Главное:
Новая фамилия – новая жизнь? (Ноябрь 20, 2018 1:45 пп)
Либо зарплата, либо пенсия (Ноябрь 16, 2018 4:59 пп)
Америка на войны не скупится (Ноябрь 16, 2018 10:10 дп)
Послы-бездельники? (Ноябрь 16, 2018 10:04 дп)

Кашу с пивом не мешать и друг друга обижать учат в школе, учат в школе…

10.10.2014
Просмотров: 3

– Ты индюк! Ты гусак! Ты барсук! Ты ишак!

– Что такое? – одёргивает дочку отец. – Ты на кого так ругаешься?

– Я не ругаюсь, я стихотворение учу.

Знакомая учительница младших классов рассказала недавно историю про одну свою ученицу. Ранимая девочка растёт. Очень обидчивая, очень близко всё к сердцу принимает. Получит плохую оценку – забьётся под стол и плачет. При том, что дома её за отметки не ругают, тем более – физически не наказывают.

Мама – во всех отношениях нормальная женщина. Старшая сестра – тоже вполне приспособленный к школьной  жизни ребёнок. А вот она,  маленькая,  сама по себе такая “получилась”.

Однажды девочка расплакалась прямо посреди урока. И плакала так громко, так горько, как будто самую большую в своей жизни потерю переживала.
– Что случилось? У тебя что-нибудь болит?

Второклашка отрицательно мотнула головой и заплакала ещё громче.

Потеряв надежду успокоить ученицу собственными силами, учительница сходила за завучем. Той, применившей все свои педагогические способности, удалось-таки ребёнка разговорить.

– Он, – показала девочка на своего одноклассника, – сказал, что я дура…

– И всего-то? – у завуча отлегло от сердца. – Нашла о чём плакать! Ну давай его тоже как-нибудь обзовём. Что ты хочешь про него сказать? Придумай и скажи, только слёзы вытри.

Девочка, всхлипывая, ответила, что ЧЕЛОВЕКА обзывать НЕЛЬЗЯ. Никто её этому не учил, родилась такая. С таким вот непонятным большинству – тем, кто душой попроще – мировоззрением.

Завуч растерялась.

– Не хочешь его обзывать – не надо. Тогда просто успокойся и забудь. Мало ли кто что говорит, не подумав!

– Вы не понимаете, – ребёнок смотрел на завуча взглядом, полным укоризны. – Раз он так сказал, значит, он на самом деле думает, что я дура.

– М-мда… – развели руками завуч с учительницей. – Как же ты дальше-то жить будешь?

Через неделю ещё один хулиганистый одноклассник обозвал ранимую девочку тупорылой свиньёй.

С тех пор она в школу не ходит.

Эта история вспомнилась мне в связи с тем, чем с журналистами поделился ещё один родитель. Было примерно так.

Сидит отец вечером в комнате, занимается своими делами. Дочка-третьеклассница где-то рядом – тоже чем-то занимается потихоньку. Вдруг сквозь собственные серьёзные мысли родитель слышит:

– Ты индюк! Ты гусак! Ты барсук! Ты ишак!

– Что такое? – одёргивает дочку. – Ты на кого так ругаешься?

– Я не ругаюсь, я стихотворение учу.

– Странное какое-то стихотворение… Брось его, лучше уроками займись.

– А я и так уроками занимаюсь.

Взял обескураженный отец в руки дочкину книгу в зелёной обложке. Действительно: книга для чтения для школ с русским языком обучения, 3 класс. Авторы – Екатерина Озмитель и Инна Власова. А в книге – весьма выразительное стихотворение А.Кадырова под названием “Как я прозвища давал”.


“Я Акыла обзывал –
Прозвища ему давал.
Говорил я: – Ты горшок,
Говорил я: – Ты черпак,
Говорил я: – Ты мешок,
Говорил я: – Ты колпак”…

И так далее, и тому подобное – до индюка и ишака.

Самое интересное – стихотворение это располагается в разделе “Знайте на отлично правила приличья”.

После стихотворения – вопросы к ученикам. Правильно ли вёл себя в такой неприятной ситуации Акыл, молчавший и делавший вид, что оскорбления его совершенно не касаются? И как вообще в подобных случаях нужно себя вести?

А о том, правильно ли вёл себя “герой” этих двадцати стихотворных строчек, – вопросов нет.

Стихи вроде бы безобидные. Но послушаешь, как девочка-третьеклассница с чувством, с выражением, как учили, старательно, громко и чётко декламирует:

“Что б такое сочинить? Как такого раздразнить? Закричал я: – Ты ишак!”… И что-то как-то совсем не весело становится.

Будут потом учителя всеми силами и средствами бороться с детской жестокостью (пока ещё, к счастью, словесной). Будут удивляться: откуда в них, восьми-девятилетних, такая страсть к обзыванию, к унижению, к раздаванию друг другу разных обидных кличек?

Чем, интересно, руководствовались составители учебника, включая в него рифмованные “обзывалки”? Наверное, как всегда, благими намерениями. А к чему на самом деле может привести такое чтение – наверное, как всегда, не подумали.


Есть ещё и хрестоматия “Круг чтения” для третьеклассников,  обучающихся на русском языке. Тоже зелёная книга, составленная тоже Екатериной Озмитель. И этот учебник тоже ненавязчиво готовит младших школьников к трудностям и суровостям взрослой жизни.

Как вам, например, загадка:

“Стоит парень бравый, а картуз дырявый;
Знать, улитка села и картуз проела”.

Даже если современным детям популярно объяснить, что такое картуз, – неужели они отгадают эту мозг выносящую загадку? Отгадка, между прочим, – гриб. А почему у него картуз (в смысле, наверное, шляпка) дырявый?

А вот ещё:

“Живёт в поле усан – ус длиннее, чем сам.
Усатая нива даст каши и пива”.

Пиво – это, конечно, для третьеклассников особенно актуально… Отгадка, кто не понял, – ячмень.

Есть в учебнике и скороговорки. Безусловно, знакомство детей с устным народным творчеством – дело святое. Но вот беда: скороговорки составителями учебников, видимо, выбирались тоже без особых раздумий и размышлений. Главное – “чтобы было”. Независимо от возможных последствий.

“Свинья белорыла, тупорыла”… Дальше читать не хочется. А кто-то из учеников ведь обязательно возьмёт эту “тупорылую свинью” на вооружение.

Оружие очень грозное, между прочим! Особенно в сочетании с детской непосредственностью, невоспитанностью и языком без костей.

Это – лишь беглый взгляд. Просмотр книги, так сказать, по диагонали. Но и этого, пожалуй, уже достаточно.

Напоследок – небольшое напоминание авторам учебника: то есть – не вводное слово, а пояснительный союз. И запятая после него по правилам русского языка не ставится. А то запомнят особо наблюдательные ученики фразы из книги для чтения типа “попробуй объяснить её (собаки движения), то есть, переведи их на человеческий язык”. И никогда в жизни никто их потом не переубедит, что запятая после “то есть” здесь лишняя. Будут упорно ставить…

Потому что в учебнике было ТАК написано!

Ольга КАЛИНИНА

Такая табличка висит на двери кабинета русского языка и лИтературы в одной из бишкекских школ.

Оставьте комментарий