Главное:

Что нарыло следствие по делу экс-мэра и его команды

06.12.2012
Просмотров: 2

Эпизоды обвинений, предъявленных Нариману Тюлееву и его подельникам.

КИТАЙСКИЕ АВТОБУСЫ

  2008 год, 18 июля. Нариман Тюлеев, до этого всего лишь исполнявший обязанности бишкекского градоначальника, указом президента К. Бакиева утверждён в должности мэра столицы. В тот же самый день по любопытному совпадению подчинённое ему муниципальное Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие (БПАТП) заключило с китайским заводом-изготовителем автобусов марки “Ясинь” контракт на приобретение 200 автобусов по цене 24 тысячи 337 долларов за каждый – итого на 4 миллиона 867 тысяч 400 долларов.
Контракт был заключён без проведения тендера, без разрешения Госагентства по госзакупкам. Одна из ключевых фигур  этой сделки  – Медет Кожобергенов, доверенное лицо Наримана Тюлеева. В своё время, когда Тюлеев возглавлял Кыргызскую железную дорогу, Кожобергенов работал у него начальником управления погрузок и разгрузок.
По личному поручению Тюлеева, утверждает обвинение, Кожобергенов до этого съездил в Китай, где познакомился с неким Тологоном – гражданином КНР казахского происхождения. Тот познакомил его с директором фирмы “СинХайТенг” Ван Хай Бином. Которому суждено будет сыграть в скандальной истории с автобусами тоже весьма заметную роль. Кстати, уже через день после возвращения из Китая Кожобергенов был назначен мэром Тюлеевым директором БПАТП.
Итак, по версии следствия, история с покупкой автобусов была изначально ничем иным, как коррупционной сделкой аффилированных, выражаясь по-протокольному, лиц. В ходе командировки в Китай следователи установили, что завод-изготовитель автобусов предлагал услуги по их доставке до кыргызской границы. Но троица компаньонов – Кожобергенов, Тологон и Ван Хай Бин – от этого предложения отказались, воспользовавшись услугами фирмы последнего “СиньХайТенг”. Чем, по заключению следствия, нанесли ущерб бюджету Бишкека на 925 тысяч 800 долларов, или более чем на 32 миллиона 679 тысяч сомов. Это – разница в цене. Доставка каждого автобуса фирмой китайского знакомца Кожобергенова обошлась в 7 тысяч 063 доллара. В то время как (судя по справке, которую предоставила кыргызским следователям ведущая транспортная компания провинции Янчжоу “Тонгда”) в июле 2008 года цена доставки автобуса составляла 2 тысячи 433 доллара.
В бюджете Бишкека в том году специально на приобретение автобусов были заложены 100 миллионов сомов. Но эти деньги были потрачены на другие цели, а мэрия Бишкека зачем-то решила прибегнуть к займу. По указанию Тюлеева, утверждает обвинение, мэрия протащила через Бишкекский горкенеш решение о выпуске ценных бумаг, которые согласился приобрести Соцфонд республики, якобы введённый в заблуждение мэрией – её чиновники в своих письмах утверждали, что денег на автобусы в казне нет. И Соцфонд даёт взаймы Бишкекскому пассажирскому автотранспортному предприятию  200 миллионов сомов сроком на 6 лет. В 2009-2011 годах только на выплату процентов Соцфонду ушло 43,5 миллиона сомов, основной долг мэрия начала гасить только в 2011 году. Остаток долга сегодня  составляет 150 миллионов сомов плюс 27 миллионов сомов по процентам. Само же БПАТП – предприятие убыточное – до сих пор не погасило ни тыйына.
Интересна судьба соцфондовских денег. По распоряжению мэра Тюлеева 200 миллионов сомов мэрия перевела на открытые счета БПАТП в “ДосКредобанке”, откуда они были переведены китайцам. Этот банк обвинение справедливо считает тюлеевским: более 45 процентов его акций принадлежит его сыну, владельцем остальных является страховая компания “СК Акжол”, учредителями которой в свою очередь являются отец Тюлеева (23,2 процента), брат (5,8 процента) и дочь (71процент).
Итого в результате этой сделки, заключает обвинение, бюджету Бишкека был нанесён ущерб на общую сумму 76 миллионов 179 тысяч сомов.

И СНОВА АВТОБУСЫ

2009 год. Действующие лица – те же, в частности директор БПАТП Медет Кожобергенов. В том году правительство КНР выделило Кыргызстану грант в сумме 50 миллионов юаней, часть которого следовало потратить на приобретение в Китае автобусов всё той же марки “Ясинь”. Доставить автобусы прямиком в Бишкек взялось Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие, за что “Шанхайская автомобильная импортно-экспортная компания” согласилась выплатить ему по 786 долларов за каждый из 183 автобусов – итого 142 тысячи 828 долларов, или 6 миллионов 279 тысяч сомов.
Большую часть этой суммы – 5 миллионов 827 тысяч сомов – М. Кожобергенов, говорит обвинение, присвоил, поделившись и с отдельными представителями китайской стороны, с которыми вступил в сговор. Более 2 миллионов сомов были списаны на заправку автобусов ГСМ на территории Китая, более 3 миллионов сомов списаны на якобы командировку в КНР водителей БПАТП (которые на самом деле туда не выезжали). По данным следствия, липовую справку, позволившую списать на командировочные расходы 391 тысячу сомов, Кожобергенову помог раздобыть в Китае его знакомец и приятель Тологон, уже всплывавший в “автобусном” эпизоде 2008 года.
Как утверждает обвинение, от коррупционных схем, которые Медет Кожобергенов проворачивал в сговоре с другими чиновниками мэрии и иностранцами, он имел прибыль немалую. За счёт которой, по данным следствия, сумел частично погасить ипотечный кредит в 140 тысяч долларов, который брала его супруга в “Халык Банке” в 2007 году. При своей зарплате в размере от 4 до 14 тысяч сомов ежемесячно и 4-тысячной зарплате супруги Кожобергенов в течение 2008 года выплатил банку около 50 тысяч долларов.

КИТАЙСКИЕ МУСОРОВОЗЫ

И снова возвращаемся в 2008 год. Летом того года мэрия Бишкека объявила тендер на закупку 16 мусороуборочных машин. Его участниками оказались всего две фирмы – ОсОО “Айрус” и ОсОО “Локо ЛТД”. И обе имели некоторое отношение к мэру Нариману Тюлееву.
Учредителем фирмы “Айрус” являлось ОсОО “Базовый элемент”. Одним из главных учредителей которого (51 процент) в своё время был Ташболот Тюлеев – отец Наримана Тюлеева. Затем Тюлеев-старший передал свою долю Айгуль Тынымсеитовой – супруге младшего брата Н. Тюлеева.
Единственным учредителем и гендиректором фирмы “Локо ЛТД” (якобы конкурента фирмы “Айрус”) тоже является человек Нариману Тюлееву не чужой – Дженишбек Сыдыков, брат первой супруги Н. Тюлеева Миры Сыдыковой.
Тендер выиграла, разумеется, фирма “Айрус”.
Тендер, впрочем, проходил весьма своеобразно. Тендерную комиссию возглавил вице-мэр Валерий Корниенко, в своё время работавший с Нариманом Тюлеевым на железной дороге. В её состав вошёл начальник отдела госзакупок управления материально-технического обеспечения (УМТО) мэрии Бишкека Билим Токтобеков – сын друга Ташболота Тюлеева, работавший у Наримана Тюлеева, в ГП “Темир” и на железной дороге. А также Рыспек Сарпашов – начальник отдела снабжения муниципального предприятия “Тазалык”.
Самое интересное, что на момент издания приказа Н. Тюлеева о создании тендерной комиссии Токтобеков и Сарпашов, как выяснило следствие, на этих должностях ещё не работали. Следствие предполагает, что в приказе допущена оплошность потому, что он был оформлен задним числом, фактически же никакого тендера не было. Р. Сарпашов, проходящий по уголовному делу в качестве свидетеля, на следствии, например, утверждал, что поставить свою подпись под тендерными документами его заставил вице-мэр Корниенко, пригрозив увольнением.

     Заявки об участии в тендере поступили в самый последний день его проведения. От двух, как уже говорилось, фирм. Победителем стала фирма “Айрус”. Её генеральный директор – Омурбек Абды уулу – имеет, как выяснило следствие, давние дружеские и деловые связи с семьёй Тюлеевых. К слову говоря, на президентских выборах 2011 года Омурбек Абды уулу являлся уполномоченным представителем кандидата в президенты Наримана Тюлеева.

     Следствие посчитало, что вторая фирма – “Локо ЛТД” – участвовала в тендере лишь для придания ему видимости законности. И должна была “проиграть” изначально.
Фирма “Айрус” нашла поставщика мусороуборочных машин – китайскую компанию. Договор с ней, кроме гендиректора Омурбека Абды уулу, подписали и.о. директора “Тазалыка” Бакыт Сыдыков и начальник управления муниципальной собственностью мэрии Бишкека Руслан Бейшенбаев. Последний, кстати, в своё время по доверенности регистрировал обе фирмы, якобы участвовавшие в тендере, – “Айрус” и “Локо ЛТД”. Картину полного междусобойчика дополняет ещё одно имя – Айбек Шабданалиев. В тот период он работал начальником УМТО мэрии, одновременно являясь… гендиректором ОсОО “Базовый элемент”, учредителя “Айруса”.
В договоре речь шла о поставке 16 мусороуборочных машин по цене 45 тысяч долларов – всего на сумму 720 тысяч долларов. Речь вначале шла о машинах марки JAC. Но уже после того, как для перегонки мусоровозов на КПП “Торугарт” были откомандированы 17 сотрудников “Тазалыка”, фирма “Айрус” вдруг направила в тендерную комиссию письмо о том, что происходит замена: покупать будем машины марки DFAC. К тому времени эти машины (а они, считает следствие, похуже качеством) были уже пригнаны в Бишкек. Четырёхсторонний договор был перезаключён. Во всём этом следствие усматривает коррупцию. По его данным, кстати, к тому, что мэрия приобрела машины DFAC, приложился уже знакомый нам китайскоподданный Тологон.
Хотя оплатить таможенные расходы в размере 10 миллионов сомов бралась фирма “Айрус”, в договоре вдруг появился пунктик о том, что эти расходы берёт на себя мэрия Бишкека. И она заплатила. Итого ущерб бюджету мэрии, причинённый этой сделкой, оценивается в 28 миллионов 123 тысячи сомов.
К слову говоря, в следующем 2009 году мэрия купила белорусские мусоровозы марки “МАЗ” – по цене, как говорят в Генпрокуратуре, ненамного выше китайских DFAC. Зато объём кузова у них в 10 раз больше, чем у “китайцев”, значит, оранжевым “МАЗам” нужно сделать в 10 раз меньше рейсов и во столько же меньше сжечь горючего. И это ещё одно подтверждение невыгодности сделки.
Следующие шаги участников сделки следствие оценивает как легализацию доходов, полученных преступным путём. Фирма “Айрус” (практически тюлеевская, напомним) обращается к мэру Н. Тюлееву о перечислении ей 28 миллионов 440 тысяч сомов за поставленные мусоровозы. Управление муниципальной собственности мэрии перечисляет деньги на счёт “Айруса”. Стоит ли напоминать, что находился он в “ДосКредобанке”, семейном тюлеевском. В тот же день “Айрус” перечисляет эти деньги назад в УМС мэрии, добавив около 2 миллионов сомов. Итого более 30 миллионов сомов фирма платит городу за покупку здания бывшего детского сада на бишкекской улице Шопокова, что напротив ЦУМа. А затем перепродаёт его фирме “Кайзер” – уже за 35 миллионов сомов. Эти деньги тоже поступают в “ДосКредобанк”.
Генеральный директор ОсОО “Айрус” Омурбек Абды уулу, одна из учредителей “Айруса” Айгуль Тынымсеитова, бывший гендиректор ОсОО “Локо ЛТД” Дженишбек Сыдыков и бывший начальник управления материально-технического обеспечения мэрии Бишкека Айбек Шабданалиев скрылись и объявлены в розыск, есть санкции на их арест.

Артур ИСАЕВ

 

Оставьте комментарий