Главное:
Китайской экспансии – нет! (Январь 17, 2019 2:20 пп)
Прогноз погоды на февраль (Январь 16, 2019 4:07 пп)
Приговор оставлен в силе (Январь 15, 2019 11:52 дп)

СКОЛЬКО ЖЁН В САМЫЙ РАЗ?

16.01.2015
Просмотров: 5


актуальная тема

         Многие  считают,  что  чем  больше  –  тем  лучше.

 

        Однако  закон  гласит,  что  одна.

 

         А  есть  ведь  ещё  и  морально-этические  аспекты  многожёнства…

“Знаете, с каждым годом всё сложнее и сложнее выйти замуж. Есть такая интересная поговорка: “В 17 лет девушка спрашивает: красив ли он? В 25 – богат ли он? А в 35 – где он?”. Я как любая другая женщина очень хотела семью и детей, и когда мне было уже под тридцать и один хороший мужчина предложил стать его второй женой, я согласилась, не раздумывая”.

Поводом для откровенного разговора с этой милой, мягкой и насквозь домашней женщиной стала просочившаяся в эфир информация. По словам вице-премьер-министра Кыргызстана Абдырахмана Маматалиева, в нашей республике со скрипом, но всё же время от времени возбуждаются уголовные дела по статье “Многожёнство”.

Вокруг этой статьи, кстати, споры не утихают с того момента, как она вообще появилась в Уголовном кодексе Кыргызстана. Слишком много желающих её оттуда убрать. Во-первых, дескать, что это за преступление такое – иметь при себе небольшой гарем? Он же, султан местного разлива, дескать, никого не убил и не ограбил, он кормит-поит сразу нескольких женщин, которые без него ещё неизвестно, каким образом бы выживали. За что же, дескать, его наказывать?

Это – точка зрения мужчин, которые и сами не прочь бы примерить на себя султанские одеяния.

Есть и другое мнение – и тоже не в пользу уголовной статьи о многожёнстве. Больно уж шаткая она, зыбкая. Сам по себе следователь уголовное дело по ней возбудить не может, даже если, к примеру, по соседству с ним живёт отъявленный многожёнец. Толчком к возбуждению уголовного дела за женитьбу на двух и более женщинах может быть только письменное заявление одной из участниц “гарема”. А если все со всем согласны и ни у кого нет друг к другу никаких претензий – не может быть и речи об уголовном деле и наказании отлично устроившегося “султанчика”.

Были, были в своё время предложения внести изменения в УК КР в части именно этой статьи. Предлагалось бороться с многожёнством, даже несмотря на то, что такой “брак” полностью устраивает и мужа, и всех его жён. Предлагалось наказывать исламских священнослужителей, которые благословляют семейные союзы, не зарегистрированные сначала в соответствующих государственных органах…

За такие поправки в закон, однако, не проголосовали даже наиболее прогрессивные депутаты Жогорку Кенеша.

А что из себя представляет, собственно говоря, современное кыргызское многожёнство?

Оно возможно в двух вариантах. Или мужчина, будучи официально женат на одной и не утруждая себя разводом, начинает фактические брачные отношения с другой (или другими). Раз первый брак не расторгнут, значит, не регистрируется и второй. Второй союз в лучшем случае скрепляется мусульманским обрядом – или вообще никак не скрепляется, оставаясь так называемым гражданским браком.

Другой вариант – похищение невест, с которым как раз и хотели побороться сторонники ужесточения законодательства.

Во многих сёлах муллы благословляют браки, прекрасно зная, что жених уже имеет законную супругу, и догадываясь даже о том, что новая невеста была накануне украдена, изнасилована и запугана…

Итак, в настоящее время уголовное дело по подозрению в многожёнстве возбуждается в случае заявления одной из тех, кто считает себя потерпевшей. За последние четыре года в Кыргызстане возбуждено пять таких уголовных дел. В суде ни одно из них пока не рассмотрено.

53 уголовных дела возбуждено по фактам принуждения к вступлению в брак девушек, не достигших 17-летнего возраста. 148 уголовных дело возбуждено по фактам принуждения или, наоборот, воспрепятствования вступлению в брак.

До суда эти дела должны дойти. Но пока не дошли.

“живу  я  счастливо”

Аида (назовём так мою собеседницу) считает свою личную жизнь вполне удавшейся, а себя – вполне счастливой женщиной.

На неё я вышла, порасспросив знакомых об известных им полигамных семьях. Сразу двое назвали эту: муж и две жены (одна из которых, младшая, и есть Аида). Встретиться и поговорить она согласилась легко. Условие – только одно: чтоб муж не узнал о нашем разговоре. Нет, ничего крамольного она, конечно, не скажет, но… “Муж, – говорит, – недолюбливает журналистов”.

– Признайся всё-таки, – “пытаю” её, – неужели действительно обрадовалась предложению стать второй женой? Ты же современная, образованная девушка…

– А при чём здесь образование? Первый раз его увидела – влюбилась. Сразу поняла, что я ему тоже небезразлична. А потом оказалось, что он женат. Нет, я вам сначала неправду сказала. Сначала радости не было. На шею я к нему не бросилась. Попыталась прекратить с ним всякие отношения. Даже на время уехала к родителям. Но от себя-то не убежишь!

Вернулась в Бишкек. Он вскоре позвонил, сказал, что нам надо встретиться и серьёзно всё обсудить. Что я ему очень дорога, но и жену он бросить не может – уважает её и по-своему любит. И с ней уже поговорил о нас – в смысле, о том, что хочет взять вторую жену.

– И она, – спрашиваю Аиду, – согласилась? Не предложила ему сначала развод оформить?

– Если честно, я подробностей не знаю. Мне сейчас уже по большому счёту всё равно, как она себя чувствует и что обо мне думает. Мы и не общаемся почти. Я вообще уверена, что если мужчина берёт на себя ответственность за двух женщин, то он обязан обеспечить им комфортную жизнь. Лучше всего, если они друг о друге ничего знать не будут. А раз уж знают – то им по крайне мере желательно не пересекаться.

– Ревность замучает?

– И ревность… И мне вот, например, неловко в глаза его старшей жене смотреть. Вроде как из-за меня она оказалась в таком положении. Я её не ревную, а она? Никто этого не знает. Сама она ни за что в этом не сознается.

Живём мы раздельно. В гости друг к другу не ходим. Муж сейчас больше времени проводит со мной, потому что мы ждём малыша. А потом, наверное, как-то и этот вопрос урегулируем. ТАМ ведь он тоже нужен.

отношения  в  тупике

В Интернете существуют специальные сайты для мусульман, где они могут задать специалисту любой вопрос, касающийся семейной жизни, и получить на него исчерпывающий ответ с точки зрения Корана. Больше всего вопросов – именно на тему многожёнства.

 

“Я замужем уже 20 лет, и у меня пятеро детей. Я, муж и дети проживаем в городе, в котором работает мой муж, вдали от семей моих и его родителей. Все эти годы я лишала себя большинства радостей жизни (из одежды, еды и украшений) ради того, чтобы мой муж собрал достаточно денег для покупки машины, чтобы мы без труда могли путешествовать на ней к нашим родственникам. После всего этого мой муж женился на другой женщине, которая живёт в этом городе, и она родила ему двоих детей. Мои вопросы о следующем:

Можно ли моему мужу использовать нашу машину, чтобы путешествовать со второй женой, гулять с ней и исполнять её нужды?

Надо ли ему, если я захочу поехать навестить своих родственников, совершать эту поездку по очереди со второй женой? Он не может ездить к моим родственникам два раза подряд, пока не совершит поездку со второй женой на машине по какому-то делу, и только после этого наступит моя очередь ехать, даже если меня позовут на свадьбу или куда-нибудь ещё. При этом вторая жена живёт рядом с родственниками и навещает их, когда пожелает, а я нахожусь далеко от своих родственников, справедливо ли это будет?

Сейчас мой муж вынуждает меня пользоваться общественным транспортом для поездки с моими маленькими детьми и не хочет использовать нашу машину, ради покупки которой я стольким пожертвовала, чтобы облегчить нам тяготы поездок, – дозволено ли ему это?

Можно ли моему мужу брать вещи из моего дома, чтобы использовать их в его втором доме, притом, что эти вещи мы хотели когда-нибудь продать и купить на полученные деньги другие вещи, в которых нуждается наша семья? Можно ли ему покупать сейчас новую бытовую технику для своей второй жены, не думая о том, чтобы заменить наши старые бытовые приборы (которые один день работают, а другой – не работают)?

Является ли справедливостью, что мой муж покупает одинаковое количество еды или фруктов для своей второй семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей, чей возраст меньше 3 лет, и для нашей семьи, в которой есть двое взрослых и пять детей в возрасте от двух до двадцати лет?

Можно ли моему мужу приводить свою вторую жену в мой дом в мое отсутствие, без моего разрешения и позволять ей переставлять вещи с места на место?”

С этим женским письмом перекликается послание от мужчины:

“Мой вопрос, уважаемый шейх, о том, как строить свои отношения с жёнами.

Я женат на двух женщинах; от одной из них у меня трое детей, на второй я женился примерно семь месяцев назад. Однажды вторая жена мне сказала: “Твоя первая жена мне говорит в качестве сестринского совета, как она это называет, что “ты будешь жалеть, что вышла замуж за такого-то (т. е. за меня), я, например, много лет терплю его, терплю из-за своих детей”.

Вторая говорит, что первая жена ей очень много чего сказала обо мне, и что она мне всего не расскажет, и что она (т. е. вторая жена) остановила её, говоря: “Знаешь ли ты, что это считается хулой, злословием”, и сделала ей доброе наставление, сказав: “Побойся Аллаха”.

Что нужно делать в такой ситуации, имея в виду, что я достаточно выполняю перед ними обязательства? Я хотел бы, чтобы они были сёстрами; я стараюсь относиться к ним так, чтобы они стали близкими подругами, по возможности стараюсь скрывать любое слово, которое может быть сказано одной из них в адрес другой, по возможности стараюсь быть справедливым в моих расходах на них, совместном пребывании и всем, что касается супружеской жизни вместе с ними. Я хотел бы, чтобы мы гуляли вместе, как одна семья”.

Далее следует пространный богословский ответ, суть которого можно изложить в двух-трёх предложениях. Взялся за гуж, как в поговорке, – не говори, что не дюж. Решил обзавестись двумя жёнами – будь готов к тому, что жизнь каждой из них постепенно превратится в ад. И уж они обе постараются превратить в такой же ад и твою жизнь, о многожёнец!

Да и женщина, соглашаясь сделаться чьей-то второй женой, редко в полной мере представляет себе, что ждёт её в оставшиеся годы земной жизни. Впрочем, женщину иногда ни о чём и не спрашивают.

“Есть такое мнение, – поделился со мной однажды знакомый молодой человек, когда речь зашла о возможности многожёнства, – что у первой жены надо спросить, можно ли жениться на второй. У меня пока и первой-то нет. Но если когда-нибудь дойдёт до этого… Как можно спрашивать у того, который создан, согласие на то, что разрешает Создатель? Аллах мне разрешил иметь несколько жён – как может его создание мне запретить?”.

– То есть, – уточняю, – “создание божье” спрашивать не будешь? Поставишь первую жену перед фактом и всё?

– Да, – отвечает. – Так и поступлю.

“одна  жена  или  две  –  какая  разница?”

48-летняя Чинара (имя по понятным причинам изменено) недавно развелась с мужем. Причина банальна: муж, что называется, загулял. Долго не думая, рубанула с плеча, подала заявление на расторжение брака. А потом вдруг задумалась – а правильно ли сделала? Не лучше ли было сохранить семью – даже ценой её значительного расширения за счёт второй жены и сторонних детей?

Ситуация такова. Позади – чуть больше двадцати лет семейной жизни. Два сына. Старший уже взрослый, самостоятельный. Выходила Чинара замуж по большой любви за полунищего-полуголодного студента. Была жёсткая экономия на самом необходимом, скитание по чужим углам – и, тем не менее, полное взаимопонимание и супружеское счастье.

Потом в их с мужем жизнь нагрянули большие деньги. Муж буквально на глазах превратился в состоятельного, пузатого, слегка облысевшего, но при этом очень востребованного девушками мужчину. Начались романы – большие и маленькие, продолжительные и совсем короткие. Об одних Чинара знала наверняка, о других только догадывалась… Терпела.

До тех пор, пока в жизни мужа не появилась девушка, оказавшаяся не очередной. Которую он поселил в своей “холостяцкой” квартире (приобрёл уже по случаю недвижимость, куда жене Чинаре был вход запрещён), которая от него забеременела – и потребовала как-нибудь узаконить отношения.

Когда всё открылось, муж не придумал ничего лучше, как заявить “наехавшей” на него супруге: “А что тебя не устраивает? Я же тебя не бросаю. Какая тебе разница, сколько у меня жён?!”.

Чинаре разница была. Даже представить себе не хотела, что муж отныне будет “официально” жить на две семьи. Больно было оттого, что когда-то она, Чинара, очень хотела третьего ребёнка (по возможности девочку), но муж упорно гонял её на аборты. И с двумя, дескать, еле справляемся.

А теперь эту дочку родила ему любовница… Да нет, не любовница! Вторая жена!

Разводиться муж не хотел. Клялся, что любит и никогда больше ничем не обидит. Чинара слушать не стала, настояла на своём. А теперь проводит ночи в раздумьях: а может, не надо было разводиться? Сейчас, говорит, время такое, что все так живут. То есть не все, конечно, поголовно, но очень многие. Дееспособных мужиков в стране нехватка, так что женщина по идее радоваться должна, что сумела отхватить себе такого в мужья. Даже если она у него и не единственная…

– В общем, – подытоживает Чинара, – во-первых, хорошими мужиками не стоит разбрасываться. А во-вторых, не надо при этом совершать ради них никаких подвигов. Всё равно не поймут и не оценят. И не потому, что козлы, а просто устроены они по-другому. И шкала ценностей у них от женской отличается.

 

Должны судить. Осудят ли?

Со дня на день в одном из районных судов начнётся рассмотрение уголовного дела о двоежёнстве. Подсудимый – 36-летний мужчина, которому мало показалось одной законной жены и ребёнка, а попутно приглянулась ещё и симпатичная 17-летняя односельчанка. С ней даже разговаривать не стал. Подговорил приятелей, девушку украли. Не подозревая, что она окажется такой строптивой.

Инициаторами возбуждения уголовного дела против жениха стали родители девушки, которые сначала долго искали её, вышедшую во двор развесить бельё и как сквозь землю провалившуюся, потом со скандалом забрали дочь из дома любвеобильного мужика.

Новоиспечённый “супруг” успел побывать с девушкой в местной мечети и совершить никах.

В момент проведения обряда мулла обязательно спрашивает женщину, по доброй ли воле она вступает в брак. И ни одна из брачующихся, насколько известно, до сих пор не ответила “нет”. Перед тем, как предстать перед муллой, похищенная девушка, не секрет, подвергается мощной психологической обработке. Обрабатывается до такой степени, что ей уже “что воля, что неволя – всё одно”.

Невеста этого жениха тоже ответила согласием. И по мусульманским канонам стала женой того, кого до этого видела пару раз в жизни, кто по возрасту годится ей в отцы и на кого она глядеть не может без содрогания.

Государство у нас светское, и заключённый по мусульманским обрядам брак законным супружеством не признаётся. Но для определения многожёнства этого и не требуется. Многожёнство, согласно законодательству, – любая форма сожительства одного мужчины с несколькими женщинами при совместном ведении хозяйства. “Зульфия мой халат гладит у доски, шьёт Гюли, а Фатьма штопает носки”…

Что и попытался устроить у себя дома этот незадачливый жених.

Чем у нас в Кыргызстане заканчивается рассмотрение в суде уголовных дел о похищениях невест, мы все прекрасно знаем. Ничем особенным. Лёгким испугом для подсудимого. Кроме, разве что, совсем уж кошмарных случаев с жестоким изнасилованием и самоубийством невесты.

Чем закончится рассмотрение уголовного дела о многожёнстве? Поживём-увидим. Уголовный кодекс предусматривает за такое преступление лишение свободы на срок до двух лет. Смешное, конечно, наказание.

В данном случае, правда, имеет место ещё и принуждение женщины к вступлению в брак, которое карается более сурово. Но принуждение, уверяют адвокаты, слишком трудно доказать. Практически невозможно. И сама морально сломленная несостоявшаяся невеста сквозь слёзы твердит, что никто её не принуждал, замуж вышла добровольно.

А  бывает  и  так…

Жительница Саудовской Аравии недавно поставила условие мужчине, предложившему ей руку и сердце: кроме неё, взять в жёны двух её близких подруг. Жених не был готов к такому повороту дела и чуть было не отказался, однако родственники убедили его не отступать.

Там же, в Саудовской Аравии, в 2013 году некто женился на девочке-школьнице. А вместе с ней узаконил отношения с классной руководительницей девочки, директором школы и заведующей отделом женского просвещения.

Самая многочисленная семья в мире живёт в Индии в деревушке Бактванг и состоит из 181 человека. Численность семейства неуклонно растёт. У 67-летнего Зиона Чана 39 жён, 94 ребёнка, 33 внука и 14 невесток. Семья располагается в четырёхэтажном 100-комнатном доме, причём отдельная комната есть только у главы семьи, остальные размещаются в огромных залах. В доме имеются своя школа, мастерские, хлев, рисовые поля и сад. Глава семьи гордится тем, что не получает никакой поддержки государства. Все мужчины в семье работают плотниками, так что на еду и одежду денег хватает.
А в некоторых брачных агентствах Алматы с недавних пор предоставляют новую услугу – если женщина захочет, ей могут подобрать младшего и любимого мужа. “Мужикам можно, а нам нет?” – возмутились некоторые состоятельные казашки.

Кое-кто из клиенток приходит в агентство вместе с мужем. Жить-то, мол, всё равно втроём, так что супруг номер один непременно должен участвовать в выборе.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА

Оставьте комментарий