Новости

Шанхайский дух — 2017

В Бишкеке пройдёт фестиваль искусств "Шанхайский дух — 2017", объединяющий кино, живопись, фотографию, музыку и театр, сообщил Молодежный совет национальной части ШОС от КР.

Подробнее...

А.Атамбаев с трибуны ООН обратился к народу Кыргызстана

Подробнее...

8 лет лишения свободы

просит гособвинение для Аиды Саляновой.

Подробнее...

жеребьёвка кандидатов

19 сентября Центризбирком КР провёл жеребьёвку по установлению очередности кандидатов на должность президента Кыргызстана в избирательных бюллетенях.

Подробнее...

Соберите урожай!

По Кыргызстану ожидаются резкое похолодание, дожди, заморозки.

Подробнее...

почему Кыргызстан расторгает договор с компанией Liglass Trading

На совещании в правительстве стали известны подробности расторжения договора с чешской компанией Liglass Trading, которая должна была строить в Кыргызстане ГЭС.

Подробнее...

договор с чешской компанией будет расторгнут

Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков принял решение расторгнуть договор с чешской компанией Liglass Trading. Об этом он заявил вечером 18 сентября на совещании в правительстве.

Подробнее...

международный арт-фестиваль в Бишкеке

Организаторы мероприятия и художники предлагают переосмыслить пространства Ботанического сада.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом России Путиным

Подробнее...

парламент одобрил кандидатуру К.Кулматова на должность главы Нацбанка КР

Подробнее...

в Нарыне найден большой город XI века

Подробнее...

Россия передала Кыргызстану 35 мобильных жилых домов

Подробнее...

прогульщица

Жена Бакиева меньше года возглавляла отель "Минск".

Подробнее...

5 млн - на учебники

Почти 5 миллионов сомов выделяет Минобразования Кыргызстана на учебники на кыргызском языке.

Подробнее...

БОЕВЫЕ УЧЕНИЯ


Кыргызстан показал высокий уровень на стрельбах в России. Стрельбы прошли в рамках международных учений "Боевое содружество - 2017".

Подробнее...

наш чемпион

Кыргызстанец Денис Петрашов стал чемпионом Азии по плаванию и установил рекорд!

Подробнее...

из жизни кыргызов енисейских

Археологи Новосибирского государственного университета нашли неизвестный науке предмет из жизни енисейcких кыргызов, о чём сообщила пресс-служба вуза. Эта находка поможет учёным получить новую информацию о жизни енисейских кыргызов.

Подробнее...

РОМАН О КЫРГЫЗСТАНЕ

написала австрийская писательница.

Подробнее...

на $300 млн увеличились переводы мигрантов в Кыргызстан

Большая часть средств поступила из России, отмечает Нацбанк КР.

Подробнее...

члены нового правительства Кыргызстана принесли присягу

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ

      - В цивилизационно-культурном плане мы, скорее, принадлежим к евразийской культуре, испытывающей на себе влияние и Европы (России), и Азии. В глазах Запада Кыргызстан - часть исламского мира (особенно благодаря окончанию "стан" в названии, что в сознании обывателя роднит его с такими странами, как Пакистан, Афганистан и т.д.). Но вот в самих Афганистане и Пакистане нас, кыргызстанцев, обычно называют "шурави" - как прежде всех граждан бывшего СССР или сейчас России. Что во многом справедливо: у нас все знают, кто такой Пушкин, но мало кто - даже из интеллигенции - слышали имя философа ибн Рушда. В плане же самоидентификации кыргызы традиционно тяготеют к исламу. Таким образом, Кыргызстан - светское государство, большинство населения которого составляют мусульмане. Сравнить нашу страну, думаю, можно с Турцией - светским мусульманским государством, ориентирующимся в культурном плане на западный мир.



ИСПОЛНЯТЬ  ЛИ

СВЕТСКИЕ  ЗАКОНЫ?


     - У нас по конституции светское государство, и как нам, простым верующим, относиться к нашим светским законам, если некоторые из них могут противоречить исламу?
     - Вы затронули сложный и очень большой вопрос, который сегодня стоит перед многими верующими - и не только в Кыргызстане. Отвечу так: ислам - религия не фантазеров, а реалистов. И он призывает учитывать реальную ситуацию. Если вместо норм шариата действуют светские законы, то надо исполнять их. Потому что иначе наступит хаос. Это можно сравнить с правилами уличного движения: нравятся они нам или нет, но их надо соблюдать - просто потому, что иначе мы не сможем ездить по дорогам из-за воцарившегося на них хаоса.
     Возможно, некоторые из наших светских законов вступают в противоречие с исламом. Но эти противоречия, считаю, вполне преодолимы. Весь вопрос в том, что понимать под светскостью. Её не надо путать с атеизмом. Роль светского государства - быть нейтральным арбитром между разными группами населения. В целом же, считаю, наши законы, включая конституцию, вполне соответствуют целям ислама. Ведь что такое конституция? Это - договор между населением и властью. Это - документ, объединяющий всех граждан - и мусульман, и представителей других конфессий, и атеистов. Даже во времена Пророка существовал прототип конституции, так называемые "Мединские свитки" - своеобразный договор между мусульманами Медины и другими общинами и государствами. И по большому счету, как я однажды уже говорил, разница между исламом и демократией лишь одна. Автором исламских законов считается Бог. А демократические законы придумали сами люди, придя к ним через кровь, страдания, ошибки, революции. 
     Многие верующие хотели бы жить по нормам шариата. Но сегодняшнее наше общество (включая самих верующих) к этому однозначно не готово! Чтобы жить по этим нормам, надо обладать соответствующими морально-нравственными качествами. Обладает ли ими большинство верующих? Признаемся честно: нет. В обществе должны быть люди, умеющие применять эти нормы. Есть ли они у нас? Нет. А сами исламские ученые признают: лучше вообще не применять шариат, чем его искажать и извращать.
     Среди верующих, мечтающих жить в исламском государстве, сейчас популярна идея совершения новой хиджры - массового переселения. Весь вопрос - куда? Формально сегодня на земле существуют лишь три теократических государства - католический Ватикан и мусульманские Саудовская Аравия и Иран. Прилагательное "исламская" имеют в своем названии ещё Пакистан и Афганистан. Но две последние страны можно назвать исламскими с большой натяжкой. Саудовская Аравия же - абсолютная монархия, а такой формы политического устройства ислам не приемлет. Да и в Иране  хоть и применяются нормы шариата и форма политического устройства соответствует исламу, но это государство не суннитское (а мы, мусульмане-центральноазиаты, как известно, все - сунниты). Исламского государства в чистом виде (каким был халифат во времена Пророка и первых четырех праведных халифов) сегодня на планете НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Так что переселяться остается разве что в космос. Помните анекдот: "Простите, а у вас другого глобуса не найдется?".
Так что живите сегодняшним днем. И исходя из условий того государства, где вы живете.


КАК  ОТНОСИТЬСЯ

К  АМЕРИКАНСКОЙ  БАЗЕ?


     - А как нам относиться к американскому центру перевозок, который технически обеспечивает агрессию против наших единоверцев в Афганистане? Вопрос, конечно, тонкий, но, думаю, многих городских верующих, как и меня, он волнует.
     - Вопрос, в самом деле, непростой. Действительно, есть хадис Пророка, призывающий каждого верующего мусульманина относиться к единоверцу как к части единого тела. Болит рука - болит всё тело. И тот факт, что вы, живя в Кыргызстане, болеете за страдающих в Афганистане мусульман, конечно же, радует. Но ответ на ваш вопрос следует искать в сфере не столько теологии, сколько этики и политики.
     Что же на самом деле происходит в Афганистане? Можно ли считать, что там происходит джихад - оборонительная война? В этом до конца не могут разобраться ни исламоведы, ни политологи. Афганские события очень густо замешаны на наркобизнесе, поэтому расставить четкие акценты здесь трудно. Поэтому, думаю, и ваше отношение к американскому транзитному центру должно опираться на политическую грамотность.

 



     Если вы видите причины для протеста, то выражать свою позицию - ваше право и как гражданина, и как мусульманина. Но это следует делать только в рамках закона. Любое насилие только даст повод к очернению ислама и усилению агрессии. Ваша мусульманская солидарность, как мне кажется, должна выражаться в поддержке простого МИРНОГО населения Афганистана, оказавшегося жертвой этой войны. Поддержке, повторю, цивилизованной и действенной - например, в форме благотворительности, научных статей, другой интеллектуальной работы. Кроме того, не забывайте, что в самих США и других странах НАТО ширится протест против негуманных действий антитеррористической коалиции. Поэтому не надо видеть врагов во всех поголовно американцах. Точно так же, как не стоит - из одной только мусульманской солидарности - видеть друзей в афганских наркобаронах. И ещё. Мусульманин должен болеть не только за собратьев по вере в Афганистане, но и за всех людей в мире, страдающих от несправедливости и агрессии. И движение гуманистов, получивших сейчас второе дыхание во всем мире (например антиглобалисты), вполне заслуживает солидарности мусульман.


ХОЧЕТСЯ  РАБОТАТЬ ЧЕСТНО…

ЗНАТЬ  БЫ - КАК?


Тимур:
     - Ассалам алейкум, уважаемые, спасибо вам за более развернутую информацию об исламе. У меня вопрос, который мы долго не можем решить. Дело в том, что мы занимаемся торговлей, и 90 процентов наших клиентов-покупателей просят в документах делать приписки к цене за товар, которую они фактически платят. И тем самым обкрадывают свое руководство или заказчика. А мы, получается, помогаем им в этом и совершаем грех? Но если мы откажем покупателю приписывать сумму, он пойдет покупать у другого. Мы уже думали закрыть свой бизнес, но ведь это тоже неправильно - получается, мы отталкиваем наш насип (пропитание), посланный Всевышним. Объясните, пожалуйста, как  нам быть?
     - Очень трудный вопрос. Разумеется, шариат порицает потакание обману. И найти оправдание вашим действиям лично я не могу. С другой стороны, и осуждать вас с ходу я бы не стал. Таково, увы, состояние нашего сегодняшнего общества. Обман - более или менее значительный - процветает в нем повсеместно, им вынуждены заниматься многие люди - даже такие богобоязненные, как вы. Разорвать этот порочный круг сложно. И объявлять БОЛЬШУЮ часть общества грешниками тоже нецелесообразно, ни к чему хорошему это не приведет.
     Какой же дать совет? Закрывать свой бизнес, думаю, не стоит - ведь саму по себе торговлю Бог считает халалом. А вот как вести этот бизнес абсолютно честно - с учетом того, что проблема кроется в степени  богобоязненности не только вашей, но и ваших клиентов? Скажу откровенно: не могу ответить однозначно, у меня для этого не хватает знаний. Могу только посоветовать: попросите Бога  в ваших молитвах помочь вам разорвать этот порочный круг. Думаю, сам факт того, что вы искренне ХОТИТЕ ЖИТЬ ЧЕСТНО - уже большой вам плюс.


МОЛИТВА  И  ГАШИШ:

НЕУЖЕЛИ СОВМЕСТИМЫ?!


"Против наркотиков":
     - Ассалам алейкум, братья и сестры! У меня такой вопрос. Мой знакомый постоянно курит гашиш и марихуану, но читает пять раз в день намаз, выходит на даават, не пьет спиртного, вроде не ворует. Он говорит, что главное - намаз читать, только так человек может называть себя мусульманином. Что вы на это скажете? Можно ли так поступать - употреблять наркотики, потом, сделав омовение, читать намаз?
     - В  обществе, к сожалению, давно сложился стереотип: запрещенный для мусульман алкоголь можно якобы заменять гашишем - на Востоке, дескать, его курили во все времена. Это - заблуждение! Употребление гашиша и марихуаны (как и любых других одурманивающих и опьяняющих веществ) в исламе однозначно запрещено. Так можно ли совмещать богоугодные поступки с действиями, запрещенными Богом? Ответ однозначный: нельзя.

 



     Употребление наркотиков - грех, который человек совершает прежде всего ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО - против своей личности, своей психики, своего здоровья (именно поэтому такие вещества и попали под запрет). И если человек повторяет и повторяет этот грех и даже не пытается от него отказаться, то есть ли польза от его веры для него самого? Возможно, ваш знакомый считает, что пятикратным совершением намаза он искупает, компенсирует этот грех. Но не будем забывать, что главное в исламе - чистота, так сказать, не ритуальная, а духовная. И, согласно Корану, одна из  задач любой молитвы - УДЕРЖАНИЕ (так можно это понятие  перевести с арабского). Удержание верующего от плохих и вредных деяний. С другой стороны, молитва не должна подпускать сами эти деяния к верующему, должна служить  своеобразным щитом. Есть хадис: однажды к Пророку подошел один из его сподвижников и сообщил, что один из верующих добросовестно молится, но при этом совершает тяжелые грехи. Пророк сказал: "Его молитва не является молитвой", - то есть человек этот молится впустую.
     Так что настоятельно советую вашему знакомому бросить употреблять наркотики - в том числе и для того, чтобы повысить "качество" его молитв. Он должен также помнить, что одна из обязанностей верующего - служить примером для окружающих, как мусульман, так и немусульман. Что же могут подумать об исламе люди, знающие про порочное пристрастие вашего знакомого? То, что ислам разрешает употреблять наркотики, а значит, можно следовать этому примеру?!


КРАСИВЫЙ  ХИДЖАБ:

ЭТО  ВОЗМОЖНО?


Айсулуу:
     - Является ли ношение хиджаба обязанностью (фардзом) мусульманки? Если да, то каким хиджаб должен быть? Я слышала, что одежда не должна сама по себе быть украшением. Если так, то почему многие современные мусульманки надевают хиджаб красивый, ярких цветов?
     - Вы затронули весьма спорную тему. Один из аятов Корана гласит: "Пусть женщина скрывает одеждой все свои украшения". Другой же аят призывает и женщин, и мужчин: "Накидывайте на себя украшения около каждой мечети" (а мечеть тогда была центром политической и социальной жизни - то есть под мечетью можно подразумевать любое публичное место). И спор по трактовке этих двух аятов идет давно.
Под "женскими украшениями" исламские ученые понимают все части женского тела, которые могут стать соблазнительными для посторонних мужчин. И в числе прочих к таковым относят волосы и шею. Некоторые ученые, кстати, считают, что их надо покрывать обязательно - пусть даже какой-нибудь легкой вуалью. Следуя этой трактовке, одежда сама по себе не является "украшением" - если не обтягивает тело, подчеркивая соблазнительные места.
     Второй приведенный здесь аят современные исламские ученые трактуют однозначно: одежда должна быть красивой. В том числе и хиджаб. Эти ученые не согласны с мнением своих коллег, считающих, что хиджаб на женщине должен быть невзрачным, мешковатым, а сама женщина не должна пользоваться духами и ей даже дозволено дурно пахнуть - лишь бы не соблазнять мужчин. Такой неприглядный облик женщины, по современной трактовке, только дискредитирует ислам. К тому же смысл хиджаба в том, чтобы создать верующей женщине своеобразный щит, защищающий её от нескромных взглядов мужчин (само понятие "хиджаб", кстати, происходит от арабского слова, означающего "сокрытие"). Но когда в Кыргызстане женщины начали надевать черный, закрывающий даже лицо хиджаб, мужчины, наоборот, стали обращать на них особое внимание. Ведь даже психологи говорят: привлекает не то, что открыто, а то, что закрыто, - ибо последнее будит фантазию.

 

Хиджаб бывает таким.

 

И таким. Судите сами, какой же из них соответствует
целям ислама - религии красоты и умеренности?

     Из этого и надо исходить, выбирая себе хиджаб - быть одетой красиво, но не вызывающе, не привлекать к себе внимания. Это соответствует целям ислама - религии умеренности и баланса. При этом не стоит ориентироваться на традиции Ближнего Востока, где мужчины, простите, возбуждаются от одного прикосновения к женщине. Надо исходить из нашего менталитета, психологии, воспитания и темперамента наших людей.

НЕ СПЕШИТЕ ЕГО НАДЕВАТЬ

 

      - Я мусульманка, но хиджаб надеть пока не решаюсь. Это решение должно быть осознанным, сначала нужно приобрести "внутренний хиджаб", избавиться от пороков, начать читать намаз. Правильно ли я рассуждаю, или надеть хиджаб нужно как можно быстрее? 
     - Вы правильно рассуждаете. Сначала нужно обрести духовную уверенность в себе. Надеть хиджаб, следуя моде, а потом, разочаровавшись, снять - это уже легкомысленная игра "в религию", которая в исламе считается грехом.


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА:

ЧТО  ЗА  ПРАЗДНИК?


Зухра:
     - Примите огромную благодарность за ваш труд, за то, что доносите до людей истину простым и понятным языком! У меня есть вопрос: пару недель назад в некоторых мечетях сел и Бишкека отмечали день рождения Пророка (мир Ему), читали намаз, угощали всех кушаньями. Скажите, насколько это правильно и как относиться к этому дню вообще?
     - Традиция отмечать день рождения Пророка появилась в конце 20 века - возможно, под влиянием суфизма, философско-мистического направления в исламе. Но в каноническом шариате такого праздника нет. В исламе, напомню, существует лишь два религиозный праздника      - Курбан айт и Орозо айт, праздничным днем можно также считать каждую пятницу. А вот обязательность и даже желательность праздновать день рождения Пророка ни в Коране, ни в сунне не закреплены.
     Возможно, толчок к празднованию этой даты дала христианская традиция отмечать Рождество Христово. Среди исламских ученых отношение к этому нововведению в религии неоднозначное. Одна их группа её порицает. Другая группа разрешает, видя в празднике полезную для ислама идеологическую подоплеку. Новый праздник не затрагивает основ ислама, считают они. Зато дает возможность просветить рядовых мусульман, очень мало сегодня знающих о личности Пророка, объединить их  на этой основе.
     Как же к этому празднику относиться мусульманину? Всё зависит от желания каждого верующего. Если этот день отмечен конкурсами, угощениями, чтением жизнеописания Пророка, то почему бы верующему, если есть желание, в этом не поучаствовать? Но - в рамках шариата. То есть этот праздник не должен восприниматься как коранический и обязательный, не должен отмечаться как Курбан айт или Орозо айт.


ЧТО  ТРЕВОЖИТ

БАРМЕНА


Ulugbek:
      - Большое спасибо за ваши ответы! Можно сказать, что именно вы приобщили меня к религии. У меня следующий вопрос. Я работаю в Москве барменом - то есть предлагаю гостям нашего заведения спиртные напитки, наливаю их и т.д. Стараюсь держать пост каждый год, но мой брат говорит, что это неправильно - днем держать пост, а по ночам продавать спиртное. Мне самому, конечно, это неприятно, но что делать - деньги-то надо зарабатывать. Прав ли мой брат?
     - В исламе действительно осуждается распространение спиртных напитков - тем более человеком религиозным и осознающим, что он занимается запрещенным делом. И ваш брат прав: исполнение религиозных обрядов и участие в харам-бизнесе - несовместимы. Безусловно, хозяин или руководитель заведения несет куда большую ответственность, чем вы, наемный работник. Но и с вас ответственность не снимается.

 



     С другой стороны, ваша ситуация - довольно распространенная. Очень многие верующие мусульмане вынуждены зарабатывать деньги (особенно в европейских странах) примерно таким образом. Ислам ни от кого не требует в случае безвыходных ситуаций умирать с голоду - если ситуация действительно безвыходная. И лично меня радует и ваш вопрос, и ваше беспокойство. А ответ я вижу в самом вашем вопросе. Нужно искать работу - такую, чтобы причины для беспокойства исчезли. Сделайте "намерение", попросите Бога помочь вам такую работу найти. Думаю, у вас это получится - благо халал-индустрия в Москве достаточно развита.


ЗА  ЧТО  МУЛЛЫ 

НЕ  ЛЮБЯТ  ЕВРЕЕВ?


Kaligula:
     - Здравствуйте, уважаемая газета "Дело №..". У меня такой вопрос к религиоведу. В среде некоторых молдо (среди них есть маститые) присутствует некая дискриминация по отношению к евреям. Даже если это не ненависть, то по крайней мере нелюбовь. Чем это объясняется? Не фашизм ли это?
     - Настороженность мусульман по отношению к евреям имеет сравнительно недавнюю предысторию. В древние времена это отношение было вполне толерантным. Ведь иудеи, как и христиане, в исламе уважительно называются "людьми Писания", эти две религии - одного корня с исламом. Надо сказать, что именно в лоне ислама еврейская община достигла своего расцвета. Даже в Османском халифате - империи, мягко говоря, далеко не идеальной по сравнению с халифатом времен Пророка и четырех праведных халифов - евреи занимали основные посты в диване - канцелярии правительства. Евреи были министрами финансов, поэтами, научными деятелями при дворе халифов. Знаменитый ибн Габирол - талмудист и философ - свои труды писал на арабском языке. На этом же языке (используя иврит для богослужений) общалась в повседневной жизни вся еврейская элита. У евреев был свой синод, отправлявший правосудие внутри своей конфессии.
     Отношения между мусульманами и евреями стали портиться с появлением политической идеологии сионизма  и созданием Государства Израиль. Дело в том, что Коран предписал сынам Израиля два раза произвести смуту на земле. И некоторые исламские ученые посчитали, что появление сионизма - и есть начало этой второй смуты. С ней ученые связали и грядущее пришествие Антихриста. В Коране также предписано, что евреи после рассеивания во второй раз войдут в мечеть, и им будут дарованы сила и успех. Исходя из того, что эта сила должна быть дарована извне, некоторые ученые посчитали, что имеются в виду Израиль - и поддерживающие его США. Что же до мечети, то имеется в виду, как посчитали ученые, "Удаленная мечеть" в Иерусалиме, являющаяся ещё одним камнем преткновения между мусульманами и евреями. Эта мечеть стоит возле Храмовой горы - неподалеку от места, где стоял храм Соломона (сейчас там Стена плача). И евреи, и мусульмане верят, что над этим местом существует "небесный храм". Мухаммад, вознесенный туда Богом, молился, по преданию, в "небесной мечети" вместе с другими пророками - Моисеем и Иисусом. И уже много лет евреи с мусульманами не могут этот участок земли поделить.
     Словом, довольно сложные теологические умозаключения переросли в идеологическую неприязнь. К этому добавилась и политика Государства Израиль, его бесконечные войны с палестинцами. А поскольку иудаизм - религия узконациональная, то эти разногласия обывательское сознание стало переносить на весь еврейский народ. Хотя даже радикальные исламские ученые и муллы четко разграничивают: есть еврейский народ и есть идеология сионизма. И призывают не идентифицировать верующих евреев с внутренней и внешней политикой Израиля. Кстати, и у евреев существует много антисионистских движений, солидарных с мусульманами. Так что на Ближнем Востоке всё очень сложно и запутанно.
     Настороженность к евреям в среде кыргызстанских мусульман (а она всё больше становится явной - это видно даже по характеру поступающих в вашу редакцию вопросов) - это, с одной стороны, отголоски ближневосточных конфликтов. Но есть и сугубо внутренняя причина - гуляющие в религиозной среде слухи об усилении "еврейского влияния" в Кыргызстане. В этой ситуации, думаю, надо помнить, что ислам строго запрещает какую-либо дискриминацию по национальному признаку. И не надо путать политику с религией!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить