Главное:
Новая фамилия – новая жизнь? (Ноябрь 20, 2018 1:45 пп)
Либо зарплата, либо пенсия (Ноябрь 16, 2018 4:59 пп)
Америка на войны не скупится (Ноябрь 16, 2018 10:10 дп)
Послы-бездельники? (Ноябрь 16, 2018 10:04 дп)

КЫРГЫЗСТАН ЗАГОНЯЮТ В УГОЛ…

20.06.2014
Просмотров: 3

  

И тем самым подталкивают к ответным мерам – самым радикальным.

Кыргызстан сделал уже всё возможное и даже невозможное, чтобы решить газовую проблему на юге страны. Исчерпаны все дипломатические и просто человеческие и соседские приёмы для мирного решения вопроса. Теперь остаются только кардинальные меры.

Разногласия, возникшие с руководством Узбекистана, кыргызская власть дипломатично старается не афишировать. Но то, что ситуация зашла в тупик, видно даже из последних высказываний президента Атамбаева. Он предлагает перевести юг республики с природного газа на сжиженный газ. На это пойдёт часть гранта в 30 миллионов долларов, который Россия выделяет Ошу и Ошской области. На встрече с министром финансов КР Ольгой Лавровой, состоявшейся в минувший понедельник,16 июня, Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что эти деньги должны быть потрачены строго по назначению и эффективно.

Всё,  короче,  очень   и очень серьёзно.

Зададимся вопросом: в чём истинная причина упрямства нашего соседа-Узбекистана и его главы – президента Каримова?

Сегодняшний газовый кризис – явление не новое. Это – нить, тянущаяся из клубка проблем, который в кыргызско-узбекских отношениях закручивался все последние два десятка лет. Причём большинство из этих проблем так и не нашло своего решения. Почему? Не в последнюю очередь потому, что Узбекистан привык выстраивать свои отношения с Кыргызстаном с позиции ультиматумов.

Нынешняя газовая блокада – это уже проверенный и апробированный Узбекистаном рычаг давления на Кыргызстан. Нетрудно спрогнозировать, какие методы шантажа Ташкент может использовать ещё – причём в самое ближайшее время.

Он начнёт раскачивать на международном уровне региональные водноэнергетические вопросы – то есть потребует, чтобы мировое сообщество начало давить на Кыргызстан с целью заставить нашу страну отказаться от строительства гидроэлектростанций.

Ташкент может выйти из Объединённого энергетического кольца Центральной Азии. В результате север Кыргызстана окажется без электричества – ведь строительство спасительной для Кыргызстана линии электропередачи “Датка-Кемин” ещё не закончено.

Узбекистан может стянуть свои войска к границе под разными предлогами (включая “защиту от террористов”), ужесточить режим на пограничных и таможенных постах. Узбекские пограничники могут начать перекрывать “кислород” кыргызстанцам, запрещая им торговать или навещать родственников на своих приграничных территориях.

Всё это уже делалось не раз.

Странным образом вдруг начнут вспыхивать один за другим пограничные инциденты – особенно на границах узбекских анклавов. Возможно даже со стрельбой и человеческими жертвами. Эти инциденты будут муссироваться в мировых СМИ в весьма невыгодном для кыргызской стороны свете.

Узбекистан, наконец, может даже заблокировать работу аэропорта города Оша. Дело в том, что лайнеры при совершении посадки в этом аэропорту или взлёте с него вынуждены пролетать через воздушное пространство Узбекистана. Нет сомнений, что этот козырь узбекская сторона рано или поздно из своего рукава вытащит.

Чего же хочет Ташкент от официального Бишкека?

Ради чего создаёт нам проблемы буквально на ровном месте?

Вопросы с поставками природного газа, как выясняется, здесь совсем ни при чём. Узбекская сторона не смогла сформулировать суть своих претензий по газовому вопросу даже делегации “Газпрома”, пытавшейся провести с ней переговоры в конце мая.

Узбекистан хочет совсем другое…

Он хочет ускорить подписание Договора о кыргызско-узбекской границе на ВЫГОДНЫХ ДЛЯ СЕБЯ УСЛОВИЯХ. Ташкент хочет, в частности, получить коридор в Сох – то есть, по сути, соединить этот анклав с основной своей территорией. Разумеется, за счёт территории Кыргызстана.

Ташкент хочет, чтобы Кыргызстан отказался от планов строительства Камбар-Атинских ГЭС и тем самым распрощался с мечтой о развитии своей энергетики. Ташкент вообще хочет диктовать Кыргызстану, а заодно Таджикистану, какие гидротехнические сооружения они могут, а какие не могут строить на трансграничных реках – ради этого Узбекистан рвётся председательствовать в Международном фонде спасения Арала.

Ещё Узбекистан хочет, чтобы Кыргызстан даже не думал о возвращении объектов, которые находятся на кыргызской (!) территории, но со времён СССР эксплуатируются узбекской стороной. В частности, Орто-Токойского (Касансайского) водохранилища и подземного газохранилища “Северный Сох”.

То есть, если называть вещи своими именами, шантажируя Кыргызстан с помощью газового крана (другие рычаги ещё не задействованы), Узбекистан хочет, чтобы сосед пожертвовал частью своего суверенитета.

Ведь суверенитет – это прежде всего способность государства принимать самостоятельные решения.

И никаких компромиссов Узбекистан, как видно, не признаёт.

Что остаётся делать загнанному в тиски Кыргызстану? Только думать об ответных мерах.

И мерах, как уже говорилось, кардинальных.

У Кыргызстана тоже есть рычаги воздействия на Узбекистан. Один из главных – поливная вода.

Кыргызстан может, во-первых, перекрыть водный поток в Большой Наманганский канал, который берёт своё начало в Уч-Курганской ГЭС (Джалал-Абадская область).

К слову говоря, на этот шаг кыргызская сторона уже шла в 2000 году, когда Узбекистан точно так же перекрывал газ на полтора месяца. Через два дня после того, как вода перестала поступать на наманганские поля, узбекская делегация приехала на переговоры.

Есть ещё канал “Савай”, большая часть воды из которого орошает приграничные населённые пункты Андижанской области. Кыргызстан имеет возможность направить эту воду в русло другого канала – “Шахринсай”.

У Кыргызстана есть возможность отключить от природного газа 27 тысяч абонентов в узбекском анклаве Сох. А кроме того, создать соседям транспортные проблемы.

По территории Аксыйского района Джалал-Абадской области проходит железнодорожная ветка протяжённостью 1,3 километра, соединяющая города Андижан и Наманган с другими населёнными пунктами Ферганской долины. По этой ветке ежедневно совершают два рейса пассажирские составы, следующие по маршруту Андижан-Коканд, и один рейс – грузовой состав.

Узбекская фирма “Абу-Сахи” по территории Кыргызстана осуществляет транзит грузов из Китая в Узбекистан – через кыргызский КПП “Достук” в Ошской области. Насколько известно, эта фирма контролируется высокопоставленными узбекскими чиновниками – раньше, в частности, она принадлежала дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. Словом, эта фирма так и просится под кыргызские санкции – точно такие же, какими увлекаются США и Евросоюз в отношении России.

А на Иссык-Куле есть узбекские пансионаты. Которым при желании можно тоже создать большие проблемы. Какие именно – это чиновникам Узбекистана объяснять не нужно, они сами эти проблемы чужому бизнесу создавать умеют.

Все эти меры – вещь, конечно же, ужасно неприятная и болезненная. Но какой выбор узбекские власти оставляют Кыргызстану?

Тактика, которую избрал сегодня официальный Ташкент, – это, по сути, ПОДРЫВНАЯ РАБОТА против Кыргызстана. Работа, направленная на то, чтобы взорвать нашу страну изнутри.

Для чего это нужно Исламу Каримову – непонятно.

Понятно лишь то, что Узбекистан сегодня оказался в компании других государств мира, принимающих решения, абсолютно невыгодные не только для соседей, но и для самих себя. А выгодные лишь стране, находящейся на другом конце планеты, – Соединённым Штатам Америки.

Мы же говорили, просто так они из “Манаса” не уйдут.

Артур ИСАЕВ
 


Подземное  газохранилище  и  месторождение
Северный Сох, откуда узбеки ещё с советских времён качают кыргызский  газ.  На  каком,  спрашивается,  основании?!

Орто-Токойское  водохранилище,  которое  жители
Ала-Букинского  района  Джалал-Абадской  области  давно
уже  требуют  вернуть  Кыргызстану.

А  это – иссык-кульский  пансионат  “Рохат-НБУ”, принадлежащий  Национальному  банку  Узбекистана,  где любят  отдыхать  наши  соседи,  пользуясь  кыргызским гостеприимством.

Оставьте комментарий