Главное:
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

БУНТ ОБИЖЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

26.12.2014
Просмотров: 4

 

В милицию с заявлением обратилась 61-летняя женщина. Сообщила, что в ночь на 16 октября 2014 года кто-то разбил окна в здании санатория “Кыргызстан” в селе Малиновка Аламединского района. Ничего не забрали – просто разбили. Зачем?

Несколькими днями раньше туда же, в Аламединский РОВД, пришёл жаловаться 49-летний житель села Кашка-Суу. Кто-то через окно проник к нему в дом и переломал практически всю мебель. И снова ничего не украли.

А в той же Малиновке – тогда же, в октябре неизвестные с непонятной целью прокололи колёса у припаркованной во дворе дома машины.

По первому факту милиционеры задержали двоих подростков. Одному – 13 лет, другому – 16. Во втором акте вандализма оказался виноват 15-летний отрок, в третьем – его ровесник и односельчанин.

Сотрудники отдела по делам несовершеннолетних, разумеется, вызвали родителей вандалов. В их присутствии провели с пацанами профилактическую беседу о том, что их баловство тянет на 174-ю статью Уголовного кодекса (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества).

Поскольку уничтожители не достигли ещё совершеннолетия, отвечать за их “невинные шалости” придётся родителям. Отцы и матери обязаны полностью возместить потерпевшим материальный ущерб и впредь лучше контролировать своих сыновей…

Недавно по социальным сетям гуляли фотографии, на которых группа подростков (не наших, а российских) крушила вагон электрички. Зрители-комментаторы возмущались: “Вот уроды! Пороть их некому!”.

Откуда же берётся подростковый вандализм? Что толкает подростков ломать, разбивать и уничтожать то, что им не принадлежит – и к хозяевам чего они, как выясняется, не имеют никаких претензий? И как на это следует реагировать обществу?

Пик “круши-ломай”, рассказывает психолог Глеб Слобин, именно на подростковые годы и приходится. И подобный вандализм – это своего рода “диалог”, который подросток пытается вести со взрослым миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание. Именно поэтому молодые вандалы портят не свои вещи, а чужие, безобразничают в общественных местах.

Дело не в том, что своё жалко, а чужое – нет. Дело в том, что, с точки зрения подростка, нет смысла портить своё, если тебе нужно привлечь внимание “чужого”, враждебного внешнего мира.

Некоторые подрастающие дети, кстати, выбирают для “диалога” более “щадящий” вариант: они заявляют о себе, своём неповторимом внутреннем мире через “украшение” своего тела с помощью тату и пирсинга.

За чужим же имуществом, будь то транспорт, школа, остановка или урна у этой остановки, или чей-то безнадзорный автомобиль, всегда стоит фигура ВЗРОСЛОГО. Это и родители, с которыми подросток не может найти общего языка. И учителя, ставящие несправедливые, по мнению подростка, оценки. И другие взрослые, “ущемляющие” его права, не желающие признать его за равного.

В общем, чужие вещи – это символ взрослого мира, который упорно не хочет услышать и понять подростка.

Кого же миру надо услышать?

Юный вандал – это, как правило, парень 13-17 лет. Как правило, окружённый сверстниками, которые могут как ломать вместе с ним, так и просто глазеть и подзуживать.

Девушки в таких поступках замечены намного реже. Это вовсе не значит, что девушки-подростки “белые и пушистые” и не способны ни на какие разрушения. Ещё как способны. Но они мстят миру взрослых и разрушают его ценности несколько иначе. Более изощрённо (об этом сейчас не будем).

Зачем же мальчишки разбивают и ломают? Для того, чтобы самоутвердиться перед миром и друзьями. Пытаются поднять свой статус среди сверстников. Демонстрируют силу, ловкость, отвагу, “независимость” от общества, наплевательское отношение к его нормам и правилам – всё это интерпретируется подростками как проявление мужественности и взрослости.

Почему иногда обычные подростки, не сатанисты и не сектанты, идут на кладбище, валят кресты и оскверняют могилы? Что их на это толкает? Это, говорит психолог, – попытка преодолеть общепринятые нормы и правила, нарушить общие для всех табу.

Храм, памятники павшим, кладбища – места для большинства людей святые. Осквернять их нельзя никому и никогда. А для подростка это возможность заявить: плевал я на ваши правила!

Это попытка сделать то, что обязательно заметят, отреагируют. В таких случаях преследуется двойная цель: подросток “вырастает” в своих собственных глазах и в глазах своих друзей – надо же, какой я крутой, могу пойти наперекор всем правилам и запретам, – и заодно имеет возможность “насолить” взрослым, сделать им больно, отомстить.

Ну и, кроме того, конечно, вандализм на кладбище – это способ пощекотать себе нервы. Ведь чаще всего вандалы действуют по ночам. А ночь на кладбище, да ещё и после очередного просмотренного ужастика про зомби – это, безусловно, острые ощущения, которых может не хватать в обычной жизни.

Агрессия вообще свойственна подростковому возрасту. Но почему у некоторых тинейджеров уровень агрессии так зашкаливает, что доводит их до вандализма? Ведь далеко не все, даже не согласные с миром взрослых подростки крушат и ломают. Чем же отличаются от прочих их агрессивные сверстники?

Бывает, что проблема – в психическом здоровье юноши. Тогда это проблема медицинская, и решать её должны специалисты другого уровня. Но если говорить о нормальном, психически здоровом подростке, – что происходит с ним?

Деструктивная агрессия в этом случае – ответ на ущемление каких-то очень важных, базовых потребностей. Чтобы разобраться в этом, необходимо отвести взгляд от подростка и повнимательнее посмотреть вокруг него: в каком окружении он находится? Как он растёт? В какой среде? Кто и как на него влияет? Что провоцирует такое поведение?

Современные подростки, увы, растут и развиваются в условиях социальной нестабильности. Да, сейчас не “лихие 90-е”, ситуация слегка изменилась к лучшему, но в целом в обществе градус тревоги, агрессии, неопределённости и страха – весьма высок. А дети и их поступки – это отражение взрослых, зеркало взрослой жизни.

Добавьте к этому то, что многие мальчики воспитываются в семьях неполных, неблагополучных, со сложными, конфликтными внутрисемейными отношениями – а значит, страх и агрессия часто впитываются ими, натурально, с молоком матери.

Неудивительно, что они не знают иного языка для того, чтобы рассказать о своих внутренних переживаниях, о своей обиде или боли.

Кроме того, сейчас в нашем обществе размыты этические нормы и правила поведения, остро – даже взрослыми – ощущается недостаток моральных ориентиров.

Ещё одна причина вандализма, направленного против чьих-то чужих или общественных ценностей – это результат обесценивания труда других людей и роста потребительских настроений. Но это касается не только подростков.

Мы это можем наблюдать и в другой области, лежащей, казалось бы, совсем в иной плоскости: например, сейчас стало труднее найти ремонтную мастерскую, потому что проще и дешевле купить новую вещь, чем починить старую. Предметы обесцениваются и кажутся легко заменяемыми. Вот и получается, что нет психологического барьера перед тем, чтобы их портить…

Иногда взрослый мир идёт на диалог с подростком, и тогда вандализм превращается в свою противоположность: он не разрушает, а… украшает. Если, конечно, можно называть украшательством искусство граффити. Бывает, что городские власти специально договариваются с ребятами, чтобы они раскрасили те или иные объекты на территории района.

Если же это происходит стихийно, если граффити “украшают” места, совсем для этого не подходящие, тем более если в рисунках присутствуют нецензурные выражения и оскорбления – тогда, конечно, это тоже самый настоящий вандализм.

Можно ли сказать, что вандализм свойственен молодёжи только в какой-то определённой стране – скажем, в Кыргызстане или России? Конечно, нет. Стоит вспомнить хотя бы не столь уж давние массовые беспорядки в Париже, разбитые витрины, перевёрнутые и сожжённые машины – во всём этом в первую очередь принимала участие молодёжь.

Другое дело, что в разных странах по-разному построена система профилактики вандализма. На Западе больше внимания уделяется детям, подросткам, их времяпрепровождению. В более благополучных странах, чем наша, – и семьи более благополучные. Меньше и семейных трагедий, которые очень больно бьют по неокрепшей психике подростка и толкают его к асоциальному поведению.

Как бороться с юными вандалами? Судить их, стравить на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних? Осуждать, клеймить, возмущаться их поступками? Пороть, как советуют некоторые?

Вы удивитесь, но  именно такой реакции они и добиваются. Хоть как-то на них обратили внимание! Наконец-то они не пустое место, о них говорят, ими “занимаются”!

Наказание и осуждение, увы, в этом случае никого не исправляют. Из той же колонии для несовершеннолетних подросток выйдет, скорее всего, вполне сформированной криминальной личностью. И будет совершать поступки, по сравнению с которыми вандализм – детская игра в песочнице.

Подростки, доходящие до вандализма – люди в критической ситуации, крайне несчастные, даже если не признаются в этом ни себе, ни окружающим.
Если же реагировать на это лишь карательными методами, растущий человек только утвердится в своём отчаянном протесте: ах, я плох? Ну так назло вам я буду ещё хуже! Агрессия взрослых не даёт ему возможности измениться, исправиться, поменять отношение к себе, людям и окружающему миру…

Так что же всё-таки делать с подростковой агрессией? Точного ответа на этот вопрос психолог не знает.

Ольга КАЛИНИНА

Оставьте комментарий