Главное:
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

О 100-летии событий 1916 года

27.05.2015
Просмотров: 5

Президент Атамбаев подписал Указ “О 100-летии трагических событий 1916 года”, о чём сообщила пресс-служба главы государства.

В указе отмечается, что национально-освободительное восстание кыргызского народа и последовавшая за ним трагедия 1916 года, сохранившаяся в памяти народа как Великий исход, должны занимать особое место в истории Кыргызстана. Но, несмотря на то, что после событий минуло целое столетие, общество продолжает нуждаться в объективной исторической оценке причин и последствий произошедшего.

Борьба крупных мировых держав за передел мира в начале ХХ века отразилась на положении кыргызов и других народов Туркестанского края. Жёсткая колониальная политика Российской империи усугублялась злоупотреблениями царских чиновников и местных элит. Земельная политика переселенческого управления Туркестанского края была, по сути, направлена на расчистку земли для колонизации и стала глубинной социально-экономической причиной событий 1916 года.

С началом первой мировой войны недовольство царской политикой вызвало усиление национально-освободительного движения. Царский указ о мобилизации коренного населения Туркестанского края на военно-тыловые работы стал непосредственным поводом для массовых протестов. Первые волнения произошли 4 июля 1916 года в г. Ходженте с участием таджиков, кыргызов, узбеков и других местных жителей Ферганской долины. Локальные столкновения в разных населённых пунктах вскоре охватили весь Туркестанский край. В результате пострадали коренные жители и русские переселенцы.

Массовые волнения в Кыргызстане приняли характер восстания, причём не против русского народа, а против царского колониализма. Выступления кыргызов были поддержаны представителями других этносов. В Прииссыккулье отмечались случаи, когда русские крестьяне открывали огонь против царских войск.

Восстание было жестоко подавлено карательными отрядами по всей территории Туркестанского края. Особую жестокость они проявили в Семиреченской области. В поисках спасения значительная часть кыргызов, проживавших на современной территории Иссык-Кульской, Нарынской и Чуйской областей, вынуждена была бежать в Китай. Беженцев преследовали. Сотни тысяч людей погибли, в том числе от голода и холода. В результате трагических событий, по оценкам отечественных историков, численность местного населения на этих территориях сократилась более чем на 40%. Останки многих погибших на труднодоступных горных перевалах остаются незахороненными до настоящего времени.

Положить конец трагедии удалось благодаря активному вмешательству прогрессивных сил самой России. Ситуация в Туркестанском крае была рассмотрена Государственной думой Российской империи. В регион была отправлена созданная депутатами комиссия во главе с Александром Керенским. По результатам работы комиссии проводимая колониальная политика в регионе была подвергнута жёсткой критике. Озвученная А. Керенским в Государственной думе 15 декабря 1916 года информация о действиях карательных отрядов вызвала бурю возмущения у депутатов. Парламентарии оценили их как преступление, за которое виновные во главе с императором Николаем II должны понести наказание. Большая часть политической элиты царской России поддержала выводы комиссии А. Керенского.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года кардинально изменили положение кыргызов. После установления советской власти избежавшим гибели беженцам были созданы условия для возвращения из Китая в Кыргызстан.

В отличие от царского самодержавия советская власть смогла обеспечить перспективы национального развития кыргызов и других народов Туркестана. С образованием Кара-Кыргызской автономной области в 1924 году была заложена основа для возрождения кыргызской государственности. Произошла модернизация образа жизни населения. Направленные из центра специалисты существенно помогли в проведении индустриализации и культурной революции. Если до советской власти в числе местного населения грамотные составляли около 1%, то уже через 20 лет их число увеличилось до 70%. В Кыргызстане появилось профессиональное искусство, развитие кыргызского языка и культуры вышло на новый высокий уровень.

Показателем изменившегося восприятия народом Кыргызстана кардинальных изменений в национальной политике является вклад кыргызстанцев в победу во второй мировой войне. На фронт ушли около 365 тысяч человек, многие из них – добровольцами. Народ Кыргызстана воспринял войну как свою собственную беду. Только в первые месяцы войны в Кыргызстан было эвакуировано 140 тысяч человек, а всего за годы войны республика приняла более 300 тысяч переселенцев.

С обретением государственной независимости в 1991 году Кыргызская Республика последовательно осуществляет курс на укрепление собственного суверенитета. Кыргызстан развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными странами, в том числе с Российской Федерацией, с учётом приоритета своих национальных интересов. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз является свидетельством успешного продвижения региональных интеграционных процессов.

Наряду с этим в течение длительного времени проводилась ошибочная политика замалчивания трагедии 1916 года. Поднимаемые в последние два десятилетия отдельные инициативы гражданского общества не получили реального продолжения в решениях государственных органов. В результате остаются нерешёнными вопросы объективной исторической оценки событий 1916 года, захоронения останков беженцев на труднодоступных перевалах, а также увековечения памяти погибших.

В целях дальнейшего успешного продвижения Кыргызской Республики на пути укрепления государственности и единства народа, устранения “белых пятен” в истории страны, воспитания гражданственности и патриотизма постановляется:

1. Считать священным долгом народа Кыргызстана увековечение памяти погибших в ходе “великого исхода” и определение достойного места национально-освободительного восстания 1916 года в истории страны и его роли в возрождении кыргызской государственности.

2. Рекомендовать правительству КР предусмотреть в плане подготовки и проведения мероприятий, посвящённых 100-летней годовщине событий 1916 года, следующее:
– выполнение всех необходимых процедур для захоронения останков жертв на местах массовой гибели людей во время трагедии 1916 года;
– увековечение памяти погибших в ходе событий 1916 года с установлением памятника в г. Бишкеке, а также памятных обелисков в местах захоронений;

– создание рабочей группы в составе учёных-историков и представителей других гуманитарных наук для выработки объективной исторической оценки событий 1916 года на базе Комиссии по развитию исторической науки при президенте КР (далее – рабочая группа), а также проведение научно-практических конференций по данной теме;

– поощрение инициатив гражданского общества и средств массовой информации по популяризации идей укрепления единства народа Кыргызстана, воспитания гражданственности и патриотизма;

– выделение финансовых средств на реализацию мероприятий, связанных с выполнением положений настоящего Указа.

3. Выделить для поддержки социальных инициатив, приуроченных к 100-летию национально-освободительного восстания и “великого исхода” 1916 года, из Президентского фонда социальной защиты и поддержки:

– 3 млн (три млн) сомов полномочному представительству правительства КР по Иссык-Кульской области для реализации во взаимодействии с Министерством чрезвычайных ситуаций и другими государственными органами первоочередных мероприятий по перезахоронению останков погибших на труднодоступных перевалах;

– 5 млн (пять млн) сомов Министерству культуры, информации и туризма КР для реализации первоочередных мероприятий по поддержке инициатив об увековечении памяти погибших в ходе событий 1916 года;

– 2 млн (два млн) сомов Фонду исторического и культурного наследия народа Кыргызстана “Мурас” на архивоведческие и иные научные изыскания по событиям 1916 года, проведение научно-практической конференции по итогам деятельности Рабочей группы, а также на поддержку инициатив по популяризации её выводов и заключений.

4.Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата президента.

Оставьте комментарий