Новости

спикер парламента тоже намерен баллотироваться в президенты Кыргызстана

Об этом 30 июня на пресс-конференции сообщил сам Чыныбай Турсунбеков.

Подробнее...

президент Атамбаев:

"На водку граждане всегда деньги найдут, а на страхование 50 сомов нет".

Подробнее...

президент Атамбаев вручил ключи от квартир спасателям МЧС

Подробнее...

Что же вёз разбившийся Боинг?

Временная депутатская комиссия Жогорку Кенеша по определению принадлежности грузов, перевозимых на борту «Боинга-747», потерпевшего крушение 16 января 2017 года, завершила свою работу.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с председателем Госумы России В.Володиным

Подробнее...

председатель Госдумы России:

"Не на выгоде строятся отношения Кыргызстана и России, а на взаимовыручке".

Подробнее...

в Москве кыргызстанец изнасиловал соотечественницу

Ещё двое снимали это на видео и угрожали девушке выложить запись в Интернет.

Подробнее...

вынесен приговор делу о взрыве в Посольстве КНР в Бишкеке

Первомайский районный суд Бишкека признал всех подсудимых — Хасамидина Исмаилова, Хикматилло Абдулажанова и Куназим Мансирову — виновными в совершении теракта на территории дипломатическиой миссии.

Подробнее...

интерактивный Иссык-Куль

Запущена интерактивная карта с достопримечательностями Иссык-Кульской области.

Подробнее...

классика под небом


В Бишкеке 28 и 29 июня пройдёт III международный фестиваль классической  музыки под открытым небом TENGRI music 2017.

Подробнее...

в Бишкеке презентуют изданную в Москве книгу «Кыргызы»

Подробнее...

государственный визит президента Кыргызстана в Россию завершился

Алмазбек Атамбаев ответил на вопросы журналистов.

Подробнее...

священный праздник

Поздравление президента Алмазбека Атамбаева с праздником Орозо айт.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Татарстана

Подробнее...

президент Атамбаев прибыл в город Казань Республики Татарстан

Подробнее...

МИД КР прокомментировал возможное участие военнослужащих в Сирии

Участие кыргызских военных в боевых действиях в Сирии на переговорах в Москве во время государственного визита Алмазбека Атамбаева в Россию не обсуждалось.

Подробнее...

президент Атамбаев посетил музей археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН

Подробнее...

в Кыргызстане запретили продажу энергетических напитков несовершеннолетним

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Башкортостана

Подробнее...

Президент Атамбаев посетил Московскую Соборную мечеть и встретился с Председателем Совета муфтиев России

Подробнее...

в суде по делу Текебаева приступили к рассмотрению дела по существу

Гособвинитель зачитал своё заключение.

Подробнее...

в суд по делу О.Текебаева пришла Роза Отунбаева - на допрос

Подробнее...

Свеча памяти


В Бишкеке прошла акция «Свеча памяти 1941–1945», организованная общественным фондом «Ветераны 365».

Подробнее...

"Кыргызский язык — всемирное достояние, а английский подождет",

-  заявил на встрече с соотечественниками президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, находящийся с визитом в Москве.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с соотечественниками, проживающими в России

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ - на вопросы читателей отвечает эксперт Кадыр Маликов.

 

    - Ислам однозначно поощряет науку. Не случайно именно в лоне ислама еще в древности появилось такое светило медицины, как ибн Сина. Но какое имеют  отношение к НАУКЕ всевозможные "нетрадиционные целители" - большой вопрос. Недавно в одной из бесед мы говорили о них подробно. Есть, конечно, среди них люди, пользующиеся методами лечения, разрешенными исламом, - лекарственными травами, молитвами и т.д. Но есть и откровенные шарлатаны. А есть  - если называть вещи свои именами - и колдуны, практикующие черную магию. Читатель прав: маскироваться они могут самыми современными, наукообразными и красивыми терминами, но суть от этого не меняется. И обращение к ТАКИМ целителям исламом, конечно, осуждается.

 

Судьбу людей знает только Бог. Но своим
знанием может с ними поделиться.
 

    Стоит сказать особо про так называемых прорицателей и ясновидящих. Сами эти термины подразумевают, что люди, которых так называют, способны видеть и знать то, что не видят и не знают другие смертные. Но, согласно исламской теологии, судьбу человека знает только Бог. А если "ясновидящие" и получают некую "эксклюзивную" информацию - то от сил параллельного мира, выражаясь научно. То есть в исламской версии - от джиннов - нечистых сил. Которые, разумеется, заинтересованы дать эту информацию человеку ему же во вред.
Впрочем, любой человек может получать откровения о будущем. Есть хадис, где Пророк предрекал: "Я уйду, но Бог оставит вам часть пророчеств - через сны". Именно через ВЕЩИЕ СНЫ Бог может нас предупреждать о чем-то. Видят их, что примечательно, как верующие, так и неверующие. И в Библии, и в Коране упоминаются сны, приснившиеся язычнику-фараону, которые ему растолковывал Иосиф. Вещие сны, наверняка, видели и многие читатели или их близкие. Вспомните, например: не получал ли кто-нибудь из ваших родственников перед смертью во сне известие, что ему пора уходить? Многим из вас наверняка знакомо и такое понятие, как ШЕСТОЕ ЧУВСТВО: предчувствие, озарение, неожиданное решение, словно подсказанное кем-то извне. Это - ВНУШЕНИЕ ОТ БОГА - еще один способ, с помощью которого Всевышний доводит до нас полезную нам информацию. 
    Так что заглянуть в будущее удается и смертному - когда ему это дозволяет Бог. Но чересчур зацикливаться на этой теме читателям не советую. Если человек начнет всюду искать некие знаки, посылаемые ему свыше, он может стать рабом обыкновенных суеверий. Что ислам порицает, ибо это ограничивает свободу человека.


НА ЗУБРЕЖКЕ ИМЕН

В РАЙ НЕ ВЪЕДЕШЬ


Марат, 38 лет:
    - Сколько имен у Бога? Дело в том, что на входе в центральную мечеть висит объявление: отправь SMS и узнаешь все 99 имен Бога. А будешь знать их наизусть - обязательно попадешь в рай. Неужели это правда?
    -  Речь идет скорее о КАЧЕСТВАХ Бога, которые в исламе также считаются его именами. Всего их - сто, но известны лишь девяносто девять, сотое является для человека тайной. Все эти имена-качества начинаются с приставок "аль", "ар", "ас", "аш", "ат". Они означают, что эти качества - именно Бога, а не человека. Поэтому в исламе запрещено давать людям имена, начинающиеся с этих приставок. Человека, скажем, могут назвать Рахманом (что означает "милостивый" - это качество ведь может быть присуще и человеку), но никогда не назовут Ар-Рахманом - это уже имя Бога. А, например, человеческое имя Малик означает "царь". Но смертного никогда не назовут Аль-Маликом - это уже имя царя Вселенной, Бога.

 



    Теперь относительно "прямой дороги в рай". Да, действительно, у Пророка есть такой хадис. Но посудите сами - разве было бы справедливым, если бы любому, выучившему эти 99 имен, был бы автоматически гарантирован рай?! Эдак любые нераскаявшиеся преступники, сидящие в тюрьме, отправили бы SMS, получили этот список, выучили бы его наизусть (благо свободного времени у них достаточно) и были бы спасены. Нет, речь идет о другом. У Бога есть качества, которые он хотел бы видеть у созданных им и верующих в него людей. К этому верующие и должны стремиться, познавая Бога (в том числе через Его имена), познавая самого себя, совершенствовать себя - тем самым приближаясь к раю. Который, замечу, Бог до Судного дня никому стопроцентно не гарантирует.
     Понятно, что авторы этого объявления пошли по наиболее легкому пути, что эта формулировка - не более чем рекламный трюк. Но у не очень образованных верующих может сложиться мнение, что через эти SMS чуть ли не продаются индульгенции. Нынешняя коммерциализация ислама - отдельная и непростая тема. Зарабатывание таким образом денег нельзя однозначно осуждать. Но беда в том, что некоторые бизнес-структуры явно перегибают палку, вводя в заблуждении верующих.


ВОТ  ОНИ -

99 ИМЕН-КАЧЕСТВ

БОГА  В  ИСЛАМЕ


1. Аллах (Бог)
2. Аль-Ахад (Единственный)
3. Аль-А'ля (Всевышний)
4. Аль-Акрам (Наищедрейший)
5. Аль-Илах (Божество)
6. Аль-Авваль (Первый)
7. Аль-Ахир (Последний)
8. Аз-Захир (Явный)
9. Аль-Батин (Сокрытый)
10. Аль-Бари (Создатель)
11. Аль-Барр (Добродетель)
12. Аль-Басыр (Видящий)
13. Ат-Тавваб (Принимающий покаяния)
14. Аль-Джаббар (Могучий)
15. Аль-Хaфиз (Всепомнящий)
16. Аль-Хасиб (Требующий отчета)
17. Аль-Хафиз (Хранитель)
18. Аль-Хафи (Радушный, Снисходительный)
19. Аль-Хакк (Истинный)
20. Аль-Мубин (Очевидный)
21. Аль-Хаким (Мудрый)
22. Аль-Халим (Выдержанный)
23. Аль-Хамид (Достославный)
24. Аль-Хейй (Живой)
25. Аль-Кайум (Вечный властелин)
26. Аль-Хабир (Всеведущий)
27. Аль-Халик (Творец)
28. Аль-Халлак (Созидатель)
29. Ар-Рауф (Сострадательный)
30. Ар-Рахман (Милостивый)
31. Ар-Рахим (Милосердный)
32. Ар-Раззак (Наделяющий уделом)
33. Ар-Ракиб (Наблюдающий)
34. Ас-Салам (Безупречный)
35. Ас-Сами' (Слышащий)
36. Аш-Шакир (Признательный)
37. Аш-Шакур (Благодарный)
38. Аш-Шахид (Свидетель)
39. Ас-Самад (Совершенный и ни в чем не нуждающийся)
40. Аль-'Aлим (Знающий)
41. Аль-'Азиз (Могущественный, Великий)
42. Аль-'Азым (Великий)
43. Аль-Афувв (Снисходительный)
44. Аль-'Алим (Всезнающий)
45. Аль-'Али (Высокий)
46. Аль-Гаффар (Всепрощающий)
47. Аль-Гафур (Прощающий)
48. Аль-Гани (Богатый)
49. Аль-Фаттах (Дарующий блага)
50. Аль-Кaдир (Сильный)
51. Аль-Кахир (Одолевающий)
52. Аль-Куддус (Святой)
53. Аль-Кадир (Всевластный)
54. Аль-Кариб (Близкий)
55. Аль-Кави (Всесильный)
56. Аль-Каххар (Всемогущий)
57. Аль-Кабир (Большой)
58. Аль-Карим (Великодушный)
59. Аль-Латыф (Добрый, Проницательный)
60. Аль-Му'мин (Оберегающий)
61. Аль-Мута'али (Превознесшийся)
62. Аль-Мутакаббир (Гордый)
63. Аль-Матин (Крепкий)
64. Аль-Муджиб (Внимающий)
65. Аль-Маджид (Славный)
66. Аль-Мухит (Всеобъемлющий)
67. Аль-Мусаввир (Дарующий облик)
68. Аль-Муктадир (Всемогущий)
69. Аль-Мукит (Дарующий пропитание)
70. Аль-Мaлик (Царь)
71. Аль-Малик (Властелин)
72. Аль-Маула (Господин)
73. Аль-Мухеймин (Попечитель)
74. Ан-Насир (Помощник)
75. Аль-Вахид (Единственный)
76. Аль-Варис (Наследник)
77. Аль-Васи' (Всеобъемлющий)
78. Аль-Вадуд (Любящий)
79. Аль-Вакиль (Доверенный)
80. Аль-Вали (Покровитель)
81. Аль-Ваххаб (Дарующий)
82. Аль-Джамиль (Прекрасный)
83. Аль-Джаввад (Щедрый)
84. Аль-Хакам (Справедливый судия)
85. Аль-Хайи (Стыдливый)
86. Ар-Рабб (Господь)
87. Ар-Рафик (Мягкий, Добрый)
88. Ас-Суббух (Безупречный)
89. Ас-Сейид (Господин)
90. Аш-Шафи (Дарующий исцеление)
91. Ат-Тейиб (Благой)
92. Аль-Кабид (Удерживающий)
93. Аль-Басыт (Радующий)
94. Аль-Мукаддим (Ускоряющий)
95. Аль-Муаххир (Откладывающий)
96. Аль-Мухсин (Добродетельный)
97. Аль-Му'ты (Одаряющий)
98. Аль-Маннан (Милостивый, Щедрый)
99. Аль-Витр (Единственный)



ВЫБИРАЙ: ЛИБО В ИСЛАМЕ,

ЛИБО В ОПГ


Эльмира, г. Бишкек:
     - Мода на ислам сегодня охватила даже криминальный мир. Как ислам относится к преступникам, которые становятся очень религиозными, оставаясь при этом в преступных группировках?
   - Так называемая ситуативная религиозность исламом осуждается, ибо она близка к лицемерию. Вера должна обязательно подкрепляться делами - раскаянием и исправлением в хорошую сторону. Человек, не покончивший с преступным прошлым, но заявляющий о своей религиозности, совершает сильнейший грех. Ведь его действия бьют по авторитету ислама - и даже в какой-то степени по авторитету Бога.

Ислам и бандитизм так же несовместимы,
как детали наряда этих ближневосточных "братков".
 

     - Известно немало случаев, когда разбойники жертвуют с награбленного мечети, считая, что такими образом искупают грех совершенного преступления. Они правы?
    - Конечно же, нет! Садака (пожертвование) с награбленного Богом не принимается: доход, полученный запретным способом, не благословенный, а ПРОКЛЯТЫЙ. Такое пожертвование - не просто бессмысленный, пустой поступок, он еще и усугубляет грех - вдвое-втрое. Ведь это - КОЩУНСТВО. Разбой, кстати, в исламском праве считается одним из тягчайших преступлений. В древние времена разбойников подвергали одной из самых страшных казней - распятию. По ним запрещалось читать заупокойную молитву.
     Некоторые представители криминального мира, возможно, вполне искренне хотят приобщиться к исламу. Что же, дверь в ислам открыта для всех. Но существует жесткое правило - нельзя одной ногой стоять в грехе, а другой - в исламе. Надо выбирать - либо жить по "понятиям", либо по исламу.


НЕВЕСТКА И СВЕКРОВЬ:

У  КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ?


Нурдин:
     - Как по исламу должны выстраиваться отношения между невесткой и матерью мужа (кайнене)? У нас, кыргызов, на сей счет существуют некоторые стереотипы - такие же, как и у русских в отношениях с тещей.
    - Да, вопрос актуальный… Поясню, о чем речь, для тех, кто не в курсе. Действительно, принято считать, что кайнене (свекровь) должна держать невестку в строгости, придавливать ее, что ли. Соответственно и многие невестки недолюбливают матерей своих мужей, считая, что те постоянно вмешиваются в их дела. Ну точь-в-точь, за что русские зятья недолюбливают тещ, - если верить многочисленным анекдотам, - хотя в жизни все обстоит несколько иначе. Взаимоотношения невестки и кайнене (тоже, кстати, нашедшие отражение в анекдотах) - во многом такой же стереотип. Но проблема, конечно, существует.

 



     В исламе этот вопрос решен просто и ясно - есть аяты Корана, прямо говорящие о почитании родителей. Причем о РАВНОМ почитании - как своих родителей, так  и родителей мужа или жены. При этом и родители должны ОДИНАКОВО любить - как своего сына или дочь, так и зятя или невестку. Не забывайте, что одни из главных принципов ислама - РАВЕНСТВО всех людей в правах и ГАРМОНИЯ. Ислам не дает, скажем, свекрови прав больше, чем невестке. Но и обязанности он распределяет так же гармонично.
     Дело еще в том, что бесправие кого-либо из членов семьи порождает новую несправедливость. Скажем, невестка сама со временем становится кайнене и начинает относиться уже к своей невестке так же, как свекровь относилась к ней самой. Получается какой-то порочный круг, как дедовщина в армии. Этот круг необходимо разорвать. Случается, кайнене в самом деле любит свою невестку, как родную дочь, и рада бы относиться к ней ласково, но… Соседки или родственницы наседают: "Что-то ты слабо невестку держишь, вот посмотри, как я свою держу". И свекрови приходится, что называется, держать марку. Но это уже - показуха, которая сродни лицемерию. Вести себя не так, как предписано по шариату, а так, чтобы кому-то понравиться, - такое поведение в исламе порицается.
     Но и детям, замечу, следует помнить такое положение ислама: как вы относитесь к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам. В этом круговороте - суть справедливости по исламу.


ОПЛАКИВАТЬ,

НО НЕ ПРИЧИТАТЬ


Дамир, житель Бишкека:
    - Разрешает ли ислам плакать по умершему?
     - Да, по шариату разрешается оплакивать умершего, скорбеть по нему. Даже у Пророка шли из глаз слезы, когда умер его сын Ибрахим. Его сподвижники тогда удивились и обратились к Мохаммаду: "Ты пророк - и ты плачешь?!". "Я плачу из-за разлуки, из-за расставания", - ответил тот. Ведь плачем же мы, когда провожаем в путь  близких, - даже зная, что разлучаемся хоть надолго, но не навсегда… Плакать можно, но делать это надо тихо. Что запрещено - так это кричать, причитать и уж тем более корить, обвинять Бога за то, что он забрал близкого вам человека. Ведь его смерть предписана изначально - это первое. Второе - все верующие верят в загробную жизнь. И не пристало им впадать в отчаяние, как неверующим, для которых жизнь прекращается со смертью вообще. Причитания "для показухи" (чем нередко является кошок - кыргызский народный обычай) по шариату запрещены еще и потому, что они близки к лицемерию - считающемуся в исламе серьезным грехом. И уж тем более порицается коммерциализация этого обычая: не секрет, что многие плакальщицы и плакальщики сегодня выполняют эту работу за деньги.


НЕ ПЛАТИШЬ АЛИМЕНТЫ -

НА ТОМ СВЕТЕ ПОПЛАТИШЬСЯ


Мадина, 26 лет, жительница Бишкека:
    - Бывший муж не выплачивает детям алименты, я уже через судоисполнителей пытаюсь их выбивать, да все без толку. И таких брошенных детей, и таких отцов (как их земля носит?!) сейчас очень много. Скажите, как к ним относится ислам, какое их ждет наказание? И еще - какое наказание ожидает свекровок (да и вообще любых членов семьи), которые разрушают брак?
    - Отец по шариату ОБЯЗАН содержать своих детей - хочет он этого или не хочет, живет он с семьей или бросил ее. Если он этого не делает, то наказание получит обязательно - если не на этом, то на том свете. Это - однозначно. К сожалению, не все об этом задумываются. Такова уж сущность человека - жить сегодняшним днем, искать сиюминутную выгоду, не задумываясь о последствиях.
    Что касается ответственности за разрушение семьи, то здесь дать ответ сложнее. Заключать брак мусульмане должны, лишь имея твердое намерение (по крайней мере, на тот момент) - создать семью НАВЕЧНО. Да, обстоятельства могут потом сложиться по-разному. Одну семью необходимо сохранить любым путем, а для другой наилучший выход - развод. Поэтому развод в исламе разрешен. Но, как сказано в хадисе Пророка, из всех разрешенных действий развод - то, которое Бог, разрешая, одновременно больше всего ненавидит. Поэтому в шариате и существует множество механизмов по примирению ссорящихся супругов и сохранению семьи. Основную ответственность за сохранение семьи несет, опять же, ее глава - муж и отец. Да, практически всегда влиять на взаимоотношения супругов пытаются их родители - чем, случается, способствуют разрушению семьи. Но перекладывать всю ответственность на них тоже не стоит. Всё ли сделали вы для того, чтобы не поддаваться негативному влиянию извне? Всегда ли старались уважать своего мужа (или свою жену), всегда ли умели прощать?
     Разрушение чужой семьи (особенно, сознательное, преднамеренное) в исламе считается одним из тягчайших грехов. Но кто виноват в этой трагедии больше - в этом только Бог разберется на Судном дне. Справедливость будет обязательно восстановлена, и каждый ответит за свою причастность к разрушению семьи до веса, что называется, пылинки. Поэтому лучше исправлять свои ошибки на этом свете…  Если есть еще возможность.


СЕМЬЯ - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ!


Багдад, 22 года:
    - Обязательно ли все верующие должны ходить на даават - к чему призывают в мечети? А что тогда будет с их семьями? Многие знакомые ушли "делать даават", а их семьи рыдают голодные…
    - Эту тему мы подробно уже освещали. "Даават Таблиг" - всего лишь одно из религиозных движений, считающее, что призывать к исламу нужно, непременно обходя дома мусульман или пускаясь в дальнее странствие. Но осуществлять ПРИЗЫВ  (так с арабского переводится слово "даават") именно таким способом - вовсе не обязанность каждого мусульманина. На самом деле дааватом в широком смысле этого слова можно заниматься, просто являясь ОБРАЗЦОМ ПОВЕДЕНИЯ для окружающих. Верующий человек честен в торговле, профессионально делает свою работу, поступает справедливо, прилично одевается - все это и есть даават. Беря с такого человека пример, люди тянутся и к исламу.
     И ещё. Согласно шариату, первая обязанность (фарз) верующего - ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЮ СЕМЬЮ. Именно со своей семьи начинается даават. И, между прочим, даже по кодексу поведения членов "Даават Таблиг" уходить на осуществление призыва по методологии этого движения можно, лишь предварительно обеспечив семью деньгами, заработанными честно.


‘’СУХОЕ‘’  ОМОВЕНИЕ:

ЕСЛИ  ПРИЖМУТ 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА


Daniyar:
    - Можно ли читать заупокойную молитву (жаназа-намаз), сделав, если нет воды, вместо омовения таямум - "омовение" песком или землей? Как это правильно делается? У нас вышел спор по этому поводу.
    -  Да, шариат в порядке исключения разрешает читать заупокойную молитву без совершения омовения водой - во-первых, если нет воды, а во-вторых - в силу обстоятельств. Эти обстоятельства могут быть, например, такими. Вы приехали на похороны, все уже на молитву становятся, и пока вы будете искать воду и делать омовение, жаназа-намаз уже закончится. А ведь это особая молитва: человек уходит из жизни только раз, и долг верующего - проводить его этой молитвой. Поэтому  разрешается, как правильно написал читатель, делать таямум. Совершается он следующим образом. Вы находите чистый участок земли. Если и его нет - подойдет пыль (даже на вашей одежде), либо стена здания. Закатите рукава до локтей, сделайте “намерение”, скажите: "Во имя Бога", ударьте ладонями по поверхности земли (по одежде, по стене), протрите ими лицо, повторите удар ладонями и проведите каждой ладонью по второй руке от локтя до кисти. Все - после этого можете читать молитву. Но имейте в виду: как только у вас появилась вода - таямум перестает действовать. Совершать омовение для молитвы вам нужно заново.

 



    Такие исключения допускаются только для заупокойной молитвы, а также для двух праздничных намазов -  на Орозо айт и Курбан айт: ведь эти праздники бывают только раз в году. Этим исключением не пользуется жума-намаз - пятничная молитва. Поскольку ее можно заменить полуденной молитвой.

Асан Кайгы, житель села Ат-Баши (Нарынская  область):
    - Замечательная у вас рубрика! А у меня очень важный для мусульманина вопрос. Омовение положено делать после полового акта - оно называется гусулом. Если этого, полного омовения, не сделать, то человек считается грязным: нельзя заходить в мечеть, совершать намаз и даже дотрагиваться до Корана. Но где-нибудь в Аравии хорошо - всегда жарко и вода теплая. А у нас в Ат-Баши - морозы до минус 30, люди зимой живут в одной отапливаемой комнате, несколько поколений, бывает, спят вместе. Вода холодная. И совершать гусул очень трудно. Многие из-за этого начинают болеть, мужчины подхватывают простатит. А другие просто перестают читать намаз - потому что грязные. Послушал бы меня сейчас ваш эксперт - просто смеялся бы, как над Петросяном. Но для нас это очень серьезная проблема. Как быть в такой ситуации? Баню топят раз в неделю, в пятницу, но что делать до пятницы?
    - Смеяться не над чем, проблема в самом деле серьезная - особенно для жителей глубинки. Отвечу так: цель шариата - не усложнить, а облегчить и жизнь верующих, и исполнение ими религиозных обрядов. Омовение (как и гусул) - само по себе не обязанность, а всего лишь необходимое условие для исполнения обязательной молитвы. И шариат (наша Ханафитская школа, в частности) разрешает вместо омовения совершать таямум, о котором мы только что говорили. Исключительные случаи, помимо отсутствия воды, могут быть такими: вода есть, но ее мало, хватает только для питья; вода есть, но очень холодная - омываясь ею, вы рискуете заболеть или усугубить болезнь. Как видите, пример читателя из Ат-Баши вполне под эти исключения подходит. Но надо учитывать следующее. Для таямума, на что указывает Коран, годится только то, что выходит ИЗ ЗЕМЛИ, и то, что НЕ ГОРИТ - песок, пыль, известь и т.д. Если ничего этого нет (все вокруг, например, покрыто снегом), то пыль на одежде можно даже представить. Ведь омовение - это всего лишь ритуал, это символ повиновения Богу.
     Единственное, что может "испортить" таямум, сделать его недействительным - так это посещение вами туалета перед молитвой. И еще: как только у вас появилась теплая вода, вы должны совершить полное омовение, которое не совершали раньше, - сам факт появления условий для гусула также делает таямум недействительным. Кроме того, нужно учесть: ислам - религия физической чистоты человека. Поэтому мусульманину надо стараться мыться хотя бы раз в неделю.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить