Главное:

Кыргызская мама высокой квалификации

02.10.2018
Просмотров: 332

В Кыргызстане изменят подход к подготовке профессиональных родителей.

За помощью в организации обучения семейных пар обращению с приёмными детьми Министерство социального развития КР обратилось к международным экспертам. Они, используя накопленный другими странами опыт, постараются выработать для Кыргызстана собственную модель фостерной семьи. Специалисты уже прибыли в Бишкек и ознакомились с действующим законодательством по защите прав детей, а также пообщались с приёмными родителями, сообщает «Российская газета».

Четыре года назад в республике стали активно поднимать тему оптимизации детских домов и интернатов и тогда же заговорили о создании института приёмной (фостерной) семьи. Начиная с 2014 года 47 семейных пар прошли специальное обучение тому, как правильно обращаться с приёмными детьми, но лишь 10 смогли взять их на воспитание.

Тогда средства на организацию подобных школ «материнства» были выделены международными организациями. Правительство страны на поддержку приёмных родителей ежегодно закладывает в бюджет 2,6 миллиона сомов. В общей сложности на содержание каждого ребёнка в фостерной семье тратится из бюджета 6 тысяч сомов в месяц. Кроме того, за счёт государства покрываются затраты на приобретение одежды, обуви, школьных принадлежностей.

– К каждому приёмному ребёнку должен быть свой подход, – считает фостерная мама Айнагуль Чалгынбаева. – Родителям прежде всего надо быть готовым к тому, что проблем будет много, и понимать, что забота о маленьком приёмыше – это большая ответственность. Представьте, что в вашем доме появился ребёнок, который за свою короткую жизнь уже натерпелся боли и обид. Он боится всего, никому не доверяет, часто плачет. Это выдержать сложно, я по себе знаю.

Справиться с трудностями Айнагуль помогло педагогическое образование. Она долгое время работала воспитателем в детском саду. В 2016 году они с мужем Узаком взяли на воспитание десятилетнего мальчика по имени Бекберди. Родной сын Айнагуль Кудайберди на удивление быстро подружился с новоиспечённым братом, и сейчас их водой не разольёшь.

На этом семейство не остановилось. Айнагуль всё время хотела иметь дочь и когда узнала, что в одном из детдомов есть пятилетняя Фатима, мать которой лишили родительских прав, забрала её к себе. Ещё год спустя порог перешагнул трёхлетний Бактияр. В общей сложности семья воспитала семерых приёмных детей. Некоторые вернулись к родным, а кто-то ещё живёт со своей эже– так уважительно дети называют Айнагуль.

Почему не получилось

К сожалению, таких положительных примеров немного. К примеру, в Иссык-Атинском районе Чуйской области были три фостерных семьи, а на сегодня осталась лишь одна.

Главная проблема, с которой сталкиваются приёмные родители, – здоровье ребёнка из неблагополучной семьи. Бывают случаи, что дети имеют отклонения в развитии и страдают скрытыми формами серьёзных заболеваний. И тогда перед семьёй встаёт дилемма – либо отказаться от маленького приёмыша, либо начать лечить. Но во втором случае шестью тысячами государственных сомов не обойтись.

– Случается и так, что ребёнок может быть излишне коммуникабельным, – отмечает детский психолог Евгения Ким. – У него появится навязчивое желание угождать, заискивать и даже льстить. Не стану скрывать, что родители при воспитании чужих детей сталкиваются с различными проблемами, поэтому первые месяцы существования фостерной семьи чрезвычайно важны и определяют многое для всех её членов. Как правило, приёмные дети – выходцы из неблагополучных семей, изъятые из-за алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей. Решение принять ребёнка на воспитание в семью должно приниматься ответственно, с учётом возможных трудностей, обдуманно, взвешенно, а не под влиянием эмоций.

Ещё одна трудность – асоциальное или агрессивное поведение приёмыша. Причём оно не обязательно возникает сразу, а может быть спровоцировано неприятием нового образа жизни или школой, одноклассниками и, конечно же, конфликтами с родными детьми принимающих родителей.

И все же самой главной проблемой детские психологи называют отсутствие доверия к окружающим, боязнь того, что взрослые снова предадут и бросят. Долгое время ребёнок может быть замкнутым и настороженным, и тут всё будет зависеть от внимания и терпения приёмных родителей.

Кстати сказать, финансовая составляющая тоже может быть одной из причин того, что институт фостерной семьи не развивается в республике. Жизнь дорожает, и шести тысяч сомов, выделяемых государством, сегодня явно недостаточно.

Сколько, кому и что

В Министерстве социального развития КР разработали новое положение о фостерной семье, которое вскоре направят на утверждение в правительство страны.

По информации главного специалиста управления социальной защиты семей Минсоцразвития Кыргызстана Гульзины Бообековой, с 2014 по 2017 год в фостерных семьях воспитывались 80 детишек, которые потом воссоединились со своими биологическими родителями. На сегодня в приёмных семьях остаются 13 детей.

– В прошлом году в Бишкеке и Оше при городских управлениях социальной защиты открылись два отдела по позитивному воспитанию, – рассказала Гульзина Бообекова. – Что же касается финансирования, предусмотрено увеличение выделяемых средств на содержание приёмных детей в фостерных семьях.

При разработке положения, по её словам, учитывались все ошибки, допущенные четыре года назад.


Комментарий

Анна Палий, международный эксперт по развитию социальных услуг и защите детей:

«Главное, что надо чётко усвоить: подыскивается не ребёнок для семьи, а семья для ребёнка. Те семейные пары, которые решили взять на воспитание приёмного ребёнка, должны осознавать, что фостерная семья – это альтернатива пребыванию несовершеннолетнего в учреждениях интернатного типа. Важно также понимать, что воспитание детей в приёмных семьях – это работа и выполнять её должны профессионалы. Имеются определённые риски, и необходимы определённые навыки».


Мнение

Назгуль Турдубекова, глава Лиги защитников прав ребёнка:

«На содержание одного ребёнка в интернате государство выделяет 14 тысяч сомов в месяц. Большая часть денег – около 70 процентов – идёт на зарплату сотрудникам и содержание зданий, и только 30 процентов остаётся на ребёнка. С учётом того что в одном учреждении находится более ста детей, объект в год из бюджета получает до 14 миллионов сомов. Налицо неэффективное использование государственных средств, направляемых для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Источник

Оставьте комментарий