Главное:
Новая фамилия – новая жизнь? (Ноябрь 20, 2018 1:45 пп)
Либо зарплата, либо пенсия (Ноябрь 16, 2018 4:59 пп)
Америка на войны не скупится (Ноябрь 16, 2018 10:10 дп)
Послы-бездельники? (Ноябрь 16, 2018 10:04 дп)

Безумный Бишкек: дорога ярости

10.10.2018
Просмотров: 1 165

Жители столицы продолжают калечиться и гибнуть по вине водителей маршруток.

Лечащие врачи инспектора ГУОБДД Марата Султаналиева говорят, что он родился в рубашке. Старшине невероятно повезло. Сбивший его микроавтобус мчался по дороге на такой скорости, что от удара милиционера отбросило метров на десять.

Обычно такие автонаезды заканчиваются инвалидностью, и это в лучшем случае.

Марат же отделался сравнительно легко – сильные ушибы, сотрясение мозга и ссадины. Восстановление будет долгим, но 1 октября для него теперь – второй день рождения.


Бросился под колёса, спасая людей

Приветствуя меня в палате бишкекской травматологии, Марат изо всех сил пытается подняться с кровати. Безрезультатно. Лицо перекашивается от боли, и старшина вновь опускает голову на подушку.

– Странно, в день после аварии я с трудом, но самостоятельно выходил в больничный коридор. Один раз даже спустился со второго на первый этаж, а сейчас встать не могу. То правая сторона тела болит, то левая, – говорит милиционер. – Врачи сказали, чтобы лежал, что боль в первый день я не чувствовал из-за шока.

Утро 1 октября для инспектора Султаналиева началось так же, как и в любой другой рабочий день. Построение на плацу, инструкции руководства, разъезд по постам. В 9 часов он уже находился на закреплённом за ним участке – на перекрёстке проспекта Чуй и улицы Осмонкула.

– Этот перекрёсток недавно был вновь открыт для движения после реконструкции дороги, и там участились случаи аварий, – рассказывает Марат. – Мы с напарником этому месту уделяли особое внимание. Если бы кого-то не дай бог сбили или кто-то бы разбился насмерть, отвечать пришлось бы и нам.

Примерно в девять часов утра Марату позвонила мама. Разговаривая с ней по телефону, он заметил вдалеке на встречной полосе дороги машину. Та на большой скорости приближалась к пешеходному переходу.

– Я увидел людей на “зебре” и группу школьников, которые вышли из автобуса и тоже собирались переходить дорогу, – вспоминает инспектор. – Машина приближалась, не сбавляя скорости. Водитель, возможно, не заметил пешеходов. Я убрал телефон и побежал к проезжей части, чтобы остановить легковушку и обезопасить переход для людей. Всё происходило очень быстро. Буквально несколько секунд – и я почувствовал удар…

Позже водитель маршрутки, сбившей Марата, в своей объяснительной напишет, что вышедшего на трассу сотрудника он не увидел – засмотрелся по сторонам. Силу удара несложно понять по вмятинам, оставшимся на машине.

– Я пролетел метров десять, наверное. Хорошо помню тот полёт. Приземлился на асфальт. Попытался встать и не смог. А потом стало тяжело дышать. Подбежал напарник, снял с меня галстук, расстегнул рубашку, скорую вызвал. Дорогу в больницу помню уже смутно. Терял сознание, – вспоминает старшина Султаналиев.

На больничной койке милиционеру предстоит пролежать ещё очень долго. Несмотря на отсутствие переломов, полное восстановление займёт много времени.

В социальных сетях, где сегодня обсуждаются все резонансные новости, не обошли стороной и этот инцидент. Пользователи разделились на два лагеря. На тех, кто поддерживает пострадавшего старшину и считает его героем, спасшим людей, и на тех, кто милиционера критикует: дескать, сам виноват.

– Мне супруга сегодня показала комментарии в “Фейсбуке”. Кто-то написал: “Жалко, что он остался жив. На одного мента было бы меньше. Наверное, бежал, чтобы оштрафовать, взятку очередную срубить”. Обидно, конечно, такое читать о себе, – признаётся Марат.

И это вдвойне обидно потому, что Султаналиев среди своих коллег пользуется уважением. В органах внутренних дел он служит с 2010 года. В 2016 году был признан лучшим сотрудником патрульной милиции. Четыре месяца назад перевёлся в Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения. Сослуживцы говорят о нём как об отзывчивом и о порядочном человеке. Такой уж точно не стал бы гоняться за “левыми” штрафами.

В отличие от безымянных интернет-“героев”, руководство милиционера его поступок оценило по достоинству. Начальник ГУОБДД Канад Джумагазиев намерен ходатайствовать в правительство о приставлении старшины Султаналиева к государственной награде. Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев распорядился оказать ему материальную помощь, а также поручил МВД провести тщательное и объективное расследование инцидента.

Совершивший наезд водитель, к слову, в палату к Марату уже наведывался. Просил его простить и предлагал решить ситуацию деньгами. Получил категорический отказ.

С больничной койки инспектор Марат Султаналиев поднимется не скоро.

Начальник ГУОБДД Канат Джумагазиев (на фото в центре), узнав об автонаезде на инспектора, в больницу приехал раньше скорой помощи, где и ждал своего пострадавшего подчинённого.

Едут, выпучив глаза

Дорожные происшествия с участием маршрутных микроавтобусов для бишкекчан перестали быть редкостью. Пользуясь общественным транспортом, люди рискуют погибнуть или остаться инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Нет никаких гарантий, что водители маршруток не убьют и не покалечат вас, если вы не их пассажир, а прохожий или едете на другом автомобиле.

Вот бишкекская хроника только этого года.

  • 14 февраля. Пересечение бишкекских улиц Абдрахманова и Токтогула. Столкнулись пассажирский микроавтоавтобус и легковое авто марки Subaru Forester. Пострадали три пассажира буса. Водитель маршрутки нарушил правила дорожного движения, пытаясь проскочить перекрёсток на красный свет.
  • 14 марта. Водитель маршрутки совершил автонаезд на пешехода на пересечении улиц Дэн Сяопина и Шиштобе. Пострадавший мужчина был госпитализирован с травмами.
  • 17 мая. Напротив ТРЦ “Бишкек Парк” микроавтобус 224-го маршрута столкнулся с автомобилем Mercedes-Benz. От удара легковушку откинуло на припаркованные рядом автомобили. В аварии пострадали четверо пассажиров буса. Все они были госпитализированы.
  • 7 июня. На пересечении улиц Логвиненко и Киевской водитель маршрутки № 224 врезался в минивэн. Тяжёлые травмы получили водитель легковушки и два пассажира маршрутки.
  • 17 августа. Пересечение улиц Тимура Фрунзе и Каховского. Водитель буса 281-го маршрута сбил на пешеходном переходе и переехал 9-летнего ребёнка. Виновник аварии остановился лишь на следующем перекрёстке. Уверяет, что не заметил пешехода. Мальчик умер от травм по дороге в больницу.
  • 1 сентября. Пересечение улиц Аммосова и Репина. Столкнулись маршрутка № 136 и Volkswagen Vento. Пострадали три пассажира. Одного из них госпитализировали с тяжёлыми ушибами и переломами.

И это лишь малая часть аварий с участием маршруток, совершённых в этом году. Этот список можно продолжать очень долго. За прошлый год на дорогах Кыргызстана погибли 907 человек, в том числе 104 ребёнка. Количество получивших травмы исчисляется тысячами. В столице очень часто виновниками ДТП становятся водители маршрутных бусов. В погоне за клиентами и выгодой они пренебрегают правилами дорожного движения, ставя под удар безопасность и жизни пассажиров.

Подтвердил это и эксперимент, проведённый государственным предприятием “Инфоком”. С 12 апреля в Бишкеке на перекрёстках центральных улиц в тестовом режиме работают четыре камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. За первые три месяца работы они зафиксировали 131 тысячу 199 нарушений.

Самыми злостными нарушителями оказались водители маршруток! Настоящим рекордсменом в этом негласном соревновании стал водитель буса с госномером 01KG 142ACG. Машина зарегистрирована на Исмаила Тойчибаева. За три месяца он нарушил правила дорожного движения 134 (сто тридцать четыре) раза.

Свежо предание…

В воспитании методом кнута и пряника бишкекские водители, похоже, воспринимают только кнут. Но ни повышение штрафов, ни увеличение количества сотрудников милиции на дорогах существенных результатов не приносит. По мнению большинства экспертов, в корне ситуацию может изменить лишь внедрение в Бишкеке системы “Безопасный город”, включающей видео- и фотофиксацию нарушений. Так в своё время удалось воспитать лихачей на дорогах крупных городов Казахстана и России.

Однако в Кыргызстане внедрить эту программу до сих пор не удалось. Уже шестой год подряд каждое новое правительство обещает реализовать жизненно важный проект. Работа над “Безопасным городом” передаётся то одному ведомству, то другому. Проводятся тендеры, выбираются победители. Но в конечном итоге всё заканчивается очередным скандалом и разочарованием в обществе.

Последний тендер состоялся 23 августа этого года в Государственном комитете информационных технологий и связи. Победителем стала компания Megaline. Но без скандала вновь не обошлось. Позже объявили, что произошёл технический сбой в аппаратуре. Тендер был объявлен повторно. Наименьшую цену предложила российская компания “Вега”, она же в итоге и победила. Компания “БИС”, также участвовавшая в конкурсном отборе, заявила о нарушениях, допущенных при проведении тендера, и обратилась с иском в Международный суд.

По планам проект реализуют в течение полугода после подписания договора между правительством Кыргызстана и победителем тендера. Камерами фиксации нарушений обещают оснастить 38 перекрёстков и 52 стационарных пункта. Остаётся лишь надеяться на то, что камеры на дорогах Бишкека действительно наконец-то появятся и очередной тендер не ляжет в огромную копилку скандалов “Безопасного города”. Пока же верится в это с большим трудом.

Андрей ЖДАНОВ

5 комментариев

  1. Сколько еще надо времени нашим чинушам что бы реализовать “Безопасный город”. Даже в Таджикистане реализовали, а наши как всегда,,,, То ли некомпетентность мешает, ну тогда перенимайте опыт у соседей в чем проблема? Или все таки кто то заинтересован что бы проект не был реализован?

  2. Сам я коренной бишкекчанин, но уже давно живу в России, хотя периодически приезжаю навестить родных и близких. Был в Бишкеке в прошлом году. Всюду видеокамеры, нарушил – на телефон приходит уведомление о штрафе (владельцу автомобиля, естественно). Не пропустил пешехода – на полторы тысячи “попал” автоматически, не заплатил вовремя – по-другому будут разговаривать и т.д. Когда ехал обратно в аэропорт, спросил таксиста (пожилой мужик, который всю жизнь за рулем проработал), мол, почему такой бардак на дорогах, вроде гаишники стоят, камеры не собираются устанавливать? Отвечает: пробовали, типа, но без толку, из десяти водителей половина с “ксивами”, тот – мент, этот – таможенник, этот – помощник депутата…. И накажи его попробуй… (это я маты пропустил). В России тоже водил-дураков масса, в том числе и с “ксивами”, но наказания строже, прав лишают в момент.

    • Я имею в виду, в России всюду видеокамеры.)))

  3. А обижаться не надо. Люди вполне обоснованно ненавидят и презирают милицию. В милиции повсеместны избиения, пытки, подставы и провокации. И привлечь милиционеров к ответственности за это практически невозможно, корпоративная солидарность свое берет. Наверное и среди них есть честные и порядочные, как этот парень, но поверить в это трудно, честные там едва ли смогут продержаться – среда, свои же коллеги подставят..

  4. Бишкекские маршрутки это ад на земле раком поставят и через весь город протащят.

Оставьте комментарий