Главное:
Афиша на выходные в Бишкеке (Январь 18, 2019 1:27 пп)
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

Джихадисты Кыргызстана: психологический портрет

Будьте бдительны: если ваш сын не склонен к агрессии и не проявляет религиозного фанатизма, то это ещё не означает, что он однажды не может уехать на войну в Сирию.

Такой, в частности, вывод можно сделать из весьма любопытного исследования, проведённого кыргызстанцем Бакытом Дубанаевым – кандидатом юридических наук, докторантом Академии управления МВД КР и доктором политологии Татьяной Дронзиной – профессором Софийского университета (Болгария).

Они изучили жизненные истории 25 кыргызстанских джихадистов, уехавших в разное время в Сирию, Ирак и Вазиристан – так называемую “зону свободных племён” на границе Афганистана и Пакистана, где уже долгое время существуют лагеря подготовки боевиков и где находят прибежище самые разные террористические группировки.

Эти истории были восстановлены в результате бесед с семьями 22 таких джихадистов. А также – непосредственно с тремя джихадистами, сумевшими вернуться из зон боевых действий. Кроме того выслушивались мнения их знакомых и друзей.

Есть такое понятие – социологический срез. Вот что примерно представляют собой кыргызстанские джихадисты, рвущиеся на чужую войну.

Национальный  состав исследованных – 19 узбеков, 5 кыргызов, 1 карачаевец.

Самому младшему – 16 лет, самому старшему – 39 лет. Средний же возраст – 22-28 лет.

Место проживания: лишь 6 из Чуйской области, 19 – из Ошской области.

Большинство джихадистов – женатые, есть двое-трое и более детей.

Образовательный уровень: 8 джихадистов окончили 9 классов школы, 15 человек – 11 классов (законченное среднее образование), лишь 2 джихадиста окончили университет или продолжают учиться в вузе. Из 25 джихадистов лишь четверо учились в медресе в Кыргызстане или получили религиозное образование за рубежом.

В большинстве семей джихадистов – у 18 человек – средний достаток. У четверых – достаток ниже среднего, у двоих – отличные жизненные условия. Лишь у одного исследователи обозначили жизненную ситуацию как “долговую яму”.

Никто из 25 джихадистов, по словам их домочадцев, не проявлял особую склонность к насилию и агрессии. Большинство из них были спокойными, замкнутыми, необщительными. Только двое были охарактеризованы как неуравновешенные.

Больше половины из этих парней перед тем, как уехать на войну, занимались спортом.

Степень религиозности лишь девяти этих джихадистов можно обозначить как сильную. Остальные 16 человек проявляли умеренную религиозность.

Только четверо учились в медресе, у частных религиозных наставников либо изучали религию за рубежом. Подавляющее же большинство джихадистов к моменту выезда на войну религиозного образования не имело. Они умели только читать намаз.

Как и когда эти кыргызcтанцы стали идейными джихадистами?

“Прививку” этой идеологии, как выяснилось, они получили в основном в социальных интернет-сетях. В меньшей степени – в ходе получения частных уроков и в ходе обучения в радикальных салафитских центрах за рубежом.

Большинство из этих 25 кыргызстанцев были завербованы на войну на территории России, а также в других странах – в Египте, Саудовской Аравии, Турции. Из троих вернувшихся джихадистов двое подтвердили, что их завербовали через социальные сети – “Фейсбук”, “Одноклассники”, “Мой мир”, “В контакте”.

Как они уезжают на войну?

В обстановке полной конспирации – родные и близкие узнают об этом только после того, как джихадист прилетел в Турцию или уже находится в зоне боевых действий.

Что их толкает уехать на войну?

Религиозные идеологические мотивы – желание “совершить богоугодное дело для того, чтобы попасть в рай”; желание вести борьбу против “кафиров и врагов ислама”; желание построить исламское государство.


Но есть идеологические мотивы и не связанные с религией – желание действовать и быть активным строителем как своей жизни, так и всего общества; желание быть защитником слабых (женщин, детей, стариков); готовность бороться за свободу и справедливость, а в качестве наиболее подходящего объекта этой борьбы выбран режим Башара Асада.

Есть и сугубо личные мотивы, с идеологией совсем не связанные – стремление к авантюре, желание повидать мир, экономические и этнические проблемы на родине, неудачи с интеграцией в общество в другой стране (например, в России, где будущие джихадисты пребывали в качестве трудовых мигрантов), неудачи в личной жизни. У женщин – желание воссоединиться с полюбившимся молодым человеком, с которым познакомилась по Интернету.


Результаты исследования мы попросили прокомментировать нашего постоянного эксперта – политолога и теолога Кадыра Маликова.

– Исследование развенчивает несколько мифов, – считает К. Маликов. – Один из них – миф о том, что в Сирию молодые люди едут из-за финансовых трудностей. На самом деле семьи, в которых появляются джихадисты, весьма благополучные. Другой миф – о том, что к радикализации якобы подталкивает религиозное образование. Наоборот – ОТСУТСТВИЕ глубокого образования, невежество! На войну чаще всего уезжают неофиты – люди, только-только начавшие придерживаться ислама, без всяких знаний.

– Как выясняется, судя по поведению этих молодых людей, в них невозможно было распознать будущих джихадистов. На что же, по вашему мнению, должны обращать внимание родители, чтобы предотвратить выезд сына или дочери в ту же Сирию и их не потерять? Что должно настораживать?

– На такой шаг, как правило, идут молодые люди ЗАМКНУТЫЕ. Не те, которые являются душой компании, а стеснительные, ничем не примечательные, слабохарактерные. Те, кто не может найти себя, желает хоть как-то самоутвердиться. Именно они легче всего попадают под влияние джихадистской  идеологии. Как вести себя родителям? Если молодой человек уже созрел для того, чтобы уехать на войну, значит, его воспитание уже упущено. Здесь помочь могут только специалисты.

Родители должны знать, что у их чада творится на душе, чем оно дышит, о чём думает. Родители должны интересоваться своим ребёнком – вплоть до мелочей. Они должны знать, на какие интернет-сайты подросток заглядывает. Нужно установить с сыном или дочерью тесный контакт. Не просто что-то запрещать, а уметь их выслушать. Поставить отношения в семье так, чтобы дети сами стремились поделиться с вами своими проблемами. Стать для детей авторитетом. Если поведение вашего сына начинает меняться, нужно обязательно узнать, с кем он дружит, с кем общается. И если потребуется, сделать всё, чтобы оградить его от этой компании.

Мы уже несколько лет говорим о том, что в Кыргызстане надо открыть особые телефоны доверия. Казахи нас в этом уже опередили. Родители, почувствовав неладное, не будут по понятным причинам обращаться в правоохранительные структуры. Лишь немногие приходят за советом в муфтият. Поэтому необходимо срочно открыть анонимные “горячие линии”, где будут работать психологи и теологи. Которые будут объяснять родителям, как поступать с детьми, у которых произошёл идеологический перекос.

Религия сейчас всё больше становится популярной у молодёжи. Это нормальное явление. И родители должны уметь ответить на вопросы своих детей. А для этого им самим нужно получить представление о религии. Они должны, как минимум, знать, каких слов нельзя произносить, чтобы не задеть чувств верующих. Видишь, что подросток интересуется исламом – не пытайся этот интерес сломать. Лучше открой книжки и почитай, что такое ислам, чтобы задать своему ребёнку правильное направление мысли. Таковы сегодняшние реалии, и с ними приходится считаться, – заключает Кадыр Маликов.

Соб. инф.


ЦИФРЫ  И  ФАКТЫ

22 кыргызстанца уже погибли в боевых действиях в Сирии.

Более 200 кыргызстанцев, по данным милиции, сейчас находятся в зоне боевых действий в Сирии, среди них около 30 женщин.

В 2014 году выявлено 86 фактов выезда граждан КР в Сирию и Афганистан, по всем ведётся расследование.

Активнее всего, по данным 10-го управления МВД КР, вербовка кыргызстанцев ведётся в Араванском районе Ошской области, Кадамжайском районе и в городе Кызыл-Кие Баткенской области. Экстремисты активны также  в Жайылском районе Чуйской области.

Порядка 95 процентов кыргызстанцев, выехавших для участия в войне в Сирии, являются жителями юга Кыргызстана.


“ХИЗБ  УТ-ТАХРИР”  –  УЖЕ  В  ПРЯМОМ  ЭФИРЕ

Сотрудника государственной Джалал-Абадской телерадиокомпании будут судить за трансляцию фильма подпольной экстремистской организации.

В Джалал-Абдаском городском суде на этой неделе начнётся судебный процесс над бывшим видеотехником Джалал-Абадской ТРК Бурханбеком Матовым. Ему предъявлено обвинение в возбуждении национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды. Случай, ставший причиной возбуждения уголовного дела, прецедента в Кыргызстане не имеет – государственный (!) телеканал прокрутил в эфире видеоролик “Хизб ут-Тахрира”.

Это произошло 18 октября прошлого года. В 20 часов 30 минут в эфире областного телеканала началась программа “Ислам дуйносу” (“Исламский мир”). В ней показали 25-минутный фильм об истории Кыргызского каганта. В заключительных титрах было указано, что фильм подготовлен “Хизб ут-Тахриром”.

Как затем установила экспертиза, текст, которым сопровождался фильм, способен разжечь в обществе межрелигиозную и межнациональную рознь, после чего областное управление ГКНБ возбудило уголовное дело.

Как показало следствие, “хизбутовский” фильм самостоятельно запустил в эфир видеотехник Бурханбек Матов.

– Когда 18 октября Бурханбек Матов показал заместителю директора ТРК это видео, тот не дал согласия на выпуск в эфир материала, – рассказал журналистам сотрудник УВД Джалал-Абадской области Маралбек Мырзамамытов. – Тогда Матов посоветовался по телефону  с редактором, после чего, даже не вникая в суть видео, пустил его в эфир.

С телеканала Б. Матова уволили. Областное УВД, которое проводило следствие, направило в Министерство культуры, информации и туризма КР письмо с предложением привлечь к дисциплинарной ответственности 5 сотрудников телеканала, включая его руководство. По словам сотрудников УВД, ответа пока не поступило.

Сам  Бурханбек  Матов утверждает, что он невиновен. Каким образом в его руки попал видеоролик, не сообщается.

Здание Джалал-Абадской ТРК.



вербовщиков  ловят  и  в  Чуйской  области

Один из них отправил в Сирию… всю свою семью.

Сотрудники 10-го отдела ГУВД Чуйской области совместно с областным управлением ГКНБ задержали мужчину, который  отправил  в  Сирию  свою  семью  из пяти человек.

Как сообщило ГУВД,  у Айбека М., 1986 года рождения, проживающего в Аламединском районе, изъяты 57 компакт-дисков с материалами религиозно-экстремистского толка, 12 листовок, системный блок от компьютера, 2 ноутбука и сотовый телефон.

“При обыске оперативники проверили всю переписку. Установлено, что Айбек М. в октябре 2014 года послал своего отца, двоих братьев, сестрёнку и сноху в Сирию. Из этой же переписки выяснилось, что родные подозреваемого находятся в городе Ракка в Сирии”, – рассказали журналистам в ГУВД.

Кстати, сестра Айбека М. накануне отправки в Сирию собиралась выйти замуж. Однако за день до свадьбы брат призвал её к джихаду, уговорил поехать в Сирию и посадил в самолёт.

“Судя по переписке в компьютере, изъятом у подозреваемого, его сестра вышла замуж за одного из “братьев” – боевиков ИГИЛ”, – отмечают в ГУВД Чуйской области.

Оставьте комментарий