Новости

состоялась итоговая пресс-конференция А.Атамбаева

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом России В.Путиным

Подробнее...

уволен вице-премьер-министр КР Дуйшенбек Зилалиев

Об этом 17 ноября сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР.

Подробнее...

у фракции "Республика - Ата Журт" новый лидер

16 ноября в закрытом режиме избран новый лидер фракции "Республика - Ата Журт".

Подробнее...

в Бишкеке вспомнили о подвиге бойцов Панфиловской дивизии

Подробнее...

кыргызско-казахское соглашение о $100 млн денонсировано

Президент Кыргызстана подписал документы о денонсации соглашения с Казахстаном о $100 млн техпомощи Кыргызстану при вступлении в ЕАЭС.

Подробнее...

Жусупбек Шарипов

назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Украине.

Подробнее...

ЭТО КОШМАР, А НЕ ПАМЯТНИК!


В Бишкеке с помпой открыли памятник народному артисту СССР Суйменкулу Чокморову.

Подробнее...

лучше один раз увидеть

Гражданские активисты и чиновники посетили ледники в районе месторождения Кумтор.

Подробнее...

суд Самакова:

 Гособвинение запросило для подсудимых от 11 до 19 лет тюрьмы.

Подробнее...

в Бишкеке разграблен музей М.Фрунзе

Подробнее...

в Кыргызстане выпущена новая купюра

Подробнее...

шесть лет в истории Кыргызстана

Подробнее...

сообщайте о проблемах на границе

О проблемах на кыргызско-казахской границе можно сообщить на горячую линию.

Подробнее...

Бишкекский горсуд огласил приговор членам «Народного парламента»

Их вина признана полностью доказана.

Подробнее...

Омурбек Бабанов покинул пост главы фракции "Республика - Ата Журт"

Подробнее...

патрульную милицию в Кыргызстане расформировали

Главное управление патрульной милиции (ГУПМ) МВД упраздняется, заявил 10 ноября на экстренном совещании правительства по вопросам безопасности на дорогах премьер-министр Сапар Исаков.

Подробнее...

ИНАУГУРАЦИЯ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСТАНА:

КОГДА,  ГДЕ,  КАК?

Подробнее...

АСТАНА НАЗВАЛА 5 УСЛОВИЙ

снятия блокады на кыргызско-казахской границе.

Подробнее...

парламент Кыргызстана денонсировал соглашение с Казахстаном

Денонсацию соглашения с Казахстаном о предоставлении помощи в $100 миллионов в рамках евразийской интеграции депутаты Жогорку Кенеша одобрили в третьем чтении. Решение принято 9 ноября на заседании парламента.

Подробнее...

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЯСЕНИЯХ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КЫРГЫЗСТАН - БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ

      - То, что сейчас происходит в стране, в исламе считается "фитной" - смутой. Смута - это безвластие, анархия, интриги - всё то, что создает нестабильность в обществе. Смута - это когда трудно провести грань между белым и черным, когда теряются все ориентиры. В Коране сказано: "Поистине, смута хуже, чем убийство". А насильственные действия, совершаемые во время смуты в отношении мирного и беззащитного населения, считаются в исламе особо тяжким преступлением. Такие действия по-арабски называются "харраба". В эту же категорию входит и мародерство, совершаемое путем разбойного нападения.

     Бог в Коране говорит, обращаясь к людям: "Помогайте друг другу в благородстве и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде". Мародеры, объединившиеся в пусть даже временные шайки, помогают друг другу в грехе. И в древние времена с членами таких объединений расправлялись особенно жестко.

 

 


     Конечно, можно придумать различные отговорки, говорить, что митингующие вынуждены идти на мародерство потому, что они голодные, холодные и т.д. Но и этим нельзя оправдывать их действия. Если говорить об исламе, то любое деяние в нем обязательно рассматривается с позиции безопасности всего общества. А мародерство (чем бы не пытались его оправдать) подрывает целостность государства. И понятие справедливого государства. Ведь сила государства в том, чтобы обеспечить безопасность внутри общества, чтобы ни один гражданин не боялся за свою жизнь. А мародерство вселяет страх во всех мирных граждан. Мародерство грозит стране гуманитарной катастрофой: ведь если, скажем, торговцы закрывают все магазины, боясь быть ограбленными (что сейчас происходит у нас), может наступить голод. Это ещё больше подрывает стабильность в обществе. Поэтому ислам так сурово относится к этому преступлению.


НАГРАБЛЕННОЕ  ДОБРО

ЗАСТРЯНЕТ  В  ГОРЛЕ!


     - Народ в последние дни очень поправил свое материальное положение - за счет мародерства. Но пойдет ли это имущество новым хозяевам на пользу, что об этом говорит ислам?
     - Нет, нет и ещё раз нет! В Коране сказано: добро, которое пришло запретным путем, лишено "барака" - благословения. Тем более если оно пришло путем воровства, грабежа и насилия - и особенно в то время, когда народ переживает испытания, когда умирают люди, проливается кровь. Это добро - проклятое. И оно, грубо говоря, застрянет у новых "хозяев" в горле. Аллах заберет у них в десять, в сто раз больше - не обязательно в материальном смысле. Но человек, поживившийся чужим имуществом во время смуты, получит воздаяние сполна - ещё в этой жизни.

 



     Какое именно воздаяние? Возможно, в виде тяжелых испытаний - бедностью, унижением. Или даже в виде личной трагедии в семье. В любом случае, такое добро не принесет в дом счастья, а только разлад, раскол - словом, зло.
     И это - не пустые угрозы. Тот, кто не верит в воздаяние, может подождать несколько лет - и он убедится, что оно существует.
     Жизнь сама преподносит нам примеры.
     Я знал одну семью. Во время мартовской смуты 2005 года она поучаствовала в мародерстве, грабила добро, честно нажитое простыми гражданами. Дом свой обставила полностью! Но состоятельной так и не стала: добро как пришло, так и ушло - и стало даже ещё хуже. Семья эта  погрязла в долгах. Начал пить сын. Отец умер, попав в аварию. Всё это произошло в течение трех-четырех лет. Что вполне логично - наказание приходит не сразу. Я об этой драме узнал от членов этой семьи, они сами признались: "Кудай (Бог), наверное, нас наказывает".
     Тот, кто покупает у мародеров награбленное добро, совершает такой же грех, как и они. Поскольку, как принято считать в исламе, скупщик награбленного имущества содействует распространению беззакония в обществе. И он не только, закрыв на беззаконие глаза, молчаливо поддерживает его. Но ещё и становится собственником неправедно нажитого имущества. Разумеется, и скупщику это имущество счастья не принесет, его тоже ждут испытания.

 



     Какое наказание ждет каждого из мародеров на том свете - знает только Бог. Возможно, кто-то из них уже раскаялся. Но этого мало. Нужно ещё и понести наказание на этом свете. Но на это добровольно вряд ли кто пойдет - пока не поймают. Я бы им посоветовал каким-либо образом возместить, если есть возможность, украденное и награбленное законным владельцам. Если такой возможности нет, то грех частично можно искупить, раздав садаку (милостыню) -  непременно из честно заработанных денег. Окажите, например, помощь бедным, детскому дому или дому престарелых. Правда, предупреждаю: эта милостыня может всего лишь аннулировать ваш грех, но в качестве благодеяния вам не зачтется.


УБИЙСТВА: ПРЕСТУПНЫЕ И…

РАЗРЕШЕННЫЕ


     - В последние дни Кыргызстан увидел так много крови, что убийства людей уже стали чем-то обыденным. Началось всё с расстрела митингующих снайперами, а закончилось тем, что милиции дан приказ стрелять в мародеров на поражение. Какая-то кровавая вакханалия…      А как все эти убийства можно оценить с точки зрения ислама?
     - В шариате убийства делятся на две категории: убийство "без права" и "по праву". То, что мы видели на площади Ала-Тоо, - хладнокровный расстрел безоружных людей - это убийство "без права". Оно считается великим грехом, и за него полагается жестокое наказание - и на этом и на том свете.  В Коране сказано: “Кто посмел убить человека, не имея на это права, тот подобен тому, кто убил всех людей на земле, всё человечество”.

 



     Теперь об убийствах "по праву". Шариат признает смертную казнь в качестве наказания - по приговору суда, разумеется. Но в период смуты в исламе начинают работать другие правовые нормы - для пресечения смуты. Ислам, как мы однажды рассказывали, защищает пять жизненных основ человека: веру, честь и достоинство; жизнь, потомство, здоровье, имущество. Именно для защиты этих основ ислам разрешает убивать - безо всякого суда - преступников, совершающих харрабу против мирного населения, то есть разбойников, мародеров. Пример: вы сидите дома, и к вам врываются разбойники. Вы имеете право, чтобы защитить свою жизнь, своих близких и свое имущество, их убить. Это даже не считается убийством.
     Человек, погибший при защите своей чести, достоинства, жизни, близких или имущества, считается шахидом. На сей счет есть хадис Пророка. А вот как относится ислам к смерти самого разбойника. В Коране есть прямой аят, смысл которого таков: тех, кто сеет на земле смуту, грабя, убивая, насилуя - и тем самым воюя против Бога, - тех убивайте и даже распинайте. На том свете их ждет вечное наказание огнем.  И после смерти разбойников запрещается читать по ним жаназу-намаз (заупокойную молитву) и Коран и хоронить их на кладбище.
     Так что и милиция имеет право применять оружие, не боясь за последствия перед Богом, - в отношении разбойников (особенно представителей криминальных кругов), оказывающих вооруженное сопротивление. Бог, как сказано в Коране, останавливает одного человека другим - иначе на земле не было бы справедливости. Главное - чтобы это применение оружия было предельно точным, чтобы оно не превратилось в пальбу по всему, что движется.


КОГДА  ПРАВИТЕЛЬ ЗАБЫВАЕТ

ОБ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ…


     - Не совершил ли народ грех, прогнав президента Бакиева? Ведь ислам, как и другие религии, признает: всякая власть - от Бога?
     - Про ислам ходит много баек и легенд - в том числе и эта: Бог якобы велит почитать любую власть. Это - заблуждение.
     Есть множество аятов в Коране и хадисов Пророка, осуждающих тиранию.
     Но есть и такой хадис: Бог может послать тому или иному народу "залима" (несправедливого правителя, тирана - от слова "зульм" - “тирания”) в порядке наказания и испытания. Но может и смилостивиться - и тогда народ избавляется от тирана. Поэтому исламские ученые считают, что народ имеет полное право сместить правителя-тирана. Спор идет лишь о том, какими методами это можно делать.
     Режим Бакиева трудно назвать тиранией в полном смысле этого слова, другие страны в этом смысле подавали более яркие примеры. Но и справедливым его назвать трудно. Самое ужасное произошло 7 апреля на площади Ала-Тоо. Мы все были свидетелями того, как снайперы стреляли в безоружных людей, очень жестоко - в голову, в грудь. Эти действия я не могу оценивать иначе, как государственный терроризм.

 

 

Снайперам, говорят, стрелять в людей
приказал Джаныш Бакиев.
 
     Эти выстрелы однозначно не были "убийством по праву". У Бакиева были другие варианты поведения. Можно было выйти к народу, пожертвовать своей жизнью, наконец.

     Защита конституционного строя?
     Не будем забывать, КАК сам Бакиев приходил к власти - это ведь по сути тоже был антиконституционный захват власти.
     Но Акаев - надо отдать ему должное - поступил совсем иначе.
     Не будем забывать и то, что сам Бакиев в свое время обещал: просто так власть он не сдаст, будет воевать до конца.
     И выстрелы возле Дома правительства, пролитая кровь десятков молодых людей показали: это то обещание, которое Бакиев намерен исполнять.
     А это грозит Кыргызстану гражданской войной.
     Поэтому - независимо от того, несет ли Бакиев юридическую ответственность за эти убийства - моральное право быть правителем он, как мне кажется, потерял.
     Вспомним: мы с вами последние месяцы не раз предупреждали власть о её ответственности перед народом. С точки зрения ислама в том числе. Мы напоминали, какими качествами должен обладать правитель, какой пример должен подавать обществу.
     Как глава семьи отвечает перед Богом за свою семью, так и правитель отвечает за весь свой народ, за каждого гражданина.
     Нашим предупреждениям власть, как видно, не вняла.
     Сегодняшней власти очень трудно, всё случившееся свалилось и на неё как снег на голову. Но все эти обстоятельства и с неё ответственности за народ Кыргызстана перед Богом не снимает.
     Временное правительство должно помнить об этом, если вдруг поддастся искушению отодвинуть интересы народа на второй план, а на первый поставить другие интересы - например, пресловутый дележ портфелей.
     Шапка Мономаха - очень тяжела!
     Не зря в исламе власть считается не привилегией, а серьезным испытанием, посланным правителю Богом.


ЧТО  ТВОРИТСЯ  С  ОБЩЕСТВОМ?


     - Не только приезжая беднота, но и вполне благополучные люди, стоит в стране поменяться власти, кидаются - сотнями и тысячами - совершать преступления. Точь-в-точь как пять лет назад - в марте 2005 года. Что же происходит с нашим обществом?! Получается, в основной своей массе оно очень далеко от Бога и за эти пять лет ничуть не изменилось?
     - Больно об этом говорить (ведь мы с вами - тоже часть этого общества), но нужно признать: то, что мы наблюдали в эти дни, - показатель нравственного состояния нашего общества, нашей духовности и богобоязненности. И показатель того, что наше общество за эти пять лет не изменилось (если не стало ещё хуже). А меняться надо. Бог в Коране, обращаясь ко всем народам всех времен, говорит: "Поистине Господь ваш не изменит то, что есть в народе, пока народ не изменит сам себя". То есть Бог посылает нам испытание. И он сейчас ждет: как мы себя поведем? И он не будет вмешиваться. Но если такая большая часть общества так легко поддается искушениям Сатаны, то всё общество может понести наказание. Какое - знает только Бог. И всё общество никогда не выберется из нищеты, пока не начнет изменять само себя.
     Я хочу обратиться ко всем верующим, особенно к молодежи. Сегодня ответственность за происходящее ложится не только на государство, но и на нас. Бог ждет: какую позицию займем мы? Бог в Коране призывает: держитесь за веру в Бога и не разделяйтесь. Наш долг сегодня - объединять общество. Иначе нас ждет новая смута. Ещё худшая, чем сейчас, когда люди просто отбирают друг у друга имущество.
     Самое опасное начнется, когда начнут делить власть, когда страна расколется на регионы, кланы, группировки…
     Это будет худшая из смут - хаос.
     Особая ответственность перед Богом ложится на духовных лидеров. Они сегодня отвечают не только за свой джамаат (паству при мечети), но и за всех верующих, за всё общество. Бог в Коране говорит, что он сделал общину (мусульманскую), которая должна призывать к одобряемому и осуждать порицаемое.
     Пророк говорил: если можешь - останови зло рукой, не можешь - останови своим словом, не можешь и это - хотя бы осуди сердцем.
     К сожалению, в эти трагические дни мы не видели, чтобы духовенство пыталось остановить зло - и муфтият, и имамы бездействовали. Поэтому хочу обратиться и к имамам: вы должны сегодня не сидеть взаперти в мечетях, а идти в народ. Работать рука об руку с правоохранительными органами, с другими государственными структурами.
     Мы уже упустили работу с молодежью - что показали последние события.
     И за это нам придется отвечать перед Богом.
     И помните: если с обществом произойдет ещё что-либо более страшное - ответственность за это тоже ляжет на нас.
     Сегодня, как никогда, мы должны понять: нам всем нужно меняться, нужно начинать жизнь с чистого листа.
     Нужно строить духовное общество.
     Мы уже получили второй, очень наглядный  пример: сменилась власть, но люди не изменились.
     Несмотря на обилие мечетей, построенных за эти годы…
     Третьего примера ждать нельзя.


КОМУ МСТИТЬ?


     - После массового убийства людей на площади Ала-Тоо имеет ли народ право на месть? Что об этом говорит ислам?
     - Нужно различать понятия "месть" и "возмездие". Месть, как правило, неразборчива. Она может коснуться совершенно невиновных  людей - например, родственников виновного. А в исламе коллективная ответственность запрещена - каждая душа отвечает за свои поступки перед Богом сама.
     Поэтому строжайше запрещена и месть.
     Запрещен и "ташбаран" - самосуд толпы.
     Другое дело - возмездие за совершенные преступления. Оно, согласно исламу, не только разрешено, но и необходимо.
     Но для возмездия по шариату необходимо самое тщательное расследование (причем на трезвую, свежую, холодную голову), проверка доказательств и справедливый беспристрастный суд.
     Поэтому просто необходимо, чтобы возмездие понесли и те, кто стрелял в людей на площади, и те, кто отдавал им приказ.
Если эти люди уйдут от возмездия, самому понятию справедливости будет нанесен большой ущерб.
     Поджоги и погромы зданий, даже совершенные из одной только мести - тоже неоправданны. Понятно, что революции в белых перчатках не делаются.

 

Усадьба Бакиевых в Бишкеке по ул.Жибек Жолу. Здесь проживала
законная супруга президента и старший его сын Марат с семьей.
Красивый дом, зеленый двор в цветах - ну зачем же было уничтожать?!
Можно было открыть здесь эстетический центр для детей.


 

     Но ислам осуждает слепой гнев.
     Пророк говорил: когда человека обуревает гнев, нужно присесть и попросить у Бога спасения от шайтана.
     Для этого существуют специальные молитвы - зикры. Шариат предписывает верующим даже при ведении войны оставлять рассудок в равновесии, чтобы не перейти грань.
     Тот факт, что молодые ребята, штурмовавшие Дом правительства и другие объекты, этого не знали (хотя наверняка считают себя мусульманами), тоже говорит о том, что религиозная работа с молодежью в стране была запущена.
     Уничтожение имущества тем более  бессмысленно, если оно принадлежит государству, а значит, народу. Уничтожение личного имущества тех или иных чиновников тоже неоправданно. Если будет доказано, что оно приобретено незаконным путем, то у народа есть такой инструмент, как национализация.
     Я не могу понять, для чего поджигались, например, дома членов семьи Бакиева? Если они построены на награбленные деньги, то в них можно было разместить детский дом или детский сад. Кого же наказали люди, уничтожившие эти здания?

 

А это торговый центр Vefa. Зачем было громить?
Ведь здесь любила отдыхать и тусоваться кыргызская молодежь…


     Само собой разумеется, противоречат исламу и любые рейдерские захваты - под самыми благородными лозунгами.
     Судьбу любого имущества должен решить только суд - об этом говорит и светское законодательство, и шариат.
     Сейчас нужно создать комиссию по определению имущества членов президентской семьи - аналогичную той, что была создана после свержения Акаева.
     Но её работа должна быть доведена до логического конца.
     И если режим Бакиева совершил какие-то преступления, то необходимо, чтобы за каждое из них понесли ответственность конкретные виновники.
     Этого требует элементарная справедливость. Необходимая всему обществу и всем будущим президентам.


ОБРАЩЕНИЕ

к народным движениям, молодежи,

духовенству  и мусульманской

общине Кыргызстана.


     Мы скорбим и выражаем соболезнования всем семьям погибших кыргызстанцев.
     Различные деструктивные силы могут использовать ситуацию в своих целях и внести раскол в гражданское общество путем распространения различных деструктивных слухов, террора и насилия.
     Последние события, связанные с мародерством, показывают, что на первом месте у каждого гражданина страны стоит вопрос об обеспечении личной безопасности и безопасности своей семьи и родных.
     Народ Кыргызстана проходит трудные испытания, и  мы призываем каждого кыргызстанца независимо от национальности, вероубеждения или политических взглядов к вере и патриотизму.  В Коране говорится: "Призывайте к благому и останавливайте порицаемое". 
     Сегодня перед всеми народными движениями страны стоит задача предотвратить раскол нации по региональным, национальным и конфессиональным признакам. В свете происходящих событий необходимо не допустить примитивного распределения портфелей во всех ветвях власти, передела собственности. Мы должны сохранить государственную целостность и единство народа. Кыргызстану необходимо как можно скорее войти в правовое русло.
     Для стабилизации ситуации в стране необходимо применять все имеющиеся ресурсы, в том числе и религиозный.
     Ответственность, возлагаемая на лидеров религиозных общин и духовенства в целом, является одним из главных сдерживающих факторов в предотвращении конфликтов, насилия и беспорядков внутри гражданского общества. В Коране говорится: "Смута хуже убийства". В условиях отсутствия правового урегулирования сложившейся ситуации, а также неэффективности законов следует взывать к духовно-нравственным ценностям религии.
     В этой связи мы призываем к благоразумию и предотвращению бессмысленного пролития крови между нашими братьями. Печальный опыт гражданской войны в Таджикистане должен вразумить различные силы. В Коране говорится: "Держитесь за ветвь Аллаха и не разделяйтесь".
     На имамов всех мечетей, религиозных лидеров сегодня возлагается большая ответственность перед Богом и  народом по сохранению стабильности не только внутри своих общин, но и за проведение разъяснительной работы среди всего населения, молодежи.  Да сохранит Бог нашу страну, наш народ!


Кадыр МАЛИКОВ,
директор независимого аналитического
центра "Религия, право и политика",
Эсен УСУБАЛИЕВ,
директор аналитического центра
"Разумные решения".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить