Главное:
Афиша на выходные в Бишкеке (Январь 18, 2019 1:27 пп)
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

И В КИТАЕ ЕСТЬ КЫРГЫЗЫ

12.12.2014
Просмотров: 18

 

      На левом берегу китайской реки Нонни в провинции Хэйлунцзян, в 300 километрах к северо-западу от Харбина, раскинулся уезд Фуюй.
         Населяют  уезд люди  двенадцати национальностей.
         И кроме традиционных мяо, сибо и ханьцев, живёт здесь интересный народ, называющий себя “хыргыз”. Их количество не дотягивает и до полтысячи, однако это, по словам этнографов и историков, – самые настоящие кыргызы. Потомки суровых и воинственных выходцев с берегов Енисея.

Первые научные сведения о фуюйских кыргызах были записаны в период японской оккупации Маньчжурии (1931-1945). Японский учёный Масато Сухара посетил кыргызские деревни в июле 1944 года, а в мае 1945 опубликовал статью “Поездка к киргизам”.

Советские офицеры – кыргызы по национальности – после вступления советских войск в Хэйлунцзян в 1945 году  сообщали начальству об обнаружении среди местного населения людей, называющих себя кыргызами и говорящих на понятном им языке.

Фуюйские кыргызы были сосланы сюда из Алтайско-Хангайского района в1761 году и в настоящее время мало чем отличаются от местных монголов и ханьцев. Так же одеваются, тем же питаются. Правда большинство из них, хоть и слабо, понимают родную кыргызскую речь. Говорить же по-кыргызски могут только люди старше 50 лет.

Кыргызы задолго до нашей эры кочевали в верховьях Енисея. В суйскую и танскую эпохи часть этого народа жила в районе нынешней Джунгарской равнины. В основном они занимались животноводством и охотой, понемногу осваивали земледелие. Затем постепенно переселились в область Тяньшаньских гор; некоторые из них пошли далее на юг, в направлении гор Памира и Каракорума, но в районе Алтай-Хангай всё ещё оставалась часть кыргызского народа. Вот оттуда и пошли китайские (так называемые фуюйские) кыргызы.

До сих пор среди них можно увидеть немало светловолосых и голубоглазых людей. Однако большая часть населения уезда Фуюй имеет уже вполне монголоидную внешность.

В первое время после переселения фуюйские кыргызы в основном занимались охотой и скотоводством, затем постепенно перешли на земледелие. В последние десятилетия фактически все они заняты в сфере сельского хозяйства. Судя по рассказам старых людей, 50-60 лет назад они ещё носили, подобно енисейским кыргызам, штаны и шапки из кожи, а питались в основном мясом и молочными продуктами.

Фуюйские кыргызы не исповедуют ислам. Прежде они были шаманистами, затем обратились в ламаизм. 70-80 лет назад в этой местности ещё встречалось много шаманов. Они есть и сейчас. По крайней мере при лечении больных и погребении умерших обязательно приглашается шаман для камланий. Шаманские моления произносятся по-кыргызски, но обычные люди, как правило, не понимают их смысла.

Иногда “хыргызы” обходятся и без шаманской помощи и самостоятельно совершают жертвоприношения. Жертвы предназначены некоему змееподобному божеству. А ещё здешние люди верят в лис-оборотней, в конских духов и подобную бесовщину.

Во время празднования Нового года фуюйские кыргызы зажигают две кучи коровьего кизяка, заменяющие прежние сигнальные костры. Через этот огонь должны перепрыгнуть все от мала до велика, чтобы на весь следующий год оградить себя от болезней и бедствий.

Женятся и выходят замуж они по-родственному. Чаще всего бракосочетаются с двоюродными братьями и сёстрами. Это весьма удобно и, главное, недорого. Жених на правах родственника вполне может отделаться скромным подарком, а вовсе не платить огромных размеров калым.

А вот разводы и повторные браки у фуюйских кыргызов не приветствуются. Более того. Вдова имеет, конечно, право вторично выйти замуж, но её избранником должен стать ближайший родственник покойного мужа. В крайнем случае его однофамилец. Если же её всё-таки угораздило вступить в брак с носителем другой фамилии, то она может забрать с собой в новую семью только дочерей. Сыновья – собственность семьи мужа.

 

Молодёжь родного язчка уже не знает.

В местной школе.

Сейчас фуюйцы осовременились и максимально окультурились. А совсем ещё недавно весьма интересно хоронили своих покойников. Всех, кроме бездетных, беременных или умерших при родах женщин, закапывали в землю. Перечисленных же почему-то сжигали… Впрочем, способ погребения по своему усмотрению выбирал шаман или лама.

В рот покойному мужчине родственники вкладывали медную или серебряную монету, женщине – коралл или жемчужину. И хоронили, кстати, на европейский манер, в гробу. В гроб рядом с телом усопшего клали вещи, которыми покойник пользовался при жизни.

Среди китайских кыргызов немного по-настоящему грамотных людей. А уж письменность на родном кыргызском языке они вовсе не развивают. Пишут в основном по-монгольски, изредка пользуясь китайскими иероглифами.

Чрезвычайно редко можно встретить фуюйских кыргызов, умеющих петь народные песни на родном языке. Большинство молодых людей поёт на монгольском и китайском языках. Из музыкальных инструментов наиболее популярны хуцинь (китайская скрипка) и китайская же флейта. По рассказам стариков, раньше были здесь и кыргызские народные танцы, но на сегодняшний день они утрачены и забыты.

Вера ПАШУТИНА
фото khakasia.com

Оставьте комментарий