Главное:

ДОРОЖНЫЙ ПОЛИГОН ИМЕНИ ИСЫ ОМУРКУЛОВА

28.02.2013
Просмотров: 2

СКАНДАЛ!
 

     Бишкекская улица Салиевой как маленький символ раздолбайства, бардака (а может, и воровства), царящих во всём Кыргызстане.

 

     На минувшей неделе, а именно 20 февраля, на улице Салиевой, что на восточной окраине Бишкека, случилось чудо. Сюда наконец-то прибыло большое начальство – столичный мэр Иса Омуркулов, вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев, их чиновничья свита и приглашённые журналисты. Прибыли они, чтобы полюбоваться на плоды трудов дорожных строителей.
     Ах как ждали этой встречи местные жители! Ждали почти четыре месяца. Ничего хорошего, правда, эта встреча чиновникам не сулила. Их – и прежде всего персонально мэра Ису Омуркулова – граждане поминали сотни раз на дню исключительно в матерных выражениях. Поминали не только жители улицы Салиевой, но и водители, которым приходилось по ней проезжать, а также торчать в дорожных пробках на соседних улицах. Если бы слова могли материализовываться, и человеку, имя которого полощут последними словами, как гласит народная примета, икалось бы, то бишкекский градоначальник всю зиму не мог бы произнести ни слова – из-за хронической мучительной икоты. Да и не только мэр. Доставалось всем, кто стоит у власти, включая правительство, депутатов и президента страны.
     Многострадальная, печально знаменитая бишкекская улица Салиевой минувшей зимой окончательно превратилась в некий жуткий символ. Символ безответственности, раздолбайства и бардака, царящих в Кыргызстане.

Обещать столичный мэр – большой мастер. Говорит вдохновенно, запудривая мозги людям…

Вице-премьер Т. Сарпашев (на переднем плане) и мэр Бишкека И. Омуркулов (на фото – за ним)

созерцают результат “эксперимента” ценой почти в тысячу долларов на каждый метр бетона.

     В конце лета прошлого года на улице Салиевой вдруг появилась строительная техника и закипела работа. Рабочие, двигаясь от улицы Курманжан Датки  (бывшей Алма-Атинской) на восток, начали ломать асфальт. Стало известно, что здесь в порядке эксперимента строят дорогу, которая обещает стать чуть ли не вечной. Японская технология: толстый слой бетона, а сверху асфальт. Что ж, ради такого чуда население готово было перетерпеть все свалившиеся  неудобства…
     Работали дорожные строители поначалу шустро. Но потом вдруг стали куда-то исчезать – вместе с техникой. Пошли разговоры о том, что фирма, взявшаяся укладывать эту супердорогу (фирма о-о-очень “блатная”), нахватала по всему Бишкеку слишком много подрядов – и пытается всюду поспеть. Между тем неумолимо приближалась зима… До наступления слякоти и холодов строители успели построить лишь 720 метров дороги (укладывая в среднем по 240 метров бетона в месяц) – то есть  меньше половины полуторакилометрового участка улицы Салиевой, нуждавшегося в ремонте.   
     Но это было лишь полбеды… За каким-то чёртом строители в ноябре раскурочили ещё сто метров улицы – содрали асфальт да так и бросили.
     Неужели не понимали, что зима на носу и что работать они не смогут?
     Понять их планы и вникнуть в их логику трудно. Но улица Салиевой превратилась в сущий ад.

 

Так ездили бишкекчане по ул. Салиевой всю осень и зиму.

Весь кошмар такой поездки объектив запечатлеть бессилен.

 

     Проехать по ней теперь рисковали лишь водители внедорожников и самые отчаянные владельцы легковушек. Улицу Салиевой в Бишкеке прозвали “танкодромом”, порой добавляя ещё два слова: “Танкодром имени Омуркулова”. Дорога превратилась в этакую гигантскую стиральную доску. В морозные и снежные дни улица напоминала полярную пустыню, забитую ледяными торосами. В дни оттепели здесь царили непролазная грязь и лужи, коварно маскировавшие страшные ямы. Немало автомашин побили здесь свою ходовку. Доходило чуть ли не до мордобоя – водители, у чьих автомобилей на Салиевой летели шаровые опоры, в бессильной ярости кидались на местных жителей – словно те довели дорогу до такого состояния.
     Из-за салиевского  разгрома восточную окраину Бишкека периодически охватывал транспортный коллапс. Дело в том, что эта улица – кратчайшая трасса, связывающая огромный спальный микрорайон “Аламедин-1” с центром Бишкека. На проспектах Чуй и Жибек Жолу возникали огромные пробки – разгружать эти крупные транспортные артерии столицы улица Салиевой уже не могла. По ней перестали ходить не только автобусы, но и маршрутки. А ведь именно по Салийке приходится добираться жителям нескольких районов Чуйской области до областной больницы. На ней, наконец, стоят такие учреждения как военный комиссариат Свердловского района и военная прокуратура Бишкекского гарнизона.
     Помимо нецензурных выражений во многие и многие головы в те кошмарные месяцы приходила мысль: “Эх, Сталина на них нет!”.
     Чтобы народ замечтал о кровавом диктаторе, его нужно до этого довести…
     Впрочем, как, скажите, с точки зрения здравого смысла можно ещё назвать уничтожение транспортной артерии, парализовавшее часть города, как не вредительством?!
     Что ещё бесило жителей этой части Бишкека, так это  полная отстранённость властей от салиевского кошмара.  Бишкекский мэр Омуркулов, очень активизировавшийся минувшей осенью, то и дело появлялся на телеэкранах. Он регулярно “проверял” ход капитального ремонта дорог, чуть ли не обнюхивал уложенный асфальт, грозился подрядчикам и контролирующим органам: “Я ни с кем чикаться не собираюсь, для нас главное – это качество”.
     Но все эти инспекторские набеги мэр Омуркулов совершал в бишкекские новостройки. На улице Салиевой,  чтобы пришпорить строителей, он не появился ни разу. Местные жители делали выводы: ага, приближаются выборы в городской кенеш, мэр Омуркулов зарабатывает для своей родной партии – СДПК – голоса новостройщиков. А наши голоса, получается, ему не нужны? Так чей же он мэр в таком случае?
     Однажды накануне выборов в горкенеш на эту окраину Бишкека всё же зарулила с концертом агитбригада СДПК. Щедро раздала всевозможные обещания… А рекламируя заслуги партии власти, не забыла напомнить: обещал мэр Омуркулов улицу Салиевой отремонтировать – видите, делает же!
     Это уже звучало просто как издевательство!
     Бишкекские водители, чей маршрут пролегал через улицу Салиевой, страстно мечтали прокатить по ней мэра Омуркулова. Лучше всего в кузове грузовика, и без всякой подстилки – чтобы одним своим местом пересчитал все колдобины. Как вдруг в тёплый февральский день “танковый полигон” преобразился. Невесть откуда появившиеся грейдеры за считанные часы разровняли раскуроченный участок дороги – что, кстати, строители могли сделать ещё в конце осени. Ну, слава богу, хоть сейчас додумались, обрадовались водители. Впрочем, запоздалая расторопность строителей стала понятной через пару дней – на улицу Салиевой приехали мэр Иса Омуркулов и вице-премьер Тайырбек Сарпашев.
     Во время этого их визита открылось много интересного. Во-первых, была озвучена сумма денег, вбуханных в “супердорогу” из государственного бюджета, – 30 миллионов сомов. То есть каждый метр бетонной дороги налогоплательщикам обошёлся почти в тысячу долларов!
     Во-вторых, выяснилось, что строительство этого участка дороги считается законченным. Никакого асфальта поверх бетона никто класть не будет. Только вот  “экспериментальная” дорога – поистине золотая по цене, по качеству оказалась, простите, дерьмовой – за зиму она сплошь покрылась выбоинами. Бишкекский мэр Омуркулов и вице-премьер Сарпашев констатировали, что технология ни к чёрту не годится. И заверили, что принимать работу никто не будет, пока подрядчик не залатает дыры.
     Иса Омуркулов, кстати, от этого строительства открестился. Эксперимент с “японской технологией”, мол, затеяло Министерство транспорта и коммуникаций совместно с японским агентством JICA, а мэрия тут ни при чём. Именно Иса Омуркулов, отметили журналисты, привёз вице-премьера Тайырбека Сарпашева (своего, кстати, соратника по СДПК) на улицу Салиевой, чтобы ткнуть носом: вот, дескать, что ВАШИ наворотили.

 

Кыргызские чиновники поспешили объявить, что виной всему – японские технологии. Но вот как умеют строить дороги сами японцы. Вверху – фото участка одной из дорог в Японии после страшного землетрясения. Дата – 11 марта 2011 года. Внизу – 17 марта 2011 г., уже отремонтированная дорога.
Не в японцах, получается, дело. Плохому танцору всегда что-нибудь мешает. Включая “неправильные” технологии.

 

     Если мэрия в самом деле ни при чём, то отчего же Омуркулов не сделал этого раньше? Отчего безучастно наблюдал за дорожной вакханалией во вверенном ему городе? Или только сейчас обнаружил то, о чём четыре месяца гудели горожане и кричали СМИ?
     Вице-премьер Сарпашев поручил Минтрансу в течение двух недель определить, кто должен нести ответственность за халтурный ремонт улицы Салиевой (о том, кто ответит за разгром другого участка дороги, вопрос почему-то не возник). Не исключено, что Минтранс это поручение тихо саботирует: министр транспорта и коммуникаций Калыбек Султанов – выдвиженец другой политической партии – “Ата Мекен”. Да и курирует его совсем другой вице-премьер – Джоомарт Оторбаев, тоже атамекеновец.

 

А это – разрушившаяся за три месяца дорога в бишкекском микрорайоне “Учкун”.

Её ремонтировала та же фирма “Мостдорстрой”.

 

     Подрядчиком экспериментального ремонта улицы Салиевой является компания “Мостдорстрой”. Она же прошлой осенью ремонтировала участок дороги в бишкекском микрорайоне “Учкун”. Эти 300 метров уложенного этой фирмой асфальта тоже зиму не выдержали – разрушились. Между тем, по данным наших источников, “Мостдорстрой” получил больше половины подрядов на ремонт дорог в Бишкеке. Компания, несмотря на скандал, будет продолжать ремонтировать улицу Салиевой. Ей доверено и освоение части турецкого кредита в 100 миллионов долларов, выделенного на дорожное строительство в столице.
     Кто же за этой фирмой стоит? Могла ли она получить все эти подряды, минуя мэрию? И будет ли, наконец, в Кыргызстане когда-нибудь кто-нибудь за что-нибудь отвечать?
     Независимо от того, будут ли даны ответы на эти вопросы, можно уверенно констатировать: благодаря одной только вакханалии с улицей Салиевой власть за минувшую зиму потеряла очень многих своих сторонников среди бишкекчан. Ведь дороги – как причина симпатии граждан к власти или полного неприятия её – фактор очень серьёзный. Кто теперь этих озлобленных горожан перетянет на свою сторону?

 

К приезду высокопоставленных чиновников “танковый полигон” разровняли.

И то не до конца.

Олег ЖУК

     P.S. Мэр Иса Омуркулов во время упомянутой поездки с журналистами по разбитым бишкекским дорогам в очередной раз пообещал: в 2013 году в столице будут отремонтированы не менее 15 основных улиц. Во все эти обещания и цифры уже не верится. Как уже не верится в то, что в Бишкеке вообще когда-нибудь будут дороги, которые можно называть дорогами, а не направлениями.

 

А уж как горожане недовольны мэром!
 

     Мэр столицы Кыргызстана не удовлетворён своей деятельностью. Об этом он заявил на пресс-конференции ещё в декабре прошлого года, подводя итоги.
     “Я считаю, что в Бишкеке много недостатков, – откровенничал Иса Омуркулов. – Это, в частности, проблема тротуаров, которые не ремонтировались в течение 20 лет даже в центре. Кроме того, неудовлетворительная организация здравоохранения, а также другие социальные и экономические вопросы…”
     Выделяемых из бюджета средств, по его мнению, хватает лишь на текущее содержание, “а на развитие деньги не выделяются”. Бюджет, по словам мэра Омуркулова, формируется ну очень необъективно. “На 2012 год мы просили 8,6 миллиарда сомов, нам дали 6,4 миллиарда. Вы понимаете, что 2 миллиарда – это большие деньги, на которые можно было построить дороги, школы, детские сады”, – сказал мэр. Но вряд ли кто ему поверил.
     Чем жаловаться, лучше бы градоначальник Омуркулов отчитался, куда конкретно истрачены эти 6,4 миллиарда сомов… Судя по раздолбанному городу, утопающему в пыли и грязи, не туда, куда надо истрачены.
     Отвечая на вопросы журналистов, готов ли он покинуть свой пост, Иса Омуркулов “обрадовал”: “Я буду работать мэром столицы ещё два года, а дальше – как Бог решит”.
     Уж не знаем, как там Бог решит, но терпение горожан уже лопнуло. И всеобщее недовольство готово взорваться в любой момент!

Соб. инф.

Оставьте комментарий