Главное:

А нужен ли Кыргызстану такой многолюдный и ленивый парламент?

29.11.2012
Просмотров: 3

alt 

     Продолжаем своё парламентское расследование.

 

     Прогуливать – теперь уже “законно” смогут депутаты парламента, передавая право своего голоса коллегам по доверенности.

 

ПРОГУЛИВАТЬ – ТЕПЕРЬ УЖЕ “ЗАКОННО”

     смогут депутаты парламента, передавая право своего голоса коллегам по доверенности.

     Принятия такой поправки в Закон “О регламенте Жогорку Кенеша КР” добивается фракция “Ар-Намыс”, чей депутат Анарбек Калматов выступил в роли её инициатора. И этой идее дан ход – парламент вынес законопроект на общественное обсуждение.
     Законопроект предусматривает, что любой депутат может передать своему коллеге по фракции право голосовать за него по доверенности. А сам в парламенте может даже не появляться. Необходимость такой поправки авторы идеи объясняют тем, что (цитируем сообщение пресс-службы ЖК) “по ряду объективных причин, в том числе по служебной необходимости, депутаты Жогорку Кенеша могут находиться в служебных командировках, на выездных заседаниях, парламентских слушаниях, встречах с членами международных организаций и сообществ, принимать участие в конференциях, семинарах и т.д.”.
     Часто ли участвуют депутаты во всевозможных конференциях (как и встречаются со своими избирателями), какие могут быть “парламентские слушания” во время заседаний и чем вообще на самом деле депутаты занимаются, отсутствуя в парламенте – большой вопрос. Но теперь они получают вполне законную возможность уклоняться от главной своей обязанности. Любопытно будет посмотреть, сколько депутатов после принятия такой поправки станут появляться в зале заседаний. Половина из ста двадцати? Или и того меньше?
     За что же тогда все эти шибко “занятые” депутаты – как и обслуживающий их персонал – будут получать свои немалые зарплаты? В связи с этим вновь встаёт вопрос, который уже поднимала наша газета: а нужен ли стране такой громоздкий и дорогой парламент, если он всё равно будет работать “по доверенности”? Вот и пусть в нём работают за казённый счёт, скажем, 60 парламентариев – или сколько там их будет голосовать? А остальные (если уж так хочется считаться депутатом) – на общественных началах, то есть бесплатно.

редакция “Д№…”
 
alt

 

Рис. Бауржана ИЗБАСАРОВА

 
 
КОТ ИЗ ДОМА – МЫШИ В ПЛЯС…

     или О том, как депутаты распорядились одним рабочим днём,
стоившим налогоплательщикам более 2 миллионов сомов.

     – Если мы позволим голосовать по доверенности, в зале заседания не останется ни одного депутата, – такое опасение высказал депутат Курмантай Абдиев на заседании парламентского комитета по этике и регламенту, где обсуждался вопрос о поправках в закон “О регламенте ЖК”.
     Узнать, по уважительной ли причине не пришёл на заседание депутат, по словам К. Абдиева, очень сложно. “За депутатов перед спикером будут отчитываться их помощники. Получается, все будут отсутствовать по уважительной причине”, – возмутился он.
     Тем не менее профильный комитет решил вынести вопрос о доверенностях на рассмотрение палаты.
     А всего через пару дней мрачное пророчество Курмантая Абдиева сбылось. Поправку парламент ещё даже не принял, а у депутатов уже, как говорится, зачесались пятки… 22 ноября парламент поставил, кажется, рекорд по прогуливанию – в зале заседаний оказалось всего лишь 17 из 120 депутатов. Притом что регистрацию каким-то образом прошли 68 человек.
     Между тем заседание было отнюдь не рядовым. В парламент пришли президент Алмазбек Атамбаев и премьер Жанторо Сатыбалдиев, дабы присутствовать на церемонии приведения к присяге двух новоназначенных руководителей силовых ведомств – главы МВД Шамиля Атаханова и председателя ГКНБ Бейшенбая Жунусова. Прошло это действо при практически пустом зале. Затем, после перерыва, депутаты стали обсуждать, стоит ли продолжать заседание или лучше разойтись… А между тем в повестке дня стояло 13 вопросов. Плюс – рассмотрение 14 законопроектов.
     Вспыхнул скандал. Некоторые присутствующие депутаты предложили вообще распустить парламент. Депутат Курманбек Осмонов стал настаивать, чтобы сотрудники аппарата ЖК пересчитали присутствующих по головам – словно, пардон, овец в неорганизованной отаре. Принялись считать друг друга и сами депутаты. У Токтогула Туманова получилось 37 человек, а у вице-спикера Торобая Зулпукарова – 34 депутата.
     Последнему, кстати, пришлось председательствовать на заседании, поскольку спикера Асылбека Жээналиева… тоже не было. Зулпукаров, правда, сообщил, что спикер во главе делегации находится в Санкт-Петербурге, участвуя в работе межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Всего же, объявил вице-спикер, у него есть доверенности от 30 депутатов, которые отсутствуют по уважительным причинам либо находятся в служебных поездках.
     Короче, целый парламентский день (который, между прочим, обходится налогоплательщикам в среднем в 2 миллиона 278 тысяч сомов) пошёл насмарку.
     Кстати, упомянутый депутат Токтогул Туманов журналистам оптимистично заявил, что далёк от мысли считать  этот скандал началом парламентского кризиса. А что же это ещё?!

КУЛОВ ОПЯТЬ НАСМЕШИЛ

title

     Неожиданно (впрочем, так ли уж неожиданно?) в роли “адвоката” парламента, чья репутация в последнее время трещит по швам, выступил лидер фракции “Ар-Намыс” Феликс Кулов. 22 ноября он собрал журналистов на пресс-конференцию, чтобы рассказать о расходах депутатов.
     Что очень показательно, это мероприятие проходило в те самые часы, когда в зале заседаний парламента разгорался скандал – Жогорку Кенеш из-за рекордно низкой явки не мог собрать кворума. А Феликс Кулов в это время выступал перед прессой. Что же такое сенсационное хотел донести до неё  генерал?
     “Сегодня другой качественный состав депутатов, это не как раньше, не клуб миллионеров, – убеждал журналистов Кулов. – Должностной оклад одного депутата без надбавок составляет 25 тысяч сомов.Что касается других привилегий, то ежедневно нам выделяются по 12 литров бензина и раз в месяц две с половиной тысячи сомов на телефонные разговоры. Хочу отметить, что не все берут деньги на связь, так как состоят в корпоративах других организаций. К примеру, мой телефон не является телефоном Жогорку Кенеша, и я из своего кармана плачу деньги. И таких депутатов много”.
     Словом, решил с чего-то генерал-депутат внушить общественности, что не так страшен чёрт, как его малюют. То есть не так уж дорого обходятся депутаты налогоплательщикам, как представляется народу.
     “Сколько депутат тратит на себя? Говорят, 6 миллионов сомов. Нельзя просто автоматически брать общий бюджет и делить его на 120 человек. Это самое примитивное, что можно придумать”, – заключил Феликс Кулов.
     Позвольте, Феликс Шаршенбаевич, а для чего же тогда содержится добрая тысяча парламентских клерков – со всеми своими кабинетами, телефонами, автомашинами и т.д. и т.п., – как не для обслуживания 120 депутатов?! Каков был бы смысл тратить эти сотни миллионов сомов, если бы этих 120 депутатов не было?!
     Что-то с логикой у Феликса Кулова становится в последнее время всё хуже и хуже…

ТЯЖЁЛЫЙ СЛУЧАЙ…

     Парламент отказывается рассекречивать депутатские зарплаты –
несмотря на решение суда и общественное мнение.

     Требования перестать валять дурака и рассекретить информацию о размере заработных плат парламентариев звучат уже  в самом Жогорку Кенеше. С инициативой принять на сей счёт специальное постановление выступил на минувшей неделе депутат Данияр Тербишалиев (фракция СДПК).
     – Общественность имеет право знать, сколько получают первые лица государства и депутаты Жогорку Кенеша. Мы уже проиграли в двух судебных инстанциях, но до сих пор не хотим признать, что не правы. Я лично готов озвучить свою зарплату. Она составляет чуть больше 31 тысячи сомов. Чем больше мы закрываемся, тем больше вызываем раздражение в народе. Я предлагаю принять постановление, согласно которому информация о наших окладах должна быть открытой, – сказал депутат Тербишалиев на пленарном заседании.
     Это заявление представитель правящей (!) фракции сделал 21 ноября. А двумя днями раньше, 19 ноября, парламентские юристы подали в Верховный суд надзорную жалобу, в которой просто с феноменальным упорством доказывали, что предавать огласке депутатские зарплаты нельзя ни в коем случае.
     Бишкекский горсуд, как мы сообщали в своей недавней публикации “Зарплаты депутатов – самая страшная тайна в Кыргызстане” (“Дело №…” за 14 ноября), 8 ноября оставил в силе решение Межрайонного суда Бишкека от 13 августа этого года. Который, напомним, обязал Жогорку Кенеш предоставить общественному объединению “Коалиция за демократию и гражданское общество” информацию о размере заработных плат каждого из депутатов ЖК нынешнего, пятого, созыва.
     “Судебная коллегия, – в частности, отметил горсуд в своём определении, – считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что информация о размере заработных плат депутатов не может относиться к информации с ограниченным доступом пользования, так как требуемая заявителем информация не затрагивает вопросы обороноспособности, безопасности, экономические и политические интересы Кыргызской Республики, а также отсутствуют какие-либо другие признаки, препятствующие предоставлению информации, предусмотренные законом”.
     Доказывая обратное, парламентские юристы ссылаются, помимо прочих законов (притянутых, как решили две судебные инстанции, за уши), ещё и на Закон “Об информации персонального характера”. Согласно которому, к персональным данным, являющимся конфиденциальной информацией, “относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном положении, ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ, состоянии здоровья и прочее”.
     Это словосочетание – “о финансовом положении” – парламентские юристы в своей надзорной жалобе выделили жирно… Противореча при этом элементарной логике: если финансовое положение депутатов, как и прочих чиновников, является сугубо их личной тайной, для чего же тогда публикуются декларации об их доходах и имуществе?
     Пытаясь оправдать секретность своего постановления от 17 июня 2011 года (согласно которому не только депутатские зарплаты, но даже штатное расписание, то есть количество помощников, советников и консультантов – спикера, вице-спикеров и депутатов ЖК, является служебной тайной), Жогорку Кенеш даже пытается прикрыться указом Президента КР “Об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих” от 13 декабря 2007 года,  который устанавливал и должностные оклады, и надбавки депутатов ЖК. Этот указ, подчёркивают юристы, тоже всегда являлся документом для служебного пользования. Закрыв глаза на то, что сей бакиевский указ давно утратил силу.
     В Жогорку Кенеше ещё бы и сталинские указы вспомнили!
     Короче, ситуация понятна: парламент почему-то так рьяно не хочет показывать налогоплательщикам свои зарплаты, что готов и дальше выставлять себя на посмешище, утеряв всякий здравый смысл и чувство реальности. Непонятно другое – кто же персонально в Жогорку Кенеше  валяет дурака, если уже сами депутаты возмущаются этим абсурдным упрямством?

Артур ИСАЕВ
А нужен ли нам такой ленивый и многолюдный парламент?

Бакыт БАКЕТАЕВ, политолог:

     – Непростой вопрос. Если депутатов слишком мало, то их легко обойти, уговорить, купить. На это способны даже бизнесмены, добивающиеся для себя каких-либо льгот. И такие случаи, когда Жогорку Кенеш ещё был двухпалатным, были. Поэтому в демократических государствах и ставятся антикоррупционные барьеры в виде многолюдного парламента. Уменьшение количества депутатов, я уверен, на бюджете не отразится – 60 депутатов положат себе зарплату вдвое больше.
     Моё мнение: пусть эти 120 депутатов в парламенте сидят. Пусть их будет даже больше. Но надо вопрос поставить так: хочешь быть депутатом – будь им. И если ты патриот, получай за свою работу самый минимум. Тогда в парламент и придут люди, готовые работать даже за свой счёт – ради воплощения идей. Забрать все служебные машины. Сократить аппарат – раз в пять. Пусть депутаты учатся соображать и писать законы сами. Тогда те, кому это делать лень, уйдут сами.
Токтайым УМЕТАЛИЕВА, правозащитница, общественный деятель:
     – Однозначно – нет. Ещё когда готовили проект нынешней Конституции, я, будучи членом конституционного совещания, настаивала, чтобы прямо в Конституции прописали: если депутат пропускает без уважительных причин 30 дней, он автоматически сдаёт мандат. Текебаев был против, но это предложение всё-таки оформили. Правда, из окончательного текста Конституции оно исчезло – как и многое другое. То же самое и с численностью парламента – нам, предлагала я всегда, вполне достаточно 75 депутатов.
     Президент, считаю, должен проявить политическую волю и распустить этот парламент. Но прежде вместе с ним провести конституционную реформу. Конституцию поднять с пола (где она сейчас валяется как тряпка), почистить её, помыть, убрать из неё то, что разрушает государственность. Правовые рычаги для этого есть. Не нужно проводить референдум, не нужно тратить на него огромные бюджетные деньги и давать чиновникам возможность их разворовать. Реформу можно провести за один день и одним росчерком пера. И – к новым выборам с новой Конституцией! Время для президента с каждым днём сжимается как шагреневая кожа. Либо он это сделает сейчас, свой оставшийся срок будет работать на восстановление государственности и уйдёт как новый Ататюрк… Либо придётся уходить с позором и слезами.
Чолпон ДЖАКУПОВА, правозащитница:
     – Лично меня смущает даже не количество депутатов и не посещаемость ими заседаний. Главное, чтобы от них толк был. Но толку-то нет – ни с одной своей функцией парламент нормально не справляется.
     У парламента есть две главные функции, которые определяют его эффективность, – законотворчество и контроль над исполнительной властью. Качество законотворчества – просто отвратительное. Дважды, например, этот состав парламента пересматривал вопросы, касающиеся судебной реформы. И всё равно скандалы вокруг набора судебного корпуса не прекращаются. Возьмём избирательное законодательство. Оно было состряпано тяп-ляп,  в нём – масса ошибок. И у партий ещё будет масса проблем при подведении итогов выборов в местные кенеши. Это самые крупные скандалы, по мелочам уже не беру.
     Контроль за исполнительной властью… Нынешний кабинет министров – за два года уже пятый. Кабмины приходили-уходили, но никто из них за проделанную работу нормально не отчитался. Отчёт правительства Бабанова по 100 дням парламент принял на “ура”, а через месяц-полтора это правительство снял. Что это за парламент?!
     Но самое ужасное, что при нынешней Конституции следующий состав парламента будет ничуть не лучше. Знаете, почему? Потому, что при такой небрежно написанной, бездарной Конституции парламент НИ ЗА ЧТО не отвечает. Даже Текебев, чья фракция трещит по швам, ничего не может поделать со своими депутатами-бунтовщиками. Что уж о народе говорить – у него не осталось вообще никаких рычагов влияния на парламент, за исключением опять же революционного.
     И это – результат безответственности избирателей. Это они из трусости, даже не читая и не думая, голосовали за эту Конституцию – якобы за стабильность… Это они голосовали за партии мародёров и грабителей ячеек. Пусть теперь кушают и наслаждаются – это их выбор. Парламент у нас такой, какой и сам народ.
Марс САРИЕВ, политолог:
     – Парламент действительно слишком многочисленный и ленивый… Мне кажется, нужно вернуться к двухпалатному парламенту. Верхняя палата – максимум из 40 депутатов – работает профессионально, а нижняя палата – народных представителей – собирается на сессии, скажем, дважды в год. И наш парламент должен быть смешанным: часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – в округах. Эта система предохраняет от узурпации власти. Если раньше власть узурпировали президенты, то сейчас её подминают под себя партии, руководствуясь корпоративными интересами. А народ опять остался в стороне.
     Согласен с вами: парламент нужно кардинально менять. И сами депутаты, мне кажется, понимают обречённость и недееспособность своего парламента. Оттого некоторые из них и рвутся в Бишкекский горкенеш, оттого такое чемоданное настроение – “Титаник” идёт ко дну…

Оставьте комментарий