Новости

задержан замначальника СИЗО-1

29 марта сотрудники ГКНБ Кыргызстана при получении взятки задержали заместителя начальника СИЗО-1 Бишкека, подполковника внутренней службы Э.Ш.

Подробнее...

апрель в Кыргызстане будет тёплым

В Кыргызстане апрель будет тёплым, средняя месячная температура воздуха ожидается около климатической нормы.

Подробнее...

глава "Ата Мекена" останется под арестом

Верховный суд Кыргызстана оставил Омурбека Текебаева под стражей до 25 апреля. Решение принято 29 марта.

Подробнее...

по факту мародёрства задержан экс-депутат ЖК КР Р.Тологонов

Подробнее...

президент Атамбаев принял И.Карыпбекова

Президент КР Алмазбек Атамбаев сегодня, 28 марта, принял генерального директора Общественной телерадиовещательной корпорации страны Илима Карыпбекова.

Подробнее...

уголовное дело по фактам мародёрства в 2010 году передали в ГКНБ КР

Генеральная прокуратура Кыргызстана передала уголовное дело по фактам мародёрства в Бишкеке во время апрельских событий 2010 года в ГКНБ для дальнейшего расследования. Об этом сообщила ее пресс-служба.

Подробнее...

от двух до пяти суток ареста получили 48 митингующих 25 марта

Подробнее...

С 1 апреля паспорта граждан Кыргызстана образца 1994 года недействительны

Подробнее...

опять похолодает

По Кыргызстану 2-4 апреля ожидаются дожди, переходящие в снег, заморозки.

Подробнее...

предъявлено обвинение А. Шыкмаматову

Следствием избрана мера пресечения в отношении него в виде подписки о невыезде.

Подробнее...

возбуждены уголовные дела

в отношении 12 участников митинга возле ГКНБ КР.

Подробнее...

Бюст Чокморова установили в вузе Санкт-Петербурга

Подробнее...

в этом году набора в "суворовское училище" в Бишкеке не будет


В военном лицее имени Даира Асанова запланирована масштабная реформа.

Подробнее...

российские штурмовики Су-25СМ

перебазированы из авиабазы "Кант" на учение в Таджикистан.

Подробнее...

Илим Карыпбеков выписался из больницы

Главу Общественной телерадиокорпорации (КТРК) Илима Карыпбекова в субботу 24 марта выписали из больницы.

Подробнее...

105 человек задержаны в Бишкеке за нарушение общественного порядка на митинге

Подробнее...

Садыр Жапаров до конца срока следствия помещён в СИЗО-1

Избрана мера пресечения экс-депутату, оппозиционеру Садыру Жапарову. Об этом сообщает ГКНБ Кыргызстана.

Подробнее...

президент Кыргызстана в честь годовщины мартовской революции посадил клён

Подробнее...

в Кыргызстане выбрали 20 городов, развитие которых станет приоритетным

Правительство Кыргызстана сегодня представило концепцию развития регионов.

Подробнее...

Пусть над Кыргызстаном всегда будет мирное небо!

Обращение Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в связи с годовщиной Народной революции 24 марта 2005 года.

Подробнее...

Атамбаев и Лукашенко по телефону обсудили интеграцию в ЕАЭС

Подробнее...

в Кыргызстан прилетит легендарный шахматист Анатолий Карпов

Подробнее...

ГКНБ КР прокомментировал заявление партии "Ата Мекен":

"По уголовному делу в отношении О.Текебаева получены достаточные и неопровержимые  доказательства".

Подробнее...

арестованы банковские счета Zanoza.kg и "Азаттыка"

Судья Ленинского районного суда Бишкека Жылдыз Жумабаева вынесла определение суда об аресте счетов ОФ "ПроМедиа" (сайт Zanoza.kg) и учреждения "Азаттык медиа" (сайт azattyk.org) в банках Кыргызстана.

Подробнее...

оштрафована на 6,6 млн рублей

московская типография, в которой при пожаре погибли 12 кыргызстанок.

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ

     - Забавный вопрос, просто не устаю удивляться фантазии некоторых верующих… Первое. Не может являться харамом тот или иной продукт лишь на том основании, что "его придумали" представители какой-либо нации - дискриминации по национальному признаку в исламе не существует, перед Богом все равны. Второе. Вся пища  "людей Писания", в число которых входят и христиане с иудеями, для мусульман однозначно является халалом (за исключением свинины и венозной крови животных). Можно привести примеры из истории. Когда арабы только начали выезжать на учебу и работу в Европу (где тогда ещё не существовало халал-индустрии), перед ними встала проблема: чем питаться? Тогда специалисты по шариату порекомендовали им смело пользоваться услугами еврейских ресторанов и магазинов: кошерная кухня абсолютно соответствует халал-кухне.

     Что касается кока-колы и пепси-колы, то даже на арабском Востоке одно время ходили байки: если прочитать названия этих напитков наоборот, на арабском языке, то якобы получится: "Нет Мекки, нет Мохаммада". Но это были чистейшие домыслы. А в исламе утверждения о том, является продукт халалом или харамом, надо подкреплять аргументами из текстов - Корана или сунны Пророка. Самовольно запрещать одобряемое или разрешенное Богом - такой же грех, как разрешать запрещенное. Ведь тем самым человек берет у Бога право быть высшим судьей.

    Другой вопрос, что время от времени появляются утверждения, что такие напитки, как кока-кола и пепси-кола, содержат вещества, вредные для здоровья - хоть мусульман, хоть представителей других религий. Что же, если продукт вредит здоровью, то он может быть объявлен харамом - поскольку в Коране существуют аяты, запрещающие верующему "вести себя к погибели". Но для этого должны быть веские основания. Если, скажем, медики проведут официальную экспертизу и докажут, что эти напитки чрезвычайно опасны, то исламскими учеными может быть издана фатфа (юридическое заключение) о запрете их употреблять. Но пока такой фатфы нет, поэтому объявлять кока- и пепси-колу  харамом никто не вправе.


НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ:

КАК  ЖИТЬ?


Айсулуу:
    - Я - незаконнорожденная, живу с мамой, отец - в другой стране. Как это обстоятельство может на мне отразиться? Что нужно сделать для того, чтобы стать законнорожденным ребенком?

    - Трудно ответить однозначно. Исправить ситуацию по шариату может лишь один человек - ваш отец. Если признает свое отцовство (и, соответственно, ваши права наследования) и даст вам свою фамилию. Вы же сами сделать ничего не в силах: рождение вне брака - уже свершившийся факт, а прошлое, как вы знаете, изменить невозможно.
    Но вам стоит осознать главное. Ваша "незаконнорожденность" - это с точки зрения ислама ПРОБЛЕМА НЕ ВАША, а ваших родителей. Именно на них, о чем мы говорили в предыдущих беседах, лежит ответственность за ваше рождение вне брака. Грех ляжет и на того, кто попытается попрекнуть вас "незаконным" рождением. На вас же ответственности нет АБСОЛЮТНО НИКАКОЙ. Вы - свидетель греха, его жертва, даже, грубо говоря, "продукт". И на вас это обстоятельство абсолютно НИКАК НЕ ОТРАЗИТСЯ - с точки зрения ответственности. В исламе все имеют равные права - независимо от "законного" или "незаконного" рождения.
    Поэтому, Айсулуу, не зацикливайтесь на этой проблеме, не считайте себя "незаконнорожденной". Это - не статус. Настоящий ваш статус перед Богом - КТО ВЫ ЕСТЬ СЕЙЧАС? Насколько вы состоялись как личность, насколько стали богобоязненной, насколько правильно сможете воспитать своих детей - вот за что вам предстоит отвечать. Живите не прошлым, а настоящим и будущим. Удачи вам!


‘’НЕЧИСТОЙ’’ ЗЕМЛИ

НЕ  БЫВАЕТ


Артур, житель Бишкека:
     - В одном из пригородов Бишкека сейчас строят мечеть на месте… бани. Можно ли строить такие здания где попало, или всё-таки под мечеть нужна какая-то особая земля, чистая, что ли?

    - В исламе нет таких понятий, как "чистая" или, скажем, "нечистая", "оскверненная" земля. Такие понятия  считаются суеверием. Скверна в исламе - это духовно-нравственное понятие, оскверниться может не земля, а сами люди. В Коране сказано: ВСЯ ЗЕМЛЯ - это мечеть, храм Бога.
    Согласитесь, мы с вами не знаем и не можем знать, что было на месте, где мы сейчас с вами находимся 50, 100, 200 лет назад. И этот вопрос для ислама совсем несущественный. Поэтому мечети - с теологической точки зрения - можно строить, где угодно. 


РАЗОРИТЕЛЬНЫЕ   ПОМИНКИ:

КОМУ  ОНИ  НУЖНЫ?


Тыныч, житель Бишкека:
     - Я только что вернулся с поминок, и у меня - под их впечатлением - возникло сразу несколько вопросов. Поминки у нас, как правило, проводят, арендуя кафе или ресторан. И вот что получается. Всю ночь там лилась рекой водка, гремели танцы, всякие безобразия творились. А утром по заказу других клиентов накрывают столы для поминок, приходят люди, мулла читает молитву… Но принимается ли она Всевышним?! Чисто ли само это помещение - после того, что в нем накануне творилось?
    - Молитва, безусловно, принимается - если её читают с чистым сердцем и с намерением донести её до Бога. Если смотреть только лишь на условия, то и на базарах (где и воруют, и обвешивают покупателей) нельзя молиться! Но ведь сейчас почти на каждом базаре мечеть стоит. Есть, конечно, специфические места, где молиться запрещено (туалеты, бани), но такие заведения, как кафе, к ним не относятся. Было бы неплохо, если бы у нас существовали в каждом районе специальные помещения для таких мероприятий или халал-кафе - в них, конечно, проводить поминки было бы этичнее. Но пока их нет, нужно исходить из обстоятельств, из того, что имеем. Цель ислама, что я уже не раз подчеркивал, заключается в том, чтобы не усложнить, а облегчить жизнь верующих.


    - Ещё на поминках стараются поскорее молитву прочесть - за полминуты: так покушать спешат. Разве это правильно - ведь читать надо не меньше получаса?
    - Есть хадис: если читается групповая молитва, то имам не должен её чересчур растягивать. Ведь поистине, говорил Пророк, среди вас есть и больные, и немощные, и голодные. Молишься в одиночку - пожалуйста, можешь молиться хоть полчаса. В нашем же случае можно молитву и сокращать - в зависимости от аудитории. Главное - обращение к Богу, причем искреннее. Читать молитву, а думать о еде - это, конечно, не совсем прилично.

 



    - И ещё, у нас поминки превратили в соревнование: если кто-то устроил их на триста человек, то я должен - на пятьсот. А средние поминки сегодня обходятся тысячи в четыре долларов! Не зря есть пословица: хочешь всю жизнь в долгах прожить - живи по-кыргызски. А как должны проводиться поминки по шариату?
    - Вы затронули проблему, серьезность которой у нас все понимают, но решить до сих пор не могут, ссылаясь на "народные традиции". Рассмотрим её с точки зрения шариата. Во-первых, в исламе осуждается исраф - что можно перевести как РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ. Чрезмерно пышные поминки, устраиваемые их организатором с намерением, как вы сказали, с кем-то посоревноваться, входят в это понятие. Во-вторых, разберемся, в чем смысл поминок. Это - не что иное, как садака, милостыня. Накормить людей, раздать, быть может, им деньги, одежду - словом, совершить благодеяние, чтобы оно зачлось душе усопшего, пополнило "список" его добрых дел - вот в чем смысл. Организатор поминок, конечно, чаще всего преследует именно такую цель. Но если одновременно он преследует другую цель - похвастаться, скажем, перед людьми, то тем самым он совершает малый ширк. Это понятие  в широком смысле означает многобожие. А в данном случае ширк состоит в том, что человек пытается сделать Бога соучастником в своих намерениях. Тем самым как бы ставя себя вровень с ним.
    Подобное, кстати, мы часто наблюдаем и при строительстве мечетей. С одной стороны, человек, вкладывающий в строительство деньги, хочет угодить Богу, но с другой - поднять свой социальный или политический статус. Хочет, к примеру, стать депутатом и стремится таким образом завоевать симпатии избирателей. Хочет славы, положительного имиджа. То есть вплетает в богоугодное дело свой личный интерес, пытается даже, можно сказать, войти к Богу в соучастники.  В исламе это считается сильнейшим грехом. Пророк говорил: давайте милостыню правой рукой так, чтобы об этом не знала левая. То есть нельзя на благотворительности делать себе рекламу, нельзя ею гордиться, нельзя ею попрекать облагодетельствованного тобой человека.
    Такое "соучастие" разрешено лишь в двух случаях. При исполнении поста: ты можешь использовать его, чтобы поправить здоровье, похудеть, но при этом пост ты должен держать ради Бога - это основная цель. И при совершении хаджа: по дороге ты можешь заняться торговлей, чтобы окупить, скажем, дорогу.
    Вернемся к поминкам. Совет здесь можно дать такой. Если у вас есть деньги, возможности - пожалуйста, устраивайте сколь угодно многолюдные поминки, но не ради славы и удовлетворения тщеславия, а чтобы охватить милостыней (садака) как можно больше людей. Если же у вас тяжелое материальное положение, не впадайте в грех исрафы, не причиняйте себе зло расточительством, влезая в долги. Богу это совсем не нужно! Думайте не о том, какое впечатление вы произведете на окружающих, а о своей ответственности перед семьей, перед детьми, у которых вы - ради сомнительной обязанности "сделать всё, как у людей" - отнимаете средства на жизнь. Помните: за это вам придется нести ответственность и перед Богом.


НЕ  СПЕШИТЬ С  ПОХОРОНАМИ -

ТРАДИЦИЯ КОЧЕВНИКОВ


Багдад, 22 года:
    - С чем связана наша кыргызская традиция - держать покойника три дня после смерти? Рядом с нами живут турки - они своих покойников хоронят в течение одного дня. Я спрашивал об этом имама - он не смог объяснить.

    - Не хоронить покойника три дня - чисто национальная традиция кочевого народа. Примерно такой требовался срок, чтобы на похороны приехали сородичи из других кочевий. Другой вариант: кыргызский воин был убит на поле битвы. Его тело, обработанное солью, нужно было довезти до родового кладбища. Поэтому похороны, бывало, откладывались и до пяти, и до десяти дней.
    Ислам же требует предать тело покойника земле до заката солнца. Если он умер вечером, похороны можно провести на следующий день. Отложить похороны на три дня и более разрешается, если необходимо установить причину смерти. Так что в наших обрядах тесно переплелись как исламские, так и доисламские традиции. Что ж, религиозно-культурная перестройка общества - процесс длительный и непростой.


ДЛЯ  ЧЕГО  ХОДИТЬ

В  МЕЧЕТЬ?


    - Обязательно ли для совершения намаза пять раз в день нужно ходить в мечеть? Так сейчас делают многие неработающие. И стыдят людей работающих, которые просто не могут себе этого позволить. Зачем вообще нужна мечеть, что означает само это слово?

    - Очень актуальный вопрос. Действительно, сейчас появилась прослойка верующих (в основном стариков), из мечетей практически не выходящих, отгородившихся их стенами от самой жизни. Но ислам - религия баланса между духовным и телесным, ислам запрещает аскетизм. Что же такое мечеть? Её арабское название - "масджит" - происходит от слова "саджа": "делать земной поклон". Сейчас мечеть - это непременно красивая постройка в восточном стиле, а раньше так называлось любое место, где собирались верующие. В исламе поощряются групповые молитвы. Они служат объединению мусульман в общину, являются символом солидарности верующих, их взаимовыручки. Но раньше в мечеть ходили не только на молитву, она была центром всей социальной жизни общины. В мечети обсуждались насущные вопросы, искались пути решения проблем. Так, в принципе, и должно быть. И уже давно возрождается социальная роль мечетей - там открываются библиотеки, курсы по изучению ислама. Мечеть - это и реабилитационный центр, и даже биржа труда. Мечеть должна жить, а не быть просто культовым сооружением.
    Если говорить о групповых молитвах, то их посещение для верующих сегодня ЖЕЛАТЕЛЬНО, но не обязательно: в наш напряженный век далеко не каждый работающий человек, в самом деле, имеет возможность ходить в мечеть на каждый намаз.  Обязательным является лишь  посещение жумы-намаза - пятничной молитвы. Ведь именно в пятницу Бог создал Адама - венец своего творения. И предопределил, что человек будет Его наместником на земле.


СПОР О ГОЛОВНОМ УБОРЕ -

НЕ  ВАЖНЕЕ ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА


Абдурахим, житель села Александровка (Московский район Чуйской области):
    - В нашей мечети говорят, что приходить на намаз без головного убора - это макрух (нежелательное действие). Я, ссылаясь на конкретные высказывания Пророка, пытаюсь доказать обратное. Давно уже по этому поводу у нас идет спор. Что же на самом деле говорится по поводу головного убора в шариате?

    - Головной убор - это всего лишь СИМВОЛ. Символ приверженности исламу, богобоязненности. Этот символ  особенно популярен в нашем Ханафитском мазхабе (центральноазиатской правовой школе) - вместе, скажем, с халатами и калошами. Такова уж специфика традиционного ислама в нашем регионе. Но и в  ханафитских мечетях надевать головной убор для совершения намаза мужчины вовсе НЕ ОБЯЗАНЫ. Использование этого символа здесь имеет правовой статус мустахаб, что означает ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ этого действия: "Было бы неплохо, если бы вы сделали это, но если не хотите - как вам угодно". Но сам по себе головной убор, его присутствие или отсутствие не влияют на полноценность, целостность молитвы. Здесь более важны другие условия - внутреннее состояние человека, его настрой на общение с Богом, ритуальное направление молитвы в сторону Каабы.

 

Намаз в Башкирии: здесь на вопросе о головных
уборах  не  зацикливаются.

 

    Поэтому разводить споры о том, с покрытой головой или нет нужно совершать молитву, - совершенно, считаю, бессмысленно и для сегодняшнего дня неактуально. К сожалению, в обществе сохраняется очень консервативное, закостенелое восприятие ислама, люди часто продолжают зацикливаться на его обрядовой стороне. Забывая, что главное в исламе - его суть и цель. Кстати, помните, откуда пошло выражение "спор не стоит выеденного яйца"? Иудейские раввины незадолго до появления христианства до хрипоты спорили: яйцо, снесенное курицей в субботу, - халал или харам? Бог для этого и послал  Иисуса людям, чтобы оживить их веру. С той же миссией был послан и Пророк, сказавший верующим: "Не будьте похожими на тех, кто были до меня". Ислам по сей день осуждает усложнение религии. Как и споры по несущественным вопросам.


МУЛЛЫ ТОЖЕ ОШИБАЮТСЯ


Барат:
    - Можно ли кушать мусульманам нашу национальную кыргызскую колбасу быжи? Когда у нас режут барана, то обычно готовят это блюдо - из внутренней крови. Но муллы, как я слышал, запрещают её кушать, говоря, что это - харам: в Коране запрещается употреблять в пищу кровь. Это действительно так?

    - Муллы, которые так говорят, как мне кажется, знакомы лишь с одним аятом Корана, - который можно назвать "общим". В нем действительно Бог ввел несколько запретов, касающихся пищи, - на свинину, на падаль, а также на кровь. Но существует и поздний аят, объясняющий предыдущий. В нем уточняется: запрещено употреблять в пищу кровь, вытекшую ИЗ ВЕНЫ животного. Кровь же, оставшаяся во внутренних органах (она даже другого цвета, чем венозная), это - стопроцентно ХАЛАЛ.
    С этим аятом, по всей видимости, ваши муллы незнакомы. И подобная неосведомленность встречается даже в арабских странах. В Иордании, где я учился, однажды произошел любопытный случай - на эту же тему. Мы, группа студентов из Кыргызстана, зарезали барана и стали собирать его "внутреннюю" кровь. Заметив это, старичок-араб, один из активнейших членов тамошней мусульманской общины, подбежал и начал нас стыдить: "Что вы делаете, кыргызы?! Это же - харам!". Мы ему в ответ напомнили про тот, поздний аят. Наш имам покраснел и выговорил старичку по-арабски: "Как вам не стыдно не знать таких вещей, да ещё и поучать студентов, изучающих шариат?! Что же вы нас, арабов, позорите!". Старичок сбегал домой, нашел аят, вернулся и извинился. Вот уж, сказал, поистине - "век живи - век учись" (в шариате есть правило, очень созвучное этой русской поговорке: получать знания от колыбели до гробовой доски).
    Так что национальная кыргызская быжи - однозначно халал. При условии, что при её изготовлении не используется кровь из вены животного (что у нас нередко делают в некоторых регионах).


ПОЧЕМУ ПОД  ЗАПРЕТОМ  СВИНИНА?


Юсуп:
    - Я - мусульманин, свинину, конечно, не ем, но постоянно задаюсь вопросом: а почему, собственно, нельзя её есть? Конкретного ответа я не смог ни от кого получить.

    - Запрет кушать свинину - это ДОГМА, которой просто нужно следовать. В исламе есть правило: разрешено всё, что не запрещено. Так вот, Бог через Коран есть свинину верующим однозначно запретил.
    Почему? На сей счет давно светскими учеными  выдвигаются различные версии. Есть предположение, что запрет связан с тем, что мясо свиньи очень похоже на мясо человека (не случайно органы этого животного часто пересаживают людям).  Ещё  будто  бы  открыли,  что в свинине есть болезнетворные микробы, не погибающие даже при кулинарной обработке. Кто-то установил, что в момент умерщвления свинья (в отличие, скажем, от овцы) испытывает сильнейший стресс, из-за чего её мясо становится вредным для человека… Но можно ли считать всё это ПРИЧИНАМИ запрета свинины? Нет. Эти научные теории (если они верны) - всего лишь подтверждение обоснованности запрета и мудрости Бога.  Ведь если пищевые технологии когда-нибудь разовьются до такой степени, что свинина станет абсолютно безвредной, то этот запрет всё равно не перестанет действовать.
    Встречаются и попытки объяснить запрет на употребление мяса свиней с теологической стороны: дескать, в Евангелии упоминается, что именно в этих животных любили вселяться бесы. Попытка тоже неудачная: запрет на свинину появился задолго до событий, описываемых в Новом завете. И причину запрета знает только Бог. Это - одна из тех догм, цель которой людям знать не дано.
    Правда, ислам никогда не ставит человека в безвыходное положение. Если перед мусульманином, как мы в свое время уже говорили, стоит выбор: либо умереть с голоду, либо съесть свинину, шариат ему разрешает нарушить запрет - ради спасения своей жизни.


БОРОДА - ЗАЛОГ ПОТОМСТВА?!


Марат, 38 лет:
    - Мои друзья ходят в мечеть, отрастили бороды. Я у них спросил: зачем? Говорят: молдо сказал, что если есть борода - значит, потомство будет крепким. Где об этом написано в Коране, они мне не смогли показать. А что в действительности говорят об этом Коран и ислам?

    - Ну тут остается только руками развести (смеется). О том, что есть какая-то взаимосвязь между бородой и потомством, - ни в Коране, ни в сунне Пророка НЕ ГОВОРИТСЯ НИЧЕГО. Это уже чья-то выдумка. Не надо мифологизировать шариат. Это уже сродни суевериям,  которые в исламе порицаются и от которых верующим следует держаться подальше.
    По поводу ношения бороды внутри ислама существуют различные мнения. Да, согласно некоторым из них, носить бороду верующим ЖЕЛАТЕЛЬНО - чисто из ритуальных соображений, в виде символа: ведь борода была у Пророка и его сподвижников. Но никто не утверждает, что борода - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ атрибут для каждого мусульманина. Зато есть хадис о том, что борода (если уж мужчина хочет её носить) должна быть не очень длинной (примерно такой, чтобы умещалась в ладони), аккуратной, опрятной, ухоженной. Она должна подчеркивать мужественность человека, но не должна пугать окружающих, вызывать в них отвращение своим видом.

Комментарии   

 
0 #1 молитва которые читают муллы на продукты чтоб дела шли хорошо и удача былаАнара 07.09.2014 22:06
У меня знакомая сказала что ей мама передала продукты на котором прочитано дуа муллы чтоб у неё дела пошли ..вот она верит в это и питается ими. Подскажите правильно ли это? Я просто не считаю что это правильно.. Но хотелось бы от вас узнать правило..
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить