Главное:
Предложили сменить «Тушку» (Сентябрь 19, 2018 12:20 пп)
«Добро» на наркотики (Сентябрь 19, 2018 12:07 пп)
Тотальная проверка (Сентябрь 19, 2018 12:05 пп)
Ишкя гер, кибитка… юрта! (Сентябрь 19, 2018 11:33 дп)
Кыргызстан – самая чистая страна (Сентябрь 19, 2018 10:11 дп)
Следователь пойман с поличным (Сентябрь 18, 2018 12:49 пп)
В Кыргызстане вредная кухня? (Сентябрь 18, 2018 10:07 дп)
Сгорел этнокомплекс «Супара» (Сентябрь 18, 2018 10:05 дп)

Кыргызстан теряет городскую молодёжь

20.03.2015
138 просмотров

 

— именно  она  пополняет  ряды  экстремистов

 

Мусульмане-интеллектуалы пытаются эту тревожную ситуацию переломить, показав кыргызстанцам новое лицо ислама.

          В Кыргызстане впервые в его истории начал выходить исламский журнал — причём на русском языке. Называется он «Умма» («Община»). Среди его издателей — хорошо знакомый нашим читателям политолог и теолог Кадыр Маликов. Разговор с ним получился не только о журнале.

 С какой целью вы решили выпускать этот журнал?

 Основная цель — создать позитивный образ ислама. Раскрыть суть ислама через призму современной науки, культуры. В нынешней информационной войне образ ислама оказался сильно искажён. Ислам — нарисована такая картинка — это террор, опасность, невежество. А мы хотим показать другой ислам — интеллектуальный. Как основу для прогресса, развития. Мы хотим сломать сложившиеся стереотипы об исламе как у светской части населения, так и у самих мусульман. Мусульманам мы хотим показать, что ислам, образно говоря, это не только чёрное и белое (или серое) — это разные цвета радуги. Ислам — это не только намаз, это — огромная цивилизация, которая охватывает все стороны жизни человека.

Ещё одна цель — объединение всех мусульман. Поэтому свой журнал мы и назвали «Умма» — «Община». В каждом номере журнала одну статью собираемся посвящать разным мусульманским национальностям, которые живут в Кыргызстане — кыргызам, узбекам, даргинцам, таджикам, уйгурам и так далее. Их достижениям в культуре, в образовании.

 На кого ориентирован ваш журнал? Кто, выражаясь научно, его целевая аудитория?

 Прежде всего — молодёжь. Пока русскоязычная…

 Среди этой части молодёжи много мусульман?

 Да, их число растёт. И цель журнала — развивать молодёжь интеллектуально. Чтобы верующая молодёжь не зацикливалась лишь на ритуальных вопросах или вопросах шариата. Мы хотим, грубо говоря, «взорвать» ей мозги, вывести молодёжь на новый уровень развития. Мы стараемся писать очень доступным языком. Материалы — и информационные, и просветительские — охватывают всю мозаику ислама — экономику, семью, социологию. Их пишут не какие-то маститые авторы,  а сами молодые интеллектуалы-мусульмане Кыргызстана, из них 80 процентов, кстати, девушки и женщины.

 Вы — главный редактор журнала?

 Я всего лишь канонический редактор, главный редактор —  Элиана-Марьям Сатарова, моя супруга. Коллектив, в основном женский. И интернациональный. Кредо журнала — терпимость, уважение к другим культурам, сближение разных народов, культур и религиозных конфессий.

 Дорогое это удовольствие — выпускать исламский журнал в Кыргызстане?

 Очень дорогое… Ведь на дизайн журнала денег мы не пожалели, привлекли дизайнеров самых лучших. Вложили в журнал душу. И все деньги, какие нашли. Моей жене, например, пришлось продать автомашину.

 Когда выйдет следующий номер «Уммы»?

 Как получится… В наших планах — выпускать журнал раз в квартал, следующий номер хотели бы успеть выпустить к празднику Рамазан, к орозо. Сейчас стараемся быстрее продать первый номер, чтобы хотя бы половину расходов покрыть.

 Вас кто-нибудь поддерживает финансово?

 Есть один бизнесмен средней руки, который выразил готовность взять на себя часть расходов.

 А государственные структуры, муфтият?

 На их поддержку, честно говоря, не рассчитываю. Будем искать спонсоров. Готовлю письма — бизнесменам, даже в посольства других стран.

 Ну а на кыргызский язык журнал переводить собираетесь?

 Обязательно! Если найдём спонсоров, уже следующий номер (да и первый) будем переводить на кыргызский и направлять в регионы. Но главную ставку делаем на интернет-версию, которую тоже хотим открыть. Чтобы журнал был доступен для всех. Ведь «Умма» — не коммерческий, а просветительский проект. Даже рекламу (в первом номере мы разместили её бесплатно) мы рассматриваем лишь как способ частично покрыть расходы.

 Скажите, Кадыр, а почему вас не видно на экранах государственных телеканалов, например, ОТРК? Помните — рубрика «Беседы об исламе» в нашей газете, где вы отвечали на вопросы читателей, пользовалась огромной популярностью. Почему бы не практиковать такие же беседы на телевидении?

 Не знаю. Никаких предложений и приглашений по этому поводу мне не поступает. Просветительские программы с интеллектуальным уклоном пока почему-то на телевидении не востребованы. Одно время я вёл программу «Ислам и современность», но её почему-то свернули.

 Не секрет, что официальный ислам в нашей стране, скажем так, почти на 100 процентов кыргызоязычный. Проповеди в мечетях, телепередачи с участием представителей духовенства идут в основном на кыргызском языке. Как считаете, это правильно?

 Дело даже не в языке проповедей, а в их содержании. Необходимо, думаю, не опускаться до интеллектуального уровня населения, а наоборот — поднимать уровень прихожан. Объяснять, что такое ислам, через призму современных реалий и отношений. Сложность религиозной ситуации в нашей стране связана не столько даже с внешними угрозами, сколько с непониманием целей ислама, с уровнем культуры. У нас, к сожалению, пока что не сложилась мусульманская интеллигенция. Не видно исламских мыслителей, которые давали бы направление развитию исламской мысли. Есть джамааты, в каждом — свой шейх, а объединять мусульман некому. «Бытовуха», мелочность вопросов, по которым спорят разные мусульманские течения, не дают нашим мусульманам свободно мыслить и развиваться. В результате русскоязычная — так называемая «городская» — молодёжь всё больше уходит в нетрадиционные течения ислама. И даже в радикальные группировки.

 Что же эта часть молодёжи находит там и чего не находит в традиционных мечетях?

 Мало кто сегодня в мечетях может ответить на вопросы, волнующие современную молодёжь. А в нетрадиционных джамаатах отвечают — в том числе и на политические вопросы. Там — совсем другая атмосфера. Там городская молодёжь находит своих единомышленников. Словом, происходит то, что во всём мире отвращает людей от традиционных конфессий и приводит их в секты.

Кстати, в этих нетрадиционных джамаатах общаются на русском языке. Пропагандистские материалы самых радикальных группировок, если вы заметили, тоже публикуются в основном на русском. Что это означает? Во-первых, то, что радикалы стараются расширять возможности распространения своей идеологии — уж они-то в информационной политике толк знают. Во-вторых, то, что радикалы расширяют свои ряды именно за счёт городской образованной молодёжи, что делает эти группировки ещё более опасными в идеологическом плане. Начав выпускать исламский журнал именно на русском языке, мы стараемся заполнить этот вакуум, который, по-моему, совсем не учитывают наши государственные стратеги, — заключает Кадыр Маликов.

Обложка первого выпуска журнала «Умма».

Оставьте комментарий