Главное:
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

Пиар-авантюра на полмиллиарда сомов

03.12.2014
Просмотров: 4

За что Генпрокуратура объявила в розыск экс-мэра Оша Мырзакматова, а суд вынес решение об его аресте?

27 ноября Генеральная прокуратура КР вынесла заочное обвинение бывшему мэру Оша Мелису Мырзакматову – по части 2-й и пункту 1 части 3-й статьи 304 Уголовного кодекса (злоупотребление должностным положением, совершённое с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, а также иной личной заинтересованности с причинением особо крупного ущерба).

В тот же день Ошский  городской  суд избрал  в  отношении М. Мырзакматова меру пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемый был объявлен в розыск.

Тучи над бывшим ошским градоначальником сгущались весь 2014 год. Ещё в конце января этого года прокуратура города Оша возбудила сразу два уголовных дела по злополучному строительству  эстакадного моста через реку Ак-Буура в южной столице.

Их расследование привело к тому, что обвинения в злоупотреблении должностным положением, заключении заведомо невыгодного для государства контракта и злостном нарушении порядка проведения тендеров были предъявлены четырём чиновникам мэрии Оша – начальнику Управления городскими дорогами С. Абдылдакунову, его заместителю Р. Дарыбекову, начальнику Управления капитального строительства У. Матисакову и начальнику отдела экономики, финансов и развития предпринимательства мэрии Ч. Тойчиеву.

Не остались в стороне и бизнесмены, несостоявшиеся строители моста – обвинение в незаконном предпринимательстве были предъявлены руководителям подрядных организаций – А. Ражапаеву и гражданину КНР К. Вангу.   

Эти уголовные дела прокуратура направила для рассмотрения по существу в Ошский городской суд. Но расследование на этом не остановилось. В конце сентября появилось ещё одно уголовное дело. Теперь уже в отношении ключевой фигуры авантюры с мостом – бывшего мэра Оша Мелиса Мырзакматова.

В чём же заключалась эта авантюра? Из-за чего хорошая вроде бы затея обернулась уголовщиной?

О “стройке века” (именно так назвал этот проект в своё время сам Мелис Мырзакматов) в Оше заговорили весной 2013 года. Мост через реку Ак-Буура по ошской улице А. Навои, построенный 60 лет назад, к тому времени находился в аварийном состоянии. Здравомыслящие специалисты предлагали провести его капитальный ремонт. Но для мырзакматовских амбиций эта идея была чересчур скромной. Он объявил – будем строить новый мост! Эстакадный! Четырёхполосный! Длиной 450 метров и шириной 17 метров!

Амбиции руководителя – дело хорошее. Особенно когда они ещё и подкреплены финансово… А вот с этим был полный швах. На строительство нового эстакадного моста требовалось не меньше 500 миллионов сомов. Этих денег у мэрии Оша просто не было.

Это решение М. Мырзакматова Генеральная прокуратура в своём сообщении об объявлении бывшего ошского градоначальника в розыск назвала “преступным и самонадеянным”.

В чём заключался личный мырзакматовский интерес? Пока названа лишь одна его цель – “создание у общественности ложного представления об экономической независимости региона от центральной власти республики и о личной заслуге М. Мырзакматова в проделываемой мэрией Оша работе”. Проще говоря, для М. Мырзакматова “стройка века” стала, по официальной версии, одной из его самых грандиозных пиар-акций.

До этого, напомним, мэр Мырзакматов строил памятники. Тоже со свойственной ему гигантоманией…

Выступая на открытии 24-метрового памятника Манасу, установленного на въезде в город Ош, М. Мырзакматов подчеркнул, что он является вторым в мире по величине монументом, возведённым в честь национального героя (первым считается памятник Чингисхану в монгольской столице Улан-Баторе). Ставить памятники национальным героям – дело, конечно, благородное. Весь вопрос – за чей счёт. Бюджету города Оша мырзакматовский памятник Манасу – изготовленный из бетона и обшитый медью – обошёлся в 31 миллион сомов. Для сравнения: на два других памятника вместе взятых, возведённых на народные деньги, – тому же Манасу в Бишкеке (из чистой бронзы) и писателю Чингизу Айтматову в Москве – и то потратили меньше, 28 миллионов сомов.

Рукотворным прижизненным памятником самому Мырзакматову должен был стать эстакадный мост… Решение о его строительстве, в самом деле, трудно не назвать самонадеянным – ведь формирование бюджета города Оша на 90 процентов зависело от центра.

Наша газета уже приводила эти любопытные цифры. С 2009-го по 2013 год (т.е. за время правления Мырзакматова в Оше) центр выделил бюджету Оша в виде дотаций 1 миллиард 180 миллионов сомов. На 229 миллионов сомов бюджет Оша вырос за эти годы за счёт общегосударственных налогов. При этом доля местных налогов и сборов в бюджете Оша за эти годы  уменьшилась с 36,8 процента до смешных 9,8 процента.

В 2013 году, когда ошский мэр Мырзакматов решил строить мост стоимостью полмиллиарда сомов, план по местным налогам во вверенном ему городе был по итогам 11 месяцев не выполнен почти на 34 миллиона сомов. Зато из республиканского бюджета Ошу – на финансирование субсидий на отопление жителей южной столицы – в том году было выделено 104,3 миллиона сомов. Стоит ещё напомнить, что расходы бюджета Оша на строительство пресловутых памятников к тому времени составили почти 120 миллионов сомов. Что почти равнозначно всему годовому бюджету такого города, как Кара-Куль.

Итак, в марте 2013 года мэр Мырзакматов дал поручение руководителям городских служб Оша начинать работы по строительству моста. Прекрасно зная, что денег в городской казне на это нет, дал указание выделить на строительство моста в 2013 году 100 миллионов сомов (на почти такую же сумму, напомним, Бишкеку пришлось субсидировать отопление жителей Оша – у ошского градоначальника Мырзакматова были иные планы по поводу того, как распорядиться деньгами городской казны).

Работа закипела ударными темпами. Уже в апреле 2013 года Управление городскими дорогами мэрии Оша объявило тендер на разработку проектно-сметной документации эстакадного моста.

И уже в мае тендерная комиссия назвала победителя  –  китайское ОсОО “Гуй Суе”.

Тендер, пришла к выводу прокуратура, был проведён с нарушениями. У этой китайской компании, в частности, не было лицензии на осуществление проектно-изыскательских работ на территории Кыргызстана. Что не помешало чиновникам мэрии Оша уже 1 июня 2013 года заключить с ОсОО “Гуй Суе” договор на разработку проектно-сметной документации на сумму 31 миллион 200 тысяч сомов.

Проект, который впоследствии представила заказчику китайская компания, не соответствовал, по оценке государственной экспертизы, ГОСТу и строительным нормам. И Счётная палата, проведя аудит, признала проект “не достигшим цели, т.е. ничтожным“, а использование средств, потраченных на разработку проекта, “нерациональным”. К тому времени, однако, китайская компания успела получить от мэрии Оша почти 18 миллионов сомов.

В июле 2013 года Мелис Мырзакматов, ещё даже не дождавшись проектно-сметной документации нового моста от китайцев, уже дал своим чиновникам указание незамедлительно приступать к “стройке века”.

Октябрь 2013 года, мэр Оша М. Мырзакматов (в центре) участвует в церемонии начала строительства эстакадного моста. Деньги на эту “стройку века” пытались собирать и у народа. На марафоне по сбору средств пожилые жители Оша отдавали свои пенсии, студенты – стипендии, женщины – украшения и мобильные телефоны, госслужащие перечисляли однодневную зарплату. Но собрать удалось всего лишь чуть более 2 миллионов сомов. И то в Оше до сих пор не утихают скандалы по поводу того, на что эти деньги были потрачены…

Вот так красиво китайские строители нарисовали будущий мост.

Мэрия объявила тендер на строительство эстакадного моста, а также на снос зданий на улице А. Навои – этих жертв требовал амбициозный проект.

Тендер выиграла тоже китайская компания – ОсОО “Дорожно-строительная корпорация города Сью Джоу в Оше”. Которая, как выяснилось, тоже не имела лицензии на осуществление строительно-монтажных работ на территории Кыргызстана. Что, однако, не помешало мэрии заключить и с ней договор – на сумму 489 миллионов 945 тысяч сомов. Из этой суммы китайские строители успели получить 12 миллионов сомов.

Итого – 29 миллионов 714 тысяч сомов. Во столько  оценивается  ущерб, который  успела  причинить  государству  авантюра  М. Мырзакматова.

Выбор подрядчиков, кстати, наводит на некоторые размышления. Давно известно, что Мелис Мырзакматов проводит много времени в Китае, где у него якобы есть какой-то бизнес. Но прокуратура аффилированность этих китайских компаний с Мырзакматовым, судя по всему, не доказала, почему и называет пока лишь один мотив этой авантюры – личные мырзакматовские амбиции.

Строительство моста началось под аккомпанемент громких возмущений. Возмущалась часть депутатов Ошского городского кенеша (совета).
Возмущалась тем, что в тендерах не принимали участие ошские и вообще кыргызстанские компании…

Возмущались и тем, что вопрос о строительстве моста не был вынесен на общественное обсуждение, а  с  его  проектом  не  ознакомили даже городской парламент.

Возмущение вызывал и тот факт, что из-за начавшегося строительства в городе возникают огромные дорожные пробки, а мэрия Оша, ввязавшись в эту авантюру, сама не знает, на какие деньги будет строительство заканчивать. “Даже для Кыргызстана это большие деньги, а для Оша – вовсе неподъёмная сумма. Мы же не можем идти на такие шаги ради авторитета одного человека?” – заявил в ноябре прошлого года один из депутатов, под “одним человеком” имея в виду Мелиса Мырзакматова.

Депутат знал, что говорил. Поднять свой авторитет среди жителей Оша М. Мырзакматову требовалось как никогда – приближались выборы мэра Оша. И очень похоже на то, что, начиная “стройку века”, рассчитанную (как заявляли чиновники ошской мэрии) на два года, Мелис Мырзакматов действовал по известному принципу: “Главное – ввязаться, а там посмотрим”. По крайней мере, у него появился лишний предвыборный козырь – строительство эстакадного моста. С непредсказуемым, правда, финалом…

Ещё раньше финал – его карьеры градоначальника – ждал самого Мелиса Мырзакматова. В начале декабря 2013 года премьер-министр Ж. Сатыбалдиев снял его с поста мэра г. Оша. Вскоре, в январе 2014 года, состоялись выборы мэра. Мелис Мырзакматов их проиграл.

Скандальная история со строительством моста через реку Ак-Буура до боли напоминает другую авантюру, заведомо обречённую на провал – строительство дороги из Чолпон-Аты в Алматы, затеянное ещё в акаевские времена иссык-кульским губернатором Тойчубеком Касымовым. Правда, у истории с мостом финал оказался более оптимистичным. Строительство продолжилось, деньги на это нашлись. Как объявил в июне этого года во время своей рабочей поездки в Ош президент Алмазбек Атамбаев, “стройка века” будет закончена за счёт российской финансовой помощи. А Россия, напомним, специально направила на развитие Ошской области полтора миллиарда сомов.  

Так что Мелис Мырзакматов потерял ещё один козырь, который мог использовать в своей политической борьбе (а амбиции у этого политика – по-прежнему непомерные): вот видите, дескать, новые власти не способны даже закончить то, что я начал! Без меня – никуда!

Оказалось, что ещё как куда! С помощью Бишкека, разумеется.

Объявлению Мелиса Мырзакматова в розыск, насколько известно, предшествовали попытки следственных органов его допросить. Но успехом они не увенчались – ни в Оше, ни в Бишкеке бывшего ошского мэра найти не смогли. Мелис Мырзакматов, как выяснилось, выехал из Кыргызстана ещё 27 сентября – на автомашине через пункт пропуска “Ак Жол” на кыргызско-казахской границе. По одной версии, сейчас он находится в Казахстане. По другой – в России. Которой, кстати, пришлось оплачивать своими деньгами его авантюру.

Тимур АСАНОВ

 

Оставьте комментарий