Главное:
Афиша на выходные в Бишкеке (Январь 18, 2019 1:27 пп)
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

“Кырк чоро”: перегиб с патриотизмом

11.02.2015
Просмотров: 37

Сколько их всего, доморощенных кыргызских робингудов? Только ли сорок – или гораздо больше?

“В течение 20 лет в совокупное сознание общества внедряли психологическую установку-“вирус”, что якобы некие неправительственные и некоммерческие организации (НПО и НКО) действуют от лица общества и в общественных интересах.

Между тем подавляющее их большинство действует будучи инструктированными иностранными социологическими и политическими институтами, причём за деньги. Эти структуры активно поднимают и обсуждают вопросы внутренней и внешней политики нашей страны. Вопросы сексуального просвещения в школе, причём с уклоном толерантного отношения к однополым связям, прекрасно осознавая, что это чуждо менталитету подавляющего числа населения страны.

Считаем, что нам нет необходимости принимать чужие жизненные ценности, потому что наш народ располагает в достатке своими издревле. Мы руководствуемся совершенно иными принципами и жизненными ценностями, направленными на сохранение единства всей нации, включая представителей других национальностей, проживающих на территории нашей страны”.

Хорошо сказано? Правильно? Ещё бы! Под этими словами с удовольствием подпишется то самое “подавляющее число населения страны”, от имени которого выступают представители организации под названием “Кыргыз чоролору”, более известной как “Кырк чоро”.

Что, действительно, в наше смутное время в нашем разлагающемся обществе может быть благороднее, чем борьба за народное единство, за истинные человеческие ценности? Потому и рукоплещет “сорока витязям” не вдающаяся в подробности молодёжь, называет их “детищем народа” и чуть ли не санитарами общества.

“Мы не верим правоохранительным органам, судам. Движение набирает обороты, уже есть первые результаты, насильников берут на ТАШБАРАН! Скоро коррупционеры будут казнены на площади “АЛА-ТОО”! В каждом населённом пункте уже идёт становление дружин “КЫРК ЧОРО!” Только они могут навести порядок в стране! Замир Кочорбаев, выполни свою миссию до конца, народ верит в тебя! Надо этому движению дать юридический статус и полномочия! Око за око, зуб за зуб!”.

Под эти восторженные возгласы (едва уловимо напоминающие что-то вроде “Слава Украине!” – “Героям слава!” или, к примеру, “Хайль Гитлер!” – “Зиг хайль!”) “витязи” шествуют по Кыргызстану, отмечаясь набегами на сауны и караоке-клубы, давая пресс-конференции, где демонстративно отказываются говорить по-русски. Вы (русскоязычные), дескать, живёте на нашей земле, едите наш хлеб – так извольте разговаривать на кыргызском!

странное  понятие  единства

“Кырк чоро” – образ из эпоса “Манас”. В эпосе это – дружина из сорока витязей, служащих великодушному Манасу, символ воинской доблести, бесстрашия, отваги на поле брани. С другой стороны, эти батыры, хотя каждый из них связан многими нитями со своим родом и племенем, – тем не менее члены единой дружной семьи Манаса.

Манас же совершенно недвусмысленно наставляет своих соратников: свободы и мира (чего так жаждал каждый кыргыз) невозможно добиться без единства и согласия всего народа…

8 августа 2010 года (через четыре месяца после апрельской революции) в бишкекском ресторане “Дасмия” собралась группа джигитов. По одному представителю от сорока кыргызских племён. И все сорок отправились на Алтай – место рождения великого Манаса.

Познакомились там с алтайскими кыргызами. Увидели, как безответственно те относятся к своей культуре, к своему языку, своей истории. И сорок джигитов-наблюдателей пришли к выводу, что и народ Кыргызстана постигнет та же печальная участь, если не начать срочно принимать максимально решительные меры. Вернувшись в Кыргызстан, один из джигитов, Замир Кочорбаев, инициировал создание общества “Кырк чоро”.

И подписал, кстати, по его словам, меморандум “о взаимопонимании” с МВД, ГКНБ и Генпрокуратурой. Этим меморандумом члены “Кырк чоро” теперь и козыряют. Мы, дескать, действуем от имени и по поручению правоохранительных органов, которые сами с ситуацией в стране не справляются.

Никто извне организацию, опять же по словам её лидера, не финансирует. “На мелкие дела, – говорит З.Кочорбаев, – мы собираем деньги вскладчину из своих семейных бюджетов. Не требуется больших денег. Мы работаем не за зарплату, только из патриотизма. Если требуются средства на дальние поездки, то собираем все вместе. Питание тоже оплачиваем сами”.

На какие же такие “мелкие дела” приходится скидываться “витязям”?

В Интернете гуляет интересный видеоролик. Посреди ночи в некое увеселительное заведение (которых в Кыргызстане пруд пруди) врываются мужики в белых кыргызских калпаках. Юношами их не назовёшь. Каждому не меньше тридцати лет. А есть среди них и пятидесятилетние. По-хозяйски наводят там “порядок”, жёстко разбираясь с посетителями-китайцами и обнаруженными там же местными девушками.

Очень похоже на “мини-фильмы” о том, как в России молодые кыргызские мужики-“патриоты” “воспитывают” своих соотечественниц, “осмелившихся” появиться на улице в сопровождении иноверца. Такими видео тоже до недавнего времени были забиты просторы Интернета.

Одни и те же это джигиты, или “те” к “кыркчороевцам” отношения не имеют?  

Вопрос  интересный. Однако не самый интересный из всех возникающих по этому поводу вопросов. Есть и другие.

Если кто-то скажет, что притоны с проститутками – это хорошо, то я такому гражданину первая руки не подам. Так же как и тому, кто возразит против милицейского контроля этих заведений. Но именно милицейского, и именно в рамках закона! То, что делают “сорок витязей”, – чистой воды самоуправство. Это – во-первых.

Во-вторых, борются “кыркчороевцы”, как выясняется, отнюдь не с проститутками, а с пользующими их иностранцами. В данном случае – китайцами. Главная проблема, по мнению местных робингудов, в том, что НАШИ девушки за деньги отдаются НЕ НАШИМ мужикам.

“В Кыргызстане, – объясняет журналистам свою позицию Замир Кочорбаев, – живёт много наций. Мы ничего не говорим про другие нации. Мы ничего не говорим про узбеков, турок, русских, живущих в Кыргызстане. Мы говорим про иностранных граждан в Кыргызстане. Например, я не говорю, что в клубе были только кыргызские девушки. Нет, там были и уйгурки, и русские. Но все они – представительницы нашего государства. Здесь нельзя проводить деления. Например, вы дунганин? Нет проблем, включайтесь в “Кырк чоро”, будем работать вместе. Мы нуждаемся в дунганах, потому что язык схож с китайским”.

А дунгане, стало быть, “сорока витязям” нужны исключительно для того, чтобы популярно растолковать китайским гражданам их неправоту. Вы, дескать, господа китайцы,  приезжайте в Кыргызстан, работайте, инвестируйте. Но девушек наших – ни-ни! На девушек наших у нас другие планы.
Представители “Кырк чоро”, например, желают узаконить многожёнство. Чтоб девушки зря не пропадали. А вот многомужество – ни в коем случае, потому что это та же самая проституция.

Один из руководителей ОсОО “Кырк чоро” Замир Кочорбаев.

закон  –  как  они  его  понимают

Даже если действительно имеется меморандум о вашем “взаимопонимании” с правоохранительными органами, – задавали журналисты вопросы одному из лидеров “кыркчороевцев” З.Кочорбаеву, – разве меморандум выше закона? Разве вы вправе проводить такие рейды?

– Правильно, – отвечает, – закон стоит выше. Меморандум – документ о взаимопонимании. Но как граждане Кыргызстана мы обязаны помогать госорганам в рамках законов. Это наша забота о государстве и его будущем. Госорганы тоже заботятся о будущем государства. Поэтому мы обязаны помогать им и вне рамок меморандума.

Может, более эффективным было бы переговорить с владельцами тех объектов, чтобы не организовывали подобного, чем отлавливать занимающихся проституцией девушек?  

– На 100 процентов согласен с вами, потому что есть такой опыт. В Кара-Бууринском районе Таласской области гражданин курдской национальности открыл бордель. Местное население выступило с протестом и заставило закрыть притон, всё произошло на основе переговоров. Это эффективный метод. Что же касается столичных караоке-клубов, очень трудно выявить истинных владельцев. Мы не смогли выявить, например, кто стоит за караоке-клубом в “Таатане”. Китайцы говорят, что некто Болот. А Болотов много.

Значит, по логике “кыркчороевцев”, каждый, кто не смог кого-то найти и с кем-то договориться, обязан взять на себя карательные функции?

К слову, после набега “витязей” на караоке-клуб “Таатан” некоторые его посетители недосчитались сотовых телефонов. Совпадение? Или не такие уж “кыркчороевцы” честные и неподкупные бессребреники, как они о себе говорят?

И это ещё не всё. К явному самоуправству “витязей Манаса” примешивается ещё и такое же явное разжигание межнациональной розни. Это, пожалуй, пострашнее будет.

“Иностранцы должны жить только в гостиницах; квартиры сдавать в аренду только семейным; если в гостинице дорого, они должны снимать комнату в общежитии; присмотр за иностранными гражданами; кыргызам нужно разрешить многожёнство; все торговцы-уйгуры на “Мадине” должны быть заменены на кыргызов”.

Смахивает на бред не совсем психически здорового человека, не правда ли? А между тем это – цитата из “документа”, резолюции, подписанной на встрече лидеров “Кырк чоро” и представителей партии “Асаба”.

В мае 2013 года несколько мужчин в ак-калпаках (вспомним движение “белокепочников”) ни с того ни с сего ворвались на территорию кирпичного завода в селе Гроздь Аламединского района. Бить-крушить ничего не стали, однако заставили руководство и работников предъявить документы. На каком, простите, основании? А на том, что “проверяющие”, по их словам, – члены общественного объединения “Кыргыз чоролору” (в простонародье – “Кырк чоро”). Этим, по их мнению, всё сказано и всё им позволено. Они – “борцы за чистоту и единство нации”.

Тем же летом 2013 года незаконным и незапланированным проверкам подверглись ещё несколько кирпичных заводов Чуйской области. Главное, что интересует “кыркчороевцев”, – работают ли здесь иностранцы, есть ли у них визы и разрешения на работу.

Кто вы, “витязи”? Сотрудники миграционной службы? Ваше ли это дело – кошмарить иностранных рабочих?

Объяснение всё то же: раз, мол, правоохранительные органы не могут навести в стране порядок, то это вынуждены делать эти самопровозглашённые “воины справедливости”.

Весной прошлого года к кыргызскому правительству обратился директор ОсОО “Токмакский деловой нефтеперерабатывающий завод” Лю Цзянсянь. Его завод тоже посетили члены организации “Кырк чоро”: “Мы соблюдаем законодательство Кыргызстана и признаём проверки государственных уполномоченных органов, – посетовал китайскоподданный директор завода, – но это была незаконная проверка. Представители организации вели себя неадекватно, запугали многих рабочих, ходили по кабинетам, по территории, задавали странные вопросы”.

Неужели и на территории заводов с иностранными хозяевами “кыркчороевцы” надеялись найти притон с кыргызскими проститутками? А если нет – откуда такой живой интерес к иностранным компаниям? К рукам их, что ли, прибрать хочется – вместе с “уйгурским” рынком “Мадина”? Своё-то создавать нет желания, куда проще – отнять и поделить!

И давайте уж скажем, положа руку на сердце: откуда в Кыргызстане все беды? Что и кто виной тому, что народ нищает, преступность растёт, а этнические кыргызы вынуждены искать работу, денег и счастья где-то на чужбине? Разве китайцы в этом виноваты? А может, уйгуры или дунгане? А может, русские, которые якобы не хотят учить кыргызский язык? О том, что хотели бы, да не могут, и почему именно не могут – написано и сказано много, повторяться нет смысла.

Речь сейчас вот о чём: если все поголовно русские, проживающие здесь, заговорят по-кыргызски, из Кыргызстана уедут все китайцы, уйгуры уступят представителям титульной нации рынок “Мадина”, а местные проститутки будут ублажать только отечественных мужиков… Неужели “витязи Манаса” серьёзно верят, что жизнь в стране сразу наладится?!

Имя  им  –  легион?

Сколько их всего, доморощенных кыргызских робингудов? Только ли сорок – или гораздо больше? Их лидеры-координаторы в интервью журналистам называют примерную цифру – около пяти тысяч. Но эти данные, повторим, весьма и весьма приблизительные.


По словам того же Замира Кочорбаева, организация объединяет восемь региональных представительств в семи областях Кыргызстана и непосредственно в Бишкеке. “Мы существуем с 2010 года. У нас есть устав, свидетельство, печать, мы зарегистрированы в Минюсте. Участвовали в апрельской революции, охраняли “Белый дом” вместе с ДНД. Мы заключили меморандумы с ГКНБ, МВД и прокуратурой, министерствами, департаментами и аппаратом президента. В общем восемь-девять учреждений согласованно нам выделили в 2013 году офис в здании напротив “Илбирса” на проспекте Чуй. Помещение есть, но мы ничего не платим за его аренду”, – хвастается “витязь”.

По его словам получается, что занимающуюся самоуправством националистскую организацию поддерживают чуть ли не все поголовно власть имущие?!

А кто и не поддерживает, тот по крайней мере не препятствует её бурной деятельности?

Начальник управления ГУУР МВД полковник милиции Саламат Адылов на пресс-конференции заверил журналистов, что милиция осведомлена и о “Кырк чоро”, и обо всём, чем эта организация занимается. И никакого разрешения на рейды и проверки, само собой, милиция “кыркчороевцам” не давала.

“Они уведомляют правоохранительные органы обо всех своих рейдах. Мы сказали, что их действия незаконны. Я лично их вызвал и объяснил это. Сказал, что надо сначала доказать факт содержания притона и проделать определённую работу. Но они пошли сами”.

“Пошли сами”. А остановить, выходит, было некому?

Сотрудники ГКНБ признают, что в ноябре 2012 года действительно проводилась встреча представителей комитета и общественных объединений, в том числе и “Кырк чоро”. И по итогам этой встречи действительно подписан меморандум о противодействии коррупции. В документе, однако, нет ни слова о том, что “витязи” имеют право врываться на частную территорию и проводить какие бы то ни было проверки субъектов предпринимательства. Меморандум – это документ сугубо декларативного характера.

Генеральная прокуратура от “кыркчороевцев” тоже открестилась.

Выпустили, короче, джинна из бутылки? Не знают теперь, как его обратно загнать? Повелись на красивые слова о патриотизме и национальном самосознании?

А молодёжь тем временем от устного и письменного восхищения переходит к прямому следованию по пути, проложенному “сорока витязями”. В Караколе, например, один из местных депутатов (в прошлом, по слухам, член местной преступной группировки) сколотил “бригаду” борцов с проституцией. Тоже ездят, проверяют сауны. Прижимают предпринимателей, которые боятся обращаться в милицию.

Дело  возбудили.  Что  дальше?

Первомайское РУВД Бишкека на днях всё-таки возбудило в отношении ОсОО “Кырк чоро” уголовное дело по самоуправству.

23 января 2015 года “витязи” в ак-калпаках вломились в караоке-бар “Люкс”. Обошли все помещения в поисках иностранцев – никого не нашли, но сняли свой “рейд” на видео. Видео потом выложили в Интернет с комментариями, что за караоке-клубом здесь скрывается обыкновенный бордель.

Хозяйка клуба написала заявление в милицию.

“Уголовное дело возбуждено по факту самоуправства, – подтверждают в милиции. – Мы начали расследование. Сейчас следователи вызывают членов данной группировки по одному и допрашивают, чтобы выяснить, кто был там в тот день, а кто нет”.

Есть информация, что уголовное дело о самоуправстве будет возбуждено и по другому эпизоду с участием “кыркчороевцев”.

Чем закончится расследование этих уголовных дел? Как будут наказаны (и будут ли?) “витязи”, на пустом месте возомнившие себя полноправными вершителями правосудия? Этого никто предсказать не может.

А представители “Кырк чоро” между тем на очередной пресс-конференции заявили, что журналисты интернет-изданий распространяют о них неточную информацию. И потребовали извинений. “Они должны извиниться перед нами. Если нет, то мы будем решать, подавать в суд или что делать дальше”.

Исходя из методов их деятельности, в суд они подавать не будут. Им привычнее по-другому, в обход закона.

Эльмира АКУНОВА

Р.S. Координатор “Кырк-чоро” Замир Кочорбаев сообщил агентству АКИpress, что в регионах страны будут проведены протестные митинги в связи с тем, что правоохранительные органы не одобряют их рейды.


РЕАКЦИЯ  ВЛАСТЕЙ

Правоохранительные органы страны обязаны жёстко пресекать действия “Кырк чоро”.

Об этом говорится в заявлении аппарата президента КР.

Как сообщили ИА “24.kg” в пресс-службе главы государства, никаких связей между представителями аппарата президента КР и группой граждан, именующих себя общественным объединением “Кыргыз чоролору”, нет. “Тем более не может быть и речи о существовании каких-либо соглашений и меморандумов, якобы имеющихся между аппаратом президента и данным объединением”, – говорится в заявлении.

Руководство аппарата считает, что правоохранительные органы страны обязаны “жёстко пресекать подобные инциденты, когда отдельные лица пытаются подменять собой государственные органы, грубо нарушая существующие законы, а также права и свободы граждан КР”.

* * *

“В отношении членов “Кырк чоро” в ближайшее время будут приняты меры”, – заявил 2 февраля на пресс-конференции начальник ГУУР МВД КР Рафик Мамбеталиев.

По его словам, в отношении отдельных членов объединения возбуждены уголовные дела. “По происшествию в Свердловском районе (караоке-клуб “Таатан”) возбуждено уголовное дело в отношении трёх активистов. Ещё один факт рассматривается по Первомайскому району, когда “Кырк чоро” проверяли караоке-бар “Люкс”, – сказал Рафик Мамбеталиев.

На вопрос, будут ли приняты меры по поводу националистических высказываний представителей этого движения, начальник ГУУР ответил: “Мы не возбуждаем уголовные дела только на основании какой-то бумажки. Это компетенция следственных органов. Мы соберём достаточно материалов и в ближайшее время примем меры”.

* * *

Вслед за силовиками открестился от “Кырк чоро” и Минфин.

В пресс-службе ведомства сообщили, что меморандум о сотрудничестве с общественным объединением не подписывали.

“Минфин КР не заключал меморандум с общественным объединением “Кырк чоро”. Тем более что сферы их деятельности совершенно разные.

Министерство финансов является центральным государственным органом исполнительной власти, проводящим госполитику в управлении госфинансами, а также уполномоченным органом в сфере внутреннего аудита и госзакупок”, – говорится в сообщении Минфина.

Оставьте комментарий