Главное:

Деградация школы продолжается…

31.01.2013
Просмотров: 5

“В рамках реформы школьного образования в Кыргызстане учебный план сокращён на 716 часов” (заведующий профильным отделом аппарата правительства Абдыманап Муратов).

     Когда-то, в середине восьмидесятых годов прошлого века, одна из моих учительниц пеняла моему же нерадивому однокласснику: “Вот ты вырастешь… С тобой же не о чем будет поговорить!”.
Парень не спорил, стоял, понурив голову, и всем своим видом выражал смущение и глубокое раскаяние.
Ту же фразу, почти слово в слово, довелось услышать от одной учительницы в адрес совсем, конечно, другого ученика – уже в середине девяностых. “Книг ты не читаешь, историю прогуливаешь, за контрольную по физике двойку получил. Растёшь совершенно необразованным, ограниченным и малоинтересным человеком. Как жить будешь?”.
Ответ не заставил себя ждать: “А что я, все анекдоты перезабуду? Меня и сейчас многие считают интересным, и всегда со мной будет о чём поговорить. Не о вашей же истории!”.
В седые восьмидесятые тема приличного образования (в том числе и школьного) волновала всех. И учителей, и министров, и заведующих районо, и родителей, и самих учеников. В лихие девяностые годы эта проблема задевала за живое уже гораздо меньшее количество народу. Может, потому, что тогда появились примеры странных метаморфоз – человек, бывший, натурально, ничем, вдруг становился весьма успешным “бизнесменом”? А мог он, кстати, и не бизнесменом стать, а, к примеру, “знаменитым” бандитом. У них лица тоже, как правило, интеллектом не обезображены.
На вопрос: кто и когда первым сказал, что образование есть совершенно бесполезный процесс, отнимающий у детей драгоценное время, которое они могли бы потратить на компьютерные “стрелялки” или прополку помидоров? – ответа сейчас, наверное, не найти. Но кто-то сказал, кто-то его поддержал, остальные одобрили и дружно зааплодировали. И начался медленный, но верный распад общеобразовательной системы. Демонтаж. Деградация.
К тому, что во многих кыргызстанских школах некоторые предметы не преподаются вообще или ведутся далеко не в полном объёме (учителей, говорят, не хватает), – мы уже привыкли.
Привыкли к тому, что один “специалист-многостаночник” учит детей и физике, и физкультуре. Часто не имея, кстати, высшего образования ни по той, ни по другой дисциплине.
Для нас не новость, что на уроке, допустим, химии учительница может, не мороча ученикам головы формулами и уравнениями, с упоением рассказывать, как удачно она наконец-то вышла замуж.
Абсолютно в порядке вещей, что школьники вместо сидения за партами обрабатывают директорский огород.
Нас не удивляет, что одиннадцатиклассник, готовящийся получать аттестат зрелости, не знает таблицу умножения и к своим 17-18 годам прочёл разве что программу телепередач.
Сначала вместо экзаменов ввели тестирование. Тоже вроде бы из благих намерений и побуждений.
“Как именно Татьяна объяснилась  в любви Онегину? а) прилюдно бросилась на шею; б) написала письмо; в) скинула СМС; г) оставила сообщение в “Твиттере”.
Выбрал правильный ответ – знаешь русскую литературу и прекрасно осведомлён о творчестве Пушкина?
Вы сами-то  понимаете, что это бред?
Что нельзя математику, язык, литературу превращать в некий модуль, алгоритм, а из человека нельзя делать бездумного и бессловесного робота?
Страшнее всего, что последнее время нормальные, адекватные и в принципе мыслящие люди вообще перестали всему этому удивляться и всем этим возмущаться. Они даже поддерживают эти так называемые “реформы” и готовы предложить взамен кое-что не менее радикальное. В Интернете, например, на полном серьёзе обсуждается “необходимость перехода школ на пятидневную учебную неделю”.
“Грузилово, идущее от Министерства образования, с ненужными никому химическими формулами, математическими вычислениями и прочей лабудой,  заменить общественно полезными делами, например, плановой уборкой территории, изучением сельскохозяйственных работ, экскурсиями по ЖК и т.п. мероприятиями, изучением специальностей (чтобы после окончания школы это был не беспомощный отросток, а способный и работящий, владеющий какой-либо специальностью отрок)? Изучать историю родины, её культуру, изучать родной язык через посещение культурных мероприятий (в театрах и кинотеатрах)? Ну или ещё как-то использовать шестой день недели с пользой для наших детей”.
Фраза про “грузилово” особенно впечатляет. Народ в большинстве своём уже получил изрядную дозу отупения и вполне готов к “продолжению банкета”: учебный план сократить, “чрезмерно загруженных” “вычислениями и прочей лабудой” школьников освободить – пусть лучше на свежем воздухе сельское хозяйство изучают. Причём все поголовно! Для чего нашей стране, в самом деле, инженеры, программисты, врачи?.. А учителя и вовсе никому не нужны.
С одной стороны, вроде бы всё логично. Учить как следует детей некому – тогда зачем время зря тратить? (Может, из этого и исходят реформаторы?) Пусть действительно вместо школы посещают мечети и церкви, учатся стирать, готовить, рубить дрова, двор мести и коров доить. По крайней мере, вырастут (возможно) рукастыми и “морально-нравственными”.
Но с другой-то стороны… Учительница по фамилии Темных однажды прикрепила к расписанию уроков записку: “Группа Темных – в таком-то кабинете”. Учеников своих не дождалась. Когда после урока стала выяснять, почему её сообщение проигнорировали, услышала: “Там было написано про какую-то “группу тёмных”. Мы же не тёмные!”. Те дети, кстати, действительно были не из “тёмных”. И очень обижались, когда их хотя бы в шутку так называли.
А теперь представьте себе не группу, а огромную армию поистине тёмных неучей, которые уже не обижаются, а гордятся своей дремучестью! “Семью восемь – не знаю. Зачем, у меня же калькулятор есть”. “Пишу с ошибками – а кто сейчас лучше пишет? Скажите спасибо, что вообще писать не отказываюсь”. “Историю изучать? А для чего? Ну знаю, что Великая Отечественная война в 1941 году началась, и что? Жить мне от этого легче?”.
Про вузы разговор отдельный. Не будем сейчас обсуждать качество кыргызстанского высшего образования. Но даже если среднестатистический выпускник среднестатистической нашей школы вдруг поступит в идеальный во всех отношениях университет… Что он станет там делать, понятия не имея об азах базовых научных дисциплин, а главное – не умея учиться?
Азов современные обладатели аттестатов о среднем образовании не знают уже сейчас. А дальше будут знать ещё меньше – если такое вообще возможно: знать меньше, чем ничего. Потому что господа чиновники, вместо того чтобы наконец озаботиться качеством школьного образования, вдруг разволновались насчёт его количества. “Пожалели” детей, которые якобы слишком загружены изучением школьных предметов. Сократили школьную программу “в целях сохранения детского здоровья”.
Здоровье, конечно, сохранять необходимо. Вопрос в том, кого мы хотим получить в итоге. Так сказать – на выходе. На выходе из школы и входе во взрослую самостоятельную жизнь. Для чего человеку нужны основы математики? Для здоровья ума, потому что математика для ума гимнастика. Нужно ли знать историю и для чего? Прежде всего для того, чтобы сформировать правильное мировоззрение и миропонимание. Всё это и так в загоне! А если ещё сократить…
Такое впечатление, что кому-то крайне выгодно растить маргиналов, отформатированных под некое “глобальное государство”. Вы смеётесь над выступлениями Задорнова? “Ну тупы-ы-ые!” Это он про американцев… Ничего, скоро наши с вами дети их догонят и перегонят.
Разработчики реформ обещают, что часы, отведённые на кыргызский, русский и иностранные языки сокращаться не будут. Слабое утешение! Выучат дети язык. Если, конечно, получится – без гимнастики-то ума. Для чего, спрашивается? Чтобы анекдоты на нём рассказывать?

Ольга НОВГОРОДЦЕВА

 

реформа образования по-кыргызски

Согласно постановлению правительства “О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики”, годовой учебный план стал короче на 716 часов.
Сокращение базисного учебного плана предполагает уменьшение учебной нагрузки в классах с 5 по 9-й, так как учебная нагрузка в начальной школе была сокращена ранее.

С 5 по 9 классы на час меньше в неделю будет математики; будут объединены предметы “Адам жана коом” (“Человек и общество”), “Адеп” и “Введение в экономику”; объединятся “История Кыргызстана” и “Мировая история”; в начальной школе объединяются “Труд” и “Изобразительное искусство”, с 8 по 9-й классы -“Черчение” и “Труд”.
Иностранный язык теперь изучается только с третьего класса – после того как ребёнок овладеет официальным и государственным (русским и кыргызским) языками.
Увеличивается количество часов, отводимых на изучение кыргызского языка (по одному в неделю – вместо сокращённой математики).

Оставьте комментарий