Главное:
Новая фамилия – новая жизнь? (Ноябрь 20, 2018 1:45 пп)
Либо зарплата, либо пенсия (Ноябрь 16, 2018 4:59 пп)
Америка на войны не скупится (Ноябрь 16, 2018 10:10 дп)
Послы-бездельники? (Ноябрь 16, 2018 10:04 дп)

Кыргызская энергетика: миллиончик – туда, миллиардик – сюда…

18.09.2014
Просмотров: 6

На что тратят иностранные кредиты управленцы кыргызской энергетики, стенающие о нехватке денег…

Сегодня на тему повышения тарифов на электроэнергию мы посмотрим с иного ракурса.

Для начала напомним, как объясняет необходимость этого повышения правительство Кыргызстана. “Хронический дефицит средств, – говорится в  среднесрочной тарифной политике на 2014-2017 годы, – не позволяет вести полноценно ремонтные работы, модернизацию и новое строительство. Отсюда и свыше 10 тысяч аварий в год, и низкое напряжение в сетях… Дальнейшее ухудшение финансово-экономического состояния отрасли может привести к системным авариям и массовым отключениям… Назрела острая необходимость срочного вложения средств в замену и реконструкцию значительной части энергетического оборудования”.

Доводы эти, что и говорить, могут взять за душу и убедить… Если забыть про сумасшедшие денежные вливания, которые до этого получала кыргызская энергоотрасль. А также про грандиозное воровство в этой отрасли, про чудовищные легенды о продаже “налево” электроэнергии и воды…

Сейчас, впрочем, обойдёмся без легенд. Есть и не менее любопытные факты. Не так давно Счётная палата КР опубликовала информацию об итогах своего аудита эффективности использования  энергетическими компаниями кредитов, грантов и бюджетных ссуд. И очень вовремя, считаем, опубликовала. Итак, перед вами – кредитная, так сказать, история кыргызской энергетики.


После развала СССР кыргызская энергетика ещё 10 лет была сосредоточена в одних руках – в руках акционерного общества “Кыргызэнерго”. Осенью 2001 года этот гигант разделили на шесть компаний – ОАО “Электрические станции”, вырабатывающее электроэнергию; ОАО “Национальная электрическая сеть Кыргызстана” (НЭСК), передающее энергию, а также распределительные компании – ОАО “Северэлектро”, “Ошэлектро”, “Джалал-Абадэлектро” и “Востокэлектро”.

К моменту своего распада “Кыргызэнерго” успело получить иностранных кредитов и займов на астрономическую по тем временам сумму – более 112 миллионов 180 тысяч долларов США.

Этот долг был поделён между упомянутыми шестью компаниями. После чего они стали обрастать новыми долгами – денежные вливания в кыргызскую энергетику в виде кредитов и ссуд продолжались.

Самое интересное – на что эти огромные деньги тратились.

КАМБАРАТИНСКАЯ  КОРМУШКА

Открытому акционерному обществу “Электрические станции” достался от “Кыргызэнерго” долг по иностранным кредитам и займам на сумму почти 20 миллионов 216 тысяч долларов или в нацвалюте более 972 миллионов сомов. С 2004-го по 2008 год эта компания получила ещё 8 миллиардов 158 миллионов 405 тысяч сомов.

В итоге по состоянию на 1 января 2013 года (аудит, проведённый Счётной палатой, охватывал этот период) задолженность ОАО “Электрические станции” составила более 9 миллиардов 154 миллионов сомов. Включая начисленные проценты и штрафы.

Большую часть – 72 процента этой суммы или более 6 миллиардов 627 миллионов сомов – составили бюджетные ссуды, то есть деньги, которые этой компании выделило из своей казны кыргызское государство. Львиная их доля – почти 6 миллиардов 262 миллиона сомов – пошла на строительство Камбаратинской ГЭС-2.

Решение о строительстве этой гидроэлектростанции, которая должна была обеспечить энергетическую безопасность республики, правительство Кыргызстана приняло осенью 2007 года. Первый агрегат Камбараты-2 следовало ввести в эксплуатацию к 22  декабря 2009 года. Для этого требовалось 5 миллиардов сомов.

Однако, как выяснила в ходе аудита Счётная палата, к маю 2010 года на строительство первого пускового комплекса ГЭС потрачено было чуть ли не ВДВОЕ БОЛЬШЕ – 8 миллиардов 678 миллионов с лишним сомов. Половина этой суммы – из российского кредита.

Причина этого оказалась скандальной – и банальной: необоснованное завышение стоимости работ и неэффективное использование денег, выделенных для строительства. Такой “диагноз” поставила Счётная палата КР.

Помните, наверное, громко разрекламированный тогда властями взрыв, который строители осуществили для создания плотины через реку Нарын? На возведение этой так называемой взрывонабросной плотины потратили более 681 миллиона сомов. Из них больше половины – более 347 миллионов сомов – были истрачены ВПУСТУЮ. Это – не журналистский оборот, а дословная цитата из отчёта Счётной палаты.

В эту сумму, к примеру, вошла стоимость работ по изготовлению взрывчатого вещества гранулита. В ходе аудита выяснилось, что гранулит марки ПФ, состоящий из трёх компонентов (аммиачная селитра, порошок FeSi и дизельное топливо), был почему-то заменён на гранулит РП, в приготовлении которого один из этих компонентов не используется. Таким образом, стоимость изготовления взрывчатки строители завысили на 87 миллионов 121 тысячу сомов.

К слову говоря, упомянутый взрыв (этот вопрос Счётная палата уже не рассматривала) получился неудачным – грунт, поднятый взрывом, лёг не так, как ожидалось, плотина по высоте оказалась на 20 метров ниже, чем ожидалось, и короче на треть. Пришлось потом плотину наращивать, заливать в неё бетон – словом, делать лишнюю работу. Этот факт старательно умалчивали при Бакиеве, да и сейчас энергетики признают его сквозь зубы. Есть ли какая-то связь между этой неудачей и “не той взрывчаткой”, пока остаётся гадать.

А вот ещё факт. Камбаратинскую ГЭС-2 строить начали не в чистом, как говорится, поле. Её возведение началось ещё во времена СССР, но потом стройку заморозили. Насколько известно, уже к тому времени в Камбарату-2 деньги были вложены огромные, но об этом в бакиевские времена предпочитали не вспоминать. Но это так, к слову… А на складах ОАО “Нарынгидроэнергострой” к моменту начала возобновления строительства в декабре 2007 года хранилось несколько тонн завезённых ещё в советские времена всевозможных металлоконструкций – на сумму 50 миллионов 673 тысячи сомов.

Как установил аудит Счётной палаты, эти советские металлоконструкции строители провели по актам выполненных работ по многократно завышенным ценам. В общей сложности завысив их стоимость на – не падайте! – 336 с половиной миллионов сомов.

Ещё на 64 с половиной миллиона сомов, по выводам Счётной палаты, была завышена стоимость перевозки цемента на строительство Камбараты-2.

Ещё на 16 с половиной миллионов сомов необоснованно, по мнению аудиторов, завышена стоимость перевозки грунта.

Только выборочная проверка правильности составления актов выполненных работ выявила завышение стоимости работ ещё на 129 миллионов 544 тысячи сомов.

В числе прочего строители выставили счёт на демонтаж различного оборудования, имевшегося на размороженной стройке Камбараты-2 – трансформаторов, вентиляторов, труб и т.д. А вот что стало с этим оборудованием? Как выяснила Счётная палата, оно “фактически осталось бесхозным” – строители его не оприходовали и даже не попытались его посчитать и определить степень его годности. Между тем стоимость этого оборудования, как оказалось, составляет 16 миллионов 443 тысячи сомов. Сущая, как видно, мелочь для “бедных” кыргызских энергетиков, вечно жалующихся на нехватку денег!

Всего в результате проверки достоверности освоения денежных средств на строительство Камбаратинской ГЭС-2 за период с октября 2007 года по июнь 2010-го Счётная палата КР выявила финансовые нарушения на общую сумму 1 миллиард 421 миллион 165 тысяч сомов.

В июле 2010 года материалы своего аудита Счётная палата направила в Генеральную прокуратуру КР.

Финал же этой истории (об этом в материалах Счётной палаты уже не прочтёшь, надо копаться в архивах интернет-новостей) был таким.

Генпрокуратура возбудила уголовное дело, предъявив обвинение в нецелевом использовании свыше миллиарда сомов девяти энергочиновникам разного ранга.

Судья Первомайского районного суда Бишкека А. Боромбаев в отношении восьми из них – Б. Качканкулова (гендиректора ОАО “Камбаратинская ГЭС-2”, которое вело строительство), А. Худайбердиева (его заместителя), О. Бакиева и А. Кайбалиева (заместителей генерального директора ОАО “Электрические станции”), З. Барановой (члена генеральной дирекции ОАО “Электрические станции”), а также А. Борубаевой, Д. Торобековой и О. Качкынбаева – производство по уголовному делу прекратил по амнистии в связи с 20-летием независимости Кыргызской Республики.

Лишь одну из подсудимых – заместителя начальника юридического отдела  ОАО “Электрические станции А. Топчубаеву – суд признал виновной и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год и штрафа в доход государства в размере 5 тысяч сомов.

Комментарии,  как  говорится, излишни…

РЖАВЕЮЩИЕ  МИЛЛИОНЫ  И  МУТНЫЙ  УГОЛЁК

Второй по размеру частью долга ОАО “Электрические станции” является задолженность по кредитам и ссудам, полученным и освоенным на “приобретение товарно-материальных ценностей и проведение ремонтных работ”. На 1 января 2013 года он составлял более 2 миллиардов 527 миллионов сомов.

Как набежала эта сумма? В 2004 году, например, “Электрические станции” получили по кредиту от Международной ассоциации развития (МАР) всевозможное оборудование – на “реконструкцию систем энергоснабжения и центрального отопления”. В результате чего остались должны этой международной организации более 373 миллионов сомов.

Через восемь лет (!) – в апреле 2013 года – аудиторы Счётной палаты КР с удивлением обнаружили на складах Бишкекской ТЭЦ те самые “товарно-материальные ценности”, которые энергетики должны были использовать на ту самую реконструкцию. А именно – огромное количество стальных труб разного диаметра, листовую сталь, всевозможные вентили, клапаны, двигатели для дымососов. Всего на сумму 64 миллиона 347 тысяч сомов. Всё это было завезено на ТЭЦ ещё в 2004 году, да так и валялось без всякой пользы.

Активно “осваивая” другие два кредита от МАР, именуемые “Срочная помощь энергетическому сектору” (один кредит – на 11 миллионов долларов, другой – на 4 миллиона долларов),  ОАО “Электрические станции” в 2009-2011 годах тоже накупило разного добра для реабилитации Бишкекской ТЭЦ. И большая его часть, как убедились аудиторы Счётной палаты, так в течение 4 лет и пролежала на складах без использования. Ничего себе – “срочная помощь”… А денежки-то заграничные потрачены. И их предстоит возвращать – на 1 января 2013 г. задолженность “Электрических станций” по этим кредитам составляла 691 миллион 995 тысяч сомов.

Кроме того, в шести филиалах ОАО “Северэлектро” (в т.ч. на Бишкекской и Ошской ТЭЦ, а также на гидроэлектростанциях) аудиторы обнаружили “неликвидные товарно-материальные ценности” (а точнее, уже не “ценности”, а непригодное для использования барахло), за которые в своё время уплачены были огромные деньги – в общей сложности 94 с половиной миллиона сомов.

Вывод Счётной палаты: швыряя иностранные кредиты направо и налево на приобретение материалов, которые потом годами ржавеют на складах, ОАО “Электрические станции” при этом так и не достигло главной цели – обновления и капитального ремонта своего оборудования. “Эффективное использование привлекаемых средств не обеспечивается“, – констатировали аудиторы.

Материалы аудита по этим нарушениям Счётная палата в марте прошлого года направила в Государственный комитет национальной безопасности КР. Финал этой истории неизвестен.

Весьма мутными оказались и огромные расходы “Электрических станций” на закупку угля для Бишкекской и Ошской ТЭЦ.

Для успешного прохождения отопительных сезонов 2008-2009-х и 2009-2010 годов эта компания получала солидную государственную поддержку. Из дырявого бюджета Кыргызстана “Электрическим станциям” выделяли ссуды в 8 миллионов долларов, в 100 и 400 миллионов сомов, а также бюджетные кредиты на 170 и 500 миллионов сомов.

Чтобы проверить, насколько эффективно эти деньги использовали энергетики, Счётная палата изучила систему списания угля. И пришла к шокирующему выводу: на Бишкекской ТЭЦ “сложилась система бесконтрольного списания топлива”. Поскольку, как выяснилось, невозможно проверить – действительно ли для выработки тепловой и электрической энергии нужно было столько угля, сколько энергетики списали? Нет, оказалось, у энергетиков обоснованных нормативов на сей счёт.

Взвесив остатки угля на ТЭЦ, аудиторы ещё больше усомнились в цифрах, которые показывают энергетики. Излишками угля, обнаруженными ими, можно было заполнить 120 вагонов, а их стоимость составила 15 миллионов 266 тысяч сомов. И это – в летнее время, когда на складах остаётся самый минимум угля.

Кто же за счёт бюджета “заработал” на поставках лишнего угля, в котором, получается, энергетики не нуждались? Ответ на этот вопрос должна была дать Антикоррупционная служба ГКНБ и Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, куда в конце прошлого года Счётная палата направила материалы своего аудита. Ответа до сих пор нет.

Случались, впрочем, на Бишкекской ТЭЦ истории с углём и совсем уж детективные. В конце 2010 года, судя по документам, ТЭЦ получила более 10 тысяч тонн угля с участка “Ак-Моло-2” Каратутского месторождения (Джалал-Абадская область). А вот Счётная палата в ходе аудита выявила нечто любопытное – добыча угля с этого участка вообще не производилась, ибо он к тому времени был заморожен! И поставка этой партии угля, получается, была фиктивной. Тем не менее, уголёк, существовавший лишь на бумаге, на ТЭЦ якобы сожгли и списали. А может, сожгли какой-то другой уголёк. Это должна была выяснить финполиция, куда аудиторы передали материал. Выяснила ли? Неизвестно.

К слову говоря, на 1 января 2013 г. долг ОАО “Электрические станции” перед кыргызским государством за все эти бюджетные ссуды, кредиты и займы (часть которых потрачена была весьма сомнительным образом, если не сказать хуже) составил более 365 миллионов 483 тысяч сомов.

Вывод из всех этих фактов Счётная палата сделала вполне логичный: “Отсутствует эффективное управление финансами как со стороны Министерства энергетики, так и со стороны основного акционера ОАО “Электрические станции” – государства в лице Фонда по управлению госимуществом КР”.

Добавим: так, может, Министерству энергетики и промышленности КР (в очередной раз стенающему по поводу нехватки денег) стоит начать с себя – и научиться хотя бы этими самыми деньгами управлять? Вместо того чтобы вешать свои проблемы на шею десятков тысяч потребителей электроэнергии!

К месту будет напомнить: нынешний глава Минэнерго Осмонбек Артыкбаев уже один раз занимал этот пост – с апреля 2010 года по январь 2011-го. И в тот период тоже творились финансовые безобразия, выявленные Счётной палатой.

Камбаратинская ГЭС-2: больше миллиарда сомов при её строительстве потрачены впустую. При одном взрыве для сооружения плотины (на фото справа) на воздух выбросили “лишние” 347,5 млн сомов. Притом что взрыв был неудачным.

КОТУ ПОД ХВОСТ…

Распределительным компаниям – “Северэлектро”, “Ошэлектро”, “Джалал-Абадэлектро” и “Востокэлектро” – в начале 2002 года в наследство от “Кыргызэнерго” достался долг по иностранным кредитам и займам общей суммой 248 миллионов 586 тысяч сомов. К началу 2013 года он вырос до 1 миллиарда 516 миллионов 301 тысячи сомов.

На что же эти колоссальные деньги были потрачены?

Много на что. Но Счётная палата КР обратила особое внимание на некоторые проекты.

“Оказание чрезвычайной помощи” – так назывался проект, под который в марте 2011 года Международная ассоциация развития (МАР) выдала Кыргызстану кредит сроком на 20 лет. Суммы разные, но, в общем, неплохие достались каждой из распредкомпаний: ОАО “Востокэлектро” – более 303 тысяч долларов, “Ошэлектро” – 5 миллионов 240 тысяч долларов, “Северэлектро” – более 385 тысяч долларов, “Джалал-Абадэлектро” – более 3 миллионов 772 тысяч долларов.

Что было дальше, вы, наверное, уже и сами догадались. “Результаты аудита эффективности использования кредитных средств по проекту “Оказание чрезвычайной помощи” показали, что эффективное использование привлекаемых средств не было обеспечено”, – в который уж раз констатирует Счётная палата.

Вот, например, тендер на поставку железобетонных опор акционерному обществу “Востокэлектро” (а тендеры проводила так называемая “объединённая группа реализации проектов”, сидевшая в Минэнерго) выиграло некое ОсОО “АрехКом”. Которое, как выяснила Счётная палата, “не имело квалификационную репутацию на рынке изготовления железобетонных опор”. Между тем  известные и проверенные кыргызстанские заводы – такие как токмакское ОАО “Железобетон”, Бишкекский железобетонный комбинат – упомянутая “группа реализации проектов” на тендер почему-то даже не пригласила.

Кому принадлежит компания “АрехКом”, неизвестно. Её названия нам не удалось отыскать даже в базе данных юридических лиц на интернет-сайте Министерства юстиции КР. Последствия же “осваивания” этой компанией иностранного кредита оказались весьма плачевными.

В январе 2013 года ОАО “Востокэлектро” заключило с ОсОО “АрехКом” контракт, по которому эта фирма поставила в энергокомпанию 300 штук железобетонных опор на сумму более 4 миллионов 199 тысяч сомов. Все они оказались непригодными к эксплуатации. Испытание этих опор, проведённое в лаборатории Госагентства архитектуры и строительства, показало, что они “не удовлетворяют требованиям ни по прочности, ни по трещиностойкости”.

Заменить негодные опоры на качественные ОсОО “АрехКом” отказалось. “Востокэлектро” подало на него в суд. А Счётная палата в свою очередь в конце 2013 года передала материалы аудита в Антикоррупционную службу ГКНБ. Финал, опять же, неизвестен.

Может, после этой публикации все вышеупомянутые правоохранительные органы сообщат нашей газете, кто же понёс ответственность за выявленные махинации в энергетике?

В рамках другого проекта МАР – “Реконструкция сетей электроснабжения и центрального отопления” – всё то же ОАО “Востокэлектро” получило от китайской компании “Шанхай Джи Ви Ап Пауэр Электроникс Ко ЛТД” однофазные и трёхфазные счётчики и мобильную автомашину-лабораторию 1995 года выпуска – на общую сумму более 505 тысяч 369 SDR. (Это – искусственное платёжное средство, используемое Международным валютным фондом. По нынешнему курсу эта сумма равнозначна примерно 333 с половиной тысячам долларов США.)

Эти счётчики были установлены в городах Караколе и Нарыне. Ожидаемых результатов, по заключению Счётной палаты, они не дали – потери электроэнергии остались высокими даже по сравнению с участками, где стоят старые счётчики. Более того – 446 новых счётчиков уже после окончания проекта вышли из строя. Их приходится ремонтировать сотрудникам “Востокэлектро”, потому что ремонт или обмен дефектных счётчиков поставщиками почему-то не был предусмотрен в контракте с китайцами. А не подлежащие ремонту счётчики пришлось списать.

Нарушения процедур государственных закупок, – делает неутешительный вывод Счётная палата, – носят систематический характер, что отражает отсутствие системной работы по планированию и контролю закупок со стороны министерства (Минэнерго. – Примеч. авт.). Сами причины, порождающие риски коррупции и мошенничества при проведении государственных закупок в энергосекторе, не искореняются, а принимаемые меры не приносят желательного результата, так как работа ведётся уже со следствием этих причин”.

Итак, сотни тысяч, миллионы, десятки и сотни миллионов сомов потрачены впустую, не принеся никакой пользы. А кредиты предстоит отдавать ещё долгие годы.

По состоянию на 1 января 2013 года общая задолженность (в основном перед международными донорами) всех шести кыргызстанских энергокомпаний составила 25 миллиардов 898 миллионов 700 тысяч сомов. За эти деньжищи, думается, энергосистему Кыргызстана можно было превратить в конфетку.

А кто же будет этот долг донорам возвращать? Энергокомпании? Да нет, государство. Поскольку в каждом из этих шести ОАО 80 процентов акций принадлежит государству в лице Фонда по управлению госимуществом, ещё 13 процентов акций – Социальному фонду КР и лишь 7 процентов – частным юридическим и физическим лицам.

То есть фактически расплачиваться предстоит всем нам – налогоплательщикам. И расплачиваться непонятно за что. Из-за бездарного управления отраслью.

Вот диагноз, поставленный Счётной палатой этим с позволения сказать управленцам: “Установленные недостатки и нарушения… являются результатом слабого управления или даже отсутствия надлежащего управления со стороны основного акционера и высшего органа управления энергокомпаниями – в лице Фонда государственного имущества КР, на мнение которого полагается государство. Протоколы собраний акционеров являются свидетельством того, что основной собственник энергокомпаний не обладает пониманием проблем в энергосекторе… Надо отметить отсутствие инициативы со стороны самих энергокомпаний в создании эффективной системы по управлению расходами… При этом ответственность за отрицательные последствия не несут ни орган управления, ни регулятивный орган – Министерство энергетики и промышленности КР”.  

Слово “бездарный” Счётная палата деликатно не употребляет. Как не добавляет ещё одно определение – преступный.

Вадим НОЧЁВКИН


ПОСЛЕ  ПУБЛИКАЦИИ


впервые  в  Кыргызстане:

ПОДАН  ИСК ОБ  ОТМЕНЕ  ТАРИФА  НА  СВЕТ

В минувший вторник, 16 сентября, руководитель юридической компании “Вектор права” Улукбек Аширбеков подал в Бишкекский межрайонный суд по экономическим и административным делам исковое заявление об отмене незаконного приказа № 20 Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Минэнергопроме КР от 14 августа 2014 г. “О тарифах на электрическую энергию”.

Именно этим приказом, напомним, в Кыргызстане с 1 сентября чиновники повысили тариф с 70 до 120 тыйынов за киловатт-час лишь для одной категории бытовых потребителей электроэнергии – обладателей трёхфазок. То, что сделано это было незаконно, наша газета вместе с юристом Улукбеком Аширбековым убедительно доказала в статье “Атака на трёхфазников: сколько раз чиновники нарушили закон“, опубликованной в прошлом номере “Дело №…” (и с нашей позицией, кстати, солидарны признанные юристы республики). Среди нарушенных законодательных актов – законы “Об энергетике” и “Об электроэнергетике” и, наконец, Конституция КР.

Просто поразительно, насколько бесконтрольными чувствуют себя энергочиновники, даже не считающие нужным облекать свои решения хотя бы в мало-мальски законную форму. Видимо, считают, что “и так сойдёт”. После нашей публикации, как редакции стало известно, в Министерстве энергетики и промышленности поднялся большой переполох. Но самый разумный выход – взять да и отменить незаконный приказ – в этом ведомстве почему-то никому не пришёл в голову.

По словам юриста У. Аширбекова, уже в ближайшие дни в Бишкекском межрайонном суде должны назначить дату начала судебного процесса. Такого рода дела в этом суде обычно рассматривают в течение месяца.

Другие граждане (а в эти дни в редакцию поступает немало звонков от потребителей, желающих судиться с энергочиновниками), по словам У. Аширбекова, тоже могут обратиться с подобными исками в суд. Эти иски будут объединены в одно производство. Кстати, юридическая компания “Вектор права” готова оказать таким гражданам правовую помощь. Обращаться можно по телефонам: (0312) 32-50-12 и (0559) 00-50-73.


звонок в редакцию:

А ВЕДЬ И ДРУГИЕ ЗАКОНЫ НАРУШЕНЫ!

– Жаль, вы не упомянули в своей статье ещё некоторые нарушения законодательства, которые были допущены при повышении тарифа, – с таким “упрёком” в нашу редакцию позвонил Николай Кравцов, известный эксперт в области энергетики, член наблюдательного совета при Минэнергопроме. – Госдепартамент по регулированию ТЭК в своём приказе ссылается на июньское постановление правительства “О среднесрочной тарифной политике на 2014-2017 годы”. Но закон, возлагающий обязанность устанавливать тарифы на правительство (после того, как эту обязанность скинул с себя парламент), начал действовать с 3 августа. Раньше этого срока правительство не имело права издавать какие-либо постановления по поводу тарифов.

Получается, первым закон нарушило правительство, за ним “автоматом” нарушение допустил госдепартамент.

И ещё – относительно отключения трёхфазок от отопления. Статья 6 Конституции Кыргызстана говорит однозначно: “Закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет”. Эта же норма продублирована и в Законе “О нормативных правовых актах”. Две эти нормы в полной мере относятся и к трёхфазникам. На потребителя, уже подключённого к отоплению, закон запрещает возлагать новые обязанности: “Нельзя использовать три фазы на отопление”. Если уж на то пошло, нельзя подключать к отоплению новых абонентов, а “старых” трогать уже нельзя, – объясняет эксперт Николай Лукьянович Кравцов.

Что же, спасибо за новую информацию – в т.ч. от наших читателей.


И  министр  соцобеспечения  уже готов  рулить  энергетикой…

Среди представителей уязвимых слоёв населения обычно не бывает пользователей трёхфазных вводов. Об этом агентству “Кабар” сообщил министр социального развития Кыргызстана Кудайберген Базарбаев.

По его словам, в настоящее время по республике проводится мониторинг таких семей, чтобы вычислить, какое количество является абонентами трёхфазного ввода.

“До 1 октября будем мониторить, потом уже, когда выясним, сколько среди них трёхфазников, уже будем принимать индивидуальные меры в их отношении”, – отметил К.Базарбаев.

Не слишком ли много модераторов развелось в Кыргызстане?

Оставьте комментарий