Новости

первый указ президента С.Жээнбекова

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков на церемонии инаугурации рассказал, каким будет его первый указ.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков вступил в должность президента Кыргызстана

Подробнее...

президент Атамбаев одобрил поправки в Водный кодекс Кыргызстана

Алмазбек Атамбаев подписал Закон "О внесении изменений в Водный кодекс Кыргызской Республики".

Подробнее...

Фарид Ниязов

покинул пост советника президента Кыргызстана.

Подробнее...

Дуйшенбек Зилалиев

назначен председателем Фонда по управлению государственным имуществом КР.

Подробнее...

Икрамжан Илмиянов

 освобожден от должности советника президента Кыргызской Республики.

Подробнее...

Райымбек Матраимов

освобожден от занимаемой должности замглавы Таможенной службы КР.

Подробнее...

президент Атамбаев вручил государственные награды за существенный вклад в социально-экономическое развитие Кыргызской Республики

Подробнее...

президент Атамбаев наградил сотрудников ГКНБ

Подробнее...

президент Атамбаев наградил Владимира Путина орденом «Манас» I степени

Подробнее...

справочник мигранта

В Кыргызстане появился справочник мигранта для выезжающих на заработки в Россию.

Подробнее...

Верховный суд КР оставил приговор Текебаеву в силе

Подробнее...

на церемонию инаугурации С.Жээнбекова приглашены 450 человек

Смета расходов утверждена в 8,4 млн сомов.

Подробнее...

состоялась итоговая пресс-конференция А.Атамбаева

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом России В.Путиным

Подробнее...

уволен вице-премьер-министр КР Дуйшенбек Зилалиев

Об этом 17 ноября сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР.

Подробнее...

у фракции "Республика - Ата Журт" новый лидер

16 ноября в закрытом режиме избран новый лидер фракции "Республика - Ата Журт".

Подробнее...

в Бишкеке вспомнили о подвиге бойцов Панфиловской дивизии

Подробнее...

кыргызско-казахское соглашение о $100 млн денонсировано

Президент Кыргызстана подписал документы о денонсации соглашения с Казахстаном о $100 млн техпомощи Кыргызстану при вступлении в ЕАЭС.

Подробнее...

Жусупбек Шарипов

назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Украине.

Подробнее...

беседы об исламе - по вопросам читателей

 

 

   - Да, будем. Ведь уходит тело, а душа будет всё видеть, слышать и чувствовать. Не так, как здесь, несколько иначе. В исламе тот свет воспринимается так: "Смерть есть пробуждение". В нашем мире, например, всего лишь три измерения - высота, ширина и глубина. Там же - совсем другая система координат. Умерший человек на самом деле просыпается - совсем с иными чувствами. Какими именно - точно не известно. Исламская наука о том, что будет происходить после смерти, потому и называется "ильму гайб" ("наука о сокрытом"), что никто до конца не узнает всех подробностей той жизни, пока сам их не увидит и не ощутит. Как говорится в Коране, каждый человек вкусит свою смерть.
      Но свое "я" мы осознавать будем. Узнавать близких - тоже. И близкие люди смогут соединяться, разговаривать, воссоздавать семью. Правда, только в раю - это в "науке о сокрытом" описывается подробно (относительно ада на сей счет ничего не известно). Дети, умершие маленькими, такими и остаются. Для взрослых же в раю существует лишь один возраст. Для мужчины - 33 года, возраст Иисуса (независимо от того, в каком возрасте он умер - подростком или дряхлым старцем), для женщины - 18 лет.

 

 

 

Многие художники пытались вообразить и изобразить

 

тот свет, загробный мир, рай и ад… Но человеческий

 

разум бессилен представить, КАК это будет

 

в действительности.

 

 


 

     - Где находятся души умерших до Судного дня? Ведь, как я понимаю, только в Судный день решается, куда пойдет душа - в ад или рай…
     - Существует такое понятие - "хаятуль барзах", что переводится как "загробная жизнь". Это, я бы сказал, некое другое измерение, в котором находится человеческая душа до Судного дня и воскрешения из мертвых. В этом загробном мире душа получает либо, так сказать, предварительное наказание, либо - опять же предварительное - блаженство. И то и другое похоже на сон - либо кошмарный, либо приятный, - но с вполне реальными ощущениями. В этом загробном мире время относительно. Одной душе пребывание в нем может показаться вечностью, другой - мгновением. В этом загробном мире, в соответствии с исламской теологией, вершится так называемый Малый суд. Ведет его пока ещё не Бог, а два ангела - Накир и Мункар. Они задают душе основные вопросы, выясняя, верит ли она вообще в Бога. Затем они уходят, и выносится как бы предварительный приговор. Образно его можно сравнить с экраном, открывающимся перед человеком. Он видит картины ада, и чей-то голос ему говорит: "Ты мог бы там очутиться, но Бог тебя миловал". И человек погружается в блаженство. Но может он увидеть на "экране" и рай, голос ему говорит: "Ты мог бы там быть, но ты не верил в Господа", - и начинаются мучения. Но этот, предварительный приговор - ещё не окончательный. Даже у грешной души остается шанс попасть в рай после Судного дня.

 

НАШИ ДОБРЫЕ  ДЕЛА

ПОМОГАЮТ УМЕРШИМ


Жыргалбек, житель г. Бишкека:
- Чем мы можем помочь умершим родственникам, кроме чтения Корана?

    - Можем просить Бога об их прощении. И делать садака - раздавать милостыню, кормить бедняков, помогать сиротам, творить любое другое благое дело, - при этом, пусть даже мысленно, "записывая" это дело на умершего человека. Существует как бы два списка - плохих и хороших дел, совершенных человеком при жизни. За плохие дела каждая душа отвечает сама за себя. Но живущим разрешено, совершая садака, пополнять "баланс" хороших дел умершего. Ещё разрешается - если человек ушел из этого мира, по каким-то причинам не успев совершить хадж, - сделать это и за себя, и за него. Это умершему тоже "зачтется".

 

ПУСТЬ ИГРАЮТ - ЛИШЬ БЫ

НЕ НА ДЕНЬГИ


Азамат:
- У меня есть бильярдная. Хотелось бы узнать - бильярд является азартной игрой? И сам бизнес - организация бильярдного клуба - харам или халал?

    - В современных условиях нельзя смотреть только на вид игры, нужно смотреть на её содержание. Взять, например, футбол. Как и любой спорт, он, разумеется, исламом поощряется. Но сегодня этот спорт превратился в индустрию, на которой зарабатывают деньги. И организовывать на играх тотализатор, делать ставки - это, конечно, запрещено. Бильярд сегодня шариат тоже рассматривает как один из видов спорта, развивающих глазомер, точность и т.д.  И сам по себе этот бизнес - организация клуба - халал. При условии, что в этом клубе не будут играть на деньги.

 

ИСЛАМ - ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ


Ася, 44 года, жительница Бишкека:
- Как относится ислам к усыновлению детей из детдомов? Можно это делать или нельзя?

    - Ислам не только разрешает, но и поощряет брать чужих детей на воспитание - в том числе из детских домов. Тем более что отказ матерей от своих детей ещё в роддоме - явление сегодня очень частое. Но само понятие усыновления (или удочерения) ислам не признает. В исламе существует другое понятие - опекунство. Оно подразумевает такое же отношение к детям, как и при усыновлении. Отличие же вот в чём. Когда ребенок достигнет определенного возраста (такого, чтобы его психике не был причинен вред), опекун обязан очень деликатно ему рассказать, что у него есть настоящие, генетические родители и кто они. Дело в том, что ислам защищает как права родителей на своих детей, так и права детей - на хотя бы знание о своих родителях. Захочет ли ребенок восстанавливать с ними связь - его личное дело. Быть может, он жить останется с приемными родителями. Но знать правду он вправе. Какой бы плохой ни была мать, отказавшаяся от своего ребенка, никто не даст гарантии, что лет через десять-двадцать она не одумается. И её право - хотя бы свое чадо увидеть.
     То есть разница - и в названии, и в намерении. Усыновление подразумевает сокрытие правды о родителях. Ислам же тайны усыновления не признает. Но при этом обязывает приемных детей любить своих опекунов, называть их папой и мамой. То есть в остальном всё остается, как и в светской жизни.

 

…И  О  ЗАКОННОСТИ  БРАКА


- Каков смысл обряда бракосочетания "никя"? Обязателен ли он? Многие супружеские пары, сочетавшиеся браком в советское время, этот обряд не делали. Как теперь им быть? Не живут ли они в грехе, не будут ли считаться их дети незаконнорожденными?

     - Нике переводится с арабского как связывание - мужчины с женщиной. Мы сейчас говорим не о ритуальной стороне этого обряда (очень сейчас распространенного в Кыргызстане), а о его смысле. Канонически брак считается заключенным, когда есть обоюдное согласие жениха и невесты и есть свидетели. Цель обряда бракосочетания - легитимность брака, чтобы люди узнали, что эта пара - муж и жена. Было ли во времена Советского Союза обоюдное согласие? Было. Были ли свидетели? Целая толпа родственников! Шариат поощряет документальную регистрацию брака, чтобы были защищены все юридические права и мужа, и жены. Это было и есть сейчас - в государственных загсах. Так что бракосочетание по-советски (и, вообще, по-светски) вполне соответствует браку по-исламски. Не хватает лишь одного условия, о котором мы в свое время говорили - махра, своего рода страховки, которую муж выплачивает жене. Так что женщина, вышедшая замуж в советское время, может сейчас намекнуть супругу о том, что у неё есть одно право, которым она ещё не воспользовалась: "Ты мне как-нибудь дай это". И не стоит повторять нике, уже фактически совершенный.
    По поводу последнего вопроса: если так рассуждать, то, получается, всё сегодняшнее поколение верующих, включая молодых мулл, - незаконнорожденное?! Нет, конечно! Незаконнорожденным, по шариату, считается ребенок, рожденный при сожительстве, тайном от общества.

 

 

КУРЕНИЕ  ПОРТИТ  ОМОВЕНИЕ?

 

 

Эркин:
- Ассалам алейкум, уважаемые! Спасибо вам за работу, которую вы делаете. Ведь доносить истину до людей - это великий пророческий труд. Вопрос: ломают ли даарат сигареты? Или можно покурить, сполоснуть рот, зайти в мечеть и читать намаз? Да вознаградит Всемилостливый и Милосердный Аллах всю редакцию и вас, Кадыр, за ваш труд! Оминь!

 


    - Спасибо. Поясним: даарат - это ритуальное омовение перед намазом. Вопрос очень актуальный, ведь некоторые верующие в Кыргызстане - заядлые курильщики. Итак, "испортится" ли омовение, если верующий после его совершения покурил? С ритуальной точки зрения - нет. Ритуальное омовение портит все, что выходит ИЗ человека. Если, простите за натурализм, после совершения даарата человек идет в туалет, если на него нападает рвота, а также - согласно нашему, центральноазиатскому, мазхабу (суннитской правовой школе), - если из человека выходит кровь. Всё это омовение портит, в этих случаях в мечеть для намаза заходить нельзя. Но курение является нежелательным действием перед намазом по другой причине. От покурившего человека исходит табачный запах, который может быть неприятен другим людям в мечети. Поэтому лучше сделать так, как пишет читатель: покурив, ополоснуть рот (или почистить зубы) - и можно заходить в мечеть и читать намаз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить