Главное:
Марки к юбилею Айтматова (Декабрь 11, 2018 10:49 дп)
Ёлочка, гори! (Декабрь 10, 2018 1:55 пп)
Валя – чемпионка UFС! (Декабрь 10, 2018 10:35 дп)
Арестован Дуйшенбек Зилалиев (Декабрь 9, 2018 1:51 пп)
Как отдохнуть в выходные (Декабрь 7, 2018 1:36 пп)
Президенты договорились (Декабрь 7, 2018 12:10 пп)
Замминистра пойман со взяткой (Декабрь 6, 2018 1:23 пп)
У «Манаса» новый председатель (Декабрь 5, 2018 5:53 пп)

КУДА УХОДЯТ СОМЫ, В КАКИЕ ЗАКРОМА?

22.11.2012
Просмотров: 2

alt

ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

 

     Сегодня, когда государственный бюджет Кыргызстана трещит по швам и зияет огромными дырами, этот вопрос стал самым актуальным.

     Правительство ищет, где бы найти денег для затыкания этих дыр и урезает расходы. А гражданское общество и СМИ (в частности наша газета) пытаются разобраться: а на что тратит миллиарды сомов государство? О прожорливом кыргызском парламенте мы уже писали много. Пришла пора обратить внимание на правительство.

 

     О том, что государству катастрофически не хватает денег во многом благодаря присосавшимся к бюджету коррупционерам, догадываются все. А вот Антикоррупционный деловой совет с общественным наблюдательным советом при Министерстве финансов Кыргызстана недавно попытались отыскать так называемые точки возникновения коррупции – то есть лазейки, позволяющие растаскивать бюджет его получателям – государственным учреждениям. Аналитический обзор, с некоторыми выкладками которого мы вас решили познакомить, сделан на основе сообщений СМИ и правоохранительных органов, результатов наблюдения за деятельностью государственных органов и бесед с чиновниками.
     Начать исследователи решили с верхушки правительства.

СТАТЬИ НЕПОНЯТНЫЕ – И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ

     В чиновничьей среде Кыргызстана должности управляющего делами президента и управделами правительства уже 21-й год считаются, отмечают исследователи, очень “перспективными” – в плане возможной коррупционной деятельности. То есть, говоря проще, в плане доступа к кормушке, каковой являются бюджетные деньги.
     Где же те лазейки, в которые можно просунуть руку и отщипнуть кусок бюджетного пирога?
     В бюджете любого ведомства есть пара-тройка весьма таинственных статей расходов, суть которых знает лишь очень узкий круг посвящённых.
     За 8 месяцев – с января по сентябрь нынешнего года (когда проводилось это исследование) – аппарат правительства КР всего потратил 115 миллионов 783 тысячи сомов. Из них 71 миллион 211 тысяч сомов ушли на заработную плату сотрудников. Это понятно. А вот 546 тысяч сомов потрачены на некие “прочие расходы, не отнесённые к другим статьям” и почти 25 миллионов сомов израсходованы на некие “резервные фонды”.  На что КОНКРЕТНО тратятся эти деньги, в официальных отчётах  никогда не расшифровывается. А значит, считают аналитики, и мы, журналисты, с ними солидарны, в этих статьях расходов стоит поискать коррупцию.
     Под прикрытием так называемых недетализированных статей расходов (какие есть в бюджете каждого ведомства) чиновники могут выводить деньги из кассы организации, списывая их с помощью чеков и счёт-фактур, которые легко подделать.
     Ещё более интересная статья расходов аппарата правительства – “Приобретение прочих услуг”. Эти услуги, правда, в отчётах перечисляются. Но немалые суммы расходов за них рождают новые вопросы.
     Вот, например, 622 тысячи сомов правительство потратило на изготовление бланков. Рыночная цена одного защищённого бланка строгой отчётности – около 30 сомов. То есть правительство должно было за 8 месяцев заказать изготовление 22 тысяч бланков – в среднем 106 бланков в сутки. А дальше начинается любопытная арифметика.
     Судя по количеству министерств, в сутки, посчитали авторы исследования, правительство должно было использовать не больше 15 бланков. То есть за этот период на бланки требовалось израсходовать не более 96 тысяч сомов – примерно в ШЕСТЬ РАЗ меньше денег, чем потрачено. На что же потрачены остальные почти полмиллиона сомов?
     Всего же с января по ноябрь все государственные организации Кыргызстана потратили на изготовление бланков почти 15 миллионов сомов. В открытом доступе нет отчёта по их использованию, как нет и информации, по какой стоимости заказывало их государство и кто исполнял заказ. Что, считают исследователи, делает эту статью расходов весьма подозрительной.

ТАКИЕ ПРОЖОРЛИВЫЕ ФАКСЫ

     Ещё одна любопытная статья расходов – “Коммунальные услуги и связь”. По ней правительство потратило 2 миллиона 377 тысяч сомов. Из них на коммунальные услуги ушло всего лишь 2 тысячи сомов, остальные деньги потрачены исключительно на связь.
     Здесь вопросы вызывают следующие цифры: почти 600 тысяч сомов правительство потратило на “услуги телефонной и факсимильной связи”, 50 тысяч сомов – на “услуги почтовой связи”, более 842 тысяч сомов – на “прочие услуги связи”.
     Сомнения аналитиков связаны с тем обстоятельством, что живём мы в 21-м веке. Почти 1 миллион сомов, удивляются они, истрачены “вопреки логике и уровню развития современных информационных технологий”: правительство Кыргызстана, например, до сих пор тратит сотни тысяч сомов на рассылку факсов, тогда как по всему миру давно уже принято рассылать отсканированные копии документов через Интернет. Почти бесплатно.
     Вообще, коммунальные платежи госорганизаций – это один из тех потоков государственных расходов, из которого могут течь денежные ручейки в карман чиновников. Здесь используются следующие коррупционные схемы (они же актуальны при изготовлении бланков и при оплате счетов за услуги связи). Поставщики услуг – городские коммунальные службы – выписывают государственным организациям завышенные счета, по взаимной договорённости, разумеется. Разницу между этими суммами и реальной стоимостью оказанных услуг могут делить между собой руководители коммунальных служб и чиновник, занимающий должность, дающую возможность управлять материальными активами государственной организации (в правительстве, например, таким чиновником является управделами).
     Особенность Кыргызстана в том, что большинство организаций, поставляющих коммунальные услуги, – государственные: госпредприятие “Жылуулук”, ГП “Тазалык”, “Бишкекгорводоканал”, “Северэлектро” и т.д. Что способствует коррупции: это ведь частники умеют свои деньги считать, а денежки государственные – они как бы “ничьи”.

МИЛЛИАРД – ПОД НАШИМИ НОГАМИ… ЗАМЕТНО?

     Самой же доходной – в плане коррупционного вывода денег из бюджетов учреждений – в Кыргызстане считается такая статья ведомственных расходов, как “строительство и ремонт”. Со времён президентства Акаева больше всего хищений, отмечают аналитики, происходило именно при строительстве зданий, сооружений, дорог и прочей инфраструктуры. Воровство прикрывалось списанием денег и стройматериалов, которое доходило до 30 процентов. Коррупционная схема начинала действовать, как только у заказчиков-чиновников и подрядчиков возникали общие “финансовые интересы”.
     Есть ли гарантия, что и сегодня через эту статью расходов не уплывают налево деньги, которых так не хватает госбюджету?
     Итак, кто здесь тратит больше всех?
     Вот расходы Министерства транспорта и коммуникаций КР. С января по сентябрь 2012 года оно потратило 1 миллиард 386 миллионов 415 тысяч бюджетных сомов. Из них более миллиарда сомов (около 21 миллиона долларов) – только по статье “Здания и сооружения”. В том числе 500 тысяч сомов – на капитальный ремонт зданий, а 1 миллиард 062 миллиона сомов  – на капитальный ремонт дорог.
     Каких именно дорог? И почему потрачено именно столько? Ответа нет! И не будет. Это же золотая жила для любителей прикарманивать государственные денежки…
     Минтранс не публикует технико-экономических обоснований строительства, его сметы недоступны для гражданского общества. “Можно, – говорится в аналитическом обзоре, – написать на имя министра официальное письмо и получить в течение 30 календарных дней официальный ответ с уклончивым содержанием или с частичной информацией. То есть реальных антикоррупционных механизмов для контроля над строительством и ремонтом в государственных организациях практически не существует”. Между тем лучше гражданского контроля, справедливо замечают аналитики, ничего быть не может, так как в большинстве случаев только общественные организации могут контролировать госрасходы бесплатно, без ущерба госбюджету.
     Всего же с января по сентябрь по статье “Здания и сооружения” чиновники всего Кыргызстана израсходовали 214 миллионов 145 тысяч сомов. В том числе за счёт госбюджета было потрачено почти 5 миллионов сомов на “капитальный ремонт жилых помещений”, свыше 190 миллионов сомов ушло на “капитальный ремонт прочих зданий”, капитальный ремонт неких “прочих сооружений” потребовал ещё 18 с половиной миллионов сомов.
     Речь идёт, разумеется, о зданиях и сооружениях государственных. Но во многих  этих зданиях засели… бизнесмены. “Родственники или знакомые должностных лиц, управляющих государственной инфраструктурой, – напоминают исследователи, – имеют офисы в государственных зданиях или сдают их в аренду частным лицам, чаще всего получая арендную плату в обход государственной казны”.
     Яркий пример – горнолыжные базы и зоны отдыха, находящиеся на балансе государства. Они, что ни для кого не секрет, ведут коммерческую деятельность, принимая у себя частных клиентов. В то же время эти базы считаются нерентабельными и… находятся в списке дотируемых Минфином государственных организаций. “Получается так, что все платежи за коммунальные услуги и за общее содержание всей инфраструктуры базы оплачивает налогоплательщик, а вся выручка или её часть становится очищенной прибылью, полученной коррумпированным путём для участников схемы. Это идеальная ситуация, когда за издержки вашего бизнеса платит деньги государство”, – заключают авторы исследования.

НАШ ПОДАРОК ЧИНОВНИКАМ И ИХ ШОФЕРАМ

     Так называемые коррупционные точки можно обнаружить и в такой статье государственных расходов, как “транспортные услуги”.
     За 8 месяцев 2012 года правительство потратило на бензин и прочее топливо для казённых автомашин почти 90 миллионов сомов, на приобретение запасных частей – 24 миллиона сомов, на обслуживание автомашин – почти 9 миллионов сомов, на приобретение легковых автомашин для госорганизаций – более 2 миллионов сомов, на приобретение “прочих транспортных средств” – 790 тысяч сомов, на приобретение “прочих механизмов и оборудования” – более 3 миллионов сомов. Подробных отчётов о том, какие такие “прочие механизмы” покупали чиновники, в открытом доступе не найти – значит, эти траты уже подозрительны. Но есть коррупционные проявления ещё более явные.
     За те же 8 месяцев 2012 года (то есть за 240 суток) в общей сложности 32 дня, по подсчётам исследователей, чиновники или их водители использовали казённые автомашины исключительно В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ. Получается, налогоплательщики Кыргызстана примерно 14 процентов государственных денег, выделяемых на транспортное обслуживание “слуг народа”, ДАРЯТ лично чиновникам или их водителям. “Если на транспортные услуги за 8 месяцев ушло 136 миллионов сомов, то на поездки к родственникам на выходные, поездки на Иссык-Куль и прочие перемещения чиновников в личных целях ушло около 18 миллионов сомов, – подытоживают исследователи. – Это может квалифицироваться как привилегия – либо как коррупционное проявление, упущенное из внимания гражданского общества”.

“ЗОЛОТЫЕ” БУЛОЧКИ

     Вот ещё одна очень интересная статья расходов, на которую, по мнению аналитиков, почему-то мало обращают внимание Счётная палата и множество других контролирующих органов – “Приобретение продуктов питания”.
     Среди лидеров расходов по этой статье – Министерство образования и науки КР. С января по сентябрь оно потратило на продукты свыше 77 миллионов сомов. (К ноябрю, заметим, расходы Минобразования на питание составили уже 98 миллионов 789 тысяч сомов.)
     Откуда же берутся такие суммы?! Далеко не все школьники, рассуждают аналитики, питаются в школах, а в сельской местности большинство школ вообще не предоставляют своим ученикам никакого питания. Меню школьных кухонь составляется из крайне дешёвых продуктов. По официальной статистике, каждая школа в день способна выделить на ребёнка лишь около 14 сомов. Этого не хватит даже на сдобную булочку, поэтому многим школьникам приходится покупать дополнительное питание в буфетах на родительские деньги.
     “Но Министерство образования упрямо сохраняет данную статью расходов в структуре своего бюджета. Это наводит на мысли о выводе денежных средств из государственного бюджета в обход контроля надзорных органов”, – делают вывод аналитики.

СЕКРЕТНОСТЬ – ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ

     А вот сколько с января по сентябрь потратили по подозрительным статьям расходов все вместе взятые айыл окмоту (сельские управы), районные акимиаты, городские и областные администрации Кыргызстана – именуемые в официальной статистике  “местными органами административного управления”.
     На “продукты питания” израсходовано почти 523 миллиона сомов, на “приобретение прочих услуг” – свыше 1 миллиарда 600 миллионов сомов, на “текущие различные прочие расходы” – более 23 миллионов сомов, на “здания и сооружения” – без малого 400 миллионов сомов.
     Итого: из 14 с половиной миллиардов сомов, потраченных на содержание всех этих государственных органов, около 2 миллиардов сомов, по шокирующей оценке аналитиков, “израсходованы в зоне коррупционного риска, и около 28-30 процентов этой суммы предположительно расхищены”. 
     Вдумаемся в эту цифру: 500-600 миллионов сомов, направленных чиновникам в регионы, предположительно, расхищены. Отчего возникло такое предположение? Оттого, объясняют авторы исследования, что расходы эти засекречены и не детализированы. “Это предположение исходит из принципа: “секретность – первый признак преступления”, – справедливо делают вывод они. – Также существует второй принцип – “тотальная ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ”, согласно которому в случае, когда ситуация неясна, считается безусловным наличие коррупционного действия”.   

КАК “УСЫХАЮТ” ЗАРПЛАТЫ

     Где, казалось бы, труднее всего отыскать коррупционные схемы – так это в такой статье государственных расходов, как фонд заработной платы госслужащих. Но и здесь реальные цифры существенно отличаются от официальных.
     По официальным отчётам, за те же 8 месяцев 2012 года всем госслужащим Кыргызстана  выплачено  в  виде зарплат свыше 2 миллиардов сомов, включая платежи в Соцфонд. Получили ли они эти деньги на самом деле?
     Бухгалтерии практически всех госучреждений чуть ли не официально удерживают с этих зарплат так называемые “нетарифные сборы”. В среднем по 500 сомов раз в год – на подарок шефу ко дню рождения, примерно 6 раз в год по 500 сомов – на похороны коллеги или его родственника, 100 раз в год (если коллектив учреждения состоит, скажем, из 100 человек) по 200 сомов – на день рождения коллег… За год реальная зарплата коллектива таким образом “усыхает” на 2 миллиона 350 тысяч сомов.
     Есть и другие сборы. Из жалобы в Антикоррупционный деловой совет сотрудников одной из поликлиник Бишкека: “Любая комиссия сопровождается сбором денег со всех сотрудников поликлиники – будь то комиссия ФОМС, санэпидстанции, Счётной палаты. Размеры “принудительно-добровольного взноса” колеблются от 200 до 2000 сомов. Кроме этого, в честь любого праздника вошло в традицию отмечаться перед директором, с каждого врача и медперсонала – по 300 сомов, а гинекологи и руководители отделений отдельно дают по 1000 сомов”.
     Стоит ли удивляться, что и рядовые госслужащие вынуждены пополнять ряды армии коррупционеров – даже их скудные зарплаты до семей доходят уже в изрядно урезанном виде.

редакция “Д№…”

Оставьте комментарий