Новости

спикер парламента тоже намерен баллотироваться в президенты Кыргызстана

Об этом 30 июня на пресс-конференции сообщил сам Чыныбай Турсунбеков.

Подробнее...

президент Атамбаев:

"На водку граждане всегда деньги найдут, а на страхование 50 сомов нет".

Подробнее...

президент Атамбаев вручил ключи от квартир спасателям МЧС

Подробнее...

Что же вёз разбившийся Боинг?

Временная депутатская комиссия Жогорку Кенеша по определению принадлежности грузов, перевозимых на борту «Боинга-747», потерпевшего крушение 16 января 2017 года, завершила свою работу.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с председателем Госумы России В.Володиным

Подробнее...

председатель Госдумы России:

"Не на выгоде строятся отношения Кыргызстана и России, а на взаимовыручке".

Подробнее...

в Москве кыргызстанец изнасиловал соотечественницу

Ещё двое снимали это на видео и угрожали девушке выложить запись в Интернет.

Подробнее...

вынесен приговор делу о взрыве в Посольстве КНР в Бишкеке

Первомайский районный суд Бишкека признал всех подсудимых — Хасамидина Исмаилова, Хикматилло Абдулажанова и Куназим Мансирову — виновными в совершении теракта на территории дипломатическиой миссии.

Подробнее...

интерактивный Иссык-Куль

Запущена интерактивная карта с достопримечательностями Иссык-Кульской области.

Подробнее...

классика под небом


В Бишкеке 28 и 29 июня пройдёт III международный фестиваль классической  музыки под открытым небом TENGRI music 2017.

Подробнее...

в Бишкеке презентуют изданную в Москве книгу «Кыргызы»

Подробнее...

государственный визит президента Кыргызстана в Россию завершился

Алмазбек Атамбаев ответил на вопросы журналистов.

Подробнее...

священный праздник

Поздравление президента Алмазбека Атамбаева с праздником Орозо айт.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Татарстана

Подробнее...

президент Атамбаев прибыл в город Казань Республики Татарстан

Подробнее...

МИД КР прокомментировал возможное участие военнослужащих в Сирии

Участие кыргызских военных в боевых действиях в Сирии на переговорах в Москве во время государственного визита Алмазбека Атамбаева в Россию не обсуждалось.

Подробнее...

президент Атамбаев посетил музей археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН

Подробнее...

в Кыргызстане запретили продажу энергетических напитков несовершеннолетним

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с президентом Башкортостана

Подробнее...

Президент Атамбаев посетил Московскую Соборную мечеть и встретился с Председателем Совета муфтиев России

Подробнее...

в суде по делу Текебаева приступили к рассмотрению дела по существу

Гособвинитель зачитал своё заключение.

Подробнее...

в суд по делу О.Текебаева пришла Роза Отунбаева - на допрос

Подробнее...

Свеча памяти


В Бишкеке прошла акция «Свеча памяти 1941–1945», организованная общественным фондом «Ветераны 365».

Подробнее...

"Кыргызский язык — всемирное достояние, а английский подождет",

-  заявил на встрече с соотечественниками президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, находящийся с визитом в Москве.

Подробнее...

президент Атамбаев встретился с соотечественниками, проживающими в России

Подробнее...

ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЯСЕНИЯХ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КЫРГЫЗСТАН - БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ

      - То, что сейчас происходит в стране, в исламе считается "фитной" - смутой. Смута - это безвластие, анархия, интриги - всё то, что создает нестабильность в обществе. Смута - это когда трудно провести грань между белым и черным, когда теряются все ориентиры. В Коране сказано: "Поистине, смута хуже, чем убийство". А насильственные действия, совершаемые во время смуты в отношении мирного и беззащитного населения, считаются в исламе особо тяжким преступлением. Такие действия по-арабски называются "харраба". В эту же категорию входит и мародерство, совершаемое путем разбойного нападения.

     Бог в Коране говорит, обращаясь к людям: "Помогайте друг другу в благородстве и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде". Мародеры, объединившиеся в пусть даже временные шайки, помогают друг другу в грехе. И в древние времена с членами таких объединений расправлялись особенно жестко.

 

 


     Конечно, можно придумать различные отговорки, говорить, что митингующие вынуждены идти на мародерство потому, что они голодные, холодные и т.д. Но и этим нельзя оправдывать их действия. Если говорить об исламе, то любое деяние в нем обязательно рассматривается с позиции безопасности всего общества. А мародерство (чем бы не пытались его оправдать) подрывает целостность государства. И понятие справедливого государства. Ведь сила государства в том, чтобы обеспечить безопасность внутри общества, чтобы ни один гражданин не боялся за свою жизнь. А мародерство вселяет страх во всех мирных граждан. Мародерство грозит стране гуманитарной катастрофой: ведь если, скажем, торговцы закрывают все магазины, боясь быть ограбленными (что сейчас происходит у нас), может наступить голод. Это ещё больше подрывает стабильность в обществе. Поэтому ислам так сурово относится к этому преступлению.


НАГРАБЛЕННОЕ  ДОБРО

ЗАСТРЯНЕТ  В  ГОРЛЕ!


     - Народ в последние дни очень поправил свое материальное положение - за счет мародерства. Но пойдет ли это имущество новым хозяевам на пользу, что об этом говорит ислам?
     - Нет, нет и ещё раз нет! В Коране сказано: добро, которое пришло запретным путем, лишено "барака" - благословения. Тем более если оно пришло путем воровства, грабежа и насилия - и особенно в то время, когда народ переживает испытания, когда умирают люди, проливается кровь. Это добро - проклятое. И оно, грубо говоря, застрянет у новых "хозяев" в горле. Аллах заберет у них в десять, в сто раз больше - не обязательно в материальном смысле. Но человек, поживившийся чужим имуществом во время смуты, получит воздаяние сполна - ещё в этой жизни.

 



     Какое именно воздаяние? Возможно, в виде тяжелых испытаний - бедностью, унижением. Или даже в виде личной трагедии в семье. В любом случае, такое добро не принесет в дом счастья, а только разлад, раскол - словом, зло.
     И это - не пустые угрозы. Тот, кто не верит в воздаяние, может подождать несколько лет - и он убедится, что оно существует.
     Жизнь сама преподносит нам примеры.
     Я знал одну семью. Во время мартовской смуты 2005 года она поучаствовала в мародерстве, грабила добро, честно нажитое простыми гражданами. Дом свой обставила полностью! Но состоятельной так и не стала: добро как пришло, так и ушло - и стало даже ещё хуже. Семья эта  погрязла в долгах. Начал пить сын. Отец умер, попав в аварию. Всё это произошло в течение трех-четырех лет. Что вполне логично - наказание приходит не сразу. Я об этой драме узнал от членов этой семьи, они сами признались: "Кудай (Бог), наверное, нас наказывает".
     Тот, кто покупает у мародеров награбленное добро, совершает такой же грех, как и они. Поскольку, как принято считать в исламе, скупщик награбленного имущества содействует распространению беззакония в обществе. И он не только, закрыв на беззаконие глаза, молчаливо поддерживает его. Но ещё и становится собственником неправедно нажитого имущества. Разумеется, и скупщику это имущество счастья не принесет, его тоже ждут испытания.

 



     Какое наказание ждет каждого из мародеров на том свете - знает только Бог. Возможно, кто-то из них уже раскаялся. Но этого мало. Нужно ещё и понести наказание на этом свете. Но на это добровольно вряд ли кто пойдет - пока не поймают. Я бы им посоветовал каким-либо образом возместить, если есть возможность, украденное и награбленное законным владельцам. Если такой возможности нет, то грех частично можно искупить, раздав садаку (милостыню) -  непременно из честно заработанных денег. Окажите, например, помощь бедным, детскому дому или дому престарелых. Правда, предупреждаю: эта милостыня может всего лишь аннулировать ваш грех, но в качестве благодеяния вам не зачтется.


УБИЙСТВА: ПРЕСТУПНЫЕ И…

РАЗРЕШЕННЫЕ


     - В последние дни Кыргызстан увидел так много крови, что убийства людей уже стали чем-то обыденным. Началось всё с расстрела митингующих снайперами, а закончилось тем, что милиции дан приказ стрелять в мародеров на поражение. Какая-то кровавая вакханалия…      А как все эти убийства можно оценить с точки зрения ислама?
     - В шариате убийства делятся на две категории: убийство "без права" и "по праву". То, что мы видели на площади Ала-Тоо, - хладнокровный расстрел безоружных людей - это убийство "без права". Оно считается великим грехом, и за него полагается жестокое наказание - и на этом и на том свете.  В Коране сказано: “Кто посмел убить человека, не имея на это права, тот подобен тому, кто убил всех людей на земле, всё человечество”.

 



     Теперь об убийствах "по праву". Шариат признает смертную казнь в качестве наказания - по приговору суда, разумеется. Но в период смуты в исламе начинают работать другие правовые нормы - для пресечения смуты. Ислам, как мы однажды рассказывали, защищает пять жизненных основ человека: веру, честь и достоинство; жизнь, потомство, здоровье, имущество. Именно для защиты этих основ ислам разрешает убивать - безо всякого суда - преступников, совершающих харрабу против мирного населения, то есть разбойников, мародеров. Пример: вы сидите дома, и к вам врываются разбойники. Вы имеете право, чтобы защитить свою жизнь, своих близких и свое имущество, их убить. Это даже не считается убийством.
     Человек, погибший при защите своей чести, достоинства, жизни, близких или имущества, считается шахидом. На сей счет есть хадис Пророка. А вот как относится ислам к смерти самого разбойника. В Коране есть прямой аят, смысл которого таков: тех, кто сеет на земле смуту, грабя, убивая, насилуя - и тем самым воюя против Бога, - тех убивайте и даже распинайте. На том свете их ждет вечное наказание огнем.  И после смерти разбойников запрещается читать по ним жаназу-намаз (заупокойную молитву) и Коран и хоронить их на кладбище.
     Так что и милиция имеет право применять оружие, не боясь за последствия перед Богом, - в отношении разбойников (особенно представителей криминальных кругов), оказывающих вооруженное сопротивление. Бог, как сказано в Коране, останавливает одного человека другим - иначе на земле не было бы справедливости. Главное - чтобы это применение оружия было предельно точным, чтобы оно не превратилось в пальбу по всему, что движется.


КОГДА  ПРАВИТЕЛЬ ЗАБЫВАЕТ

ОБ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ…


     - Не совершил ли народ грех, прогнав президента Бакиева? Ведь ислам, как и другие религии, признает: всякая власть - от Бога?
     - Про ислам ходит много баек и легенд - в том числе и эта: Бог якобы велит почитать любую власть. Это - заблуждение.
     Есть множество аятов в Коране и хадисов Пророка, осуждающих тиранию.
     Но есть и такой хадис: Бог может послать тому или иному народу "залима" (несправедливого правителя, тирана - от слова "зульм" - “тирания”) в порядке наказания и испытания. Но может и смилостивиться - и тогда народ избавляется от тирана. Поэтому исламские ученые считают, что народ имеет полное право сместить правителя-тирана. Спор идет лишь о том, какими методами это можно делать.
     Режим Бакиева трудно назвать тиранией в полном смысле этого слова, другие страны в этом смысле подавали более яркие примеры. Но и справедливым его назвать трудно. Самое ужасное произошло 7 апреля на площади Ала-Тоо. Мы все были свидетелями того, как снайперы стреляли в безоружных людей, очень жестоко - в голову, в грудь. Эти действия я не могу оценивать иначе, как государственный терроризм.

 

 

Снайперам, говорят, стрелять в людей
приказал Джаныш Бакиев.
 
     Эти выстрелы однозначно не были "убийством по праву". У Бакиева были другие варианты поведения. Можно было выйти к народу, пожертвовать своей жизнью, наконец.

     Защита конституционного строя?
     Не будем забывать, КАК сам Бакиев приходил к власти - это ведь по сути тоже был антиконституционный захват власти.
     Но Акаев - надо отдать ему должное - поступил совсем иначе.
     Не будем забывать и то, что сам Бакиев в свое время обещал: просто так власть он не сдаст, будет воевать до конца.
     И выстрелы возле Дома правительства, пролитая кровь десятков молодых людей показали: это то обещание, которое Бакиев намерен исполнять.
     А это грозит Кыргызстану гражданской войной.
     Поэтому - независимо от того, несет ли Бакиев юридическую ответственность за эти убийства - моральное право быть правителем он, как мне кажется, потерял.
     Вспомним: мы с вами последние месяцы не раз предупреждали власть о её ответственности перед народом. С точки зрения ислама в том числе. Мы напоминали, какими качествами должен обладать правитель, какой пример должен подавать обществу.
     Как глава семьи отвечает перед Богом за свою семью, так и правитель отвечает за весь свой народ, за каждого гражданина.
     Нашим предупреждениям власть, как видно, не вняла.
     Сегодняшней власти очень трудно, всё случившееся свалилось и на неё как снег на голову. Но все эти обстоятельства и с неё ответственности за народ Кыргызстана перед Богом не снимает.
     Временное правительство должно помнить об этом, если вдруг поддастся искушению отодвинуть интересы народа на второй план, а на первый поставить другие интересы - например, пресловутый дележ портфелей.
     Шапка Мономаха - очень тяжела!
     Не зря в исламе власть считается не привилегией, а серьезным испытанием, посланным правителю Богом.


ЧТО  ТВОРИТСЯ  С  ОБЩЕСТВОМ?


     - Не только приезжая беднота, но и вполне благополучные люди, стоит в стране поменяться власти, кидаются - сотнями и тысячами - совершать преступления. Точь-в-точь как пять лет назад - в марте 2005 года. Что же происходит с нашим обществом?! Получается, в основной своей массе оно очень далеко от Бога и за эти пять лет ничуть не изменилось?
     - Больно об этом говорить (ведь мы с вами - тоже часть этого общества), но нужно признать: то, что мы наблюдали в эти дни, - показатель нравственного состояния нашего общества, нашей духовности и богобоязненности. И показатель того, что наше общество за эти пять лет не изменилось (если не стало ещё хуже). А меняться надо. Бог в Коране, обращаясь ко всем народам всех времен, говорит: "Поистине Господь ваш не изменит то, что есть в народе, пока народ не изменит сам себя". То есть Бог посылает нам испытание. И он сейчас ждет: как мы себя поведем? И он не будет вмешиваться. Но если такая большая часть общества так легко поддается искушениям Сатаны, то всё общество может понести наказание. Какое - знает только Бог. И всё общество никогда не выберется из нищеты, пока не начнет изменять само себя.
     Я хочу обратиться ко всем верующим, особенно к молодежи. Сегодня ответственность за происходящее ложится не только на государство, но и на нас. Бог ждет: какую позицию займем мы? Бог в Коране призывает: держитесь за веру в Бога и не разделяйтесь. Наш долг сегодня - объединять общество. Иначе нас ждет новая смута. Ещё худшая, чем сейчас, когда люди просто отбирают друг у друга имущество.
     Самое опасное начнется, когда начнут делить власть, когда страна расколется на регионы, кланы, группировки…
     Это будет худшая из смут - хаос.
     Особая ответственность перед Богом ложится на духовных лидеров. Они сегодня отвечают не только за свой джамаат (паству при мечети), но и за всех верующих, за всё общество. Бог в Коране говорит, что он сделал общину (мусульманскую), которая должна призывать к одобряемому и осуждать порицаемое.
     Пророк говорил: если можешь - останови зло рукой, не можешь - останови своим словом, не можешь и это - хотя бы осуди сердцем.
     К сожалению, в эти трагические дни мы не видели, чтобы духовенство пыталось остановить зло - и муфтият, и имамы бездействовали. Поэтому хочу обратиться и к имамам: вы должны сегодня не сидеть взаперти в мечетях, а идти в народ. Работать рука об руку с правоохранительными органами, с другими государственными структурами.
     Мы уже упустили работу с молодежью - что показали последние события.
     И за это нам придется отвечать перед Богом.
     И помните: если с обществом произойдет ещё что-либо более страшное - ответственность за это тоже ляжет на нас.
     Сегодня, как никогда, мы должны понять: нам всем нужно меняться, нужно начинать жизнь с чистого листа.
     Нужно строить духовное общество.
     Мы уже получили второй, очень наглядный  пример: сменилась власть, но люди не изменились.
     Несмотря на обилие мечетей, построенных за эти годы…
     Третьего примера ждать нельзя.


КОМУ МСТИТЬ?


     - После массового убийства людей на площади Ала-Тоо имеет ли народ право на месть? Что об этом говорит ислам?
     - Нужно различать понятия "месть" и "возмездие". Месть, как правило, неразборчива. Она может коснуться совершенно невиновных  людей - например, родственников виновного. А в исламе коллективная ответственность запрещена - каждая душа отвечает за свои поступки перед Богом сама.
     Поэтому строжайше запрещена и месть.
     Запрещен и "ташбаран" - самосуд толпы.
     Другое дело - возмездие за совершенные преступления. Оно, согласно исламу, не только разрешено, но и необходимо.
     Но для возмездия по шариату необходимо самое тщательное расследование (причем на трезвую, свежую, холодную голову), проверка доказательств и справедливый беспристрастный суд.
     Поэтому просто необходимо, чтобы возмездие понесли и те, кто стрелял в людей на площади, и те, кто отдавал им приказ.
Если эти люди уйдут от возмездия, самому понятию справедливости будет нанесен большой ущерб.
     Поджоги и погромы зданий, даже совершенные из одной только мести - тоже неоправданны. Понятно, что революции в белых перчатках не делаются.

 

Усадьба Бакиевых в Бишкеке по ул.Жибек Жолу. Здесь проживала
законная супруга президента и старший его сын Марат с семьей.
Красивый дом, зеленый двор в цветах - ну зачем же было уничтожать?!
Можно было открыть здесь эстетический центр для детей.


 

     Но ислам осуждает слепой гнев.
     Пророк говорил: когда человека обуревает гнев, нужно присесть и попросить у Бога спасения от шайтана.
     Для этого существуют специальные молитвы - зикры. Шариат предписывает верующим даже при ведении войны оставлять рассудок в равновесии, чтобы не перейти грань.
     Тот факт, что молодые ребята, штурмовавшие Дом правительства и другие объекты, этого не знали (хотя наверняка считают себя мусульманами), тоже говорит о том, что религиозная работа с молодежью в стране была запущена.
     Уничтожение имущества тем более  бессмысленно, если оно принадлежит государству, а значит, народу. Уничтожение личного имущества тех или иных чиновников тоже неоправданно. Если будет доказано, что оно приобретено незаконным путем, то у народа есть такой инструмент, как национализация.
     Я не могу понять, для чего поджигались, например, дома членов семьи Бакиева? Если они построены на награбленные деньги, то в них можно было разместить детский дом или детский сад. Кого же наказали люди, уничтожившие эти здания?

 

А это торговый центр Vefa. Зачем было громить?
Ведь здесь любила отдыхать и тусоваться кыргызская молодежь…


     Само собой разумеется, противоречат исламу и любые рейдерские захваты - под самыми благородными лозунгами.
     Судьбу любого имущества должен решить только суд - об этом говорит и светское законодательство, и шариат.
     Сейчас нужно создать комиссию по определению имущества членов президентской семьи - аналогичную той, что была создана после свержения Акаева.
     Но её работа должна быть доведена до логического конца.
     И если режим Бакиева совершил какие-то преступления, то необходимо, чтобы за каждое из них понесли ответственность конкретные виновники.
     Этого требует элементарная справедливость. Необходимая всему обществу и всем будущим президентам.


ОБРАЩЕНИЕ

к народным движениям, молодежи,

духовенству  и мусульманской

общине Кыргызстана.


     Мы скорбим и выражаем соболезнования всем семьям погибших кыргызстанцев.
     Различные деструктивные силы могут использовать ситуацию в своих целях и внести раскол в гражданское общество путем распространения различных деструктивных слухов, террора и насилия.
     Последние события, связанные с мародерством, показывают, что на первом месте у каждого гражданина страны стоит вопрос об обеспечении личной безопасности и безопасности своей семьи и родных.
     Народ Кыргызстана проходит трудные испытания, и  мы призываем каждого кыргызстанца независимо от национальности, вероубеждения или политических взглядов к вере и патриотизму.  В Коране говорится: "Призывайте к благому и останавливайте порицаемое". 
     Сегодня перед всеми народными движениями страны стоит задача предотвратить раскол нации по региональным, национальным и конфессиональным признакам. В свете происходящих событий необходимо не допустить примитивного распределения портфелей во всех ветвях власти, передела собственности. Мы должны сохранить государственную целостность и единство народа. Кыргызстану необходимо как можно скорее войти в правовое русло.
     Для стабилизации ситуации в стране необходимо применять все имеющиеся ресурсы, в том числе и религиозный.
     Ответственность, возлагаемая на лидеров религиозных общин и духовенства в целом, является одним из главных сдерживающих факторов в предотвращении конфликтов, насилия и беспорядков внутри гражданского общества. В Коране говорится: "Смута хуже убийства". В условиях отсутствия правового урегулирования сложившейся ситуации, а также неэффективности законов следует взывать к духовно-нравственным ценностям религии.
     В этой связи мы призываем к благоразумию и предотвращению бессмысленного пролития крови между нашими братьями. Печальный опыт гражданской войны в Таджикистане должен вразумить различные силы. В Коране говорится: "Держитесь за ветвь Аллаха и не разделяйтесь".
     На имамов всех мечетей, религиозных лидеров сегодня возлагается большая ответственность перед Богом и  народом по сохранению стабильности не только внутри своих общин, но и за проведение разъяснительной работы среди всего населения, молодежи.  Да сохранит Бог нашу страну, наш народ!


Кадыр МАЛИКОВ,
директор независимого аналитического
центра "Религия, право и политика",
Эсен УСУБАЛИЕВ,
директор аналитического центра
"Разумные решения".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить