Главное:

ВСЕ РВУТСЯ В ЧИНОВНИКИ…

18.10.2012
Просмотров: 1

     Вместо того, чтобы зарабатывать и платить налоги.

 

     Как же дошёл до такого состояния бюджет Кыргызстана?
     – Если не брать во внимание коррупцию, – рассуждает постоянный эксперт нашей газеты Бакыт Бакетаев, – то думаю, что с 2008 года политики всё меньше стали слушать мнение экономистов, составляя бюджет. А с 2010 года бюджет окончательно политизировался. Не знаю, чем руководствовались те, кто стал планировать расходы. Возможно, им важно было показать: революцию совершили не зря. Но они стали повышать бюджетникам зарплату, стали щедро тратить деньги на социалку, мало задумываясь о том, где эти деньги будут брать, кто их будет зарабатывать.
     Если расходы бюджета планируют, желая заработать очки у электората, то после эйфории наступает жестокое похмелье. С народом, считаю, власть должна общаться честно. Вот, например, президент Таджикистана Эмомали Рахмон откровенно народу сказал: будет тяжело, запасайтесь продуктами, закупайте муку. Сермяжная правда облегчает народу жизнь. Народом не нужно управлять – мы сейчас живём не в социализме. Дайте правильную информацию – и народ сам придумает, что делать, он каким-то образом сам мобилизуется. Мы должны вспомнить, что живём при капитализме. И бюджет должен быть рыночным, а не социалистическим, как сейчас.
     Кроме того, всё то, что было разгромлено и уничтожено в апреле, а особенно в июне 2010 года, пришлось восстанавливать за счёт госбюджета. Не за счёт тех, кто грабил и уничтожал. Сыграло роль и то, что слишком много проектов наши политики напланировали, рассчитывая на доходы “Кумтора” и внешние финансовые поступления.
     – Опять государство будет проедать деньги, которые можно было пустить на развитие. В этой связи вопрос: а не слишком ли много съедают наши чиновники? Речь не идёт о том, что они должны получать мало – зарплаты у них должны быть достойными. Но не слишком ли раздут чиновничий аппарат?
     – Он раздут непомерно. Моё мнение: чиновничий аппарат (за исключением правоохранительных органов и судов) можно сократить в два раза. Сегодня спроси у любого чиновника: “Сможешь работать за двоих, если тебе отдать и  зарплату сослуживца?”. Легко! Любой замминистра сможет работать ещё за другого замминистра, любой начальник управления или отдела потянет работу ещё и своего коллеги.  
     Единственное, что нужно сделать перед сокращением госаппарата, – создать условия тем, кого будут сокращать, для открытия своего бизнеса. Как это сделали в Сингапуре. Снизить все виды налогов, сделать так, чтобы фирму можно было зарегистрировать за 15 минут. В бизнес сейчас не идут потому, что у нас очень сложная система налогообложения. Как ни старайся, всё равно ошибёшься – придут проверяющие и начнут тебя доить…
     Нужно создать такие условия народу, чтобы он с удовольствием работал на себя и зарабатывал. Тогда мы создадим систему, которая принесёт в казну денег больше, чем вся эта чиновничья армия сейчас сосёт у государства. Не только в виде зарплаты, но и в виде расходов на кабинеты, компьютеры, бензин, карандаши, скрепки и т.д.
     Китай, например, сегодня держит первое место в мире по количеству чиновников на душу населения. Но мне, когда я был в этой стране, показалось: мало кто хочет стать чиновником, все хотят открыть свой бизнес. У нас же, заметьте, все мечтают попасть на госслужбу. Это – ненормальное явление.
     – Отчего же так раздут в Кыргызстане госаппарат, кому это выгодно?
     – В первую очередь – руководителям государственных организаций. Они стремятся трудоустроить побольше людей. И не столько абстрактных, сколько вполне конкретных – родственников, друзей, знакомых. А для этого нужны места. Чем больше штат, тем больше финансирование – больше зарплат, кабинетов, компьютеров, столов, стульев, больше ремонта. Значит, есть возможность что-то отщипнуть. Любой руководитель стремится увеличить штат своей организации, даже если он не преследует корыстные цели. Это такое правило. Пример: в 90-е годы я возглавлял в парламенте международный отдел, который состоял всего из двух человек, включая меня. И мы, скажу честно, вполне справлялись, мы смогли заложить основы межпарламентского сотрудничества. Но я вошёл в раж, мне захотелось охватить все парламенты мира, чего Кыргызстану и не надо было (смеётся) – и я раздул отдел до 20 человек.
     Сегодня в Кыргызстане – почти 20 тысяч чиновников. Один чиновник приходится примерно на 250 человек населения. Для такого небогатого государства, как наше, это, считаю, многовато, – заключает Бакыт Бакетаев. И мы с ним полностью согласны.

Оставьте комментарий