Главное:

Раздраконились…

27.12.2012
Просмотров: 6

Подошёл к концу 2012 год – год Дракона. Провожать этот год приходится в смятении…

ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО

Подошёл к концу 2012 год – год Дракона. Относительно спокойный для нашей страны в смысле трагических потрясений, но отнюдь не самый успешный в политическом и экономическом плане. Мы пережили смену двух правительств, которые ни к какому улучшению жизнь простых граждан не привели. Мы стали свидетелями начала борьбы с коррупцией и возбуждения громких уголовных дел, однако коррупционеров в стране не убавилось. В стране прошли выборы в местные кенеши, которые ещё больше обнажили  цинизм нашей выборной системы и разочарование людей властью. Одним словом, провожать этот год приходится в смятении… Вроде и буйства сумели предотвратить, все буйные  в СИЗО ГКНБ отсиживаются, но и на сердце покоя нет, слишком много в стране проблем, а в обществе – противоречий. Но особенно раздраконили население перебои с газом и светом, заложив в умонастроения людей протестный потенциал. Об этом и говорили эксперты на круглом столе “Итоги уходящего года”  в Институте общественной политики.

что на сердце

“2012 год показал, что исполнительная ветвь власти у нас работает, как и прежде, плохо, – считает директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов. – Бюджетный дефицит, падение темпов роста… Очень сложно вспомнить, чтобы у нас были такие падения”.

Но эксперт отметил и определённые удачи, достигнутые правительством Бабанова: отмена визы для представителей развитых стран, улучшения в работе ГРС. Но эти достижения, отдельные, точечные, по мнению эксперта, не стали визитной карточкой ушедшего правительства потому, что всё это происходило на фоне больших экономических трудностей, проблем с зимним периодом и постоянных, нескончаемых коррупционных скандалов и разборок, которые были связаны с правительством и самой личностью Омурбека Бабанова.

“Эта ситуация показывает два момента. Первое – для того, чтобы проводить реальные реформы, нужно иметь чёткий план работы, а не заниматься таким мощным самопиаром, который, может быть, и взбивает какую-то пену, но потом уже через время обнажает реальность, что настоящей работы нет. Второе –  политики, которые берут на себя ответственность проводить такие серьёзные радикальные реформы, должны быть сами прежде всего безупречными, потому что очень сложно бороться с коррупцией, когда тебя самого каждый день обвиняют в коррупции. Очень сложно заниматься политикой, когда у тебя ещё в голове постоянно присутствуют какие-то бизнес-интересы… Тем более общество видит, что скорей всего бизнес-интересы превалируют над политическими интересами”, – отметил политолог Ибраимов.

Таким образом, постоянные разборки внутриэлитные, постоянное недоверие со стороны общественности, постоянные подозрения в коррупции и привели к отставке правительства.

Ну а пришедшее на смену правительства Бабанова так называемое техническое  правительство Сатыбалдиева абсолютно не в ладах с техникой. “Они не могут совладать ни с электрической техникой, ни с газовой техникой, ни с какой-либо другой техникой, кроме прикладной, а именно – каким образом можно передвигать портфели и тихо, спокойно, не попадаясь на каких-то вещах, сидеть на своих местах по возможности как можно дольше”, – убийственный вывод для правительства делает политолог.

Но самый удивительный вывод эксперт сделал такой: “В Кыргызстане работает фактически один, и это не человек, а скорее страна – это Китай. То есть все реальные инфраструктурные проекты, которые осуществляются в стране, осуществляются Китаем и на китайские деньги. Это строительство электрической  линии Датка – Кемин, это Кара-Балтинский нефтеперерабатывающий завод, это строительство дороги Бишкек – Торугарт”.

По мнению другого политолога, Валентина Богатырёва, руководителя аналитического консорциума “Перспектива”, “в стране реальный кризис управления. Не экономический и не политический кризис, а именно кризис управления исполнительной власти. Она крайне затратна, она  плохо предоставляет услуги населению и она полностью не способна работать в чрезвычайных ситуациях. Она даже попрошайничать не умеет”.

Богатырёв напомнил критикам, которые ругали правительство Бабанова за увлечения реформами в ущерб реальным проблемам, особенно зимой. “Мы видим, что нынешнее правительство не делает и того, что делало предыдущее. Вместо такого реального хозяина мы получили человека, который ездит по стране и учит кыргызов не пить, а работать, и призывает запасаться углем. Человека, который сначала сказал, что зимой никаких проблем не будет, а потом сказал, что ему три месяца не хватило для подготовки. И мне интересно, есть ли ещё кто-нибудь в стране, который считает, что у нас парламентская республика и что премьер-министр у нас всем управляет?”

Скорую отставку этого правительства предрёк Богатырёв, заметив, что “вопрос только в том, сколько времени оно ещё продержится… И зависит это от того, насколько Алмазбек Атамбаев в состоянии терпеть свои собственные репутационные потери”.

По наблюдению политолога, Бабанов в силу колоритности своей фигуры как-то прикрывал президента и его репутацию и очень хорошо принимал критику в адрес власти. “А критиковать Жанторо Сатыбалдиева бессмысленно. И если президент не найдёт быстрое решение проблемы сильного премьер-министра, он может в предстоящем году, очень трудном, кстати, году, получить просто невосполнимые политические ранения”.

червовый король

По мнению политолога Ибраимова, президент и суть президентства для Кыргызстана продолжают оставаться очень важными. “У меня такое впечатление, – говорит Т.Ибраимов, – что президент всё-таки пытается изменить ситуацию, но ему постоянно что-то мешает. Не знаю, что ему мешает, может быть, это он сам, может быть, его команда, а может быть, ещё какие-то силы… Но есть желание, по крайней мере, это уже хорошо. И то, что президент выступил с такой инициативой, стратегией дорожной карты – это уже можно приветствовать. Потому что на фоне того безволия парламента и неспособности правительства работать эффективно хотя бы один государственный орган пытается что-то сделать”.

В свою очередь Богатырёв констатирует: “В стране вновь президентское правление. И именно президент, а не парламент и тем более не правительство, решает сегодня все ключевые вопросы. Это очень важная констатация, которой характеризуется этот год. И когда Атамбаев говорил, что нужно двигаться в сторону сокращения президентских полномочий, то, во-первых, это он говорил в Германии, то есть для Европы, а во-вторых, он явно имел в виду не себя, а следующего президента, если он, конечно, будет”.

В качестве подтверждения своих слов Богатырёв приводит следующее: “Президент сегодня имеет полную возможность назначать нужного ему премьер-министра и костяк состава правительства; контролировать выборы местных органов самоуправления, назначения судей. То есть фактически осталась только одна позиция, которую не может контролировать глава государства ,- это выборы депутатов Жогорку Кенеша. Но ему это и не надо. Его вполне удовлетворяет существующий состав парламента”.

пустые хлопоты

Что касается парламента, то, по словам эксперта Тамерлана Ибраимова, парламент за этот год сам устал и утомил других бесконечными внутренними разборками и неспособностью договориться ни по одному более или менее важному вопросу.

“Чем запомнился парламент лично мне – это тем, что все  парламентские фракции постоянно боролись за то, чтобы найти себе место в правящей коалиции. И второе, как только к ним поступало из Генеральной прокуратуры представление о том, чтобы кого-то привлечь к уголовной ответственности, они дружно вставали грудью на защиту своего коллеги”, – отметил Ибраимов.

Равшан Жеенбеков, беспартийный депутат, так охарактеризовал место своей работы: “Парламент слаб, продажен и труслив, можно сказать, что в основном состоит из сторонников президента. В этом году произошли события, которые заложили основы в будущую нестабильность власти… А конкретно – власти президента : централизация власти, отсутствие реформ, старая система управления государством, старая политическая культура. Поэтому этот год стал основой для будущей дестабилизации и власти, и страны”.

“Это привычное состояние парламента – ни за что не отвечать, а только критиковать. Наш парламент за 20 лет сформировал в себе эту привычку, – считает Валентин Богатырёв. –  За то, что натворило правительство, должен извиняться парламент. И это правительство менять не нужно, надо менять парламент. Потому что нынешний парламент не сформирует антикризисное, дееспособное правительство. Но беда в том, что если вы сегодня назначите выборы в парламент, вы получите ровно то же самое, что сейчас там сидит. Если не хуже”.

Богатырёв подчеркнул: уходящий год хорошо показал, что искусственная партизация всей страны, да и парламент, сформированный по партийным спискам, не имеют ничего общего с демократией и представляют из себя не что иное, как новую редакцию того, что делалось и при Акаеве, и при Бакиеве. “Партии являются не инструментом продвижения интересов социальных групп, а механизмом распределения ресурсов. Раньше был один механизм – семья, сейчас другой механизм – партии. В принципе не только у нас так, так во всём мире – партии являются определённым механизмом распределения ресурсов. Но особенность нашей политической конструкции в том, что политические силы даже не пытаются прикрыть это какой-то идеологией и откровенно добиваются доступа к распределению и контролю республиканских и местных ресурсов”.

 

казённый дом

Тот факт, что несколько депутатов сидят в СИЗО ГКНБ, по мнению политолога Ибраимова, говорит о том, что антикоррупционная деятельность ведётся. “Но у меня складывается впечатление, что эта борьба происходит бессистемно и, по-моему, немного избирательно. Скажем, одного депутата, Тюлеева, уже судят, а другой депутат, Пирматов, даже не задержан, хотя в отношении его тоже есть уголовное дело. В одних госкомпаниях проводятся расследования, в других госкомпаниях – тишина. И более того, никто до сих пор внятно и аргументированно не ответил на ряд вопросов. Например, платил праведно налоги Бабанов или не платил? Занимались мародёрством партийцы “Ата Мекена” или не занимались? И была организована партией “Республика” “карусель” или нет?”

Что касается других высокопоставленных “узников”, то, по мнению Чолпон Джакуповой, это чистой воды политическое преследование.

 

чем сердце успокоится

Да, политические перспективы у Кыргызстана весьма и весьма туманны. Но, как оказалось, есть и положительные моменты в нашей жизни. “Главный плюс – у нас существуют свобода слова и политический плюрализм. И эти моменты позволяют нам всё ещё сохранять надежду, что в этом обществе, в этой стране можно что-то менять, – считает Тамерлан Ибраимов.- Только кто будет делать эти изменения, кто будет проводить эти реформы? На мой взгляд, политическая воля и возможности, в том числе и интеллектуальная и социальная поддержка, появятся уже у следующего поколения политиков”.

Если говорить о политиках нынешних, то какие-либо претензии им предъявлять бессмысленно, считает глава правовой клиники “Адилет” Чолпон Джакупова. Она высказалась: “Какие претензии к политикам? Мы создали им абсолютно комфортные условия для грабежа, мародёрства, воровства. И они ни за что не отвечают. Чем чаще население будет мёрзнуть и голодать от беспредела, тупости и непрофессионализма властей, тем быстрее появится у народа понимание, что есть осознанный выбор. Только природа-матушка, может, насильно воспитает в нас осознанное отношение к процессу выборов”.

“Действие власти на всех уровнях вызывает пессимизм. Но если говорить об общем умонастроении кыргызстанцев, то оптимизм присутствует, – констатирует эксперт Шерадил Бактыгулов. – Всё меньше и меньше людей связывают свою жизнь с действиями властей.  Часто люди в сёлах даже не знают имя своего губернатора области или акима района. Это – показатель того, что люди больше надеются на себя, отсюда и вера в свои силы и оптимизм”.

Кстати, все эксперты констатировали, что постепенно формируется новая внеполитическая протестная  среда, которая к весне может достичь большой мощности и даже превысит политический ресурс Жогорку Кенеша. “Если говорить о сегодняшнем оппозиционном пространстве – оно выжжено. Здесь практически ничего и никого нет. Это напоминает ситуацию, складывавшуюся и при Акаеве, и при Бакиеве. Но все очень хорошо помнят, что после этого следовало… Была фаза затишья, после которой всегда шла буря”, – напомнил Валентин Богатырёв.

Многие уверены, что политические прогнозы, как и другие прогнозы, – вещь неблагодарная. Однако нам, кыргызстанцам, жителям небогатой и крошечной страны, которая зависит от настроений и игр сильных соседей и заокеанских государств, страны, к которой прочно приклеился имидж попрошайки, страшно смотреть в будущее. А в будущем маячит и политическая борьба за авиабазу “Манас”, и вступление в Таможенный союз, и игры вокруг мегапроекта Камбар-Ата. От всего этого зависят и наше личное состояние, и психологический комфорт, и будущее наших семей. Поэтому остаётс, как и нашему президенту, вздохнуть и сказать: “На всё воля Аллаха! Даст Бог, выживем!”

Лейла САРАЛАЕВА

Оставьте комментарий