Главное:
Афиша на выходные в Бишкеке (Январь 18, 2019 1:27 пп)
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

Ну как же без взятки? Нельзя без взятки в Кыргызстане

12.12.2018
Просмотров: 5 209

Скромный замминистра транспорта и дорог хотел сорвать куш в 500 тысяч долларов… Но чекисты помешали.

Взятку заместителю министра Азимкану Жусубалиеву доставили прямо на дом. После чего туда же нагрянули сотрудники Антикоррупционной службы ГКНБ КР. Обыск в доме чиновника затянулся: искать, куда он спрятал доллары, чекистам пришлось четыре часа.

Из 520 тысяч долларов, которые причитались заместителю министра Жусубалиеву за лоббирование интересов итальянской компании, получить он успел только 170 тысяч долларов.

Хотя Минтранс и считается одним из самых коррумпированных ведомств, но столь грандиозного скандала дорожная отрасль Кыргызстана ещё не знала.


По скандальному уголовному делу о взятке арестованы трое – замминистра транспорта и дорог Азимкан Жусубалиев, его родственник, выполнявший роль посредника (его фамилия пока не разглашается), а также обвиняемый в даче взятки гражданин Таджикистана. Его имя ГКНБ в своих официальных сообщениях тоже не называет, но в СМИ оно уже мелькнуло – Бехруз Гулрузов. Он является представителем той самой итальянской компании – финансовым директором её алматинского филиала. Название компании тоже ни для кого уже не секрет – “Тодини Коструциони Дженерали”.

Забегая вперёд, скажем: роль самой этой компании в крупном коррупционном скандале пока до конца непонятна. Неизвестно и то, перерастёт ли этот скандал в международный и как он отразится на дальнейшем участии компании “Тодини” в строительстве в Кыргызстане альтернативной автомобильной дороги север – юг.

Впрочем, по порядку.

Альтернативная дорога север – юг – один из самых крупных и амбициозных дорожных проектов в истории независимого Кыргызстана. Эта дорога протяжённостью 433 километра должна связать иссык-кульский город Балыкчи с Джалал-Абадом. И стать частью транзитного коридора Россия – Таджикистан, что выведет Кыргызстан из транспортного тупика.

Проект этот стартовал в 2014 году. Строительство дороги планируется завершить в 2021-м. Общая стоимость проекта – 850 миллионов долларов. Проект разбили на три части, каждую из которых финансируют разные международные банки. А именно – Евразийский банк развития, Азиатский банк развития и Экспортно-импортный банк Китая (“Эксимбанк”).

В 2016 году Азиатский банк развития (АБР) выделил более 114 миллионов долларов (из них более 58 миллионов долларов – кредит) на реабилитацию “своего” участка дороги Эпкин – Дыйкан (что проходит через Нарынскую область). Весной 2017 года Министерство транспорта и дорог КР объявило тендер на строительные работы. Тендерную комиссию возглавил заместитель министра Азимкан Жусубалиев.

Попавшийся на рекордной взятке заместитель министра транспорта и дорог Азимкан Жусубалиев.

В схеме этого тендера обнаружить коррупционную лазейку очень трудно. Казалось бы, предусмотрено было всё, чтобы эту лазейку закрыть. Всё проходило по процедуре, которую ввёл Азиатский банк развития. Свои заявки компании-претенденты подавали в двух конвертах: в одном – их технические предложения, в другом – финансовые (то есть сколько денег они за свою работу хотят). Второй конверт вскрывался лишь тогда, когда технические предложения тендерную комиссию устраивали.

При этом тендерная комиссия была со всех сторон обложена красными флажками. Оценку предложений компаний проводили эксперты международной консалтинговой фирмы из Японии. Буквально каждый свой шаг Министерство транспорта и дорог КР согласовывало с донором – АБР. Все заседания комиссии записывались на видео.

И вот поди ж ты – всё равно без взятки не обошлось!

Всего в конкурсе участвовало 17 компаний из разных стран. Из них 11 отсеялись по “техническим” причинам. В феврале этого года тендерная комиссия вскрыла конверты с финансовыми предложениями оставшихся шести компаний: трёх – из Китая и по одной – из Казахстана, Азербайджана и Италии.

Тендер в итоге выиграла азербайджанская компания “Азвирт” (Azvirt Limited Liability Company), запросившая за свою работу наименьшую сумму – без малого 39 миллионов долларов. С одобрения АБР кыргызский Минтранс начал с этой компанией переговоры. Как вдруг случилось нечто неожиданное – уже выигравшая в нелёгкой борьбе азербайджанская компания вдруг сама сошла с дистанции, отказавшись заключать контракт.

Причина крылась в весьма подозрительном поведении кыргызского Минтранса. Выигравший тендер участник, чтобы гарантировать исполнение им договора, должен внести своего рода залог – так называемую банковскую гарантию, обычно в размере 10 процентов от стоимости проекта. Минтранс же предложил азербайджанской компании увеличить размер гарантии до 25 процентов. Компания вносить лишние деньги отказалась, переговоры прервались. Азербайджанская компания “Азвирт” никакие дороги в Кыргызстане больше строить не хотела.

История весьма загадочная. Возникает ощущение, что Министерство транспорта и дорог Кыргызстана попросту выдавливало выигравшую тендер компанию, дабы расчистить место для кого-то другого. Для кого же?

Азиатский банк развития предложил Минтрансу рассмотреть кандидатуру участника тендера, занявшего второе место. Им оказалась итальянская компания “Тодини” (Todini Costruzioni Generali S.p.а.). Зарубежных экспертов, изучивших её предложения, эта компания устроила. Дал в итоге своё благословение и АБР.

Всё это происходило в августе этого года, а уже 7 сентября Минтранс подписал с компанией “Тодини” контракт на 40 миллионов 751 тысячу долларов. Насколько известно, АБР был тогда смущён чересчур скорым решением вопроса и высказал на сей счёт Минтрансу свои претензии.

Уже тогда эта сделка оказалась и в поле зрения Антикоррупционной службы ГКНБ. Тогда же, в августе, по данным нашей редакции, АКС направила министру транспорта и дорог Жамшитбеку Калилову информацию о том, что его заместитель Азимкан Жусубалиев, не исключено, занимается лоббированием интересов иностранной компании.

Реакции со стороны Минтранса не последовало. Хотя последующие события правоту чекистов подтвердили.

Есть в этой истории весьма любопытный момент. От имени итальянской компании “Тодини” вёл все переговоры и готовил подписание контракта в основном упоминавшийся выше финдиректор алматинского филиала компании гражданин Таджикистана Бехруз Гулрузов, ныне сидящий в СИЗО ГКНБ.

Было ли в курсе коррупционной сделки руководство компании – вопрос. “Тодини” – фирма весьма солидная. Строит автомобильные и шоссейные дороги, аэропорты, тоннели, виадуки, мосты, плотины. География работ обширная – Италия, Казахстан, Алжир, Россия, Молдова, Дубай. Совсем, словом, эта компания не похожа на тех проходимцев, которые в своё время пытались влезть в Кыргызстан что-то строить, не умея этого делать.

Так что не исключено, что руководство итальянской компании тоже стало заложником той коррупционной каши, которую заварили в Кыргызстане замминистра Жусубалиев и финдиректор Гулрузов через цепочку посредников. В чём мог быть смысл этой схемы?

Например, в найме СВОИХ субподрядчиков для осваивания немалой суммы проекта – 40 миллионов долларов. Тем более что в разговорах заговорщиков (а что это как не коррупционный заговор?) тема субподрядчиков мелькала.

Всё это предстоит выяснить следствию.

Азимкан Жусубалиев (на фото крайний слева) докладывает премьер-министру Мухаммедкалыю Абылгазиеву о ходе строительства автодороги Балыкчи – Корумду на северном берегу Иссык-Куля. Август 2018 года. Примерно в тот же период, согласно обвинению, он получил первый транш взятки.

На карте в своём кабинете замминистра Жусубалиев отметил штрихами участок альтернативной дороги север – юг, который чуть было не принёс ему куш в 520 тысяч долларов.


ДЕЛОВЫЕ БЕСЕДЫ ПОД ВОДОЧКУ

Первый транш взятки – 20 тысяч долларов – заместителю министра транспорта и дорог Жусубалиеву, по данным ГКНБ, передали ещё в ходе заключения контракта.

А в середине ноября чиновник получил второй транш – 100 тысяч долларов. Родственник замминистра Жусубалиева, в руки которого взяткодатели всегда передавали деньги, подстраховался – оставил эту наличную сумму на хранении в одном из бишкекских обменных бюро. И потом забирал оттуда доллары частями – небольшими партиями. Свидетельские показания на сей счёт уже прозвучали.

21 ноября следственное управление ГКНБ возбудило уголовное дело по факту дачи и получения взятки.

Прежде считалось, что разоблачить взяточника можно лишь одним путём – если сам взяткодатель придёт и напишет заявление. Но сотрудники АКС уже во второй раз повторили уникальную спецоперацию по разоблачению и взяточника, и взяткодателя, и посредников – без всяких заявлений. Точно так же, как был разоблачён начальник управления Генпрокуратуры Уланбек Чалбаев, попавшийся весной этого года при получении 200 тысяч долларов от семьи экс-депутата Самакова.

Чекисты опять перехватили одного из посредников, который согласился сотрудничать со следствием. И то, что предпринимали в дальнейшем заговорщики, Антикоррупционная служба уже держала под своим невидимым контролем.

А предпринимали заговорщики следующее. Они продолжали договариваться о том, как “отблагодарить” заместителя министра транспорта и дорог Жусубалиева. Встречались они чаще всего в бишкекских саунах. Об одной из таких встреч сотрудники АКС узнали заранее и установили в сауне скрытую камеру.

Видеозапись этой встречи даёт много пищи для размышлений.

В сауне отдыхают четверо. Заместитель министра Жусубалиев. Его родственник – посредник в получении взятки (собеседники называют его Боке). Ещё один посредник – со стороны взяткодателя – финдиректора компании “Тодини”, гражданин Казахстана. Ну и сам финдиректор – таджикистанец Гулрузов.

Свои финансовые дела заговорщики, попарившись в сауне, обсуждают между тостами – алкоголь льётся рекой. Разговор, соответственно, получается слегка бессвязным.

– Я хочу выпить за хороший народ, – прочувствованно произносит финдиректор Гулрузов. – Вот эту близость я ощущал, находясь здесь… Это есть в крови любого кыргыза. Я был в юртах, ел мясо, пил кумыс… Я хочу выпить в вашем лице за людей, которые живут в этой стране. За вас, за этот прекрасный город, за этот…

– Азим-байке, за вас! – перебивает его казахстанец, обращаясь к заместителю министра Жусубалиеву. Затем начинает нахваливать родственника чиновника: – Боке вот туда-сюда ходит… Вот ещё раз говорю: благодаря ему, всё благодаря ему… Это он нас познакомил, мы с ним на одном тое были…

– Кстати, если бы не он, у вас река текла бы в другую сторону, – напоминает замминистра Жусубалиев. О смысле этой метафоры догадаться несложно: с тендером у представителя иностранной компании ничего бы не получилось, если бы родственник чиновника – посредник Боке – не свёл бы заговорщиков.

– Это однозначно, в этом ни у кого нет сомнений, – подтверждает таджикистанец Гулрузов.

Много ещё чего интересного происходило в тот день в сауне. Впрочем, эти пикантные подробности отношения к делу не имеют. Но вот, славно отдохнув, заговорщики – уже одетые – пьют на посошок. Последние тосты – и опять разговор о главном.

– Боке хочет сказать, – объявляет казахстанец – посредник со стороны взяткодателя-таджикистанца.

– Ты говорил, что мы друзья, и я с этим до конца иду как друг, и за слова отвечаю, – обращается к нему родственник чиновника. – Я не буду морочить голову, чтобы перед друзьями не лажаться. Давай до конца. Я здесь жил в Бишкеке полтора года, через день к нему домой ходил…

– А какого х…ра ты здесь жил и ко мне домой ходил? – подсказывает замминистра Жусубалиев.

– Через день: сегодня какие новости, какие новости? Через день! – напоминает Боке, как он теребил родственника-чиновника и беспокоился о том, чтобы дело выгорело. – Ну, конец есть…

– Он правильно сказал, – подтверждает замминистра Жусубалиев.

– Ты через два дня должен закончить, – обращается посредник-казахстанец к финдиректору-таджикистанцу.

– Ну, чтобы так и было! – провозглашает замминистра Жусубалиев. Все пьют водку.

Смысл разговора понятен. Замминистра и его родственник всё время напоминают своим партнёрам, сколько усилий они приложили, чтобы компания, представляемая таджикистанцем Гулрузовым, выиграла тендер. А потому пора бы полностью рассчитаться.

В сауне, кадр из видеозаписи, произведённой скрытой камерой. Справа за столом – замминистра Жусубалиев, напротив него – финдиректор-таджикистанец Гулрузов. Стоит посредник – родственник чиновника. Во главе стола – посредник-казахстанец.

На посошок. Заговорщики, уже одетые, пьют за удачное завершение сделки.

Последняя встреча происходит в ресторане одной из бишкекских гостиниц, в которой жил финдиректор Гулрузов. Чекисты и здесь установили скрытую видеокамеру. Главных фигурантов нет, на встречу явились представляющие их интересы посредники – Боке (родственник замминистра Жусубалиева) и казахстанец.

– С Азимом-аке я переговорил, – говорит родственник чиновника. – Ты можешь 400 тысяч передать?

– Н-е-е, на этой неделе не получилось чуть-чуть, – виновато объясняет казахстанец. – Сейчас 50 тысяч есть.

– Пятьдесят тысяч всего лишь?!

– Да, но на следующей неделе будет. Не успели чуть-чуть.

С этими словами казахстанец передаёт пухлый свёрток с деньгами родственнику чиновника, тот прячет его во внутренний карман своей дублёнки.

– Остальное не успели, – повторяет казахстанец, – ну пока это.

– Когда? – уточняет родственник чиновника, имея в виду время передачи всей суммы взятки.

– На следующей неделе будет, – обещает казахстанец.

Итак, вдобавок к авансу – 120 тысячам долларов – заместитель министра Жусубалиев должен был получить от таджикистанца Гулрузова ещё 400 тысяч долларов. Развязки этой коррупционной сделки чекисты ждать не стали.

Из гостиницы Боке поехал с деньгами прямиком домой к своему высокопоставленному родственнику – заместителю министра Жусубалиеву. Сотрудники АКС задержали его сразу же, как только Боке вышел из чиновничьего дома. При личном обыске в его барсетке обнаружились 3 тысячи долларов наличными. На вопрос о происхождении денег растерявшийся Боке промямлил: “Это на лечение”. Впрочем, происхождение денег большой загадкой не было: прежде чем попасть в руки двух посредников, эти доллары побывали в руках чекистов и были промаркированы. С долларовых купюр сотрудники АКС также сняли ксерокопии. Эти 3 тысячи долларов родственнику от полученной взятки отстегнул замминистра Жусубалиев в качестве гонорара за посредничество.

Затем начался обыск в доме замминистра Жусубалиева. Продолжался он четыре часа – так хорошо чиновник успел спрятать только что полученные от родственника доллары. Деньги в конце концов нашлись в кладовке. Растерянный чиновник, пытаясь объяснить их происхождение, наболтал с испугу много лишнего.

Кроме долларов, оставшихся после выплаты посреднику гонорара, чекисты в доме замминистра Жусубалиева нашли ещё наличку в нацвалюте – 700 тысяч сомов. Хотя вообще-то заместитель министра транспорта и дорог Азимкан Жусубалиев не производил впечатления очень богатого человека. Тендерных комиссий он до этого не возглавлял ни разу.

Похоже на то, что 520 тысяч долларов, о которых шла речь в переговорах заговорщиков, – это был первый крупный куш, свалившийся на чиновника Жусубалиева. Но сорвать этот куш ему было не суждено.

Вот они – 50 тысяч долларов, на которых погорел замминистра Жусубалиев.


“УРОВЕНЬ РИСКОВ – НИЗКИЙ”

Министр транспорта и дорог КР Жамшитбек Калилов, по его словам, узнал об аресте своего заместителя Жусубалиева, приехав утром 6 декабря на работу.

“Что именно произошло, точно не знаю, сам в смятении, – сказал он журналистам. – Жусубалиев возглавлял тендерную комиссию. Итоги тендера ведь не зависят от одного человека. В комиссии много членов, есть представители Совета безопасности, министерств экономики, финансов, ГКНБ. Иногда присутствуют и депутаты ЖК. Как всё произошло, нам неизвестно”.

По словам министра Калилова, Жусубалиев “хорошо работал с документами”, но часто получал замечания из-за своего мягкого характера. Ну мягкий он человек, понимаете? Не устоял, видимо, перед искушением.

Общий смысл комментария главы Минтранса: “Ой, да как же могло такое случиться?!” Тем более что в министерстве разработана программа выявления и ликвидации коррупционных схем, о чём напомнил министр Калилов журналистам.

Министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов в смятении: “Да как же такое могло случиться?!”

Это да! Рапортами о том, как в ведомстве борются с коррупцией, забит весь официальный сайт Минтранса. Заголовки: “Подготовка к реформированию системы управления дорожной отрасли практически завершена”, “Отчёт за I квартал 2018 года по исполнению плана мероприятий по предупреждению коррупции в Министерстве транспорта и дорог КР”, “Отчёт за II квартал…”, “Отчёт за III квартал…”.

Вот любопытный документ: “Перечень возможных коррупциогенных должностей и коррупционных рисков по министерству”. Вот должность Жусубалиева – заместитель министра, курирующий реализацию международных проектов в области дорог. Вот где может нарушить законность этот замминистра: “Участие в тендерах недобросовестных субъектов, их лоббирование”. А вот каков, по мнению Минтранса, уровень коррупционных рисков этой должности (то есть насколько реально замминистра может впутаться в коррупцию) – НИЗКИЙ. Как, впрочем, и у остальных 12 высокопоставленных управленцев центрального аппарата Минтранса.

Замминистра с мягким характером и “низким уровнем” коррупционных рисков сейчас сидит в СИЗО ГКНБ по обвинению в получении взятки в особо крупном размере. А подобными отчётами о противодействии коррупции забиты сайты всех министерств и ведомств.

Очень похоже на то, что вся эта бурная внутриведомственная борьба с коррупцией не что иное, как имитация деятельности. То есть обыкновенное очковтирательство.

Вадим НОЧЁВКИН


КСТАТИ

На долю строительства и ремонта дорог Кыргызстана приходится примерно четверть всего внешнего долга страны: за 27 лет независимости в эту сферу вбухано кредитов и грантов на 2 миллиарда 500 миллионов долларов.

2 комментариев

  1. Будущее Кыргызстана продаётся в саунах и в банях.

  2. Министр вымогатель, если бы не вымогал никто бы и не заносил!!!

Оставьте комментарий