Новости

более $2 миллиардов

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

новые назначения

Президент Кыргызстана подписал указы.

Подробнее...

Фарид Ниязов

назначен руководителем Аппарата Президента КР.

Подробнее...

Кубанычбек Кулматов вновь стал главой Таможенной службы

Подробнее...

Алмаз Кененбаев стал спикером Бишкекского горкенеша

Процедура тайного голосования состоялась 11 декабря на внеочередной сессии.

Подробнее...

президент Жээнбеков одобрил списание долга Кыргызстана перед Россией

Сооронбай Жээнбеков подписал закон о ратификации протокола к Соглашению об урегулировании задолженности Кыргызстана перед Россией по ранее предоставленным кредитам.

Подробнее...

огни на главной ёлке Кыргызстана зажгут 15 декабря

Подробнее...

бегунки содержатся в спецприёмнике


МИД Кыргызстана прокомментировал ситуацию, связанную с задержанием в США Э.Молдокадыровой и Р.Самудинова.

Подробнее...

Замирбек Карашев

назначен начальником таможни «Ош».

Подробнее...

кок-бору включён в Cписок культурного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана

Подробнее...

Аскарбек Шадиев назначен первым вице-премьер-министром КР

Подробнее...

президенты Кыргызстана и Казахстана поговорили по телефону

Подробнее...

юные хоккеисты из Кыргызстана стали первыми на турнире в США

Подробнее...

терроризм и экстремизм остаются наиболее актуальными угрозами для Кыргызстана

Подробнее...

кыргызстанцы за границей

МИД КР посчитал, сколько кыргызстанцев живет за рубежом.

Подробнее...

Погода в Кыргызстане на декабрь

Подробнее...

ситуация на кыргызско-казахской границе

2 декабря правительства Кыргызстана и Казахстана подписали соглашение о дорожной карте по урегулированию ситуации на границе двух стран.

Подробнее...

президент Жээнбеков рассказал лидерам фракций о поездке в Россию и Беларусь

Подробнее...

на саммите СКБ ОДКБ подписаны документы

Лидеры ОДКБ встретились в Минске, где подвели итоги 15-летней деятельности организации.

Подробнее...

президент Жээнбеков принял участие в юбилейной сессии СКБ ОДКБ в расширенном составе

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ


    - Замечательный вопрос! Он подводит нас к самой, пожалуй, тонкой, деликатной и сложной теме - ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ и СВОБОДЕ ВЫБОРА в исламе.
    Дело вот в чем. Когда человек появляется на свет, он "программируется" на то, ЧТО НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ВЫБОРА. Ведь человека никто не спрашивает, хочет ли он вообще родиться, хочет ли он быть той или иной национальности и расы, той или иной внешности, хочет ли он родиться в богатой или бедной семье. За всё это он НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Тут же "программируется" то, что на арабском, да и на кыргызском языках называется труднопереводимым словом "рызк". Это как бы сумма материальных благ, которые человеку предстоит получить в течение всей жизни. И тут же предопределяется дата смерти человека - секунда в секунду. Вот что человеку предначертано. Всё остальное человек выбирает себе сам - КАК прожить жизнь, быть на этом свете человеком хорошим или плохим. Вот за это его душа уже ответит на Судном дне. Судный день - это, можно сказать, плата за свободу выбора, данную Богом человеку.
    Наверняка у читателей возникнут новые вопросы. Если смерть человека предопределена заранее, то стоит ли тогда заботиться о своем здоровье, не всё ли равно, какой образ жизни вести? Не всё равно… На сей счет есть конкретные хадисы Пророка. К своему телу надо относиться бережно, потому что оно - не наша собственность, это оболочка, предоставленная, можно сказать, нам Богом в "аренду". И он спросит с нас, как мы её использовали. Да, предписанная смерть - неотвратимость. И она придет не раньше и не позже. Но вот, например, один человек погибает, как и предписано, в результате автокатастрофы - по не зависящим от него обстоятельствам. За это он не несет ответственность на том свете, это - не его выбор. Другой человек пьет, курит, колется наркотиками - вследствие чего умирает, скажем, от рака печени. Это - уже его выбор, за это Бог с него спросит. Хотя эта смерть тоже предопределена.

 

Неприятности - повод задуматься: а не предупреждает ли
меня о чем-то Бог, не пытается ли остановить?


     Здесь начинаются рамки того, что человеку непросто логически понять. Да, Бог знает всё, что с человеком произойдет - на то он и Бог. Но это не значит, что он человека к этому подталкивает, оставляя его без выбора. Но при этом Бог знает, что человек выберет. Пытается ли он человека остановить? В человеческой жизни случаются события, про которые мы даже не можем сказать, что это - результат его собственного выбора или вмешательства божественного провидения? Здесь - тайна. Есть грани, за которые невозможно переступить человеческому разуму. Бывает, с плохим человеком всю жизнь происходят неприятности - он, например, постоянно болеет, ломает руки-ноги… Кто знает, может, таким образом Бог его предупреждает о том, что надо исправиться. А бывает, плохой человек всю жизнь словно сыр в масле катается, ничего неприятного с ним не случается, и живет он до ста лет. Некоторые люди в таком случае говорят: Бог несправедлив. Но на самом деле плохому человеку стоит такого благополучия опасаться. Значит, его поступки настолько серьезны и плохи, что Бог дал ему отсрочку до самой смерти - чтобы потом спросить "на все сто". Не будем забывать, что в основе ислама лежит СПРАВЕДЛИВОСТЬ - не только на этом, но и на том свете. Для торжества этой справедливости и создан Судный день. Ведь если бы его не было, то человеческая жизнь была бы совершенно бесцельной. Вспомним, сколько в истории человечества было совершено преступлений и сколько преступников уходило от наказания на этом свете. Но высшая справедливость заключается в том, что на том свете с них Бог еще спросит сполна.
    Один из хадисов Пророка гласит: жить надо так, как будто ты умрешь завтра. И в то же время жить надо так, словно тебе предстоит жить тысячу лет. То, как жить человеку, что от него зависит, а что нет, - тема, повторю, очень тонкая и сложнейшая. Ведь жизнь - очень многообразна. Поэтому стоит, видимо, эту тему продолжить, когда у читателей возникнут вопросы по конкретным жизненным ситуациям.


ВЕСЬМА  СОМНИТЕЛЬНАЯ  МОДА


Сая:
    - Сейчас многие носят кулоны, серьги с надписью "Аллах" на арабском языке, их продают уже практически везде, они бывают серебряными, золотыми и т.д. И вот я хотела спросить: можно ли мусульманам такие украшения носить? Если можно, то на какие места их нельзя надевать? Ещё, если можно, расскажите подробнее про тумары и обереги.

    - Скажу сразу: каноническому исламу вообще не присуща какая-либо религиозная атрибутика, которую верующему надо носить на себе. И распространившиеся в последнее время якобы "мусульманские" украшения - это не что иное, как подражание европейской моде носить аксессуары в форме религиозных символов - христианского крестика, иудейской звезды Давида и т.д. Так что никаких плюсов перед Богом вы таким манером не заработаете. А вот минусы - можете.
    Здесь очень важен религиозно-этический момент. На этих украшениях, как правило, воспроизводится имя Бога или какой-либо из аятов Корана. А канонический ислам очень трепетно относится к священным текстам. Даже прикасаться к тексту аята нельзя без ритуального омовения. И уж тем более запрещено вносить Коран (это, кстати, относится и к Библии, и к Торе), например, в туалет. На украшения со священными текстами это, разумеется, тоже распространяется. Также категорически запрещено носить эти тексты (в любом виде) ниже пояса.
    Если эти украшения вы носите в качестве тумара (оберега), то вступаете с исламом и с принципом единобожия ещё в большее противоречие. Такого понятия, как оберег, в каноническом исламе не существует. Ибо ни один оберег - что вытекает из самой сути ислама - не может уберечь человека от тех испытаний, которые ему уготованы судьбой. Всевозможные суеверия - это замещение веры на, можно сказать, искусственный "продукт". Поэтому любые "верозаменители" (и обереги в том числе) исламом порицаются. В Коране есть аят, где сказано: "Вам  вера ваша, а мне - моя". Его смысл - каждый получает по своей вере. Если, скажем, вы верите, что черная кошка приносит несчастья, то так и случится. Бог может послать вам такое наказание за суеверия.



ПОКАЯНИЕ ДОКАЗЫВАЮТ ДЕЛОМ


Артем, житель Бишкека:
    - Все ли грехи и преступления по исламу прощает Бог, если грешник покается? Может ли священнослужитель принять у человека исповедь и отпустить ему грехи?

    - Начнем со второго вопроса. Понятия исповеди в исламе не существует. Специфика этой религии в том, что никто, кроме самого Бога, не вправе прощать кому-либо грехи. Ведь все мы - созданные, а он - Создатель. И не могут созданные (даже от имени Бога) друг друга прощать. Такого права нет даже у пророков - ведь они такие же простые смертные люди, как и все. Это во-первых. Во-вторых, нельзя кому-либо третьему открывать то, что должно остаться только между тобой и Богом. Суть ислама - строгий монотеизм, единобожие. Он распространяется на всё: нельзя никого бояться, никому поклоняться и никому исповедаться, кроме Бога. Тем самым человек получает свободу. Не случайно в исламе нет понятия церкви, нет иерархии - все люди перед Богом равны.

 



   Допускается то, что можно скорее назвать не исповедью, а консультацией. Человек приходит к исламскому ученому, рассказывает о какой-либо жизненной ситуации и спрашивает: что можно сделать, чтобы её исправить? И получает практический совет, вытекающий из правил шариата.
    Теперь относительно покаяния. В Коране содержится много угроз о наказаниях за грехи, но одновременно каждая его сура начинается со слов: во имя Бога - и именно "милостливого и милосердного", а не, скажем, "наказующего и беспощадного". Это указывает на то, что Бог всё-таки проявляет себя больше в любви, чем в гневе. Если бы Бог не любил человека, то, наверное, весь мир был бы давно им уничтожен - столько в нем накопилось уже грехов. Нет, Бог дает каждой душе возможность покаяться. Но, согласно исламской философии, Бог принимает у человека покаяние только до момента, когда его душа, покидая тело, доходит до гортани. Если же душа, видя стопроцентно смерть, начинает каяться - всё, поздно.
    Никто из нас не может точно знать, какие именно грехи будут непременно прощены, а какие - нет. Но покаяние - одно из необходимых условий прощения. При этом раскаяние в содеянным должно быть чистосердечным. У человека - по крайней мере, на момент покаяния - должна быть уверенность в том, что неблаговидного поступка он больше не повторит. При этом покаяние совсем не обязательно должно быть демонстративным - оно должно прежде всего произойти в душе и в уме. В Коране сказано: поистине, плохие дела стираются хорошими. Поэтому, помимо покаяния, человек должен еще подтвердить его делами, должен не только не совершать больше зла, но и стараться сделать добро.
    Мы сейчас говорим о грехах не очень страшных, не затрагивающих права Бога, общества и человека. Но есть преступления, покаяться в совершении которых мало, необходимо еще и понести наказание на этом свете - иначе его придется понести на том свете. В исламе это такие преступления, как убийство, разбой, воровство, коррупция, изнасилование.



ОДЕКОЛОН - РАЗРЕШЕН.

А  С  БАНКАМИ - ЕСТЬ  УСЛОВИЕ…


Ислам-Азам:
- Ответьте, пожалуйста, на очень важные для меня вопросы. Первый - можно ли пользоваться одеколоном, в состав которого входит алкоголь?


    - В современном исламском мире действует общепринятая и общепризнанная фатфа - решение исламских ученых-правоведов: однозначно можно! Напомню, что под запрет подпадает только внутреннее употребление спиртосодержащих веществ с целью опьянения. Использование же этих веществ не только в медицине, но и в парфюмерии разрешено. Тем более что главное свойство спирта - летучесть. Он быстро испаряется, оставляя на коже человека запах эфирных масел. Использовав одеколон по прямому назначению и чуть-чуть подождав, пока улетучится спирт, можно даже читать намаз.
    - Второй вопрос: можно ли вкладывать деньги на депозиты в европейских банках?
    - Резонный вопрос. Верующий мусульманин должен знать: большинство европейских банков работает на процентной основе, а в исламе проценты запрещены. Но в последнее время некоторые европейские банки учли желание клиентов и открыли специальные "окна", работающие по исламским принципам. Если у вас есть такая альтернатива, но вы всё равно воспользовались услугами банка, работающего "с процентами", то, по канонам ислама, вы, конечно, совершили грех. Другое дело, если выбора нет - все мы когда-нибудь оказываемся в такой ситуации. Вам, например, нужно срочно перевести деньги, а банка, работающего по исламским принципам, рядом нет. В этом случае шариат разрешает и вкладывать, и получать, и переводить деньги, пользуясь услугами неисламского банка. Но - полученные при этом ПРОЦЕНТЫ вы не имеете права ИСПОЛЬЗОВАТЬ! Вы должны брать только то, что вложили - копейка в копейку. Если какие-то деньги в виде процентов вам все-таки выдали, вы можете их, например, пожертвовать бедным. Главное - не использовать их для себя.


В банке бери только то, что вложил, - тогда
поступишь по-мусульмански.



ГЛАВНОЕ - НЕ  ГРАДУСЫ,

А  ЦЕЛЬ


Кубаныч:
   - Ответьте, пожалуйста, национальные напитки кымыз, бозо, шоро относятся к каким категориям - халал (адал), харам (арам) или макрух (макроо)?

 

    - Для непосвященных поясню: халал (в кыргызском произношении - адал) - разрешенные шариатом продукты, харам (арам) - запрещенные, макрух (макроо) - нежелательные. Вопрос связан с содержанием алкоголя в этих напитках. Так вот свежий кумыс - однозначно халал: он разрешен к употреблению, поскольку содержание алкоголя в нем очень невелико. А вот в кумысе, выдержанном в течение нескольких дней, начинаются процессы брожения, содержание алкоголя в нем возрастает, из кумыса, как известно из истории, даже делали водку. Поэтому употребление кумыса с целью опьянения - это уже харам. Сравнить можно с виноградом: его сок пить разрешено, а вот когда он в результате брожения наберет крепость и превратится в вино, напиток переходит в категорию запрещенных исламом.
     Бозо - напиток, приготовляемый из зерна, изначально делают как алкогольный. Естественно, в этом качестве он - харам. Но есть исключение: пока бозо ещё не перебродил и не набрал градусы, пить его, по канонам ислама, разрешено. Что же касается разных видов шоро, продаваемых у нас на улицах, то это - национальные тонизирующие напитки, такие же, как, скажем, русский квас. Они однозначно относятся к категории халал.
     Вообще-то, какой-то процент алкоголя присутствует в любом молочном продукте или, скажем, в лекарстве. И в странах, где официально запрещены ввоз, изготовление, продажа и употребление алкоголя - в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Пакистане, Судане, - сложилась такая практика:  разрешенным к употреблению считается продукт, в котором содержание алкоголя не превышает двух или трех процентов. Если спирт присутствует в лекарстве и необходим для его долгого хранения, то разрешенный процент алкоголя может быть больше. За этим следят специальные шариатские комиссии (куда, кстати, входят вовсе не муллы, а современные эксперты - скажем, из министерства экономики), исследуя каждый новый для этой страны продукт или напиток (пепси-колу, например) перед тем, как он поступит в массовое производство.

 

Готовим бозо… Для чего - опьянения или утоления
жажды? В исламе этот вопрос- главный.


    А вообще, в исламе самое главное - ЦЕЛЬ, с которой человек употребляет тот или иной продукт или лекарство. Если, например, человек пьет транквилизаторы, прописанные врачом, в медицинских целях, то это, безусловно, разрешено. Но их употребление в качестве наркотика - однозначно запрещено. Возьмем бензин - сам по себе он халал. Понюхать его, чтобы, скажем, не спутать с другой жидкостью - почему бы и нет? А вот нюхать, чтобы, как выражаются токсикоманы, "поймать кайф" - естественно запрещено!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить