Главное:
Наврали в декларациях (Ноябрь 21, 2018 9:11 дп)
Новая фамилия – новая жизнь? (Ноябрь 20, 2018 1:45 пп)
Либо зарплата, либо пенсия (Ноябрь 16, 2018 4:59 пп)

Зарытая история

16.05.2018
Просмотров: 54

Мечеть вместо кинотеатра: между скандальным и сакральным…

Бишкек – столица без прошлого?

     Бишкек, как и всякая столица, имеет множество мистических мест. Рассказывают, например, что в музее имени Фрунзе по ночам бродит дух прославленного полководца, позвякивая шпорами. Ещё говорят, что после полуночи на киностудии “Кыргызфильм” появляются привидения, а на третьем этаже слышен чей-то смех. Сотрудники Кыргызского драмтеатра рассказывают, что ночами в пустом здании можно услышать пение и шаги.
Но больше всего мистических легенд ходит вокруг того места, где сейчас выстроили новую Центральную мечеть. Ту самую, что в квадрате, ограниченном улицами Гоголя, Суюмбаева, Жумабека и проспектом Жибек Жолу. Многие бишкекчане помнят, что до недавнего времени там был кинотеатр “Иссык-Куль”, и немногие – что ещё раньше там было городское православное кладбище.

ПОСЛЕДНИЙ  ПРИЮТ

Тему этой публикации нам подсказали читатели. После недавнего нашего рассказа о градоначальнике Пишпека Илье Фёдоровиче Терентьеве самые пытливые из них захотели узнать, что стало с могилой нашего выдающегося земляка. Так появился повод  вспомнить  не  только о могиле, но и о многих других интересных страницах истории Пишпека-Фрунзе-Бишкека.

В Пишпеке до революции на участке возле нынешней гостиницы “Достук” размещалось так называемое Господское кладбище. Его южная граница проходила по южной стороне улицы Токмакской (позже – Иваницина, ныне – Жумабека), которая в то время была пошире. По обрывочным данным известно, что хоронили там зажиточных жителей, к которым, несомненно, относился и Илья Терентьев. Потому кладбище и называлось Господским. Некоторые источники называют его ещё и Военным. Как бы там ни было, большим это кладбище не было – в отличие от погоста общегородского, который находился неподалёку.

Илья Терентьев, как мы уже рассказывали, умер в 1914 году. Похоронили его на Господском кладбище,  установив на могиле четыре пушки. Пишут, что отливали их в Санкт-Петербурге. Пройдёт четыре года, и в дни Беловодского мятежа, когда на Пишпек будут наступать беловодские кулаки (этому событию посвящалась одна из наших предыдущих публикаций), большевики снимут эти пушки с могилы Терентьева для обороны. Тогда своей артиллерии у защитников города не было. В отличие от мятежников, у которых самодельные пушки всё же имелись. Правда, из четырёх орудий по беловодским кулакам выстрелила только одна пушка.

После ликвидации Беловодского мятежа пушки установили на могиле павших защитников города в Дубовом парке рядом с нынешним Русским драмтеатром, где они стоят и поныне.

С самой могилой Ильи Терентьева получилось хуже. В середине 1950-х годов власти Фрунзе приняли решение снести кладбище. В 1959 году на его месте вырос кинотеатр “Иссык-Куль”. В нём были два зала – “Светлый” и “Голубой”, на 400 мест каждый. В фойе работала установка дневной проекции для показа кинорекламы и хроники. При кинотеатре впервые в республике появились киноклубы – “Светофор”, “Подросток и закон” и “Будущий воин”, а также кинолекторий “Кино и время”. Позади кинотеатра был разбит парк. По тому же проекту, что и “Иссык-Куль”, в СССР построили ещё два кинотеатра – “Космос” в Кемерово и “Победа” в Белгороде. “Космосу” и “Победе” повезло больше – они существуют до сих пор и используются по своему прямому назначению.

И всё бы ничего, но перед строительством кинотеатра никто не собирался переносить кладбище в другое место, а горожанам так и не дали перезахоронить останки умерших родственников. В 2005 году бишкекчанка Екатерина Михайлова рассказывала журналистам: “Когда сносили кладбище, я была совсем молодая. Помню, как кости складывали в одну кучу, а разрушенные памятники – в другую. Потом всё это погрузили в машины и увезли. Причём человеческие останки кидали в машину лопатами. Не по-божески поступили, не по-христиански. Я всегда это место обхожу, а как прохожу рядом, обязательно перекрещусь”.

Другая бишкекчанка – дочь экскаваторщика Геннадия Фадеева Ольга – тоже вспоминала: “Папа говорил мне, что, когда рыли яму, в ней было полно человеческих костей. Строителям становилось плохо. По рассказам друзей и товарищей этих людей, многих из тех, кто разрушал кладбище и возводил кинотеатр, до конца дней мучили кошмары и бессонница”.

До декабря 1918 года эти пушки “охраняли” могилу старосты Пишпека Ильи Терентьева. Потом они понадобились для обороны города во время Беловодского мятежа. После разгрома мятежников пушки поставили на братскую могилу погибших красногвардейцев в Дубовом парке. Это всё, что осталось от могилы Терентьева.

Фото кинотеатра “Иссык-Куль” в 2017 году: вид изнутри и снаружи. В советское время здесь были два зала – “Светлый” и “Голубой”, на 400 мест каждый. В фойе работала установка дневной проекции для показа кинорекламы и хроники. При кинотеатре впервые в республике появились киноклубы – “Светофор”, “Подросток и закон” и “Будущий воин”, а также кинолекторий “Кино и время”.

Российский город Кемерово, кинотеатр “Космос”, 1960-е годы. Это второй после “Иссык-Куля” кинотеатр в СССР, построенный по тому же проекту. На втором фото: его современный вид.

Российский город Белгород, 1968 год (на первом фото). Кинотеатр “Победа” – ещё один “брат-близнец” незадачливого бишкекского “Иссык-Куля”. На втором фото: так “Победа” выглядит сейчас. Не везде городским властям мешают кинотеатры. Только, пожалуй, в Бишкеке.

“ИССЫК- КУЛЬСКИЕ” ПРИВИДЕНИЯ

Именно с той поры, рассказывают старожилы, по городу Фрунзе поползли нехорошие легенды, которые дожили до наших дней. И сегодня можно найти людей, которые слышали от родителей, что во время строительства кинотеатра по ночам над разрытыми могилами стелился белый, почти молочного цвета туман, а в воздухе пахло… ладаном – ароматической смолой, дым которой применяется при богослужении.

В 2005 году на весь Бишкек прогремела история, рассказанная сторожем кинотеатра “Иссык-Куль” Владимиром Куприянцевым, который охранял кинотеатр с 1987 года. Он поведал журналистам: “Внутри кинотеатра, особенно ночью, всегда слышатся чьи-то шаги, разные вздохи и прочие необъяснимые звуки. После полуночи, когда я иду осматривать кинозалы, у меня постоянное ощущение, что кто-то за мной следит. Иду, например, по лестнице, а сзади тихий такой скрип. Оборачиваюсь – никого нет”.

Как-то ночью Куприянцев вошёл в один из залов и будто бы увидел на стене огромный человеческий силуэт с раскинутыми руками. Поначалу он подумал, что это его собственная тень, но тут же сообразил, что ошибся: силуэт существовал сам по себе. Сторож в ужасе захлопнул двери и повсюду включил свет.

Известны и другие истории. Например, о девушке-азиатке, которая будто бы выходила прямо из стены кинотеатра. Как-то раз в “Иссык-Куле” попробовали переночевать местные охотники за привидениями. Две ночи всё было спокойно, а вот на третью – прямо как в сказках… Молодые люди услышали какой-то шёпот, который нельзя было разобрать. Они вошли в зрительный зал, посветили фонариками и ничего не обнаружили. Собрались уже уходить, как вдруг один из охотников услышал: “Помоги…” Парни прибежали в каморку к сторожу Куприянцеву, и тот рассказал им, что и его чей-то голос просил о помощи.

Известна также история о некоей цыганке по имени Вика, отчим которой был похоронен на этом кладбище. По рассказам местных жителей, этот мужчина при жизни имел неуравновешенный характер и часто поколачивал жену и падчерицу. О его смерти рассказывают разное: то ли от водки сгорел, то ли повесился. Будто бы это его дух пугает прохожих по ночам. Впрочем, тот же Куприянцев рассказывал, что привидения исчезли из кинотеатра после того, как там устроила молельню одна из религиозных организаций.

Тем не менее живут в окрестностях бывшего кинотеатра “Иссык-Куль” и люди, которые за всю свою жизнь ни разу с привидениями не сталкивались, и утверждают, что всё это неправда. А тем, кто рассказывает, будто видел всякие ужастики, эти скептики рекомендуют поменьше увлекаться спиртным. А все разговоры о паранормальных явлениях как в самом кинотеатре, так и в окрестном парке, по словам этих жителей, начались в 1990-е годы. Поэтому ситуация с “иссык-кульской” мистикой имеет и другое, более материалистическое объяснение: кто-то тогда решил приобрести эту землю за бесценок, поэтому и стал распускать об этом месте разные   слухи.  Аналогичных ситуаций  известно  множество. Реалисты советуют в таких случаях искать чей-то сугубо материальный интерес.

С юридической же точки зрения так называемый кладбищенский период (время полного разложения останков) заканчивается через 20 лет после последнего захоронения. Если в течение 10 лет на кладбище никого не хоронили, а за могилами никто не ухаживал, то такой погост подлежит сносу. Что же касается места, где располагалось кладбище, то его можно использовать только под скверы, парки или места общественного пользования. Иногда и для других целей, но только с разрешения санитарно-эпидемиологической службы.

СЛОВО  И  ДЕЛО

Со временем в кинотеатр “Иссык-Куль” перестали ходить вовсе. Рекорд 1982 года, когда его посетило более 2 миллионов 300 тысяч зрителей, так и не был побит ни в позднесоветское время, ни в период независимости Кыргызстана. Здание начало приходить в негодность. Инвесторов оно не заинтересовало (из-за репутации?), а государству объект оказался не нужен.

В 2009 году в судьбе кинотеатра и его территории произошёл резкий поворот. Вышел указ президента Курманбека Бакиева: “Мэрии города Бишкека в установленном порядке передать Духовному управлению мусульман Кыргызстана в пользование сроком на 49 лет здание, расположенное по адресу: город Бишкек, проспект Жибек Жолу, 264, с прилегающим земельным участком площадью 3,261 га для строительства новой Центральной мечети мусульман Кыргызстана”. По иронии судьбы Бакиев потеряет власть почти ровно через год: указ вышел 8 апреля 2009-го. Постановление мэрии от 15 марта 2009 года визировал тогдашний градоначальник Нариман Тюлеев. Который тоже через год лишился должности, а потом и вовсе сел в тюрьму. Не кроется ли за всем этим какой-то мистики?

В 2010 году генеральный план мечети утвердили, а ещё через два года началось строительство. Финансировали проект из Турции, поэтому наблюдатели отметили в макете будущей мечети сходство с мечетью Коджатепе в Анкаре. В отличие от анкаринского оригинала, Центральная мечеть Бишкека существенно меньше: высота её куполов 40 метров, а четырёх минаретов – 67 метров. Длина храма составляет 100 метров, а ширина – 57. Новая мечеть будет вмещать 10 тысяч прихожан.

Турки, как сообщил тогда журналистам пресс-секретарь ДУМК Максат Мамбеталиев, выделили на строительство 8 миллионов долларов, а ещё два миллиона обещали дать доноры из Иордании.

Довольными строительством новой мечети на месте кинотеатра оказались не все. Известный кинорежиссёр Геннадий Базаров тогда сказал: “Памятники культуры нельзя отдавать, их  надо  сохранять.  Их так  мало,  как  и  интеллектуальный потенциал наш  –  такой хрупкий, с которым  тоже  не  считаются  уже”.  С  ним  согласился  и  режиссёр  Садык Шер-Нияз: “Кинотеатр “Иссык-Куль” был местом сбора молодёжи, где она приобщалась к высокой культуре, к кино. Мы бы очень хотели, чтобы он остался кинотеатром”.

Журналисты по поводу новой мечети обратились в ДУМК и спросили напрямую: позволяют ли нормы шариата строить мечеть на месте православного кладбища? В ДУМК ответили, что позволяют. Однако дотошные журналисты откопали аналогичную историю, случившуюся в Бийске (это Алтайский край России). В 2011 году тамошней мусульманской общине городские власти решили предоставить землю под строительство мечети, на которой прежде было старое православное кладбище. На что заместитель главного имама Алтайского края Иса Хасаев сказал: “Ни один мусульманин не захочет строить мечеть на месте бывших могил, где живёт память об ушедших людях”.

А что на сей счёт говорил сам пророк Мохаммед?

Каждый имам обязан знать книгу – сборник хадисов “Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам” – “Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право”. Это, можно сказать, основа шариата.

Собрал эти хадисы Ибн Хаджар аль-Аскаляни – авторитетный мусульманский богослов и историк, знавший Коран наизусть. Аль-Аскаляни  носит  наивысшее  звание в мусульманском мире –  шейх-уль-ислама.

Открываем эту книгу – в переводе азербайджанского учёного Эльмира Кулиева – и читаем:

“Передают, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Вся земля может служить местом для поклонения,  кроме  кладбища   и  уборной…”

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил совершать намаз в семи местах: на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, посреди дороги, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы…”

Так что запрет строить мечети на месте кладбищ в исламе всё-таки существует.

АРИФМЕТИКА СКАНДАЛОВ

В 2011 году главный инженер Агентства ритуальных услуг мэрии Бишкека рассказал журналистам, как при подготовке строительства мечети проходило перезахоронение останков с бывшего кладбища (тех, что ещё оставались там с 1950-х годов – после строительства кинотеатра “Иссык-Куль”): “Выглядело всё так: экскаватор грузит землю в машину, а наши люди складывают кости в специальный ящик. Таким образом было заполнено, кажется, 169 ящиков, которые были сложены в одну траншею на Братском кладбище”.

Речь шла об Ала-Арчинском кладбище Бишкека, где в братских могилах хоронят бомжей. Позже выяснилось, что  место  захоронения  никак  не  было  обозначено,  ни  одного  указателя  там  не  установили.

Начало строительства мечети. На фото ниже – человеческие кости, найденные при рытье котлованов.

Ала-Арчинское кладбище. Где-то здесь, в безымянной братской могиле рядом с телами бомжей нашли, возможно, последнее пристанище и останки Ильи Фёдоровича Терентьева, одного из самых выдающихся градоначальников Пишпека-Фрунзе-Бишкека.

То, что место строительства будущей мечети не вполне, скажем так, благополучное, в 2013 году ещё раз подтвердил очередной скандал. Муниципальное предприятие “Зеленстрой” пожаловалось на ДУМК в прокуратуру Свердловского района. “Зеленстроевцы” утверждали, что при возведении Центральной мечети в Бишкеке государству был нанесён ущерб в размере 340 тысяч сомов в результате незаконной вырубки 22 деревьев, которые были собственностью городских властей. Свердловская райпрокуратура возбудила уголовное дело. Чем закончилось   расследование – неизвестно.

Свои  пять  копеек  вставили и “Северэлектро” с Бишкекглавархитектурой. У энергетиков возникли претензии к электропроводке возводимой мечети, а архитекторы выдвинули претензии к тому, что в генплан мечети были внесены при строительстве несогласованные с ними изменения. Чем закончился скандал – опять же неизвестно.

Был  ещё  случай  из  разряда  курьёзных:  общественный туалет на территории строительства, подлежащий сносу, оказался частным. Владелец туалета запросил у ДУМК… 25 тысяч долларов!  

В 2017 году комиссия по определению пригодности муниципальных зданий и сооружений признала здание кинотеатра “Иссык-Куль” непригодным для дальнейшей эксплуатации. Мотивировка комиссии звучала так: здание не является памятником архитектуры, не состоит в государственном списке памятников истории и  культуры  КР  как  республиканского, так и местного значения. А это значит, что кинотеатр, почти уникальный по своей архитектуре (таких  в  СНГ  всего  три), подлежит уничтожению. Новым  хозяевам  жизни  он оказался  не  нужен.

Кто  знает,  сколько  ещё таких  “ненужных”  объектов в Бишкеке обречено на уничтожение?

Фотоснимки со спутника: территория кинотеатра “Иссык-Куль” в 2005 году (на фото вверху) и через 10 лет – в 2015 году. Мечеть уже стоит, зато парк исчез.

Строительство бишкекской Центральной мечети закончено, сейчас идёт отделка.

Дело по большому счёту даже не в мечети и не в кладбище, которое на том месте когда-то было… Дело в том, что Бишкек, похоже, войдёт в историю как город без лица. Поскольку власти абсолютно равнодушно относятся к культуре и истории столицы, которой им доверили управлять.

Дмитрий  ОРЛОВ

Оставьте комментарий