Главное:

БОМБА ПОД РУКОВОДСТВО МВД не взорвалась, а издала совсем другой, тихий звук…

13.12.2012
Просмотров: 4

alt  

 

    Разговоры о том, что в правительстве Кыргызстана готовится настоящая бомба под руководство МВД (теперь уж бывшее), шли всю минувшую осень. Под бомбой подразумевался разгромный отчёт межведомственной комиссии, проверявшей деятельность Министерства внутренних дел.

     Разговоры о том, что в правительстве Кыргызстана готовится настоящая бомба под руководство МВД (теперь уж бывшее), шли всю минувшую осень. Под бомбой подразумевался разгромный отчёт межведомственной комиссии, проверявшей деятельность Министерства внутренних дел.
     Взорваться она, как ожидалось, должна была 20 ноября – на заседании совета по обеспечению безопасности и правопорядка при правительстве КР. Но вместо взрыва получился лишь некий неприличный звук… Совсем негромкий.
     На закрытом заседании упомянутого совета под председательством премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева отчёт упомянутой комиссии был заслушан. Всё, что сообщил о её выводах отдел информационной политики аппарата правительства, – так это о “многочисленных нарушениях, выявленных в ходе проверки”. Члены совета порекомендовали МВД рассмотреть на внеочередной коллегии министерства “вопрос о соответствии занимаемым должностям ряда должностных лиц”. И всё. С самим отчётом ознакомить общественность никто нужным не посчитал.
 
     Только на днях, спустя две недели после заседания совета по обеспечению безопасности и правопорядка этот вакуум вдруг решил заполнить… Некто весьма заинтересованный. На электронную почту нашей редакции (да и других редакций, как видно) некие анонимные доброхоты, категорически не желающие открыться, прислали почти полный текст таинственного отчёта. “Нужна справедливость”, – написали они в сопроводительном письме. Эта жажда справедливости очень уж походит на тактический ход в подковёрных внутримилицейских интригах (такой же ход, как “слив” в Интернет видеозаписи оперативного совещания в ГУБОПиК).
     Межведомственную комиссию по проверке деятельности МВД возглавлял заместитель заведующего отделом обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций аппарата правительства Элдияр Убалиев. В неё вошли ещё три чиновника из аппарата правительства, заведующий сектором секретариата Совета обороны КР, государственный инспектор Счётной палаты, начальники отделов из Государственной службы по контролю наркотиков и Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями и три сотрудника Госкомитета национальной безопасности. Представителей самого МВД, что примечательно, в комиссию не включили.
     Кое-что из выводов комиссии мы решили предать огласке – ибо эта информация обществу интересна и нужна. Более чем 30-страничный отчёт местами читается как бестселлер.

alt
Председатель межведомственной комиссии Элдияр Убалиев
докладывает о результатах проверки МВД…
alt
Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев слушает внимательно…
Но выводы делает весьма странные.

ПРЕСТУПНОСТЬ В МЕНТОВСКОЙ СРЕДЕ

     За 8 месяцев 2012 года, по данным МВД, в отношении сотрудников милиции было возбуждено 81 уголовное дело. По этим делам всего проходит 115 милиционеров. В том числе: за злоупотребление и превышение должностных полномочий привлечено 52 сотрудника, за вымогательство взяток  – 21 милиционер, за халатность – 10 милиционеров, за преступления, связанные с наркотиками, – 5 милиционеров, за рукоприкладство – 3 милиционера, за нарушение прав человека – 4 милиционера, за пытки – 1 милиционер, за другие преступления – 15 сотрудников милиции.
     Это, напомним, данные, предоставленные межведомственной комиссии самим Министерством внутренних дел. А вот по данным Генеральной прокуратуры, в этом году в отношении сотрудников милиции возбуждено 151 уголовное дело – почти в два раза больше, чем объявило МВД.
     “Отчёты прокуратуры и иных правоохранительных органов изобилуют вопиющими примерами криминализации органов внутренних дел”, –  отмечает межведомственная комиссия. В качестве одного из примеров  приводится выявленный в этом году чекистами факт восстановления на должность следователя Сокулукского РОВД В. Алмыкуловой. Она была осуждена за совершение преступления, но на основании подложной копии президиума Верховного суда о якобы прекращении в отношении её уголовного дела смогла не только восстановиться на службе, но и получила компенсацию в сумме 444 тысячи сомов.
     “Отмечаются факты совершения сотрудниками органов внутренних дел общеуголовных преступлений, таких как кражи, грабежи и разбои, – говорится в отчёте комиссии. – Отдельные нерадивые сотрудники опускаются до присвоения изъятого у преступников ранее похищенного имущества граждан… Из 1590 жалоб и заявлений граждан в отношении сотрудников 446 подтвердились… По данным Государственного комитета национальной безопасности КР, в отношении сотрудников органов внутренних дел за 8 месяцев поступило 180 жалоб и заявлений, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года”.
     “Вопиющим фактом” назвала комиссия нашумевшую драку в бишкекском центре отдыха “Жаннат” (бывшем “Монте-Карло”) с участием выпускников 51-го взвода Академии МВД. Из её отчёта: “Общественное порицание вызвала попытка отдельных руководителей министерства скрыть факт произошедшего инцидента. Проводимое службой внутренней безопасности служебное расследование было приостановлено по надуманной формулировке “в связи с каникулярным отпуском”. Несмотря на распространённое ранее заявление министра о том, что все выпускники будут уволены, никто из них так и не понёс соразмерной ответственности за совершённый ими проступок, а фактически наказаны были другие сотрудники”.
     Анализируя работу милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, комиссия сделала потрясающий вывод: “Объём изъятого в 2011 году героина у четверых бывших сотрудников органов внутренних дел эквивалентен всему объёму героина, изъятого за год органами внутренних дел. Примечателен тот факт, что один из сотрудников, задержанных за незаконный оборот наркотиков, в своё время был признан Министерством внутренних дел КР лучшим по профессии, именно как борец с незаконным оборотом наркотиков. Не редки случаи, когда сами сотрудники ОВД употребляют наркотики. Так, за 8 месяцев 2012 г. официально зарегистрировано два факта употребления наркотиков сотрудниками”.
     Приложились милиционеры и к росту ДТП в Кыргызстане, хотя задача МВД эти происшествия предотвращать. За 8 месяцев этого года на дорогах республики погиб 581 человек (в том числе 81 ребёнок), ещё 4 тысячи 595 человек получили телесные повреждения. При этом 60 ДТП совершены с участием сотрудников милиции. БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ этих происшествий – 34 ДТП – произошли, по данным комиссии, ПО ВИНЕ МИЛИЦИОНЕРОВ. В них погибли 4 человека, ещё 15 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
     “Часть ДТП с участием ОВД вызвало общественный резонанс и отрицательно отразилось на имидже органов внутренних дел, – отмечает комиссия. – Отсутствие должных мер реагирования на совершённые сотрудниками милиции проступки ещё больше усиливает негативное отношение граждан к произошедшим вопиющим фактам. Во время работы комиссии, несмотря на то обстоятельство, что министерство находилось на усиленном варианте несения службы, произошло очередное ДТП с участием сотрудника милиции, в результате которого погибли два человека. При этом оперативник, отметивший свой профессиональный праздник – День уголовного розыска, находясь в состоянии алкогольного опьянения, скрылся с места наезда. Кроме того, в этот же день произошло еще одно ДТП с участием еще одного сотрудника ГУУР МВД, в результате наезда пострадал пешеход”.

ТЁМНЫЕ ДЕЛА ОРУЖЕЙНЫЕ…

     Несмотря на бодрые милицейские рапорты об успешном изъятии оружия, попавшего в руки населения в ходе апрельских и июньских событий, межведомственная комиссия пришла к выводу: цифры и факты говорят об обратном. В апреле 2010 года было похищено и утрачено 876 единиц огнестрельного оружия, в июне – 301 единица, итого – 1 тысяча 177 стволов. Из них 647 стволов не возвращены и до сих пор где-то “гуляют”…
     Комиссия считает: именно слабая работа милиции по изъятию оружия стала одной из причин увеличения количества преступлений, совершённых с применением огнестрельного оружия.
     Расследование уголовных дел по хищению оружия и боеприпасов в ходе июньских событий, отмечает комиссия, проходило весьма странно. По некоторым фактам следователи вообще отказывали в возбуждении уголовных дел, а по возбуждённым делам следствие необоснованно приостанавливали “в связи с неустановлением лиц, совершивших преступления”. Между тем “в ходе изучения уголовных дел прокуратурой было установлено, что по отдельным делам следственные действия не проводились вообще, а по некоторым, несмотря на наличие ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАНИЙ лиц, захвативших оружие, их действиям не была дана соответствующая правовая оценка, а сами дела были приостановлены как неочевидные. В результате прокурорского реагирования необоснованные решения со стороны органов внутренних дел отменены”.
     Широко разрекламированная в своё время кампания по выплате денежного вознаграждения гражданам, добровольно сдавшим оружие, не обошлась без махинаций. “Выявлены факты завышения суммы выплат денежного вознаграждения гражданам в сумме 365 тысяч сомов со стороны должностных лиц Главного управления внутренних дел города Бишкека, – сообщает комиссия. – Ущерб, причинённый данным деянием, возмещён в рамках реализации акта прокурорского реагирования”.
     Складывается впечатление, что комиссия даже в своём отчёте осторожничает. Что значит “завышение суммы выплат”? Кому конкретно на самом деле достались деньги, списанные на якобы выплату вознаграждения? И почему за это никого не привлекли к уголовной ответственности? Ответов на эти вопросы пока нет.

РЫСАЛИЕВСКИЕ КАДРЫ

     Ещё в июне 2011 года парламент Кыргызстана своим постановлением предлагал правительству освободить от занимаемых должностей главу МВД Зарылбека Рысалиева и его первого заместителя Бактыбека Алымбекова – именно за развал кадровой работы. “Однако, – отмечает комиссия, – несмотря на выявленные недостатки в ходе ранее проведённых проверок, со стороны руководства министерства не было принято должных мер по их устранению, а состояние кадровой работы, наоборот, только ухудшилось”.
     Кадрам МВД в отчёте межведомственной комиссии посвящена самая большая – и самая, кажется, захватывающая глава. В ней имя теперь уже бывшего министра З. Рысалиева упоминается наиболее часто. Остановимся лишь на некоторых моментах.
     Нарушения требований Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом в МВД, считает комиссия, “носят системный и массовый характер”. Одно из нарушений –  раздача звания “полковник милиции” сотрудникам, которым по должности оно не положено. Только в 2012 году “полковников” получили 43 сотрудника милиции, причём в половине случаев, отмечает комиссия, необоснованно.
     Досрочное присвоение звания полковника милиции не допускается, но именно так получил его начальник финансово-хозяйственного управления МВД У. Ниязбеков, которому, отмечает комиссия, и до этого неоднократно присваивались досрочные звания. Антикоррупционная служба ГКНБ в ходе проверки установила, что и самое первое звание Ниязбекову было присвоено необоснованно. “Необходимо отметить, что ГКНБ ранее 4 раза запрашивал личное дело Ниязбекова У. для осуществления проверки, – говорится в отчёте комиссии. – Однако начальник Главного управления по работе с личным составом Табалдиева В. по надуманным мотивам отказывала ГКНБ в ознакомлении с его материалами”.
     Совершенно незаконно, считает комиссия, был принят на службу в органы внутренних дел Эсен Салиев. Он возглавил пресс-службу МВД в 2011 году. А до этого долгое время работал в МИДе и считался “человеком Розы Отунбаевой”. Милицейская карьера Э. Салиева сразу стремительно пошла вверх.
     Из отчёта комиссии: “В результате протекции со стороны министра специально для Салиева Э.М. в мае 2012 года было создано специализированное подразделение – Управление информационной политики и международного сотрудничества, в результате чего были существенно сокращены штаты подразделения правового обеспечения и снижен его статус до уровня отдела. Положение о вновь созданном для Салиева Э.М. управлении было утверждено только в момент проведения проверки, то есть через 4 месяца. Подтверждением протекции со стороны министра в отношении Салиева Э.М. является тот факт,  что  в  течение 10 дней ноября 2011 года он был трижды поощрён министром (премии, две ведомственные медали). Всего Салиев Э.М. за непродолжительную службу  был  награждён   5   ведомственными медалями, некоторыми из них – в нарушение установленных правил”.
     И ещё: “В материалах специальной проверки личного дела Салиева Э.М. имеются компрометирующие материалы в отношении его тестя – Ташиева Малика Кулназаровича, 1958 г.р., осуждённого в 2004 г. Свердловским районным судом Бишкека по ст. 246 ч.1 (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств либо психотропных веществ без цели сбыта) на 1 год лишения свободы”.
     В мае 2012 года приказом министра З. Рысалиева на должность начальника ОБДД Баткенской области был назначен полковник милиции А. Абдрахманов. “Следует отметить, – пишет в своём отчёте комиссия, – что ранее, в 2008 году он был уволен в запас на основании осуждения его брата Абдрахманова Р.О. за попытку убийства сотрудника органов внутренних дел (ничего себе родственнички у высокопоставленных милицейских офицеров! – Примеч. авт.). Абдрахманов Р.О. ранее был четырежды судим и, кроме того, является преступным авторитетом”.
     Похожая ситуация – с оперуполномоченным ГУУР МВД подполковником милиции Т. Сарбагышевым. Точнее, с его братом А. Сарбагышевым. “Комиссией установлено, – говорится в отчёте, – что Сарбагышев А. К. ранее пять раз привлекался к уголовной ответственности за совершение различных преступлений, в т.ч. тяжкого характера (грабёж, вымогательство, угроза убийством с применением оружия и др.), кроме того, он числился по базе данных МВД как член ОПГ Камчи Кольбаева, однако был снят с учёта в 2012 году в связи с его смертью в результате убийства”.
     И снова Академия МВД – кузница кадров кыргызской милиции. Здесь межведомственная комиссия выявила массу нарушений. Например, восстановление на учёбу курсантов, до этого отчисленных по отрицательным мотивам. Причём решения на сей счёт, отмечает комиссия, принимали лично министр З. Рысалиев и его первый зам Б. Алымбеков.
     Из отчёта комиссии: “Установлены факты обучения по очной форме пяти курсантов (Бекботоев, Карагулов, Торокулов, Ибраимов, Каныбеков), ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение ряда грабежей и разбоев, уголовное преследование в отношении которых прекращено в связи с отказом потерпевших от поддержания обвинения, что является нереабилитирующим основанием. Очередной грабёж, сопряжённый с вымогательством, совершённый при участии курсанта академии Абдыгулова Т.Т., выявлен службой внутренней безопасности во время работы комиссии”.
     А мы ещё спрашиваем, откуда растут ноги у преступности, в том числе и милицейской?! Оттуда и растут – из “кузницы кадров”.
     А вот ещё факт. “В 2012 году на 4 курс академии по заочной форме обучения восстановлен ранее осуждённый за взятку и злоупотребление служебным положением бывший сотрудник ОВД Рысалиев А.Р., уроженец Таласской области, который был осуждён к 5 годам лишения свободы и отбывал наказание в исправительной колонии усиленного режима. По объяснению секретаря комиссии по восстановлению, Рысалиев А.Р. был восстановлен по личному указанию министра внутренних дел Рысалиева З.К. Особо настораживает то обстоятельство, что в 1996 году вместе с Рысалиевым А.Р. по уголовному делу проходил и сам министр Рысалиев З.К., на которого в деле имеются прямые показания потерпевшего о том, что он принимал участие в его незаконном задержании. Однако уголовное преследование в отношении Рысалиева З.К. было прекращено”.
     В 1996 году Зарылбек Рысалиев работал старшим оперуполномоченным Управления угрозыска МВД. Доводится ли его бывший сослуживец и подельник А. Рысалиев ему родственником или просто земляком – редакции неизвестно.
     Поддельные дипломы о высшем образовании выявлены у начальника отдела ГУБОПиК подполковника милиции Э. Жумаева, инспектора дежурной службы МВД А. Букашева, заместителя начальника приёмника-распределителя Э. Аширбекова. Эти высокопоставленные сотрудники, отмечает комиссия, вместо того, чтобы понести установленную законом ответственность, были просто уволены в запас по выслуге лет или по собственному желанию.
     “В органах внутренних дел, – делает очень важный вывод межведомственная комиссия, – отсутствует мотивация карьерного роста и дальнейшего продвижения по службе, так как единственным способом продвижения по службе является лишь представление вышестоящего руководителя”. 

ФИНАНСЫ МВД НЕ ПОЮТ РОМАНСЫ…

     В 2011 году общая сумма финансовых нарушений, выявленных в системе МВД, составила 14 миллионов 738 тысяч сомов. Например, в кассе ГУВД Чуйской области обнаружена недостача 630 тысяч сомов, которая так и не была восстановлена. Женщина-кассир покончила с собой.
     За 8 месяцев 2012 года финансовые нарушения были выявлены уже на сумму 18 миллионов 685 тысяч сомов. Из них 4 миллиона 289 тысяч сомов – хищения.
     “Химичили” самые разные милицейские службы. В отделе охраны Первомайского района Бишкека прокуратура обнаружила, что почти 534 тысячи сомов, заработанные милиционерами-охранниками, не оприходованы в бухгалтерии. Прокуратура также обнаружила четыре объекта, которым Первомайский отдел охраны оказывал охранные услуги, но деньги за них опять же никакого следа в бухгалтерии не оставили.
     В сентябре 2010 года правительство выделило МВД крупную денежную сумму на охрану общественного порядка – в частности, на выплату вознаграждения народным дружинникам. Счётная палата установила, что ГУВД Бишкека более 3 миллионов сомов из этой суммы потратило не по назначению.
     В 2011 году милиция получила в виде спонсорской помощи более 5 миллионов сомов. 910 тысяч сомов из них отдел охраны Свердловского района Бишкека потратил на покупку… автомашины “Мерседес S-500”. Она, по данным комиссии, была куплена без проведения тендера, а материалы о том, что он якобы проводился, сфальсифицировали должностные лица ГУГССО МВД.
     Самое интересное, что этот “Мерседес” был по приказу министра З. Рысалиева безвозмездно переведён на баланс МВД и в последующем закреплён за самим министром Рысалиевым.
     Всего же, отмечает комиссия, ежегодные потери бюджета из-за мутной ситуации вокруг денег, поступающих в Государственную специализированную службу охраны МВД, составляют от 60 до 100 миллионов сомов.
     И ещё о финансах. У кыргызских милиционеров, как справедливо заметила комиссия, отсутствует мотивация достойно служить стране и обществу. Что понятно: грамотные и трудолюбивые офицеры (а таких в милиции немало) прекрасно понимают: как ни трудись, но по службе не продвинешься – если ты никому не сват и не брат. Но на первое место из причин “отсутствия мотивации” мы бы поставили слабую оснащённость оперативников.  Мы, журналисты, общаемся не только с генералами, но и с лейтенантами, капитанами и майорами… И знаем, как им бывает обидно, когда операция, с большим трудом подготовленная, срывается, скажем, из-за отсутствия даже самой примитивной прослушивающей техники. Зато любое частное лицо, располагающее деньгами, может сегодня свободно приобрести такую аппаратуру. И “слушать” кого угодно, включая президента страны.
     Интересно, Счётная палата хоть раз проверила, сколько денег выделяется из бюджета милицейскому ведомству на работу с агентурой и спецаппаратуру? А ведь они выделяются. Но на что расходуются – ни разу не слышали ни общество, ни, наверное, даже президент страны.

И КАКИЕ ВЫВОДЫ?

     По итогам опроса общественного мнения, осуществленного  при содействии ОБСЕ в октябре 2012 года, только 51 процент населения доверяет органам внутренних дел Кыргызстана. По мнению значительной части населения, кыргызская милиция отнесена к наиболее коррумпированным государственным органам. И этот довод приводит межведомственная комиссия. И делает вывод: “Принимая во внимание, что министр внутренних дел несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство и подчинённые ему органы внутренних дел, необходимо признать, что министр Рысалиев З.К. не только не смог на должном уровне обеспечить выполнение возложенных на министерство задач, но и сам лично допустил ряд нарушений”.
     Комиссия предлагала рассмотреть ответственность генерала З. Рысалиева “в рамках полномочий премьер-министра Кыргызской Республики”. Эта обтекаемая формулировка была выполнена весьма своеобразно. Зарылбек Рысалиев, как было объявлено, сам подал в отставку – почти за месяц до заседания совета по обеспечению безопасности и правопорядка при правительстве КР. А через два дня после этого заседания премьер Ж. Сатыбалдиев назначил его председателем Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН).
     И всё, что ли?

Вадим НОЧЁВКИН

Оставьте комментарий