том числе из детских домов. Тем более что отказ матерей от своих детей ещё в роддоме - явление сегодня очень частое. Но само понятие усыновления (или удочерения) ислам не признает. В исламе существует другое понятие - опекунство. Оно подразумевает такое же отношение к детям, как и при усыновлении. Отличие же вот в чём. Когда ребенок достигнет определенного возраста (такого, чтобы его психике не был причинен вред), опекун обязан очень деликатно ему рассказать, что у него есть настоящие, генетические родители и кто они. Дело в том, что ислам защищает как права родителей на своих детей, так и права детей - на хотя бы знание о своих родителях. Захочет ли ребенок восстанавливать с ними связь - его личное дело. Быть может, он жить останется с приемными родителями. Но знать правду он вправе. Какой бы плохой ни была мать, отказавшаяся от своего ребенка, никто не даст гарантии, что лет через десять-двадцать она не одумается. И её право - хотя бы свое чадо увидеть.
     То есть разница - и в названии, и в намерении. Усыновление подразумевает сокрытие правды о родителях. Ислам же тайны усыновления не признает. Но при этом обязывает приемных детей любить своих опекунов, называть их папой и мамой. То есть в остальном всё остается, как и в светской жизни.

 

…И  О  ЗАКОННОСТИ  БРАКА


- Каков смысл обряда бракосочетания "никя"? Обязателен ли он? Многие супружеские пары, сочетавшиеся браком в советское время, этот обряд не делали. Как теперь им быть? Не живут ли они в грехе, не будут ли считаться их дети незаконнорожденными?

     - Нике переводится с арабского как связывание - мужчины с женщиной. Мы сейчас говорим не о ритуальной стороне этого обряда (очень сейчас распространенного в Кыргызстане), а о его смысле. Канонически брак считается заключенным, когда есть обоюдное согласие жениха и невесты и есть свидетели. Цель обряда бракосочетания - легитимность брака, чтобы люди узнали, что эта пара - муж и жена. Было ли во времена Советского Союза обоюдное согласие? Было. Были ли свидетели? Целая толпа родственников! Шариат поощряет документальную регистрацию брака, чтобы были защищены все юридические права и мужа, и жены. Это было и есть сейчас - в государственных загсах. Так что бракосочетание по-советски (и, вообще, по-светски) вполне соответствует браку по-исламски. Не хватает лишь одного условия, о котором мы в свое время говорили - махра, своего рода страховки, которую муж выплачивает жене. Так что женщина, вышедшая замуж в советское время, может сейчас намекнуть супругу о том, что у неё есть одно право, которым она ещё не воспользовалась: "Ты мне как-нибудь дай это". И не стоит повторять нике, уже фактически совершенный.
    По поводу последнего вопроса: если так рассуждать, то, получается, всё сегодняшнее поколение верующих, включая молодых мулл, - незаконнорожденное?! Нет, конечно! Незаконнорожденным, по шариату, считается ребенок, рожденный при сожительстве, тайном от общества.

 

 

КУРЕНИЕ  ПОРТИТ  ОМОВЕНИЕ?

 

 

Эркин:
- Ассалам алейкум, уважаемые! Спасибо вам за работу, которую вы делаете. Ведь доносить истину до людей - это великий пророческий труд. Вопрос: ломают ли даарат сигареты? Или можно покурить, сполоснуть рот, зайти в мечеть и читать намаз? Да вознаградит Всемилостливый и Милосердный Аллах всю редакцию и вас, Кадыр, за ваш труд! Оминь!

 


    - Спасибо. Поясним: даарат - это ритуальное омовение перед намазом. Вопрос очень актуальный, ведь некоторые верующие в Кыргызстане - заядлые курильщики. Итак, "испортится" ли омовение, если верующий после его совершения покурил? С ритуальной точки зрения - нет. Ритуальное омовение портит все, что выходит ИЗ человека. Если, простите за натурализм, после совершения даарата человек идет в туалет, если на него нападает рвота, а также - согласно нашему, центральноазиатскому, мазхабу (суннитской правовой школе), - если из человека выходит кровь. Всё это омовение портит, в этих случаях в мечеть для намаза заходить нельзя. Но курение является нежелательным действием перед намазом по другой причине. От покурившего человека исходит табачный запах, который может быть неприятен другим людям в мечети. Поэтому лучше сделать так, как пишет читатель: покурив, ополоснуть рот (или почистить зубы) - и можно заходить в мечеть и читать намаз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить