Новости

президент Атамбаев поздравил кыргызстанцев с наступлением месяца Орозо

Подробнее...

Россия выделила Кыргызстану грант в $30 млн

Об этом 25 мая сообщил министр финансов Кыргызстана Адылбек Касымалиев, выступая на заседании парламента.

Подробнее...

делегация Кыргызстана прибыла в Казань

для участия в заседании Совета глав правительств стран СНГ и Евразийского межправительственного совета

Подробнее...

в Кыргызстане прозвенел последний звонок

Подробнее...

cотрудники ГКНБ получили ключи от новых квартир

Подробнее...

ОДКБ — защитный зонтик Евразийского экономического союза

Советник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ Игорь Панарин 25 мая на форуме «Договору о коллективной безопасности 25 лет: достижения и перспективы» сравнил организацию с защитным зонтиком ЕАЭС.

Подробнее...

президент А.Атамбаев принял руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ

Подробнее...

суд назначен на 5 июня

Уголовное дело по обвинению лидера фракции "Ата Мекен" Омурбека Текебаева и экс-посла Кыргызстана в Корее Дуйшонкула Чотонова поступило в Первомайский районный суд Бишкека.

Подробнее...

священный месяц Рамазан

Священный месяц Рамазан начнётся 27 мая.

Подробнее...

начался суд над Аидой Саляновой

Подробнее...

в 1,5 раза увеличились переводы мигрантов в Кыргызстан

Денежные переводы мигрантов из-за рубежа в Кыргызстан за январь-март 2017 года увеличились на 142 миллиона 670 тысяч долларов, сообщили в Национальном банке КР.

Подробнее...

день матери

Президент Алмазбек Атамбаев поздравил кыргызстанцев с Днём матери.

Подробнее...

расследование уголовного дела в отношении экс-депутата С.Жапарова завершено и направлено в Генпрокуратуру

Подробнее...

мультфильм школьника из Кыргызстана покажут на кинофестивале в Канаде

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков — кандидат в президенты Кыргызстана от партии СДПК

Подробнее...

нового президента выберут 15 октября

17 мая на заседании парламента депутаты приняли во втором чтении поправки в закон о выборах президента Кыргызстана.

Подробнее...

Атамбаев встретился с главами семи государств

Во время рабочего визита в Китай президент Кыргызстана встретился с главами семи государств.

Подробнее...

в Пекине

 состоялась встреча президентов Кыргызстана и России

Подробнее...

один пояс — один путь

Алмазбек Атамбаев 14 мая в Пекине обсудил с главой China Road строительство дорог в Кыргызстане.

Подробнее...

в Москве арестовали кыргызстанца, причастного к теракту в Петербурге

Подробнее...

президент Кыргызстана подписал закон «О лотереях»

Об этом 13 мая сообщил отдел информационной политики аппарата главы государства.

Подробнее...

в ЕАЭС самая быстрорастущая экономика у Кыргызстана

Согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году самый высокий рост ВВП среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет у Кыргызстана.

Подробнее...

депутату ЖК Канату Исаеву предъявлено обвинение в коррупции

Подробнее...

вынесен окончательный приговор супругу А.Саляновой

Верховный суд Кыргызстана оставил в силе приговор супругу депутата парламента от фракции «Ата Мекен» Аиды Саляновой Бакыту Абдыкапарову.

Подробнее...

"Бессмертный полк" прошёл по Бишкеку

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ - на вопросы читателей отвечает эксперт Кадыр Маликов.


    - Нищенство в исламе очень осуждается. Особенно, если таким образом зарабатывает человек молодой и здоровый. В исламе просить подаяние разрешено только в исключительных случаях - если у человека нет возможности заработать себе на хлеб, например из-за инвалидности. Но чтобы этого не допускать, ислам обязывает верующих, мусульманскую общину или государство брать беспомощного человека на содержание. Ислам должен гарантировать, чтобы такой человек не оказался на улице. Очень в исламе порицается использование людьми, просящими подаяние, молитв. Это близко к нифаку - двуличию, лицемерию. Ведь нифаком считается использование религиозной атрибутики либо человеческих слабостей для получения денег или достижения каких-либо иных целей.

 

    Дело ещё в том, что шариат обязывает каждого человека заботиться о своем человеческом достоинстве. Почему в исламе нет такого понятия, как юродивый? Юродивость порицается так же, как и аскетизм, нищенство, самобичевание. С другой стороны, в одной из сур Корана говорится: просящего не отгоняй. Поэтому сама исламская этика не позволяет отворачиваться от протянутой руки, безучастно проходить мимо просящего подаяние. Не будем никого призывать к этому и мы. Подавайте нищему, ислам это поощряет. Но тех, кто пользуется этим поощрением в корыстных целях (имея при этом физические силы для того, чтобы добывать хлеб своим трудом), ислам осуждает.


ПРОСИТЬ  ЛИ

ДОЛГОЙ  ЖИЗНИ…


Чолпон:
- Если смерть предопределена секунда в секунду, означает ли это, что не имеет смысла просить у Аллаха для родных и близких долгой жизни?

    - Наоборот - необходимо это делать. То, что смерть предопределена, не означает, что сам человек  должен сидеть сложа руки. Ислам, например, поощряет его вести здоровый образ жизни, существуют хадисы Пророка, призывающие верующих заниматься спортом.
     Пророк донес до людей и конкретные молитвы, в которых даны формулы: как именно надо просить у Бога долгой жизни.
     Весь вопрос в том, как именно вы собираетесь распорядиться своей жизнью?
    Одно дело - для поклонения Богу, для совершения добрых дел, для созидательного труда. И совсем другое - для её бесцельного и бессмысленного прожигания. Для Бога это имеет большое значение.
    Есть смысл просить у Бога и здоровья, и долгой жизни: на то он и Господь, что может человеческую жизнь изменить - как в худшую, так и в лучшую сторону. Он может её и сократить, и увеличить. Да-да! В исламе есть одна дата - Ночь могущества. Это ночь, когда людям был ниспослан Коран, 27-я ночь поста. Есть такое понятие - "Ляухаль махфуз", что можно перевести как "Книга предначертаний" или "Книга судеб". В этой, образно говоря, сокровенной книге расписана судьба каждого из живущих. Но в Ночь могущества есть шанс внести в неё какие-то коррективы - если попросить об этом Бога. Существуют, правда, своя этика, свои правила - как именно надо просить. Они прописаны в суре "Фатиха", открывающей Коран, в исламе эта сура такая же основная, как в христианстве молитва "Отче наш". Формула этой молитвы такова. Вначале идет восхваление Бога. Затем - признание, что Бог - милостливый и милосердный. Третье - признание того, что только Он является царем, к которому все люди возвращаются в Судный день. И признание того, что только у него мы просим и только на него надеемся. Первое и главное, что мы должны у Бога просить: "Веди нас по прямому пути".
     И вот после этого разрешается просить всё, что угодно, - здоровья, долгой жизни, мудрости, даже материальных ценностей. Но в конце надо обязательно добавить: "Если в этом будет польза для меня, то дай, а если вред - отстрани".
    Мы ведь с вами не можем знать, чем обернется для нас, например, покупка автомашины, которую мы просим у Бога. Может, автокатастрофой?
   Мы сами не знаем, что скрывается за нашей просьбой - потому что нам не дано знать СОКРЫТОЕ от нас. Точно так же мы не знаем: для вреда - или, может, для нашей же пользы - нам посылаются всевозможные испытания? Говорят же русские пословицы: "Нет худа без добра", "Не было бы счастья, да несчастье помогло".


КУШАТЬ  ЛИ КОНИНУ…


Руслан:
- Как-то был вопрос насчет кумыса, спасибо за ответ. А что вы можете сказать насчет казы - конины? Одни говорят, что есть это мясо нежелательно - макрух, другие - харам, а третьи - можно.

    - Конина однозначно разрешена. Только  в нашем Ханафитском мазхабе (центральноазиатской правовой школе - в суннитском исламе их всего четыре) кушать конину считается нежелательным действием. Но я объясню, в чем причина. Есть сура Корана, в которой Господь восхваляет коней -  животных, созданных, чтобы служить человеку, говоря по-современному, транспортом. Вторая причина - раньше кони рассматривались не только как средство передвижения, но и как основное средство для военной защиты. Исходя из этих факторов, в Ханафитском мазхабе и решили ограничить употребление в пищу лошадей - чтобы люди попросту не съели свой "транспорт".
     Сегодня же в Центральной Азии часть коней выращивают, как и прежде, для езды, а часть - специально для забивания на мясо. И это шариату не противоречит. Даже по нашим кыргызским обычаям, употреблять в пищу коня, которого ты хоть раз оседлал, нельзя. Кушают только тех коней, на которых никто не ездил. Вообще, в отношении еды шариат очень гибок, здесь действует правило - разрешено всё, что не запрещено, на что в Коране или хадисах Пророка нет прямого запрета.


ДЕЛАТЬ ЛИ ОБРЕЗАНИЕ…

 

Ася:
- Вы говорили, что обрезание - необязательно. Но я смотрела на телеканале History ("История") передачу "дети Авраама". Там говорилось: Авраам, будучи взрослым, сделал обрезание себе и своим детям в знак благодарности  Богу за то, что его потомство продолжается. Все мусульмане и иудеи обрезаны, значит, это всё-таки необходимо делать?

- Нет, обрезание является сунной - то есть желательным действием (действие обязательное, кстати, на арабском - фарз). И эта ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ (но не обязательность) в шариате четко оговаривается конкретными юридическими правилами. Какие-либо домыслы тут ни к чему.


ВНЕБРАЧНЫЕ  ДЕТИ: 

КАК  ИСКУПИТЬ  ВИНУ?


Алина, 27 лет, жительница Бишкека:
- В мечети, куда я обращалась за консультацией, мне сказали: у ребенка, рожденного вне брака, нет ангела-хранителя, он находится как бы за пределами духовного мира. Это правда?

Бермет Букашева:
- Скажите, пожалуйста, а как ислам относится к внебрачным детям? И какой грех берет на себя мужчина, который не имеет и не хочет иметь никаких отношений с внебрачным ребенком? Женщина родила от женатого мужчины, потому что считала аборт большим грехом, хотя мужчина настаивал на аборте. Несет ли при этом какой-то груз проклятия отец, мать ребенка, сам ребенок? Может ли это сказаться негативно на здоровье, благополучии кого-то из них? И вообще, как надо мужчинам относиться к своим детям от законной жены и внебрачным - одинаково или нет?

    - В исламе очень осуждаются внебрачные связи - особенно приводящие к рождению детей. В некоторых мусульманских странах они даже считаются уголовным преступлением. Во-первых, потому, что эти связи бьют по СЕМЬЕ, целостность которой как ячейки общества ислам защищает особо. Ведь брак - это баланс прав и взаимных обязанностей. Внебрачная связь этот баланс нарушает, ломает. Второе - нарушаются права детей, рожденных от таких связей. И это, пожалуй, самое главное: рождение ребенка вне брака - преступление ПРОТИВ САМОГО РЕБЕНКА.
     В шариате особо оговорено: внебрачные дети НЕ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за грех своих родителей. Они - НЕВИННЫ, безгрешны. И они находятся под защитой шариата и имеют все те же права, что и законнорожденные дети. Ведь эти права ребенок получает вместе с душой, которую дал ему Бог. Поэтому все разговоры о каком-то проклятии, которое якобы распространяется на внебрачного ребенка, в исламе не имеют под собой никакой почвы. Безусловно, ребенок страдает. У него могут возникнуть большие психологические проблемы, развиться заниженная самооценка, он может чувствовать себя ущемлённым - из-за отношения к нему общества. Но это - не наказание от Бога, а последствие греха родителей. За что они и несут ответственность. За этот грех, в самом деле, родителей могут преследовать всю жизнь всевозможные житейские неприятности - не обязательно физическая болезнь.

 



     Чей груз ответственности больше - отца или матери? Трудно сказать - это зависит от многих факторов. В том числе от их намерений в момент вступления во внебрачную связь, а также от сегодняшнего раскаяния. Но, по шариату, особую ответственность берет на себя отец - ведь он отвечает не только за жизнь, но и за честь и достоинство своих биологических детей. И за то, что эти права окажутся нарушенными, он будет отвечать в Судный день. Чтобы искупить этот грех, просто раскаяния мало, справедливость нужно восстановить делами. Мужчина, согласно шариату, должен, во-первых, ПРИЗНАТЬ СВОЕ ОТЦОВСТВО по отношению к внебрачному ребенку - каким бы ему это признание ни казалось позорным. Он должен дать ему СВОЮ ФАМИЛИЮ. Во-вторых, ребенок должен вступить в законные ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ. Естественно, отношение к нему со стороны отца должно быть абсолютно таким же, как и к своим "законным" детям, он должен и этого ребенка содержать. Словом, отец обязан восстановить все права ребенка, защищаемые исламом. И легализовать свою связь с ним - ислам вообще не поощряет какие-либо теневые отношения.


САМОУБИЙСТВА:

ПОРА  БИТЬ ТРЕВОГУ


Ermo ermolov:
- На днях похоронили соседского парня 18 лет, покончившего жизнь самоубийством. Парень был из вполне нормальной, благополучной семьи, единственный сын в семье. Никто до сих пор не знает, почему он так сделал. Я знаю, самоубийство почти во всех религиях - очень тяжкий грех. Может, многие не просвещены в религиозном плане, возможно, Министерству образования надо ввести новый предмет во всех школах - религиоведение, что ли… Недавно прочитал: 90 процентов людей, совершивших суицид, - вполне нормальные люди, и лишь 10 процентов - душевнобольные.

    - Да, в исламе (как, впрочем, и в христианстве, и в иудаизме) самоубийство осуждается и считается великим грехом. И существует даже шариатское правило: если среди населения растет число самоубийств, то используется принятая очень давно фатфа (юридическое решение), запрещающая читать заупокойную молитву по усопшим, добровольно ушедшим из жизни. Обычно молитва по самоубийцам читается, но духовенство идет на такой радикальный шаг, чтобы остановить других потенциальных самоубийц.

 



    И подобные случаи в Кыргызстане уже были. В 1992-1993 годах (времена, как помните, были очень тяжелые) в городе Балыкчи среди мужского населения произошел всплеск самоубийств. И тогда имам балыкчинской мечети отказался читать погребальную молитву по самоубийцам. Так он поступил, даже когда покончил с собой его близкий друг. Имама сильно осуждали - и родственники самоубийц, и его же родные. Но он был непреклонен. И через год-два количество самоубийств пошло на спад. Эти годы, правда, имам ещё и активно действовал - проводил среди населения разъяснительную работу, убеждая, что самоубийство - грех. Ведь, давая нам жизнь, Бог запланировал в ней и испытания. Которые мы обязаны преодолевать. И самоубийство считается неблагодарностью, вызовом, брошенным в лицо Богу, нарушением Его планов. Можно сказать, дезертирством. Но как бы человек ни пытался убежать от судьбы, он всё равно вернется к своему Творцу.
     Недавно наш аналитический центр "Религия, право, политика" провел исследование по всему Кыргызстану. Оно показало: именно сейчас мы переживаем очередной всплеск самоубийств среди молодежи. Причем с виду совершенно беспричинных. Некоторые молодые люди накладывают на себя руки даже из-за банальной ссоры с родителями, порой просто желая их попугать. Мне кажется, причина этого зловещего феномена в том, что наша молодежь стала слабой, её не научили решать даже малейшие проблемы. И я согласен с читателем: государству пора бить тревогу. Возможно, стоит открыть какой-то телефон доверия, привлечь к работе и психологов, и грамотных представителей духовенства. Надо срочно спасать молодое поколение!


Эрик:
- Понятно, что самоубийство все религии осуждают. Но вот, например, в годы Отечественной войны Ч. Тулебердиев по сути совершил самоубийство, но за своих товарищей. Как расценивается это в исламе?

     - С самоубийством не надо путать шахидизм - САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Все воины Великой Отечественной войны, закрывавшие собой амбразуры, бросавшиеся с гранатами под танки, направлявшие свои самолеты на эшелоны врага, были по сути шахидами. Здесь грань очень тонкая, главное - ЦЕЛИ самопожертвования. Шахидом считается человек, сознательно принявший смерть, защищая свою семью, свою родину. Непременно, подчеркиваю, в ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ, а не в наступательной войне. Сегодня вербовка и использование террористов-смертников превратились в целую индустрию, и очень многими исламскими учеными этот метод осуждается. Издано множество фатф, его запрещающих. Особенно недопустимым считается террор (в том числе с использованием смертников) против мирного населения.


О  ЧЕМ  СПОРЯТ


Дамир:
- В одной из прошлых статей уважаемый Кадыр Маликов, отвечая на вопросы об исполнении намаза в госучреждениях, разрешил с учетом обстоятельств делать масх (обтирать ноги) вместо омовения их. А недавно я увидел по телевизору выступление представителя муфтията, высказавшего по этому поводу критику в адрес Маликова и запретившего делать масх вместо омовения. У меня вопрос: если ислам один, то почему одни разрешают что-то, а другие запрещают? Есть ли в этом логика? И кто тогда прав и чьим высказываниям следовать?

    - Очень актуальный вопрос - эта тема, я знаю, сейчас очень бурно обсуждается среди верующих, идут большие споры. Давайте расставим все точки над "i". Начну с того, что никакого официального разрешения я не давал. С моей стороны (хотя я имею диплом факультета шариата Иорданского национального университета по специальности "исламская юриспруденция") было бы некорректным что-либо разрешать или запрещать - это прерогатива официального духовенства. В своих комментариях под заголовком "Вера и служба: конфликт неизбежен?", вызвавших эти споры, я лишь постарался показать гибкость инструментов шариата.
     Перед верующими то и дело возникают трудности в исполнении религиозных обрядов. Одна из целей шариата - облегчить им эту задачу. И из неизбежных зол выбрать наименьшее. Что лучше: пропустить молитву из-за невозможности совершить перед ней омовение, или прочитать её вовремя, сделав масх (омыть ноги дома, надеть чистые носки или чулки, а на работе перед намазом просто обтереть их водой)? Второй путь, о котором я рассказал, был принят в двух из четырех суннитских мазхабов (юридических школ) - Ханбалитском и Шафиитском, распространенных на Ближнем и Среднем Востоке.

 



    Мы, мусульмане Центральной Азии, придерживаемся Ханафитского мазхаба. Согласно этой школе, масх не разрешается. Впрочем, сложившаяся практика позволяет представителям одной школы в случае крайней необходимости действовать по правилам другой школы. Например, последователям Шафиитского мазхаба во время хаджа разрешается переходить, условно говоря, в Ханафитский мазхаб. И нам, ханафитам, разрешено в некоторых случаях брать инструментарий из других мазхабов. Главное - действовать в рамках шариата.
     Читатель недоумевает: почему в исламе существуют столь разные позиции? Исламу всегда был свойствен плюрализм юридических мнений, споры всегда шли и идут сейчас даже внутри одного мазхаба. Только благодаря этому и развиваются исламское право, исламская мысль. И обязанность верующего - не просто выслушать исламского ученого или имама и поверить ему, но и посмотреть на силу доказательств того или иного суждения. После чего - исходя из своего мироощущения, своего, если хотите, уровня - выбирать, чему следовать. Лично я от своих слов не отказываюсь, ибо рассматривал вопрос в рамках суннитских правовых школ. Но поскольку наша мусульманская община в силу разных причин пока не готова обсуждать и воспринимать эти спорные вопросы, любые дискуссии могут привести к смуте среди самих верующих. Поэтому я бы порекомендовал верующим не заострять внимания на этом моменте. И на вопрос: "А как же поступать?" - посоветовал бы, чтобы не возникало разногласий, придерживаться правил нашего Ханафитского мазхаба. А за разъяснениями спорных вопросов обращаться в отдел фатфы (законотворчества) муфтията.

Комментарии   

 
+1 #1 инволидностьЛяля 04.04.2015 13:40
грех ли получать деньги за инволиднось и при этом быть здоровым ?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить